Социология

Социология после трудного становления приобрела наконец-то статус
самостоятельной науки. На этом пути были и открытия, и надежды, и
разочарования, маленькие победы и крупные поражения, ибо долгие годы
догматический стиль мышления, боязнь нововведений сдерживали ее развитие.
Но, несмотря на все противоречия, социологическая мысль продолжала
развиваться.
     Термин “социология” в буквальном смысле слова означает “наука об
обществе” или “учение об обществе”. Впервые его употребил Огюст Конт,
крупнейший французский ученый, живший в 19 веке. В главных своих сочинениях
— “Курс позитивной философии” и “Система позитивной политики” — он высказал
рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных
явлений. То, что О.Конт большое внимание уделял познанию не столько
сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения
позитивистских взглядов и концепций , получило дальнейшее развитие в трудах
его последователей.
    Постепенно объектом изучения становилась все большая группа вопросов,
характеризующих состояние сознания человека, его поведение и отношение к
происходящим в обществе процессам, профессиональное, национальное и
региональное их звучание.
     В настоящее время среди проблем, ставших ведущими для социологии,
являются: социальное положение человека в обществе и группе, социальная
структура, участие в управлении, “человеческие отношения”, общественное
мнение, межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной
исторической и социально-экономической ситуацией. Таким образом, социология
возникла в ответ на потребности общественного развития.
  Социология личности оперирует категориями, которые нередко
рассматриваются как синонимы, — формирование, развитие, воспитание,
социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности
социологического анализа.
    Когда употребляется  понятие “формирование личности” , то имеется в
виду единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс
становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния  всей
совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной
деятельностью классов, общественных  организаций и самого человека можно
говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно
формировать ее развитие.
 Понятие “развитие личности” характеризует последовательность и
поступательность изменений , происходящих в сознании и поведении личности.
Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека
определенного  представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и
учитывает влияние внешней среды, однако оно воплощает те усилия, которые
осуществляют социальные институты.
  Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное
усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых
характеристик сознания и поведения , которые регулируют ее взаимоотношения
с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и
заканчивается к периоду гражданской зрелости человека , хотя, разумеется,
полномочия , права и обязанности, приобретенные им , не говорят о том , что
процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он
продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим  о необходимости
повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком
ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения .Иначе
говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и
творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему
обществом.
    Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех
фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим
ожиданиям. Процесс формирования, по его мнению, происходит по трем
различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения
взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение
роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них
ждет целая группа людей.
     Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По
Фрейду, личность включает три элемента: “ид” — источник энергии,
стимулируемый стремлением к удовольствию; “эго” — осуществляющий контроль
личности, на основе принципа реальности , и “суперэго”, или нравственный
оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом
“развертывания” врожденных свойств человека, в результате которого
происходят становления этих трех составляющих элементов личности.  В этом
процессе Фрейд выделяет 4 стадии, каждая из которых  связанна с
определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная,
анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.
   Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии
личности, делает акцент на развитии  познавательных структур индивида и их
последующей перестройке в зависимости от опыта и социального
взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной
последовательности: сенсорно-моторная  ( от  рождения  до 2  лет),
операциональная    ( от 2
до7), стадия конкретных операций ( с 7 до 11 ), стадия формальных операций
( с 12  до 15 ). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс
социализации продолжается в течении всей жизни человека, и утверждают, что
социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими
моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то
время, как социализация  детей формирует ценностные ориентации.
Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести
определенные навыки, социализация в детстве  в большей мере имеет дело с
мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой
социализация взрослых  рассматривается не как продолжение детской
социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы
детства: отказ от детских мифов.
  Каковы же механизмы социализации ? Уже З.Фрейд выделил психологические
механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.
Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную
модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители,
родственники, друзья и т.д. Идентификация — способ осознания принадлежности
 к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение
родителей, родственников, друзей, соседей, и т.д., их ценности, нормы,
образцы поведения как свои собственные.
  Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они
нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют
собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые
образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны
друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные
различия. Стыд  обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и
опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида
другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с
самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим
собой, контролирующей формой выступает совесть.
