Социология 20 века: Взгляды на общество Питирима Сорокина

Министерство образования Российской Федерации
                   Ярославский государственный университет
                              им. П.Г. Демидова
                    Факультет социально-политических наук
                    Кафедра  политологии и культурологии



                                             Реферат по философии
                                    на тему:



                   “Взгляды на общество Питирима Сорокина”

выполнила:
 студентка,I- го курса, группы Ср-11
Володина Е.Н.

Научный руководитель:
                                Томашов В. В.



                                  Ярославль
2000г.



                                 Содержание:



       Введение

      “Русский” период жизни и творчества П. Сорокина……….…..3

       Юность………..……………………………………….……….3

       Революционная  деятельность, студенческие годы.……...…3

       Научная и преподавательская деятельность…………….…..5

       Взгляд на общество……………………………….…….5

       Последние годы жизни в России…………………….…..…..10

       “Американский” период жизни П.Сорокина……………….…12

      Литература………………………………………………………….14



1. Введение

      Социальное   поведение,   взаимодействие,   сотрудничество    общества
направлены на приспособление, достижения стабильности, что  соответствует  и
законам,  действующим  в  сфере   природы,   хотя   социальные   явления   и
закономерности   общественного   развития   обладают   спецификой.    Задача
социологии –  определить,  в  каком  соотношении  друг  с  другом  находятся
социальные  явления  и  дают  ли  они   необходимое   равновесие   обществу;
Социология  должна  стать   объективной,   "чистой"   наукой   эмпирического
характера, реализовать идеал "описательной науки".

      Российская социология, хотя и прошла  те  же  этапы  развития,  что  и
социологи на Западе, не  ориентировалась  исключительно  на  формализованные
модели,  эмпирические  исследования   и   количественные   методы   изучения
социальных   явлений.   В   концепциях   отечественных   социологов   всегда
присутствовали оценочные суждения, знания о ценностях,  духовно-нравственные
ориентации. Это касается и  российского  позитивизма,  и  неокантианства,  и
неопозитивизма. Поэтому "чистого" позитивизма в западном варианте  в  России
не  было.  Этико-нравственная,  духовная  направленность   стала   традицией
российской социологической мысли.

      В отличие от Запада социология в России долгое время  не  имела  своих
собственных учреждений, лабораторий, учебных курсов, изданий, журналов.  Она
испытывала  враждебность  как   со   стороны   самодержавно-государственного
аппарата, так и  со  стороны  учёных  –  историков,  философов,  юристов.  И
несмотря на это в России постоянно росло  число  публикаций  по  социологии,
появлялось всё больше  переводов,  обобщений,  комментариев  работ  западных
социологов. После Февральской революции в России вводятся учёные степени  по
социологии,  в  университетах   создаются   кафедры,   секции,   ассоциации,
появляются учебники, появляются новые имена, среди которых Питирим Сорокин.

       2. «Русский» период жизни и творчества П. Сорокина

      Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог
20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский  (с
начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу  60-х  годов  П.Сорокин  уже
около сорока лет был “американским социологом,  прочно  занимавшим  одно  из
мест в первой “десятке” ведущих социологов мира.

      Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в  деревне  Турье,  Ярсенского
уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремесленником, мать  -  коми,
крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима,  чей  праздник
приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом  и  старшим  братом
на  реставрации  церквей,  и  выполнял  крестьянскую  работу.  Сам  научился
грамоте. Окончил сельскую школу в селе  Палевицы.  Потом  учился  в  Гамской
второклассной  школе.  По  окончании  ее  поступил  в  Хреновскую  церковно-
учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской  работой,
помогая своей тетке, крестьянке, в деревне Римье, Яреского уезда.  В  партию
социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он  вспоминал:  “Я
познакомился  с  кучей  народа:  крестьяне,  рабочие,  чиновники,  служители
культа,   официальные   лица,   доктора,   писатели...представители   разных
политических течений - эсеры, социал-демократы  (большевики  и  меньшевики),
монархисты,  анархисты,  либералы  и  консерваторы  всех  мастей.  Благодаря
контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал  новые  ценности  и
стал разбираться в социальных условиях.  ...Мое  интенсивное  чтение  доселе
неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор”

      3. Юность

      В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел  полгода  в  тюрьме  в  п.
Кинешме  и  был  выслан  оттуда  после  освобождения.  Четыре  месяца  после
освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г.  “зайцем”
проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости  и
поступил в Психоневрологический институт, где  была  единственная  в  стране
кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах,  таких,
как “Вестник  Знания”,  “Вестник  психологии,  криминальной  антропологии  и
гипнотизма”.  В  1910г.  Сорокину  было   сделано   предложение   стать   по
совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом  институте  и
Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории  высшей  школы,
когда студент был лектором.

