Социум
| | | | | |
страница 1 из 3 / >> следующая страница <<
|Учебный курс СОЦИОЛОГИЯ |
|Предмет и структура социологии |
|Взаимоотношение социологии с другими общественными науками /социальная |
|философия, история, политология, правоведение и др./ |
|Значение социологии и её роль в общественной жизни |
|Главные социологические парадигмы |
|О. Конт как основатель социологии |
|Социологические взгляды Г. Спенсер |
|Значение социологии марксизма и её ограниченность |
|"Социологизм" Эмиля Дюркгейма |
|Работа Э. Дюркгейма "О разделении общественного труда" |
|"Понимающая" социология М. Вебера и его теория социального действия |
|Работа М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма" |
|Социологическая мысль в дореволюционной России и её основные направления |
|П. А. Сорокин - один из классиков социологии XX столетия. "Социальная и |
|культурная динамика" |
|Работа П. А. Сорокина "Моя философия - интегрализм" |
|Социология реформ и революций П. А. Сорокина |
| |
|Учебный курс Социология |
|1. Предмет и структура социологии |
|Уже из самого названия данной науки – «социология» (от латинского societas,|
|т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) – со всей очевидностью |
|следует, что речь идёт о науке, изучающей общество. Но столь же очевидно и |
|то, что общество является общим объектом изучения и многих других наук, не |
|случайно получивших название «общественных»: история, философия, |
|экономическая теория, политология, правоведение, культурология, педагогика,|
|психология, этнография, демография и др. Поэтому простое указание на то, |
|что социология – это наука об обществе, ещё не даёт ответа на вопрос о |
|специфическом объекте и предмете этой науки, об особом способе изучения |
|общества. |
|Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных |
|наук находит своё выражение в том, что она изучает общество, его |
|функционирование и развитие под специфическим углом зрения – сквозь призму |
|социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание |
|социальной реальности – социума как объекта социологии. |
|Объектом большинства общественных наук является не всё общество, а та или |
|иная его сторона, форма проявления и т.д. Изучаемая социологией социальная |
|жизнь общества – это область социальных отношений как отношений между более|
|или менее широкими общностями людей (классами, социальными слоями и |
|группами, национальностями и народностями, коллективами и т.д.) и самими |
|людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей. |
|В зависимости от своеобразия субъектов социальные отношения подразделяются |
|на: |
|1) социально-групповые (классы, социальные группы и слои); |
|2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодёжь, пенсионеры,|
|члены семьи); |
|3) социально-территориальные (городское и сельское население); |
|4) социально-этнические (нации, народности, национальные и этнографические |
|группы); |
|5) социально-профессиональные (трудовые коллективы, профессиональные |
|объединения); |
|6) межличностные (личности) и др. |
|Таким образом социология выступает прежде всего как наука о поведении людей|
|в среде себе подобных. |
|Социальные отношения носят комплексный характер и не сводимы к отношениям |
|только экономическим, политическим или духовным. Они проявляются во всех |
|сферах общественной жизни и включают в себя и социально-экономическое, и |
|-политическое, и -духовное. Также социальное – это не просто одна из сфер |
|общественной жизни, наряду с экономической, политической или духовной, а |
|общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием и |
|взаимодействием субъектов исторического развития. При этом понятие |
|«социальное» шире понятия «социальные отношения», поскольку включает в себя|
|кроме социальных отношений и социальную структуру, и социальные нормы, и |
|социальные институты и пр. |
|Социология изучает не всё и вся в обществе, а только социальное. Вместе с |
|тем и благодаря этому социология – наука о целостности общественного |
|организма, общественной жизни, общественных отношений. |
|Объект и предмет науки взаимосвязаны, но не тождественны: объект – это то, |
|на что направлен познавательный процесс (у социологии, психологии, |
|антропологии и др. общий объект – человек); предмет – характерные именно |
|для данной науки элементы и стороны в её объекте, их связи и отношения, и |
|выведенный на их основе соответствующий специфический ряд законов и |
|закономерностей. Таким образом, социология – наука об общих и специфических|
|соц. свойствах и закономерностях организации, функционирования и развития |
|общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и |
|взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом. |
|Различные направления и школы в социологии по-разному определяли и |
|определяют ее суть, выдвигая на первый план те или иные стороны этой науки.|
|Еще не достигнуто единство мнений по вопросу об определении предмета |
|социологии, нельзя не отметить, что особенно за последние десятилетия |
|наметилась общая тенденция к сближению позиций на основе их творческого |
|взаимообогащения. Социологическое знание имеет свою достаточно сложную, |
|многоуровневую структуру, обусловленную различием ракурсов и уровней |
|изучения соц. явлений и процессов. Социология, например, исследует эти |
|явления и на уровне общества в целом, и на уровне более или менее широких |
|соц. общностей или отдельных сфер общественной жизни и их взаимодействий, и|
|на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это дает объективное |
|основание для подразделения социологии на след. составные части: |
|1.общая социология как макросоц. исследование, направленное на выяснение |
|общих закономерностей функционирования и развития социума как целого; |
|2.социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, |
|направленные на изучение закономерностей действия и взаимодействия |
|отдельных структурных частей соц. системы; |
|3.микросоциология, изучающая соц. явления и процессы сквозь призму действия|
|и взаимодействия отдельных людей, их поведения. |
|В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования |
|делятся на: |
|-- теоретические (решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного |
|фактического материала в области соц. жизни); |
|-- эмпирические (в центре находится само накопление, сбор фактического |
|материала в указанной области и его первичная обработка, включая и |
|начальный уровень обобщения). |
|Эмпирическое и теоретическое – двуединые стороны целостного исследования |
|соц. явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие и взаимообогащающие |
|друг друга. |
|В зависимости от целей и задач, ставящихся перед социологическими |
|исследованиями различают |
|-- фундаментальную (исследования, направленные на построение и |
|совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой |
|социологической науки) и |
|-- прикладную (исследования, направленные на изучение практических вопросов|
|преобразования социальной жизни, на выработку практических рекомендаций в |
|этой области) социологию. |
|От социологических исследований следует отличать социальные исследования. |
|Второе шире первого. Социологические исследования составляют ядро более |
|широких соц. исследований как общечеловеческих исследований. Социальные |
|являются исследования, проводимые и в других общественных науках – в |
|экономической науке, политологии, правоведении и др. На уровне |
|эмпирических, конкретно-социальных исследований в других общественных |
|науках обнаруживается тесная связь и взаимодействие этих наук и социологии.|
| |
| |
|2. Взаимоотношение социологии с другими обществ. науками (история, |
|политология, правоведение и др.) |
|Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с |
|другими общественными науками. Особенно важно рассмотреть соотношение и |
|взаимодействие социологии с социальной философией, историей, политологией, |
|экономической наукой и некоторыми другими общественными науками. |
|Социология и социальная философия. |
|Соотношение социологии и социальной философии определяется прежде всего |
|тем, что социология не является философской наукой и изучает поэтому законы|
|меньшей степени общности, нежели социальная философия. Их общей чертой |
|является рассмотрение общества в целом, в его системности, в качестве |
|такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме |
|входящих в него единиц. Но при всём при этом философия рассматривает |
|общество в более широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания,|
|а поэтому и описывает его с помощью предельно общих понятий, категорий, |
|философских законов, т.е. законов, действующих и в природе, и в обществе, и|
|в человеческом мышлении. |
|Но философскими законами (ZB., законами соотношения общественного бытия и |