  Т.Парсонс и С.Бейлз применяли понятия, введенные З.Фрейдом к теории
социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как
процесс,  с помощью которого усваиваются спецфические элементы культуры,
особые знания, умения, обряды и т.д. По их мнению, имитация не предполагает
никакого длительного отношения с “моделью”.  Идентификация же для них
означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс
социального научения. Степень идентификации определяется характером
привязанности к “ другому”. Поскольку наиболее сильны привязанности в
семье, постольку она считается основной формой социализации. В социологии
обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института
долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за
воспитание будущего индивида пытались в определенной степени снять с семьи,
переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации.
Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного
порядка, но которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой
и общественно-социальной  жизни.
   Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и
подготовки к выполнению гражданского долга  совокупность усваиваемых
молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают
характер последовательной системы знаний. Так, в детстве ребенок, подросток
учится понятию о Родине, в общих чертах начинает формировать свое
представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения
жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен процесс
социализации личности, почему школа выпускает в жизнь индивидов ,
отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором
ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу ?
Мощным  инструментам   социализации  личности высту
пают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими
осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его
формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как
созидательных, так и разрушительных задач.
   И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-
политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто
обладать знаниями. Необходимо обратить их в убеждения, которые проявляются
в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических
действий и образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным
 типам личности.
   В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования
к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-
первых, тем, что кардинальные задачи социально-экономического,
политического и духовного возрождения могут быть посильны людям
высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в
претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости
намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой
исторического процесса.
  Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности  требует
постоянного  совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в
обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и
ответственность человека при решении как общественных , так и личных
проблем.
    В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения
всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это
настолько взаимосвязанный процесс, что он в многократной степени может
усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются
объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.
 В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных
явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не
смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое
стартовое начало, становятся хулиганами, пьяницами, ворами ? Почему часть
превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.?
Почему формируются антиобщественные типы поведения, социально опасные для
общества, представленные преступниками, мафией, рэкетирами ?
    И наконец, социализация личности происходит  в  условиях  взаимодействия
мировой и национальной культур.  И  хотя  общечеловеческие  мотивы  признаны
ведущими  в  структуре   общественного   сознания   и   поведения,   влияние
национальных особенностей оказывается решающим фактором, который  во  многом
определяет   облик   общественных   и   политических    движений.    Феномен
национального в процессе социализации поставил перед  социологией  вопрос  о
поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими  ценностями,  привел
к необходимости более глубокого понимания социально-психологических  мотивов
признания его особого места в  общественной  жизни  каждого  народа,  каждой
нации и национальности и каждого отдельного их представителя.
  Социализация личности предполагает, что объектом исследования является  не
одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека  в
их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают  всю  совокупность  черт
сознания  и   поведения:   знания,   убежденность,   трудолюбие,   культуру,
воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку,  и
т.д. Важное значение имеет преодоление  пережитков  прошлого  в  сознании  и
поведении людей.
   На путях социализации человека серьезным препятствием являются  различные
формы ложного  сознания,  проявляющегося  в  мифотворчестве,  в  извращенных
формах  реально функционирующего сознания.
   Так, мифологизация в  нашей  стране  базировалась  на  многих  “священных
коров”, которые были неприкосновенны и  неоспоримы:  требовалось  только  их
неустанное восхваление и почитание. К ним можно отнести и такие  утверждения
,  как  “загнивание  капитализма”  и   “расцвет   социализма”,   “социальное
равенство”  и  “дружба   народов”,   а   также      такие     перлы,     как
“экономика  должна     быть
 экономной” , “единодушная  признательность  “  ,  “долгие,  продолжительные
аплодисменты”, “догнать и перегнать” и т.д. Миф, провозглашенный вначале 60-
ых  гг.,  что  через  20-25  лет  мы  будем  жить  при   коммунизме   принес
разочарование  и  утрату  той  перспективы,  которая  питала  людей   в   их
стремлении         к     благополучию   и     счастью.
      Не  меньше  бед   принесла   и   показуха.   В   сознании   работников
распространилось стремление создать впечатление о “большой”  и  “трудной”  .
работе.  И  чем  больше  бездельничал  человек,  тем  больше   он   старался
продемонстрировать   видимость    работы.    Брались    и    провозглашались
обязательства,  которые  никогда  не  доводились  до  конца,   формировались
рекламные группы для показа ”достижений”.
      В этих условиях, как реакция  на  деформированные  виды  общественного
сознания, не могли не возникнуть тенденции противоположного плана — уход  от
реальной  жизни,  экстремизм,  мистика,  паразитирование   на   тревогах   и
бесперспективности повседневной жизни.
