Шпора по общей психологии

|18                                         |11                                         |
|информационная теория Симонова: эмоции     |биологическая теория Анохина: возникновение|
|появляются вследствие недостатка или       |потребностей приводит к возникновению      |
|избытка сведений, необходимых для          |отрицательных эмоций, которые играют       |
|удовлетворения потребности. Степень        |мобилизующую роль, способствуя наиболее    |
|эмоционального напряжения определяется     |быстрому удовлетворению потребностей       |
|силой потребности и величиной дефицита     |оптимальным способом. Когда обратная связь |
|прагматической информации, необходимой для |подтвердит, что достигнут                  |
|достижения цели:                           |запрограммированный результат, т.е. что    |
|Э=-П(Ин-Ис), где Ин –инф. Необходимая для  |потребность удовлетворена, возникает       |
|удовлетворения потребности. Эмоция         |положительная эмоция.она выступает как     |
|возникает только при наличии потребности.  |конечный подкрепляющий фактор. Закрепляясь |
|Не будет эмоции и в том случае, если       |в памяти, она в будущем участвует в        |
|потребность есть, а чел-к обладает         |мотивационном процессе, влияя на принятие  |
|необходимой для удовлетворения потребности |решения о выборе способа удовлетворения    |
|инф. На основе (Ин-Ис) строится            |потребности. Если полученный результат не  |
|вероятностный прогноз удовлетворения       |согласуется с программой, возникает        |
|потребности – оценка меры незнания. В      |эмоциональное беспокойство, ведущее к      |
|неясных ситуациях, когда человек не        |поиску других, более успешных способов     |
|располагает точными сведениями для того,   |достижения цели.                           |
|чтобы организовать своё поведение по       |Неоднократное удовлетворение потребности,  |
|удовлетворению потребности, нужна другая   |окрашенное положительной эмоцией,          |
|тактика реагирования на сигналы.           |способствует обучению соответствующей      |
|Отрицательные эмоции и возникают при       |деятельности, а повторные неудачи в        |
|недостатке сведений, необходимых для       |получении запрограммированного результата  |
|достижения цели – эмоция страха и тревога  |вызывают торможение неэффективной          |
|развиваются при недостатке сведений,       |деятельности и поиски новых, более успешных|
|необходимых для защиты. Эмоции способствуют|способов достижения цели.                  |
|поиску новой информации за счёт повышения  |                                           |
|чувствительности органов чувств, а это     |                                           |
|приводит к реагированию на расширенный     |                                           |
|диапазон внешних сигналов и улучшает       |                                           |
|извлечение из памяти. Достоинством своей   |                                           |
|теории Симонов считает то, что она         |                                           |
|категорически противоречит взгляду на      |                                           |
|положительные эмоции, как на               |                                           |
|удовлетворённую потребность, т.к.          |                                           |
|Э=-П(Ин-Ис) эмоция окажется равной нулю при|                                           |
|исчезновении потребности. Положительная    |                                           |
|эмоция возникает только в том случае, если |                                           |
|поступившая информация превысит имевшийся  |                                           |
|ранее прогноз относительно вероятности     |                                           |
|достижения цели – удовлетворения           |                                           |
|потребности. Так, например, спортсмен в    |                                           |
|случае успеха, т.е. удовлетворения         |                                           |
|потребности стать победителем соревнований |                                           |
|не должен испытать никаких эмоций, если    |                                           |
|успех им ожидался, радоваться он должен    |                                           |
|только неожиданному успеху.                |                                           |
|Критика: 1- вопреки утверждениям Симонова  |                                           |
|люди испытывают радость и при ожидаемом    |                                           |
