Сознание

[pic]



    Курсовая  работа по дисциплине Военная Педагогика и Психология (ВпиП)
            Тема: «Сущность сознания его формирование и развитие»



                               Санкт-Петербург
                                    2001
                                 Оглавление.
1. Введение.     3
2.Отражение как всеобщее свойство материи.   3
2.1.  Отражение и информация.     3
2.2. Формы отражения. Определение сознания.  5
3. Происхождение сознания.  7
3.1. Роль труда в формировании сознания.     7
3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания.      8
4. Структура сознания. 10
5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи.    11
5.1 Сознание и мозг.   11
5.2. Материальное и идеальное.  Образ и предмет.  13
5.3.  Активность сознания.  14
6. Общественное  сознание и его преобразовательная сила.     15
7.Заключение.    17



                                1. Введение.

      Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом  как
в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты  и  фантазии,   наконец,
воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности  мыслители
напряженно  искали  разгадку  тайны  феномена  сознания.  Наука,  философия,
литература,  искусство,  техника  -  словом,  все  достижения   человечества
объединили свои усилия, чтобы  раскрыть  сокровенные  тайны  нашей  духовной
жизни.
      В течение многих веков  не  смолкают  горячие  споры  вокруг  сущности
сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают  сознание  как
крохотную искру  величественного  пламени  божественного  разума.  Идеалисты
отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи.  Единственно
достоверной   реальностью   признают   сознание   сторонники    объективного
идеализма.
      Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то  материализм
ищет общность,  единство  между  явлениями  сознания  и  объективным  миром,
выводя духовное из материального. Материалистическая философия и  психология
исходят  в  решении  этой  проблемы  из  двух  кардинальных  принципов:   из
признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.


                 2.Отражение как всеобщее свойство материи.


                        2.1.  Отражение и информация.

      Сознание современного человека есть продукт  всей  всемирной  истории,
итог  многовекового  развития  практической  и  познавательной  деятельности
бесчисленных поколений  людей.  И  для  того,  чтобы  понять  его  сущность,
необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось.  Сознание  имеет  свою
не только социальную историю,  но  и  естественную  предисторию  -  развитие
биологических  предпосылок  в  виде  эволюции  психики  животных.   Двадцать
миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека.  Без
этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом.  Но  не
меньшим чудом было бы и появление психики у  живых  организмов  без  наличия
свойства отражения у всей материи.
      Отражение   есть   всеобщее   свойство   материи,   заключающееся    в
воспроизведении  признаков,  свойств  и   отношений   отражаемого   объекта.
Способность к отражению, а также характер ее проявления  зависят  от  уровня
организации материи. Особым и  неотъемлемым  свойством  отражения  у  живого
организма  являются  раздражимость  и  чувствительность  как   специфическое
свойство  отражения,  взаимодействий  внешней  и  внутренней  среды  в  виде
возбуждения и ответной избирательной реакции.
      Отражение  во  всем  многообразии  его  форм,  начиная  от  простейших
механических следов и кончая человеческим  разумом,  происходит  в  процессе
взаимодействия  различных  систем  материального  мира.  Это  взаимодействие
имеет  своим  результатом  взаимоотражение,  которое  в  простейших  случаях
выступает в виде механической деформации, в общем же случае  -  как  внешняя
реакция или как взаимная передача энергии и информации.  Отражение  в  общем
случае   представляет   собой   процесс,   результатом   которого   является
информационное   воспроизведение   свойств   отражаемого   предмета.   Любое
отражение включает информационный процесс.
       Информация есть объективная сторона процессов природы и  как  таковая
всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального  мира  -
в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.
      Все  в  мире  находится   в   непосредственном   или   удаляющемся   в
бесконечность опосредованном  взаимодействии  всего  со  всем  -  все  несет
информацию обо всем.  Это  предполагает  универсальное  информационное  поле
мироздания, которое является всеобщей  формой  связи  формой  универсального
взаимодействия и тем самым единства мира:  ведь  все  в  мире  “помнит”  обо
всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.

                 2.2. Формы отражения. Определение сознания.

