Христианство

ХРИСТИАНСТВО



      Так что же такое  христианство?  Если  говорить  совсем  коротко,  это
религия, в основе которой лежит вера в то, что 2 тыс. лет назад  Бог  пришёл
в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал,  страдал  и
умер на кресте,  как  человек.  Его  смерть  и  последующее  воскресение  из
мёртвых изменили судьбу всего человечества. Его  проповедь  положила  начало
новой европейской цивилизации. Для христиан  же  величайшим  чудом  было  не
слово Иисуса, а Он Сам. Главным делом Иисуса являлось  Его  бытие:  бытие  с
людьми, бытие на кресте.

|[pic]                        |
|Иисус Христос.               |
|Монастырь Св. Екатерины.     |
|Синай. VI в.                 |


      Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом, и создан  без
зла. Человек, по замыслу Бога наделённый свободной волей, ещё в  раю  подпал
под искушение сатаны – одного из ангелов, восставших против Божией  воли,  –
и совершил  проступок,  роковым  образом  повлиявший  на  дальнейшую  судьбу
человечества. Человек нарушил Божий запрет, возжелал сам  стать  «как  Бог».
Это изменило  самую  его  природу:  утратив  благую,  бессмертную  сущность,
человек стал доступен страданиям, болезням и  смерти,  и  в  этом  христиане
видят следствие первородного греха, передающегося из поколения в поколение.
      Бог изгнал человека из рая  с  напутствием:  «...в  поте  лица  твоего
будешь есть хлеб...». (Быт. 3.19). Потомство первых людей – Адама  и  Евы  –
населило землю, но с  самого  начала  истории  существовала  пропасть  между
Богом и человеком. Чтобы вернуть человека на путь истинный,  Бог  явил  Себя
избранному Им народу – иудеям. Бог  не  раз  открывался  пророкам,  заключал
заветы (союзы) со  «Своим»  народом,  дал  ему  Закон,  содержавший  правила
праведной жизни.
      Священное Писание евреев  проникнуто  ожиданием  Мессии  –  того,  кто
избавит мир от зла, а людей – от рабства греха. Для этого Бог послал  в  мир
Своего Сына, который страданиями и смертью  на  кресте  искупил  первородный
грех всего человечества – бывшего и будущего. Воскресение  Христа  знаменует
для христиан победу над смертью и вновь обретённую возможность вечной  жизни
с  Богом.  «Бог  вочеловечился,  чтобы  человек  обожился»,  –  говорил  св.
Афанасий Великий.
      Именно с той поры для христиан  начинается  история  Нового  Завета  с
Богом. Это Завет Любви. Его важнейшее отличие от  Ветхого  Завета  (старого,
прежнего Союза, т. е. заключённого  до  прихода  Иисуса  Христа)  состоит  в
самом понимании  Бога,  Который,  по  словам  апостола,  «есть  Любовь».  На
протяжении всего Ветхого Завета основа отношений Бога и  человека  –  Закон.
Христос же говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите  друг  друга;  как  Я
возлюбил вас» (Ин. 13.34); Он Сам являл пример совершенной любви.
      Христианство, как ни одна другая религия,  основано  на  тайне.  Разум
человека не вмещает представления о едином Боге, существующем в трёх  лицах:
Бог Отец, Бог Сын и Бог  Дух  Святой.  Таинственно  проявление  Божественной
любви, посылающей Сына  Божия  на  смерть.  Тайной  является  «неслиянное  и
нераздельное» соединение Божественной  и  человеческой  природы  во  Христе,
рождение Сына Божия от Пречистой Девы.  Непостижима  для  рационального  ума
возможность воскресения после смерти и то, что  смерть  одного  человека  (и
одновременно Бога) спасает от смерти всё человечество. Необъяснимо  с  точки
зрения обыденной логики одно из главных таинств христианства  –  причащение,
основанное  на  евхаристии  (претворение  хлеба  и,  вина  в  Тело  и  Кровь
Христовы), и приобщение верующих через вкушение этих  Божественных  Даров  к
Богу.

