Шпоры по истории социологии

|Социология Огюста Конта, основные принципы|Эволюционная социология Спенсера.         |
|и понятия.                                |Герберт Спенсер (1820-1903)               |
|Основоположник научной социологии Исидор  |-”Социологическая статика” и “Принципы    |
|Огюст  Мария Франсуа Ксавье Конт          |социологии”. Продолжил и развил           |
|(1798-1857): “План научных работ          |социологическую традицию К., хотя не      |
|необходимых для реорганизации общества” - |считал его своим учителем. С. считают     |
|1822, “Курс позитивной философии” - 1842, |основоположником социал-дарвинизма.       |
|”Система позитивной политики”- 1854       |Согласно С. - общество - сверхорганический|
|(социальная статика и социальная          |агрегат, развивающийся по законам         |
|динамика). К, полагал, что законы развития|эволюции. Эволюция - осуществляется в     |
|общества схожи с физическими и            |борьбе за существование между обществом и |
|биологическими законами. Признаками       |окружающей средой и различными обществами.|
|общества являются территория, население,  |В этой борьбе страх перед живыми и        |
|совершенная власть и правительство. В     |мертвыми  выливается в конфликт. Страх    |
|иерархии наук  1) каждая высшая ступень   |перед живыми порождает политические       |
|зависит и низшей, 2) с каждым новым этапом|действия, выражающиеся в милитаризме и    |
|знание усложняется 3) социология занимает |порождающие социальную организацию и      |
|ведущее место в системе наук. Для         |государство; страх перед мертвыми -       |
|социологии характерны 4 метода познания:  |религию, как основу культуры. Социальная  |
|наблюдение, эксперимент, сравнение,       |политика призвана исходить из             |
|исторический метод. Выводы должны не      |эмпирического изучения                    |
|зависеть от позиции исследователя. Такой  |социально-культурного контекста явлений,  |
|подход он назвал позитивным (позитивизм). |ее значение в том, чтобы дать естественный|
|                                          |ход процессу эволюции, освободив его от   |
|Общество представляет собой “коллективный |произвола отдельных индивидов и групп.    |
|организм” в основе развития которого лежит|Исходя из этого С. сформулировал закон    |
|развитие всех членов коллективности,      |“равной свободы”. Главная задача          |
|ориентированного на достижение консенсуса.|государства - обеспечение соблюдения      |
|Социальный прогресс проявляет себя как    |закона равной свободы.                    |
|увеличение специализации функций. Индивиды|                                          |
|- компоненты социального организма и части|                                          |
|социальной ткани - неизменны, общество    |                                          |
|развивается через совершенствование       |                                          |
|(гармонизацию) связей между индивидами.   |                                          |
|Стадии прогресса: 1)теологическая         |                                          |
|2)метафизическая 3)научная. Главную       |                                          |
|ценность социологии К. видел в применении |                                          |
|к обществу научных принципов реформизма.  |                                          |
|Механизмами социальных реформ К. считал   |                                          |
|три  силы и класса: материальную (деловые |                                          |
|люди и лидеры о-ва), интеллектуальную     |                                          |
|(ученые социологи и священники) и         |                                          |
|моральную (женщины).                      |                                          |
|Социология Э.Дюргейма.                    |Формационная теория Карла Маркса.         |
|Э.Дюркгейм (1858-1917) “Правила           |К.Маркс (1798-1883) и Ф.Энгельс  - критик |
|социологического метода”- - ввел понятие  |капитализма - считается творцом концепции |
|“социального факта”, которые он считал    |социального конфликта: уничтожения        |
|независимыми от воли и сознания людей и   |общества и замены его более справедливым. |
|являющихся принудительной силой,          |М. выступал за революционный путь         |
|заставляющих людей действовать            |преобразований. Развитие общества по М.   |
|определенным образом. Д. подразделял сой. |происходит путем качественных скачков  от |
|факты на материальные (демографические,   |одной общ,-экон. формации к другой        |
|географические и т.д.) и духовные         |(Перв.-общ, об-во, рабовладение,          |
|-коллективные представления (привычки,    |феодализм, капитализм, социализм).        |
|традиции, обычаи, правила поведения).     |Развитие общества -объективно-исторический|
|Общество по Д. - самостоятельное бытие,   |процесс, независимый от воли и сознания   |