|сознания, законами, характеризующими источник самодвижения общественной |
|жизни), отражающими специфику социальной формы движения реальной |
|действительности по сравнению с природой, не исчерпывается знание об |
|обществе, которому присущи и свои собственные, специфические социальные |
|связи и взаимодействия, черты, стороны, свойства, отражаемые законами |
|категориями, понятиями, не сводимыми лишь к специфическому проявлению |
|общефилософских законов, категорий, понятий в общественной жизни. Это и |
|изучает социология в отличие от социальной философии. |
|Поскольку знание законов и категорий более общего порядка всегда является |
|необходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов|
|и категорий менее общего порядка, постольку социальная философия выступает |
|как общетеоретическая и методологическая основа социологии. С другой |
|стороны, социология, давая конкретный анализ общественной жизни во всём её |
|сложном многообразии, способствует обогащению понятийного аппарата и |
|предметного содержания социальной философии, уточнению и конкретизации её |
|положений и выводов на основе расширения и углубления их связи с реальной |
|жизнью, практикой. |
|Особенно тесны взаимосвязь и даже взаимопроникновение социальной философии |
|и общетеоретической социологии, ибо многие положения и выводы первой |
|оказываются ограниченно включенными во вторую. Вместе с тем, отождествление|
|социологии с социальной философией способно стать серьёзным препятствием на|
|пути развития обеих наук, т.к. ведёт к неправомерной подмене проблематики |
|одной науки другой, а тем самым к резкому ослаблению внимания к разработке |
|собственной тематики каждой из них. |
|Социология и история. |
|Между социологией и историей немало общего. И та и другая науки изучают всё|
|общество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки |
|особое внимание уделяют субъективной стороне исторического процесса. Каждая|
|из этих наук так или иначе базирует своё знание на исследовании конкретных |
|фактов общественной жизни. |
|Но между этими науками и немало существенных различий, идущих по линии |
|прежде всего своеобразия их характера, природы. Их соотношение – это |
|соотношение теории общественного развития и его истории. История по своей |
|природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологического |
|хода исторических событий, от чёткого и разностороннего отображения |
|конкретных явлений, событий, процессов общественной жизни во всей их |
|индивидуальности, неповторимости, своеобразии. В отличие от этого главное в|
|социологии как в «теоретической» науке – обобщение исторического опыта |
|прошлого и настоящего, выделение повторяющегося, типического, сущностного, |
|закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов. |
|Можно указать и на ряд других важных отличий социологии от истории. Если |
|история изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, то|
|социология только «социальное» (т.е. касающееся в первую очередь поведения |
|людей в сфере себе подобных) в обществе, т.е. непосредственный объект |
|социологии эже объекта истории. Кроме того, историческая наука изучает не |
|только то, что свершилось и вошло в историю, в то время как социология |
|переносит центр тяжести своих изысканий на современность, включает в себя |
|как необходимый элемент социальное планирование и прогнозирование. |
|Взаимоотношение социологии и истории определяется прежде всего тем, что |
|социологические положения и выводы непосредственно опираются на обобщение |
|исторических фактов, исторического опыта. Поэтому развитие исторических |
|исследований – важное условие, предпосылка и фактор новых достижений в |
|социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от реальной |
|действительности. С другой стороны, расширение и углубление социологических|
|исследований позволяет историкам успешнее преодолевать |
|описательно-фактологический подход к отражению фактологического процесса, |
|глубже анализировать его и подниматься до широких и глубоких исторических |
|обобщений. Одним из проявлений углубления взаимосвязи социологии и истории |
|может служить возникновение социологии истории, призванной дать |
|социологический анализ исторического процесса. |
|Социология и политология. |
|Очень важно также определить правильное соотношение социологии и |
|политологии. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что: |
|-- во-первых, социальные общности, организации и институты являются |
|важнейшими субъектами и объектами политики; |
|-- во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных|
|форм жизнедеятельности личности и её общностей, непосредственно влияющую на|
|социальные изменения в обществе;- |
|-- в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление |
|проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика, |
|социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет |
|развитие общества в целом; |
|-- и, кроме того, особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и |
|политологии находят своё выражение в появлении такой специальной |
|социологической теории, как социологическая политология. |
|Тем не менее это разные науки, одна из которых исследует социальную |
|реальность, жизнь общества, а другая – политическую действительность и |
|жизнь общества. Каждая из этих наук по-разному подходит к изучению даже |
|одних и тех же общественных явлений. |
|Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно |
|поняты лишь с позиции знания широких социально-философских закономерностей,|
|а также социологических законов, лежащих в основе развития общества как |
|целостной системы, постольку социальная философия и социология играют роль |
|общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии. |
|Вместе с тем, политологические исследования обеспечивают накопление |
|теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно |
|более широких социальных обобщений. |
|Социология и специальные науки. |
|И, наконец, рассмотрим соотношение социологии и экономической, а также |
|некоторых других наук. Все они, в отличие от социологии изучают не общество|
|в целом, а лишь отдельную его часть. Так, экономическая теория |
|сосредотачивает свои усилия на исследовании материального производства, |
|экономической деятельности людей, изменения в которых сказываются на |
|социальных процессах. Поэтому социология не может не опираться на |
|экономическую теорию, не взаимодействовать с ней. С другой стороны, сами |
|экономические процессы все больше оказываются в зависимости от воздействия |
|социальных условий и факторов и их использования в производстве, |
|распределении, обмене и потреблении. И это также требует усиления |
|взаимодействия экономической и социологической наук. |
|В принципе то же самое можно сказать о соотношении социологии с другими |
|специальными общественными науками. |
| |
|3. Значение социологии и ее роль в общественной жизни. |
|Как и другие общественные науки, социология выполняет многообразные |
|функции, в которых проявляется ее предназначение и роль. В наиболее общем |
|виде эти функции можно подразделить на 3 основные: |
|-- теоретико-познавательную, |
|-- практически-политическую, |
|-- идейно-воспитательную. |
|Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить |
|и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, |
|закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и |
|механизмах его развития. Обогащение научного социолог. знания происходит |
|как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и|
|в результате динамичного развития самого объектами познания этой науки – |
|соц. действительности. Только правильное и глубокое системное отражение |
|сущности и закономерностей развития соц. реальности позволяет социологии |
|выполнять и другие ее функции. |
|Практически-политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не|
|ограничивается познанием соц. реальности. Опираясь на это, она вырабатывает|
|предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на |
|совершенствование соц. жизни, на повышение эффективности управления соц. |
|процессами. Социология не только описывает соц. жизнь, ее проявления в |
|различных сферах и на разных уровнях. Но и дает оценку с позиций гуманизма,|
|общечеловеческих ценностей. И здесь обогащение и совершенствование теории |
|не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и |
|оптимизации соц. жизни в интересах свободного и всестороннего развития |
|личности. В этом плане социология – одна из теоретических основ политики и |
|практики. Особенно большое значение имеют соц. предвидение, планирование и |
|прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической |
|функции социологии. Расширение и углубление действительного использования |
|результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ |
|соц. политики и в практике управления общественными процессами – одна из |
