Отличительные черты русского менталитета
Менталитет русского характера.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.......................................................
.....................................................................
......2
Отличительные черты русского
характера............................................................
..............3
Религиозность........................................................
.....................................................3
Свободолюбие.........................................................
....................................................8
Доброта..............................................................
........................................................14
Заключение.....................................................
.....................................................................
..17
Список
литературы...........................................................
....................................................19
Введение.
В настоящее время Россия, в очередной раз, совершает переход,
только теперь от социализма к капитализму. И на этом перепутье у
России как бы два будущих - либо авторитарная власть, либо
демократизация всего общественного сознания. Эти две альтернативы
определяются не только экономическими кризисами, политическими
расприями, влиянием со стороны других государств, а прежде всего
своеобразием самого русского народа, его ментальностью, и наконец,
особенными чертами национального характера. Именно изучение и
исследование отличительных черт русских может помочь спрогнозировать
будущее России и дать ответ на вопросы: что же благоприятнее и
естественнее для русского государства авторитарное единство или
демократические преобразования, по западному ли пути идет Россия или
у нее свой путь развития? В рамках одного реферата конечно же нельзя
ответить на столь глобальные вопросы, поэтому целью своей работы я
ставлю лишь выделение наиболее важных, на мой взгляд, отличительных
и наиболее заметных черт русского национального характера, которые
проявились не в один день, а складывались веками, впитывая в себя
такие эпохи, как объединение Руси, монгольское иго, язычество и
принятие христианства, правления монархов и приход Советской власти.
Следует отметить, что каждая личность является неповторимой,
незаменимой, своеобразной и единственной в мире. Это нельзя не
понимать. Но однако в силу гео-графических, исторических,
территориальных и других факторов, каждая нация (общность,
территориальное образование) имеет определенные особенности,
характерные только для нее. В этом случае Россия не составляет
исключения, а скорее наоборот - характер русских, его отличительные
черты, образ жизни, логика русских, смешавших в себе много кровей,
не дублируются и не понимаются в совершенстве ни в одном другом
народе. Конечно нельзя отрицать, что отдельные черты встречаются у
нескольких народов, но везде они имеют свою специфику и
неповторимость. Однако следует заметить, что качества присущие
всему народу могут и не повторяться в отдельном его индивидууме, но
они проявляются в тот или иной отрезок времени. В своей работе я
выделил три основных качества русских - это религиозность,
свободолюбие и особенная доброта. Доказывая наличие и особенность
проявления этих черт русских, я обращался к высказываниям и мнениям
различных людей, живших в разное время и в разных странах. Также я
пытался показать наличие, проявление и сосуществование этих качеств
с их антиподами, чем и объяснялось различность и непересечение
мнений многих высказываний.
РЕЛИГИОЗНОСТЬ.
Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа
есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного
добра, следовательно, такого добра, которое осуществимо лишь в
Царстве Божием. Совершенное добро без всякой примеси зла и
несовершенств существует в Царстве Божием потому, что оно состоит
из личностей, вполне осуществляющих в своем поведении две
заповеди Иисуса Христа: люби Бога больше себя и ближнего, как
себя. Члены Царства Божия совершенно свободны от эгоизма, и
потому они творят лишь абсолютные ценности – нравственное добро,
красоту, познание истины, блага неделимые и неистребимые,
служащие всему миру. Блага относительные, т. е. те, пользование
которыми для одних лиц есть добро, а для других – зло, не
привлекают к себе членов Царства Божия. Погоня за ними составляет
главное содержание жизни лиц с эгоистическим характером, т. е.
лиц, которые не обладают совершенной любовью к Богу и
предпочитают себя своему ближнему, если не всегда, то, по край
ней мере, в некоторых случаях.
Так как члены Царства Божия совершенно свободны от эгоизма,
то тело их – не материальное, а преображенное. В самом деле,
материальное тело есть следствие эгоизма: оно получается как
завоевание некоторой части пространства путем актов отталкивания,
создающих относительно непроницаемый объем. Такое тело доступно
ранениям и разрушению, оно полно несовершенств и связано
необходимо с борьбой за существование. Преображенное тело состоит
из творимых небожителями процессов света, звука, тепла, ароматов
и служит выражением их духовного творчества, создающего
абсолютные ценности. Такое духовно-телесное целое обладает
идеальной красотой. Не содержа в себе актов толкания,
преображенное тело не может быть подвержено отталкиванию; поэтому
оно способно проникать через все материальные преграды, оно не
доступно никаким ранениям и ничем не может быть разрушено.
Телесной смерти члены Царства Божия не подвержены. Вообще никаких
несовершенств и никакого зла в этом Царстве нет.
Искание абсолютного добра, конечно, не означает, что русский
человек, например простолюдин, сознательно влечется к Царству
Божию, имея в своем уме сложную систему учений о нем. К счастью,
в душе человека есть сила, влекущая к добру и осуждающая зло,
независимо от степени образования и знаний его: эта сила – голос
совести. Русский человек обладает особенно чутким различением
добра и зла; он зорко подмечает несовершенство всех наших
поступков, нравов и учреждений, никогда не удовлетворяясь ими и
не переставая искать совершенного добра. Религия и философия всех
народов задолго до христианства установила, что человек и даже
все мировое бытие влечется сознательно или бессознательно ввысь к
абсолютному совершенству, к Богу. Различие между людьми и
народами состоит в том, в какой форме и в какой степени
осуществляется у них это стремление вверх и каким соблазнам они
подпадают при этом. Значительная часть моих заметок о русском
народе посвящена вопросу о характере его искания абсолютного
добра.
Возьмем грандиозный труд С. М. Соловьева «История России с
древнейших времен». В нем мы находим тексты летописей, сношения
князей друг с другом, сношения дружин с князьями, влияние
духовенства, сношения бояр с князем, доклады дипломатов,
полководцев. Все эти документы полны упоминаний о Боге, мыслей о
воле Божией и повиновении Ему. Князья перед смертью обыкновенно