Социальный контроль

Тема № 14 : Социальный контроль .
                                   План :
            1. Понятие социального контроля .
            2. Элементы социального контроля .
            3. Механизм действия социального контроля .
            4. Самоконтроль .



                                  Введение.
      Пытаясь открыть законы общества , дать дефиницию человека  и  выяснить
законы , по которым  он  живет  и  развивается  ,  социология  не  может  не
интересоваться и отношением , существующим между обществом и индивидом  .  И
вполне можно утверждать ,  что  всякая  социологическая  теория  ,  объясняя
общество и элементы , из которых оно состоит , стремится определить  так  же
отношения общества и индивида , объясняя это  отношение  в  соответствии  со
своим пониманием сущности общества .
      Существуют различные теории , которые сводят общество к индивидам  или
рассматривают индивида как всего  лишь  часть  ,  “молекулу  “   общества  .
Существуют так же и представление , будто  индивид  и  общество  -  это  два
отдельных и независимых друг от друга явления ,  которые  имеют  собственные
отдельные и независимые законы своего возникновения и развития .  Между  тем
человек  и   общество   диалектически   взаимосвязаны   .   Они   не   могут
рассматриваться изолированно , отдельно друг от друга  :  нет  общества  без
человека , но и человек существует  только  в  обществе  .  Отношение  между
обществом и человеком является сложным . Эта сложность воздействие  человека
на общество и общества на человека  проистекает из того ,  что  человек  как
отдельный  индивид  появляется  на   свет   с   определенными   психическими
склонностями , которые лишь в обществе , в продолжение жизни в  общественном
коллективе  ,  развиваются  и  через  развитие  которых  индивид  становится
личностью. Личность , как единство особенностей , свойств  ,  формируется  в
результате  взаимодействия  организма  и  общественной  среды  .  Важнейшими
свойствами  личности  являются   ее   творческая   способность   (   которая
проявляется в способности изменить внешний мир , а  так   же  во  внутренней
потребности в творчестве ) , социальность ( которая отражает включенность  в
социальный коллектив  и  общественный  характер  человеческой  природы  )  ,
субъективность ( выражение своеобразной индивидуальности ) и  целостность  (
в которой выражается взаимосвязанная организация со  всеми  психосоциальными
характеристиками и которая обеспечивает относительное единство  поведения  в
различных ситуациях )  .  Люди  устанавливают  взаимоотношения  и  согласуют
между  собой  свое  поведение  как  личности  ,  и  в  этом  взаимосвязанном
поведении проявляются личные качества индивида  ,  такие  ,  как  совесть  ,
характер, отношения к общественным ценностям и др.
      Таким образом ,  то  ,  что  отдельные  люди  представляют  собой  как
личности , индивидуальность имеет большое значение для  характера  отношений
, которые они устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением .
      С другой стороны , и общество , более или менее организовано  ,  через
социальные институты оказывает влияние на всякого  индивида  ,  то  есть  на
формирование  личности  .   Именно   в   обществе   развертывается   процесс
превращения биологического индивида в личность  .  Этот  процесс  называется
социализацией   .   Социализация   есть    процесс    неорганизованного    и
организованного  воздействия  общества  на  индивида  с  целью  формирования
личности , которая отвечает потребностям данного общества . Это  может  быть
воздействием  на  индивида  определенных  социальных  групп  и  общественных
ситуаций , в которых индивиды оказываются как члены общества или  как  более
или менее активные участники . В  таких  случаях  от  индивида  требуется  ,
чтобы он  усвоил  определенные  правила  и  нормы  поведения  и  поступал  в
соответствии с ними . Но общество может воздействовать  на  индивида  еще  и
развивая в человеке, посредством различных видов  и  уровней  образования  и
воспитания , его человеческие и индивидуальные способности ,  готовя  его  к
тому , чтобы  стать  членом  коллектива  и  проявить  себя  как  существо  ,
способное производить .



                      1. Понятие социального контроля .

