Государство, право, мораль

Введение
      В данной   курсовой  работе   я   постарался  рассмотреть  особенности
взаимоотношений государства, права и морали.  На  протяжении  многих  веков
этот вопрос волновал лучшие умы человечества. И сейчас он не потерял  своей
актуальности,  потому  что  эти  понятия  являются   важнейшими   факторами
общественной эволюции, непременными спутниками современного общества. От их
взаимодействия  зависит  не  только  развитие  ,  но   и   само   выживание
человечества.
         Государство и  право  как  социальные  институты  существовали  не
всегда  .  Если  «естественное  общество»  возникает  вместе  с  появлением
древнего человека ( homo habelis- “человек умелый”  )  около   2  млн.  лет
назад , а «гражданское общество» - с появлением человека современного  типа
( homo sapiens - «человек разумный»)  примерно  40  тыс.  лет  назад  ,  то
впервые государство и право возникли в Египте не позднее 5 тысяч лет назад.
Следовательно, длительное время общество обходилось без государства и права
, и  строило  свои  взаимоотношения  при  помощи  обычаев  и  норм  морали.
Возникновение  государства  и  права  было  следствием    действия   закона
возрастающего  разнообразия деятельности  людей,  которые  преследуют  цели
реализации своих   разнообразных  потребностей.  Возрастающее  многообразие
потребностей  и форм деятельности требовало их интеграции и регуляции. Так,
на смену примитивным  формам   организации   и  регуляции  жизни  человека,
какими были первобытное стадо, род, племя , союз  племен,  приходили  более
совершенные и сложные. Ими стали  государство  и  право.  Поэтому  с  точки
зрения механизма, т.е. набора  правил,  средств  и  институтов,  с  помощью
которых организовалась и регулировалась  жизнедеятельность человека   можно
выделить два этапа в развитии   человеческого  общества:  1)  общество  без
государства (догосударственное  общество и 2) общество с  государством    (
государственно организованное общество) . Необходимо  также  отметить  что,
каждое  исторически  конкретное  общество   требует   строго   определенной
меры  социального  регулирования  общественных  отношений.
    Регулирование    общественных    отношений     осуществляется     путем
реализации  определенных  социальных  норм:  норм   права,   норм   морали,
норм,  установленных  общественными  организациями,  норм   обычаев,   норм
традиций,  норм  ритуалов  и  т.д.  В  общем  плане  социальные   нормы  --
это    правила    поведения    общественного    характера,     регулирующие
взаимоотношения  людей   и   деятельность   организаций   в   процессе   их
взаимодействия.  Существует   точка   зрения,   что   нравственные   законы
заложены   в   самой   природе   человека.   Внешне   они   проявляются   в
зависимости   от   той   или   иной   жизненной   ситуации,    в    которой
оказывается  индивид.  Другие  же  категорически  утверждают,   что   нормы
нравственности - это  требования,  обращенные  к  человеку  извне.
    Видимо, нет оснований проводить  водораздел  между   индивидуальным   и
социальным   характером   нравственных   требований,   поскольку   в    них
органически   переплетаются  элементы  того  и  другого.  Ясно  одно,   что
любая   социальная  норма  имеет  общий  характер, и  в  этом  смысле   она
адресуется  не  к  конкретному  индивиду,  а   ко   всем   или  к   большой
группе  индивидов.  Моральные  нормы   регулируют   не   «внутренний»   мир
человека,  а  отношения  между   людьми. Однако  не  следует  упускать   из
виду   индивидуальные   аспекты   нравственных   требований.  В    конечном
счете,   их  реализация  зависит   от   нравственной   зрелости   человека,
прочности  его  моральных  воззрений,  социальной   ориентированности   его
индивидуальных  интересов.  И  здесь  первостепенную  роль   играют   такие
индивидуализированные  моральные  категории,  как  совесть,  долг,  которые
направляют  поведение   человека   в   русло   социальной   нравственности.
Внутреннее  убеждение  индивида  в   нравственности  или  безнравственности
 своего  поступка  в  значительной  мере  определяет   и   его   социальную
значимость.
              Элементами  морального  регулирования  являются:
     - идеал,  выражающий  представление   общества,   классов,   социальной
       группы  о  нравственном  совершенстве;
     - система  норм,  соблюдение  которых  является  необходимым   условием
       функционирования   общества,   достижения    им    своих    моральных
       ценностей;
     - особые  формы   социального   контроля,   обеспечивающие   реализацию
       моральных  норм,  в  том  числе  общественное  мнение.
    Можно с  полной  уверенностью  сказать,  что  мораль  является  как  бы
прародительницей и государства и права, и  что  отвечать  народным  чаяниям
может только то государственное устройство, в  котором  и  право  и  мораль
находятся в теснейшем взаимодействии.