      4. Революционная деятельность, студенческие годы

      За всё  это  время  Сорокин  не  покидал  революционной  работы  среди
студенчества, рабочих и крестьян. В 1911г.  он  вынужден  был,  в  избежание
ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913  г.
был арестован снова. За всё  это  время  Сорокиным  был  издан  ряд  научных
работ, из которых многие, в частности книга “Преступление и кара,  подвиг  и
награда”, обратили на себя внимание, как русской, так и  европейской  науки.
В 1917г. им была  написана  целая  серия  политических  очерков,  среди  них
такие,  как  “Анатомия  национальностей  и  единство  государства”,   “Формы
правления”, “Проблемы социального равенства”, “Основы будущего мира” и др.

      5. Научная и преподавательская деятельность

      В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для  подготовки  к
профессорскому званию. После  сдачи  экзаменов  в  конце  1915г.,  с  начала
1917г. он  становится  “приват-доцентом”.  Защита  магистерской  диссертации
была  назначена  на  март  1917г.,  но  ее  пришлось  отложить  в  связи   с
Февральской революцией 1917г. Сорокин  оказался  в  водовороте  политических
событий в стране. 1918г. - самый бурный  год  в  жизни  П.  Сорокина.  После
ареста в январе 1918г.  он  провел  около  трех  месяцев  в  Петропавловской
крепости  вместе  с  бывшими  министрами  Временного  правительства.   После
освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член  Учредительного  собрания
и Союза возрождения России, в  конце  мая  отправился  с  антибольшевистской
миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск.  Его  миссия  не  увенчалась
успехом, и он вынужден был 2  месяца  скрываться  в  Северо-Двинских  лесах.
Здесь, вдали от цивилизации он  много  размышлял  о  политике,  революции  и
самом себе и избавился от многих “соблазнительных  иллюзий”.  Именно  тогда,
вероятно, им было написано его “отречение” - открытое письмо, в  котором  он
признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из  партии
эсеров.

      После  этого  Сорокин  сдался  властям.  В  тюрьме,  приговоренный   к
расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря его  вызвали  на
допрос и ознакомили со статьей Ленина “Ценные признания Питирима  Сорокина”.
По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен  в  тюрьму  Московской
ЧК  и  здесь  освобожден.  На  этом   политическая   деятельность   Сорокина
закончилась.  Через  несколько  дней  после  освобождения  он   вернулся   в
Петроград и приступил  к  чтению  лекций  в  университете.  Только  в  конце
1920г., на специальном  заседании  факультета  общественных  наук,  Сорокина
возвели в звание профессора без магистерской защиты. В  1922г.  опубликована
работа  Сорокина  “Система  социологии”,  которая   была   представлена   на
публичный диспут в качестве докторской диссертации.

      В “Системе социологии” П.А. Сорокиным выдвигаются  основные  принципы,
на базе которых он предлагал создать  социологию.  Он  разработал  структуру
социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.

      “Социология представляет науку, которая изучает жизнь  и  деятельность
людей, живущих в обществе  себе  подобных,  и  результаты  такой  совместной
деятельности”. “Социология изучает общество с трех главных точек зрения:

   1) его строения и состава
   2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности
   3) происхождения и развития  общества  и  общественной  жизни   -  таковы
      основные задачи изучения социологии”

      П.А. Сорокин писал:  “Наша  потребность  в  социологических  познаниях
огромна.  В  ряду  многих  причин,  вызывающих  наши  настроения  и   плохую
общественную жизнь, немалую роль  играет  наше  социологическое  невежество…
Голод и холод,  разврат  и  преступление,  несправедливость  и  эксплуатация
продолжают быть спутниками человеческого общества. Только  тогда,  когда  мы
хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем  законы,  которым  она
следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе  с  общественными
бедствиями...  Только  знание  здесь  может  указать...как  нужно   устроить
совместную  жизнь,  чтобы  все  были  и  сыты  и  счастливы...  Вот  с  этой
практической точки зрения социология приобретает громадное значение”.

      6. Взгляд на общество

      Безусловно,  как  социолог  Сорокин  изучал   общества,   процессы   и
взаимоотношения в нем. Для этого  он использовал свои методы.

