Отличительные черты русского менталитета

Менталитет русского характера.

                                 СОДЕРЖАНИЕ.

      Введение.......................................................
.....................................................................
......2
      Отличительные                  черты                  русского
характера............................................................
..............3

Религиозность........................................................
.....................................................3

Свободолюбие.........................................................
....................................................8

Доброта..............................................................
........................................................14
      Заключение.....................................................
.....................................................................
..17
      Список
литературы...........................................................
....................................................19



                                  Введение.
      В настоящее время Россия, в очередной раз, совершает  переход,
только теперь от социализма к капитализму. И  на  этом  перепутье  у
России  как  бы  два  будущих  -  либо  авторитарная  власть,   либо
демократизация всего общественного сознания.  Эти  две  альтернативы
определяются  не  только  экономическими  кризисами,   политическими
расприями, влиянием со стороны других  государств,  а  прежде  всего
своеобразием самого русского народа, его ментальностью,  и  наконец,
особенными  чертами  национального  характера.  Именно  изучение   и
исследование отличительных черт русских может помочь спрогнозировать
будущее России и дать ответ  на  вопросы:  что  же  благоприятнее  и
естественнее для  русского  государства  авторитарное  единство  или
демократические преобразования, по западному ли пути идет Россия или
у нее свой путь развития? В рамках одного реферата конечно же нельзя
ответить на столь глобальные вопросы, поэтому целью своей  работы  я
ставлю лишь выделение наиболее важных, на мой взгляд,  отличительных
и наиболее заметных черт русского национального  характера,  которые
проявились не в один день, а складывались веками,  впитывая  в  себя
такие эпохи, как объединение  Руси,  монгольское  иго,  язычество  и
принятие христианства, правления монархов и приход Советской власти.

      Следует отметить, что каждая личность  является  неповторимой,
незаменимой,    своеобразной и единственной в мире.  Это  нельзя  не
понимать.  Но   однако   в   силу   гео-графических,   исторических,
территориальных  и  других   факторов,   каждая   нация   (общность,
территориальное   образование)   имеет   определенные   особенности,
характерные только для нее.  В  этом  случае  Россия  не  составляет
исключения, а скорее наоборот - характер русских, его  отличительные
черты, образ жизни, логика русских, смешавших в себе  много  кровей,
не дублируются и не понимаются в  совершенстве  ни  в  одном  другом
народе. Конечно нельзя отрицать, что отдельные черты  встречаются  у
нескольких  народов,  но  везде   они   имеют   свою   специфику   и
неповторимость. Однако  следует  заметить,  что  качества   присущие
всему народу могут и не повторяться в отдельном его индивидууме,  но
они проявляются в тот или иной отрезок времени.  В  своей  работе  я
выделил  три  основных  качества  русских   -   это   религиозность,
свободолюбие и особенная доброта. Доказывая  наличие  и  особенность
проявления этих черт русских, я обращался к высказываниям и  мнениям
различных людей, живших в разное время и в разных странах.  Также  я
пытался показать наличие, проявление и сосуществование этих  качеств
с их антиподами,  чем  и  объяснялось  различность  и  непересечение
мнений многих высказываний.


                               РЕЛИГИОЗНОСТЬ.

      Основная, наиболее глубокая черта характера русского  народа
есть его религиозность и  связанное  с  нею  искание  абсолютного
добра, следовательно, такого добра, которое  осуществимо  лишь  в
Царстве Божием.  Совершенное  добро  без  всякой  примеси  зла  и
несовершенств существует в Царстве Божием потому, что оно состоит
из  личностей,  вполне  осуществляющих  в  своем  поведении   две
заповеди Иисуса Христа: люби Бога больше  себя  и  ближнего,  как
себя. Члены Царства  Божия  совершенно  свободны  от  эгоизма,  и
потому они творят лишь абсолютные ценности – нравственное  добро,
красоту,  познание  истины,  блага  неделимые   и   неистребимые,
служащие всему миру. Блага относительные, т. е.  те,  пользование
которыми для одних лиц  есть  добро,  а  для  других  –  зло,  не
привлекают к себе членов Царства Божия. Погоня за ними составляет
главное содержание жизни лиц с эгоистическим  характером,  т.  е.
лиц,  которые  не  обладают  совершенной   любовью   к   Богу   и
предпочитают себя своему ближнему, если не всегда,  то,  по  край
ней мере, в некоторых случаях.
      Так как члены Царства Божия совершенно свободны от  эгоизма,
то тело их – не материальное,  а  преображенное.  В  самом  деле,
материальное тело есть  следствие  эгоизма:  оно  получается  как
завоевание некоторой части пространства путем актов отталкивания,
создающих относительно непроницаемый объем. Такое  тело  доступно
ранениям  и  разрушению,  оно  полно  несовершенств   и   связано
необходимо с борьбой за существование. Преображенное тело состоит
из творимых небожителями процессов света, звука, тепла,  ароматов
и  служит  выражением   их   духовного   творчества,   создающего
абсолютные  ценности.  Такое  духовно-телесное   целое   обладает
идеальной  красотой.  Не   содержа   в   себе   актов   толкания,
преображенное тело не может быть подвержено отталкиванию; поэтому
оно способно проникать через все материальные  преграды,  оно  не
доступно никаким  ранениям  и  ничем  не  может  быть  разрушено.
Телесной смерти члены Царства Божия не подвержены. Вообще никаких
несовершенств и никакого зла в этом Царстве нет.
      Искание абсолютного добра, конечно, не означает, что русский
человек, например простолюдин,  сознательно  влечется  к  Царству
Божию, имея в своем уме сложную систему учений о нем. К  счастью,
в душе человека есть сила, влекущая к  добру  и  осуждающая  зло,
независимо от степени образования и знаний его: эта сила –  голос
совести. Русский человек  обладает  особенно  чутким  различением
добра  и  зла;  он  зорко  подмечает  несовершенство  всех  наших
поступков, нравов и учреждений, никогда не удовлетворяясь  ими  и
не переставая искать совершенного добра. Религия и философия всех
народов задолго до христианства установила, что  человек  и  даже
все мировое бытие влечется сознательно или бессознательно ввысь к
абсолютному  совершенству,  к  Богу.  Различие  между  людьми   и
народами  состоит  в  том,  в  какой  форме  и  в  какой  степени
осуществляется у них это стремление вверх и каким  соблазнам  они
подпадают при этом. Значительная часть  моих  заметок  о  русском
народе посвящена вопросу  о  характере  его  искания  абсолютного
добра.
      Возьмем грандиозный труд С. М. Соловьева «История  России  с
древнейших времен». В нем мы находим тексты  летописей,  сношения
князей  друг  с  другом,  сношения  дружин  с  князьями,  влияние
духовенства,  сношения  бояр  с   князем,   доклады   дипломатов,
полководцев. Все эти документы полны упоминаний о Боге, мыслей  о
воле Божией и повиновении Ему. Князья перед  смертью  обыкновенно