Проблемы социализации подростков

Министерство образования Российской Федерации
           Уральский государственный университет им. А.М. Горького

                     Факультет политологии и социологии
                     Кафедра теории и истории социологии



                      Проблемы социализации подростков
                            в современной России



      Курсовая работа

      студентки 2 курса (гр.202)

      Шредер Т.А.

      Научный руководитель

      доцент, канд.филос.наук

      Ксенофонтова В.В.



                             Екатеринбург, 2002
Содержание
Введение    3
Глава 1. Основные понятия темы: социализация, подросток. 5
Глава 2. Противоречивость социализации и воспитания молодёжи в условиях
реформ.     9
Глава 3. Главные институты социализации подростка: семья и группа
сверстников.     19
Заключение. 30



Введение


      Изучение проблем социализации подростков является одним из направлений
социологии молодёжи - интересной отрасли, которая в  наше  время  становится
очень значимой для общества. Вот что говорит об объекте социологии  молодёжи
И.С.  Кон:  “Молодёжь  -  социально-демографическая  группа,  выделяемая  на
основе  совокупности  возрастных  характеристик,  особенностей   социального
положения и обусловленных тем и другим социально - психологических  свойств.
Молодость  как  определённая  фаза,  этап  жизненного   цикла   биологически
универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней  социальный
статус и социально-психологические особенности имеют  социально-историческую
природу и зависят от общественного строя, культуры  и  свойственных  данному
обществу закономерностей социализации.”
      Употребление терминов “психологический”, “социально-психологиче-” ский
кажется нам вполне оправданным, т.к. социализация  личности  изучается  и  с
точки  зрения  психологии.  Для  нас  в   таком   случае   важно   различать
психологический подход к проблеме - с точки зрения значимости  процесса  для
самой личности и  социологический  -  с  точки  зрения  значимости  его  для
общества.
      Проблемами  социализации  детей  занималась  знаменитый   американский
антрополог Маргарет Мид. По результатам своей первой  экспедиции  в  1925  -
1926 гг. На о.  Тау  (Самоа)  Мид  опубликовала  материал,  ставший  научной
сенсацией,  -  вывод  об  отсутствии  в  архаичной  культуре   специфических
конфликтов подросткового возраста, из чего следовало, что проблемы  молодёжи
на Западе (это в полной мере относится и к современной России)  имеют  чисто
социальные источники.
      В нашей стране  изучением  процесса  социализации  молодёжи  занимался
основатель Ленинградской школы социологии молодёжи В.Т.  Лисовский.  Немалый
вклад в изучение проблем молодёжи внесли  учёные  Свердловской  школы  (Л.Я.
Рубина, М.Н. Руткевич, В.И. Чупров и др.) Несомненно, проблемы  социализации
связаны  с  другими  направлениями  в   социологии   молодёжи:   социологией
образования, семьи, изучением жизненных ценностей молодёжи. (И  здесь  можно
отметить такие  имена,  как  В.И.  Шубхин,  М.Х.  Титма,  С.Н.  Иконникова).
Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте  всего  общества,  его
основных   характеристик,   структурных   сдвигов   и   изменений,   так   и
дифференцировано — как особой социальной группы, с присущими  ей  признаками
и свойствами.
      Итак,  что  же  определило  выбор  темы?  Каждый  родившийся   человек