Правосознание: понятие, структура и роль в правовой системе

КУРСОВАЯ РАБОТА

                  по предмету “Теория государства и права”



                                  ТЕМА № 10

        “Правосознание: понятие, структура и роль в правовой системе”



                              г. Ростов-на-Дону
                                   1997г.


                                    ПЛАН:

Введение.
1. Понятие правосознания, его структура и функции.
2. Роль правосознания в правовой системе.
3. Правовая культура: понятие и структура.
4. Правовое воспитание как средство формирования правосознания.
5. Правосознание и правовая культура работников органов внутренних дел.
Заключение.
Литература.



                                  ВВЕДЕНИЕ.

      Правосознание  представляет  собой  основу  и  органическую  составную
часть правовой жизни организованного в государство  общества.  Оно  возникло
на  заре  развития  человечества  вместе  с  формированием   государства   в
раннеклассовых обществах  и  развивалось  вместе  с  ним.  Правовые  системы
современности имеют свои истоки в  правовой  мысли  и  юридической  практике
древних  цивилизаций  Греции,  Рима,   Древнего   Востока,   Индии,   Китая.
Рабовладельческий  строй,  феодализм,  утверждение  и  развитие  буржуазного
общества нашли отражение в системе права, правосознании, юридической  науке.
 На формирование и развитие правосознания как  одну  из  форм  общественного
сознания  оказывают   воздействие   социально-политические,   экономические,
культурные факторы,  оно  взаимосвязано  и  взаимодействует  с  политическим
сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.



                          1. ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ,
                          ЕГО СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ.

