Шпоры для сдачи риторики

Предмет и задачи риторики – это наука о теории, мастерстве и законах
искусства красноречия.
Соотношение риторики и философии – без философского осмысления невозможно
решение любого вопроса, любой проблемы, любой задачи. Решать проблему в
глобальном, философском ключе-это значит придавать ей общечеловеческое
значение, поднимать ее на более высокий нравственный и духовный уровень,
повышать ценность речи.
Соотношение риторики и логики – логика-это наука о законах правильного
мышления. Логическая цепочка повествования и доказательств должна быть
безупречно точной, чтобы люди поверили вам безоговорочно. Чтобы слушатель
вам поверил, нужны точная последовательность и безупречность доказательств.
Связь этики и эстетики с риторикой-Этика-наука о законах нравственности и
морали общества. Эстетика-это наука о законах красоты.
Использование методов психологии в риторики – это наука изучающая законы
психической деятельности человека. Надо знать и изучать законы психики,
законы психического поведения человека, все, что связанно с нервной
деятельностью человека, его душевным состоянием.
Как реализуется в риторике данные языкознания и орфоэпии –Языкознание наука
о законах языка. Грамотная речь вызывает у слушателя уважение и к оратору,
и к тому что он произносит. Правильная речь может передать не только что
любую мысль, но и самый тонкий оттенок мысли и чувства. Орфоэпия наука о
законах правильного произношения и ударения. Неприятно, тяжело слушать
человека, коверкающего знакомое слова, неверно ставящего ударение.
Время и причины формирования риторики – Античная риторика родилась а
Древней Греции из героического эпоса и драмы, но в отличие от этих жанров
речи были необыкновенно актуальны и помогали решать именно те вопросы и
проблемы, которые возникали в данный момент жизни греков. Причем
красноречие взяло от других жанров самое лучшее: эмоциональность высокую
художественность, привнесло в искусство силу логики и убедительность.
Кем являлись в Древней Греции Горгий, Лисий, Исократ, Демосфен? Их вклад в
развитие риторики – Горгий (480-380гг.до. н.э.) разработал приемы
риторической художественной прозы, используя для повышения ее
психологического воздействия поэтическую выразительность. Он сознательно
применят определенные стилистические средства украшения (горгианские
фигуры). Лисий (435-380гг.до.н.э.) – афинский оратор и логограф. Умел
отражать в речи особенности характеров своих клиентов. Благодаря простой
манере изложения он считался великим мастером речи. Исократ (436-338гг.
до.н.э.) – афинский оратор, учитель риторики, публицист, логограф.
Представитель торжественного, пышного красноречия. Сам публично не
выступал. Имел свою школу риторики. Демосфен (384-322гг до.н.э.) – афинский
оратор и политический деятель. Страстные речи против македонского царя
Филлипа II за свободу Греции вошли в историю человеческой культуры как
филлипики. Его манеру речи отличало эффективное применение риторических
средств. Для его речей характерны воодушевление и проникновенная
страстность, покоряющая логика и острая аргументация.
Основные черты древнегреческой риторики Платона и Аристотеля – Платон (427-
347гг до.н.э.) – один из выдающихся греческих мыслителей. Обобщил опыт
мастерства речи на примерах выдающихся ораторов, в том числе Сократа.
Аристотель (384-322гг. до.н.э.) – великий древнегреческий философ, ученый-
энциклопедист. Полагал, что риторика должна развивать способность
убеждения. Он возражал против смещения разных стилей
Древнеримское понимание риторики (Цицерон, Квинтилиан) – Цицерон (106-43гг.
до.н.э) – философ, оратор, политический деятель и писатель. Цицерон был
самым крупным представителем римского классического красноречия, достигшего
в его лице совершенства. Квинтилиан (35-100гг. н.э.) – оратор, ритор.
Написал “Наставление оратору” в 12 книгах, начиная с элементарных основ, с
изложением всей риторической теории. Теоретик литературного классицизма,
реформатор литературного стиля своей эпохи.
Гомилетика как отрасль риторики – церковное, богословие красноречие,
унаследовавшее основные принципы античной науки.
Основы древнерусского красноречия – были народные традиции.Существуют
тексты, свидетельствующие о высокой культуре устной речи “Золотое слово
Святослава”(Слово о полку Игореве), “Поучение Владимира Мономаха” (Поучение
чадам своим) и др.Древнерусские произведения до монгольского нашествия
свидетельствуют,что старинному русскому красноречию были присущи: высокое
уважение к книжному слову,мудрой речи, словесному мастерству.
Значение деятельности епископа Макария и Феофана Прокоповича для русской
риторики – первые русские руководства по риторики XVI I века написана
вологодским епископом  Макарием одним из создателей Славяно-греко-латинской
академии, и сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем.Первые риторические
труды были подвержены влиянию латинских образцов и имели богословскую
направленность они служили пособием для овладения особым проникновенным,
выразительным голосом, интанациями,принятыми в церковной службе,
речитативом.
