Основы социальной информатики

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ
                                 УНИВЕРСИТЕТ
                       Кафедра социальной информатики
                    =====================================



                                И.В. Соколова



                        ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

                              (Конспект лекций)



                                 Москва 1997



                       ТЕМА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА:
                           ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

      Человечество  стремительно  вступает  в  информационную   эпоху.   Вес
информационной экономики  постоянно  возрастает  и  ее  доля,  выраженная  в
суммарном рабочем времени,  для  экономически  развитых  стран  уже  сегодня
составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она  возрастет  еще  на  10-
15%.
      Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной  и  далее  к
информационной стадии развития может служить процент населения,  занятого  в
сфере услуг:
 если в обществе  более  50%  населения  занято  в  сфере  услуг,  наступила
постиндустриальная фаза его развития;
  если  в  обществе  более  50%  населения  занято  в  сфере  информационно-
интеллектуальных услуг, общество стало информационным.
      В ряде публикаций отмечается, что по данному критерию США  вступили  в
постиндустриальный период своего  развития  в  1956  году  (штат  Калифорния
преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США  стали
в 1974 году.
      Признавая несомненность  достижений  США  и  других  стран  в  области
информатизации,    необходимо    понимать,     что     определенная     доля
“информационности” этих стран создана  за  счет  выноса  ряда  материальных,
нередко   экологически   вредных,   производств   в   другие   страны   мира
(“экологический колониализм”), а также за счет привлечения на работу  ученых
со всего мира.

      Закон экспоненциального роста объема знаний.
      По подсчетам науковедов,  с  начала  нашей  эры  для  удвоения  знаний
потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье -  к
1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека  в
8-10 раз [1]. Причем эта тенденция все  более  усиливается,  так  как  объем
знаний  в  мире  к  концу  ХХ  века  возрастет  вдвое,  а  объем  информации
увеличится  более,  чем  в  30  раз.  Это   явление,   получившее   название
“информационный взрыв”, указывается  среди  симптомов,  свидетельствующих  о
начале века информации и включающих:
 быстрое сокращение времени удвоения объема накопленных научных знаний;
 превышение уровнем материальных затрат на хранение, передачу и  переработку
информации уровня аналогичных расходов на энергетику;
 возможность впервые  реально  наблюдать  человечество  из  космоса  (уровни
радиоизлучения  Солнца  и  Земли  на   отдельных   участках   радиодиапазона
сблизились) [2].

             Эволюция социальных систем (диаграмма Порэта) [3].