                I . Определение государства , права и  морали

    С древнейших времен людей интересовал вопрос, что такое  государство  и
что  такое  право  и  мораль.  Интересовал,  прежде   всего,   потому,   что
государство ,право и мораль как и в древнем и в современном  мире,  так  или
иначе, касаются каждого человека.
    Что же такое государство? Есть два  значения  этого  слова,  во-первых,
страны, т.е. политико-географического  образования,  во-вторых,  организации
политической власти, системы институтов власти.
    Понятие "государство" связанно  с  двумя  более  широкими  понятиями  -
"общество и власть".
    Общество   -   это   общность   людей   на   определенной   территории,
характеризующаяся  экономическим  и  духовным   единством   и   целостностью
организации жизни.
    Главная черта общества заключается в том, что  оно  представляет  собой
систему разумных существ, т.е. "особый самостоятельный социальный  организм,
охватывающий все население на той или иной территории.
    Выделяются две разновидности общества:
         1. неразвитые общества, т.е. общества с еще  не  сложившимися,  не
утвердившимися   экономическими,   политическими,   социальными,   духовными
отношениями, институтами.
      2. развитые общества,  т.е.  с  уже  сложившимися,  сформировавшимися
         отношениями, и институтами.
    Существенно деление общества и на такие две группы:
    a)  общества,  в  которых  необходимые   единство   и   организованность
       достигаются в основном за счет внутренних  экономических  и  духовных
       факторов (демократические общества);
    b)  общества,  в  которых  необходимые   единство   и   организованность
       достигаются в основном в результате использования действующей внешней
       силы  -  власти  (недемократические  общества   (с   авторитарной   и
       тоталитарной властью)).
    Из этого вытекает значение понятия власть.
    Власть - это отношение господства и  подчинения,  при  которых  воля  и
действия одних лиц (властвующих) доминируют над  волей  и  действием  других
лиц (подвластных).
      Определяющей  чертой  власти   является   возможность   одних   людей,
организаций господствовать над другими организациями и людьми, над  их  воле
и действиями.
    Власть призвана служить обществу, обеспечивать его целостность, служить
личности, обеспечивать и охранять права и свободы граждан.
    Есть две разновидности власти:
             1. естественная власть – в семье, в обществах по интересам;
             2. власть, которая «навязывается», выступает как внешняя сила –
                в партиях, в общественных объединениях и т.д.
    Особо выделяется политическая власть,  которая  является  «аппаратной»,
т.е.  осуществляется  через  аппарат   власти,   институты   организованного
государственного принуждения.
    Само по себе возникновение государства выражает вхождение человеческого
общества  в  цивилизацию,  т.е.  обретение  им  качеств   саморегулирующейся
системы, развивающейся на своей собственной основе. Важнейшей  особенностью,
характеризующей государство в условиях цивилизации,  движение  к  свободе  –
постепенно  утверждающаяся  автономия   личности,   экономическая   свобода,
основанная  на  частной  собственности,  участие   личности   в   управлении
обществом (народовластие в тех или иных формах).
    По мере совершенствования цивилизации,  роста  и  упрочения  демократии
государство превращается  из простого, из «просто» организации  политической
власти,   из   примитивного,    «варварского»    принудительно-репрессивного
образования   в   политическое   общество,   организованное,   где    власть
функционирует  в  комплексе  со  всеми  институтами  власти,  государства  в
соответствии с принципом разделения властей.
    Исторический процесс идет от несовершенного,  неразвитого  государства,
выступающего обычно как диктаторская  государственная  власть,  к  развитому
государству, где регулируются народовластие, экономическая свобода,  свобода
личности.
    Вместе с этой основной закономерностью в  развитии  государства,  может
быть отличен и ряд других:
«уход» государства от экономики, все большее его отделение от  хозяйственной
жизни, от выполнения функций собственника;
развитие  конституции,  институтов  и  правовых   механизмов,   сдерживающих
политическую власть,  вводящих  ее  в  четко  очерченные  рамки,  в  строгий
правовой режим;
все большее преобладание республиканской формы правления;
эволюция в формах и методах деятельности  государственных  органов,  их  все
большее подчинение закону, нравственным, гуманным началам.
    Развитие государства в  любую  эпоху  неотделимо  от  развития  (иногда
противоречиво) всего общества, его  экономики,  культуры,  морали,  духовной
жизни.                                  В передовых демократических  странах
 в области политико-государственной жизни все большее  значение  приобретают
такие тенденции:
 1. государство все больше становится «государством  человека»,  в  котором
    человек,  его  неотъемлемые  права  и  свободы,   нравственно-духовные,
    гуманитарные основы его бытия выдвигаются на первое место;
 2.  все  общество,  а  не  только  государство  ,   выступает  в  качестве
    правового;
 3. утверждаются и все более развиваются институты либеральной демократии –
    парламентариум, свободные выборы, муниципальное самоуправлении ;
 4. усиливается в  условиях  невмешательства  государства  в  экономику,  в
    частноправовые отношения социальная ориентация, в его деятельности;
 5.  возвышается  независимое   правосудие,   обеспечивается   через   него
    всесторонняя защита человека, его прав и свобод.
       Таким образом, можно  сделать  следующий  вывод:  Государство  –  это
    политико-территориальная  суверенная  организация   публичной   власти,
    располагающая социальным аппаратом в целях осуществления управленческо-
    обеспечительной, охранительной функций, способная делать  свой  веления
    обязательными  для  населения  всей  страны,   государство  –   продукт
    истории, выстраданной человечеством,  ее  опыта,  ее  ошибок.  По  мере
    развития истории позитивный потенциал государства  все  более  и  более
    раскрывается.  Поэтому,  в  условия  демократии   совершенствование   и
    укрепление государства во всем комплексе его институтов – единственное,
    естественное  и  оптимальное  направление,  по  которому  должна   идти
    политическая жизнь современного общества.
       Развитие   государства,   его   совершенствование   и    укрепление,
осуществляется , так, чтобы во  всем  комплексе  его  институтов  все  более
реализовывались начала демократии, экономическая свобода,  свобода  личности
– это закономерный процесс, отвечающий нуждам человечества.