Джон Локк. Государство и право

Учение Локка о государстве и праве.
      Джон Локк (1632-1704) изложил свое политико-юридическое учение в труде
“Два трактата о государственном правлении”.
      Локк  полностью  разделял  идеи  естественного  права,   общественного
договора,   народного   суверенитета,   неотчуждаемых    свобод    личности,
сбалансированности властей, законности восстания  против  тирана.  Дж.  Локк
развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми  и  интегрировал  в  целостное
политико-правовое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма.
      Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. По  Дж.
Локку,  до  возникновения  государства   люди   пребывали   в   естественном
состоянии. В предгосударственном общежитии “нет  войны  всех  против  всех”.
Господствует равенство ,”при котором  всякая власть и всякое право  являются
взаимными, никто не имеет больше другого”. Однако, в естественном  состоянии
отсутствуют органы, кот. могли бы беспристрастно решать споры между  людьми,
осуществлять  надлежащее  наказание  виновных   в   нарушении   естественных
законов.  Все  это  порождает  обстановку   неуверенности,   дестабилизирует
обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных  прав,
равенства и  свободы,  защиты  личности  и  собственности  люди  соглашаются
образовать  политическое  общество,  учредить  государство.  Локк   особенно
акцентирует момент согласия : “ Всякое мирное образование государства  имело
в своей основе согласие народа”.
      Государство  представляет  собой,  по   Локку,   совокупность   людей,
соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона  и
создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между  ними  и
наказывать  преступников.  От  всех  прочих  форм   коллективности   (семей,
господских владений) государство отличается  тем,  что  лишь  оно  воплощает
политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать  законы
для регулирования и сохранения собственности, а также право  применять  силу
общества для исполнения этих  законов  и  защиты  государства  от  нападения
извне.
      Строя государство добровольно, прислушиваясь только к  голосу  разума,
люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, кот. они затем  передают
государству. О каком-нибудь  полном,  тотальном  отказе  индивидов  от  всех
принадлежащих им естественных прав и свобод в  пользу  государства  у  Локка
нет и речи . право на жизнь и  владение  имуществом,  свободу  и  равенство,
человек  не  отчуждает  никому  и  ни   при   каких   обстоятельствах.   Эти
неотчуждаемые  ценности  -   окончательные   границы   власти   и   действия
государства, преступать которые ему заказано.
      Целью  деятельности  государства  ,  по  Локку,   должны  быть  охрана
собственности и обеспечение гражданских интересов.  Средствами,  призванными
содействовать осуществлению данной цели, Локк выбрал законность,  разделение
властей, оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание  в
связи с злоупотреблениями властью.
      На  закон  и  законность  Локк  возлагал  очень  большие  надежды.   В
установленном людьми общем законе, признанном ими и допущенном по их  общему
согласию в качестве меры добра  и  зла  для  разрешения  всех  коллизий,  он
усматривал первый конституирующий государство  признак.  Закон  в  подлинном
смысле - отнюдь нелюбое предписание, исходящее от  гражданского  общества  в
целом или от установленного людьми  законодательного  органа.  Титул  закона
имеет  лишь  тот  акт,  который  указывает  разумному  существу   поведение,
соответствующее его собственным интересам и  служащее  общему  благу.   Если
такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может  считаться
законом.  Кроме   того   закону   должны   быть   присущи   стабильность   и
долговременность действия.
      Ратуя за режим законности, он натаивал на следующем положении: кто  бы
конкретно ни обладал верховной  властью  в  государстве,  ему  вменяется   “
управлять  согласно  установленным   постоянным   законом,   провозглашенным
народом и известным ему, а не путем импровизированных указов”. Законы  тогда
способствуют достижению “главной  и великой цели” государства, когда их  все
знают и все выполняют. В  государстве  абсолютно  никто,  никакой  орган  не
может  быть  изъят  из  подчинения  его  законам.  Высокий  престиж   закона
проистекает из того, что он, по  Локку,  решающий  инструмент  сохранения  и
расширения  свободы  личности,  который  также   гарантирует   индивида   от
произвола и деспотической воли других лиц. “Там, где нет законов, там нет  и
свободы.”
      Как  все  иные  политические  установления,  как   само   государство,
позитивные законы создаются по воле и решению  большинства.  Локк  поясняет,
что  все  совершаемое  каким-либо  сообществом  делается   исключительно   с
одобрения входящих в него лиц. Всякое такое образование должно  двигаться  в
одном направлении, и необходимо, чтобы оно “двигалось туда, куда влечет  его
большая сила, которую составляет согласие большинства”.