      Выше было сказано, что отражение есть свойство материальных  систем  в
процессе взаимодействия  воспроизводить  особенности  других  систем.  Можно
сказать, что отражение есть результат взаимодействия объектов. С  простейшей
формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире.  Например,  проводник
нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую  цепь,  окисляются
металлы, находящиеся  на  воздухе,  остается  след  на  снегу,  если  прошел
человек  и  т.п.   Это  пассивное  отражение.  Оно  осуществляется  в  форме
механических и физико-химических изменений.
      По мере усложнения организации материи и появления жизни  на  Земле  у
простейших  организмов,  а   также   растений   сформировалась   способность
“отвечать” на воздействие внешней  среды.  Эта  форма  отражения  называется
раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной  избирательностью
- простейший организм, растение,  животное  приспосабливается  к  окружающей
среде.
      Прошли многие миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения,
с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на  основе
сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания  и  др.)  приобрело
способность  отражать   отдельные   свойства   объектов   -   цвет,   форму,
температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным  потому,  что  у
животных появился специальный аппарат (нервная система),  который  позволяет
активизировать их отношения с окружающей средой.
      Высшей  формой  отражения  на  уровне   животного   царства   является
восприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности  и  полноте.
Психика (как результат взаимодействия мозга с внешним миром)  и  психическая
деятельность позволили животным не  только  приспосабливаться  к  окружающей
среде,  но  и  в  определенной  мере  проявлять  внутреннюю  активность   по
отношению к ней и даже изменять среду. Как показали исследования,  в  основе
психической деятельности лежат безусловные  и  условные  рефлексы  головного
мозга.  Цепь  безусловных  рефлексов  является  биологической   предпосылкой
формирования  инстинктов.   Наличие   у   животных   ощущений,   восприятия,
“впечатлений”,   “переживаний”,    наличие    элементарного    (конкретного,
“предметного”) мышления есть основа возникновения человеческого сознания.
      Сознание - высшая форма отражения действительного  мира;  свойственная
только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся  в  обобщенном
и целенаправленном отражении действительности, в  предварительном  мысленном
построении действий и предвидении их результатов, в  разумном  регулировании
и самоконтролировании поведения человека.  “Ядром”  сознания,  способом  его
существования является знание. Сознание принадлежит  субъекту,  человеку,  а
не  окружающему  миру.   Поэтому   сознание   можно   охарактеризовать   как
субъективный образ объективного мира.
      Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ,
самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет  себя  из
окружающей среды. Самосознание  -  важнейшее  отличие  психики  человека  от
психики самых развитых представителей животного мира.
      Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым
трем  формам  движения  материи  (механической,   физической,   химической),
отражение в живой природе - биологической форме,  а  сознание  -  социальной
форме движения материи.

                         3. Происхождение сознания.


                  3.1. Роль труда в формировании сознания.

           Процесс   становления   человека   был    процессом    разложения
инстинктивной   основы   психики   животных   и   формирования    механизмов
сознательной  деятельности.  Сознание  могло  возникнуть  лишь  как  функция
высокоорганизованного мозга, который  сформировался  под  влиянием  труда  и
речи.  Зачатки  труда  характерны  для   австралопитеков,   труд   же   стал
отличительным признаком  их  преемников  -  питекантропов  и  синантропов  -
первых людей на земле, положивших начало  изготовлению  орудий  и  покорению
огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в  изготовлении
и использовании орудий, увеличил их  ассортимент  и  вовлек  в  производство
новый прикладной материал (научился изготавливать  каменные  ножи,  костяные
иглы, строил жилища и пр.). Наконец, человек  современного  типа  -  человек
разумный, поднял уровень техники на еще большую высоту.
      Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания
состоит в том,  что  мозг  как  орган  сознания  развивался  одновременно  с
развитием  руки  как  органа  труда.  Именно   рука   как   “воспринимающий”
(непосредственно соприкасающийся с  предметами)  орган  давала  поучительные
уроки другим органам чувств, например глазу. Активно действующая рука  учила
голову думать, прежде чем сама  стала  орудием  исполнения  воли  головы.  В
процессе   развития   трудовой   деятельности   уточнялись   и   обогащались
осязательные ощущения. Логика практических действий фиксировалась  в  голове
и превращалась в логику  мышления:  человек  учился  думать.  И  прежде  чем
приступить к делу, он уже  мог  мысленно  представить  и  его  результат,  и
способ осуществления, и средства достижения этого результата.
      Ключ к  решению  вопроса,  который  представляет  собой  происхождение
человека и его сознания заключается в одном слове  -  труд.  Как  говорится,
обивая клинок своего каменного топора,  человек  в  то  же  время  оттачивал
лезвие своих умственных способностей.
      Вместе с возникновением  труда  формировался  человек  и  человеческое
общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей  и  тем  самым
хотя бы элементарное разделение трудовых  действий  между  его  участниками.
Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если  участники  как-
то осмысливают связь своих действий. Формирование сознания человека  связано
с  возникновением   общественных  отношений,  которые  требовали  подчинения
жизни индивида социально-фиксированной системе  потребностей,  обязанностей,
исторически сложившихся обычаев и нравов.


