Социальный контроль
Тема № 14 : Социальный контроль .
План :
1. Понятие социального контроля .
2. Элементы социального контроля .
3. Механизм действия социального контроля .
4. Самоконтроль .
Введение.
Пытаясь открыть законы общества , дать дефиницию человека и выяснить
законы , по которым он живет и развивается , социология не может не
интересоваться и отношением , существующим между обществом и индивидом . И
вполне можно утверждать , что всякая социологическая теория , объясняя
общество и элементы , из которых оно состоит , стремится определить так же
отношения общества и индивида , объясняя это отношение в соответствии со
своим пониманием сущности общества .
Существуют различные теории , которые сводят общество к индивидам или
рассматривают индивида как всего лишь часть , “молекулу “ общества .
Существуют так же и представление , будто индивид и общество - это два
отдельных и независимых друг от друга явления , которые имеют собственные
отдельные и независимые законы своего возникновения и развития . Между тем
человек и общество диалектически взаимосвязаны . Они не могут
рассматриваться изолированно , отдельно друг от друга : нет общества без
человека , но и человек существует только в обществе . Отношение между
обществом и человеком является сложным . Эта сложность воздействие человека
на общество и общества на человека проистекает из того , что человек как
отдельный индивид появляется на свет с определенными психическими
склонностями , которые лишь в обществе , в продолжение жизни в общественном
коллективе , развиваются и через развитие которых индивид становится
личностью. Личность , как единство особенностей , свойств , формируется в
результате взаимодействия организма и общественной среды . Важнейшими
свойствами личности являются ее творческая способность ( которая
проявляется в способности изменить внешний мир , а так же во внутренней
потребности в творчестве ) , социальность ( которая отражает включенность в
социальный коллектив и общественный характер человеческой природы ) ,
субъективность ( выражение своеобразной индивидуальности ) и целостность (
в которой выражается взаимосвязанная организация со всеми психосоциальными
характеристиками и которая обеспечивает относительное единство поведения в
различных ситуациях ) . Люди устанавливают взаимоотношения и согласуют
между собой свое поведение как личности , и в этом взаимосвязанном
поведении проявляются личные качества индивида , такие , как совесть ,
характер, отношения к общественным ценностям и др.
Таким образом , то , что отдельные люди представляют собой как
личности , индивидуальность имеет большое значение для характера отношений
, которые они устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением .
С другой стороны , и общество , более или менее организовано , через
социальные институты оказывает влияние на всякого индивида , то есть на
формирование личности . Именно в обществе развертывается процесс
превращения биологического индивида в личность . Этот процесс называется
социализацией . Социализация есть процесс неорганизованного и
организованного воздействия общества на индивида с целью формирования
личности , которая отвечает потребностям данного общества . Это может быть
воздействием на индивида определенных социальных групп и общественных
ситуаций , в которых индивиды оказываются как члены общества или как более
или менее активные участники . В таких случаях от индивида требуется ,
чтобы он усвоил определенные правила и нормы поведения и поступал в
соответствии с ними . Но общество может воздействовать на индивида еще и
развивая в человеке, посредством различных видов и уровней образования и
воспитания , его человеческие и индивидуальные способности , готовя его к
тому , чтобы стать членом коллектива и проявить себя как существо ,
способное производить .
1. Понятие социального контроля .
Социализация касается прежде всего индивида . Это индивидуальный
процесс . Но он протекает всегда под бдительным оком общества , окружающих
его людей . Они не только обучают детей , но и контролируют правильность
усвоенных образцов поведения . Если контроль осуществляется отдельным
человеком , то он носит индивидуальный характер , а если целым коллективом
— семьей , группой друзей , учреждением или социальным институтом, то
приобретает общественный характер и называется социальным контролем .
Основная задача социального контроля — создание условий для
устойчивости той или иной социальной системы , сохранение социальной
стабильности и в то же время для позитивных изменений . Это требует от
контроля большой гибкости , способности распознавать отклонения от
социальных норм деятельности : дисфункциональные , приносящие обществу вред
, и необходимые для его развития , которые следует поощрять .
Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях ,
инновациях , привнесениях нового , однако невозможен без сохранения старого
, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства . Самое важное
в этом старом — нравственные законы , нормы , правила поведения , обычаи ,
которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика
социальных отношений , жизнедеятельность общества . Переселяясь на другое ,
новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры , а
обычаи , нормы , традиции .