      Социализация касается  прежде  всего  индивида  .  Это  индивидуальный
процесс . Но он протекает всегда под бдительным оком общества  ,  окружающих
его людей . Они не только обучают детей ,  но  и  контролируют  правильность
усвоенных образцов  поведения  .  Если  контроль   осуществляется  отдельным
человеком , то он носит индивидуальный характер , а если  целым  коллективом
— семьей , группой  друзей  ,  учреждением  или  социальным  институтом,  то
приобретает общественный характер и называется социальным контролем .
       Основная  задача  социального  контроля  —   создание   условий   для
устойчивости  той  или  иной  социальной  системы  ,  сохранение  социальной
стабильности и в то же время для  позитивных  изменений  .  Это  требует  от
контроля  большой  гибкости  ,  способности  распознавать   отклонения    от
социальных норм деятельности : дисфункциональные , приносящие обществу  вред
, и необходимые для его развития , которые следует поощрять .
      Социальный прогресс  в  развитии  общества  основан  на  изменениях  ,
инновациях , привнесениях нового , однако невозможен без сохранения  старого
, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства . Самое  важное
в этом старом — нравственные законы , нормы , правила поведения ,  обычаи  ,
которые составляют содержание культуры и  без  которых  невозможна  практика
социальных отношений , жизнедеятельность общества . Переселяясь на другое  ,
новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры  ,  а
обычаи , нормы , традиции .
      Таким образом , социализация , формируя  наши  привычки  ,  желания  и
обычаи  ,  является  одним  из  основных  факторов  социального  контроля  и
установление порядка в обществе  .  Она  облегчает  трудности  при  принятии
решений , подсказывая , как одеваться , как вести себя , как  действовать  в
той или иной жизненной ситуации . При этом любое решение , идущее вразрез  с
тем , которое принимается и усваивается в  ходе  реализации  ,  кажется  нам
неуместным , незаконным  и  опасным  .  Именно  таким  путем  осуществляется
значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением .



                      2. Элементы социального контроля.

       Социальный  контроль  помогает  сохранить  живую   ткань   социальных
отношений и представляет собой  особый  механизм  поддержания  общественного
порядка и включает два главных элемента — нормы и санкции .
      Социальные нормы — это предписания о том ,  как  правильно  надо  себя
вести в обществе .
      Социальные санкции — средства поощрения или наказания ,  стимулирующие
людей соблюдать социальные нормы .
      Социальные нормы  различаются  масштабом  .  Одни  нормы  возникают  и
существуют только в малых группах — компании друзей , рабочие  коллективы  ,
семьи , спортивные команды .  Другие нормы возникают и существуют в  больших
группах или в обществе в целом и называются “ общими правилами “ ,  а  не  “
групповыми привычками “ . К “общим  правилам “ относятся обычаи  ,  традиции
, нравы , законы , этикет , манеры поведения , которые присущи  определенной
социальной группе .
      Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости  от  того  ,
насколько строго  соблюдается  их  исполнение  .  За  нарушение  одних  норм
следует очень слабое наказание — неодобрение , ухмылка ,  недоброжелательный
взгляд . За нарушение других норм следуют  очень сильные санкции —  изгнание
из страны , смертная казнь , тюремное заключение  .  Строже  всего  карается
нарушение табу и юридических  законов  (  например  ,  убийство  человека  ,
разглашение  государственной  тайны  )  ,  мягче  всего  —  отдельные   виды
групповых привычек  , в частности семейные  (  например  ,  отказ  выключать
свет или закрывать входную дверь ) . Однако существуют групповые привычки  ,
которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие  санкции
.
      Нормы связывают людей в единую общность , в коллектив . Каким  образом
подобное происходит ?   Во-первых  ,  нормы  —  это  еще  и  ожидание  :  от
соблюдающего данную  норму  человека  окружающие  ждут  вполне  однозначного
поведения . Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы ,  а  те  ,
кто идет на встречу , передвигаются по левой  ,  возникает  упорядоченное  ,
организованное   взаимодействие   .   При   нарушении   правила    возникают
столкновения и беспорядок . Значит ,  нормы  формируют  систему  социального
взаимодействия , которая включает мотивы , цели субъектов  действия  ,  само
действие , ожидание , оценку и средства .
      Таким образом , нормы выполняют определенные функции в зависимости  от
того , в  каком  виде  они  себя  проявляют  —  как  стандарты  поведения  (
обязанности , правила ) или как ожидание поведения  (  реакции  ,  поведение
других людей ) . Защита чести и достоинства членов семьи представляет  собой
обязанность каждого  мужчины  .  Здесь  речь  идет  о  норме  как  стандарте
должного  поведения  .  Этому  стандарту  соответствует  вполне   конкретные
ожидания членов семьи , надежда на то , что их  честь  и  достоинство  будут
защищены  .
      Почему люди стремятся соблюдать нормы , а общество  строго  следит  за
этим ? Нормы стражники ценностей . Честь  и  достоинство  семьи  —  одна  из
важнейших  ценностей  человеческого  общества  с  древнейших  времен   .   А
обществом ценится то , что способствует его  стабильности  и  процветанию  .
Семья —  основная  ячейка  общества  ,  и  забота  о  ней  —  его  первейшая
обязанность .
       Социальные  нормы  —  действительно  стражники  порядка  и  хранители
ценностей . Даже простейшие нормы поведения  олицетворяют  собой  то  ,  что
ценится  группой  или  обществом  .  Различие  между  нормой   и   ценностью
выражается так : нормы — правила поведения , ценности — абстрактные  понятия
о том , что такое добро , зло  ,  правильное  ,  неправильное  ,  должное  ,
недолжное и так далее .



