Основы социальной информатики
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социальной информатики
=====================================
И.В. Соколова
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ
(Конспект лекций)
Москва 1997
ТЕМА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА:
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА
Человечество стремительно вступает в информационную эпоху. Вес
информационной экономики постоянно возрастает и ее доля, выраженная в
суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня
составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-
15%.
Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к
информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в
сфере услуг:
если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила
постиндустриальная фаза его развития;
если в обществе более 50% населения занято в сфере информационно-
интеллектуальных услуг, общество стало информационным.
В ряде публикаций отмечается, что по данному критерию США вступили в
постиндустриальный период своего развития в 1956 году (штат Калифорния
преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали
в 1974 году.
Признавая несомненность достижений США и других стран в области
информатизации, необходимо понимать, что определенная доля
“информационности” этих стран создана за счет выноса ряда материальных,
нередко экологически вредных, производств в другие страны мира
(“экологический колониализм”), а также за счет привлечения на работу ученых
со всего мира.
Закон экспоненциального роста объема знаний.
По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний
потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к
1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в
8-10 раз [1]. Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем
знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации
увеличится более, чем в 30 раз. Это явление, получившее название
“информационный взрыв”, указывается среди симптомов, свидетельствующих о
начале века информации и включающих:
быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний;
превышение уровнем материальных затрат на хранение, передачу и переработку
информации уровня аналогичных расходов на энергетику;
возможность впервые реально наблюдать человечество из космоса (уровни
радиоизлучения Солнца и Земли на отдельных участках радиодиапазона
сблизились) [2].
Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта) [3].
Занятость в сферах хозяйства
1 2 3 4 5
время
1- в производстве продуктов питания (аграрное общество),
2- в материальном производстве (индустриальное общество),
3- в сфере услуг (постиндустриальное общество),
4- в сфере информационных услуг (информационное общество),
5- в сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное общество).
Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория
развития достаточно глубоко разработана зарубежными исследователями, среди
которых: Д. Белл, Дж. Гелбрейт, Дж. Мартин, И. Масуда, Ф. Полак, О.
Тоффлер, Ж. Фурастье и др. Именно Ж. Фурастье определил постиндустриальное
общество как “цивилизацию услуг”.
Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно
позже. Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в терминах -
постиндустриальное, информационное - видели альтернативу формационным
терминам - социалистическое и коммунистическое общество. Понятие
информационного общества нельзя считать рядоположенным с различными типами
формаций, т.к. продвижение к информационному обществу является лишь
наиболее оптимальным способом существования и развития любой из современных
и будущих формаций.
Среди отечественных ученых, внесших значительный вклад в развитие
этого направления, необходимо отметить В.М. Глушкова, Н.Н. Моисеева, А.И.
Ракитова, А.В. Соколова, А.Д. Урсула и др. В настоящее время активно
работают в этом направлении Г.Т. Артамонов, К.К. Колин и др.
В чем же суть и смысл процесса информатизации? От ответа на этот
вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния и
перспектив развития процессов информатизации общества.
Важным представляется взгляд на информатизацию как на “системно -
деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и
развития с помощью средств информатики с целью создания информационного
общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации”
[4].
По мнению ряда авторов, процесс информатизации должен включать в себя
три диалектически взаимосвязанных процесса:
медиатизацию[1] - процесс совершенствования средств сбора, хранения и
распространения информации;
компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки
информации, а также
интеллектуализацию - процесс развития способностей людей к восприятию и
порождению информации (знания), т.е. процесс повышения интеллектуального
потенциала общества, включая использование средств искусственного
интеллекта. Массовая информатизация общества невозможна без ЭВМ с
интеллектуальным (дружественным) интерфейсом.
Специалистами отмечается [5], что, к сожалению, социальная
информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных
процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной
техники. Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие,
качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных
информационно-технологических средств когнитивных[2] социальных структур и
процессов. Информатизация должна быть “слита” с процессами социальной
интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности.
При обсуждении в конце 80-х гг. концепции информатизации страны
учеными и специалистами выделялась главная мысль - дело не столько в
концепции информатизации, сколько в концепции развития общества, всех его
структур, что информатизация - спутник демократизации и невозможна без нее.
Идущий во всем мире процесс становления и развития информационного
общества носит объективный характер и не может не затрагивать “извне” и
нашу страну, но слабые успехи демократизации нашего общества приводят к
отсутствию серьезного социального заказа “изнутри” на совершенствование
информационной среды.
Что же такое информационное общество? Каков его образ?
Например, по мнению А.И. Ракитова [6] общество считается
информационным, если:
любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке
страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или
бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую
информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных
и социально значимых задач;
в обществе производится, функционирует и доступна любому индивиду, группе
или организации современная информационная технология;
имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных
информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно
убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;
происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и
отраслей производства и управления;
происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых
оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.
Учеными выделяются два основных теоретико-методологических подхода к
информатизации общества:
технократический, когда информационные технологии считаются средством
повышения производительности труда и их использование ограничивается, в
основном, сферами производства и управления;
гуманитарный, когда информационная технология рассматривается как важная
часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но и
для социальной сферы.