|успехе. Главное в возникновении эмоций – не|                                           |
|недостаток или избыток инф. И даже не      |                                           |
|наличие потребности, а значимость её       |                                           |
|удовлетворения для субъекта.(ученики и     |                                           |
|заболевший учитель).2- избыточная инф. –   |                                           |
|зачем она нужна, если для удовлетворения   |                                           |
|потребности достаточна Ис равная Ин: почему|                                           |
|шахматист должен радоваться только в том   |                                           |
|случае, если у него есть сколько вариантов |                                           |
|постановки мата. 3- кроме того             |                                           |
|положительный эмоц. Фон на предстоящую     |                                           |
|деятельность возникает в связи с           |                                           |
|неопределённостью прогноза вследствие      |                                           |
|недостатка или вообще отсутствия инф. 4- с |                                           |
|помощью этой формулы, по Симонову, можно   |                                           |
|определять интенсивность эмоций: для этого |                                           |
|нужно измерить лишь величину необходимой и |                                           |
|имеющейся информации, а как это человек    |                                           |
|должен сделать?                            |                                           |
|26                                         |21                                         |
|одиночество воспринимается как             |эмоции по Додонову: предложенная           |
|остросубъективное, сугубо индивидуальное и |классификация касается только «ценных»     |
|часто уникальное переживание. Но при всей  |эмоций, т.е. тех, в которых человек чаще   |
|уникальности Одиночество для существуют    |всего испытывает потребность и которые     |
|общие проявления:                          |придают непосредственную ценность самому   |
|Специфическое чувство полной погружённости |процессу его деятельности. Основой для этой|
|в самого себя;                             |классификации являются потребности и цели, |
|Чувство одиночества целостно, абсолютно    |т.е. мотивы которым служат эмоции.         |
|всеохватно (не похоже на локальное).       |1. альтруистические эмоции. Эти переживания|
|В чувстве О. Присутствует познавательный   |возникают на основе потребности содействия,|
|момент – оно сообщает субъекту кто он есть |помощи, покровительства другим людям, в    |
|в этой жизни. Это особая форма             |желании приносить людям радость и          |
|самовосприятия, острая форма самосознания. |счастье(умиление, участие, чувство         |
|Одиночество – это переживание, вызывающее  |беспокойства за другого и т.д.)            |
|острое и комплексное чувство, которое      |2. коммуникативные. Они возникают как      |
|выражает определённую форму самосознания и |реакция на удовлетворение или              |
|показывающее раскол основной реальной сети |неудовлетворение стремления к эмоциональной|
|отношений и связей внешнего мира и         |близости (иметь друга), желания общаться,  |
|личности. О. делает будущую жизнь          |делиться мыслями и переживаниями, найти им |
|неопределённой, поэтому человек испытывает |отклик.                                    |
|неуверенность, он растерян, испуган.       |3. глорические. Это эмоции связанные с     |
|Одиночество порождает тревогу и страх. О.  |потребностью в самоутверждении, славе,     |
|может способствовать развитию тяжёлого     |признании, почёте. (чувство гордости).     |
|расстройства личности (депрессии, мании,   |4. праксические. Возникают в связи с       |
|фобии, невротические тревоги и т.д.).      |деятельностью, её успешностью или          |
|4 вида измерения одиночества по Садлеру:   |неуспешностью, желанием добиться успеха в  |
|Космическое одиночество – постижение себя с|работе, наличием трудностей – рефлекс цели |
|природой, и соотношение себя как части     |по Павлову (напряжение, увлечённость       |
|природы. Причастность себя к мистическим,  |работой).                                  |
|таинственным аспектам жизни. Люди начинают |5. пугнические. Связаны с потребностью в   |
|ощущать веру в уникальность своей судьбы и |преодолении опасности, на основе которой   |