      Социальные  санкции  —  охранники  норм  .  Наряду  с  ценностями  они
отвечают за то , почему люди стремятся выполнять нормы .  Нормы  защищены  с
двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций .
       Социальные  санкции  —  разветвленная   система   вознаграждений   за
выполнение норм , то есть за девиантность . Выделяют четыре типа  санкций  :
позитивные и негативные , формальные и неформальные . Они дают  четыре  типа
сочетаний , которые можно изобразить в виде логического квадрата .

|                        |Позитивные              |Негативные              |
|Формальные              |Ф +                     |Ф -                     |
|Неформальные            |Н +                     |Н -                     |

       Формальные  позитивные  санкции  —  публичное  одобрение  со  стороны
официальных организаций ( правительство , учреждения )  :  правительственные
награды , ученые степени , вручение почетных грамот и так далее .
      Неформальные  позитивные санкции — публичное одобрение , не  исходящее
  от  официальных  организаций  :  дружеская   похвала   ,   комплименты   ,
аплодисменты , улыбка и так далее .
       Формальные  негативные  санкции   —   наказания   ,   предусмотренные
юридическими  законами  ,  правительственными  указами  ,  предписаниями   ,
распоряжениями : лишение гражданских прав , тюремное заключение  ,  арест  ,
увольнение , штраф , конфискация имущества .
       Неформальные  негативные  санкции  —  наказания   не  предусмотренные
официальными инстанциями , инструкциями : порицание , замечание  ,  насмешка
, злая шутка , пренебрежение и так далее .



                 3. Механизм действия социального контроля.

      В системе социального  контроля  ключевую  роль  выполняют  санкции  .
Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм  .  Сами  по  себе
нормы ничего не контролируют . Поведение людей контролируют другие  люди  на
основе норм , которые как ожидается , будут соблюдаться всеми  .  Соблюдение
общепринятых норм делает наше  поведение  предсказуемым  .  Санкции  так  же
предсказуемы и общеприняты .  Каждый  из  нас  знает  ,  что  за  выдающиеся
научное открытие ожидает официальная награда , а за  тяжкое  преступление  —
тюремное  заключение  .  Санкции  также    вносят   в   поведение   элементы
предсказуемости  .  Когда  мы  ожидаем  от  другого  человека  определенного
поступка , то надеемся , что он знает , не только норму , но и следующую  за
 ним санкцию .
      Таким образом , нормы и санкции соединены в  единое  целое  .  Если  у
какой - то нормы отсутствует сопровождающая его санкция , то  она  перестает
регулировать реальное поведение .  Она  становится  лозунгом  ,  призывом  ,
воззванием , но она перестает быть элементом социального контроля .
      Применение социальных санкций  в  одних  случаях  требует  присутствия
посторонних лиц , а в других не требует  .  Увольнение  оформляется  отделом
кадров учреждения и предполагает предварительное  издание  распоряжения  или
приказа  .  Тюремное  заключение   требует   сложной   процедуры   судебного
разбирательства  ,  на  основании  которого   выносится   решение   суда   .
Привлечение к административной ответственности , например , за   безбилетный
проезд — штрафование , предполагает присутствие  официального  транспортного
контролера  ,  а  иногда  и  милиционера   .   Присвоение   ученой   степени
предполагает  не  менее  сложную  процедуру  защиты  научной  диссертации  и
решения ученного совета .  Если  же  применение  санкций  совершается  самим
человеком , то такую форму контроля надо считать самоконтролем .