|наделенное превосходством над индивидом.  |людей, в его основе лежит развитие        |
|Главным критерием соц. развития Д. считал |экономических отношений. Каждая формация  |
|“социальную солидарность”, а силой        |характеризуется определенным уровнем      |
|созидающей социальное целое - разделение  |развития производительных сил (технологии |
|труда. Солидарность покоится на           |и машины) и производственных отношений    |
|коллективном сознании - традициях и       |(классы и институты), характеризуемых     |
|верованиях, которые разделяют члены       |понятием способ производства.             |
|общества. Коллективное сознание отражает  |Противостоянию классов  он придавал       |
|характер народа, но независимо от него.   |абсолютное значение. Вся история до       |
|Разделение труда обуславливает обмен,     |капитализма рассматривалась, как история  |
|юридической формой которого является      |нарастания антагонизма между              |
|договор и взаимные обязательства членов   |эксплуатирующими (присваивающими          |
|общества, созидающие сотрудничество и     |общественное богатство) и эксплуатируемыми|
|кооперацию.  Д. различает механическую и  |(создающими общественное богатство)       |
|органическую солидарность. Первая покоится|классами. Отсюда следует, что дальнейшее  |
|на принуждении, вторая на терпимости и    |общественное развитие возможно только     |
|демократии. Значительное место в системе  |путем  уничтожения одних классов другими, |
|коллективных представлений и механизмах   |отменой частной собственности и заменой   |
|солидарности Д. отдавал религии, включив в|классового общества бесклассовым.         |
|нее всю систему верований, развил         |Рассмотренные социологические концепции в |
|концепцию “религии без Бога”.             |той или иной мере относятся к             |
|                                          |позитивистскому направлению в социологии -|
|                                          |утверждению примата общества и его        |
|                                          |структур над человеком. Человек           |
|                                          |рассматривается как универсальное         |
|                                          |существо, а его природные способности и   |
|                                          |мотивы - оказываются вне внимания         |
|                                          |социолога. Противоположное направление в  |
|                                          |социологии, исходящей из природных свойств|
|                                          |и мотивов людей, носит название           |
|                                          |“понимающей социологии”. Родоначальником  |
|                                          |этого направления можно считать  Ф.       |
|                                          |Тённиса.                                  |
|                                          |                                          |
|                                           |Социология Зиммеля (принципы и понятия).  |
|Социология Тенниса (основные работы,       |Георг Зиммель ( 1858-1918) - Основатель   |
|принципы, понятия).                        |формальной социологии, представитель      |
|Фердинанд Тённис (1855-1936) -  “Общность и|“философии жизни”. Настаивал на           |
|общество”, “Введение в социологию” -       |противоположности законов природы и       |
|рассматривает социологию как науку о       |общества, так как “жизнь” понималась им   |
|человеке, его физической, психической и    |как процесс “творческого становления”,    |
|социально-природной сущности. Соц. сущность|неисчерпаемый рациональными средствами и  |
|человека по Т. заключается  в его          |постигаемый интуитивно. “Переживание      |
|мыслительных способностях, определяющих    |жизни” объективируется в многообразных    |
|существование людей. Человеческие мысли    |формах культуры. “Трагедия жизни” -       |
|находят выражение в формах человеческого   |противоречие между творчеством и          |
|бытия: обществе,  церкви, государстве.     |застывшими формами культуры.              |
|Общество является выражением взаимосвязи   |З. считал, что над миром конкретного бытия|
|людей, к которым относятся симпатии и      |возвышается  мир идеальных  ценностей -   |
|антипатии, доверие и недоверие, свобода и  |чистая форма, фиксирующая  устойчивые,    |
|обязанности. Эти социальные связи Т.       |универсальные черты социальных явлений..  |
|определяет как общественные сущности,      |Чистая форма - это отношения индивидов    |
|определяющие общественное поведение и      |изолированные от конкретных мотивов и др. |
|сущности индивидов. Связи порабощают       |психологических актов. В центре внимания  |
|человека если он не осознает их, осознание |соц. концепции З. находятся “человеческие |
|помогает представить зависимость как       |взаимодействия” опосредованные формами    |
|естественную, как взаимозависимость и      |обобществления (культурой). З. называл    |
