Стресс

Министерство общего и профессионального образования
                            Российской Федерации
             Уральский Государственный Экономический Университет



                               Курсовая работа

                                по эргономике


     тема: Стресс и пути выхода из стрессовой ситуации в процессе труда.



                                                  Студент: Шамсутдинова Ю.Р.
                                                           3 курс группа ЭТР
                                                           заочный факультет



                                Екатеринбург

                                    2000

                                    План.


      Введение                                                      2

       1.  Понятие стресса. Основные причины.            2
1.    1.2.  Стресс и фрустрация.                              5
2.    1.3.  Физиологические механизмы стресса.           6
3.
1. Причины и признаки стрессового напряжения.      Способы выхода из
   стресса.                       8
    2.1.  Факторы, вызывающие стресс.                   8
       2. Причины и признаки стрессового
          напряжения.                                           12
       3. Способы борьбы со стрессом:                            14
              1. релаксация и релаксационные
                    упражнения;
           19
         2.3.2.  концентрация;
   22
         2.3.3.  ауторегуляция.
   24
    2.4.  Методы профилактики стресса.                       26

 2. Заключение.                                                30
    3.1.  Стрессовый и нестрессовый стиль жизни.      30
4.   3.2.   Выводы.                                                 32

5. 4.  Список использованной литературы.                  34



Введение

   По мере перехода к комплексной автоматизации  производства  возрастает
роль  человека  как  субъекта   труда   и   управления.   Человек   несет
ответственность  за  эффективную  работу  всей  технической   системы   и
допущенная им ошибка может привести в некоторых случаях к  очень  тяжелым
последствиям.
   Изучение и проектирование таких систем создали необходимые предпосылки
для объединения технических дисциплин и наук о человеке  и  его  трудовой
деятельности, обусловили появление  новых  исследовательских  задач.  Это
задачи, связанные  с  описанием  характеристик  человека  как  компонента
автоматизированной системы. Речь идет о процессах восприятия  информации,
памяти, принятия решений, исследованиях  движений  и  других  эффекторных
процессах, проблемах мотивации, готовности к деятельности, стресса.

           1.1.  Понятие стресса. Основные причины возникновения.
   Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов  является
стресс.
   В современной жизни стрессы играют значительную роль.  Они  влияют  на
поведение человека, его работоспособность,  здоровье,  взаимоотношения  с
окружающими и в семье.
        Что такое стресс, как  он  возникает,  как  влияет   на  организм
человека и как с ним бороться?
   Стресс представляет собой состояние чрезмерно сильного  и  длительного
психологического напряжения, которое  возникает  у  человека,  когда  его
нервная система получает эмоциональную перегрузку.
   Наиболее широко употребляемым определением является следующее:
   " Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое,
так и психическое." Стресс присутствует в жизни каждого  человека,  так  как
наличие  стрессовых  импульсов  во  всех   сферах   человеческой   жизни   и
деятельности несомненно.
   Что же такое эмоциональный стресс?
   Любое событие, факт или  сообщение  может  вызвать  стресс,  т.е.  стать
стрессором.  Стрессорами могут быть самые разнообразные факторы:  микробы  и
вирусы, различные яды, высокая  или  низкая  температура  окружающей  среды,
травма и т.д. Но оказывается, что такими же стрессорами могут быть  и  любые
эмоциогенные  факторы,  т.е.  факторы,  влияющие  на   эмоциональную   сферу
человека. Это все, что  может  нас  взволновать,  несчастье,  грубое  слово,
незаслуженная обида, внезапное препятствие нашим действиям или  стремлениям.
При этом, выступит та или иная ситуация причиной стресса  или  нет,  зависит
не только  от  самой  ситуации,  но  и  от  личности,  ее  опыта,  ожиданий,
уверенности в себе и т.д. Особенно большое значение имеет,  конечно,  оценка
угрозы, ожидание опасных последствий, которую содержит в себе ситуация.
   Значит, само возникновение и переживание стресса зависит не  столько  от
объективных,  сколько  от  субъективных  факторов,  от  особенностей  самого
человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с  тем,
что от него требуется, и т.д.
   Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. С точки  зрения
управления,  наибольший   интерес   представляют  организационные   факторы,
которые вызывают стресс на рабочих местах. Знание этих факторов  и  уделение
им особого внимания  поможет  предотвратить  многие  стрессовые  ситуации  и
повысить  эффективность  управленческого  труда,  а  также   достичь   целей
организации с  минимальными  психологическими  и  физиологическими  потерями
персонала. Ведь  именно  стресс  является  причиной  многих  заболеваний,  а
значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье  -  одно
из  условий  достижения  успеха  в  любой  деятельности.  Поэтому  в  работе
рассматриваются  и  личностные  факторы,  вызывающие  стресс.  Кроме  причин
появления  стрессов,  анализируется   стрессовое   состояние   организма   -
стрессовое напряжение, его основные признаки и причины.
   В переводе с английского стресс – это  давление,  нажим,  напряжение,  а
дистресс – горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г.  Селье,  стресс
есть неспецифический (т.е. один и тот же  на  различные  воздействия)  ответ
организма на  любое  предъявленное  ему  требование,  который  помогает  ему
приспособиться   к   возникшей   трудности,   справиться   с   ней.   Всякая
неожиданность,  которая  нарушает  привычное  течение  жизни,   может   быть
причиной стресса. При этом,  как  отмечает  Г.  Селье,  не  имеет  значения,
приятна или неприятна ситуация, с которой  мы  столкнулись.  Имеет  значение
лишь интенсивность потребности в перестройке или  в  адаптации.  В  качестве
примера ученый приводит волнующую ситуацию: мать, которой сообщили о  гибели
в бою ее единственного сына, испытывает страшное душевное  потрясение.  Если
много лет спустя окажется,  что  сообщение  было  ложным  и  сын  неожиданно
войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость.
   Специфические результаты двух событий –  горе  и  радость  –  совершенно
различны, даже противоположны, но их стрессовое действие  –  неспецифическое
требование приспособления к новой ситуации – может быть одинаковым.
   Стресс -  обычное  и  часто  встречающееся  явление.  Мы  все  временами
испытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине  желудка,  когда
встаем, представляясь в классе, или  как  повышенную  раздражительность  или
бессонницу  во  время   экзаменационной   сессии.   Незначительные   стрессы
неизбежны  и  безвредны.  Именно  чрезмерный  стресс  создает  проблемы  для
индивидуумов   и   организаций.   Стресс   является   неотъемлемой    частью
человеческого существования,  надо  только  научиться  различать  допустимую
степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.
   Тот тип стресса, который мы рассмотрим в данной работе, определяется как
чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение.