        3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания.

      Язык  также  древен,  как  и  сознание.  У  животных  нет  сознания  в
человеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому.  Многие
животные обладают голосовыми  органами,  мимико  -  жестикулярными  методами
сигнализации, однако  все  эти  средства  имеют  принципиальное  отличие  от
человеческой  речи:   они   служат   выражением   субъективного   состояния,
вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д., либо  простым  указанием,  либо
призывом к совместным действиям или  предупреждением  об  опасности  и  т.п.
Содержанием общения  животных  всегда  является  наличная  в  данный  момент
ситуация. Человеческая же речь оторвалась  от  своей  ситуативности,  и  это
была “революция”, породившая человеческое сознание и  сделавшая  содержанием
речи идеальное, опосредованно воспроизводящее объективную реальность.
      Мимико - жестикулярные и звуковые средства  взаимного  общения  прежде
всего высших животных и послужили  биологической  предпосылкой  формирования
человеческой речи. Развитие труда способствовало  тесному  сплочению  членов
общества.  У  людей  появилась  необходимость  что-то  сказать  друг  другу.
Физиологический  механизм  образования   речи   -   условно-рефлекторный   :
произносимые  в  той  или  иной  ситуации  звуки,  сопровождаемые   жестами,
сочетались в мозгу с соответствующими предметами и  действиями,  а  затем  с
идеальными явлениями  сознания.  Звук  из  выражения  эмоций  превратился  в
средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.
      Сущность языка выявляется в его двуединой функции:  служить  средством
общения и орудием мышления. Сознание  и  язык  образуют  единство:  в  своем
существовании  они  предполагают  друг  друга.  Язык  есть  непосредственная
действительность мысли,  сознания.  Он  участвует  в  процессе  мыслительной
деятельности как ее  чувственная  основа  или  орудие.  Сознание  не  только
выявляется, но и формируется  с  помощью  языка.  Связь  между  сознанием  и
языком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга  не
разрушая того и другого.
      Посредством языка происходит переход от восприятия и  представлений  к
понятиям,  протекает  процесс  оперирования  понятиями.   В   речи   человек
фиксирует  свои  мысли,  чувства  и  благодаря   этому   имеет   возможность
подвергать их анализу как вне его лежащий  идеальный  объект.  Выражая  свои
мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает  себя  только
испытав на других понятность своих слов.  Язык  и  сознание  едины.  В  этом
единстве  определяющей  стороной   является   сознание,   мышление:   будучи
отражением действительности, оно  “лепит”  формы  и  диктует  законы  своего
языкового бытия. Через сознание язык в  конечном  счете  выражает  структуру
бытия.  Но  единство  -  это  не  тождество.  Обе  стороны  этого   единства
отличаются  друг  от  друга:  сознание  отражает  действительность,  а  язык
обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление,  иначе  величайшие
болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.
      Язык и сознание  образуют  противоречивое  единство.  Язык  влияет  на
сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у  каждого  народа,
в одном и том же объекте оттеняют  различные  признаки.  Однако  зависимость
мышления от языка не является абсолютной.
      Состояние  проблемы  соотношения  мышления  и  языка  еще  далеко   до
завершения,   оно   содержит   еще   множество   интересных   аспектов   для
исследования.

                           4. Структура сознания.

      Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют
в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на  каком
уровне оно осуществляется - биологическом или  социальном,  чувственном  или
рациональном. Когда имеют в виду сознание в  этом  широком  смысле,  то  тем
самым подчеркивают его отношение  к  материи  без  выявления  специфики  его
структурной организации.
      В более узком и специальном значении под сознанием  имеют  в  виду  не
просто  психическое  состояние,  а  высшую,  собственно  человеческую  форму
отражения  действительности.   Сознание   здесь   структурно   организовано,
представляет собой целостную  систему,  состоящую  из  различных  элементов,
находящихся между собой в  закономерных  отношениях.  В  структуре  сознания
наиболее отчетливо выделяются прежде  всего  такие  моменты,  как  осознание
вещей, а  также  переживание.  Способ,  каким  существует  сознание,  это  -
знание. Развитие сознания предполагает прежде всего  обогащение  его  новыми
знаниями об окружающем мире и о самом человеке.  Познание,  осознание  вещей
имеет различные уровни, глубину проникновения в  объект  и  степень  ясности
понимания. Ощущения, восприятия, представления, понятия,  мышление  образуют
ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной  полноты:  оно
включает в себя и  акт  внимания  как  свой  необходимый  компонент.  Именно
благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится  в
фокусе сознания.
      Воздействующие на нас предметы,  события  вызывают  в  нас  не  только
познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”,  заставляющие
нас  трепетать,  волноваться,  бояться,  плакать,   восхищаться,   любит   и
ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а  страстное
искание истины.
      Без человеческих эмоций  никогда  не  бывало,  нет  и  быть  не  может
человеческого  искания  истины.   Богатейшая   сфера   эмоциональной   жизни
человеческой личности включает в  себя  собственно  чувства,  представляющие
собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и  др.),
настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное  и  т.д.)  и
аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
      Чувства,  эмоции  суть  компоненты  человеческого  сознания.   Процесс
познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека -  потребности,
интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира  содержит  в  себе
как образное выражение, так и чувства.
      Познание не ограничивается познавательными  процессами,  направленными
на объект. Наши  намерения  претворяются  в  дело  благодаря  усилиям  воли.
Однако сознание - это не сумма множества составляющих его  элементов,  а  их
гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.

            5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи.


                            5.1 Сознание и мозг.

      Человеческий  мозг  -  поразительно  сложное  образование,   тончайший
нервный аппарат. Это самостоятельная система  и  вместе  с  тем  подсистема,
включенная в состав целостного организма  и  функционирующая  в  единстве  с
ним, регулирующая  его  внутренние  процессы  и  взаимоотношения  с  внешним
миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг  есть  орган
сознания, а сознание - функция человеческого мозга?
      Прежде всего тот факт,  что  от  уровня  сложности  организации  мозга
зависит и уровень сознания. Мозг первобытного, стадного человека  был  слабо
развит и мог служить органом лишь примитивного сознания.  Мозг  современного
человека, сформировавшийся в результате длительной  биосоциальной  эволюции,
представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость  уровня  сознания
от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание  ребенка
формируется, как известно, в связи с развитием его мозга.
       Нормальная психика невозможна вне нормально  функционирующего  мозга.
Как  только  нарушается  и  тем  более  разрушается   утонченная   структура
организации  материи  мозга,  разрушаются  и   структуры   сознания.   Когда
повреждаются лобные доли, больные  не  могут  продуцировать  и  осуществлять
сложные программы поведения. При поражении затылочно-теменных  отделов  коры
левого  полушария  нарушаются  ориентировка  в  пространстве,   оперирование
геометрическими отношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный  мир
личности,  а  нередко  происходит  ее  полная   деградация,   если   человек
систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками.
      Экспериментальные данные различных наук,  таких  как  психофизиология,
физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо  свидетельствуют
о том, что  сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от  материи,
которая  мыслит.  Мозг  с  его  сложными  биохимическими,  физиологическими,
нервными процессами  является  материальным  субстратом  сознания.  Сознание
всегда связано с этими протекающими  в  мозгу  процессами  и  не  существует
помимо них.

              5.2. Материальное и идеальное.  Образ и предмет.