|управлять ей, освобождаясь от  порабощения.|социологию “геометрией социального        |
|Результатом осознания является появление   |взаимодействия”, представляя ее как       |
|общественной воли, составляющей основу     |формально-логическую общественную теорию. |
|общества и общности (общины). Воля         |Проявлениями человеческого взаимодействия |
|проявляет себя в двух формах - простой     |З. считал подчинение и господство,        |
|(сущностной или эмоциональной) и           |специализацию и дифференциацию функций в  |
|рациональной -  осознанной. Высшим         |процессе деятельности, явления конфликта и|
|выражением эмоциональной воли является     |соперничества, образование  партий и т.д. |
|творчество, рациональной - производство.   |Формами взаимодействия являются ассоциация|
|Тённис разделяет понятие общества, где     |и диссоциация. Ассоциация индивидов       |
|господствует рациональная воля и общности  |предполагает их права и обязанности,      |
|(общины), где господствует естественная,   |поэтому общество З. рассматривал как      |
|эмоциональная воля. Ассоциации, где        |систему отношений, способную обуславливать|
|перемешаны общество и общности (общины) Т. |обязанности индивидов.Процессам ассоциации|
|называет общественными системами и         |противостоят процессы диссоциации,        |
|различает: социальные связи -общины        |выливающиеся в конфликт.  Высшей формой   |
|(общности по духу), коллективы (симбиоз    |конфликта является конфликт между         |
|духа и выгоды) и организации (общности на  |творчеством и культурой, обуславливающий  |
|основе выгоды). Социальность основанная на |обязанности и ограничение свободы индивида|
|общности (коммунизм) в ходе исторического  |в ассоциации.                             |
|прогресса заменяется общественной          |                                          |
|социальностью (государством) , высшим      |                                          |
|выражением которой Т. считал               |                                          |
|“международный социализм”.                 |                                          |
|Социология М.Вебера (основные работы,      |Классификация наук Огюста Конта.          |
|принципы).                                 |Идея объединения наук, сведения всей      |
|Макс Вебер (1864-1920) “Протестантская     |совокупности знаний к ограниченному числу |
|этика и дух капитализма”, “Хозяйство и     |простых и ясных положений, например, к    |
|общество”. Вебера иногда называют          |законам Ньютона, было популярно еще в 18  |
|капиталистическим Марксом, поскольку он    |веке. Однако Конт стремился к             |
|разрабатывал социологию экономического     |органическому синтезу наук, при котором их|
|поведения людей.  Исходным тезисом В.      |законы, хотя и связанные иерархически, не |
|является тезис о том, что                  |сводятся к простым законам физики. Конт   |
|конкретно-историческая констатация         |пытался рассмотреть вопрос о том, как     |
|действительности (социальные факты) не     |каждая из основных наук относится к своей |
|могут дать нам знания о ней. Главным       |позитивной системе и какое ее направление,|
|инструментом познания у В. выступают т.н. -|то есть определить науку с двух сторон: ее|
|идеальные типы - теоретические категории.  |существенные методы и ее основные         |
|Они конструируются для соотнесения с       |результаты.                               |
|реальностью и таким обр. служат            |Огюст Конт классифицирует науки по        |
|инструментом исследования. Примерами И.Т.  |нескольким основаниям:                    |
|являются бюрократия, религия, капитализм  и|историческому (но времени и               |
|т.д. Вместе с тем, социальные типы         |последовательности возникновения),        |
|предшествуют социальному действию и        |логическому (от абстрактного к            |
|определенным образом ориентируют его. В.   |конкретному), по сложности предмета       |
|выделил четыре типа социального действия:  |исследования (от простого к сложному), по |
|1) целерациональный 2)                     |характеру связи с практикой. В результате |
|ценностнорациональный  3) традиционный 4)  |основные науки расположились в следующем  |
|аффективный                                |порядке: математика, астрономия, физика,  |
|На основе своего метода В. дал             |химия, биология, социология.              |
|интерпретацию функционирования современного|Математика, по мнению Конта, меньше всего |
|ему общества, которое он отождествлял с    |зависит от других наук, является наиболее |
|культурно-историческими рамками “западной  |абстрактной, простой и отдаленной от      |
|цивилизации”. Участвуя в производстве      |практики и поэтому возникла раньше других |
|индивид  проявляет свои личностные         |форм научного познания. Социология,       |
|способности и компетенцию и играет роль в  |напротив, непосредственно связана с       |
