Формирование экологической культуры как фактор социализации личности средствами народной педагогики

Тест «Интенсивность субъективного отношения к природе».

      Тест  «Интенсивность  субъективного   отношения   к   природе»   может
использоваться с испытуемыми  в  возрасте  начиная  с  10-11  лет.  Методика
проводится в устной или письменной форме, когда  испытуемые  на  специальном
бланке отмечают свои ответы.
      Испытуемым раздаются бланки следующего образца:
                  БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
|1    |6    |11   |16   |21   |26   |31   |36   |41   |46   |
|2    |7    |12   |17   |22   |27   |32   |37   |42   |47   |
|3    |8    |13   |18   |23   |28   |33   |38   |43   |48   |
|4    |9    |14   |19   |24   |29   |34   |39   |44   |49   |
|5    |10   |15   |20   |25   |30   |35   |40   |45   |50   |

      Инструкция: на каждый вопрос методики можно ответить  «да»  или  «нет»
(по шкале натуралистической эрудиции так же и «не знаю»). Время на ответ  3-
5 сек. Общее время проведения методики с учетом  самостоятельной  подготовки
испытуемыми бланка для ответов – около 25 – 30 минут.

                  КЛЮЧ ТЕСТА
        Растения             Животные                 Природа
 1 |- |6 |+ |11 |- |16 |+ |21 |- |26 |+ |31 |- |36 |- |41 |- |46 |- |ПА | |2
 |+ |7 |+ |12 |+ |17 |+ |22 |- |27 |+ |32 |+ |37 |+ |42 |+ |47 |+ |К | |3 |-
  |8 |+ |13 |+ |18 |+ |23 |- |28 |+ |33 |+ |38 |+ |43 |+ |48 |- |Пр | |4 |+
  |9 |- |14 |- |19 |+ |24 |+ |29 |+ |34 |- |39 |+ |44 |+ |49 |+ |Пс | |5 |-
|10 |- |15 |- |20 |- |25 |- |30 |- |35 |+ |40 |- |45 |+ |50 |- |НЭ | |
Интенсивность отношений = ПА + К + Пр + Пс

      Результат по шкале определяется как  сумма  баллов  в  данной  строке.
Первая строка – перцептивно-аффектеая шкала (ПА), вторая –  кошетивная  (К),
третья  –  практическая  (Пр),  четвертая  –  поступочная  (Пс),   пятая   –
дополнительная шкала  натуралистической  эрудиции  (НЭ).  А  также  по  трем
условным классам природных объектов: растений, животных, и  целым  природным
комплексам.

      Текст методики «Интенсивность субъективного отношения к природе».