4. Самоконтроль .

      В  зависимости  от  способа  вынесения  санкций  —  коллективного  или
индивидуального - социальный контроль может  быть  внешним  и  внутренним  .
Внутренний контроль еще  называют  самоконтролем  :  индивид  самостоятельно
регулирует свое поведение , согласовывая его с  общепринятыми  нормами  .  В
процессе социолизации нормы  усваиваются  настолько  прочно  ,  что  люди  ,
нарушая их ,  испытывают  чувство  неловкости  или  вины  .  Вопреки  нормам
подобающего поведения , человек влюбляется в жену своего друга  ,  ненавидит
собственную жену , завидует более удачливому  сопернику .  В  таких  случаях
говорят о муках совести . Совесть — проявление внутреннего контроля .
      Общепринятые нормы , будучи рациональными предписаниями ,  остаются  в
сфере , ниже которой расположена сфера подсознания , состоящая из  стихийных
импульсов  .  Самоконтроль  означает  сдерживание  природной  стихии  ,   он
основывается на волевом усилии .
       Самосознание  -   чрезвычайно  важная   социально  -  психологическая
характеристика человека . Источником , из которого  черпается  представление
человека о самом себе являются окружающие его и значимые для него люди .  По
реакции на его поступки , по их оценкам индивид судит и о  том  ,  каков  он
сам . На содержание самосознания  влияет  представление  человека  о  том  ,
каким его считают окружающие . Социальное поведение человека в  значительной
мере складывается из его реакции на мнения о нем  окружающих  людей,  причем
это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания .
      В отличии от муравьев , пчел и даже обезьян  ,  человеческие  существа
могут продолжать коллективное  взаимодействие  лишь  в  том  случае  ,  если
каждый индивид прибегает к самоконтролю . О взрослом  человеке  ,  неумеющем
контролировать себя , говорят , что он “ впал в  детство  “  .  Импульсивное
поведение неумение властвовать над своими желаниями  и  прихотью  характерны
как раз для детей . Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом  .
Напротив  ,   поведение   в   соответствии   с   рациональными   нормами   ,
обязательствами , волевыми усилиями служат признаком взрослости .
       Примерно  на  70  %   социальный  контроль  осуществляется  за   счет
самоконтроля . Чем выше у членов общества развит самоконтроль ,  тем  меньше
этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю . И наоборот ,  чем
меньше у  людей  развит  самоконтроль  ,  тем  чаше  приходится  вступать  в
действие институтам социального контроля ,  в частности , армии  ,  судам  ,
государству . Чем слабее самоконтроль  ,  тем  жестче  должен  быть  внешний
контроль . Однако жесткий внешний контроль мелочная опека  граждан  тормозит
развитие самосознания  и  волеизъявления  ,  приглушает  внутренние  волевые
усилия . Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам , с  целью
навести  порядок  .  Но  привыкшие  подчиняться   принудительному   контролю
граждане  не  развивали  внутренний  контроль  .   Они   деградировали   как
социальные существа , способные брать на себя ответственность и  вести  себя
в соответствии с рациональными нормами . Они  подвергали  сомнению  как  раз
саму разумность  принудительных  норм  ,  исподволь  подготавливая  разумное
обоснование  всякому  сопротивлению  этим  нормам  .  Великолепным  примером
служит Россия , где декабристы , революционеры , цареубийцы  ,  покушавшиеся
на основы социального порядка , оправдывались общественным мнением потому  ,
что разумным  считалось  сопротивление  ,  а  не  подчинение  принудительным
нормам .



                                 Литература.

      1. “ Основа социологии “
            С. С. Фролов . г. Москва , = Юрист = 1997г.
      2. “ Введение в социологию “
            А. И. Кравченко , г. Москва , учебное пособие 1997г.
      3. “ Теория социологии “
            Г. П. Зинченко , г. Ростов-на-Дону ,1993г.
      4. “ Социология. Основы общей теории “
            г. Москва , = Аспект- Пресс = , 1994г.
      5. “ Социология “
            Н. И Смелзер , г.Москва , = Феникс = , 1994г.
      6. “ Основы социологии “
            Харчева , Учебник , г.Москва , = Логос = ,1997г.
      7. “ Современная социология права “
            Кудрявцев , Казимирчук , г.Москва , =Юрист= , 1995г.