|зависимости от этих качеств. Многообразие  |практикой, сложна, конкретна, возникла    |
|ролей складывается в систему социальных    |позже других, так как опирается на их     |
|институтов, которые на определенном этапе  |достижения.                               |
|приобретают свою логику бытия, независимую |Конт выступает упразднителем философии в  |
|от воли составляющих их индивидов,         |старом традиционном смысле слова. В       |
|становясь сверхличностными субъектами      |представлении Конта старая метафизичная   |
|социального действия и развивая системы    |философия не имеет ни своего метода,      |
|норм и правил, навязывают их               |отличительного от методов науки.          |
|индивидам,контролируют и подчиняют         |Позитивная же философия является          |
|последних. Сами институты  эволюционизируют|систематизацией наук того, что есть       |
|в суперорганизацию, цели которой уже не    |«научного в науках».                      |
|совпадают ни с целями индивидов, ни с      |Чтобы изложить позитивную философию, нужно|
|целями общества в целом.                   |изложить систему наук, анализ из          |
|В работе “Протестантская этика и дух       |предметов, методов, законов, сходств и    |
|капитализма” В. проанализировал влияние    |отличий. В основу классификации наук Конт |
|протестантской этики (сам он считал ее     |положил из объективные признаки. Он       |
|целерациональной) на становление и развитие|разделил науки на абстрактные и           |
|капитализма, раскрыв эволюцию аскетических |конкретные. Абстрактные науки изучают     |
|принципов протестантизма до                |законы определенных явлений, которые      |
|функционирования системы капитализма в     |применяют эти законы к частным областям.  |
|целом.                                     |Например, биология - общая абстрактная    |
|                                           |наука, применяющая общие законы биологии. |
|                                           |Конт выделил 5 абстрактных, теоретических |
|                                           |наук: астрономия, физика, химия, биология |
|                                           |и социология, соответствующие науки.      |
|                                           |Социальные явления, по Конту, отличаются  |
|                                           |наибольшей сложностью и в то же время     |
|                                           |зависимостью от других, что объявляет     |
|                                           |позднее возникновение социологии. Следует |
|                                           |заметить и то, что социология вначале     |
|                                           |называлась Контом социальной физикой, то  |
|                                           |есть позитивную науку об обществе Конт    |
|                                           |называл вначале социальной физикой, а     |
|                                           |позднее, когда он переосмыслил ее предмет |
|                                           |и методы исследования, он назвал ее       |
|                                           |социологией. Это переименование он        |
|                                           |объяснил не своим причастием к            |
|                                           |неологизмам, а необходимостью создания    |
|                                           |новой дисциплины, посвященной позитивным  |
|                                           |исследованиям детальных законов,          |
|                                           |свойственным обществу и общественным      |
|                                           |феноменам.                                |
|                                           |Конт указывал, что социология должна быть |
|                                           |теоретической наукой, в отличие от        |
|                                           |описательной «социальной физики» - А.     |
|                                           |Кегле. Превращение социологии в позитивную|
|                                           |науку завершает систему позитивной        |
|                                           |философии, тем самым знаменуя наступление |
|                                           |позитивной стадии человеческого ума и     |
|                                           |человеческого общества. Итак, то означало,|
|                                           |что Конт совершил настоящую позитивную    |
|                                           |революцию, победу науки над схоластикой и |
|                                           |метафизикой.                              |

|Социология Вильфредо Парето (1848-1923)   |Социально-психологическая теория «толпы»  |
|«Курс политической экономии, трактат по   |Густава Лебона.                           |
|общей социологии»                         |«Психология народов и рас» Толпа и раса – |
