Социум

|                 |               |               |          |              |


                 страница 1 из 3 / >> следующая страница <<
|Учебный курс СОЦИОЛОГИЯ                                                    |
|Предмет и структура социологии                                             |
|Взаимоотношение социологии с другими общественными науками /социальная     |
|философия, история, политология, правоведение и др./                       |
|Значение социологии и её роль в общественной жизни                         |
|Главные социологические парадигмы                                          |
|О. Конт как основатель социологии                                          |
|Социологические взгляды Г. Спенсер                                         |
|Значение социологии марксизма и её ограниченность                          |
|"Социологизм" Эмиля Дюркгейма                                              |
|Работа Э. Дюркгейма "О разделении общественного труда"                     |
|"Понимающая" социология М. Вебера и его теория социального действия        |
|Работа М. Вебера "Протестантская этика и дух капитализма"                  |
|Социологическая мысль в дореволюционной России и её основные направления   |
|П. А. Сорокин - один из классиков социологии XX столетия. "Социальная и    |
|культурная динамика"                                                       |
|Работа П. А. Сорокина "Моя философия - интегрализм"                        |
|Социология реформ и революций П. А. Сорокина                               |
|                                                                           |
|Учебный курс Социология                                                    |
|1. Предмет и структура социологии                                          |
|Уже из самого названия данной науки – «социология» (от латинского societas,|
|т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) – со всей очевидностью     |
|следует, что речь идёт о науке, изучающей общество. Но столь же очевидно и |
|то, что общество является общим объектом изучения и многих других наук, не |
|случайно получивших название «общественных»: история, философия,           |
|экономическая теория, политология, правоведение, культурология, педагогика,|
|психология, этнография, демография и др. Поэтому простое указание на то,   |
|что социология – это наука об обществе, ещё не даёт ответа на вопрос о     |
|специфическом объекте и предмете этой науки, об особом способе изучения    |
|общества.                                                                  |
|Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других общественных |
|наук находит своё выражение в том, что она изучает общество, его           |
|функционирование и развитие под специфическим углом зрения – сквозь призму |
|социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание |
|социальной реальности – социума как объекта социологии.                    |
|Объектом большинства общественных наук является не всё общество, а та или  |
|иная его сторона, форма проявления и т.д. Изучаемая социологией социальная |
|жизнь общества – это область социальных отношений как отношений между более|
|или менее широкими общностями людей (классами, социальными слоями и        |
|группами, национальностями и народностями, коллективами и т.д.) и самими   |
|людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей.             |
|В зависимости от своеобразия субъектов социальные отношения подразделяются |
|на:                                                                        |
|1) социально-групповые (классы, социальные группы и слои);                 |
|2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодёжь, пенсионеры,|
|члены семьи);                                                              |
|3) социально-территориальные (городское и сельское население);             |
|4) социально-этнические (нации, народности, национальные и этнографические |
|группы);                                                                   |
|5) социально-профессиональные (трудовые коллективы, профессиональные       |
|объединения);                                                              |
|6) межличностные (личности) и др.                                          |
|Таким образом социология выступает прежде всего как наука о поведении людей|
|в среде себе подобных.                                                     |
|Социальные отношения носят комплексный характер и не сводимы к отношениям  |
|только экономическим, политическим или духовным. Они проявляются во всех   |
|сферах общественной жизни и включают в себя и социально-экономическое, и   |
|-политическое, и -духовное. Также социальное – это не просто одна из сфер  |
|общественной жизни, наряду с экономической, политической или духовной, а   |
|общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием и            |
|взаимодействием субъектов исторического развития. При этом понятие         |
|«социальное» шире понятия «социальные отношения», поскольку включает в себя|
|кроме социальных отношений и социальную структуру, и социальные нормы, и   |
|социальные институты и пр.                                                 |
|Социология изучает не всё и вся в обществе, а только социальное. Вместе с  |
|тем и благодаря этому социология – наука о целостности общественного       |
|организма, общественной жизни, общественных отношений.                     |
|Объект и предмет науки взаимосвязаны, но не тождественны: объект – это то, |
|на что направлен познавательный процесс (у социологии, психологии,         |
|антропологии и др. общий объект – человек); предмет – характерные именно   |
|для данной науки элементы и стороны в её объекте, их связи и отношения, и  |
|выведенный на их основе соответствующий специфический ряд законов и        |
|закономерностей. Таким образом, социология – наука об общих и специфических|
|соц. свойствах и закономерностях организации, функционирования и развития  |
|общества, путях, формах и методах их реализации в действиях и              |
|взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом.                    |
|Различные направления и школы в социологии по-разному определяли и         |
|определяют ее суть, выдвигая на первый план те или иные стороны этой науки.|
|Еще не достигнуто единство мнений по вопросу об определении предмета       |
|социологии, нельзя не отметить, что особенно за последние десятилетия      |
|наметилась общая тенденция к сближению позиций на основе их творческого    |
|взаимообогащения. Социологическое знание имеет свою достаточно сложную,    |
|многоуровневую структуру, обусловленную различием ракурсов и уровней       |
|изучения соц. явлений и процессов. Социология, например, исследует эти     |
|явления и на уровне общества в целом, и на уровне более или менее широких  |
|соц. общностей или отдельных сфер общественной жизни и их взаимодействий, и|
|на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это дает объективное     |
|основание для подразделения социологии на след. составные части:           |
|1.общая социология как макросоц. исследование, направленное на выяснение   |
|общих закономерностей функционирования и развития социума как целого;      |
|2.социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности,    |
|направленные на изучение закономерностей действия и взаимодействия         |
|отдельных структурных частей соц. системы;                                 |
|3.микросоциология, изучающая соц. явления и процессы сквозь призму действия|
|и взаимодействия отдельных людей, их поведения.                            |
|В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования    |
|делятся на:                                                                |
|-- теоретические (решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного  |
|фактического материала в области соц. жизни);                              |
|-- эмпирические (в центре находится само накопление, сбор фактического     |
|материала в указанной области и его первичная обработка, включая и         |
|начальный уровень обобщения).                                              |
|Эмпирическое и теоретическое – двуединые стороны целостного исследования   |
|соц. явлений, постоянно взаимодействующие, дополняющие и взаимообогащающие |
|друг друга.                                                                |
|В зависимости от целей и задач, ставящихся перед социологическими          |
|исследованиями различают                                                   |
|-- фундаментальную (исследования, направленные на построение и             |
|совершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой          |
|социологической науки) и                                                   |
|-- прикладную (исследования, направленные на изучение практических вопросов|
|преобразования социальной жизни, на выработку практических рекомендаций в  |
|этой области) социологию.                                                  |
|От социологических исследований следует отличать социальные исследования.  |
|Второе шире первого. Социологические исследования составляют ядро более    |
|широких соц. исследований как общечеловеческих исследований. Социальные    |
|являются исследования, проводимые и в других общественных науках – в       |
|экономической науке, политологии, правоведении и др. На уровне             |
|эмпирических, конкретно-социальных исследований в других общественных      |
|науках обнаруживается тесная связь и взаимодействие этих наук и социологии.|
|                                                                           |
|                                                                           |
|2. Взаимоотношение социологии с другими обществ. науками (история,         |
|политология, правоведение и др.)                                           |
|Социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с       |
|другими общественными науками. Особенно важно рассмотреть соотношение и    |
|взаимодействие социологии с социальной философией, историей, политологией, |
|экономической наукой и некоторыми другими общественными науками.           |
|Социология и социальная философия.                                         |
|Соотношение социологии и социальной философии определяется прежде всего    |
|тем, что социология не является философской наукой и изучает поэтому законы|
|меньшей степени общности, нежели социальная философия. Их общей чертой     |
|является рассмотрение общества в целом, в его системности, в качестве      |
|такого интегрального образования, которое не сводится к простой сумме      |
|входящих в него единиц. Но при всём при этом философия рассматривает       |
|общество в более широком ракурсе, как специфическую часть всего мироздания,|
|а поэтому и описывает его с помощью предельно общих понятий, категорий,    |
|философских законов, т.е. законов, действующих и в природе, и в обществе, и|
|в человеческом мышлении.                                                   |
|Но философскими законами (ZB., законами соотношения общественного бытия и  |
|сознания, законами, характеризующими источник самодвижения общественной    |
|жизни), отражающими специфику социальной формы движения реальной           |
|действительности по сравнению с природой, не исчерпывается знание об       |
|обществе, которому присущи и свои собственные, специфические социальные    |
|связи и взаимодействия, черты, стороны, свойства, отражаемые законами      |
|категориями, понятиями, не сводимыми лишь к специфическому проявлению      |
|общефилософских законов, категорий, понятий в общественной жизни. Это и    |
|изучает социология в отличие от социальной философии.                      |
|Поскольку знание законов и категорий более общего порядка всегда является  |
|необходимым предварительным условием правильного подхода к изучению законов|