|актуальнейших задач развития нашего общества и государства. |
|Идейно-воспитательная функция находит свое выражение в той роли, какую |
|играют социологические исследования и их результаты в воспитательной |
|работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение соц. |
|действительности нейтральна по отношению к классам и другим соц. группам, к|
|их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы обычно достаточно |
|широко используют социологические исследования для выражения и защиты |
|классовых и иных соц.-групповых интересов и целей, для обоснования своей |
|политики и оправдания своей практической деятельности. Нельзя допускать |
|крайностей, перекосов при определении соотношения объективно-научного и |
|идеологического в реальном социолог. исследовании. Сверхидеологизация |
|неизбежно приводит к грубым нарушениям принципов объективности и |
|правдивости изучения действительности, без чего нет и не может быть |
|подлинной науки, в том числе социологии. С другой стороны, полное отрицание|
|идеологического фактора в развитии социологии затрудняет понимание причин |
|разнообразия основных направлений в социологии, их сущности, истоков |
|столкновения и противоборства этих направлений. |
|В первые десятилетия XX века социологическая мысль в России поднялась на |
|достаточно высокий уровень развития (Петражицкий, Ковалевский, Сорокин). |
|Однако исторический путь этой науки у нас носил драматический характер. |
|Социологические исследования свертывались, а сама наука была позднее |
|объявлена "буржуазной". Социологические исследования проводились у нас |
|только в рамках других общественных наук. Реальное оживление социологии у |
|нас началось лишь в конце 80-х-начале 90-х годов. Но хотя за прошедшие годы|
|была проделана немалая работа, следует признать, что до преодоления |
|отставания социологии у нас еще далеко. |
|Необходимость изучения социологии определяется прежде всего возрастанием |
|роли и значения этой науки в современных условиях. Это обусловлено рядом |
|обстоятельств: |
|1)важные и быстрые социально-политические изменения происходят не только у |
|нас в стране, но и во многих странах за рубежом; |
|2)современный этап развития общества свидетельствует о возрастании роли и |
|значения соц. факторов и соц. сферы общественной жизни; |
|3)одна из главных и сложных задач прогрессивного развития нашего и многих |
|других обществ - формирование гражданского общества. |
|Все это выдвигает на первый план изучение соц. статуса личности, соц. |
|общностей и общества в целом, что непосредственно входит в качестве |
|главного в предмет социологии. |
|Социологическое знание все больше проникает в различные слои населения, |
|чему способствует систематическое изучение соответствующих проблем как в |
|средней, так и в высшей школе. Также велика роль социологии в выработке |
|научно обоснованной социальной политики. Методы исследования, выработанные |
|социологией, все шире и успешнее используются в других общественных науках.|
| |
| |
|4. Главные социологические парадигмы |
|Все науки основываются на разных системах по степени "открытости", т.е. |
|способности включать в себя одну, две или несколько общепризнанных теорий. |
|С момента своего возникновения социология основывалась на нескольких |
|теориях, а к настоящему времени их значение значительно возросло. |
|Социологическая парадигма – это совокупность основных положений и |
|принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим |
|категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых. Иногда под |
|парадигмой понимаются крупные теории, группы теорий или метатеории. |
|Каждая парадигма достаточно своеобразна и избирательна в плане оценки |
|факторов общественного развития, анализа поведения людей, приоритетности |
|рассмотрения тех или иных сторон общества. Именно поэтому ни одна из |
|парадигм не дает всеобъемлющий анализ общества, хотя и вносит свой |
|конкретный частичный вклад в его рассмотрение. Все социологические |
|парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу |
|общества можно разделить на 3 большие группы: |
|-- структурные парадигмы - рассматривают организацию, функционирование и |
|развитие общества как единого целого и на макроуровне (функционализм, |
|конфликтные парадигмы); |
|-- интерпретивные парадигмы - делают акцент на изучении и интерпретации |
|человеческого поведения на микроуровне (парадигма соц. действия, |
|символический интеракционизм, феноменология, этнометодология); |
|-- интегральные и объединительные парадигмы - выражают взаимосвязь соц. |
|структур и деятельных соц. агентов (интергральная парадигма П.Сорокина, |
|структурация А.Гидденса, структуралистский конструктивизм П.Бурдье, |
|структурно-деятельностная социология П.Штомпки). |
| |
|5. О. Конт как основатель социологии (1798-1857) |
|В истории социологии французский ученый Огюст Конт известен прежде всего |
|как родоначальник позитивистской философии и позитивистской социологии, |
|направленных на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) |
|и теологии. Основные его труды: |
|-- «Курс позитивной философии» (6 томов), |
|-- «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах |
|религии человечества» (4 тома). |
|Значение социологии Конта определяется прежде всего тем, что на основе |
|синтеза достижений обществознания того периода вопреки господствовавшим в |
|то время спекулятивно-умозрительным философским подходам и теологическим |
|взглядам он впервые: |
|-- обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и |
|возможность познания законов его развития, |
|-- определил социологию (взаимодействие индивидов с себе подобными) как |
|особую науку, опирающуюся на наблюдения (социолог должен наблюдать за |
|состоянием общественных идей и мнений как социального явления, оставаясь |
|беспристрастным), |
|-- поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке, |
|-- обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры |
|социальной структуры и ряда важнейших институтов общества. |
|Социологию Конт разделил на 2 основные части – соц. статистику и соц. |
|динамику. Первая - анатомия общества, теория общественного порядка, |
|наилучшей организации общества, достижения соц. гармонии. Вторая – |
|позитивная теория общественного развития. Анатомируя общество Конт особо |
|выделил такие его элементы и институты, как семья, государство и религия. |
|В рамках соц. динамики О.Конт обосновал 2 закона: |
|1)Закон "трех стадий": выделенным 3 ступеням умственного развития |
|человечества – теологической, метафизической и позитивной, соответствуют |
|три стадии исторического развития. Первая охватывает древность и |
|средневековье до 13 в. Господство религиозного мировоззрения, |
|военно-авторитарных политических режимов. Вторая охватывает 14-18 вв, для |
|которой характерна смена общественных порядков. Породило анархию, |
|революцию, демократию. Третья – с 19 в. - вместе с утверждением позитивного|
|сознания начинается расцвет промышленности, науки. |
|2)Закон "двойной эволюции": все факторы общественного развития |
|подразделяются на 2 группы: первичные (духовные, умственные) и вторичные |
|(климат, раса) при безусловном приоритете первых. |
| |
|6. Социологические взгляды Г. Спенсера |
|Английский исследователь Герберт Спенсер (1820-1903) – продолжатель |
|контовской, позитивистской линии в философии и социологии, основатель |
|органической школы в социологии, сделавший во второй половине 19 в. новый |
|крупный шаг вперед на пути становления социологии как самостоятельной |
|науки, особенно в области системного и структурно-функционального подхода к|
|изучению общества. Его главный труд «Основания социологии» (1896) содержал |
|идеи и принципы, надолго пережившие их автора и очень часто заимствованные |
|многими крупнейшими социологами 20 столетия. |
|В основе соц. взглядов Спенсера лежали 2 исходных положения, тесно |
|связанных с дарвинским учением: |
|1)Понимание общества как соц. организма, подобного биологическому организму|
|и подчиняющегося тем же самым законам организации, функционирования и |
|развития. |
|2)Учение о всеобщей эволюции, согласно которому любое явление |
|неорганического, органического и надорганического мира представляет собой |
|часть общего процесса эволюции, поскольку существует только одна эволюция, |
|совершающаяся одинаковым образом повсюду. |
|Проводя постоянную аналогию между биологическими и соц. организмами, |
|Спенсер выделяет такие общие их черты, как рост и усложнение структуры, |
|дифференциация функций и усиление их взаимодействия со структурой. |
|Взаимоотношения между общественными структурами подобны взаимодействию |
|органов живого организма. Между тем общество – сверхорганизм, т.к. в нем |
|индивид меньше зависит от соц. целого и общество как целое, состоящее из |
