Тесты. Тесты по выявлению личностных диспозиций
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Курсовая работа по предмету
Методика социально-педагогического эксперимента
На тему
“Тесты. Тесты по выявлению личностных диспозиций”
Выполнил студент 3 Курса 310 группы
Факультета культуры семьи и детства
Сирота Г.Н.
Санкт – Петербург 2002
К началу XX в. практические потребности изучения преобладающих
способностей человека были сформулированы в виде научной проблемы
исследования индивидуальных различий. Эта проблема и дала импульс к
появлению первых тестов. Ф. Гальтон, известный английский ученый, в
течение 1884—1885 гг. провел серию испытаний, в которых посетители
лаборатории в возрасте от 5 до 80 лет могли за небольшую плату
проверить свои физические качества (силу, быстроту реакции и др.),
ряд физиологических возможностей организма и психических свойств -
всего по семнадцати показателям. В число последних вошли показатели
роста, веса, жизненной емкости легких, становой силы, силы кисти и
удара кулаком, запоминаемости букв, остроты зрения, различения
цвета и другие. По полной программе было обследовано 9337 человек.
Ф. Гальтон писал, что практика вдумчивого и методичного
тестирования — не фантазия; она требует рассмотрения к
эксперимента.
Дж. Кэттелл, по-видимому, первым увидел в тестах средство
измерения, казалось бы, не измеряемых свойств человеческой психики.
В работе, опубликованной в 1890 г., он дал список 50 лабораторных
тестов, которые сейчас бы назвали не тестами, а контрольными
заданиями. Эти задания обладали только двумя из известных сейчас
требований к тестам - имелась инструкция по их применению и
подчеркивался лабораторный (т. е. научный) характер испытаний. В
частности, указывалось, что лабораторию следует хорошо оборудовать,
в нее не допускаются зрители во время тестирования; все испытуемые
одинаково инструктируются, они должны хорошо усвоить, что и как
нужно им делать.
С момента первых публикаций Ф. Гальтона и Дж. Кэттелла идея
тестового метода сразу же привлекла к себе внимание ученых разных
стран мира. Появились первые сторонники тестов и первые же
противники. В числе сторонников были: в Германии — Г. Мюнстерберг,
С. Крепелин, В. Онри, во Франции — А. Бине, в США — Дж. Гилберт и
другие. Это были исследователи нового типа, стремившиеся связать
психологию тех лет с запросами практики. Однако стремление к
прикладным исследованиям в психологии прошлого расценивалось как
отход от науки. Дж. Кэттелл, например, сообщал, что он начал свои
первые тестовые лабораторные исследования индивидуальных различий в
1885 году, но публиковаться не мог из-за противодействия В. Вундта.
Научный статус тестов не был определен, возможность измерений
в психологии подвергалась сомнению. Психология переживала трудный
период: она уже не могла развиваться на старой основе, но и не
научилась еще смотреть на мир по-новому.
Начало 30-х годов 20 в. характеризуется широким
использованием тестов во многих странах. В отечественной истории