|и категорий менее общего порядка, постольку социальная философия выступает |
|как общетеоретическая и методологическая основа социологии. С другой       |
|стороны, социология, давая конкретный анализ общественной жизни во всём её |
|сложном многообразии, способствует обогащению понятийного аппарата и       |
|предметного содержания социальной философии, уточнению и конкретизации её  |
|положений и выводов на основе расширения и углубления их связи с реальной  |
|жизнью, практикой.                                                         |
|Особенно тесны взаимосвязь и даже взаимопроникновение социальной философии |
|и общетеоретической социологии, ибо многие положения и выводы первой       |
|оказываются ограниченно включенными во вторую. Вместе с тем, отождествление|
|социологии с социальной философией способно стать серьёзным препятствием на|
|пути развития обеих наук, т.к. ведёт к неправомерной подмене проблематики  |
|одной науки другой, а тем самым к резкому ослаблению внимания к разработке |
|собственной тематики каждой из них.                                        |
|Социология и история.                                                      |
|Между социологией и историей немало общего. И та и другая науки изучают всё|
|общество, а не только какую-либо одну его часть или сторону. Обе эти науки |
|особое внимание уделяют субъективной стороне исторического процесса. Каждая|
|из этих наук так или иначе базирует своё знание на исследовании конкретных |
|фактов общественной жизни.                                                 |
|Но между этими науками и немало существенных различий, идущих по линии     |
|прежде всего своеобразия их характера, природы. Их соотношение – это       |
|соотношение теории общественного развития и его истории. История по своей  |
|природе и сущности не может абстрагироваться от конкретно-хронологического |
|хода исторических событий, от чёткого и разностороннего отображения        |
|конкретных явлений, событий, процессов общественной жизни во всей их       |
|индивидуальности, неповторимости, своеобразии. В отличие от этого главное в|
|социологии как в «теоретической» науке – обобщение исторического опыта     |
|прошлого и настоящего, выделение повторяющегося, типического, сущностного, |
|закономерного в данном ряду социальных явлений, событий, процессов.        |
|Можно указать и на ряд других важных отличий социологии от истории. Если   |
|история изучает все сферы, стороны, формы проявления общественной жизни, то|
|социология только «социальное» (т.е. касающееся в первую очередь поведения |
|людей в сфере себе подобных) в обществе, т.е. непосредственный объект      |
|социологии эже объекта истории. Кроме того, историческая наука изучает не  |
|только то, что свершилось и вошло в историю, в то время как социология     |
|переносит центр тяжести своих изысканий на современность, включает в себя  |
|как необходимый элемент социальное планирование и прогнозирование.         |
|Взаимоотношение социологии и истории определяется прежде всего тем, что    |
|социологические положения и выводы непосредственно опираются на обобщение  |
|исторических фактов, исторического опыта. Поэтому развитие исторических    |
|исследований – важное условие, предпосылка и фактор новых достижений в     |
|социологии, недопущения в ней излишней абстрактности и отрыва от реальной  |
|действительности. С другой стороны, расширение и углубление социологических|
|исследований позволяет историкам успешнее преодолевать                     |
|описательно-фактологический подход к отражению фактологического процесса,  |
|глубже анализировать его и подниматься до широких и глубоких исторических  |
|обобщений. Одним из проявлений углубления взаимосвязи социологии и истории |
|может служить возникновение социологии истории, призванной дать            |
|социологический анализ исторического процесса.                             |
|Социология и политология.                                                  |
|Очень важно также определить правильное соотношение социологии и           |
|политологии. Тесная взаимосвязь между ними определяется тем, что:          |
|-- во-первых, социальные общности, организации и институты являются        |
|важнейшими субъектами и объектами политики;                                |
|-- во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных|
|форм жизнедеятельности личности и её общностей, непосредственно влияющую на|
|социальные изменения в обществе;-                                          |
|-- в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление   |
|проявляется во всех сферах общественной жизни (экономическая политика,     |
|социальная политика, культурная политика и т.д.) и во многом определяет    |
|развитие общества в целом;                                                 |
|-- и, кроме того, особенно тесная связь и взаимовлияние социологии и       |
|политологии находят своё выражение в появлении такой специальной           |
|социологической теории, как социологическая политология.                   |
|Тем не менее это разные науки, одна из которых исследует социальную        |
|реальность, жизнь общества, а другая – политическую действительность и     |
|жизнь общества. Каждая из этих наук по-разному подходит к изучению даже    |
|одних и тех же общественных явлений.                                       |
|Поскольку закономерности политической жизни общества могут быть правильно  |
|поняты лишь с позиции знания широких социально-философских закономерностей,|
|а также социологических законов, лежащих в основе развития общества как    |
|целостной системы, постольку социальная философия и социология играют роль |
|общетеоретической и методологической основы по отношению к политологии.    |
|Вместе с тем, политологические исследования обеспечивают накопление        |
|теоретического и эмпирического материала, необходимого для относительно    |
|более широких социальных обобщений.                                        |
|Социология и специальные науки.                                            |
|И, наконец, рассмотрим соотношение социологии и экономической, а также     |
|некоторых других наук. Все они, в отличие от социологии изучают не общество|
|в целом, а лишь отдельную его часть. Так, экономическая теория             |
|сосредотачивает свои усилия на исследовании материального производства,    |
|экономической деятельности людей, изменения в которых сказываются на       |
|социальных процессах. Поэтому социология не может не опираться на          |
|экономическую теорию, не взаимодействовать с ней. С другой стороны, сами   |
|экономические процессы все больше оказываются в зависимости от воздействия |
|социальных условий и факторов и их использования в производстве,           |
|распределении, обмене и потреблении. И это также требует усиления          |
|взаимодействия экономической и социологической наук.                       |
|В принципе то же самое можно сказать о соотношении социологии с другими    |
|специальными общественными науками.                                        |
|                                                                           |
|3. Значение социологии и ее роль в общественной жизни.                     |
|Как и другие общественные науки, социология выполняет многообразные        |
|функции, в которых проявляется ее предназначение и роль. В наиболее общем  |
|виде эти функции можно подразделить на 3 основные:                         |
|-- теоретико-познавательную,                                               |
|-- практически-политическую,                                               |
|-- идейно-воспитательную.                                                  |
|Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить |
|и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре,              |
|закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и       |
|механизмах его развития. Обогащение научного социолог. знания происходит   |
|как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и|
|в результате динамичного развития самого объектами познания этой науки –   |
|соц. действительности. Только правильное и глубокое системное отражение    |
|сущности и закономерностей развития соц. реальности позволяет социологии   |
|выполнять и другие ее функции.                                             |
|Практически-политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не|
|ограничивается познанием соц. реальности. Опираясь на это, она вырабатывает|
|предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на        |
|совершенствование соц. жизни, на повышение эффективности управления соц.   |
|процессами. Социология не только описывает соц. жизнь, ее проявления в     |
|различных сферах и на разных уровнях. Но и дает оценку с позиций гуманизма,|
|общечеловеческих ценностей. И здесь обогащение и совершенствование теории  |
|не самоцель, а необходимая предпосылка и условие рационализации и          |
|оптимизации соц. жизни в интересах свободного и всестороннего развития     |
|личности. В этом плане социология – одна из теоретических основ политики и |
|практики. Особенно большое значение имеют соц. предвидение, планирование и |
|прогнозирование как конкретные формы реализации практически-политической   |
|функции социологии. Расширение и углубление действительного использования  |
|результатов социологических исследований в выработке принципиальных основ  |
|соц. политики и в практике управления общественными процессами – одна из   |
|актуальнейших задач развития нашего общества и государства.                |
|Идейно-воспитательная функция находит свое выражение в той роли, какую     |
|играют социологические исследования и их результаты в воспитательной       |
|работе. Сама по себе социология как наука, как объективное отражение соц.  |
|действительности нейтральна по отношению к классам и другим соц. группам, к|
|их интересам и целям. Но сами эти классы, слои и группы обычно достаточно  |
|широко используют социологические исследования для выражения и защиты      |
|классовых и иных соц.-групповых интересов и целей, для обоснования своей   |
|политики и оправдания своей практической деятельности. Нельзя допускать    |
|крайностей, перекосов при определении соотношения объективно-научного и    |
|идеологического в реальном социолог. исследовании. Сверхидеологизация      |
|неизбежно приводит к грубым нарушениям принципов объективности и           |
|правдивости изучения действительности, без чего нет и не может быть        |
|подлинной науки, в том числе социологии. С другой стороны, полное отрицание|
|идеологического фактора в развитии социологии затрудняет понимание причин  |
|разнообразия основных направлений в социологии, их сущности, истоков       |
|столкновения и противоборства этих направлений.                            |
|В первые десятилетия XX века социологическая мысль в России поднялась на   |
|достаточно высокий уровень развития (Петражицкий, Ковалевский, Сорокин).   |
|Однако исторический путь этой науки у нас носил драматический характер.    |
|Социологические исследования свертывались, а сама наука была позднее       |
|объявлена "буржуазной". Социологические исследования проводились у нас     |
|только в рамках других общественных наук. Реальное оживление социологии у  |
|нас началось лишь в конце 80-х-начале 90-х годов. Но хотя за прошедшие годы|
|была проделана немалая работа, следует признать, что до преодоления        |
|отставания социологии у нас еще далеко.                                    |
|Необходимость изучения социологии определяется прежде всего возрастанием   |
|роли и значения этой науки в современных условиях. Это обусловлено рядом   |
|обстоятельств:                                                             |
|1)важные и быстрые социально-политические изменения происходят не только у |
|нас в стране, но и во многих странах за рубежом;                           |