|отдельных индивидов, служит благу своих членов. Главное для Спенсера – |
|непосредственное изучение не общества как целого, а личности и других его |
|структурных элементов, их черт и взаимодействий. Его социологические |
|взгляды рассматриваются как пример индивидуалистического подхода к изучению|
|общества и его эволюции. Натуралистические идеи Спенсера неотделимы от его |
|эволюционизма в социологии. |
|Предмет социологии – изучение роста, развития, строения и отправления |
|общественного агрегата. Эволюция – источник любого природного и |
|общественного явления, в основе – проявление и взаимодействие двух |
|противоположных процессов: интеграции и дезинтеграции, т.к. эволюция – |
|интеграция вещества и рассеяние движения. |
|Соц. эволюция выступает как автоматический в общем и целом предопределенный|
|процесс чередования развития и разложения определенных обществ. В |
|соответствии с этим Спенсер классифицировал общества по степени их |
|сложности, а соц. прогресс видел в последовательном подъеме на все более |
|усложненные ступени организации общества. В этой связи он подразделял |
|общества на: |
|-- простые, |
|-- сложные, |
|-- вдвойне, |
|-- втройне сложные, |
|исходя из того, что, чем более развито общество, тем оно сложнее, т.е. |
|более дифференцировано в структурном и функциональном отношениях. |
|Другая классификация общества связана с разграничением их общественной |
|организации в зависимости от характера господствующей в ней деятельности. |
|Спенсер различал: |
|-- воинственные и |
|-- индустриальные типы обществ. |
|В первых общественная организация основана на жесткой иерархической |
|структуре, разветвленном аппарате, высокой централизации, индивид реально |
|лишен свободы, растворен в обществе. Во вторых – преследуются |
|преимущественно не внешние, а внутренние мирные цели, главной задачей |
|государства выступает воспитание членов общества, а на смену насилию и |
|принуждению приходят убеждение и право. Переход от первого ко второму |
|обществу происходит в результате нормальной соц. эволюции. Спенсер выступил|
|против революционных общественных перемен, был сторонником общественного |
|развития, сохранения существующей общественной системы как естественного |
|состояния общества, вытекающего из закона эволюции природы и общества. Он |
|был противником принципов социализма, считая ненужным устранение |
|конкуренции, неравенства. |
|Заслуга Спенсера в социологии состоит прежде всего в том, что ему впервые |
|удалось развернуто и глубоко для своего времени разработать системный |
|подход применительно к обществу и соединить его с эволюционизмом. Он первый|
|использовал такие важнейшие категории социологии, как соц. система, соц. |
|структура, соц. функция, соц. институт, соц. контроль. Выдвинув на первый |
|план изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил |
|основы структурно-функционального направления в социологии, получившего |
|позднее широкое распространение и влияние (Парсон, Мертон). |
|Историческая ограниченность учения Спенсера проявилась прежде всего в его |
|биологизме, механизме и эволюционизме. Их недостаточность и ограниченность |
|обнаружилась уже к концу 19 в., что вызвало критику его взглядов как со |
|стороны естествоиспытателей, так и философов, обществоведов и социологов. |
| |
|7. Значение социологии марксизма и ее ограниченность |
|Основоположники марксистской парадигмы – Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих |
|Энгельс (1820–1895). Они создали социологическое учение на базе |
|диалектико-материалистического понимания истории. Концепция Маркса |
|основывается на таком представлении о развитии общества, которое |
|предполагает последовательное поэтапное его восхождение от низшей ступени к|
|высшей, от одной формации к другой. Чтобы объяснить причину таких |
|изменений, Маркс создал и подробно разработал теорию материалистического |
|понимания истории, развития общества, в основе которой лежит постулат: |
|общественное бытие определяет общественное сознание, имеет первенство и |
|решающее значение во взаимодействии этих двух сторон в историческом |
|процессе. |
|Основные труды: |
|-- «Капитал», |
|-- «Немецкая идеология», |
|-- «Манифест Коммунистической партии». |
|Маркс и Энгельс внесли важный вклад в обогащение и развитие социологической|
|мысли – это нашло свое выражение в следующих аспектах: |
|1)Полное и глубокое понимание и изучение общества как социальной системы. |
|Системный подход марксизма проявляется в связи с разработкой центральной |
|категории «общественная формация», как соц. системы, включающей ряд |
|подсистем. Именно способ производства является системообразующим |
|компонентом соц. системы, определяет качественную характеристику данной |
|формации и ее отличия от них. Марксом был проведен углубленный анализ |
|взаимодействия взаимосвязи и взаимодействия этой подсистемы с другими. |
|2)Выдвинули фундаментальное положение социологической науки о том, что соц.|
|знание должно опираться на изучение самой соц. реальности, а не только тех |
|идей и представлений, которые ее отражают. |
|3)Обогатили теорию соц. развития. Их понимание соц. истории как |
|естественно-исторического процесса, основанного на последовательной и |
|закономерной смене общественных формаций – первобытно-общинной, |
|рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической - |
|представляло собой крупный шаг в развитии соц. философии и социологической |
|мысли. |
|4)Являются одними из основателей конфликтологического направления в |
|социологии. Социальные противоречия и конфликты для них – это не временное |
|и локальное, а постоянное и повсеместное состояние общественной жизни. Они |
|пронизывают все и общество в целом, и его отдельные сферы, уровни и |
|структурные элементы. В соц. сфере – борьба классов, в экономике – между |
|производительными силами и производственными отношениями. Конфликты – |
|источник соц. развития, двигатель истории, должен постоянно поддерживаться.|
| |
|5)Одна из первых попыток создания теории стратификации – сделали вывод об |
|историческом характере классов, которых не было в древности и не будет в |
|будущем, в условиях коммунизма. Особое внимание уделяли выделению в |
|социально-классовой структуре общества основных и ведущих классов, |
|применительно к современному периоду – пролетариат и буржуазия, антагонизм |
|между которыми составлял основное содержание социальной жизни. Маркс и |
|Энгельс твердо верили в необходимость победы пролетариата в классовой |
|борьбе и в превращение его в господствующий класс, установлении диктатуры |
|пролетариата, что представляет собой лишь переход к обществу без классов. |
|6)Положение Маркса о личности как субъекте, носителе всей совокупности |
|общественных отношений, направлено на изучение не личности в общем, а |
|личности конкретного общества, конкретного человека. Личность не только |
|объект воздействия соц. среды, но и активный субъект ее изменения. Проблема|
|взаимодействия личности и общества. |
|Ограниченность социологии марксизма: |
|1)Материалистическое понимание истории позволило марксизму четко выделить |
|экономическую жизнь общества, раскрыть ее сущность, механизм развития, но |
|это сопровождалось недооценкой и игнорированием других, |
|нематериалистических факторов социального развития. |
|2)Марксистское учение о классах и социальной борьбе позволило лучше понять |
|одну из важных сторон функционирования и развития общества, но одновременно|
|оно привело к сведению всей социальной истории к истории борьбы классов, к |
|гипертрофированию места и роли рабочего класса и недооценки роли других |
|классов. |
|3)Акцент на выявление всюду конфликтов и противоречий позволил лучше понять|
|этот мощный источник общественного развития и важную роль свершившихся |
|социальных революций. Одновременно это привело к отрицанию роли соц. |
|единства, соц. согласия, и недооценке эволюционных, постепенных форм соц. |
|реформирования в прогрессе общества, к абсолютизации значения революций и |
|насилия. |
|4)Ход последующей истории выявил и многие другие недостатки соц. теории |
|марксизма, особенно в плане ее прогнозов и предначертаний (недооценка |
|исторических возможностей и перспектив развития капитализма, неизбежной |
|победы социализма в обозримом будущем). Сегодня марксизм находится в |
|глубоком кризисе, за последние годы его влияние серьезно сузилось. Свою |
|роль сыграли чрезмерный радикализм, заполитизированность и |
|заидеологизированность, но еще больше повлияли догматизация и вульгаризация|
|марксизма, его извращения в теории и на практике. |
| |
|8. Социологизм Эмиля Дюркгейма |
|Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – продолжатель контовской и спенсеровской |
|позитивистской и эволюционостской линии в социологии, основатель |
|французской социологической школы, автор классических трудов по социологии:|