М.В.Ломоносов и его вклад в русскую риторику XVIII века – наиболее заметный
след в развитии  теории риторики XVII века оставило “Краткое руководство  к
красноречию”.Оно предназначалось для нужд просвещения,образования,несколько
раз переиздавалось для молодежи жаждущей знаний.Он понимал значение
красноречия в языковой культуре народа и связал риторическую систему со
стилями речи, разработал теорию трех стилей (возродил античную
традицию).Ломоносов соединил риторику с русским языком, русской традицией,
русской наукой.
Стилистические или риторические фигуры – это зафиксированные обороты
речи,являющиеся подлинным ее украшением, поднимающие речь на высокий
эмоциональный уровень.Они используются для усиления выразительности
высказывания обогащают и разнообразят текст.
Синтаксический параллелизм как средство художественной выразительности –
это одинаковое построение соседних предложений или их частей. Используются
в афоризмах, пословицах – там, где требуется краткость, лаконичность.
Анафора и эпифора как средство художественного синтаксиса – эпифора – это
концовка или повторение слов  или их сочетаний в конце конструкции.
Антитезы и оксюморон – 1.Это противопоставление контрастных положений,
понятий, образов. В ее основе лежат антонимы.Обычно антитеза может
ограничиваться всего двумя словами, как правило в заглавиях: “Войны и мир”,
“Волки иовцы”.2. Как и антитеза, строится на противоположностях, но они не
противопоставлены, а слиты и отражают противоречивость явлений жизни, они
парадоксальны: “Смех сквозь слезы”, “Пышное природы увяданье”.
Что относится к понятию “Культура речи” -  под ней понимается совокупность
таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие  на адресата с
учетом конкретной  обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К
ним относятся: 1. Богатство ( разнообразие) речи; 2. Ее чистота.3.
Выразительность. 4. Ясность и понятность. 5. Точность и правильность.
Что в риторике понимается под словом этос – это нравственно-ценочный
критерий речь в котором должна быть правдивой, соответствовать истине,
должна преследовать благородные цели, служить добру.
Какими средствами достигается выразительность речи – в устном варианте речи
– это богатейшие по истине неисчерпаемые возможности интонации, ударений,
пауз, тона, тембра, темпа, и силы звука. Выразительность имеет свою шкалу:
от того минимума внятности, правильности, который обеспечивает понимание
текста, до многоцветного артистического исполнения, в котором расскрываются
новые глубины смысла и чувства.
Основные правила чтения книг – во время чтения важно  уметь осмыслить
содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были
получены раннее. Это помогает анализировать и систематизировать  материал,
делать необходимые выводы. Верный признак понимания прочитанного – умение
передать его содержание своими словами. Пересказ прочитанного – своебразноя
тренировка для оратора: обогащается его речь, совершенствуются лекторское
мастерство.
Для чего нужна целевая установка в речи -  она облегчает восприятие речи.
Говорящий должен ясно представлять для чего, с какой целью он произносить
речь, какой реакции слушателей добивается.Если выступающий не подумает о
назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и произнесении.
Что в риторике понимается под композицией речи – под ней понимается
построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой
части ко всему выступлению как единому целому.
Основные правила и приемы композиции  - 1.Пересекающиеся сюжетные линии;
они соприкасаются: например линии семейств Болконских, Ростовых,
Безуховых.2. Временный перенос места действия; повествование начинается не
сначала, а с итога жизни героя к примеру “ Мцыри”. 3.Обрамление текста
документами (записки, переписка). 4.Приемы поэтического
творчества.5.Рассказ в рассказе.
В чем различие монолога, диалога и полилога -  в монологе один участник
общения говорит, а другие молчат, они воспринимают речь первого.В диалоге
каждый из двоих участников общения, в сущности, произносят небольшой
монолог, и они все время меняются ролями.И полилог т.е. разговор многих
обычно нескольких человек, обменивающихся по очереди небольшими монологами.
Основные способы подготовки речи – 1.Запись текста.2. Выступление с опорой
на текст.3.Выступление без записей.4.Выступление экспромтом.
Назначение и особенности развлекательной речи – она не содержит иной цели
кроме заключающейся в ней самой.Она сама по себе должна развлекать и
потешать слушателя.В ней шутка и серьезная мысль, правда и вымесел.Она
проникнута единством связного повествования, или состоит из анектодов.В ней
юмор много личного, ирония, насмешливая серьезность, карикатура
преувеличения.
Назначение информационной речи – она пробуждает любознательность и дает
новое представление о предмете.Она может быть повествованием,
описанием,объяснением.Информационная речь должна отвечать следующим
требованием : 1.В ней ничего не должно быть спорного;2.Она должна вызывать
пытливость;3.Она должна удовлетворять запросы слушателя.4.Сообщение должно
быть актуально.
Особенности убеждающей речи – она логическими доводами доказывает или
опровергает какое-либо положение.В этих речах любимыми методами –
логическими или иными – оратор убеждает согласится с ним в спорном
вопросе.Такая речь стремится определить образ мышления и поведения, но она
не призваает к непосредственному действию.
Что представляет собой призывающая к действию  или агитационная речь – она
заставляет слушателя почувствовать потребность делать то, о чем просит
оратор.Можно призвать к действию новому, к продолжению или прекращению
прежнего.Призыв к действию бывает прямым и косвенным.