Причины значительного распространения технократического подхода,
отождествления понятий “информатизация” и “компьютеризация” носят как
объективный, так и субъективный характер. Объективно развитие новой техники
вообще и, в частности, вычислительной техники идет стремительно, имеет
“агрессивный” характер. С другой стороны, существует весьма значительное
число людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в
общественное мнение подобного отождествления приносит ощутимые финансовые
или политические дивиденды.
Информатизация имеет четкую связь с эколого-безопасным, устойчивым
развитием общества. Основа информационной экономики - знания или
интеллектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые
преимущества по сравнению с материальными ресурсами, жестко подчиненными
законам сохранения. Если люди берут что-то у природы - обостряются
экологические проблемы, если же пытаются взять что-то у соседей -
порождаются конфликты и войны. Социально-экономическая структура общества,
базирующаяся на информационной экономике, уже по сути своей избегает
большинства социально-экономических и экологических проблем и в потенциале
предполагает экспоненциальное развитие общества по основным его параметрам
(“знания порождают знания”).
Государственная политика в области информатизации России, получившая
новый импульс на рубеже 1993-1994 гг., включает следующие основные
направления:
создание и развитие федеральных и региональных систем и сетей
информатизации с обеспечением их совместимости и взаимодействия в едином
информационном пространстве России;
формирование и защиту информационных ресурсов государства как
национального достояния;
обеспечение интересов национальной безопасности в сфере информатизации и
ряд других направлений.
В Концепции формирования и развития единого информационного
пространства России определяются приоритеты пользователей государственными
информационными ресурсами в следующем порядке: граждане, предприятия,
органы государственного управления.
Активно разрабатывается Концепция информационной безопасности,
являющаяся составной частью Концепции национальной безопасности РФ и
представляющая собой официально принятую систему взглядов на проблему
информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных
интересов личности, общества и государства в информационной сфере.
Социальная информатика - определение, предметное поле исследования,
методологическая роль.
Под информатикой понимается система знаний о производстве,
переработке, хранении и распространении всех видов информации в обществе,
природе и технических устройствах (в естественных и искусственных
системах).
Однако, в общественном мнении, и не только в России, постепенно
утвердилось представление, согласно которому понятие “информатика” связано
исключительно с последней средой - технической. Возникла потребность
“защитить” специальным названием предметное поле исследований специалистов,
занимающихся проблематикой информатизации общества. Аналогичные причины
вызвали, например, появление нового названия в структуре кибернетики как
научного знания - социальная кибернетика.
Предметом изучения социальной информатики как науки являются процессы
информатизации общества, их воздействие на социальные процессы, в том числе
- на развитие и положение человека в обществе, на изменение социальных
структур общества под влиянием информатизации [7].
Социальная информатика - это наука, изучающая комплекс проблем,
связанных с прохождением информационных процессов в социуме.
Это новое социологическое научное направление возникло на стыке таких
дисциплин как информатика, философия, социология, психология. Впервые
термин “социальная информатика” был предложен А.В. Соколовым и А.И.
Манкевичем в 1971 году.
Один из основоположников социальной информатики академик А.Д. Урсул
рассматривает социальную информатику как научную базу формирования
зарождающегося информационного общества.
Социальная информатика как любое научное знание имеет многоуровневую
структуру:
1 уровень - теоретико-методологический (основные категории, понятия и
закономерности прохождения информационных процессов в обществе);
2 уровень - средний (социальный “срез” экономических, правовых,
психологических и других аспектов информатизации). Этот уровень может быть
назван социологией информатизации;
3 уровень - эмпирический (социальные аспекты создания, внедрения и
адаптации информационных технологий в соответствующих предметных областях).
На блок-схеме изображена структура социальной информатики как научного
знания (социальная информатика в широком смысле слова):
[pic]
Социальная информатика должна играть методологическую роль для так
называемых отраслевых информатик: экономической, правовой, психологической,
социологической информатики и других.
В любую отраслевую информатику, помимо своего предметного поля
(разработки и адаптации специальных информационных технологий), входит
второй и третий уровень социальной информатики как научного знания, так,
например, правовая информатика неизбежно занимается социальными срезами
правовых аспектов информатизации и социальными аспектами создания и
внедрения правовых информационных технологий.
В настоящее время в вузах России идет активное становление социальной
информатики и как целого комплекса учебных дисциплин [8].
Задачами учебного курса “Основы социальной информатики” являются:
создание основы умения правильно ориентироваться в новой информационной
реальности как в мире в целом, так и в России;
формирование представления о насущной необходимости овладения компьютерной
грамотностью, без чего невозможно органичное включение в современную
информационную среду и активное содействие ее развитию;
методологическая подготовка к дальнейшему изучению, освоению и участию в
разработке информационных технологий в соответствующей предметной области:
социологии, психологии, экономике, социальной работе, журналистике,
правовой сфере.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Васильев Р.Ф. Охота за информацией. М., 1973, с.20.
2. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.,1993, с.19-20.
3. Porat M. Global implications of information Society. J. Community, 1978,
Winter, p.76.
4. Урсул А. Информатизация партии: необходимость концепции и принципы ее
разработки // Кадры партии, 1990, №2, с.71.
5. Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А. “Социальный интеллект”: метафора или
научное понятие? // Социс, 1993, № 8, с.153.
6. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.1991, с.32-33.