|2)современный этап развития общества свидетельствует о возрастании роли и  |
|значения соц. факторов и соц. сферы общественной жизни;                    |
|3)одна из главных и сложных задач прогрессивного развития нашего и многих  |
|других обществ - формирование гражданского общества.                       |
|Все это выдвигает на первый план изучение соц. статуса личности, соц.      |
|общностей и общества в целом, что непосредственно входит в качестве        |
|главного в предмет социологии.                                             |
|Социологическое знание все больше проникает в различные слои населения,    |
|чему способствует систематическое изучение соответствующих проблем как в   |
|средней, так и в высшей школе. Также велика роль социологии в выработке    |
|научно обоснованной социальной политики. Методы исследования, выработанные |
|социологией, все шире и успешнее используются в других общественных науках.|
|                                                                           |
|                                                                           |
|4. Главные социологические парадигмы                                       |
|Все науки основываются на разных системах по степени "открытости", т.е.    |
|способности включать в себя одну, две или несколько общепризнанных теорий. |
|С момента своего возникновения социология основывалась на нескольких       |
|теориях, а к настоящему времени их значение значительно возросло.          |
|Социологическая парадигма – это совокупность основных положений и          |
|принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим  |
|категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых. Иногда под         |
|парадигмой понимаются крупные теории, группы теорий или метатеории.        |
|Каждая парадигма достаточно своеобразна и избирательна в плане оценки      |
|факторов общественного развития, анализа поведения людей, приоритетности   |
|рассмотрения тех или иных сторон общества. Именно поэтому ни одна из       |
|парадигм не дает всеобъемлющий анализ общества, хотя и вносит свой         |
|конкретный частичный вклад в его рассмотрение. Все социологические         |
|парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу  |
|общества можно разделить на 3 большие группы:                              |
|-- структурные парадигмы - рассматривают организацию, функционирование и   |
|развитие общества как единого целого и на макроуровне (функционализм,      |
|конфликтные парадигмы);                                                    |
|-- интерпретивные парадигмы - делают акцент на изучении и интерпретации    |
|человеческого поведения на микроуровне (парадигма соц. действия,           |
|символический интеракционизм, феноменология, этнометодология);             |
|-- интегральные и объединительные парадигмы - выражают взаимосвязь соц.    |
|структур и деятельных соц. агентов (интергральная парадигма П.Сорокина,    |
|структурация А.Гидденса, структуралистский конструктивизм П.Бурдье,        |
|структурно-деятельностная социология П.Штомпки).                           |
|                                                                           |
|5. О. Конт как основатель социологии (1798-1857)                           |
|В истории социологии французский ученый Огюст Конт известен прежде всего   |
|как родоначальник позитивистской философии и позитивистской социологии,    |
|направленных на освобождение науки от умозрительной философии (метафизики) |
|и теологии. Основные его труды:                                            |
|-- «Курс позитивной философии» (6 томов),                                  |
|-- «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах    |
|религии человечества» (4 тома).                                            |
|Значение социологии Конта определяется прежде всего тем, что на основе     |
|синтеза достижений обществознания того периода вопреки господствовавшим в  |
|то время спекулятивно-умозрительным философским подходам и теологическим   |
|взглядам он впервые:                                                       |
|-- обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и          |
|возможность познания законов его развития,                                 |
|-- определил социологию (взаимодействие индивидов с себе подобными) как    |
|особую науку, опирающуюся на наблюдения (социолог должен наблюдать за      |
|состоянием общественных идей и мнений как социального явления, оставаясь   |
|беспристрастным),                                                          |
|-- поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке,  |
|-- обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры         |
|социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.                 |
|Социологию Конт разделил на 2 основные части – соц. статистику и соц.      |
|динамику. Первая - анатомия общества, теория общественного порядка,        |
|наилучшей организации общества, достижения соц. гармонии. Вторая –         |
|позитивная теория общественного развития. Анатомируя общество Конт особо   |
|выделил такие его элементы и институты, как семья, государство и религия.  |
|В рамках соц. динамики О.Конт обосновал 2 закона:                          |
|1)Закон "трех стадий": выделенным 3 ступеням умственного развития          |
|человечества – теологической, метафизической и позитивной, соответствуют   |
|три стадии исторического развития. Первая охватывает древность и           |
|средневековье до 13 в. Господство религиозного мировоззрения,              |
|военно-авторитарных политических режимов. Вторая охватывает 14-18 вв, для  |
|которой характерна смена общественных порядков. Породило анархию,          |
|революцию, демократию. Третья – с 19 в. - вместе с утверждением позитивного|
|сознания начинается расцвет промышленности, науки.                         |
|2)Закон "двойной эволюции": все факторы общественного развития             |
|подразделяются на 2 группы: первичные (духовные, умственные) и вторичные   |
|(климат, раса) при безусловном приоритете первых.                          |
|                                                                           |
|6. Социологические взгляды Г. Спенсера                                     |
|Английский исследователь Герберт Спенсер (1820-1903) – продолжатель        |
|контовской, позитивистской линии в философии и социологии, основатель      |
|органической школы в социологии, сделавший во второй половине 19 в. новый  |
|крупный шаг вперед на пути становления социологии как самостоятельной      |
|науки, особенно в области системного и структурно-функционального подхода к|
|изучению общества. Его главный труд «Основания социологии» (1896) содержал |
|идеи и принципы, надолго пережившие их автора и очень часто заимствованные |
|многими крупнейшими социологами 20 столетия.                               |
|В основе соц. взглядов Спенсера лежали 2 исходных положения, тесно         |
|связанных с дарвинским учением:                                            |
|1)Понимание общества как соц. организма, подобного биологическому организму|
|и подчиняющегося тем же самым законам организации, функционирования и      |
|развития.                                                                  |
|2)Учение о всеобщей эволюции, согласно которому любое явление              |
|неорганического, органического и надорганического мира представляет собой  |
|часть общего процесса эволюции, поскольку существует только одна эволюция, |
|совершающаяся одинаковым образом повсюду.                                  |
|Проводя постоянную аналогию между биологическими и соц. организмами,       |
|Спенсер выделяет такие общие их черты, как рост и усложнение структуры,    |
|дифференциация функций и усиление их взаимодействия со структурой.         |
|Взаимоотношения между общественными структурами подобны взаимодействию     |
|органов живого организма. Между тем общество – сверхорганизм, т.к. в нем   |
|индивид меньше зависит от соц. целого и общество как целое, состоящее из   |
|отдельных индивидов, служит благу своих членов. Главное для Спенсера –     |
|непосредственное изучение не общества как целого, а личности и других его  |
|структурных элементов, их черт и взаимодействий. Его социологические       |
|взгляды рассматриваются как пример индивидуалистического подхода к изучению|
|общества и его эволюции. Натуралистические идеи Спенсера неотделимы от его |
|эволюционизма в социологии.                                                |
|Предмет социологии – изучение роста, развития, строения и отправления      |
|общественного агрегата. Эволюция – источник любого природного и            |
|общественного явления, в основе – проявление и взаимодействие двух         |
|противоположных процессов: интеграции и дезинтеграции, т.к. эволюция –     |
|интеграция вещества и рассеяние движения.                                  |
|Соц. эволюция выступает как автоматический в общем и целом предопределенный|
|процесс чередования развития и разложения определенных обществ. В          |
|соответствии с этим Спенсер классифицировал общества по степени их         |
|сложности, а соц. прогресс видел в последовательном подъеме на все более   |
|усложненные ступени организации общества. В этой связи он подразделял      |
|общества на:                                                               |
|-- простые,                                                                |
|-- сложные,                                                                |
|-- вдвойне,                                                                |
|-- втройне сложные,                                                        |
|исходя из того, что, чем более развито общество, тем оно сложнее, т.е.     |
|более дифференцировано в структурном и функциональном отношениях.          |
|Другая классификация общества связана с разграничением их общественной     |
|организации в зависимости от характера господствующей в ней деятельности.  |
|Спенсер различал:                                                          |
|-- воинственные и                                                          |
|-- индустриальные типы обществ.                                            |
|В первых общественная организация основана на жесткой иерархической        |
|структуре, разветвленном аппарате, высокой централизации, индивид реально  |
|лишен свободы, растворен в обществе. Во вторых – преследуются              |
|преимущественно не внешние, а внутренние мирные цели, главной задачей      |
|государства выступает воспитание членов общества, а на смену насилию и     |
|принуждению приходят убеждение и право. Переход от первого ко второму      |
|обществу происходит в результате нормальной соц. эволюции. Спенсер выступил|
|против революционных общественных перемен, был сторонником общественного   |
|развития, сохранения существующей общественной системы как естественного   |
|состояния общества, вытекающего из закона эволюции природы и общества. Он  |
|был противником принципов социализма, считая ненужным устранение           |
|конкуренции, неравенства.                                                  |
|Заслуга Спенсера в социологии состоит прежде всего в том, что ему впервые  |
|удалось развернуто и глубоко для своего времени разработать системный      |
|подход применительно к обществу и соединить его с эволюционизмом. Он первый|
|использовал такие важнейшие категории социологии, как соц. система, соц.   |
|структура, соц. функция, соц. институт, соц. контроль. Выдвинув на первый  |
|план изучение структуры общества и функций ее элементов, Спенсер заложил   |
|основы структурно-функционального направления в социологии, получившего    |
|позднее широкое распространение и влияние (Парсон, Мертон).                |
|Историческая ограниченность учения Спенсера проявилась прежде всего в его  |