   Правосознание  есть  система  чувств,  эмоций,  взглядов,  идей,  теорий,
традиций, переживаний и других  духовных  проявлений,  выражающих  отношение
граждан как к действующему законодательству, юридической  практике,  правам,
свободам и обязанностям граждан, так  и  к  желаемому  праву.  Правосознание
есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и  роли
правовых установлений в  сознании  общества,  личности.  Правосознание  есть
знание  о  праве,  оценка  действующего  права  и  мысли,  идеи  о  желаемых
изменениях в праве, т.е.  правосознание  –  не  только  результат  отражения
объекта, но и средство  воздействия  на  объект,  на  всю  правовую  систему
государства.
   Правосознание общества нацелено на справедливое урегулирование  отношений
людей,   обеспечивающее   сохранение   целостности   общества.   Современное
правосознание народов выступает  важным  средством  поддержания  и  развития
мирного и справедливого сотрудничества между государствами на  международном
уровне.  Закрепление  в  юридических  актах,  конституциях  важнейших  начал
политики государства, его институтов, политических  прав  и  свобод  граждан
служит  одним  из  показателей  того,  что   правосознание   непосредственно
связано с политическим сознанием. Существуют и  другие  формы  общественного
сознания.  Это   нравственное,   национальное,   эстетическое,   религиозное
сознание.  Особенность  правосознания,  как  одной  из  форм   общественного
сознания в следующем:
   1.  В  правосознании  отражаются  лишь  те  явления,  которые  составляют
      правовую сторону  жизни  общества.  Оно  охватывает  процесс  создания
      правовых норм, реализацию  их  требований  в  общественной  жизни.  Но
      прежде, чем получить  выражение  в  правовых  нормах,  в  практике  их
      применения, они должны пройти через правосознание,  то  есть  получить
      правовую форму в виде правовых идей и представлений.
   2. Особенность правосознания выражается также в способе отражения явлений
      общественной  жизни.  Осознание  правовых   явлений   жизни   общества
      осуществляется   посредством   специальных   юридических   понятий   и
      категорий, таких как правомерность,  неправомерность,  правоотношение,
      юридическая ответственность, законность.
   В структурном отношении правосознание состоит из двух элементов: правовой
идеологии и правовой психологии.
   1. Правовая психология, которая возникает под  непосредственным  влиянием
окружающей   правовой   действительности   и   является   первой   начальной
эмпирической  ступенью   правосознания.   Правовая   психология   охватывает
совокупность   правовых   представлений,   желаний,   чувств,    настроений,
характерных для конкретной социальной группы или общества в целом.  Правовая
психология   является   наиболее   непосредственным   отражением   жизненных
отношений   людей,   живущих   в   государственно-организованном   обществе,
составляющих нации, народности, классы,  группы  населения.  В  формировании
правовой психологии социальной группы, общества в  целом  принимают  участие
все члены этой группы, всего общества. При этом люди  руководствуются  своим
обыденным   смыслом.   Правовая   психология   понимается   как    отражение
непосредственного опыта участия людей в правовых  отношениях,  практического
участия  в  правовой  сфере  жизни  общества.   Правовая   психология   есть
правосознание практическое, основанное на правовых  чувствах,  переживаниях,
она связана с элементарным знанием правовых  фактов,  явлений,  их  оценкой,
выражаемых и в правовых чувствах, и в правовых навыках, привычках.
   2.   Правовая   идеология   –   более    высокий,    научно-теоретический
концептуальный  уровень  правосознания,  более  глубокое  осмысление  людьми
правовой действительности. Именно здесь, на базе приобретенного,  конкретно-
чувственного   материала   происходит    окончательное    оформление    идеи
представления  о  правовой   действительности.   Правовая   идеология   дает
обоснование установленных или  предполагаемых  юридических  отношений,  роли
права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии  принимают
участие ученые-правоведы,  практические  работники  юридических  учреждений,
политические деятели. По существу речь идет о формировании правосознания  на
теоретическом уровне, в котором принимают участие профессионалы.
   Из всего этого видно отличие правовой идеологии от правовой психологии:
1).  Правовая  идеология  отражает  правовую  реальность  при  помощи  идей,
представлений, теорий, а правовая  психология  проявлений  (нравов,  чувств,
эмоций).
2). Отражение общественного бытия в правовой идеологии происходит на  уровне
теоретического научного осознания, теоретических знаний  и  оценок  правовой
действительности,  а  в  правовой  психологии  –   на   уровне   обыденного,
повседневного сознания.
        Функции   правосознания   –   основные    направления    претворения
правосознания в жизнь:
      1. Гносеологическая функция – характеризует познание правовых явлений
         в объективной реальности.
      2. Регулирующая функция – дает возможность путем сопоставления своего
         поведения с требованиями правовых предписаний корректировать его.
      3. Моделирующая  функция  –  позволяет  моделировать  соответствующую
         модель поведения.



                  1. РОЛЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ.

   Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии  правовой
жизни общества:
   1. Правосознание является необходимым фактором при создании  норм  права.
Ведь  прежде  чем  получить  выражение  в  юридических  нормах,  результатах
деятельности правотворческих органах, определенные  интересы  и  потребности
людей проходят через волю и сознание индивидов,  создающих  правовые  нормы.
Поэтому качество правовых норм, их соответствие  потребностям  общественного
развития   неразрывно   связано   с   правовыми   представлениями,   уровнем
правосознания тех, кто создает правовые нормы.
   2. Правосознание является важным и необходимым условием точной  и  полной
реализации  правовых  норм.   Чем   выше   уровень   правосознания   граждан
государства, тем точнее  исполняются  предписания  правовых  норм.  Развитое
правосознание обеспечивает добровольное осуществление  правовых  требований,
понимание их  правильности  и  разумности.  Оно  вызывает  у  людей  чувство
нетерпимости к нарушениям правопорядка.
   Т. е. правосознание является важным фактором  развития  законодательства,
стабильности правопорядка, реальности прав  и  свобод  граждан.  Совершенное
правосознание свидетельствует также о  высокой  общей  и  правовой  культуре
личности.



                 3. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА.