                          1.2. Стресс и фрустрация.
   К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустрации. Сам термин  в
переводе  с  латинского  означает  обман,   тщетное   ожидание.   Фрустрация
переживается как напряжение, тревога,  отчаяние,  гнев,  которые  охватывают
человека, когда на пути к достижению  цели  он  встречается  с  неожиданными
помехами, которые мешают удовлетворению потребности.
   Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной  мотивацией  новую,
защитную мотивацию,  направленную  на  преодоление  возникшего  препятствия.
Прежняя и новая мотивация реализуются в эмоциональных реакциях.
   Самой распространенной реакцией  на  фрустрацию  является  возникновение
агрессивности, направленной чаще всего на  препятствия.  Адекватная  реакция
на препятствие состоит в том, чтобы преодолеть  или  обойти  его,  если  это
возможно; агрессивность, быстро переходящая в гнев, проявляется в  бурных  и
неадекватных реакциях: оскорбление, физические нападки на человека  (щипать,
бить, толкать) или объект (сломать его).
   Отступление и уход. В некоторых случаях субъект реагирует на  фрустрацию
уходом  (например,  выходит  из  комнаты),  сопровождаемый   агрессивностью,
которая не проявляется открыто.
   Фрустрация влечет за собой эмоциональные  нарушения  лишь  тогда,  когда
возникает препятствие для  сильной  мотивации.  Если  у  ребенка,  начавшего
пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце  сосания  –  никаких
эмоциональных проявлений.