|биологизме, механизме и эволюционизме. Их недостаточность и ограниченность |
|обнаружилась уже к концу 19 в., что вызвало критику его взглядов как со    |
|стороны естествоиспытателей, так и философов, обществоведов и социологов.  |
|                                                                           |
|7. Значение социологии марксизма и ее ограниченность                       |
|Основоположники марксистской парадигмы – Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих |
|Энгельс (1820–1895). Они создали социологическое учение на базе            |
|диалектико-материалистического понимания истории. Концепция Маркса         |
|основывается на таком представлении о развитии общества, которое           |
|предполагает последовательное поэтапное его восхождение от низшей ступени к|
|высшей, от одной формации к другой. Чтобы объяснить причину таких          |
|изменений, Маркс создал и подробно разработал теорию материалистического   |
|понимания истории, развития общества, в основе которой лежит постулат:     |
|общественное бытие определяет общественное сознание, имеет первенство и    |
|решающее значение во взаимодействии этих двух сторон в историческом        |
|процессе.                                                                  |
|Основные труды:                                                            |
|-- «Капитал»,                                                              |
|-- «Немецкая идеология»,                                                   |
|-- «Манифест Коммунистической партии».                                     |
|Маркс и Энгельс внесли важный вклад в обогащение и развитие социологической|
|мысли – это нашло свое выражение в следующих аспектах:                     |
|1)Полное и глубокое понимание и изучение общества как социальной системы.  |
|Системный подход марксизма проявляется в связи с разработкой центральной   |
|категории «общественная формация», как соц. системы, включающей ряд        |
|подсистем. Именно способ производства является системообразующим           |
|компонентом соц. системы, определяет качественную характеристику данной    |
|формации и ее отличия от них. Марксом был проведен углубленный анализ      |
|взаимодействия взаимосвязи и взаимодействия этой подсистемы с другими.     |
|2)Выдвинули фундаментальное положение социологической науки о том, что соц.|
|знание должно опираться на изучение самой соц. реальности, а не только тех |
|идей и представлений, которые ее отражают.                                 |
|3)Обогатили теорию соц. развития. Их понимание соц. истории как            |
|естественно-исторического процесса, основанного на последовательной и      |
|закономерной смене общественных формаций – первобытно-общинной,            |
|рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической -       |
|представляло собой крупный шаг в развитии соц. философии и социологической |
|мысли.                                                                     |
|4)Являются одними из основателей конфликтологического направления в        |
|социологии. Социальные противоречия и конфликты для них – это не временное |
|и локальное, а постоянное и повсеместное состояние общественной жизни. Они |
|пронизывают все и общество в целом, и его отдельные сферы, уровни и        |
|структурные элементы. В соц. сфере – борьба классов, в экономике – между   |
|производительными силами и производственными отношениями. Конфликты –      |
|источник соц. развития, двигатель истории, должен постоянно поддерживаться.|
|                                                                           |
|5)Одна из первых попыток создания теории стратификации – сделали вывод об  |
|историческом характере классов, которых не было в древности и не будет в   |
|будущем, в условиях коммунизма. Особое внимание уделяли выделению в        |
|социально-классовой структуре общества основных и ведущих классов,         |
|применительно к современному периоду – пролетариат и буржуазия, антагонизм |
|между которыми составлял основное содержание социальной жизни. Маркс и     |
|Энгельс твердо верили в необходимость победы пролетариата в классовой      |
|борьбе и в превращение его в господствующий класс, установлении диктатуры  |
|пролетариата, что представляет собой лишь переход к обществу без классов.  |
|6)Положение Маркса о личности как субъекте, носителе всей совокупности     |
|общественных отношений, направлено на изучение не личности в общем, а      |
|личности конкретного общества, конкретного человека. Личность не только    |
|объект воздействия соц. среды, но и активный субъект ее изменения. Проблема|
|взаимодействия личности и общества.                                        |
|Ограниченность социологии марксизма:                                       |
|1)Материалистическое понимание истории позволило марксизму четко выделить  |
|экономическую жизнь общества, раскрыть ее сущность, механизм развития, но  |
|это сопровождалось недооценкой и игнорированием других,                    |
|нематериалистических факторов социального развития.                        |
|2)Марксистское учение о классах и социальной борьбе позволило лучше понять |
|одну из важных сторон функционирования и развития общества, но одновременно|
|оно привело к сведению всей социальной истории к истории борьбы классов, к |
|гипертрофированию места и роли рабочего класса и недооценки роли других    |
|классов.                                                                   |
|3)Акцент на выявление всюду конфликтов и противоречий позволил лучше понять|
|этот мощный источник общественного развития и важную роль свершившихся     |
|социальных революций. Одновременно это привело к отрицанию роли соц.       |
|единства, соц. согласия, и недооценке эволюционных, постепенных форм соц.  |
|реформирования в прогрессе общества, к абсолютизации значения революций и  |
|насилия.                                                                   |
|4)Ход последующей истории выявил и многие другие недостатки соц. теории    |
|марксизма, особенно в плане ее прогнозов и предначертаний (недооценка      |
|исторических возможностей и перспектив развития капитализма, неизбежной    |
|победы социализма в обозримом будущем). Сегодня марксизм находится в       |
|глубоком кризисе, за последние годы его влияние серьезно сузилось. Свою    |
|роль сыграли чрезмерный радикализм, заполитизированность и                 |
|заидеологизированность, но еще больше повлияли догматизация и вульгаризация|
|марксизма, его извращения в теории и на практике.                          |
|                                                                           |
|8. Социологизм Эмиля Дюркгейма                                             |
|Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – продолжатель контовской и спенсеровской       |
|позитивистской и эволюционостской линии в социологии, основатель           |
|французской социологической школы, автор классических трудов по социологии:|
|                                                                           |
|-- "О разделении общественного труда";                                     |
|-- "Правила социологического метода",                                      |
|-- "Самоубийство";                                                         |
|-- "Элементарные формы религиозной жизни".                                 |
|Особенно велика его заслуга в углубленной разработке проблем предмета и    |
|особенно метода социологии, структуры общества и функциональной роли ее    |
|элементов, сущности и путей достижения соц. порядка, социологии религии и  |
|др.                                                                        |
|Взгляды Дюркгейма нередко характеризуют одним словом – социологизм, т.к.   |
|предложенный им теоретико-методологический способ изучения общества        |
|отличался сугубо социологическим характером, когда на первый план          |
|выдвигалась задача исследования законов соц. реальности, позволяющих понять|
|сущность всех общественных явлений и процессов, включая и индивида. Именно |
|этим и призвана заниматься, по Д., социология и только социология. В этом и|
|состоит своеобразие предмета и метода социологии.                          |
|Наиболее наглядно социологизм Д. проявился в его концепции особой и        |
|автономной соц. реальности как системы соц. фактов, в его стремлении       |
|объяснить социальное социальным, в определении специфичности предмета и    |
|метода социологии, в признании соц. реальности высшим типом реальности и   |
|необходимости использования другими общественными науками социолог. метода.|
|Д. писал, что основное правило его социолог. метода состоит в том, что соц.|
|факты нужно рассматривать как вещи, где вещь - всякий объект познания. Их  |
|наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов       |
|существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное|
|воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и          |
|особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а        |
|сложивишийся совокупоностью соц. фактов При этом один соц. факт следует    |
|выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или|
|биологическими явлениями.                                                  |
|Общество, соц.реальность рассматриваются Д., с одной стороны, как часть    |
|природы, подчиняющаяся действию определенных законов, с другой – как       |
|реальность особого рода, несводимая к другим ее видам. «Общество есть      |
|система, образованная ассоциацией индивидов и представляющая собой         |
|реальность, наделенную своими особыми свойствами». При этом провозглашается|
|приоритет соц. реальности над индивидуальной, ее решающая роль в           |
|детерминации сознания и поведения индивида.                                |
|Соц. факты Д. подразделял на:                                              |
|-- морфологические (плотность населения);                                  |
|-- образующие материальный субстрат общественной жизни,                    |
|-- духовные (общественное сознание), за которыми признавалась решающая     |
|роль.                                                                      |
|Рассматривая общество как ценностно-нормативную систему Д. серьезное       |
|внимание уделил исследованию и ненормальных, патологических ее состояний,  |
|связанных с потерей соц. солидарности, например изучению аномии, под       |
|которой он понимал кризисное, болезненное состояние общества, характерное  |
|для переходных и кризисных периодов общественной жизни, когда старые       |
|ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не утвердились. С      |
|аномией он связал и такое явление как самоубийство, выявив его связь с     |
|принадлежностью индивидов к определенным соц. группам, зависимость числа   |
|самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества, группы.  |
|Три типа самоубийства в зависимости от степени воздействия соц. норм на    |
|индивида:                                                                  |
|-- эгоистическое,                                                          |
|-- альтруистическое и                                                      |
|-- аномическое.                                                            |
|Религию Д. рассматривал, как связанную систему верований и обрядов в       |
|священное, а не как веру в Бога; он считал, что религия упрочивает соц.    |
|солидарность и формирует соц. идеалы, ведет к поклонению обществу,         |
|реальному обществу – объекту всех религиозных культов. Д. удалось одним из |
|первых органически соединить эмпирическое и теоретическое, фундаментальное |
|и прикладное в социолог. исследовании, в чем его большая заслуга перед     |
|социолог. наукой. Он разработал не только общую теорию и методологию       |
|социолог. исследования, но и его конкретные методы, правила. Велик его     |