|причастность к великим историческим        |возникает интерес к борьбе. (Жажда острых  |
|событиям.                                  |ощущений, чувство спортивного азарта).     |
|Культурное одиночество – люди оказываются в|6. романтические. Связаны со стремлением ко|
|культурной изоляции, не принятие их        |всему необычному, таинственному и          |
|культуры другими людьми – ЭМИГРАНЫ.        |неизведанному. (Ожидание светлого «чуда»). |
|Социальное одиночество – человек не принят |7. гностические. Интеллектуальные чувства –|
|социальными группами или не идентифицирует |отыскать знакомое в новом, неизвестном,    |
|себя с социальной группой.                 |проникнуть в сущность явления. (Чувство    |
|Межличностное одиночество – утрата интимных|близости решения, радости открытия истины).|
|(доверительных), межличностных отношений.  |                                           |
|Пути преодоления одиночества по Фромму:    |8. эстетические. Эмоция – чувство красоты. |
|переход в артистическое состояние –        |Проявляются в наслаждении красотой, в      |
|впадение в транс при помощи алкоголя,      |чувстве изящного, грациозного, волнующего  |
|наркотиков, секса и в этом состоянии       |драматизма. (Лирические чувства светлой    |
|«теряется» внешний вид мира, который       |грусти задумчивости, сладость воспоминаний |
|приводит чел. к одиночеству – ЭТО ИЛЛЮЗИЯ. |о прошлом)                                 |
|приспособление индивида к группе – чтобы не|9. гедонистические. Связаны с              |
|быть одиноким человек вынужден             |удовлетворением потребности в телесном и   |
|приспосабливаться к группе – т.е. быть     |душевном комфорте. Выражаются в наслаждении|
|таким как все, но при этом он теряет своё  |приятными физическими ощущениями от пищи,  |
|Я, личность – яркую индивидуальность –     |тепла и т.д.                               |
|КОНФОРМИЗМ.                                |10. акизитивные. Возникают в связи с       |
|погружение в творческую деятельность –     |интересом к накоплению, коллекционированию,|
|сливание с предметом деятельности,         |приобретению вещей. Приятное чувство при   |
|благодаря чему объединяет себя со всем     |обозрении своих накоплений.                |
|миром – НО здесь не предполагается         |                                           |
|межличностных контактов – не решает        |                                           |
|проблему на все 100% - СУБЛИМАЦИЯ СЕБЯ В   |                                           |
|ТВОРЧЕСТВО.                                |                                           |
|Любовь – подлинное преодоление о.: человек |                                           |
|не отделён от другого человека, некое      |                                           |
|вхождение в личность другого и принятие её.|                                           |
|– МНОГИЕ ИНСТИНКТИВНО ИЗБАВЛЯЮТСЯ ОТ       |                                           |
|ОДИНОЧЕСТВА СТРЕМЯСЬ НАЙТИ ЛЮБОВЬ.         |                                           |
|29                                         |17                                         |
|эмоциональные состояния, их характеристики:|аффекты. Стадии развития аффектов:         |
|                                           |это сильные, захватывающие всю личность,   |
|1. собственно эмоции – это непосредственное|относительно кратковременные, эмоциональные|
|переживание, эмоциональное реагирование на |переживания, которые сопровождаются резко  |
|ситуацию. Это реакция на ситуацию,         |выраженными двигательными и висцеральными  |
|переживаемая субъектом (эмоции ситуативны).|проявлениями.                              |
|                                           |Факторы провоцирующие аффекты: новизна –   |
|2. чувства – это устойчивое, достаточно    |новая ситуация, к которой мы не готовы;    |
|длительное отношение субъекта к объекту,   |необычность – потенциальная                |
|переживаемое им (очень тесно связаны с     |неопределённость ситуации; внезапность;    |
|потребностями).                            |конфликт; фрустрация. Для аффекта          |
|3. настроения – длительные эмоциональные   |характерна чрезвычайная сила проявления    |
|состояния, которые окрашивают все другие   |вегетативных и поведенческих реакций. При  |
|состояния и деятельность человека, создают |подавлении внешнего проявления аффекта     |
|определённый свойственный данному человеку |усиливается физиологическое проявление и   |
|колорит психики. Причины настроений        |наоборот. Под влиянием аффекта происходит  |