      Поддерживание режима свободы,  реализация  “главной  и  великой  цели”
политического сообщества  непременно  требуют,  по  Локку,  чтобы  публично-
властные правомочия государства были четко  разграничены  и  поделены  между
разными его органами. Правомочие принимать законы  (законодательная  власть)
полагается только представительному  учреждению  всей  нации  -  парламенту.
Компетенция претворять  законы  в  жизнь  (исполнительная  власть)  подобает
монарху,  кабинету  министров.  Их   дело   ведать   также   отношениями   с
иностранными государствами. Имея в  виду  не  допускать  узурпации  кем-либо
всей   полноты    государственной    власти,    предотвратить    возможность
деспотического использования  этой  власти,  он  наметил  принципы  связи  и
взаимодействия   “отдельных  ее  частей”.  Соответствующие  типы   публично-
властной деятельности  располагаются  им  в  иерархическом  порядке.  Первой
место отводится власти законодательной как верховной (но  не  абсолютной)  в
стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с  тем   они  не  являются
пассивными  придатками  законодательной  власти  и  оказывают  на   нее   (в
частности, власть исполнительная) довольно активное влияние.
      Вопрос  о  государственной   форме,   традиционный   для   европейской
политической мысли со времен Аристотеля , тоже интересовал Локка. Правда  он
не отдавал какого-то особого предпочтения ни  одной  из  уже  известных  или
могущих  возникнуть  форм  правления;  им  лишь  категорически   отвергалось
абсолютистски-монархическое   устройство   власти.   Личные   его   симпатии
склонялись скорее к той  ограниченной,  конституционной  монархии,  реальным
прообразом которой являлась английская государственность,  какой  она  стала
после 1688 года. Для Локка важнее всего было, чтобы любая форма  государства
вырастала из общественного договора и добровольного  согласия  людей,  чтобы
она имела надлежащую “структуру  правления” , охраняла естественные права  и
свободы индивида, заботилась об общем благе всех.
      Локк отлично понимал, что нет таких  идеальных  государственных  форм,
которые были бы раз  и  навсегда  застрахованы  от  опасности  вырождения  в
тиранию - политический строй, где имеет место “осуществление  власти  помимо
права”. Когда органы власти  начинают действовать, игнорируя право  и  общее
согласие, обходя надлежащим образом принятые в государстве законы, тогда  не
только  дезорганизуется   нормальное   управление   страной   и   становится
беззащитной собственность, но порабощается и уничтожается сам народ.  Ссылки
узурпаторов  таким  способом  обеспечить  порядок,  спокойствие  и   мир   в
государстве  Локк  парировал  указанием  на  то,   что   желаемое   тиранами
спокойствие есть вовсе не мир, а ужаснейшее  состояние  насилия  и  грабежа,
выгодное единственно разбойникам и угнетателям.
      В  отношении  правителей,  которые  осуществляют  над  своим   народом
деспотическую власть, у людей остается лишь одна возможность -  “воззвать  к
небесам”, применить силу против “  несправедливой  и  незаконной  силы”.  По
закону,  “изначальному  и  превосходящему  все  людские  законы”  ,    народ
“обладает правом судить о том, судить о том, имеется ли у  него  достаточный
повод обратиться к небесам”. Суверенитет народа  ,  по  Локку,   в  конечном
счете (и это явно обнаруживается в кризисных ситуациях)  выше,  значительнее
суверенитета созданного  им  государства.  Если  большинство  народа  решает
положить предел наглости  нарушивших  общественный  договор  правителей,  то
вооруженное народное восстание с целью вернуть государство на путь  свободы,
закона, движения к общему благу будет совершенно правомерным.
Учение Локка  о государстве и праве явилось классическим выражением
идеологии раннебуржуазных революций  со всеми ее сильными и слабыми
сторонами. Оно вобрало в себя многие достижения политико-юридического
знания и передовой научной мысли 17 в. В нем эти достижения были не просто
собраны, но углублены и переработаны с учетом исторического опыта, который
дала революция в Англии. Таким образом, они стали пригодными для того,
чтобы ответить на высокие практические и теоретические запросы политико-
правовой жизни следующего, 18 столетия - столетия Просвещения и двух
крупнейших буржуазных революций нового времени на Западе: французской и
американской.