      Сорокин  разделил  социологию   на   теоретическую   и   практическую.
Теоретическая социология  изучает  явления  человеческого  взаимодействия  с
точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:

   1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего  социального
      явления, так и сложных социальных единств, образованных той  или  иной
      комбинацией простейших социальных явлений.
   2. социальную механику, изучающую процессы  взаимодействия  людей  и  тех
      сил, которыми оно вызывается и определяется.
   3. социальную генетику; “Задача генетической социологии -  дать  основные
      исторические тенденции в развитии общественной жизни людей”

      Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с
точки зрения должного.

      Социология практическая,  по  Сорокину,  включает  в  себя  социальную
политику. “Задачи практической социологии ясны из самого названия”  -  писал
Сорокин.  “Эта  дисциплина  должна  быть  прикладной  дисциплиной,  которая,
опираясь на законы, сформулированные теоретической  социологией,  давала  бы
человечеству возможность  управлять  социальными  силами,  утилизировать  их
сообразно поставленным целям”.

      В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: “Прежде чем перейти к
описанию строения населения или общества в том сложном  виде,  в  каком  они
существуют, мы должны изучить их в  простейшем  виде.”  Он  показывает,  что
простейшей  моделью   социального   явления   служит   взаимодействие   двух
индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента:  индивиды,
их акты, действия; проводники  (световые,  звуковые,  тепловые,  предметные,
химические  и  т.д.).  Главными  формами  взаимодействия  социальных   групп
являются

   1) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих
   2) взаимодействие сходных и несходных лиц
   3) взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное,
      организованное и  неорганизованное,  солидарное  и  антагонистическое,
      сознательное и бессознательное

      Всё человеческое население распадается  на  ряд  более  тесных  групп,
образующихся из взаимодействия одного с одним,  одного  с  многими  и  одной
группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею  семья
или класс, или государство, или религиозная секта,  или  партия  -  всё  это
представляет собой взаимодействие двух или  одного  со  многими  или  многих
людей со многими. Всё бесконечное море  человеческого  общения  составляется
из процессов  взаимодействия,  односторонних  и  двусторонних,  временных  и
длительных,    организованных    и    неорганизованных,     солидарных     и
антагонистических, сознательных и бессознательных,  чувственно-эмоциональных
и волевых”.

      “Весь  сложнейший  мир  общественной  жизни   людей   распадается   на
очерченные  процессы  взаимодействия”.   “Группа   взаимодействующих   людей
представляет своего рода коллективное  целое  или  коллективное  единство...
Тесная  причинная  взаимозависимость   их   поведения   и   дает   основание
рассматривать  взаимодействующих  лиц  как  коллективное  целое,  как   одно
существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и  водород,
взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся  от  простой
суммы   изолированных   кислорода   и   водорода,   так    и    совокупность
взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.”  “Всякую  группу
людей, взаимодействующих друг  с  другом,  мы  будем  называть  коллективным
единством или короче коллективом”.

      Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения
и распада коллективных единств. Условия их  возникновения,  существования  и
распада он делит на три группы:

   1. космические или физико-химические
   2. биологические
   1. социально-психические

      Далее  Сорокин  указывает  два  основных   способа   (сознательный   и
бессознательный)  установления  организации   группы   и   обычные    приемы
поддержания  и   сохранения    этой    организации.    “Общественная   жизнь
представляет не что иное,  как непрерывный  поток  возникающих,  длящихся  и
исчезающих   коллективных    единств.   “Коллективное   единство   перестает
существовать  только  тогда,   когда   прекращается   взаимодействие   между
частью или всеми его членами”. “Прекращение коллективного единства  ведет  к
исчезновению его организации.  Но падение одной  организации   и  замена  её
другой вовсе ещё не означают исчезновения и распада коллективного  единства,
  а  означают  только,   что  форма,  порядок   и   организация   последнего
изменилась!”

      Затем  Сорокин  рассматривает  строение  и  расслоение  населения.  Он
подчеркивает, что “население расслаивается на ряд групп, что оно  составлено
из множества коллективных  единств,  а  не  представляет  чего-то  цельного,
единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом”. “Из  множества
групп , на которые распадается население, важнейшими  простыми  расслоениями
последнего будут расслоения:

   а) по семейной принадлежности
   б) по государственной
   в) по расовой
   д) по профессиональной
   е) по имущественной
   ж) по религиозной
   з) по объемно-правовой
   и) по партийной
      Из  сочетаний  простых  расслоений  (группировок)  образуются  сложные
группы. Сложные группы бывают:

 > а) типичные и не типичные для данного населения.

     Из типичных важны класс и национальность.

 > б) внутренне антагонистические и  внутренне  солидарные.  “Судьба  любого
   населения и ход истории определяются не борьбой или  согласованием  каких