      “Под правовой культурой – пишут Каминская  В.И.  и  Рестинов  А.Р.,  -
предлагается  понимать  систему  овеществленных   и   идеальных   элементов,
относящихся к сфере действия права и их отражения  в  сознании  и  поведении
людей”.
      В  состав  правовой  культуры  входят   следующие   наиболее   крупные
культурные комплексы:
1. право как система норм, выражающих государственные веления;
2. правоотношения,  т.е.  система  общественных  отношений,  ,  регулируемых
   правом;
3. правовые учреждения как система государственных  органов  и  общественных
   организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение
   права;
4.  правосознание,  т.е.   система   духовного   отражения   всей   правовой
   действительности;
5. правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и противоправное.
      К этому перечню, несмотря на  его  широту,  надо,  думается,  добавить
критерии политической оценки права и  правового  поведения,  правотворческую
деятельность, правовую науку.
      Очевидно, правовая культура представляет явление исключительно сложное
по  своей  внутренней  структуре  и  богатству  социальных  связей.  Она  не
сводится к знанию законов, норм права, хотя и предполагает  его  в  качестве
обязательного условия. Правовая культура включает помимо  правосознания  еще
и  уровень  правоисполнительной  деятельности  в  интересах  обеспечения   и
упрочнения правопорядка и законности.
      В заключении можно сказать, что наряду  с  обоснованно  подчеркиваемой
стороной правовой культуры – знанием и соблюдением  правовых  норм  –  имеет
важнейшее значение  ее  содержательный  аспект,  заключающийся  в  том,  что
исполнение  правовой   нормы   служит   охране   и   реализации   объективно
существующих классовых интересов.



                           4. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
                  КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ.

      Само участие  в  правовой  жизни  общества  оказывает  воздействие  на
правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и  навыков.
Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и  в
то  же  время  законопослушных  граждан.  Однако  в   современных   условиях
участились случаи деформации правосознания. Наиболее мягкая форма  искажения
правосознания – правовой инфантилизм  –  заключается  в  несформированности,
недостаточности  правовых  знаний  и  установок.  Вторая  форма  –  правовой
нигилизм,  т.е.  осознанное  игнорирование  требований  законов,   исключая,
однако, преступный умысел. И третья форма –  феномен   и  его  перерождение,
т.е. игнорирование права, других  социальных  норм  и  общественной  морали,
другими словами – “беспредел”.
      Эти проявления социального  зла  необходимо  преодолеть,  и  одной  из
важнейших составных частей всей работы по искоренению произвола,  нигилизма,
социальной  апатии  являются   меры   по   правовому   воспитанию   граждан.
Воспитание   правового   сознания   в   органической   связи   с    началами
нравственности, демократического сознания всех граждан представляет  процесс
повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства,  свободы  и
справедливости.
      Очень актуальными  в  настоящее  время  являются  вопросы  соотношения
законности  и  свободы   личности,   прав   человека   и   его   гражданской
ответственности, развития демократии. Очевидно, что  демократия,  законность
права человека не  совместимы  с  анархией,  вседозволенностью,  произволом.
Свобода человека в ее нравственных и правовых нормах означает такой  вариант
поведения лица, в котором реализация его здоровых,  разумных  и  благородных
интересов  сочеталась  бы  с  уважением  интересов  других  лиц,   общества,
государства.
       Естественно,  что  воспитание  правосознания  начинается  с  усвоения
нравственных ценностей, норм в семье,  школе,  в  духовном  общении,  в  том
числе и играх со сверстниками, товарищами  и  друзьями.  В  наблюдениях  над
жизнью, размышлениях о нормально протекающих событиях и бытовых  событиях  и
бытовых, социальных конфликтах,  связанных  с  нормами  права,  юридическими
оценками, утверждаются правовые представления, взгляды, развиваются  чувства
молодых  граждан.   В   правовом   воспитании   большая   роль   принадлежит
художественной литературе, средствам массовой информации. Воспитание в  духе
права, законности не  ограничивается  правовым  просвещением,  формированием
позитивного отношения к закону, праву, а находит свое завершение в  правовой
активности личности, в ее  правовой  культуре.  Правовая  культура  личности
выражается в  овладении  ею,  основами  юридических  знаний,  в  уважении  к
закону,  праву,  в  сознательном  соблюдении   норм   права,   в   понимании
социальной,    юридической    ответственности,    в     непримиримости     к
правонарушениям, в борьбе с ними. Знание гражданами своих  прав,  свобод,  а
также обязанностей перед государством и обществом является составной  частью
правовой культуры. В  теории  и  методике  правового  воспитания  выделяется
тройственная иерархия целей в  деятельности,  направленной  на  формирование
комплекса    специфических    качеств    личности    в    правовой     сфере
жизнедеятельности:
     1. ближайшая цель – формирование системы правовых знаний;
     2. промежуточная цель – формирование правовой убежденности;
     3. конечная  цель  –  формирование  мотивов  и  привычек  правомерного
        социально активного поведения.
        Можно также  сказать,  что  сутью  правового  воспитания   является
   формирование установки на  согласование  своих  ожиданий,  устремлений  с
   интересами и ожиданиями общества. А также  убежденности  в  том,  что  он
   найдет у государства, его органов помощь в защите  своих  прав,  законных
   интересов,  что  государство  справедливо  требует  от  него   выполнения
   возложенных обязанностей и что он равен в правах  с  другими  гражданами,
   равен со всеми  перед  законом  и  судом.  Правовое  воспитание  призвано
   обеспечивать  поведение,  согласующееся  с  потребностями,  интересами  и
   ценностями гуманного общества, которые должны находить воплощение в нашей
   правовой системе.