| |
|-- "О разделении общественного труда"; |
|-- "Правила социологического метода", |
|-- "Самоубийство"; |
|-- "Элементарные формы религиозной жизни". |
|Особенно велика его заслуга в углубленной разработке проблем предмета и |
|особенно метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее |
|элементов, сущности и путей достижения соц. порядка, социологии религии и |
|др. |
|Взгляды Дюркгейма нередко характеризуют одним словом – социологизм, т.к. |
|предложенный им теоретико-методологический способ изучения общества |
|отличался сугубо социологическим характером, когда на первый план |
|выдвигалась задача исследования законов соц. реальности, позволяющих понять|
|сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно |
|этим и призвана заниматься, по Д., социология и только социология. В этом и|
|состоит своеобразие предмета и метода социологии. |
|Наиболее наглядно социологизм Д. проявился в его концепции особой и |
|автономной соц. реальности как системы соц. фактов, в его стремлении |
|объяснить социальное социальным, в определении специфичности предмета и |
|метода социологии, в признании соц. реальности высшим типом реальности и |
|необходимости использования другими общественными науками социолог. метода.|
|Д. писал, что основное правило его социолог. метода состоит в том, что соц.|
|факты нужно рассматривать как вещи, где вещь - всякий объект познания. Их |
|наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов |
|существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное|
|воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и |
|особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а |
|сложивишийся совокупоностью соц. фактов При этом один соц. факт следует |
|выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или|
|биологическими явлениями. |
|Общество, соц.реальность рассматриваются Д., с одной стороны, как часть |
|природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как |
|реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. «Общество есть |
|система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой |
|реальность, наделенную своими особыми свойствами». При этом провозглашается|
|приоритет соц. реальности над индивидуальной, ее решающая роль в |
|детерминации сознания и поведения индивида. |
|Соц. факты Д. подразделял на: |
|-- морфологические (плотность населения); |
|-- образующие материальный субстрат общественной жизни, |
|-- духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая |
|роль. |
|Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему Д. серьезное |
|внимание уделил исследованию и ненормальных, патологических ее состояний, |
|связанных с потерей соц. солидарности, например изучению аномии, под |
|которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное |
|для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые |
|ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. С |
|аномией он связал и такое явление как самоубийство, выявив его связь с |
|принадлежностью индивидов к определенным соц. группам, зависимость числа |
|самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества, группы. |
|Три типа самоубийства в зависимости от степени воздействия соц. норм на |
|индивида: |
|-- эгоистическое, |
|-- альтруистическое и |
|-- аномическое. |
|Религию Д. рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в |
|священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает соц. |
|солидарность и формирует соц. идеалы, ведет к поклонению обществу, |
|реальному обществу – объекту всех религиозных культов. Д. удалось одним из |
|первых органически соединить эмпирическое и теоретическое, фундаментальное |
|и прикладное в социолог. исследовании, в чем его большая заслуга перед |
|социолог. наукой. Он разработал не только общую теорию и методологию |
|социолог. исследования, но и его конкретные методы, правила. Велик его |
|вклад и в разработку спец. отраслей социологии: социологий права, морали, |
|религии, отклоняющегося поведения. Все это делает Д. классиком социологии |
|рубежа прошлого и нынешнего столетий. |
| |
|9. Работа Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда» |
|Работа Дюркгейма «О разделении общественного труда» - это его первая |
|крупная работа, написанная на базе его докторской диссертации. Она |
|полностью посвящена теме взаимоотношения между обществом, коллективом и |
|личностью. Основной вопрос формируется следующим образом: как появляется |
|общество из совокупности индивидов и какими средствами и факторами индивиды|
|обеспечивают солидарность и интегрированность общества? |
|Чтобы ответить га этот вопрос, Дюркгейм формулирует положение о двух |
|различных формах солидарности - механической и органической. Он различает |
|солидарность вследствие сходства индивидов и солидарность вследствие их |
|дифференциации. В первом случае индивиды мало отличаются друг от друга, они|
|похожи, потому что испытывают одинаковые чувства, привержены одинаковым |
|ценностям, в сознании каждого господствуют сходные коллективные чувства. |
|Это касается примитивных, архаичных обществ, в которых индивиды |
|взаимозаменяемы. Вывод Дюркгейма сводится к тому, что индивид не является |
|первичным, осознание индивидуальности приходит исторически. Первичным |
|является общество. Ибо коллективные чувства и сознание покрывают основную |
|часть индивидуальных сознаний. |
|Органическая солидарность возникает вследствие дезинтеграции механической |
|солидарности и архаичной сегментарной структуры общества. В реализации этих|
|исторических перемен, на первый план выступает феномен разделения |
|общественного труда, под которым Дюркгейм понимает профессиональную |
|специализацию. Она является признаком высокоорганизованного, развитого |
|общества, которое, чтобы жить и нормально функционировать, не может |
|обойтись без согласия и урегулированности. |
|Разделы работы посвящены проблемам формирования и развития органической |
|солидарности, права и нравственности как соц. институтов, привязывающих |
|индивидов друг к другу, устанавливающих в обществе согласие и порядок. |
|Дюркгейм подробно анализирует соц. причины и условия разделения труда, |
|которые связаны не с потребностями отдельного индивида, а с потребностями |
|общества как целого. Пока объем и плотность обществ остаются на прежнем |
|уровне и разделение труда незначительно. Солидарность в таком обществе |
|носит механический характер. |
|Дюркгейм ставит и анализирует следующие проблемы: |
|1)Исчезновение сегментарного общества вместе с возрастанием моральной и |
|материальной плотности общества в ходе увеличения его объема. |
|2)Интенсивность борьбы за существование в этих условиях вызывает прогресс |
|разделения труда. |
|3)Примат общества, т.е. индивид возникает из общества, а не общество из |
|индивидов. Индивидуальная личность формируется и прогрессирует только под |
|воздействием разделения труда. |
|4)Взаимосвязь разделения труда, органической солидарности, права и морали. |
| |
|Дюркгейм также подчеркивает проблему становления права и нравственности в |
|процессе разделения труда. Ибо это и есть совокупность уз, привязывающих |
|людей друг к другу и к обществу. Морально все то, что служит источником |
|солидарности, все, что заставляет человека считаться с другими. |
| |
|10. «Понимающая» социология Макса Вебера и его теория социального действия |
| |
|Макс Вебер – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель |
|понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей |
|социологии 20 века. Наименование «понимающая социология» и «теория |
|социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его |
|основе лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла |
|действия людей, их поведения, который они сами в них вкладывают. Социология|
|по Веберу – наука об осмысленном социальном действии. Идя таким путем, |
|можно понять, считал он, действительную сущность и общества в целом и его |
|структуры. Среди его основных трудов: |
|-- «Протестантская этика и дух капитализма», |
|-- «О некоторых категориях понимающей социологии», |
|-- «Хозяйственная этика мировых религий», |
|-- «Хозяйство и общество». |
|Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом |
|действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится|
|социальным лишь тогда, когда: |
|1)действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие |
|субъекта мотивировано; |
|2)действие, поведение людей соотнесено с поведением других, |
|соориентированно. |
|2 признака социального действия: |
|-- субъективно подразумеваемый смысл и |
|-- ориентация на поведение других людей. |
|Сами соц. действия подразделяются на 4 категории: (по степени |
|рациональности) |
|-- целерациональные, |
|-- ценностно-рациональные, |
|-- аффективные и |
|-- традиционные. |
|Положив в основу своей теории соц. действия рациональность, Вебер почти все|
