Социально-психологические особенности больших и малых групп

Омское высшее общевойсковое
                  командное дважды Краснознаменное училище
                              имени М.В. Фрунзе


                   Кафедра методики воспитательной работы



                   Социально - психологические особенности
                            больших и малых групп



                                     Выполнил:
                                     курсант 1 взвода 11 роты
                                     Аристов О.В.



                                     Научный руководитель:
                                     доцент кафедры МЦР
                                     Новосельцева Т.Ф.



                                1996-1997 гг.
                                 СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Группы: их виды, размеры, структура.
2. Развитие группы. Общие качества группы.
3. Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой.
Заключение
Список литературы



                                  ВВЕДЕНИЕ
    Проблема  групп,  в  которые   объединены   люди   в   процессе   своей
жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии.
    Реальность общественных отношений всегда дана как реальность  отношений
между социальными группами,  поэтому  для  социологического  анализа  крайне
важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по  какому  критерию
следует вычленять группы из того многообразия различного  рода  объединений,
которые возникают в человеческом обществе.
    «Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с  точки
зрения     социальной,     производственной,     экономической,     бытовой,
профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует  оговориться,
что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое  употребление
понятия “группа”».( С одной стороны, в практике, например,  демографического
анализа, в  различных  ветвях  статистики  имеются  ввиду  условные  группы:
произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему  признаку
необходимому в данной системе анализа.

    Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. «Психологический справочник
    учителя» М.
    Просвещение, 1991, с.161.

     С  другой  стороны,  в  целом  цикле  общественных  наук  под  группой
понимается реально существующее образование, в котором люди собраны  вместе,
объединены одним общим  признаком,  разновидностью  совместной  деятельности
или помещены в какие-то  идентичные  условия,  обстоятельства,  определенным
образом осознают свою принадлежность к этому образованию.



                   1. Группы: их виды, размеры, структура.
    Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными  и
реальными. Реальные группы делят  на  малые  и  большие,  официальные  и  не
официальные,  устойчивые  и   ситуативные,   организованные   и   стихийные,
контактные    и    неконтактные.    Стихийные    -    К.К.Платонов    назвал
«неорганизованными группами».
    Группы состоят из людей,  общества  -  из  групп.  Индивиды,  группы  и
общества - это три современные реальности, они  взаимосвязанны.  Все  группы
более или менее специализированы. Их специализация  зависит  от  потребности
людей. Так, семья в промышленном городе имеет  одновременно  генетическую  и
воспитательную функции. Другие группы  выполняют  другие  функции.  Индивиды
участвуют в во многих  группах.  Некоторые  группы  предполагают  физическое