Девиантное поведение: сущность, виды, механизм возникновения
Девиантное поведение: сущность, виды, механизм возникновения
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу "Социология"
Научный руководитель
Дата
Сыктывкар, 1998
СОДЕРЖАНИЕ
|Введение |.........................................................|3 |
| |................................................... | |
|Глава 1. Понятие и виды девиантного |........................|4 |
|поведения |..................... | |
|Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения |...............|8 |
| |............ | |
| | | |
|Заключение |........................................................|12 |
| |.................................................. | |
|Список использованных источников |...................................|14 |
| |............................... | |
Введение
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно
отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения
лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим
миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого
свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-
нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета
общества, его совершенствования и осуществления социального развития.
Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким
образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества.
Иначе говоря, девиантное поведение было, есть и будет и в этом заключается
актуальность его изучения.
Основная цель данной контрольной работы заключается в том, чтобы
понять сущность девиантного (отклоняющегося) поведения.
Для этого необходимо решить ряд задач:
1). дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с
различными формами его проявления. В частности следует различать девиантное
поведение, которое носит социально-творческий характер, является
порождением или отражением социальной инновации, от девиантного поведения,
которое порождено или открывает путь к социальной патологии, носит
социально негативный характер [5. C.7];
2). понять причины возникновения девиантного поведения, рассмотрев
различные подходы к изучению указанной проблемы.
Глава 1. Понятие и виды девиантного поведения
Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения,
социальных норм и ценностей , необходимых для его успешного
функционирования в данном обществе) достигает определенной степени
завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая
характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса
(статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе
социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации
является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы
негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от
принципов, норм морали и права [1. C. 78]. К основным формам отклоняющегося
поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность,
пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.
Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о
состоянии конфликта между личностными и общественными интересами.
Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать
от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние
неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако
отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть
связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть
консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут
быть отнесены различные виды научного, технического и художественного
творчества.
Рассмотрим различные виды социальных отклонений.
Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего
культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от
норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм
личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются
связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные
отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном
поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с
психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не
единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически
ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в
обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают
характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это
происходит, интересует как социологов, так и психологов.
2. Индивидуальные и групповые отклонения.
индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;
групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы
по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей,
проводящие большую часть своей жизни в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется
им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои
законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение
от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами
собственной субкультуры) [4. C. 113].
Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается
отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным
нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом
отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется
девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение
выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец
ошибкой.
Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе
норм, которое социально определяется как девиантное.
Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается
с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить
необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к
социально одобряемым отклонениям [4. C. 115-117]:
сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может
рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым
отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов.
Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного
ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность
менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;
особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких,
специфических участках деятельности.
сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто
служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или
юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к
достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в
детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в
результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;
личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые
помогают достичь возвышения личности;
счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный
талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное
время.
Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и
вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных
достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей
культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго
осуждалось и наказывалось.
Рассмотрим теперь основные причины возникновения отклоняющегося
поведения.
Глава 2. Причины возникновения девиантного поведения
В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида
теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и
социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.
Основная предпосылка всех теорий физических типов состоит в том, что
определенные физические черты личности предопределяют совершаемые ею
различные отклонения от норм. Среди последователей теорий физических типов
можно назвать Ч. Ломброзо, Э. Кретшмера, В. Шелдона. В работах этих авторов
присутствует одна основная идея: люди с определенной физической
конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом
[4. C. 118]. Однако практика показала несостоятельность теорий физических
типов. Всем известны случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали
тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, "преступными" чертами лица не
мог обидеть и муху.
В основе психоаналитических теорий отклоняющегося поведения лежит изучение
конфликтов, происходящих в сознании личности. Согласно теории З. Фрейда, у
каждой личности под слоем активного сознания находится область
бессознательного - это наша психическая энергия, в которой сосредоточено
все природное, первобытное. Человек способен защититься от собственного
природного "беззаконного" состояния путем формирования собственного Я, а
также так называемого сверх-Я, определяемого исключительно культурой
общества. Однако может возникнуть состояние, когда внутренние конфликты
между Я и бесознательным, а также между сверх-Я и бессознательным разрушают
защиту и наружу прорывается наше внутреннее, не знающее культуры
содержание. В этом случае может произойти отклонение от культурных норм,
выработанных социальным окружением индивида.