|вклад и в разработку спец. отраслей социологии: социологий права, морали,  |
|религии, отклоняющегося поведения. Все это делает Д. классиком социологии  |
|рубежа прошлого и нынешнего столетий.                                      |
|                                                                           |
|9. Работа Э. Дюркгейма «О разделении общественного труда»                  |
|Работа Дюркгейма «О разделении общественного труда» - это его первая       |
|крупная работа, написанная на базе его докторской диссертации. Она         |
|полностью посвящена теме взаимоотношения между обществом, коллективом и    |
|личностью. Основной вопрос формируется следующим образом: как появляется   |
|общество из совокупности индивидов и какими средствами и факторами индивиды|
|обеспечивают солидарность и интегрированность общества?                    |
|Чтобы ответить га этот вопрос, Дюркгейм формулирует положение о двух       |
|различных формах солидарности - механической и органической. Он различает  |
|солидарность вследствие сходства индивидов и солидарность вследствие их    |
|дифференциации. В первом случае индивиды мало отличаются друг от друга, они|
|похожи, потому что испытывают одинаковые чувства, привержены одинаковым    |
|ценностям, в сознании каждого господствуют сходные коллективные чувства.   |
|Это касается примитивных, архаичных обществ, в которых индивиды            |
|взаимозаменяемы. Вывод Дюркгейма сводится к тому, что индивид не является  |
|первичным, осознание индивидуальности приходит исторически. Первичным      |
|является общество. Ибо коллективные чувства и сознание покрывают основную  |
|часть индивидуальных сознаний.                                             |
|Органическая солидарность возникает вследствие дезинтеграции механической  |
|солидарности и архаичной сегментарной структуры общества. В реализации этих|
|исторических перемен, на первый план выступает феномен разделения          |
|общественного труда, под которым Дюркгейм понимает профессиональную        |
|специализацию. Она является признаком высокоорганизованного, развитого     |
|общества, которое, чтобы жить и нормально функционировать, не может        |
|обойтись без согласия и урегулированности.                                 |
|Разделы работы посвящены проблемам формирования и развития органической    |
|солидарности, права и нравственности как соц. институтов, привязывающих    |
|индивидов друг к другу, устанавливающих в обществе согласие и порядок.     |
|Дюркгейм подробно анализирует соц. причины и условия разделения труда,     |
|которые связаны не с потребностями отдельного индивида, а с потребностями  |
|общества как целого. Пока объем и плотность обществ остаются на прежнем    |
|уровне и разделение труда незначительно. Солидарность в таком обществе     |
|носит механический характер.                                               |
|Дюркгейм ставит и анализирует следующие проблемы:                          |
|1)Исчезновение сегментарного общества вместе с возрастанием моральной и    |
|материальной плотности общества в ходе увеличения его объема.              |
|2)Интенсивность борьбы за существование в этих условиях вызывает прогресс  |
|разделения труда.                                                          |
|3)Примат общества, т.е. индивид возникает из общества, а не общество из    |
|индивидов. Индивидуальная личность формируется и прогрессирует только под  |
|воздействием разделения труда.                                             |
|4)Взаимосвязь разделения труда, органической солидарности, права и морали. |
|                                                                           |
|Дюркгейм также подчеркивает проблему становления права и нравственности в  |
|процессе разделения труда. Ибо это и есть совокупность уз, привязывающих   |
|людей друг к другу и к обществу. Морально все то, что служит источником    |
|солидарности, все, что заставляет человека считаться с другими.            |
|                                                                           |
|10. «Понимающая» социология Макса Вебера и его теория социального действия |
|                                                                           |
|Макс Вебер – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель   |
|понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей   |
|социологии 20 века. Наименование «понимающая социология» и «теория         |
|социального действия» учение Вебера получило в связи с тем, что в его      |
|основе лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла        |
|действия людей, их поведения, который они сами в них вкладывают. Социология|
|по Веберу – наука об осмысленном социальном действии. Идя таким путем,     |
|можно понять, считал он, действительную сущность и общества в целом и его  |
|структуры. Среди его основных трудов:                                      |
|-- «Протестантская этика и дух капитализма»,                               |
|-- «О некоторых категориях понимающей социологии»,                         |
|-- «Хозяйственная этика мировых религий»,                                  |
|-- «Хозяйство и общество».                                                 |
|Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом   |
|действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится|
|социальным лишь тогда, когда:                                              |
|1)действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие  |
|субъекта мотивировано;                                                     |
|2)действие, поведение людей соотнесено с поведением других,                |
|соориентированно.                                                          |
|2 признака социального действия:                                           |
|-- субъективно подразумеваемый смысл и                                     |
|-- ориентация на поведение других людей.                                   |
|Сами соц. действия подразделяются на 4 категории: (по степени              |
|рациональности)                                                            |
|-- целерациональные,                                                       |
|-- ценностно-рациональные,                                                 |
|-- аффективные и                                                           |
|-- традиционные.                                                           |
|Положив в основу своей теории соц. действия рациональность, Вебер почти все|
|внимание обращает на два первых типа действий, т.к. только они являются    |
|по-настоящему осознанными, социальными.                                    |
|Целерациональное действие – идеальный, абсолютно рациональный тип соц.     |
|действия. Действующий субъект однозначно осознает его цели, рационально    |
|соотнесенные с осмысленными средствами, подходящими с точки зрения субъекта|
|для достижения данной цели.                                                |
|Ценностно-рациональное действие – действие, смысл которого не в достижении |
|внешней цели, а в собственной вере действующего субъекта в самоценность    |
|этого действия как такового. Совершаются, не считаясь с предвидимыми       |
|последствиями, на основе убеждений долга, достоинства, религии, красоты.   |
|В аффективных и традиционных типах действия рациональность представлена    |
|очень слабо, субъективно они иррациональны. Первое крайне эмоционально,    |
|второе основано на подражании, соблюдении обычаев и традиций по привычке.  |
|                                                                           |
|11. «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера 1904-1905 гг.    |
|Макс Вебер (1864-1920) – выдающийся немецкий социолог, создавший           |
|"понимающую социологию", в центре которой изучение социальных действий, как|
|движущих факторов всего человеческого существования в его универсальности. |
|Его отправной постулат состоял в том, что структура социальной реальности  |
|создается социальными действиями индивидов.                                |
|В работе "Протестантская этика и дух капитализма" социологи настаивает на  |
|необходимости выявить связи между целой серией социальных действий людей,  |
|чтобы понять суть тех или иных исторических событий. От социолога требуются|
|усилия, чтобы "заглянуть за" конкретные социальные действия индивидов. Так,|
|в данной работе Вебер показывает взаимосвязь протестантских религиозных    |
|ценностей и развития "духа капитализма", утверждая, что в странах, где эти |
|ценности доминировали, быстрее и легче утверждались капиталистические      |
|отношения. Но выявление корреляции между ценностными установками и         |
|характером соц. действий - лишь одна часть исследования.                   |
|Другая часть исследования состояла в том, чтобы установить как и почему    |
|протестантские ценности, которые сами по себе явно не были нацелены на опр.|
|экономические результаты, скрытно, не зависимо от намерений способствовали |
|развитию капитализма. По мнению Вебера, основной причиной подобного рода   |
|непреднамеренных, непредвиденных последствий стало убеждение масс людей в  |
|том, что только через аккуратный и честный труд во имя приумножения славы  |
|Божьей на Земле, ведя при этом аскетический образ жизни, можно попасть в   |
|рай. Определенная религиозная доктрина исподволь формировала такое         |
|поведение, которое предопределяло высоко рациональные образцы              |
|экономического поведения. Отсюда Вебер делает вывод о том, что             |
|мотивированные опр. ценностями соц. действия, выражающиеся в своеобразном  |
|типичном поведении значительного числа членов общества, неизбежно должны   |
|были привести и привели к адекватным крупномасштабным переменам в обществе,|
|его структурах, что и нашло выражение в конкретном облике капитализма в той|
|или иной стране.                                                           |
|И еще социолог показывает, что результаты идей, конкретные социальные      |
|действия, даже если они весьма рациональны, отнюдь не всегда приводят к    |
|первоначально задуманным результатам. Очень часто созданная людьми соц.    |
|реальность включает в себя непреднамеренные и непредвиденные последствия.  |
|                                                                           |
|12. Социологическая мысль в дореволюционной России и ее основные           |
|направления                                                                |
|Несмотря на серьезное экономическое и соц.-политическое отставание         |
|тогдашней России от Запада, а также на то, что социология пришла к нам из  |
|Западной Европы, а социологическая мысль в ней начала активно              |
|функционировать лишь в последней трети 19 века, социология в России к концу|
|19 века достигла высокого уровня, мало чем утупающего тому, что имелось на |
|Западе в тот период. Сложные и обостряющиеся разнообразные соц. проблемы   |
|пореформенного развития страны, как и достижения и проблемы ряда конкретных|
|соц. наук стимулировали обсуждение и научную разработку социолог. теории.  |
|Российская социолог. мысль того времени имела возможность опираться на     |
|достижения западноевропейской социологии. Большое влияние на нее оказали   |
|взгляда Конта, Спенсера, Дюркгейма, Вебера и др. К тому же ряд ее          |
|представителей, особенно Ковалевский, Мечников, Михайловский и др.         |
|существенно повлиял на развитие западно-европейской социологии того        |
|времени. В целом же российская социолог. мысль представляла собой сочетание|
|общего и национально-особенного. Последнее нашло вое выражение прежде всего|
|в отражении в ней своеобразия русской культуры и традиций российского      |
|освободительного движения.                                                 |
|Уже на том этапе выявилось,. как и в зарубежной социологии, многообразие   |
