Теологическая теория права

Университет Российской академии образования
Самарский филиал
Отрадненская площадка


Теория государства и права



КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Теологическая теория права.



студента I курса
юридического факультета
Тумаевой И. Е.

преподаватель:
Капарова Е.А.



Г. Отрадный 2001г.
План:

Понятие теологии в зарождении права.
Становление и развитие теологических концепций в древних цивилизациях:
Мифологические истоки;
Законы Хаммурапи;
Древневосточная теология;
Древнегреческие религиозные воззрения;
Зарождение христианства.
Традиционно–теологические взгляды на право в Западной средневековой Европе:
Влияние римско–католической церкви;
Каноническое право;
Учение Фомы Аквинского.
Мусульманское право:
Теология шариата;
Религиозный смысл Корана и Сунны;
Значение иджмы и влияние на нее доктринальных разработок.
      I.    В мире всегда  существовало  и  существует  множество  различных
теорий, объясняющих процесс возникновения и развития  государства  и  права.
Это  вполне  понятно,  так  как  на   протяжении   всей   истории   развития
человечества, представители каждой из этих теорий ведут  неутехающие  споры,
отражая  свои  взгляды  и  суждения  на  данный  процесс.   Каждая   теория,
воплощенная в трудах известных идеологов и философов, по своему интересна  и
познавательна, но наибольшее внимание вызвала у меня  теологическая  теория,
согласно которой государство и право  созданы  Богом.  Само  слово  теология
произошло от греческих слов theos – бог и logos– учение.  Поскольку  религия
стоит   у   истоков   образования    первых    прогосударств,    и    первые
политико–правовые отношения между людьми (обычаи) базируются именно на  ней,
то теологическая теория происхождения государства  и  права  является  самой
древней.
      Вообще религия  –  это  не  случайное  образование,  навязанное  людям
философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как  полагали  многие  мыслители
прошлого  (это  мнение  иногда  высказывается  и   теперь).   Она   является
необходимым продуктом общества  на  определенных  этапах  развития.  Религия
необходимо возникает и существует в обществе, включена в контекст  всемирной
истории и подвержена изменениям в соответствии с общественными переменами.
      Вместе с  религией  видоизменяется  и  понятие  права,  так  как  свои
возникновением  оно,  по  мнению  теологов,  обязано   религиозной   морали.
Рассмотрим это явление на примере древних цивилизаций, средневековой  Европы
и Арабского халифата.
II. В своем возникновении политико–правовая мысль повсюду у древних  народов
на Востоке и на Западе – у древних египтян,  индусов,  китайцев,  вавилонян,
персов, евреев, греков, римлян и др. – восходит к мифологическим  истокам  и
оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире.
      Земные порядки, согласно древним мифам, неразрывная часть общемировых,
космических порядков, имеющих божественное  происхождение.  В  русле  такого
понимания и освещается в мифе тема  земной жизни людей, их  общественного  и
государственного устройства, их взаимоотношений между собой и с  богами,  их
прав и обязанностей – словом, всего того, что им позволено и что запрещено.
      1. В мифах ряда народов говорится  о  первоначальном  непосредственном
правлении  богов,  которые  затем  научили  людей  искусству  управления   и
передали власть земным правителям.
      Согласно  древневавилонским  и  древнеиндийским  мифам  боги,  являясь