Инструкция: перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к природе, на  которые
мы просим ответить «Да»  или  «Нет»  (  на  вопросы,  отмеченные  «*»  можно
отвечать «Не знаю»). Отвечать на  вопросы  лучше  быстро  т.к.  Ваша  первая
реакция лучше всего отражает Ваш выбор.
      В данной методике нет «хороших» и «плохих» ответов. Ваше мнение  ценно
для нас именно таким, какое оно есть. При  ответе  «да»  на  бланке  ответов
рядом с номером вопроса ставьте «+», при ответе «Нет» - «–», в «не  знаю»  -
«н».
     1. Вас радует, когда тигр в цирке прыгает сквозь огонь?
     2. Верно ли, что придя к кому то в гости и увидев там  библиотеку,  Вы
        невольно ищите глазами книги, связанные с природой!
     3. Вам было бы чуждо ухаживать за животными, принадлежащими кому то из
        членов Вашей семью?
     4. Проходя мимо Вы бы стали освобождать животное из капкана?
     5. Верно ли, что хвойные деревья отличаются от лиственных еще  и  тем,
        что не сбрасывают свою хвою?
     6. Комнатные растения улучшают Ваше настроение?
     7. Увидев в лесу незнакомое растение, Вы постараетесь узнать, как  оно
        называется!
     8. Вы специально покупаете растения, что бы ухаживать за ними?
     9. Правда ли, что Вы скорее всего, на стане мешать  близкому  человеку
        нарвать в лесу букет красивых, но редких  цветов?  (да,  не  стану;
        нет, стану)
    10. Алое относится к кактусам?
    11. Мох на деревьях портит их внешний вид.
    12. Листая книгу и встретив в ней изображение незнакомого растения,  Вы
        захотите прочесть и его описание?
    13. Если в  Вашей  семье  заводят  комнатные  растения,  то  они  будут
        посажены и Вашими руками?
    14. Верно ли, что если Вы очень торопитесь и на  Вашем  пути  оказались
        заросли ландышей, то Вы, вероятно, не станните их обходить? (да, не
        стану; нет, стану).
    15. Семена ели созревают осенью.
    16. Как Вам кажется, Вы способны пожалеть раздавленного таракана?
    17. Вам приходилось переписываться со  специалистами  –  биологами  или
        задавать вопросы реакциям научных журналов?
    18. Выв тратите деньги на Ваш увлечения, связанные с природой?
    19. Вы можете сказать, что  благодаря  Вашим  стараниям  у  кого-нибудь
        отношение к природе в чем-то улучшилось.
    20. Окунь – это хищная рыба?
    21. Вы считаете крыс противными?
    22. Если началась передача или фильм о животных, то Вы,  скорее  всего,
        переключите телевизор на другу программу.
    23. Если Вам на  день  рождения  принесут  хомячка,  рыбок  или  других
        животных, то Вы удивитесь и растеряетесь такому подарку?
    24. Вам приходилось помогать животным в трудное для них время?
    25. Паук – это насекомое?
    26. Вы бы стали любоваться ядовитыми змеями в зоопарке?
    27. Вы встаните в длинную очередь за билетами на выставку собак, кошек,
        птиц, рыбок или других интересных Вам животных?
    28. Вам приходилось получать питомство от Ваших животных?
    29. Вам случалось по собственному желанию делать заметки о животных для
        журнала, газеты или стенгазеты?
    30. Спаниель – это служебная собака?
    31. Вы считаете крапиву неприятным растением?
    32. Вы находите интересным послушать сообщения знатоков природы  об  их
        наблюдениях?
    33. Вы готовы потратить время, чтобы научиться у специалиста  собирать,
        засушивать и сохранять природные материалы для композиций?
    34. Правда ли, что Вы вряд ли  отзоветесь  на  объявление  в  газете  с
        предложением поехать в воскресенье расчищать лес от мусора?
    35. Бамбук – это трава?
    36. Вы согласны, что серьезный человек не станет просто так бродить  по
        лесу? (да, не стану; нет, стану)
    37. Вы используете потребность в поиске новых знаний о природе?
    38. Вы согласитесь по просьбе музея собрать и оформить ботаническую или
        зоологическую коллекцию природы Вашей местности?
    39. Вы стремитесь раскрывать людям красоту, тайны природы?
    40. Биология – это наука о изучении всей природы?
    41. Вы сочтете чудаком человека,  который  находит  приятным  кваканьем
        лягушек на болоте?
    42.  Просматривая  научно-популярные  журналы,  Вы  в  первую   очередь
        обращаете внимание на статьи о природе?
    43. Вы согласны часами проводить время с человеком, который  научил  бы
        Вас вести наблюдения за жизнью природы?
    44. Вы участвуете в работе экологических групп,  движении  «зеленых»  и
        т.п.?
    45. В пустыне можно замерзнуть, простудиться?
    46. У Вас вызывают неприязнь бродячие собаки и кошки?
    47. Вы бы поехали специально в другой город на зоологическую  выставку,
        в ботанический сад, музей природы?
    48. Вам трудно умело оборудовать аквариум или клетку для попугаев?
    49. Вам приходилось вступать в конфликт с людьми, которые  сильнее  Вас
        или выше по своему положению, если они могли нанести ущерб природе?
    50. Белый медведь охотиться на пингвинов?