|различчных направлений, нередко заложивших принципиально различные и даже  |
|противоположные позиции. Основными из них были:                            |
|-- географическое (Мечников, Соловьев, Ключевский);                        |
|-- органическое (Стронин, Лилиенфельд);                                    |
|-- субъективистское (Лавров, Михайловский);                                |
|-- психологическое (Петражицкий, Кареев);                                  |
|-- многофакторное (Ковалевский);                                           |
|-- марксистское (Плеханов, Ленин).                                         |
|Субъективистское направление: Лавров и Михайловский наибольшее внимание    |
|уделяли проблемам соотношения социального и исторического; предмета и      |
|метода социологии; теории прогресса и роли личности в истории.             |
|Марксистское направление: Плеханов развивал идеи марксизма в свете         |
|материалистического понимания истории, разрабатывал вопрос о соотношении   |
|роли личности и народных масс в истории. Ленин больше внимания уделял роли |
|классов, народных масс.                                                    |
|Психологическое направление: Петражицкий определял социологию как науку,   |
|призванную изучать человеческое участие в процессах общественной жизни,    |
|опираясь на субъективную психологию человеческих мотивов. Кареев критиковал|
|О.Конта, подчеркивая роль коллективной психологии как переходной ступени   |
|между биологией и социологией, как подлинной основы последней.             |
|Многофакторная концепция М.М.Ковалевского: плюралистический подход к       |
|изучению общества. Главные труды Ковалевского:                             |
|-- "Современная социология";                                               |
|-- "Очерк развития социологических учений";                                |
|-- "Социология" (2 тома).                                                  |
|Ковалевского как социолога интересовали следующие проблемы: связь          |
|социологии с историческими науками; сравнительно-исторический метод        |
|исследования; многофакторный подход к изучению общества; социальные        |
|закономерности и общественный прогресс.                                    |
|                                                                           |
|13. П.А. Сорокин – один из классиков социологии 20 столетия. «Социальная и |
|культурная динамика»                                                       |
|В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как    |
|создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц.  |
|стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных     |
|систем. Жизненный и творческий путь Сорокина связан до 1922 года с Россией,|
|а с 1923 года с США. В 1919 году Сорокин создает первый в России           |
|социологический факультет в Петроградском университете. Американский период|
|его творчества был более длительным и плодотворным. Сорокин не только      |
|создает десятки крупных работ, но и социологический факультет Гарвардского |
|университета, 12 лет возглавляет его, избирается президентом Американской  |
|социологической ассоциации. Сорокина по праву многие называют классиком    |
|социологии 20 столетия, а иногда говорят, что он совершил «коперниковскую  |
|революцию в социологии». Его основные труды:                               |
|(Русские:)                                                                 |
|-- "Преступление и кара, подвиг и награда";                                |
|-- "Система социологии";                                                   |
|-- "Общедоступный учебник социологии";                                     |
|(США:)                                                                     |
|-- "Социология революции";                                                 |
|-- "Социальная мобильность";                                               |
|-- "Современные социологические теории";                                   |
|-- "Социальная и культурная динамика";                                     |
|-- "Социологические теории сегодня".                                       |
|Интегрализм как своеобразная общая черта творчества Сорокина окончательно  |
|сложился в трудах конца 30-40 годов, прежде всего в его «Социальной и      |
|культурной динамике», в которой ярко и фундаментально показано циклическое |
|развитие, флуктуация различных типов культур и соц. суперсистем в Европе   |
|почти за 3 тысячелетия.                                                    |
|Понимая культуру в самом широком смысле как основу общественной жизни,     |
|Сорокин соединил в единое целое все аспекты социологического изучения      |
|общества. Культура и ее ценности – вот интегрирующий фактор и в самой      |
|общественной жизни и в ее социологическом исследовании. Социокультура у    |
|Сорокина не конгломерат разрозненных явлений, а единство, все элементы     |
|которого связаны, интегрированы, представляют собой систему, а ценность    |
|служит фундаментом всякой культуры.                                        |
|Социокультурные суперсистемы различаются прежде всего своими основными     |
|ценностями. Вся история у Сорокина предстает как закономерная смена        |
|доминирования в Европе 3 социокультурных суперсистем, 3 длительных этапов  |
|человеческой истории, своеобразных особых, уникальных цивилизаций:         |
|-- идеациональной,                                                         |
|-- чувственной и                                                           |
|-- идеалистической.                                                        |
|В первой господствующее положение занимают религиозные ценности, бог –     |
|высшая истина, другие культурные системы (наука, искусство) подчинены      |
|теологии.                                                                  |
|Вторая характеризуется господством материализма и чувственных форм         |
|познания, чувственных ценностей.                                           |
|Третья представляет собой интеграцию, синтез черт и ценностей двух других  |
|типов культур на основе сочетания материалистических и                     |
|религиозно-идеалистических взглядов и преобладания интуиции в познании, в  |
|связи с чем этот тип может рассматриваться как интегральный.               |
|Историческое развитие представляет собой циклическую флуктуацию указанных  |
|типов культур, связанных с тремя способами познания - рациональным,        |
|чувственным и интуитивным. Ими ограничиваются возможности человеческого    |
|познания, в истории культуры и общества не возникает и не может возникнуть |
|чего-либо нового, история обречена на постоянное повторение, флуктуацию    |
|циклов, которые отличаются лишь в деталях. Современную культуру Сорокин    |
|относил к чувственной, находящейся в глубоком кризисе, связанным с         |
|усилением влияния материализма и эмпиризма. Выход он видел в               |
|нравственно-религиозном обновлении человечества, в переходе к "новой       |
|интегральной культуре", когда новые духовные ценности истины, красоты и    |
|добра выдвинутся на первый план.                                           |
|                                                                           |
|14. Работа Сорокина «Моя философия – интегрализм»                          |
|В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как    |
|создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц.  |
|стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных     |
|систем.                                                                    |
|Интегральные и объединительные парадигмы образуют постмодерн в             |
|социологической науке. Одним из первых, кто попытался ликвидировать        |
|противостояние между структурными и интерпретивными парадигмами был        |
|российско-американский социолог Сорокин, создавший интегральную социологию.|
|Он предложил изучать общество, его явления с позиций как объективности     |
|социокультурных систем, находящихся в сложном движении – по горизонтали,   |
|вертикале и в виде флуктуации, так и с учетом субъективности – сложной,    |
|интегральной сущности человека, его ценностного мира.                      |
|В работе «Моя философия – интегрализм» социолог рассуждает о своем видении |
|интегральной сущности человека, которая проявляется и раскрывается в его   |
|способностях отражать и анализировать мир с помощью интегрального          |
|использования каналов познания.                                            |
|Вместе с тем интегральное существо человека проявляется и в том, что он    |
|является активным участником создания творческого начала во вселенной.     |
|Помимо неорганических и органических явлений, которые существовали до      |
|появления человека, человек создал новую реальность – суперорганический или|
|культурный мир, имеющий компонент смысл. Среди смысловых ценностей         |
|суперорганического мира есть одна высшая интегральная ценность – единство  |
|Истины, Красоты и Добра. Человек весьма преуспел в добыче истины и в       |
|создании шедевров красоты. Однако за последние четыре столетия творчество в|
|области Добра резко отстало от творческой деятельности в области Красоты и |
|Истины.                                                                    |
|                                                                           |
|15. Социология реформ и революций П.А. Сорокина                            |
|В историю социологической мысли Питирим Александрович Сорокин вошел как    |
|создатель интегрального направления в современной социологии, теории соц.  |
|стратификации и соц. мобильности, концепции флуктуации социокультурных     |
|систем.                                                                    |
|Соц. порядок в обществе – длительный процесс формирования системы прав и   |
|обязанностей индивидов, классов, общностей. Соц. порядок не данный факт, а |
|результат взаимодействия человечества, развитие культуры. Нарушение этого  |
|порядка, баланса ведет к хаосу, нестабильности, смене ценностей.           |
|Социология реформирования заключается в следующем:                         |
|-- любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна   |
|сопровождаться противостоянием с естественными потребностями, инстинктами  |
|человека;                                                                  |
|-- каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования,     |
|направленные на изучение соц. ксловий данного общества, в котором          |
|проводится реформа;                                                        |
|-- каждая реформа должна проводится исключительно конституционными         |
|методами.                                                                  |
|Социология революций заключается прежде всего в неприятии Сорокина войнам, |
|любому проявлению насилия, нарушающему порядок в обществе. Три необходимых |
|составных всякого революционного взрыва:                                   |
|а)растущее подавление базовых инстинктов большинства населения,            |
|собственнический инстинкт;                                                 |
|б)всеобщий характер такого подавления;                                     |
|в)бессилие групп порядка.                                                  |
|Революция проходит 2 стадии:                                               |
|-- революционный взрыв и                                                   |
|-- контрареволюция.                                                        |
|Революционный взрыв связан с подавлением естественных инстинктов,          |
|сопровождается голодом, насилием. Контрреволюция вызвана тем, что народ    |
|устал и хочет наконец порядка, который не принесла с собой революция       |
|первого типа.                                                              |