|(Левитов): 1) физиологические или          |быстрая ломка поведенческих стереотипов.   |
|психические состояния; 2) жизненные факты; |Объективные признаки аффекта: покраснение  |
|3) природа и явления природы; 4) люди,     |кожи; повышение артериального давления;    |
|способны заражать своим настроением; 5)    |учащение сердцебиения; изменение дыхания;  |
|произведения искусства.                    |головокружение, вплоть до обморока.        |
|4. аффекты – это сильные, захватывающие всю|Основные признаки состояния аффекта: 1)    |
|личность, относительно кратковременные     |изменение сознание (изм. восприятия); 2)   |
|эмоциональные переживания, которые         |нарушение контроля за действием; 3) утрата |
|сопровождаются резко выраженными           |самообладания; 4) изменение всей           |
|двигательными и висцеральными проявлениями.|жизнедеятельности (большая затрата сил); 5)|
|Факторы, провоцирующие аффекты: новизна    |кратковременность; 6) сдвинутость, по      |
|ситуации, к которой мы не готовы;          |времени, к концу события – а. возникает в  |
|необычность ситуации (потенциально         |ответ на наступившую ситуацию.             |
|неопределённая ситуация); внезапность;     |Аффект как адаптивная реакция на           |
|конфликт; фрустрация.                      |изменившиеся условия среды (лягушка в      |
|5. стрессы – это неспецифическая реакция   |крынке с молоком); регулирующая ф-ция      |
|организма на любое предъявление извне      |аффекта – состоит в образовании            |
|(Селье). Стадии развития стресса: стадия   |специфического опыта аффективных следов,   |
|тревоги – ответные реакции на повреждающее |которые в дальнейшем определяют            |
|воздействие (состоит из фазы шока и фазы   |избирательность поведения в ситуациях      |
|противошока); стадия резистентности –      |схожих с той, которая вызвала этот аффект. |
|обеспечивает энергетический баланс         |Стадии развития аффекта: 1. контроль над   |
|организма; стадия истощения – наступает    |собой и поведением присутствует; 2.        |
|вследствие сильного и достаточно           |выразительные движения становятся          |
|длительного стрессогенда.                  |разнообразнее и безотчётнее; мелкие        |
|6. фрустрация – психическое состояние,     |движения расстраиваются от сильного        |
|выражающееся в характерных особенностях    |напряжения. Человек испытывает упорное     |
|переживания  и поведения, вызываемых       |побуждение поддаться переживаемому чувству.|
|объективно непреодолимыми или субъективно  |3. появляется дезорганизация мышления,     |
|так понимаемыми трудностями на пути к цели.|человек теряет контроль над собой,         |
|Это переживание неудачи, сопровождающееся  |торможение охватывает кору больших         |
|различными отрицательными эмоциями.        |полушарий и гасит сложившиеся системы      |
|                                           |временных связей, в которых закреплён опыт |
|                                           |человека, его культурные и моральные устои.|
|                                           |4. характеризуется упадком сил,            |
|                                           |разбитостью, безразличием ко всему,        |
|                                           |неподвижностью, порой сонливостью.         |
|27                                         |35                                         |
|отрицательные эмоции (Додонов) – играют    |эмоции как ценность: «ценные» эмоции, т.е. |
|более важную биологическую роль по         |те, в которых человек чаще всего испытывает|
|сравнению с положительными. Отрицательная  |потребность, и которые придают             |
|э. – это сигнал тревоги, опасности для     |непосредственную ценность самому процессу  |
|организма. Положительная – это сигнал      |его деятельности, приобретающий благодаря  |
|возвращённого благополучия. Ясно, что      |этому качество интересной работы или учёбы,|
|последнему сигналу не нужно звучать долго, |«сладостных» мечтаний, отрадных            |
|поэтому эмоц. адаптация к хорошему         |воспоминаний.                              |
|наступает быстро. Сигнал тревоги должен    |Такое понимание эмоции приводит Додонова к |
|звучать до тех пор, пока опасность не      |представлению о том, что у человека имеется|
|устранена. Отрицательные эмоции вредны лишь|потребность в эмоциональном насыщении, т.е.|
|в избытке – страх, гнев, ярость повышают   |в эмоциональных переживаниях. Для          |
|интенсивность обменных процессов, приводят |доказательства этого он ссылается на       |
