Мерзляков А.Ф. - основные правила краткой риторики
Пуляевского Михаила
специальность 060400
Группа №11
Мерзляков А.Ф.
Основные Правила Краткой риторики.
§ 1. Под словом речи вообще разумеется всякое словесное выражение наших
мыслей и чувствования, расположенное в некотором определенном порядке и
связи. Порядок и связь отличают искусственную речь от языка. Под словом
языка в пространном смысле понимать надо все правила речи, составляющие,
теперь три особенные науки: логику, или диалектику, которая учит думать,
рассуждать и выводить заключения правильно, связно и основательно;
грамматику, которая показывает значение, употребление и связь слов и речей.
И риторику, которая подает правила и последовательному и точному изложению
мыслей, и изящному и пленительному расположению частей речи сообразно с
видами каждого особенного рода прозаических сочинений.
§ 2. Итак, риторика, принятая во всем ее пространстве, заключается в себе
полную теорию красноречия. Красноречие как обыкновенно понимаем, есть
способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах
правильно и ясно, сообразно с целью говорящего или пишущего. Древние под
именем красноречия разумели единственно - искусство оратора, а под именем
риторики – правила, служащие и образованию ораторов. Теория прочих
прозаических сочинений была предметом их диалектики и грамматики.
§ 3. Цель риторики как теория всех прозаических сочинений не
ограничивается убеждением и доказательствами. В противность древним и
некоторым новейшим учителям мы понимаем под этим словом науку научать наш
разум или трогать сердце и действовать на волю. Итак, искусство научать,
занимать, трогать, доказывать составляет предмет всякого прозаического
писателя.
§ 4. Смысл, есть чувство, и выражение этих составляют сущность речи, и
должны быть в надлежащей связи точно так, как душа и тело. То, и другое как
материя и форма, служит предметом риторики, которая, впрочем, не простирает
своих исследований до мыслей и до слов, предоставляя это логике и
грамматике. Она более смотрит на красоту и стройность сочинения, т.е. она
учит мысли, правильно обдуманной и по правилам грамматики выраженной
представляет в виде изящном и соответственном каждому роду красноречия.
§ 5. Некоторые под именем красноречия разумеют стихи и прозу, а другие
одну прозу разделяя таким образом всю науку словесности на два рода, на
искусство прозаическое и на искусство стихотворное. Это разделение основано
не на одной наружной форме того и другого рода; оно зависит от
существования различия предметов и цели, которые предполагают себе оратор и
стихотворец; одного – намерение научить, а другой имеет в виду особенно –
удовольствия.
§ 6. Есть люди, которые отличаются каким-то природным красноречием; они
никогда не учились правилам риторики , но, имея здравый рассудок, живое
чувство, вкус и легкость в языке, выражают свои чувства и мысли ясно и в
таком порядке который совершенно соответствует их цели. Эта частью они от
природы, частью, воспитанием, обращением и чтением образованная способность
обеспечивать успехи предлагаемого нами искусства, и сама приобретает
посредством правил новый блеск, силу и совершенство.
От всякого писателя требуется, чтоб он со всех сторон осмотрел предмет
своей речи, чтоб он каждую минуту обладал самим собой, чтоб сам был уверен
в причинах и доказательствах, которые предлагает другим, и чтоб, наконец,
которую намерен возбудить в сердце читателя.
§ 7. Польза красноречия очевидна для каждого, кто обращает внимание на его
существо и цель. Ни одна наука не имеет столь великого влияния на душевные
наши силы, как изящное искусство, красноречие пленяет наши сердца и
воспламеняет воображение; этого мало? Будучи рассматриваемо в собственных
своих предметах и всем вообще наукам доставляет новые достоинства и
прелести. Посредством его не только мысли и познания, но самые чувства,
склонности и страсти людей, нам неизвестных, отдаленных от нас веками
становятся нашими собственными, современными. Оно научает нас избирать
предметы, разбирать их и описывать прилично, порядочно и связно; оно дает
самой истине большую силу убедительности и самым страстям больше выражения
и трогательности; оно образует наши нравы.
§ 8. Красноречие обращается в искусство не нужное и вредное, когда
оставляет благородную цель свою, т.е. когда оно устремлено, будет не к
выгодам истины и добродетели, но к распространению заблуждения и пороков
когда оно решится защищать правила и мнения, противные чистой
нравственности, если будет одевать предметы, сами по себе пагубные и
соблазнительные, в одежду приятную и благовидную, чтобы заманить в свои
сети неопытный и ослепленный ум читателя или слушателя. Итак, не
красноречие, но его употребление навлекло на себя справедливые укоризны в
древности и в новейшие времена; злоупотребление всегда будет порицаема
между тем как наука беспрестанно шлет в новом немерцающем свете.
§ 9. Для образования оратора не достаточно одних правил риторики. Но нужно
познакомиться с произведениями, как древними, так и новейшими
произведениями. Внимательное изучение подвигает нас к благородному
стремлению к подражанию. Т.е. через непрерывное изучение, упражнение в
красноречии мы большие силы вернейшее чувство изящного и доброго и
быстрейший взор для отличия погрешностей.