   16. Структурный функционализм Т. Парсонса и его работа «Система
   современных обществ»

   Толкотт Парсонс (1902-1979), американский социолог, один из ведущих
   профессоров социологического факультета Гарвардского университета, вошел
   в историю социологии прежде всего как создатель современной теории соц.
   действия и на этой основе - структурно-функциональной теории соц. систем,
   призванной служить основой решения частных эмпирических и прикладных
   проблем. Его основные труды:

   -- "Структура социального действия";

   -- "Социальная система";

   -- "Рабочие тетради по теории действия";

   -- "Система современных обществ".

   Исходное место в теориях Парсонса занимает понимание соц. действия как
   единства трех подсистем: субъекта действия, определенной ситуации и
   ценностно-нормативных предписаний как условий действия.

   Соц. действие – это самоорганизующаяся система, отличающаяся
   символичностью (т.е. наличием таких символичных механизмов регуляции, как
   язык, ценности и т.д.), нормативностью (т.е. зависимостью от общепринятых
   ценностей и норм) и волюнтаристичностью.

   В общей системе соц. действия выделял четыре подсистемы:

   -- соц. система,

   -- культура,

   -- личность и

   -- поведенческий организм,

   которые друг для друга выступают как специфические среды их деятельности.
   Большое внимание Парсонс уделил проблеме устойчивости, стабильности соц.
   систем. Для их нормального существования и развития необходимо выполнение
   системой и ее подсистемами инвариантного набора функций (известен как
   структурно-функциональная сетка "эйджил"):

   -- адаптация к окружающей среде;

   -- целедостижения;

   -- интеграция и координация деятельности структурных элементов системы и

   -- поддержание ценностного образца.

   В соц. системе функцию адаптации выполняет экономическая подсистема,
   функцию целедостижения – политическая, интеграции – правовые институты и
   обычаи, функцию поддержания ценностного образца – система верований,
   мораль и органы социализации.

   Общественное развитие происходит в направлении все большей структурной
   дифференциации общества, усложнения их соц. структуры, ведущих к
   уменьшению их стабильности.

   Работа Парсонса «Система современных обществ» отражает зрелые взгляды
   ученого на соц. систему. Свою теорию ученый распространяет на все
   общество, считая, что многочисленные современные общества – не какие-то
   случайные разновидности, а некая система, части которой дифференцированы
   друг от друга и в то же время интегрированы на основе взаимозависимости.
   Последняя включает в себя как факторы напряженности, так и конфликта. В
   основе всей работы лежит тезис о том, что современный тип общества
   возникает в единственной эволюционной зоне – на Западе. Через эту призму
   автор рассматривает исторический процесс и модернизацию всех обществ.

   Для анализа системы действия Парсонс применяет четырехфункциональную
   схему и аналитически делит общество на четыре подсистемы (см.выше). Через
   интегративную подсистему Парсонс выходит на социетальное сообщество,
   которое он считает ядром общества. Основная функция этой подсистемы
   состоит в том, чтобы определять обязательства, вытекающие из лояльности
   по отношению к социетальному коллективу, как для его членов в целом, так
   и для различных категорий дифференцированных статусов и ролей внутри
   общества.


   17. Функционализм Р.Мертона и его работа «Соц. структура и аномия». Явные
   и латентные функции

   Одним из основных представителей структурного функционализма является
   американский социолог Роберт Кинг Мертон, особенно много сделавший для
   органического соединения теоретического и эмпирического в социологии на
   основе разработанных им теорий функционального анализа и среднего уровня.

   Его основные труды:

   -- "Соц. теория и соц. структура";

   -- "Соц. структура и аномия";

   -- "Явные и латентные функции";

   -- "Социология науки".