   Таким образом, общественное сознание соткано из противоречий.  Но  именно
знание этих противоречий подсказывает пути выхода из  сложившейся  ситуации,
пути к подлинной социализации человека.
     Процесс социализации, и особенно такие  его  субъективные  факторы  как
пропаганда  и  воспитание,   требует   тщательного   анализа   усилий   всех
организаций, причастных к его осуществлению.
    В целом социология пропаганды, фиксируя происшедшие ( или  происходящие)
изменения в сознании и деятельности различных  групп  населения,  стремилась
выявить наиболее действенные из них, определить их эффективность  и  степени
влияния и на этой основе высказать соответствующие рекомендации.  И  как  бы
ни критиковались различные формы пропаганды, нужно все же отметить, что и  в
настоящее  время  пропаганда  продолжает  активно  участвовать  в   процессе
социализации личности вне зависимости от того, насколько она  поддерживается
или отвергается отдельными слоями и группами в обществе.
     В условиях противоречивых действий, путаницы идей и  доктрин,  взаимных
обвинений и упреков общественное сознание не могло  не  прийти  в  состояние
растерянности и замешательства,  Перед  человеком  встали  по  существу  две
альтернативы — либо стать приверженцем одной  из  доктрин,  либо  прикрыться
удобным цинизмом и объявить, что все, что бы ни встретилось на  его  пути  ,
отравлено  пропагандой,  Но  данная  ситуация   не   является   выходом   из
создавшегося положения — она лишь  усложняет его, создает  серьезные  помехи
на пути  социализации человека.
     В  процессе  социализации  личности   наряду   с   пропагандой,   тесно
переплетаясь и взаимодействуя  с  ней,  выступает  воспитание.  Оно  придает
качественную  определенность  другим  структурным  элементам   социализации,
характеризует  ее  цель,  направленность  развития  духовных   процессов   и
явлений.
    Если исходить из сущности воспитания, то  оно  связано  прежде  всего  с
субъективным воздействием  на  сознание,  на  соединение  его  с  практикой,
ориентировано на выработку мотивов социального поведения. Воспитание  тем  и
сильно, что оно дает ориентиры в условиях общественных изменений.
   В   социологии   накоплен   большой   опыт   проведения   социологических
исследований  по  проблемам  воспитания.  Некоторые  из  них,  например   по
трудовому  ,  политическому,  нравственному  воспитанию,  насчитывают  сотни
наименований.  Среди  них   есть   достаточно   глубокие   и   обстоятельные
исследования. Но всем им — даже самым лучшим — была присущна  ориентация  на
должное, а не на сущее , а  это  неминуемо  рождало  целую  серию  издержек,
ограничивало их  результативность   и  действительность.  Значительный  вред
воспитанию   нанесла   односторонняя,   однобокая   ориентация   только   на
официальные установки, монополизм в определении  ее  ориентиров  со  стороны
КПСС .
   Таким образом, изучение таких  средств  социализации,  как  пропаганда  и
воспитание, их сопоставление с влиянием и ролью культуры,  науки,  народного
образования, семьи дают возможность обогатить  наши  представления  о  путях
становления и развития личности.
   Процесс социализации достигает определенной  степени   завершенности  при
достижении   личностью   социальной   зрелости,   которая    характеризуется
обретением личностью интегрального социального статуса.  Однако  в  процессе
социализации возможны  сбои,  неудачи.Проявлением  недостатков  социализации
является отклоняющееся  (дивиантное) поведение. Этим термином  в  социологии
чаще всего обозначают  различные  формы  негативного  поведения  лиц,  сферу
нравственных пороков, отступление от принци пов,  норм  морали  и  права.  К
основным    формам     отклоняющегося     поведения     принято     относить
правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию,  проституцию,
самоубийства.
  Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о  состоянии
конфликта  между  личностными   и   общественными   интересами.   Дивиантное
поведение — чаще всего попытка уйти из  общества,  убежать  от  повседневных
жизненных  невзгод  и  проблем,   преодолеть   состояние   неувуренности   и
напряжения  через  определенные   компенсаторные   формы.Однако   дивиантное
поведение не всегда носит негативный характер. Оно  может  быть  связано  со
стремлением   личности   к   новому,   передовому,    попыткой    определить
консервативное , мешающее двигаться вперед.
    Социологическое знание вобрало в себя все лучшее, что имеется в трудах
предшествующих поколений социальных мыслителей. И оно не остается
неизменным. На каждом этапе исторических преобразований социология
открывает пути для новых направлений, которые определяют ее движение
вперед.