|Основу его теории общественных процессов  |две важнейшие категории. Считая, что ХХ   |
|определяют человеческие поступки,         |век – век толпы. Все человеческая история |
|определяемые иррациональными инстинктами. |ведет к уничтожению человека, с каждым    |
|Общество-система взаимодействующих        |веком человек становится все хуже. Толпа –|
|индивидов. Все в человеке это «остатки» и |это группа людей, охваченная общим        |
|«производные» (деревации). «Остатки» -это |настроением, стремлением и чувствами.     |
|побуждения, желания, интерес,             |Первым выделил основные черты толпы:      |
|«производные» - это обоснование человеком |заражаемость общей идеей, сознание        |
|его поведения. Социальное неравенство-    |непреодолимости своей силы, утрата чувства|
|неравномерное распределение остатков.     |ответственности,  нетерпимость, догматизм,|
|Общество имеет вид пирамиды: наверху      |восприимчивость к внушению, готовность к  |
|одаренные, внизу вожди. Общество постоянно|импульсивным действиям и бездумному       |
|в равновесии, разные интересы             |следованию за лидером. Толпу разделил на  |
|уравновешивают друг друга.  Концепция     |два типа: - разнородная (уличные группы) и|
|циркуляции элит. Элита делится на правящую|однородная толпа  (секты, классы).        |
|(политическая и экономическая) и          |Габриель Тард - теория «подражания»       |
|неправящую (творческая). Циркуляция       |«Социальные работы» , «Законы подражания» |
|заключается в том, что одаренные          |Основу общественного развития всех соц.   |
|представители низов поднимаются в         |Процессов составляют межиндивидуальные    |
|правящую, а из правящей элиты кто-то не   |отношения – это есть основа социологии (по|
|выдерживает конкуренции и деградирует.    |его мнению). «Идея подражания» - основная |
|Постоянная циркуляция – это неизбежно, не |теория. Суть теории: стремление людей     |
|прекращаемо, это закон существования в    |подражать. Она основная движущая сила     |
|общества. Наивысшим принципом политической|прогресса. Это соизмерение своих поступков|
|жизни является власть. Идеология – это    |с другмим. Первичный социальный факт      |
|результат «производных». Идеология        |состоит  в в подражании, оно предшествует |
|существует в разных формах. Идеология это |разделению труд, взаимопомощи. Оно –      |
|средство борьбы элит.                     |начало начал. Закон подражания действует  |
|                                          |всегда. «Прогресс невозможен без          |
|                                          |подражания» (перенимание знаний и умений) |
|                                          |Существует три типа подражания в обществе:|
|                                          |Взаимное (между людьми), подражание       |
|                                          |обычаям, традициям,   подражание идеалу.  |
|                                          |Межклассовой борьбы не существует, т.е.   |
|                                          |она должна быть в форме сотрудничества.   |
|Инстинктивизм Вилиама Макдуга             |                                          |
|Суть: все общественные явления объясняются|                                          |
|в терминах инстинкта, стремлений,         |                                          |
|побуждений, различных импульсов, причем   |                                          |
|все это неосознанно. Профессор Гарварда   |                                          |
|«Введение в социальную психологию» Он     |                                          |
|считал, что психология – это основа любой |                                          |
|социальной науки. Основной движущей силой |                                          |
|являются инстинкты. Психология инстинкта. |                                          |
|Инстинкт в его понимании, это врожденное  |                                          |
|или природное психофизическое             |                                          |
|предрасположение, которое заставляет      |                                          |
|индивида воспринимать определенные        |                                          |
|объекты,  обращать на них внимание и      |                                          |
|испытывать при этом определенное          |                                          |
|эмоциональное возбуждение и действовать по|                                          |
|отношению к ним определенным образом.     |                                          |
|Выделял порядка 20 основных инстинктов:   |                                          |
|воспроизводства, любопытства, драчливости |                                          |
|или враждебности.                         |                                          |



                        Вопросы по истории социологии


 1. Зарождение и становление социологии как науки.