                    4. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА
                     РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.

      Реализация прав личности  в обществе  включает  их  охрану  и  защиту,
необходимую  для  наиболее  полного   и   беспрепятственного   осуществления
политических, социально-экономических и личных прав, свобод  и  обязанностей
граждан.
      Правоохранительные функции  в  обществе  выполняют  суд,  прокуратура,
органы внутренних дел и другие органы, уполномоченные на то законом.
      Правоохранительные  органы  способствуют   укреплению   законности   и
правопорядка, предупреждению и искоренению  преступлений,  охране  интересов
общества, прав и свобод граждан в духе неуклонного соблюдения Конституции  и
законов.
      Правовая   культура   должностных   лиц   правоохранительных   органов
отличается от правовой  культуры  других  граждан  более  полными  правовыми
знаниями, умением применять их на практике.
      Правовая культура работников органов внутренних дел означает:
     1.  знание  действующего  законодательства  как  необходимое   условие
        соблюдения  законности,  правильного   использование   обязанностей
        работниками этих органов, гарантия осуществления  работниками  этих
        органов, гарантия осуществления прав и свобод граждан;
     2.  уважение  правовых  требований,   убеждение   в   правильности   и
        необходимости правовых предписаний;
     3. привычное отношение  к  соблюдению  закона,  при  котором  работник
        органов внутренних “не задумывается каждый раз над тем, надо или не
        надо выполнять требования закона, он  воспринимает  эти  требования
        как должное в силу того,  что  формальная  необходимость  выполнять
        закон перешла в его внутреннюю потребность”.
      Требования к деятельности работников органов внутренних дел, связанные
с необходимостью формирования их правовой культуры, повышается  в  настоящее
время, когда особенно возросла их ответственность за  укрепление  порядка  и
дисциплины за защиту прав граждан, интересов государства.

                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Развитие правосознания гражданина, общества  способствует  преодолению
отсталых взглядов, отклоняющегося поведения  людей,  предотвращению  случаев
произвола и насилия над личностью. Внесение научно обоснованных,  взвешенных
правовых представлений, взглядов в сознание граждан, борьба с  преступностью
являются  предпосылками  укрепления  законности  и  правопорядка,  без  чего
невозможно построить гражданское общество и правовое государство.