|внимание обращает на два первых типа действий, т.к. только они являются |
|по-настоящему осознанными, социальными. |
|Целерациональное действие – идеальный, абсолютно рациональный тип соц. |
|действия. Действующий субъект однозначно осознает его цели, рационально |
|соотнесенные с осмысленными средствами, подходящими с точки зрения субъекта|
|для достижения данной цели. |
|Ценностно-рациональное действие – действие, смысл которого не в достижении |
|внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность |
|этого действия как такового. Совершаются, не считаясь с предвидимыми |
|последствиями, на основе убеждений долга, достоинства, религии, красоты. |
|В аффективных и традиционных типах действия рациональность представлена |
|очень слабо, субъективно они иррациональны. Первое крайне эмоционально, |
|второе основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке. |
| |
|11. «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера 1904-1905 гг. |
|Макс Вебер (1864-1920) – выдающийся немецкий социолог, создавший |
|"понимающую социологию", в центре которой изучение социальных действий, как|
|движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. |
|Его отправной постулат состоял в том, что структура социальной реальности |
|создается социальными действиями индивидов. |
|В работе "Протестантская этика и дух капитализма" социологи настаивает на |
|необходимости выявить связи между целой серией социальных действий людей, |
|чтобы понять суть тех или иных исторических событий. От социолога требуются|
|усилия, чтобы "заглянуть за" конкретные социальные действия индивидов. Так,|
|в данной работе Вебер показывает взаимосвязь протестантских религиозных |
|ценностей и развития "духа капитализма", утверждая, что в странах, где эти |
|ценности доминировали, быстрее и легче утверждались капиталистические |
|отношения. Но выявление корреляции между ценностными установками и |
|характером соц. действий - лишь одна часть исследования. |
|Другая часть исследования состояла в том, чтобы установить как и почему |
|протестантские ценности, которые сами по себе явно не были нацелены на опр.|
|экономические результаты, скрытно, не зависимо от намерений способствовали |
|развитию капитализма. По мнению Вебера, основной причиной подобного рода |
|непреднамеренных, непредвиденных последствий стало убеждение масс людей в |
|том, что только через аккуратный и честный труд во имя приумножения славы |
|Божьей на Земле, ведя при этом аскетический образ жизни, можно попасть в |
|рай. Определенная религиозная доктрина исподволь формировала такое |
|поведение, которое предопределяло высоко рациональные образцы |
|экономического поведения. Отсюда Вебер делает вывод о том, что |
|мотивированные опр. ценностями соц. действия, выражающиеся в своеобразном |
|типичном поведении значительного числа членов общества, неизбежно должны |
|были привести и привели к адекватным крупномасштабным переменам в обществе,|
|его структурах, что и нашло выражение в конкретном облике капитализма в той|
|или иной стране. |
|И еще социолог показывает, что результаты идей, конкретные социальные |
|действия, даже если они весьма рациональны, отнюдь не всегда приводят к |
|первоначально задуманным результатам. Очень часто созданная людьми соц. |
|реальность включает в себя непреднамеренные и непредвиденные последствия. |
| |
|12. Социологическая мысль в дореволюционной России и ее основные |
|направления |
|Несмотря на серьезное экономическое и соц.-политическое отставание |
|тогдашней России от Запада, а также на то, что социология пришла к нам из |
|Западной Европы, а социологическая мысль в ней начала активно |
|функционировать лишь в последней трети 19 века, социология в России к концу|
|19 века достигла высокого уровня, мало чем утупающего тому, что имелось на |
|Западе в тот период. Сложные и обостряющиеся разнообразные соц. проблемы |
|пореформенного развития страны, как и достижения и проблемы ряда конкретных|
|соц. наук стимулировали обсуждение и научную разработку социолог. теории. |
|Российская социолог. мысль того времени имела возможность опираться на |
|достижения западноевропейской социологии. Большое влияние на нее оказали |
|взгляда Конта, Спенсера, Дюркгейма, Вебера и др. К тому же ряд ее |
|представителей, особенно Ковалевский, Мечников, Михайловский и др. |
|существенно повлиял на развитие западно-европейской социологии того |
|времени. В целом же российская социолог. мысль представляла собой сочетание|
|общего и национально-особенного. Последнее нашло вое выражение прежде всего|
|в отражении в ней своеобразия русской культуры и традиций российского |
|освободительного движения. |
|Уже на том этапе выявилось,. как и в зарубежной социологии, многообразие |
|различчных направлений, нередко заложивших принципиально различные и даже |
|противоположные позиции. Основными из них были: |
|-- географическое (Мечников, Соловьев, Ключевский); |
|-- органическое (Стронин, Лилиенфельд); |
|-- субъективистское (Лавров, Михайловский); |
|-- психологическое (Петражицкий, Кареев); |
|-- многофакторное (Ковалевский); |
|-- марксистское (Плеханов, Ленин). |
|Субъективистское направление: Лавров и Михайловский наибольшее внимание |
|уделяли проблемам соотношения социального и исторического; предмета и |
|метода социологии; теории прогресса и роли личности в истории. |
|Марксистское направление: Плеханов развивал идеи марксизма в свете |
|материалистического понимания истории, разрабатывал вопрос о соотношении |
|роли личности и народных масс в истории. Ленин больше внимания уделял роли |
|классов, народных масс. |
|Психологическое направление: Петражицкий определял социологию как науку, |
|призванную изучать человеческое участие в процессах общественной жизни, |
|опираясь на субъективную психологию человеческих мотивов. Кареев критиковал|
|О.Конта, подчеркивая роль коллективной психологии как переходной ступени |
|между биологией и социологией, как подлинной основы последней. |
|Многофакторная концепция М.М.Ковалевского: плюралистический подход к |
|изучению общества. Главные труды Ковалевского: |
|-- "Современная социология"; |
|-- "Очерк развития социологических учений"; |
|-- "Социология" (2 тома). |
|Ковалевского как социолога интересовали следующие проблемы: связь |
|социологии с историческими науками; сравнительно-исторический метод |
|исследования; многофакторный подход к изучению общества; социальные |
|закономерности и общественный прогресс. |
| |
|13. П.А. Сорокин – один из классиков социологии 20 столетия. «Социальная и |
|культурная динамика» |
|В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как |
|создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. |
|стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных |
|систем. Жизненный и творческий путь Сорокина связан до 1922 года с Россией,|
|а с 1923 года с США. В 1919 году Сорокин создает первый в России |
|социологический факультет в Петроградском университете. Американский период|
|его творчества был более длительным и плодотворным. Сорокин не только |
|создает десятки крупных работ, но и социологический факультет Гарвардского |
|университета, 12 лет возглавляет его, избирается президентом Американской |
|социологической ассоциации. Сорокина по праву многие называют классиком |
|социологии 20 столетия, а иногда говорят, что он совершил «коперниковскую |
|революцию в социологии». Его основные труды: |
|(Русские:) |
|-- "Преступление и кара, подвиг и награда"; |
|-- "Система социологии"; |
|-- "Общедоступный учебник социологии"; |
|(США:) |
|-- "Социология революции"; |
|-- "Социальная мобильность"; |
|-- "Современные социологические теории"; |
|-- "Социальная и культурная динамика"; |
|-- "Социологические теории сегодня". |
|Интегрализм как своеобразная общая черта творчества Сорокина окончательно |
|сложился в трудах конца 30-40 годов, прежде всего в его «Социальной и |
|культурной динамике», в которой ярко и фундаментально показано циклическое |
|развитие, флуктуация различных типов культур и соц. суперсистем в Европе |
|почти за 3 тысячелетия. |
|Понимая культуру в самом широком смысле как основу общественной жизни, |
|Сорокин соединил в единое целое все аспекты социологического изучения |
|общества. Культура и ее ценности – вот интегрирующий фактор и в самой |
|общественной жизни и в ее социологическом исследовании. Социокультура у |
|Сорокина не конгломерат разрозненных явлений, а единство, все элементы |
|которого связаны, интегрированы, представляют собой систему, а ценность |
|служит фундаментом всякой культуры. |
|Социокультурные суперсистемы различаются прежде всего своими основными |
|ценностями. Вся история у Сорокина предстает как закономерная смена |
|доминирования в Европе 3 социокультурных суперсистем, 3 длительных этапов |
|человеческой истории, своеобразных особых, уникальных цивилизаций: |