      Отражение вещей, их  свойств  и  отношений  в  мозгу,  разумеется,  не
означает их перемещения в мозг или образования их  физических  отпечатков  в
нем наподобие отпечатков на воске. Мозг  не  деформируется,  не  синеет,  не
холодеет, когда на него оказывают  воздействие  твердые,  синие  и  холодные
предметы.  Переживаемый  образ  внешней  вещи   есть   нечто   субъективное,
идеальное. Идеальное есть не что иное, как  материальное,  “пересаженное”  в
человеческую голову и преобразованное в ней.
      Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни
обнаружить  какими-либо  приборами  или  химическими  реактивами.  В   мозгу
человека  никто  еще  не  нашел  непосредственно  ни  одной  мысли:   мысль,
идеальное не имеет  существования  в  физическом  и  физиологическом  смысле
этого слова. Вместе с тем, мысли,  идеи  реальны.  Они  существуют.  Поэтому
нельзя считать идею чем-то “недействительным”. Однако, ее  действительность,
реальность не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше  личное,
индивидуальное сознание, а также весь  мир  духовной  культуры  человечества
есть  внешне  объективированные  идеальные  явления.  Поэтому  никак  нельзя
сказать, что реальнее  -  материя  или  сознание.  Материя  -объективная,  а
сознание - субъективная реальность.
      Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному миру. Не
существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение,  мысль,  идея
есть ощущение, мысль, идея конкретного человека.
      Сознание и объективный мир - противоположности,  образующие  единство.
Основой его является  практика,  чувственно-предметная  деятельность  людей.
Именно она и порождает необходимость  психического  сознательного  отражения
действительности. Необходимость  сознания,  и  при  этом  сознания,  дающего
верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

                         5.3.  Активность сознания.

       Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в  процессе
практической,  преобразующей  деятельности.  Сознание   характеризуется   не
только как отражение мира, но и как  такая  духовная  деятельность,  которая
направлена на активное, творческое преобразование действительности.
         Содержание  сознания  обязательно   так   или   иначе   практически
реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, или идеи.
       Идея - это не только знание того, что есть, но и  планирование  того,
что должно  быть.  Идея  -  это  понятие,  ориентированное  на  практическую
реализацию.
      Творческая  деятельность  сознания  тесно   связана   с   практической
деятельностью  человека  и  с  потребностями,  возникающими   под   влиянием
внешнего  мира.  Потребности,  отражаясь  в  голове  человека,   приобретают
характер цели.
      Цель -  это  идеализированная  и  нашедшая  свой  предмет  потребность
человека. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества  и
поднимаются до высших форм своего проявления в виде социальных, этических  и
эстетических   идеалов.   Способность   к   целеполаганию   -   специфически
человеческая   способность,   составляющая    кардинальную    характеристику
сознания. Сознание стало бы ненужной  роскошью,  если  бы  оно  быль  лишено
целеполагания,  то  есть  способности  мысленного  преобразования  вещей   в
соответствии с общественными потребностями. Таким  образом,  взаимоотношения
целенаправленной деятельности человека и  природы  не  сводятся  к  простому
совпадению.   В   основе   целеполагающей   деятельности   человека    лежит
неудовлетворенность миром и стремление  изменить  его,  придать  ему  формы,
необходимые человеку, обществу. Следовательно,  и  цели  человека  порождены
общественной практикой, объективным миром.
      Но человеческая мысль  способна  не  только  отражать  непосредственно
существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразный  объективный
мир всеми своими красками и формами как бы  светится,  отражаясь  в  зеркале
нашего  “я”  и  образуя  не  менее  сложный,  многообразный  и   удивительно
изменчивый мир.  В  этом  причудливом  царстве  духа,  собственном  духовном
пространстве,  движется  и  творит  человеческая  мысль.  В  сознании  людей
возникают и верные и иллюзорные представления. Мысль и движется  по  готовым
шаблонам и прокладывает новые пути, ломая  устаревшие  нормы.  Она  обладает
чудесной способностью новаторства, творчества.
      Признание   активного,   творческого   характера   сознания   является
необходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть  продукты
и творцы истории. Связь с действительностью осуществляет  не  само  по  себе
сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир.  Объективный  мир,
воздействуя  на  человека  и  отражаясь  в  его  сознании,  превращается   в
идеальное.
      Активность  свойственна  не  только  индивидуальному,  личному,  но  и
общественному  сознанию,  прежде   всего   прогрессивным   идеям,   которые,
овладевая массами, становятся “материальной силой”.