 2. Классификация наук Огюста Конта.
 3. Идеальные типы социологии Макса Вебера.
 4. Социальная статика и социальная динамика Огюста Конта.
 5. Социология и религия Макса Вебера.
 6. Социал-дарвинизм как теоретическое направление в истории социологии.
 7. Формационная теория Карла Маркса.
 8. Социология Огюста Конта, основные принципы и понятия.
 9. Социология Паретто.
10. Теория конфликта, классовая борьба и соц.революция соц.«марксизма».
11. Психоаналитическая социология Фрейда.
12. Понятие «общество» в социологии Спенсера
13. Социология Э.Дюргейма.
14. Общество и культура, психоаналитическая культура Фрейда
15. Социология «марксизма», основные принципы и понятия.
16. Теория соц.действия М.Вебера, типы соц.действий.
17. Социально-психологическая теория «толпы» Густава Лебона.
18. Эволюционная социология Спенсера.
19. Позитивизм, как теоретическое направление в истории социологии.
20. Социология Тенниса (основные работы, принципы, понятия).
21. Социологические идеи в творчестве Людвига Гумпловича.
22. Концепции конфликтов и интересов в творчестве Ратценхофера.
23. Психологический эволюционизм  у Уорда.
24. Формальная социология (основные принцмпы, представители и понятия).\
25. Психологические направления в истории социологии (основные принципы и
    понятия).
26. Теория циркуляции Паретто.
27. Социология М.Вебера (основные работы, принципы).
28. Социология Гарда (основные принципы и понятия).
29. Инстинктивизм Мак-Дугакка.
30. Теория «подражания» Тарда.
31. Понимающая социология (основные представители, принципы и понятия)
32. Социология Зиммеля (принципы и понятия).
33. Теория личности Фрейда.
34. «Общность» и «общество» в социологии Тениса.
35.  Проблема отчуждения в социологии Зиммеля (философия денег).
36. Проблема самоубийства в социологии Дюркгейма, понятие «аномия»



|  В социальном анализе О. Конт выделил два|Социальная статика и социальная динамика  |
|направления:                              |Огюста Конта.                             |
|изучение социального порядка – социальную |Теория личности Фрейда.                   |
|статику;                                  |структуре личности Фрейд выделяет Оно, Я, |
|изучение социальных процессов и изменений |сверх-Я (Ид, Эго, супер-Эго).             |
|– социальную динамику.                    |Оно — это первоначальная, основная,       |
|В плоскости первого исследуются           |центральная и вместе С тем наиболее       |
|предпосылки существования и законы        |архаичная часть личности. Оно, считает    |
|функционирования общественной системы, а  |Фрейд,— «содержит все уникальное, все, что|
|другого – законы развития и изменений     |есть при рождении, что заложено в         |
|социальных систем.  Французский социолог  |конструкции — кроме всего прочего,        |
|поставил перед собой задачу: раскрыть     |следовательно, те инстинкты, которые      |
|законы социального существования в его    |возникают в соматической организации и    |
|организованных формах и процессах         |которые в Оно находят первое психическое  |
|развития.                                 |выражение в форме, нам неизвестной». Оно  |
|«Всеобщее благополучие», которое ученый   |служит источником энергии для всей        |
|положил в центр своего понимания общества |личности, и вместе с тем Оно — целиком    |
|– это последствие присущих человеку       |бессознательно. Мысли или чувства,        |
|врожденных психологических черт, которые  |вытесненные из сознания в бессознательное |
|подталкивают его к общественной жизни. Эти|Оно, по-прежнему способны влиять на       |
|черты сводятся к двум склонностям людей:  |психическую жизнь человека, при этом со   |
|быть в обществе себе подобных и делать    |временем сила этого влияния не            |
|вместе с другими добро другим. При этом   |уменьшается. Оно можно сравнить со слепым |
|необходимо преодолевать эгоистические     |и глухим диктатором, власть которого      |
|стремления, которые подталкивают индивидов|неограниченна, но властвовать он может    |
|отрекаться от гражданского положения. В   |только через посредников.                 |
|борьбе двух инстинктов: социального       |Оно развивается из Я и в отличие от       |
|(альтруистического) и индивидуалистичного |последнего находится в постоянном контакте|
|(эгоистического) в историческом развитии  |с внешним миром. Я защищает Оно, как кора |
|победил первый,  и это реализовалось в    |дерево, но при этом питается энергией Оно.|
|наиболее распространенных формах          |Посредством накапливания опыта (в памяти) |
|социальной общности, таких как семья и    |Я набегает опасных раздражителей,         |
|трудовая кооперация. Предложенные Контом  |адаптируется к умеренным и, главное,      |