|к лучшему питанию мозга, усиливают         |известные последствия отрыва ребёнка от    |
|сопротивляемость организма. Додонов        |матери – феномен сенсорной депривации.     |
|заключает, что для организма важно не      |Отсутствие интимного контакта с матерью    |
|сохранение однообразно положительных       |приводит к плохому развитию, к частым      |
|эмоциональных состояний, а постоянный      |болезням, ущербной эмоциональности. Поэтому|
|динамизм в рамках определённой для данного |Додонов говорит о том, что эмоциональное   |
|индивида интенсивности. С т. зр. Симонова  |насыщение организма является его важной    |
|положительные эмоции побуждают живые       |врождённой и прижизненно развивающейся     |
|системы активно нарушать достигнутое       |потребностью. Додонов полагает, что        |
|уравновешивание с окружающей средой:       |потребность в эмоциональном насыщении      |
|важнейшая роль положительных эмоций –      |является физиологической и обосновывает это|
|активное нарушение покоя, комфорта.        |тем, что всякий орган должен               |
|Отрицательные эмоции обеспечивают          |функционировать, в противном случае        |
|сохранение того, что уже достигнуто        |произойдёт его инволюция, деградация.      |
|эволюцией или индивидуальным развитием     |Следовательно, центры эмоций нуждаются в   |
|субъекта. Положительные эмоции             |функционировании, т.е. в проявлении эмоций |
|революционируют поведение, побуждая искать |для того, чтобы сохранить свою             |
|новые, ещё неудовлетворённые потребности,  |реактивность.                              |
|без которых немыслимо наслаждение. Это не  |                                           |
|свидетельствует об абсолютной ценности «+» |                                           |
|эмоций – они могут быть обусловлены        |                                           |
|примитивными, эгоистичными, социально      |                                           |
|неприемлемыми потребностями, тогда нужно   |                                           |
|отдать предпочтение таким э. как тревога за|                                           |
|судьбу человека и т. д. Положительная роль |                                           |
|эмоций не связана только с положительными  |                                           |
|э., а отрицательная – с отрицательными.    |                                           |
|Последние могут служить стимулом для       |                                           |
|самосовершенствования, а первые являться   |                                           |
|поводом для благодушия. Многое зависит от  |                                           |
|целеустремленности человека и условий его  |                                           |
|воспитания.                                |                                           |
|Связь эмоций с деятельностью: 1- ход и     |                                           |
|исход человеческой деятельности вызывают у |                                           |
|человека те или иные чувства, 2- его       |                                           |
|эмоциональные состояния влияют на его      |                                           |
|деятельность. В зависимости от этого ход   |                                           |
|собственной деятельности породит у субъекта|                                           |
|положительную или отрицательную эмоцию,    |                                           |
|связанную с удовольствием или              |                                           |
|неудовольствием. Эмоциональные процессы    |                                           |
|могут и повысить эффективность             |                                           |
|деятельности, а могут дезорганизовать её.  |                                           |
|Иногда это может зависеть от интенсивности |                                           |
|процесса: положительный эффект может       |                                           |
|перейти в отрицательный, дезорганизующий   |                                           |
|при чрезмерном усилении эмоционального     |                                           |
|возбуждения.                               |                                           |

|5                                             |
|стресс: стресс – это неспецифическая реакция  |
|организма на любое предъявление извне (Селье).|
|Стадии развития стресса:                      |
|1. стадия тревоги – ответные реакции на       |
|повреждающее воздействие (состоит из фазы шока|