|[pic]                                        |
|Ганс Мемлинг. Распятие.                      |
|Центральная часть триптиха. 1491 г.          |


      Тайны эти можно постичь, только  уверовав,  а  вера,  по  определению;
апостола  Павла,  «...есть  осуществление   ожидаемого   и   уверенность   в
невидимом» (Евр. 11.1). Господь просветляет  разум  человека  и  преобразует
всё его  существо,  давая  возможность  непосредственного  видения  духовной
реальности,  разумения  и  исполнения  воли  Бога.  Такой  опыт   святых   и
праведников  составляет   Священное   Предание   христиан.   Опыт   пророков
иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших  Христа  в  Его
земной жизни, воплощены в Священном Писании  христиан  –  Библии  (от  греч.
«biblia» – «книга»).
      Библия – это не изложение вероучения и не  история  человечества;  это
рассказ о том, как Бог искал человека. Вот эпизод из самого  начала  Библии:
после того как люди совершили первый грех, они  «...услышали  голос  Господа
Бога... и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями  рая.
И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?» (Быт. 3.8–9).
      Итак, Библия – это речь Бога, обращённая к людям, а  также  рассказ  о
том, как люди слушали (или не слушали) своего  Творца.  Этот  диалог  длился
полторы  тысячи  лет.  Религия  Ветхого  Завета  начинается  с  середины  II
тысячелетия  до  н.  э.  и  продолжается  до  Рождества  Христова  (Р.  X.).
Большинство книг Ветхого Завета составлено с VII по III в. до Р. X.
      К началу II в.  н.  э.  (II  в.  по  Р.  X.)  к  Ветхому  Завету  были
присоединены  книги  Нового  Завета.  Это   четыре   Евангелия   (от   греч.
«euangelion» – «благая  весть»)  –  описания  земной  жизни  Иисуса  Христа,
сделанные его учениками – апостолами,  а  также  книги  Деяний  апостолов  и
Посланий апостолов. Завершает Новый Завет  Откровение  Иоанна  Богослова,  в
котором  рассказывается  о   конце   света.   Эту   книгу   часто   называют
Апокалипсисом (греч. «откровение»).
      Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке.  Книги  Нового
Завета в основном были созданы  уже  на  греческом  языке  (точнее,  на  его
диалекте – койне).
      Более 50 человек  в  разные  времена  принимали  участие  в  написании
Библии. И при этом Библия оказалась единой книгой,  а  не  просто  сборником
разрозненных проповедей. Каждый из авторов свидетельствовал  о  своём  опыте
встречи  с  Богом,  но  христиане  твердо  уверены,  что  Тот,  с  Кем   они
встречались, всегда был Одним и Тем же.  «Бог,  многократно  и  многообразно
говоривший издревле отцам в пророках, в последние  дни  сии  говорил  нам  в
Сыне... Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 1.1–2; 13.8).
      Ещё одна характерная особенность христианства как религии  заключается
в том, что оно может существовать только  в  форме  Церкви.  Церковь  –  это
сообщество людей, верящих во Христа: «Ибо, где двое или трое собраны во  имя
Мое, там Я посреди них» (Мф. 18.20).
      Однако  слово  «церковь»  имеет  разные  значения.  Это  и  сообщество
верующих, объединённых одним священнослужителем, храмом, местом  проживания.
Такая общность составляет приход.
                                    [pic]