          6. Общественное  сознание и его преобразовательная сила.

      Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов
природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания.  Для
этого субъект  должен  быть  включен  в  более  сложную  систему  социальной
практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот  мир,
наследует духовную  культуру,  которую  мы  должны  освоить,  чтобы  обрести
собственно человеческую сущность и быть способными  мыслить  по-человечески.
Мы вступаем в диалог с общественным  сознанием,  и  это  противостоящее  нам
сознание есть реальность, такая же, как, например,  государство  или  закон.
Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в  случае
с государством, наш бунт может  оказаться  не  только  бессмысленным,  но  и
трагичным, если мы не будем учитывать те формы  и  способы  духовной  жизни,
которые  нам  объективно  противостоят.  Чтобы   преобразовать   исторически
сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.
      Общественное  сознание  возникло   одновременно   и   в   единстве   с
возникновением   общественного   бытия.   Природе   в   целом    безразлично
существование человеческого разума, а общество  не  могло  бы  без  него  не
только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и  часа.

      Сознание  реализуется  в  двух  ипостасях:  отражательной  и  активно-
творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит,  что  оно  может
отражать общественное  бытие  только  при  условии  одновременного  активно-
творческого преобразования его. Это неоднократно  подтверждалось  в  истории
тем обстоятельством, что идеи,  в  частности  социально-политические,  могут
опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать  его.  Общество
есть    материально-идеальная    реальность.     Совокупность     обобщенных
представлений, идей, теорий, чувств,  нравов,  традиций  и  т.п.,  выступает
составной частью общественного бытия, так как оно дано  сознанию  отдельного
индивида.
      Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного  сознания,
нельзя  забывать  и  их  различие,   специфическую   разъединенность.   Сама
возможность  воздействия  общественного  сознания  на   общественное   бытие
заключается в способности сознания правильно отражать бытие.
      Итак, сознание как отражение  и  как  активно-творческая  деятельность
представляет собой единство  двух  нераздельных  сторон  одного  и  того  же
процесса. А поэтому общественное сознание эпохи  может  не  только  отражать
бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом  и  заключается  та
исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая  делает  его
объективно   необходимым   и   реально   существующим    элементом    любого
общественного устройства.
      Тот факт, что общественное сознание  включает  в  себя  разные  уровни
(обыденно-житейское, теоретическое,  общественную  психологию,  идеологию  и
т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие  отражается  по-
разному, как раз  и  составляет  реальную  сложность  в  понимании  феномена
общественного сознания. И  поэтому  нельзя  рассматривать  его  как  простую
сумму понятий “сознание” и “общественное”.
      Обладая объективной природой и своими законами развития,  общественное
сознание может как отставать, так и опережать бытие в  рамках  закономерного
для данного общества  эволюционного  процесса.  В  этом  плане  общественное
сознание может играть роль  активного  стимулятора  общественного  процесса,
либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила  общественного
сознания способна воздействовать на все бытие в целом,  вскрывая  смысл  его
эволюции  и  предсказывая  перспективы.  В  этом  плане  оно  отличается  от
субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного  и  ограниченного
отдельным человеком индивидуального сознания.  Власть  общественного  целого
над  индивидом  выражается   здесь   в   обязательном   принятии   индивидом
исторически сложившихся форм духовного  освоения  действительности,  которое
накоплено  человечеством  веками  и  вне  которого  невозможно   становление
личности.

                                7.Заключение.

      В  заключение   рассмотрения   темы    настоящей   работы   необходимо
резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:
     1)  Сознание  -   высшая   форма   отражения   действительного   мира,
        свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной  речью,
        логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
     2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание.
     3) Формирование сознания связано с возникновением труда.
     4) Необходимость труда в процессе  общения  вызвала  появление  языка.
        Труд и язык оказали решающее влияние на  становление  человеческого
        сознания.
     5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы
        - человеческого мозга.
     6) Сознание имеет многокомпонентную структуру,  тем  не  менее  оно  -
        единое целое.
     7) Сознание обладает возможностью  воздействовать  на  окружающую  его
        действительность. Оно активно.



                                 Список литературы.
      1) Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.
К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.
      2) А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для
вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.
      3) Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2
Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.