      Занятость в сферах хозяйства


             1                 2                3          4               5



                                                                  время


1- в производстве продуктов питания (аграрное общество),
2- в материальном производстве (индустриальное общество),
3- в сфере услуг (постиндустриальное общество),
4- в сфере информационных услуг (информационное общество),
5- в сфере интеллектуальной деятельности (ноосферное общество).
      Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая  теория
развития достаточно глубоко разработана зарубежными  исследователями,  среди
которых: Д. Белл,  Дж.  Гелбрейт,  Дж.  Мартин,  И.  Масуда,  Ф.  Полак,  О.
Тоффлер, Ж. Фурастье и др. Именно Ж. Фурастье  определил  постиндустриальное
общество как “цивилизацию услуг”.
      Отечественная  наука  обратилась  к  данной  проблематике  значительно
позже. Это было связано с идеологией, в частности с тем, что  в  терминах  -
постиндустриальное,  информационное  -  видели   альтернативу   формационным
терминам   -   социалистическое   и   коммунистическое   общество.   Понятие
информационного общества нельзя считать рядоположенным с  различными  типами
формаций,  т.к.  продвижение  к  информационному  обществу   является   лишь
наиболее оптимальным способом существования и развития любой из  современных
и будущих формаций.
      Среди отечественных ученых,  внесших  значительный  вклад  в  развитие
этого направления, необходимо отметить В.М. Глушкова,  Н.Н.  Моисеева,  А.И.
Ракитова, А.В. Соколова,  А.Д.  Урсула  и  др.  В  настоящее  время  активно
работают в этом направлении Г.Т. Артамонов, К.К. Колин и др.
      В чем же суть и смысл  процесса  информатизации?  От  ответа  на  этот
вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния  и
перспектив развития процессов информатизации общества.
      Важным представляется взгляд на  информатизацию  как  на  “системно  -
деятельностный процесс  овладения  информацией  как  ресурсом  управления  и
развития с помощью средств  информатики  с  целью  создания  информационного
общества и на этой основе - дальнейшего продолжения  прогресса  цивилизации”
[4].
      По мнению ряда авторов, процесс информатизации должен включать в  себя
три диалектически взаимосвязанных процесса:
 медиатизацию[1] -  процесс  совершенствования  средств  сбора,  хранения  и
распространения информации;
 компьютеризацию - процесс  совершенствования  средств  поиска  и  обработки
информации, а также
 интеллектуализацию - процесс развития способностей  людей  к  восприятию  и
порождению информации (знания),  т.е.  процесс  повышения  интеллектуального
потенциала   общества,   включая   использование   средств    искусственного
интеллекта.  Массовая  информатизация  общества   невозможна   без   ЭВМ   с
интеллектуальным (дружественным) интерфейсом.
      Специалистами   отмечается   [5],   что,   к   сожалению,   социальная
информатизация часто понимается как  развитие  информационно-коммуникативных
процессов в обществе на базе новейшей  компьютерной  и  телекоммуникационной
техники. Информатизацию общества в принципе надо  трактовать  как  развитие,
качественное совершенствование, радикальное усиление с  помощью  современных
информационно-технологических средств когнитивных[2] социальных  структур  и
процессов.  Информатизация  должна  быть  “слита”  с  процессами  социальной
интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности.
      При обсуждении  в  конце  80-х  гг.  концепции  информатизации  страны
учеными и специалистами  выделялась  главная  мысль  -  дело  не  столько  в
концепции информатизации, сколько в концепции развития  общества,  всех  его
структур, что информатизация - спутник демократизации и невозможна без нее.
      Идущий во всем мире процесс  становления  и  развития  информационного
общества носит объективный характер и не  может  не  затрагивать  “извне”  и
нашу страну, но слабые успехи  демократизации  нашего  общества  приводят  к
отсутствию серьезного  социального  заказа  “изнутри”  на  совершенствование
информационной среды.
      Что же такое информационное общество? Каков его образ?
      Например,   по   мнению   А.И.   Ракитова   [6]   общество   считается
информационным, если:
 любой индивид, группа  лиц,  предприятие  или  организация  в  любой  точке
страны  и  в  любое  время  могут  получить  за  соответствующую  плату  или
бесплатно  на  основе  автоматизированного  доступа  и  систем  связи  любую
информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и  решения  личных
и социально значимых задач;
 в обществе производится, функционирует и доступна любому  индивиду,  группе
или организации современная информационная технология;
  имеются  развитые  инфраструктуры,  обеспечивающие  создание  национальных
информационных ресурсов в  объеме,  необходимом  для  поддержания  постоянно
убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;
 происходит процесс ускоренной  автоматизации  и  роботизации  всех  сфер  и
отраслей производства и управления;
 происходят радикальные изменения социальных  структур,  следствием  которых
оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.
      Учеными выделяются два основных теоретико-методологических  подхода  к
информатизации общества:
  технократический,  когда  информационные  технологии  считаются  средством
повышения производительности труда  и  их  использование  ограничивается,  в
основном, сферами производства и управления;
 гуманитарный, когда информационная технология  рассматривается  как  важная
часть человеческой жизни, имеющая значение не только для производства, но  и
для социальной сферы.
      Причины  значительного  распространения   технократического   подхода,
отождествления  понятий  “информатизация”  и  “компьютеризация”  носят   как
объективный, так и субъективный характер. Объективно развитие новой  техники
вообще и, в  частности,  вычислительной  техники  идет  стремительно,  имеет
“агрессивный” характер. С другой  стороны,  существует  весьма  значительное
число людей как  незнакомых  с  проблемой,  так  и  тех,  кому  внедрение  в
общественное мнение подобного отождествления  приносит  ощутимые  финансовые
или политические дивиденды.
      Информатизация имеет четкую  связь  с  эколого-безопасным,  устойчивым
развитием  общества.  Основа   информационной   экономики   -   знания   или
интеллектуально-информационный    ресурс.    Знания    имеют     неоспоримые
преимущества по сравнению с  материальными  ресурсами,  жестко  подчиненными
законам  сохранения.  Если  люди  берут  что-то  у  природы  -   обостряются
экологические  проблемы,  если  же  пытаются  взять  что-то  у   соседей   -
порождаются конфликты и войны. Социально-экономическая  структура  общества,
базирующаяся  на  информационной  экономике,  уже  по  сути  своей  избегает
большинства социально-экономических и экологических проблем и  в  потенциале
предполагает экспоненциальное развитие общества по основным  его  параметрам
(“знания порождают знания”).
      Государственная политика в области информатизации  России,  получившая
новый  импульс  на  рубеже  1993-1994  гг.,  включает   следующие   основные
направления:
  создание  и  развитие  федеральных   и   региональных   систем   и   сетей
информатизации с обеспечением их совместимости  и  взаимодействия  в  едином
информационном пространстве России;
   формирование   и   защиту   информационных   ресурсов   государства   как
национального достояния;
 обеспечение интересов национальной безопасности в  сфере  информатизации  и
ряд других направлений.
      В  Концепции   формирования   и   развития   единого   информационного
пространства России определяются приоритеты  пользователей  государственными
информационными  ресурсами  в  следующем  порядке:  граждане,   предприятия,
органы государственного управления.
      Активно   разрабатывается   Концепция   информационной   безопасности,
являющаяся  составной  частью  Концепции  национальной  безопасности  РФ   и
представляющая  собой  официально  принятую  систему  взглядов  на  проблему
информационной  безопасности,  методы  и  средства  защиты  жизненно  важных
интересов личности, общества и государства в информационной сфере.
      Социальная информатика - определение,  предметное  поле  исследования,
методологическая роль.
      Под   информатикой   понимается   система   знаний   о   производстве,
переработке, хранении и распространении всех видов  информации  в  обществе,
природе  и  технических  устройствах   (в   естественных   и   искусственных
системах).
      Однако, в общественном  мнении,  и  не  только  в  России,  постепенно
утвердилось представление, согласно которому понятие  “информатика”  связано
исключительно  с  последней  средой  -  технической.  Возникла   потребность
“защитить” специальным названием предметное поле исследований  специалистов,
занимающихся  проблематикой  информатизации  общества.  Аналогичные  причины
вызвали, например, появление нового названия  в  структуре  кибернетики  как
научного знания - социальная кибернетика.
      Предметом изучения социальной информатики как науки являются  процессы
информатизации общества, их воздействие на социальные процессы, в том  числе
- на развитие и положение  человека  в  обществе,  на  изменение  социальных
структур общества под влиянием информатизации [7].
      Социальная  информатика  -  это  наука,  изучающая  комплекс  проблем,
связанных с прохождением информационных процессов в социуме.
      Это новое социологическое научное направление возникло на стыке  таких
дисциплин  как  информатика,  философия,  социология,  психология.   Впервые
термин  “социальная  информатика”  был  предложен  А.В.  Соколовым  и   А.И.
Манкевичем в 1971 году.
      Один из основоположников социальной информатики  академик  А.Д.  Урсул
рассматривает  социальную  информатику   как   научную   базу   формирования
зарождающегося информационного общества.
      Социальная информатика как любое научное знание  имеет  многоуровневую
структуру:
      1 уровень - теоретико-методологический (основные категории, понятия  и
закономерности прохождения информационных процессов в обществе);
      2  уровень  -  средний  (социальный  “срез”  экономических,  правовых,
психологических и других аспектов информатизации). Этот уровень  может  быть
назван социологией информатизации;
       3 уровень - эмпирический (социальные аспекты  создания,  внедрения  и
адаптации информационных технологий в соответствующих предметных областях).
      На блок-схеме изображена структура социальной информатики как научного
знания (социальная информатика в широком смысле слова):