Что такое стилистика – это учение о стилях их разграничении о выборе
выразительных средств языка.
Деление устно-разговорных стилей – они делятся на : литературно-разговорный
– это речь образованных людей в учебных заведения, в деловом
производственном общении, в учреждениях культуры; разговорно-бытовой – это
речь в домашних условиях, на отдыхе., на улице; тут встречаются не строгие
обороты речи и слова, выходящие за границы нормы литературного языка;
ораторский-строгий вариант устной-публичной речи: на
конференциях,собраниях,лекции,доклады, сообщения пр.;этот стиль находится в
рамках литературной нормы.
Риторические функции и определения -  бывают трех видов:
1.Классификационные , где определение при помощи классификации указывает
род, которому принадлежит понятие и его видовые отличия.2.Определение при
помощи синонимов и антонимов вряд ли требует объяснения.3.Обычно самым
выразительным способом определения является пример, конкретный и
характерный случай, который типичен для нуждающегося в определении понятия.
Виды авторских утверждений – бывают трех видов 1.Утверждения основанные на
авторитете самого автора, и лучший способ убедить всех – в действительности
обладать качествами, внушающими доверие, т.е. быть добросовестным,
прямолинейным, объективным и хорошо знать предмет.2.Убеждение на основе
общественного мнения является вторым по своему значению.3. Утверждение
следующих лиц, авторитетное мнение – вопрос не только доходчивости речи, но
и этики оратора.
Композиционные части конспекта – 1.Введение(подход к теме и конкретная
цель, пояснение и предварительный обзор основных пунктов главной
части).2.Главная часть.3.Заключение.
Основные требования предъявляемые к тезису – тезис должен быть достаточно
подкреплен вспомогательными пунктами, расположенными под ним.В речи
агитационного характера тогда достаточно подтезисов, когда понятно, что
можно подвести слушателя к тому или иному убеждению.
Для чего нужно редактирование конспекта – оно необходимо чтоб он был ясным,
конкретным, кратким и отвечал специфике вопроса.Конспект не может и не
должен заключать все богатство самой речи.Но вдумчивое словесное его
оформление составляет первое условие, которое определит в конечном итоге
впечатляющую силу речи при ее признесении и будет также необходима для
оратора как партитура для музыканта.
Какая разработка делается на основе двух предметов – разработка делается на
основе уподоблений и противопоставлений двух предметов.
Перечислите зрительно воспринимаемые элементы речи – во время выступления
слушатели присматириваются к оратору: как он стоит, какое унего выражение
лица,какая походка,что он делает руками.
Основные виды жестов – их несколько
видов1.Выразительные.2.Описательные.3.Указывающие.4.Подражательная
жестикуляции.
Строение голосового аппарата – он состоит из четырех частей: дыхательных
органов,вибраторов,резонаторов и артикуляторов.
Значение интонации, основные недостатки интонирования – она создает общий
мелодический склад речи,т.е. рисунок речи.По тону мы можем определить не
только чего хочет человек , но и искренен ли он или издевается,
заинтересован  или скучает,доволен или огарчен.
Тембр,темп как голосовые характеристики -  это характерная окраска звука,
он определяется плотностью,формой и размерами тела, приведенного в
состояние колебания, и особенностями среды в которой оно вибрирует.
Какие требования предъявляются к артикуляции – она связана с требованием
членораздельного,отчетливого произношения.От неправильного произношения
можно избавится систематически и тщательно изучая словари и внимательно
прислушиваясь к речи окружающих, а в особенности  образованных людей.
Что такое неориторика – это современная , обновленная риторика, прямое
продолжение риторики классической.
Смысл понятий  коммуникатор и перципиент – 1.Это говорящее лицо или
отправитель речевых сигналов.2.Это лицо принимающее речевой сигнал.
Назовите ситуации побуждающие к высказыванию – 1.Бригадир дает задание
рабочим –строителям.2.Я решил написать письмо другу.3.Науроке географии
ученик вызван отвечать урок.4.Встретились друзья и рассказам нет
конца.5.Преподавателя истории попросили выступить с лекцией “О крещении
Руси”. 6.Журналист берет интервью у известной актрисы.
Что такое мотивация – это потребность высказывания превратившаяся в
конкретную цель, она начинает руководить действиями автора.
Мастерство оратора и понятие ораторской этики – оценка слушателями
языкового риторического мастерства оратора или собеседника, которая
проявилась в выступлении.Его ошибки в ударениях, орфоэпии, выборе слов,
образовании падежных форм и т.д.раздражают слушателя;примитивный уровень
речи разочаровывает.С другой стороны, мастерство, остроумие, уместный
намек, яркий художественный образ вызавают уважение к выступающему и
следовательно к его речи.Если цель выступления- убеждение слушателей, то
результат этого убеждения – главный критерий мастерства оратора.Этика  -это
учение о морали,система норм нравственного поведения.Этикет –установленный,
принятый обществом порядок поведения, отраженный в речевых формах. Эитек
этичен только тогда,когда отражает душевное богатство личности.