|-- идеациональной, |
|-- чувственной и |
|-- идеалистической. |
|В первой господствующее положение занимают религиозные ценности, бог – |
|высшая истина, другие культурные системы (наука, искусство) подчинены |
|теологии. |
|Вторая характеризуется господством материализма и чувственных форм |
|познания, чувственных ценностей. |
|Третья представляет собой интеграцию, синтез черт и ценностей двух других |
|типов культур на основе сочетания материалистических и |
|религиозно-идеалистических взглядов и преобладания интуиции в познании, в |
|связи с чем этот тип может рассматриваться как интегральный. |
|Историческое развитие представляет собой циклическую флуктуацию указанных |
|типов культур, связанных с тремя способами познания - рациональным, |
|чувственным и интуитивным. Ими ограничиваются возможности человеческого |
|познания, в истории культуры и общества не возникает и не может возникнуть |
|чего-либо нового, история обречена на постоянное повторение, флуктуацию |
|циклов, которые отличаются лишь в деталях. Современную культуру Сорокин |
|относил к чувственной, находящейся в глубоком кризисе, связанным с |
|усилением влияния материализма и эмпиризма. Выход он видел в |
|нравственно-религиозном обновлении человечества, в переходе к "новой |
|интегральной культуре", когда новые духовные ценности истины, красоты и |
|добра выдвинутся на первый план. |
| |
|14. Работа Сорокина «Моя философия – интегрализм» |
|В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как |
|создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. |
|стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных |
|систем. |
|Интегральные и объединительные парадигмы образуют постмодерн в |
|социологической науке. Одним из первых, кто попытался ликвидировать |
|противостояние между структурными и интерпретивными парадигмами был |
|российско-американский социолог Сорокин, создавший интегральную социологию.|
|Он предложил изучать общество, его явления с позиций как объективности |
|социокультурных систем, находящихся в сложном движении – по горизонтали, |
|вертикале и в виде флуктуации, так и с учетом субъективности – сложной, |
|интегральной сущности человека, его ценностного мира. |
|В работе «Моя философия – интегрализм» социолог рассуждает о своем видении |
|интегральной сущности человека, которая проявляется и раскрывается в его |
|способностях отражать и анализировать мир с помощью интегрального |
|использования каналов познания. |
|Вместе с тем интегральное существо человека проявляется и в том, что он |
|является активным участником создания творческого начала во вселенной. |
|Помимо неорганических и органических явлений, которые существовали до |
|появления человека, человек создал новую реальность – суперорганический или|
|культурный мир, имеющий компонент смысл. Среди смысловых ценностей |
|суперорганического мира есть одна высшая интегральная ценность – единство |
|Истины, Красоты и Добра. Человек весьма преуспел в добыче истины и в |
|создании шедевров красоты. Однако за последние четыре столетия творчество в|
|области Добра резко отстало от творческой деятельности в области Красоты и |
|Истины. |
| |
|15. Социология реформ и революций П.А. Сорокина |
|В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как |
|создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц. |
|стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных |
|систем. |
|Соц. порядок в обществе – длительный процесс формирования системы прав и |
|обязанностей индивидов, классов, общностей. Соц. порядок не данный факт, а |
|результат взаимодействия человечества, развитие культуры. Нарушение этого |
|порядка, баланса ведет к хаосу, нестабильности, смене ценностей. |
|Социология реформирования заключается в следующем: |
|-- любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна |
|сопровождаться противостоянием с естественными потребностями, инстинктами |
|человека; |
|-- каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, |
|направленные на изучение соц. ксловий данного общества, в котором |
|проводится реформа; |
|-- каждая реформа должна проводится исключительно конституционными |
|методами. |
|Социология революций заключается прежде всего в неприятии Сорокина войнам, |
|любому проявлению насилия, нарушающему порядок в обществе. Три необходимых |
|составных всякого революционного взрыва: |
|а)растущее подавление базовых инстинктов большинства населения, |
|собственнический инстинкт; |
|б)всеобщий характер такого подавления; |
|в)бессилие групп порядка. |
|Революция проходит 2 стадии: |
|-- революционный взрыв и |
|-- контрареволюция. |
|Революционный взрыв связан с подавлением естественных инстинктов, |
|сопровождается голодом, насилием. Контрреволюция вызвана тем, что народ |
|устал и хочет наконец порядка, который не принесла с собой революция |
|первого типа. |
16. Структурный функционализм Т. Парсонса и его работа «Система
современных обществ»
Толкотт Парсонс (1902-1979), американский социолог, один из ведущих
профессоров социологического факультета Гарвардского университета, вошел
в историю социологии прежде всего как создатель современной теории соц.
действия и на этой основе - структурно-функциональной теории соц. систем,
призванной служить основой решения частных эмпирических и прикладных
проблем. Его основные труды:
-- "Структура социального действия";
-- "Социальная система";
-- "Рабочие тетради по теории действия";
-- "Система современных обществ".
Исходное место в теориях Парсонса занимает понимание соц. действия как
единства трех подсистем: субъекта действия, определенной ситуации и
ценностно-нормативных предписаний как условий действия.
Соц. действие – это самоорганизующаяся система, отличающаяся
символичностью (т.е. наличием таких символичных механизмов регуляции, как
язык, ценности и т.д.), нормативностью (т.е. зависимостью от общепринятых
ценностей и норм) и волюнтаристичностью.
В общей системе соц. действия выделял четыре подсистемы:
-- соц. система,
-- культура,
-- личность и
-- поведенческий организм,
которые друг для друга выступают как специфические среды их деятельности.
Большое внимание Парсонс уделил проблеме устойчивости, стабильности соц.
систем. Для их нормального существования и развития необходимо выполнение
системой и ее подсистемами инвариантного набора функций (известен как
структурно-функциональная сетка "эйджил"):
-- адаптация к окружающей среде;
-- целедостижения;
-- интеграция и координация деятельности структурных элементов системы и
-- поддержание ценностного образца.
В соц. системе функцию адаптации выполняет экономическая подсистема,
функцию целедостижения – политическая, интеграции – правовые институты и
обычаи, функцию поддержания ценностного образца – система верований,
мораль и органы социализации.
Общественное развитие происходит в направлении все большей структурной
дифференциации общества, усложнения их соц. структуры, ведущих к
уменьшению их стабильности.
Работа Парсонса «Система современных обществ» отражает зрелые взгляды
ученого на соц. систему. Свою теорию ученый распространяет на все
общество, считая, что многочисленные современные общества – не какие-то
случайные разновидности, а некая система, части которой дифференцированы
друг от друга и в то же время интегрированы на основе взаимозависимости.
Последняя включает в себя как факторы напряженности, так и конфликта. В
основе всей работы лежит тезис о том, что современный тип общества
возникает в единственной эволюционной зоне – на Западе. Через эту призму
автор рассматривает исторический процесс и модернизацию всех обществ.
Для анализа системы действия Парсонс применяет четырехфункциональную
схему и аналитически делит общество на четыре подсистемы (см.выше). Через
интегративную подсистему Парсонс выходит на социетальное сообщество,
которое он считает ядром общества. Основная функция этой подсистемы
состоит в том, чтобы определять обязательства, вытекающие из лояльности
по отношению к социетальному коллективу, как для его членов в целом, так
и для различных категорий дифференцированных статусов и ролей внутри
общества.
17. Функционализм Р.Мертона и его работа «Соц. структура и аномия». Явные
и латентные функции
Одним из основных представителей структурного функционализма является
американский социолог Роберт Кинг Мертон, особенно много сделавший для
органического соединения теоретического и эмпирического в социологии на
основе разработанных им теорий функционального анализа и среднего уровня.
Его основные труды:
-- "Соц. теория и соц. структура";
-- "Соц. структура и аномия";
-- "Явные и латентные функции";
-- "Социология науки".
В его работах центральное место занимает разработка теории и методологии
структурного функционализма. Мертон сосредоточил все усилия на
функциональном анализе соц. систем среднего уровня и разработке социолог.