|– депрессия ЦНС и многих других систем        |
|организма; и фазы противошока – активация ЦНС |
|с вовлечение гормональных структур) при       |
|реакции тревоги происходит мобилизация всех   |
|защитных механизмов организма. 2. стадия      |
|резистентности – обеспечивает энергетический  |
|баланс организма; стадия истощения – наступает|
|вследствие сильного и достаточно длительного  |
|стрессогенда.                                 |
|Стресс порождают только отрицательные эмоции. |
|Дистрессы – сильные раздражители, которые     |
|приводят к неадекватному поведению, которое   |
|сопровождается « - « эмоциями. Лазарус: основа|
|его положения – роль субъективной             |
|познавательной оценки угрозы стрессфактора и  |
|своей возможности преодолеть стресс.          |
|Стресс – это врождённый защитный механизм,    |
|который на ранних этапах развития человека    |
|помог ему выжить, т.е. стрессовая реакция     |
|позволяет организму подготовиться к           |
|возбуждению.                                  |
|Психологический стресс: вызывается            |
|стрессогентами, которые люди рассматривают как|
|вредные для своего благополучия, т.е. факторы |
|вызывающие отрицательные эмоции.              |
|Основные реакции на стресс: 1.                |
|активно-оборонительная – мобилизует все       |
|психофизиологические ресурсы для борьбы; 2.   |
|пассивно-оборонительная – подготовка организма|
|к поражению (при длительном воздействии       |
|стрессогента). Критерий пользы заключается в  |
|успешности предотвращения и устранения        |
|стрессвоздействия.                            |
|Психологическая защита: это способность       |
|предотвращения отрицательных клинических      |
|последствий конфликта сознания и              |
|бессознательного, посредством защитных форм.  |

|9.Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации     |
|согласно большинству определений является наличие    |
|сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить |
|потребность) и преграды, препятствующей этому        |
|достижению.                                          |
|Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут   |
|быть физические (например, стены тюрьмы),            |
|биологические (болезнь, старение), психологические   |
|(страх, интеллектуальная недостаточность) и          |
|социокультурные (нормы, правила, запреты). Упомянем  |
|также деление барьеров на внешние и внутренние,      |
|использованное Т. Дембо для описания своих           |
|экспериментов: внутренними барьерами она называла те,|
|которые препятствуют достижению цели, а внешними —   |
|те, которые не дают испытуемым выйти из ситуации. К. |
|Левин, анализируя внешние в этом смысле барьеры,     |
|применяемые взрослыми для управления поведением      |
|ребенка, различает "физически-вещественные",         |
|"социологические" ("орудия власти, которыми обладает |
|взрослый в силу своей социальной позиции") и         |
|"идеологические" барьеры (вид социальных,            |
|отличающийся включением "целей и ценностей,          |
|признаваемых самим ребенком". Сочетание сильной      |
|мотивированности к достижению определенной цели и    |
|препятствий на пути к ней, несомненно, является,     |
|необходимым условием фрустрации, однако порой мы     |
|преодолеваем значительные трудности, не впадая при   |
|этом в состояние фрустрации.                         |
|[pic]+                                               |
|Поведение первого типа, мотивосообразное и           |
|подчиненное организующей цели, заведомо не является  |
|фрустрационным. Причем здесь важны именно эти        |
|внутренние его характеристики, ибо сам по себе       |
|внешний вид поведения не может однозначно            |
|свидетельствовать о наличии у субъекта состояния     |
|фрустрации: ведь мы можем иметь дело с произвольным  |
|использованием той же агрессии использованием,       |
|сопровождающимся, как правило, самоэкзальтацией с    |
|разыгрыванием соответствующего эмоционального        |
|состояния (ярости) и исходящим из сознательного      |
|расчета таким путем достичь цели. Такое              |
|псевдофрустрационное поведение может перейти в форму |
|поведения второго типа: умышленно "закатив истерику" |
|в надежде добиться своего, человек теряет контроль   |
|над своим поведением, он уже не волен, остановиться, |
|вообще регулировать свои действия. Произвольность, т.|
|е. контроль со стороны воли, утрачен, однако это не  |
|значит, что полностью утрачен контроль со стороны    |
|сознания. Поскольку это поведение более не           |