Таким образом , социализация , формируя наши привычки , желания и
обычаи , является одним из основных факторов социального контроля и
установление порядка в обществе . Она облегчает трудности при принятии
решений , подсказывая , как одеваться , как вести себя , как действовать в
той или иной жизненной ситуации . При этом любое решение , идущее вразрез с
тем , которое принимается и усваивается в ходе реализации , кажется нам
неуместным , незаконным и опасным . Именно таким путем осуществляется
значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением .
2. Элементы социального контроля.
Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных
отношений и представляет собой особый механизм поддержания общественного
порядка и включает два главных элемента — нормы и санкции .
Социальные нормы — это предписания о том , как правильно надо себя
вести в обществе .
Социальные санкции — средства поощрения или наказания , стимулирующие
людей соблюдать социальные нормы .
Социальные нормы различаются масштабом . Одни нормы возникают и
существуют только в малых группах — компании друзей , рабочие коллективы ,
семьи , спортивные команды . Другие нормы возникают и существуют в больших
группах или в обществе в целом и называются “ общими правилами “ , а не “
групповыми привычками “ . К “общим правилам “ относятся обычаи , традиции
, нравы , законы , этикет , манеры поведения , которые присущи определенной
социальной группе .
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того ,
насколько строго соблюдается их исполнение . За нарушение одних норм
следует очень слабое наказание — неодобрение , ухмылка , недоброжелательный
взгляд . За нарушение других норм следуют очень сильные санкции — изгнание
из страны , смертная казнь , тюремное заключение . Строже всего карается
нарушение табу и юридических законов ( например , убийство человека ,
разглашение государственной тайны ) , мягче всего — отдельные виды
групповых привычек , в частности семейные ( например , отказ выключать
свет или закрывать входную дверь ) . Однако существуют групповые привычки ,
которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции
.
Нормы связывают людей в единую общность , в коллектив . Каким образом
подобное происходит ? Во-первых , нормы — это еще и ожидание : от
соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного
поведения . Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы , а те ,
кто идет на встречу , передвигаются по левой , возникает упорядоченное ,
организованное взаимодействие . При нарушении правила возникают
столкновения и беспорядок . Значит , нормы формируют систему социального
взаимодействия , которая включает мотивы , цели субъектов действия , само
действие , ожидание , оценку и средства .
Таким образом , нормы выполняют определенные функции в зависимости от
того , в каком виде они себя проявляют — как стандарты поведения (
обязанности , правила ) или как ожидание поведения ( реакции , поведение
других людей ) . Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой
обязанность каждого мужчины . Здесь речь идет о норме как стандарте
должного поведения . Этому стандарту соответствует вполне конкретные
ожидания членов семьи , надежда на то , что их честь и достоинство будут
защищены .
Почему люди стремятся соблюдать нормы , а общество строго следит за
этим ? Нормы стражники ценностей . Честь и достоинство семьи — одна из
важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен . А
обществом ценится то , что способствует его стабильности и процветанию .
Семья — основная ячейка общества , и забота о ней — его первейшая
обязанность .
Социальные нормы — действительно стражники порядка и хранители
ценностей . Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то , что
ценится группой или обществом . Различие между нормой и ценностью
выражается так : нормы — правила поведения , ценности — абстрактные понятия
о том , что такое добро , зло , правильное , неправильное , должное ,
недолжное и так далее .
Социальные санкции — охранники норм . Наряду с ценностями они
отвечают за то , почему люди стремятся выполнять нормы . Нормы защищены с
двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций .
Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за
выполнение норм , то есть за девиантность . Выделяют четыре типа санкций :
позитивные и негативные , формальные и неформальные . Они дают четыре типа
сочетаний , которые можно изобразить в виде логического квадрата .
| |Позитивные |Негативные |
|Формальные |Ф + |Ф - |
|Неформальные |Н + |Н - |
Формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны
официальных организаций ( правительство , учреждения ) : правительственные
награды , ученые степени , вручение почетных грамот и так далее .
Неформальные позитивные санкции — публичное одобрение , не исходящее
от официальных организаций : дружеская похвала , комплименты ,
аплодисменты , улыбка и так далее .
Формальные негативные санкции — наказания , предусмотренные
юридическими законами , правительственными указами , предписаниями ,
распоряжениями : лишение гражданских прав , тюремное заключение , арест ,
увольнение , штраф , конфискация имущества .
Неформальные негативные санкции — наказания не предусмотренные
официальными инстанциями , инструкциями : порицание , замечание , насмешка
, злая шутка , пренебрежение и так далее .
3. Механизм действия социального контроля.
В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции .
Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм . Сами по себе
нормы ничего не контролируют . Поведение людей контролируют другие люди на
основе норм , которые как ожидается , будут соблюдаться всеми . Соблюдение
общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым . Санкции так же
предсказуемы и общеприняты . Каждый из нас знает , что за выдающиеся
научное открытие ожидает официальная награда , а за тяжкое преступление —
тюремное заключение . Санкции также вносят в поведение элементы
предсказуемости . Когда мы ожидаем от другого человека определенного
поступка , то надеемся , что он знает , не только норму , но и следующую за
ним санкцию .
Таким образом , нормы и санкции соединены в единое целое . Если у
какой - то нормы отсутствует сопровождающая его санкция , то она перестает
регулировать реальное поведение . Она становится лозунгом , призывом ,
воззванием , но она перестает быть элементом социального контроля .
Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия
посторонних лиц , а в других не требует . Увольнение оформляется отделом
кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или
приказа . Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного
разбирательства , на основании которого выносится решение суда .
Привлечение к административной ответственности , например , за безбилетный
проезд — штрафование , предполагает присутствие официального транспортного
контролера , а иногда и милиционера . Присвоение ученой степени
предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и
решения ученного совета . Если же применение санкций совершается самим
человеком , то такую форму контроля надо считать самоконтролем .
4. Самоконтроль .
В зависимости от способа вынесения санкций — коллективного или
индивидуального - социальный контроль может быть внешним и внутренним .
Внутренний контроль еще называют самоконтролем : индивид самостоятельно
регулирует свое поведение , согласовывая его с общепринятыми нормами . В
процессе социолизации нормы усваиваются настолько прочно , что люди ,
нарушая их , испытывают чувство неловкости или вины . Вопреки нормам
подобающего поведения , человек влюбляется в жену своего друга , ненавидит
собственную жену , завидует более удачливому сопернику . В таких случаях
говорят о муках совести . Совесть — проявление внутреннего контроля .
Общепринятые нормы , будучи рациональными предписаниями , остаются в
сфере , ниже которой расположена сфера подсознания , состоящая из стихийных
импульсов . Самоконтроль означает сдерживание природной стихии , он
основывается на волевом усилии .
Самосознание - чрезвычайно важная социально - психологическая
характеристика человека . Источником , из которого черпается представление
человека о самом себе являются окружающие его и значимые для него люди . По
реакции на его поступки , по их оценкам индивид судит и о том , каков он
сам . На содержание самосознания влияет представление человека о том ,
каким его считают окружающие . Социальное поведение человека в значительной
мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем
это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания .
В отличии от муравьев , пчел и даже обезьян , человеческие существа
могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае , если
каждый индивид прибегает к самоконтролю . О взрослом человеке , неумеющем
контролировать себя , говорят , что он “ впал в детство “ . Импульсивное
поведение неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны
как раз для детей . Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом .
Напротив , поведение в соответствии с рациональными нормами ,
обязательствами , волевыми усилиями служат признаком взрослости .
Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет
самоконтроля . Чем выше у членов общества развит самоконтроль , тем меньше
этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю . И наоборот , чем
меньше у людей развит самоконтроль , тем чаше приходится вступать в
действие институтам социального контроля , в частности , армии , судам ,
государству . Чем слабее самоконтроль , тем жестче должен быть внешний
контроль . Однако жесткий внешний контроль мелочная опека граждан тормозит
развитие самосознания и волеизъявления , приглушает внутренние волевые
усилия . Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам , с целью
навести порядок . Но привыкшие подчиняться принудительному контролю
граждане не развивали внутренний контроль . Они деградировали как
социальные существа , способные брать на себя ответственность и вести себя
в соответствии с рациональными нормами . Они подвергали сомнению как раз
саму разумность принудительных норм , исподволь подготавливая разумное
обоснование всякому сопротивлению этим нормам . Великолепным примером
служит Россия , где декабристы , революционеры , цареубийцы , покушавшиеся
на основы социального порядка , оправдывались общественным мнением потому ,
что разумным считалось сопротивление , а не подчинение принудительным
нормам .
Литература.
1. “ Основа социологии “
С. С. Фролов . г. Москва , = Юрист = 1997г.
2. “ Введение в социологию “
А. И. Кравченко , г. Москва , учебное пособие 1997г.
3. “ Теория социологии “
Г. П. Зинченко , г. Ростов-на-Дону ,1993г.
4. “ Социология. Основы общей теории “
г. Москва , = Аспект- Пресс = , 1994г.
5. “ Социология “
Н. И Смелзер , г.Москва , = Феникс = , 1994г.
6. “ Основы социологии “
Харчева , Учебник , г.Москва , = Логос = ,1997г.
7. “ Современная социология права “
Кудрявцев , Казимирчук , г.Москва , =Юрист= , 1995г.