                                    [pic]

      Социальная информатика должна играть  методологическую  роль  для  так
называемых отраслевых информатик: экономической, правовой,  психологической,
социологической информатики и других.
      В  любую  отраслевую  информатику,  помимо  своего  предметного   поля
(разработки  и  адаптации  специальных  информационных  технологий),  входит
второй и третий уровень социальной информатики  как  научного  знания,  так,
например, правовая  информатика  неизбежно  занимается  социальными  срезами
правовых  аспектов  информатизации  и  социальными  аспектами   создания   и
внедрения правовых информационных технологий.
      В настоящее время в вузах России идет активное становление  социальной
информатики и как целого комплекса учебных дисциплин [8].
      Задачами учебного курса “Основы социальной информатики” являются:
 создание основы умения правильно  ориентироваться  в  новой  информационной
реальности как в мире в целом, так и в России;
 формирование представления о насущной необходимости овладения  компьютерной
грамотностью,  без  чего  невозможно  органичное  включение  в   современную
информационную среду и активное содействие ее развитию;
 методологическая подготовка к дальнейшему изучению, освоению  и  участию  в
разработке информационных технологий в соответствующей  предметной  области:
социологии,  психологии,   экономике,   социальной   работе,   журналистике,
правовой сфере.


                                 ЛИТЕРАТУРА:

1. Васильев Р.Ф. Охота за информацией. М., 1973, с.20.
2. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.,1993, с.19-20.
3. Porat M. Global implications of information Society. J. Community,  1978,
  Winter, p.76.
4. Урсул А. Информатизация партии: необходимость  концепции  и  принципы  ее
  разработки // Кадры партии, 1990, №2, с.71.
5. Вовканыч С.И.,  Парфенцева  Н.А.  “Социальный  интеллект”:  метафора  или
  научное понятие? // Социс, 1993, № 8, с.153.
6. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.1991, с.32-33.