                   1.3. Физиологические механизмы стресса.
   Исследования  показывают,  что  к  физиологическим   признакам   стресса
относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма  и  боли  в
сердце.  Психологические  проявления  включают   раздражительность,   потерю
аппетита,  депрессию  и  пониженный  интерес  к  межличным   и   сексуальным
отношениям и др.
   В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что при стрессе  (будь
то болезнь,  боль,  физическое  страдание  или  эмоциональное  потрясение  –
сильное, слабое, длительное, кратковременное) включаются сложнейшие  нервные
механизмы.
   Допустим, произошла  ссора  или  какое-то  неприятное  событие:  человек
возбужден, не может найти  себе  места,  его  гложет  несправедливая  обида,
досада из-за того, что не сумел себя правильно повести, не нашел слов. Он  и
рад бы отвлечься от этих мыслей, но  снова  и  снова  перед  глазами  встают
сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования.
   Можно выделить три физиологических механизма подобного стресса.
   Во-первых, в коре головного мозга сформировался интенсивный стойкий очаг
возбуждения,  так  называемая  доминанта,   которая   подчиняет   себе   всю
деятельность  организма,  все  поступки  и  помыслы  человека.  Значит,  для
успокоения надо  ликвидировать,  разрядить  эту  доминанту  или  же  создать
новую, конкурирующую. Все отвлекающие приемы (чтение захватывающего  романа,
просмотр кинофильма,  переключение  на  занятие  любимым  делом)  фактически
направлены на формирование конкурирующей доминанты. Чем увлекательнее  дело,
на которое  пытается  переключиться  расстроенный  человек,  тем  ему  легче
создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не  мешает  иметь
какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.
   Во-вторых, вслед  за  появлением  доминанты  развивается  особая  цепная
реакция – возбуждается одна  из  глубинных  структур  мозга  –  гипоталамус,
который заставляет близлежащую особую железу – гипофиз –  выделить  в  кровь
большую порцию  адренокортикотропного  гормона  (АКТГ).  Под  влиянием  АКТГ
надпочечники выделяют адреналин и другие  физиологически  активные  вещества
(гормоны стресса), которые вызывают многосторонний эффект:  сердце  начинает
сокращаться чаще и сильнее (вспомним, как оно  «выскакивает»  из  груди  при
страхе, волнении, гневе), кровяное давление  повышается  (вот  почему  может
разболеться  голова,  возникнуть   сердечный   приступ,   становиться   чаще
дыхание). В эту  фазу  подготавливаются  условия  для  интенсивной  мышечной
нагрузки. Но современный  человек,  в  отличие  от  первобытного,  вслед  за
стрессом обычно не пускает в ход скопившуюся  мышечную  энергию,  поэтому  у
него в крови еще долго циркулируют биологически активные  вещества,  которые
не дают успокоиться ни нервной системе, ни  внутренним  органам.  Необходимо
нейтрализовать гормоны стресса,  и  лучший  помощник  здесь  –  физкультура,
интенсивная мышечная нагрузка.
   В-третьих,  из-за  того,  что   стрессовая   ситуация   сохраняет   свою
актуальность  (конфликт  ведь  не   разрешился   благополучно   и   какая-то
потребность  так  и   осталась   неудовлетворенной,   иначе   не   было   бы
отрицательных эмоций), в  кору  головного  мозга  вновь  и  вновь  поступают
импульсы,  поддерживающие  активность  доминанты,  а  в   кровь   продолжают
выделяться гормоны стресса. Следовательно, надо снизить для себя  значимость
этого несбывшегося желания или же отыскать путь для его реализации.



2. Причины и признаки стрессового напряжения. Способы выхода из стресса.
                      2.1. Факторы, вызывающие стресс.
Снижая эффективность и благополучие индивидуума,  чрезмерный  стресс  дорого
обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются  как
 на их заработке и результатах работы, так  и  на  здоровье  и  благополучии
сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс  прямо  и  косвенно
увеличивает затраты на  достижение  целей  организаций  и  снижает  качество
жизни для большого числа трудящихся.
      Стресс  может  быть  вызван  факторами,   связанными   с   работой   и
деятельностью организации  или событиями личной жизни человека.

Рассмотрим те факторы,  действующие  внутри  организации,  которые  вызывают
стресс.
       1. Перегрузка  или слишком  малая  рабочая  нагрузка,  т.е.  задание,
которое    следует    завершить    за     конкретный     период     времени.