|законы социальной статики –               |осознавая мир, посредством активной       |
|дифференциация, централизация власти и    |деятельности способно перестраивать  его  |
|развитие общей морали – стали фундаментом |себе на пользу. Развиваясь, Я постепенно  |
|его видения социального порядка.          |обретает контроль над требованиями Оно,   |
|Изучение законов развития общества в      |решая: будет ли инстинктивная             |
|системе французского теоретика            |потребляемость реализована сиюминутно или |
|предполагается в плоскости социальной     |ее удовлетворение будет отложено до более |
|динамики. Под таким углом зрения          |благоприятных обстоятельств. Таким        |
|рассматриваются «законы наследования», или|образом, Оно реагирует на потребности.    |
|модели изменений социальных систем во     |Я—на возможности. Я находятся под         |
|времени. Такие изменения обусловлены      |постоянным воздействием внешних (среда) и |
|философскими доминантами социума. То есть,|внутренних ;                              |
|решающим фактором считается прогресс      |(Оно) импульсов. Нарастание этих импульсов|
|человеческого духа. Социальный прогресс – |сопровождается напряжением, чувством      |
|это продукт интеллектуального развития,   |«неудовольствия», уменьшение —            |
|который проходит 3 стадии – теологическую,|релаксацией, чувством «удовольствия.» «Я,—|
|метафизическую и, в конце концов,         |считает Фрейд,— Стремится к удовольствию в|
|позитивную. Этим стадиям соответствуют    |старается избежать неудовольствия!.       |
|определенные формы хозяйства,             |Супер-Я развивается из Я и является судьей|
|общественного строя, политики, искусства. |и цензором его деятельности и мыслей. Это |
|Контовский «закон трех стадий»            |хранилище выработанных обществом моральных|
|иллюстрирует его тезис, что социальное    |установок и норм поведения. Фрейд         |
|развитие зависит от интеллектуального     |указывает на три функция супер-Я: совесть,|
|развития человечества.                    |самонаблюдение, формироване идеалов.      |
|                                          |В качестве совести супер-Я судит,         |
|                                          |ограничивает, запрещает вли разрешает     |
|                                          |сознательную деятельность. Самонаблюдение |
|                                          |возникает из способности супер-Я          |
|                                          |(независимо от Оно и Я) оценивать         |
|                                          |деятельность. направленную на             |
|                                          |удовлетворение потребности, Формирование  |
|                                          |идеалов связано с развитием самого        |
|                                          |супер-Я, Иногда неправильно отождествляют |
|                                          |супер-Я с поведением одного из родителей. |
|                                          |«Супер-Я ребенка,— подчеркивает Фрейд,— в |
|                                          |действительности конструируется не по     |
|                                          |модели его родителей, а по модели супер-Я |
|                                          |его родителей».                           |
|                                          |Основная цель взаимодействия всех трех    |
|                                          |систем; Оно, И и супер-Я — поддерживать   |
|                                          |или (при нарушении) восстанавливать       |
|                                          |оптимальный уровень динамического развития|
|                                          |душевной жизни, увеличивая удовольствие и |
|                                          |сводя до минимума неудовольствие.         |
|                                          |От напряжения, испытываемого под          |
|                                          |воздействием различных сил (внутренних,   |
|                                          |внешних), Я оберегает себя с помощью таких|
|                                          |защитных механизмов, как вытеснение,      |
|                                          |отрицание, рационализация, реактивные     |
|                                          |образования, изоляция, проекция и         |
|                                          |регрессия.                                |
|                                          |                                          |
|                                          |                                          |
|                                          |                                          |