|организуется целью, оно теряет психологический статус|
|целенаправленного действия, но, тем не менее,        |
|сохраняет еще статус средства реализации исходного   |
|мотива ситуации, иначе говоря, в сознании сохраняется|
|смысловая связь между поведением и мотивом, надежда  |
|на разрешение ситуации. Для поведения третьего тира  |
|характерна как раз утрата связи, через которую от    |
|мотива передается действию смысл. Человек лишается   |
|сознательного контроля над связью своего поведения с |
|исходным мотивом: хотя отдельные действия его        |
|остаются еще целенаправленными, он действует уже не  |
|"ради чего-то", а "вследствие чего– то". Таково      |
|упоминавшееся поведение человека, целенаправленно    |
|дерущегося у кассы со своим конкурентом, в то время  |
|как поезд отходит от станции. Поведение четвертого   |
|типа можно назвать "катастрофическим".               |
|23                                                   |
|Эмоции, как известно, вызывают возбуждение и         |
|повышенную активность огромного количества мозговых  |
|структур, мгновенно, подобно буре, вовлекая в        |
|интенсивную деятельность многие органы и системы.    |
|Есть разные классификации эмоций, но здесь на        |
|основании по воздействию на организм: стенические и  |
|отрицательные астенические. В первую очередь, нас    |
|интересуют именно отрицательные эмоции. Как видим,   |
|отрицательные эмоции делятся на стенические (это     |
|гнев, негодование, ярость) и астенические (тоска,    |
|страх, ужас). Стенические эмоции возникают и         |
|протекают при повышении энергетической активности,   |
|они мобилизуют ресурсы организма, стимулируют        |
|деятельность мышц, нервной и сердечно-сосудистой     |
|систем. Астенические эмоции, наоборот, протекают на  |
|фоне подавления энергетического и интеллектуального  |
|потенциала организма, угнетения психической          |
|деятельности, мышечной активности, торможения любых  |
|ответных реакций организма. Стенические –            |
|характеризуются повышением жизнедеятельности         |
|(возникает состояние возбуждения, радостного         |
|волнения, подъёма, бодрости). При переживании дыхание|
|становится глубоким и лёгким, сердце работает        |
|энергичнее, в глазах появляется блеск, корпус        |
|выпрямляется, организм мобилизуется для выполнения   |
|действий, требующих затраты большей, чем обычно      |
|энергии. Они активны, переживаются с положительным   |
|эмоциональным тоном.                                 |
|Астенические окрашены отрицательным эмоциональным    |
|тоном чувства подавленности, уныния, печали,         |
|пассивного страха. При них человек сутулится, дыхание|
|становится медленнее обычного, глаза тускнеют.       |
|4                                                    |
|настроения. Их характеристики, причины настроений    |
|(Левитов):                                           |
|настроения – длительные эмоциональные состояния,     |
|которые окрашивают все другие состояния и            |
|деятельность человека, создают определённый          |
|свойственный данному человеку колорит психики.       |
|Причины настроений (Левитов): 1) физиологические или |
|психические состояния; 2) жизненные факты; 3) природа|
|и явления природы; 4) люди, способны заражать своим  |
|настроением.                                         |
|Настроения по Рубинштейну: настроения – это          |
|эмоциональное длительное состояние, которое          |
|складывается, как сумма различных эмоций в общий     |
|эмоциональный фон и обычно не связано в сознании     |
|людей с определёнными объектами и событиями.         |
|По современным представлениям физиологической основой|
|настроений является деятельность подкорковых структур|
|и ретикул формации.                                  |
|Характерные особенности настроений: 1. диффузные     |
|(размытые); 2. трудность в вербализации; 3.          |
|настроения не предметны, а личностны – отражают      |
|состояние субъекта; 4. настроения всегда оценочны –  |
|они кодируют степень удовлетворённости; 5. настроения|
|многоуровневые – 3 уровня настроений: 1 –            |
|приподнятое, характеризуется высоким уровнем         |
|жизнедеятельности; 2 – ровное настроение – обычный   |
|уровень жизнедеятельности, комфорт, спокойствие,     |
|уравновешенность; 3 – подавленное, низкий уровень    |
|жизнедеятельности – уныние, печаль равнодушие.       |
|Остаются первичными формами эмоциональных переживаний|
|и индикаторами протекания физиологических процессов, |
|выступают как сигналы опасности, что вынуждает       |