  Работнику   просто   поручили   непомерное   количество    заданий    или
  необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом
  случае обычно возникает беспокойство, фрустрация  (чувство  крушения),  а
  также чувство безнадежности  и  материальных  потерь.  Однако  недогрузка
  может вызвать точно такие же чувства.  Работник,  не  получающий  работы,
  соответствующей  его  возможностям,   обычно   чувствует     беспокойство
  относительно  своей  ценности  и   положения   в   социальной   структуре
  организации и ощущает себя явно невознагражденным.
          2. Конфликт ролей.
  Конфликт  ролей  возникает   тогда,   когда   к   работнику   предъявляют
  противоречивые требования.  Например,  продавец  может  получить  задание
  немедленно  реагировать  на  просьбы  клиентов,  но,  когда   его   видят
  разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы  он  не  забывал  заполнять
  полки товаром.
  Конфликт ролей может также  произойти  в  результате  нарушения  принципа
  единоначалия.  Два  руководителя  могут  дать  работнику   противоречивые
  указания. Например, директор завода может потребовать от начальника  цеха
  максимально увеличить выпуск продукции, в то время как  начальник  отдела
  технического контроля требует соблюдения стандартов качества.
  Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами
  неформальной  группы  и  требованиями  формальной  организации.  В   этой
  ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому
  что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать  требования
  руководства - с другой.
           3. Неопределенность ролей.
  Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен  в  том,
  что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей,  здесь  требования  не
  будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны  иметь
  правильное представление  об  ожиданиях  руководства  -  что  они  должны
  делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.
           4. Неинтересная работа.
  Некоторые  исследования  показывают,  что  индивидуумы,   имеющие   более
  интересную работу,  проявляют  меньше  беспокойства  и  менее  подвержены
  физическим недомоганиям, чем занимающиеся  неинтересной  работой.  Однако
  взгляды на понятие "интересная"  работа  у  людей  различается:  то,  что
  кажется интересным или скучным для одного, совсем  не  обязательно  будет
  интересно другим.
           5. Существуют также и другие факторы.
  Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например,
  отклонений в температуре помещения,  плохого  освещения  или  чрезмерного
  шума. Неправильные соотношения  между  полномочиями  и  ответственностью,
  плохие  каналы  обмена  информацией  в   организации   и   необоснованные
  требования сотрудников друг к   другу тоже могут вызвать стресс.

      Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на
возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно  более  низком.  Чтобы
достичь  этого,  руководители  и  другие   сотрудники   организации   должны
научиться справляться со стрессом в самих  себе.  Как  же  управлять,  чтобы
повысить производительность и понизить уровень стресса?
      Люди, страдающие от чрезмерного стресса на  работе,  могут  попытаться
применить следующие методы.
     1.      Разработайте систему приоритетов в своей работе.  Оцените  свою
работу следующим образом: "должен  сделать  сегодня",  "сделать  позднее  на
этой      неделе"       и       "сделать,      когда      будет      время".



     2. Научитесь говорить "нет", когда достигнете предела,  после  которого
вы уже не можете взять на себя больше работы. Объясните  своему  начальнику,
что  понимаете  важность  задания.  Затем  опишите  конкретные  приоритетные
работы, над которыми в настоящее время  работаете.  Если  он  настаивает  на
выполнении нового задания, спросите, какую  работу  вы  должны  отложить  до
завершения нового задания.
      3.  Наладьте  особенно  эффективные  и  надежные  отношения  с   вашим
начальником. Поймите его  проблемы  и  помогите  ему  понять  ваши.  Научите
вашего начальника уважать ваши приоритеты, вашу рабочую  нагрузку  и  давать
обоснованные поручения.
     4. Не соглашайтесь с вашим руководителем  или  кем-либо,  кто  начинает
выставлять противоречивые требования (конфликт ролей).  Объясните,  что  эти
требования тянут вас  в  противоположных  направлениях.  Попросите  устроить
совещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы  выяснить  вопрос.  Не
занимайте  обвинительно-агрессивной   позиции;   просто   объясните,   какие
конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.
      5.  Сообщите   своему   руководителю   или   сотрудникам,   когда   вы
почувствуете, что ожидания или  стандарты  оценки  вашего  задания  не  ясны
(неопределенность  ролей).  Скажите  им,  что  вы   несколько   не   уверены
относительно ряда конкретных, связанных с  заданием  вопросов  и  хотели  бы
иметь возможность обсудить эти вопросы  с ними.
     6. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса  к  работе  со  своим
руководителем.  Еще  раз  учтите,  не  следует   становиться   в   положение
жалующегося. Объясните, что вы - сторонник требующей  отдачи  сил  работы  и
хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.
  7. Найдите каждый день время для отключения и отдыха.  Закройте  на  пять
минут  дверь  каждое  утро,  поднимите  и  обоприте  на   что-нибудь   ноги,
полностью расслабьтесь и выбросите работу из головы. Обратитесь  к  приятным
мыслям или образам,  чтобы  освежить  мозг.  Уходите  время  от  времени  из
конторы, чтобы сменить обстановку или ход  мыслей.  Не  обедайте  там  и  не
задерживайтесь подолгу после того, как вам следовало бы уже идти  домой  или
заняться другой работой.
  К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса,  относятся
соблюдение  надлежащего  питания,  поддержание  себя  в  форме   с   помощью
физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.
  Чтобы управлять другими, достигая  при  этом  высокой  производительности
труда и низкого уровня стресса можно предложить следующее:
       1. Оцените способности, потребности и склонности ваших работников  и
  попытайтесь выбрать объем и тип  работы  для  них,  соответствующие  этим
  факторам.  Как  только  они  продемонстрируют  успешные  результаты   при
  выполнении этих задач,  повысьте  им  рабочую  нагрузку,  если  они  того
  желают. В подходящих случаях делегируйте полномочия и ответственность.
       2. Разрешайте вашим работникам отказываться  от  выполнения  какого-
  либо задания, если у них  есть  для  этого  достаточные  основания.  Если
  необходимо, чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно,
  и установите приоритеты в их  работе,  чтобы  дать  необходимое  время  и
  ресурсы для выполнения дополнительного задания.
       3. Четко  опишите  конкретные  зоны  полномочий,  ответственности  и
  производственных  ожиданий.  Используйте   двустороннюю  коммуникацию   и
  информацию своих подчиненных (обратную связь).
       4. Используйте стиль лидерства, соответствующий  требованиям  данной
  ситуации.
       5. Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу.
       6. Выступайте в роли наставника по отношению  к  вашим  подчиненным,
  развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы.

