Тесты. Тесты по выявлению личностных диспозиций

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств



                         Курсовая работа по предмету
               Методика социально-педагогического эксперимента


                                   На тему



              “Тесты. Тесты по выявлению личностных диспозиций”



                                         Выполнил студент 3 Курса 310 группы

                                         Факультета культуры семьи и детства
                                                                 Сирота Г.Н.



                                     Санкт – Петербург 2002
К началу XX в. практические потребности изучения преобладающих
способностей человека были сформулированы в виде научной проблемы
исследования индивидуальных различий. Эта проблема и дала импульс к
появлению первых тестов. Ф. Гальтон, известный английский ученый, в
течение 1884—1885 гг. провел серию испытаний, в которых посетители
лаборатории в возрасте от 5 до 80 лет могли за небольшую плату
проверить свои физические качества (силу, быстроту реакции и др.),
ряд физиологических возможностей организма и психических свойств -
всего по семнадцати показателям. В число последних вошли показатели
роста, веса, жизненной емкости легких, становой силы, силы кисти и
удара кулаком, запоминаемости букв, остроты зрения, различения
цвета и другие. По полной  программе было обследовано 9337 человек.
Ф. Гальтон писал, что практика вдумчивого и методичного
тестирования — не фантазия; она требует рассмотрения к
эксперимента.
       Дж. Кэттелл, по-видимому, первым  увидел  в  тестах  средство
измерения, казалось бы, не измеряемых свойств человеческой психики.
В работе, опубликованной в 1890 г., он дал список  50  лабораторных
тестов, которые  сейчас  бы  назвали  не  тестами,  а  контрольными
заданиями. Эти задания обладали только двумя  из  известных  сейчас
требований к  тестам  -  имелась  инструкция  по  их  применению  и
подчеркивался лабораторный (т. е. научный)  характер  испытаний.  В
частности, указывалось, что лабораторию следует хорошо оборудовать,
в нее не допускаются зрители во время тестирования; все  испытуемые
одинаково инструктируются, они должны хорошо  усвоить,  что  и  как
нужно им делать.
       С момента первых публикаций Ф. Гальтона и Дж.  Кэттелла  идея
тестового метода сразу же привлекла к себе внимание  ученых  разных
стран  мира.  Появились  первые  сторонники  тестов  и  первые   же
противники. В числе сторонников были: в Германии — Г.  Мюнстерберг,
С. Крепелин, В. Онри, во Франции — А. Бине, в США — Дж.  Гилберт  и
другие. Это были исследователи нового  типа,  стремившиеся  связать
психологию тех  лет  с  запросами  практики.  Однако  стремление  к
прикладным исследованиям в психологии  прошлого  расценивалось  как
отход от науки. Дж. Кэттелл, например, сообщал, что он  начал  свои
первые тестовые лабораторные исследования индивидуальных различий в
1885 году, но публиковаться не мог из-за противодействия В. Вундта.
       Научный статус тестов не был определен, возможность измерений
в психологии подвергалась сомнению. Психология  переживала  трудный
период: она уже не могла развиваться на  старой  основе,  но  и  не
научилась еще смотреть на мир по-новому.
       Начало   30-х   годов   20   в.    характеризуется    широким
использованием тестов во многих странах.  В  отечественной  истории