теории среднего радиуса действия. Эти теории находятся в промежуточном
пространстве между частными, не претендуют на всеохватность и
универсальность. Именно они, по Мертону, лучше всего обеспечивают
единство теории, метода и эмпирических фактов, решают задачу взаимосвязи
и взаимодействия макро- и микросоциологии, эмпирических и теоретических
исследований. Дальнейшее развитие в трудах Мертона получилит и проблемы
функционализма. Если Парсонс соредоточил свое внимание на функциях,
функциональности соц. систем и их структур, обеспечивающих соц. порядок,
то Мертон – на дисфункциях, дисфункциональности, ведущих к усилению соц.
напряженности, соц. противоречий и нарушению соц. порядка.
Функция для Мертона – наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции
данной системы или приспособлению ее к среде, а дисфункция – это
прямопротивоположные следствия.
Важным вкладом в теорию функционализма явилось его учение о двух формах
проявления функций – явной и скрытой (латентной). Первая имеет место
тогда, когда речь идет об объективных и преднамеренных последствиях соц.
действий, а вторая – о непреднамеренных и неосознанных последствиях.
Такое разграничение служит цели недопущения смешения сознательной
мотивации соц. поведения с его объективными последствиями, а также точки
зрения действующего лица с точкой зрения наблюдателя.
Особенно великий вклад внес Мертон в разработку теории аномии и
девиантного поведения, а также социологию соц. структуры, профессий,
науки, медицины. Соц. аномия рассматривается Мертоном как проявление
кризиса, непорядка, разлада, дисфункциональности соц. системы, связанное
с разложением нравственных ценностей и вакуумом идеалов в общественном и
индивидуальном сознании, что весьма характерно для современного состояния
российского общества.
Все виды соц. поведения, в том числе и отклоняющегося, Мертон делит на 5
типов индивидуальной адаптации:
-- конформизм - соц. цели общества и способы их достижения принимаются
полностью;
-- инновационность - принимаются соц. цели, но не способы их достижения;
-- ритуализм - соц. цели не осмысливаются, но способы их достижения
непоколебимы и священны;
-- ретритизм - отрицание и того и другого;
-- мятеж - замена и первого и второго.
18. Конфликтная парадигма и ее основные современные представители
В 50-е годы сложилось особое конфликтологическое направление в
современной социологии как своеобразная реакция на акцентирование
структурным функционализмом согласия, стабильности, интеграции соц.
систем и невнимание к соц. конфликтам, радикальным преобразованиям.
Проблемой соц. конфликта занимались многие социологи прошлого (марксизм,
Гумплович, Вебер, Паретто). Речь идет о специальном и систематическом
изучении соц. конфликтов в рамках особой «теории конфликтов», сложившейся
и получившей распространение лишь во 2-ой половине 20 века. В этом
особенно велика заслуга Милса, Козера, Дарендорфа, Рекса. Соц. конфликты
изучают не только социология, но и психология, соц. философия и др.
Конфликтология в целом – междисциплинарная отрасль научного знания,
исследующая возникновение, становление и развитие и разрешение конфликтов
и признающая их решающим или очень важным фактором общественного
развития. В соц. подходе к соц. конфликтам на первый план выдвигается
изучение их места в роли соц. системы.
Льюис Козер (1913) один из основателей функционалистической теории соц.
конфликта, стремящийся соединить эволюционный функционализм и теорию соц.
конфликта. Соц. конфликты развиваются не вне, а внутри общества как соц.
системы в результате усиления его дифференциации и роста обособления его
структур. Делает акцент на позитивной роли соц. конфликтов (представители
классического функционализма – негативно). В работах «Функции соц.
конфликта», «Продолжение исследования соц. конфликта» и др. он обращает
внимание на важную роль соц. коллизий в интеграции и стабилизации
общественной жизни и подчеркивает, что путь движения к устойчивому
общественному порядку не исключает, а предполагает борьбу различных
интересов личностей и соц. групп и соц. столкновения между ними, т.к.
одновременно возрастает гибкость соц. системы и ее институтов, их
способность преодолевать последствия этих конфликтов. В назревшем
обновлении общества конфликт порождает новые соц. институты и нормы,
стимулирует экон. и технологический прогресс.
Ральф Дарендорф (1929) – крупнейший представитель современной
конфликтологии, создал свою «конфликтную модель общества». Соц. конфликт
всегда существует, это норма развития соц. системы, т.к. люди и их группы
имеют разные интересы. Осн. труды:
-- "Соц. классы и классовый конфликт в индустриальном обществе",
-- "Общество и свобода",
-- "Выход из утопии".
Внес большой вклад в современную теорию соц. дифференциации и соц.
конфликтов, показал, что классы – соц. группы людей, различающиеся
участием и неучастием в господстве и находящиеся в конфликте, т.к. одни
имеют власть и хотят ее сохранить, а другие - нет и хотят изменить
существующее положение. Отношения господства и подчинения свойственны
любому обществу. Обострение и взрыв соц. конфликта, суть которого
заключается в противоборстве власти и безвластия, оказывающего
сопротивление существующей власти, составляет источник и движущую силу
соц. изменений, соц. прогресса. Сам конфликт вырастает из неравенства
статусного положения людей и их групп, прежде всего по отношению к
власти, управлению обществом. Признавая неизбежность, необходимость и
полезность соц. неравенства, возможность сочетания соц. конфликта и
мирного сосуществования конфликтующих, он отдает предпочтение конфликтной
модели общества по сравнению с моделью общества всеобщего соц. равенства,
соц. порядка и стабильности.
19. Символический интеракционизм Д. Мида и Г. Блюмера
Символический интеракционизм - одна из социологических парадигм,
основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе
подразумевают общение, базирующееся на чтении опр. соц. символов.
Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а
осмысливают реальность в неких символах и соответственно продуцируют эти
символы в ходе общения. С.И. целиком основывается на интерпретациях
человеческого поведения, в котором "прочитываются" значимые символы,
несущие соц. информацию. Крупнейшими представителями С.И. были
американские социологи Джордж Герберт Мид (1863-1931) и Герберт Блумер
(1900-1986) .
Концепция «межиндивидуального взаимодействия» Мида основывается на том,
что восприятие индивидом окружающей соц. действительности обусловлено его
опытом общения с другими, особенно его способностью воспринимать мир и
себя таким образом, чтобы это соответствовало видению других и значению
символов. Символ обозначает предмет или событие , предполагая
определенную реакцию на него, выражающуюся в соответствующих соц.
действиях. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых
люди могут значимо общаться в своей естественной и соц. среде.
Поведение человека определяется структурой его личности, его соц. ролью.
Важной заслугой Мида является разработка им ролевой теории личности,
согласно которой сущность личности, ее богатство и своеобразие
определяются и проявляются прежде всего через выполняемые ею соц. роли, а
сама соц. деятельность личности представляется как совокупность ее соц.
ролей, зафиксированных в систеие языковых и других символов. Через
процесс принятия роли индивиды развивают самость - способность людей
представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли. Социолог
различает 2 аспекта формирования самости:
1)я (соотв. английскому "i") - спонтанное, внутреннее, субъективное
представление индивидом себя
2)я (соотв. английскому "me") - это то, как люди видят себя, но глазами
других.
2 стадии развития самости:
1)стадия игра (play) - ребенок играет роли, которые не являются
собственно его (отец, доктор);
2)стадия соревнования (game) - принимая участие в соревновании (футбол),
дети видят себя со стороны других участников.
Любое организованное сообщество, которое обеспечивает индивиду
организованность, Мид называет обобщенным другим. Индивиды видят себя с
точки зрения обобщенного другого. (труд "Сознание, самость и общество").
Ученик Мида американский социолог и соц. психолог Герберт Блумер развил
дальше исходные основы символического интеракционизма. По Блумеру С.И.
покоится на 3 базовых посылках:
1)Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам
и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как соц. силы.
С.И. предлагает детерминизм значений.
2)Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее,
сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях.
3)Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены
в интеракционных контекстах.
Значительное место в работах Блумер уделил коллективному поведению людей.
Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания,
которые разделяются группой индивидов. Однако часто можно наблюдать и
спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и