Нравственное воспитание

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
    1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.
       Мораль, как регулятор поведения личности.
    2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в
       развитии личности.
    3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности
       личности.
    4. Нравственное воспитание как процесс организации разнообразной
       деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств.



    1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.
    Мораль как регулятор поведения личности.
    В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет
    формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами
    социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей
    между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или
    иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества,
    подчинятся определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в
    каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств,
    функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах
    его жизни и деятельности – в труде и в быту, в семье и в отношениях с
    другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и
    т.д. такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы
    и различные постановления государственных органов, производственно
    -административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и
    инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец,
    нравственность.
    Есть существенное отличия в том, как влияют на поведение людей
    различные правовые нормы, законы, административные правила и указания
    служебных лиц, с одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и
    административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их
    нарушение личность несет юридическую или административную
    ответственность. Нарушил, например, человек тот или иной закон, опоздал
    на работу или не выполнил соответствующих служебных инструкций – неси
    правовую или административную ответственность. В обществе созданы даже
    специальные органы (суд, прокуратура, милиция, различные инспекции,
    комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных
    постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие
    санкции (от лат. строжайшее постановление) к тем, кто их нарушает.
    Иное дело нравственность, или мораль. Нормы и правила, которые
    относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и
    практически их соблюдение зависит от самой личности.
    Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и
    незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу
    общественного мнения: упреки, моральное порицание и, наконец,
    общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают
    еже более серьезный характер.
    Возьмем тот же пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на
    него может быть наложено административное взыскание (предупреждение,
    выговор и т.д.). Но если  то же человек опоздал на встречу со своим
    знакомым и последний был вынужден долго ждать его, никаких санкций не
    бывает, а значит может его только упрекнуть или сделать товарищеское
    замечание. Как видим, соблюдение моральных норм и правил базируется не
    на предупреждении, а главным образом на сознательности самой личности,
    на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. В
    этике – философской науке о морали -  существуют две основные
    нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований,
    их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же
    моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как
    нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность общества,
    совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее
    моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер
    нравственности и ее содержание. Нравственность фашистского
    тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них
    человеконенавистничество и вела к деградации личности. Только мораль
    гуманного и демократического общества, которая сама носит прогрессивный
    характер, содействует действительному прогрессивному развитию и
    совершенствованию личности.
    Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой
    общественного мнения. большую роль в этом играют нравственные обычаи,
    привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно
    заметили, что нравственность личности не может основываться только на
    ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда
    соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных
    способов поведения и деятельности. Это как будет показано ниже, имеет
    большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем  следующее
    положение. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в
    конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в
    качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно,
    какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение
    его содержательности и педагогической действительности. Многие
    общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что
    нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на
    формирование положительных качеств личности, но и является главной
    задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.
    2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в
    развитии личности. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в
    развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике
    с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем,
    что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности
    добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что
    писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате « наставление нравов» он
    приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «научись сперва
    добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться
    последней». Там же цитировал народное изречение: « кто успевает в
    науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
    Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся
    швейцарский педагог- демократ Генрих  Песталоцци. Нравственное
    воспитание он считал главной задачей детского воспитательного
    учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер
    и сочувственное отношение к людям.
    Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на
    первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Другое дело, что в
    соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в
    понятие нравственного воспитания насаждения в детях покорности,
    дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал:
    «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове:
    нравственность».
    Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «из всех
    наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как
    жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
    Однако из педагогов- классиков прошлого столетия наиболее полно ярко
    характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности
    К.Д.Ушинский. в статье «о нравственном элементе в воспитании » он писал
    :
    Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много прнесет
    пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или
    зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным
    чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков
    посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он
    останется тем же, весьма вредным для общества пронырой….
     Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие
    учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние
    нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более
    важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…
    Но если педагоги- классики признавали огромную роль нравственности в
    развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта
    проблема в системе современного воспитания.
    3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности
    личности. Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в
    виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется
    термин мораль.
Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно
понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые
предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.
Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и
привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные
трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или
нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм,
правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как
неуклонное соблюдение.
  Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к
поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных
отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности
личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении
и контактах с другими людьми.
Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их
сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы
по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать
в себя формирование следующих моральных отношений:
А) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив
мирового развития ; правильная оценка событий внутри страны и на
международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к
справедливости, демократии и свободе народов;
Б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность
родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность
ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;
В) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо;
соблюдение дисциплины труда;
Г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о
сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана
природы;
Д) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность,
взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;
Е) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство
собственного достоинства, принципиальность.
Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд
норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые
составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не
только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на
его исключительно большую многогранность.
Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только
в его содержании. Не менее важно детально осмыслить , какого человека можно
считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая
сущность нравственности вообще. При  ответе на эти вопросы, на первый
взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в
своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет
их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь
показать свою «нравственность» в интересах личной карьеры или желая
добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя «нравственная
благовидность» есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменений
обстоятельств и жизненных условий такой человек, как, хамелеон, быстро
меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что
раньше хвалил.
    В условиях обновляющихся в стране социальных обстоятельств,
    демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама
    личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные
    нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или
    принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости,
    благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в
    виду Гоголь, когда утверждал: «Развязать каждому руки, а не связывать;
    нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то,
    чтобы его держали другие: чтобы он был строже к себе в несколько раз
    самого закона».
    Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы правила
    и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения,
    как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в
    своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с
    послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и
    требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и
    правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив
    личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые
    общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения
    и идеалы. В этом смысле А.С. Макаренко большое значение придавал
    «поступку наедине с собой», или тому, как ведет себя воспитанник в
    отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его
    нравственности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя
    в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля
    выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов
    и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет
    глубинную сущность нравственного воспитания.
    В этом смысле нравственность личности органически связана с ее
    моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего
    поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда
    допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в
    своих аморальных поступках – сильнейшие стимулы ее нравственного
    развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих
    личностных чувств не всегда придается должное значение. «Раскаяние –
    пишет Чингиз Айтматов, - одно из великих достижений человеческого духа
    – в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из
    нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть
    человеком без раскаяния, без того потрясения и презрения, которые
    достигаются через осознание вины – в действиях ли, через порывы
    самобичевания или самоосуждения». Все это показывает, что нравственное
    развитие личности невозможно без формирования ее моральной
    сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к
    моральному благородству.
    Какой же должна быть воспитательная работа в этом направлении? Каковы
    ее внешние и внутренние психологические механизмы?
    4. Нравственное воспитание как процесс организации разнообразной
    деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств.
    Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что
    должно быть направлено на формирование у личности нравственных
    отношений к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к
    людям и самой себе. Но моральное отношения не возникают и не существуют
    сами по себе. Они органически связанны с деятельностью человека и
    обуславливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует: чтобы
    формировать у личности нравственные отношения, необходимо включать ее в
    соответствующие виды деятельности и использовать их для выработки и
    воспитания этих отношений. Исходя из содержания нравственных отношений,
    необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности:
    общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по
    сбережению материальных ценностей и охране природы, общения с другими
    людьми и др. в процессе активного участия в разнообразной деятельности
    (при педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается
    понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, формируется
    чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и
    укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные
    нравственные отношения. Без хорошо организованной практической
    деятельности и его умелого педагогического стимулирования нельзя
    эффективно формировать нравственные отношения.
    Не менее существенным является и другое положение. Во вступительной
    части к этому разделу курса подчеркивалось, что если те или иные
    отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся
    привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся
    условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс
    нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы
    вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества
    школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств,
    как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура
    межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к
    материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм,
    сознательная дисциплина и культура поведения.