   В его работах центральное место занимает разработка теории и методологии
   структурного функционализма. Мертон сосредоточил все усилия на
   функциональном анализе соц. систем среднего уровня и разработке социолог.
   теории среднего радиуса действия. Эти теории находятся в промежуточном
   пространстве между частными, не претендуют на всеохватность и
   универсальность. Именно они, по Мертону, лучше всего обеспечивают
   единство теории, метода и эмпирических фактов, решают задачу взаимосвязи
   и взаимодействия макро- и микросоциологии, эмпирических и теоретических
   исследований. Дальнейшее развитие в трудах Мертона получилит и проблемы
   функционализма. Если Парсонс соредоточил свое внимание на функциях,
   функциональности соц. систем и их структур, обеспечивающих соц. порядок,
   то Мертон – на дисфункциях, дисфункциональности, ведущих к усилению соц.
   напряженности, соц. противоречий и нарушению соц. порядка.

   Функция для Мертона – наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции
   данной системы или приспособлению ее к среде, а дисфункция – это
   прямопротивоположные следствия.

   Важным вкладом в теорию функционализма явилось его учение о двух формах
   проявления функций – явной и скрытой (латентной). Первая имеет место
   тогда, когда речь идет об объективных и преднамеренных последствиях соц.
   действий, а вторая – о непреднамеренных и неосознанных последствиях.
   Такое разграничение служит цели недопущения смешения сознательной
   мотивации соц. поведения с его объективными последствиями, а также точки
   зрения действующего лица с точкой зрения наблюдателя.

   Особенно великий вклад внес Мертон в разработку теории аномии и
   девиантного поведения, а также социологию соц. структуры, профессий,
   науки, медицины. Соц. аномия рассматривается Мертоном как проявление
   кризиса, непорядка, разлада, дисфункциональности соц. системы, связанное
   с разложением нравственных ценностей и вакуумом идеалов в общественном и
   индивидуальном сознании, что весьма характерно для современного состояния
   российского общества.

   Все виды соц. поведения, в том числе и отклоняющегося, Мертон делит на 5
   типов индивидуальной адаптации:

   -- конформизм - соц. цели общества и способы их достижения принимаются
   полностью;

   -- инновационность - принимаются соц. цели, но не способы их достижения;

   -- ритуализм - соц. цели не осмысливаются, но способы их достижения
   непоколебимы и священны;

   -- ретритизм - отрицание и того и другого;

   -- мятеж - замена и первого и второго.


   18. Конфликтная парадигма и ее основные современные представители

   В 50-е годы сложилось особое конфликтологическое направление в
   современной социологии как своеобразная реакция на акцентирование
   структурным функционализмом согласия, стабильности, интеграции соц.
   систем и невнимание к соц. конфликтам, радикальным преобразованиям.
   Проблемой соц. конфликта занимались многие социологи прошлого (марксизм,
   Гумплович, Вебер, Паретто). Речь идет о специальном и систематическом
   изучении соц. конфликтов в рамках особой «теории конфликтов», сложившейся
   и получившей распространение лишь во 2-ой половине 20 века. В этом
   особенно велика заслуга Милса, Козера, Дарендорфа, Рекса. Соц. конфликты
   изучают не только социология, но и психология, соц. философия и др.

   Конфликтология в целом – междисциплинарная отрасль научного знания,
   исследующая возникновение, становление и развитие и разрешение конфликтов
   и признающая их решающим или очень важным фактором общественного
   развития. В соц. подходе к соц. конфликтам на первый план выдвигается
   изучение их места в роли соц. системы.

   Льюис Козер (1913) один из основателей функционалистической теории соц.
   конфликта, стремящийся соединить эволюционный функционализм и теорию соц.
   конфликта. Соц. конфликты развиваются не вне, а внутри общества как соц.
   системы в результате усиления его дифференциации и роста обособления его
   структур. Делает акцент на позитивной роли соц. конфликтов (представители
   классического функционализма – негативно). В работах «Функции соц.
   конфликта», «Продолжение исследования соц. конфликта» и др. он обращает
   внимание на важную роль соц. коллизий в интеграции и стабилизации
   общественной жизни и подчеркивает, что путь движения к устойчивому
   общественному порядку не исключает, а предполагает борьбу различных
   интересов личностей и соц. групп и соц. столкновения между ними, т.к.
   одновременно возрастает гибкость соц. системы и ее институтов, их
   способность преодолевать последствия этих конфликтов. В назревшем
   обновлении общества конфликт порождает новые соц. институты и нормы,
   стимулирует экон. и технологический прогресс.

   Ральф Дарендорф (1929) – крупнейший представитель современной
   конфликтологии, создал свою «конфликтную модель общества». Соц. конфликт
   всегда существует, это норма развития соц. системы, т.к. люди и их группы
   имеют разные интересы. Осн. труды:

   -- "Соц. классы и классовый конфликт в индустриальном обществе",

   -- "Общество и свобода",

   -- "Выход из утопии".

   Внес большой вклад в современную теорию соц. дифференциации и соц.
   конфликтов, показал, что классы – соц. группы людей, различающиеся
   участием и неучастием в господстве и находящиеся в конфликте, т.к. одни
   имеют власть и хотят ее сохранить, а другие - нет и хотят изменить
   существующее положение. Отношения господства и подчинения свойственны
   любому обществу. Обострение и взрыв соц. конфликта, суть которого
   заключается в противоборстве власти и безвластия, оказывающего
   сопротивление существующей власти, составляет источник и движущую силу
   соц. изменений, соц. прогресса. Сам конфликт вырастает из неравенства
   статусного положения людей и их групп, прежде всего по отношению к
   власти, управлению обществом. Признавая неизбежность, необходимость и
   полезность соц. неравенства, возможность сочетания соц. конфликта и
   мирного сосуществования конфликтующих, он отдает предпочтение конфликтной
   модели общества по сравнению с моделью общества всеобщего соц. равенства,
   соц. порядка и стабильности.
   19. Символический интеракционизм Д. Мида и Г. Блюмера

   Символический интеракционизм - одна из социологических парадигм,
   основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе
   подразумевают общение, базирующееся на чтении опр. соц. символов.

   Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а
   осмысливают реальность в неких символах и соответственно продуцируют эти
   символы в ходе общения. С.И. целиком основывается на интерпретациях
   человеческого поведения, в котором "прочитываются" значимые символы,
   несущие соц. информацию. Крупнейшими представителями С.И. были
   американские социологи Джордж Герберт Мид (1863-1931) и Герберт Блумер
   (1900-1986) .

   Концепция «межиндивидуального взаимодействия» Мида основывается на том,
   что восприятие индивидом окружающей соц. действительности обусловлено его
   опытом общения с другими, особенно его способностью воспринимать мир и
   себя таким образом, чтобы это соответствовало видению других и значению
   символов. Символ обозначает предмет или событие , предполагая
   определенную реакцию на него, выражающуюся в соответствующих соц.
   действиях. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых
   люди могут значимо общаться в своей естественной и соц. среде.

   Поведение человека определяется структурой его личности, его соц. ролью.
   Важной заслугой Мида является разработка им ролевой теории личности,
   согласно которой сущность личности, ее богатство и своеобразие
   определяются и проявляются прежде всего через выполняемые ею соц. роли, а
   сама соц. деятельность личности представляется как совокупность ее соц.
   ролей, зафиксированных в систеие языковых и других символов. Через
   процесс принятия роли индивиды развивают самость - способность людей
   представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли. Социолог
   различает 2 аспекта формирования самости:

   1)я (соотв. английскому "i") - спонтанное, внутреннее, субъективное
   представление индивидом себя

   2)я (соотв. английскому "me") - это то, как люди видят себя, но глазами
   других.

   2 стадии развития самости:

   1)стадия игра (play) - ребенок играет роли, которые не являются
   собственно его (отец, доктор);

   2)стадия соревнования (game) - принимая участие в соревновании (футбол),
   дети видят себя со стороны других участников.

   Любое организованное сообщество, которое обеспечивает индивиду
   организованность, Мид называет обобщенным другим. Индивиды видят себя с
   точки зрения обобщенного другого. (труд "Сознание, самость и общество").

   Ученик Мида американский социолог и соц. психолог Герберт Блумер развил
   дальше исходные основы символического интеракционизма. По Блумеру С.И.
   покоится на 3 базовых посылках:

   1)Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам
   и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как соц. силы.
   С.И. предлагает детерминизм значений.

   2)Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее,
   сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях.

   3)Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены
   в интеракционных контекстах.

   Значительное место в работах Блумер уделил коллективному поведению людей.
   Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания,
   которые разделяются группой индивидов. Однако часто можно наблюдать и
   спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и