В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивиды
становятся девиантами, так как процессы проходимой ими социализации в
группе бывают неудачными по отношению к некоторым вполне определенным
нормам, причем эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности.
Когда процессы социализации успешны, индивид сначала адаптируется к
окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их так, что одобряемые
нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной
потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Он воспринимает нормы
культуры таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере
поведения большую часть времени. Ошибки индивида редки, и всем окружающим
известно, что они не являются его обычным поведением.
Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм,
неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут
привести к явлению, названному Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия
норм). По Дюркгейму аномия - это состояние, при котором личность не имеет
твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе
линии нормативного поведения [4. C. 121].
Роберт К. Мертон внес некоторые изменения в концепцию аномии,
предложенную Дюркгеймом. Он считает, что причиной девиации является разрыв
между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или
институциональными) средствами их достижения [2. C. 208]. Например, в то
время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к
повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные
средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены:
когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и
способностей (легальные средства), он может прибегнуть к обману, подлогу
или воровству, не одобряемым обществом.
Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их
отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и
средствам любой личности укладывается в следующие классы:
конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства,
одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;
новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает)
неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные);
ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но
цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или
забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения,
в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило,
отвергаются;
изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от
институциональных средств, необходимых для их достижения (например бомжи,
наркоманы, алкоголики);
мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и
культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая
создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения
[4. C. 122-123].
При использовании этой типологии важно помнить, например, что люди
никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть
полными новаторами. В каждой личности присутствуют в той или иной степени
все перечисленные типы. Однако какой-то из типов обычно проявляется в
большей мере и характеризует личность.
Таким образом, отклоняющееся поведение играет в обществе двойственную
роль: с одной стороны, представляет угрозу стабильности общества, с другой
- поддерживает эту стабильность.
Так например, при наличии в обществе или социальной группе
многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство
ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение
социального порядка.
С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей
адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного
общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно
изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени
изменять образцы своего поведения из-за изменения окружающей среды. Но
новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и дальнейшего их
принятия всеми членами социальных групп. Новые социальные нормы рождаются и
развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении
постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых,
привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом
создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции,
отклоняющееся поведение содержащее новые жизнеспособные нормы, все в
большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами
социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть
отклоняющимся.
Заключение
Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение -
это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым
нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Девиантное поведение -
следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения
процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко
впадает в состояние "социальной дезорганизации", когда культурные нормы,
ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат
друг другу. Такое состояние называется аномией и является основной причиной
отклоняющегося поведения.
Учитывая, что девиантное поведение может принимать самые разные формы
(как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление,
проявляя дифференцированный подход.
Отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом
существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно
адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем
вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся
поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества,
до сих пор практически не разрешен. Если рассматривать любые области
человеческой деятельности: политику, управление, этику, то нельзя вполне
определенно ответить на этот вопрос (например, какие нормы лучше:
воспринятые нами республиканские культурные нормы или старые монархические,
современные нормы этикета или нормы этикета наших отцов и дедов?).
Удовлетворительный ответ на эти вопросы дать трудно. Вместе с тем не все
формы девиантного поведения требуют столь детального анализа. Криминальное
поведение, сексуальные отклонения, алкоголизм и наркомания не могут
привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов.
Следует признать, что подавляющее число социальных отклонений играет
деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные
отклонения можно считать полезными. Одна из задач социологов - распознавать
и отбирать полезные культурные образцы в отклоняющемся поведении индивидов
и групп [4. C. 126].
Список использованных источников
1. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.: Центр, 1997.
2. Смелзер Н. Социология. - М.: Феникс, 1994.
3. Тощенко Ж.Т. Социология. - М.: Прометей, 1994.
4. Фролов С.С. Социология. - М.: Логос, 1996.
5. Московский государственный социальный университет. Девиантное поведение
детей и подростков: проблемы и пути их решения // Материалы Московской
городской научно-практической конференции. - М.: Союз, 1996.