                2. Причины и признаки стрессового напряжения.
Итак, стресс - это напряженное  состояние  организма,  т.е.  неспецифический
ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую  ситуацию).  Под
воздействием стресса организм  человека  испытывает  стрессовое  напряжение.
Рассмотрим различные состояния человека,  которые  могут  сигнализировать  о
наличии в организме внутреннего напряжения.   Сознательная  оценка  способна
перевести эти сигналы из сферы эмоциональной (чувства) в сферу  рациональную
(разум) и тем самым ликвидировать нежелательное состояние.

Признаки стрессового напряжения
1. Невозможность сосредоточиться на чем-то.
2. Слишком частые ошибки в работе.
3. Ухудшается память.
4. Слишком часто возникает чувство усталости.
5. Очень быстрая речь.
6. Мысли часто улетучиваются.
7. Довольно часто появляются боли (голова, спина, область желудка).
8. Повышенная возбудимость.
9. Работа не доставляет прежней радости.
10. Потеря чувства юмора.
11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет.
12. Пристрастие к алкогольным напиткам.
13. Постоянное ощущение недоедания.
14. Пропадает аппетит - вообще потерян вкус к еде.
15. Невозможность вовремя закончить работу.

Если мы обнаружили у себя  признаки  стрессового  напряжения  организма,  то
необходимо внимательно изучить его причины.

Причины стрессового напряжения.
1. Гораздо чаще нам приходится делать не то, что  хотелось  бы,  а  то,  что
нужно, что входит в наши обязанности.
2. Постоянно не хватает времени - не успеваем ничего сделать.
3. Нас что-то или кто-то подгоняет, мы постоянно куда-то спешим.
4.  Начинает  казаться,  что  все  окружающие  зажаты  в  тисках   какого-то
внутреннего напряжения.
5. Нам постоянно хочется спать - никак не можем выспаться.
6. Ми видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день.
7. Очень много курим.
8. Потребляем алкоголя больше, чем обычно.
9. Нам почти ничего не нравится.
10. Дома, в семье - постоянные конфликты.
11. Постоянно ощущается неудовлетворенность жизнью.
12. Делаем долги, даже не зная, как с ними расплатиться.
13. Появляется комплекс неполноценности.
14.  Не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особого желания.
15. Мы не чувствуем уважения к себе - ни дома, ни на работе.

Вероятно, здесь приведены не  все  причины  стрессового  напряжения.  Каждый
человек должен сам проводить анализ  своего  состояния  и  выявлять  причины
стрессового напряжения, возможно характерные только  для  его  организма  (с
точки зрения его личных ощущений).
Предрасположенность  к  стрессовому  напряжению  можно  определить  также  с
помощью различных тестов.

                       2.3. Способы борьбы со стрессом
Еще раз вернемся к определению понятия  стресс.  В  переводе  с  английского
языка  слово   "стресс"   означает   "нажим,   давление,   напряжение".    А
энциклопедический словарь дает следующее толкование  стресса:  "Совокупность
защитных  физиологических  реакций,  возникающих  в  организме  животных   и