      Церковью, особенно  в  православии,  принято  называть  здание  храма,
которое  в  этом  случае  воспринимается  как  «дом  Божий»  –  место,   где
совершаются таинства, обряды, а также совместные молитвы.
      Наконец, Церковь может пониматься как форма христианской веры. За  два
тысячелетия  в  христианстве  сложились  и  оформились  несколько  различных
конфессий, каждая из  которых  имеет  свой  Символ  веры  (краткая  формула,
вобравшая в себя  основные  положения  вероучения),  свой  обряд  и  ритуал.
Поэтому  можно  говорить  о  Православной  Церкви  (Византийская  традиция),
Католической Церкви (Римская традиция)  и  Протестантской  Церкви  (традиция
Реформации XVI в.).
      Кроме того, есть понятие Земной Церкви, объединяющей всех верующих  во
Христа, и понятие  Небесной  Церкви  –  идеального  Божественного  устроения
мира. Есть и  другое  толкование:  Небесную.  Церковь  составляют  святые  и
праведники, окончившие свой земной путь; там,  где  Земная  Церковь  следует
заветам Христа, она пребывает в единстве с Небесной.
      Зародившись в отдалённой провинции Римской империи (Иудее) в I  в.  н.
э., христианство до середины IV в. подвергалось  гонениям  римских  властей.
То в одной провинции, то в другой, а то и по всей империи поднималась  волна
преследований: разрушали храмы, арестовывали  священнослужителей  и  простых
верующих, будь то раб, офицер или патриций, принявший христианство.
      Эти три столетия гонений дали | христианам на все последующие века :
      два великих откровения (которые при- ' знают даже те, кто  не  считает
себя верующими): истина не зависит от воли властей; правым  может  оказаться
человек униженный и бедный.
      А спустя ещё 17 веков – в XX столетии – другая империя вновь  объявила
войну христианам. И вновь – поруганные и разрушенные храмы, и вновь –  сотни
тысяч убитых.  На  этот  раз  землёй,  политой  мученической  кровью,  стала
Россия. Атеистическая империя требовала безусловного согласия  не  только  с
её политикой, но и с её философией, с её мировоззрением.  Волны  гонений  на
христиан в Римской империи никогда не длились более  десяти  лет.  В  бывшем
Советском Союзе преследования продолжались семь десятилетий.
      Около одного из сибирских лагерей есть  могила,  в  которой  лежат  50
священников. Их вывели из лагеря, приказали вырыть траншею, выстроили на  её
краю, а затем с пистолетом подходили к каждому и задавали один  вопрос:  «Ну
что,  есть  твой  Бог  или  нет?».  После  утвердительного  ответа  следовал
выстрел. Не отрёкся ни один.
      В  XX  в.  христиан  (прежде  всего  священнослужителей)   убивали   в
нацистской Германии и Мексике, в Кампучии  «красных  кхмеров»  и  маоистском
Китае, в Албании (где религия была запрещена конституцией)  и  Югославии,  в
Румынии и Польше...
      Так непросто складывались отношения Церкви с властями  земными.  Но  и
внутри самой Церкви на протяжении  всей  её  истории  происходило  множество
драматических, а порой и трагических событий.
      Христианство уже давно перестало  быть  монолитной  религией.  Причины
политического характера, внутренние противоречия, накапливавшиеся начиная  с
IV в., привели в  XI  в.  к  трагическому  расколу.  И  до  этого  в  разных
поместных Церквах существовали различия в богослужении  и  богопонимании.  С
разделением Римской империи на два самостоятельных государства  образовались
и два  центра  христианства–в  Риме  и  Константинополе  (Византия).  Вокруг
каждого из них стали формироваться поместные Церкви.  Традиция,  сложившаяся
на Западе, привела в  Риме  к  совершенно  особой  роли  папы  как  Римского
первосвященника – главы Вселенской Церкви, наместника Иисуса Христа.  Однако
с этим не согласилась Церковь на Востоке.
      Образовались две христианские конфессии – православие и  католичество.
В XVI в. Католическая Церковь испытала раскол: возникла ещё  одна  конфессия
– протестантизм.
      Сегодня  каждое  из  этих   направлений   распадается   на   множество
деноминации, т. е. течений, иногда  весьма  сильно  различающихся  по  своим
убеждениям.  И  православные,  и  католики,  и  большая  часть  протестантов
признают догмат о Святой Троице,  верят  в  спасение  через  Иисуса  Христа,
признают единое Священное Писание – Библию.
      Статистика приводит следующие цифры о числе  христиан  во  всём  мире:
Православная Церковь насчитывает  в  своих  рядах  около  120  млн  человек;
Римско-Католическая   Церковь   объединяет   около   700    млн    верующих;
протестантские Церкви,  входящие  во  Всемирный  Совет  Церквей,  объединяют
около 350 млн человек.