Проблемы социализации подростков
Министерство образования Российской Федерации
Уральский государственный университет им. А.М. Горького
Факультет политологии и социологии
Кафедра теории и истории социологии
Проблемы социализации подростков
в современной России
Курсовая работа
студентки 2 курса (гр.202)
Шредер Т.А.
Научный руководитель
доцент, канд.филос.наук
Ксенофонтова В.В.
Екатеринбург, 2002
Содержание
Введение 3
Глава 1. Основные понятия темы: социализация, подросток. 5
Глава 2. Противоречивость социализации и воспитания молодёжи в условиях
реформ. 9
Глава 3. Главные институты социализации подростка: семья и группа
сверстников. 19
Заключение. 30
Введение
Изучение проблем социализации подростков является одним из направлений
социологии молодёжи - интересной отрасли, которая в наше время становится
очень значимой для общества. Вот что говорит об объекте социологии молодёжи
И.С. Кон: “Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на
основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального
положения и обусловленных тем и другим социально - психологических свойств.
Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически
универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный
статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую
природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному
обществу закономерностей социализации.”
Употребление терминов “психологический”, “социально-психологиче-” ский
кажется нам вполне оправданным, т.к. социализация личности изучается и с
точки зрения психологии. Для нас в таком случае важно различать
психологический подход к проблеме - с точки зрения значимости процесса для
самой личности и социологический - с точки зрения значимости его для
общества.
Проблемами социализации детей занималась знаменитый американский
антрополог Маргарет Мид. По результатам своей первой экспедиции в 1925 -
1926 гг. На о. Тау (Самоа) Мид опубликовала материал, ставший научной
сенсацией, - вывод об отсутствии в архаичной культуре специфических
конфликтов подросткового возраста, из чего следовало, что проблемы молодёжи
на Западе (это в полной мере относится и к современной России) имеют чисто
социальные источники.
В нашей стране изучением процесса социализации молодёжи занимался
основатель Ленинградской школы социологии молодёжи В.Т. Лисовский. Немалый
вклад в изучение проблем молодёжи внесли учёные Свердловской школы (Л.Я.
Рубина, М.Н. Руткевич, В.И. Чупров и др.) Несомненно, проблемы социализации
связаны с другими направлениями в социологии молодёжи: социологией
образования, семьи, изучением жизненных ценностей молодёжи. (И здесь можно
отметить такие имена, как В.И. Шубхин, М.Х. Титма, С.Н. Иконникова).
Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его
основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и
дифференцировано — как особой социальной группы, с присущими ей признаками
и свойствами.
Итак, что же определило выбор темы? Каждый родившийся человек