Развитие теории эволюции

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №15
М.О., г. Королев
––––––––––––––––––––––––––––––



Реферат на тему:

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ЭВОЛЮЦИИ



Работу выполнил: Бочаров Дмитрий Дм. 11"Б"



2003 год.
Содержание:

I) Краткая история эволюционной теории до XVIII века.    3
Эволюционные представления в древности.      3
Упадок знаний в Средневековье.    3
Распространение идей эволюционизма в эпохи Возрождения и Просвещения.     4
II) Карл Линней  6
Система Карла Линнея:  7
Понятие о виде.  7
Номенклатура.    7
Систематика животных.  8
Систематика растений.  8
Искусственность систематики Линнея.     9
Нововвдедения Линнея.  9
Взгляды Линнея на природу.   9
Ш) Жан Батист Ламарк   11
Ламарк об историческом развитии органической природы.    12
Понятие градации 12
Законы Ламарка.  14
"Закон  упражнения и неупражнения органов".  14
"Закон наследования приобретенных признаков" 15
Происхождение человека.      16
Выводы.     16
IV) Жизнь и научная деятельность Чарльза Дарвина. (1809—1882).      18
Изменчивость и наследственность.  20
Искусственный отбор.   22
Борьба за существование.     24
Естественный отбор. Формы естественного отбора.    26
V) Учение Мичурина — новый этап развития дарвинизма.     30
Три этапа творческой деятельности И. В. Мичурина.  31
VI) Список использованной литературы.   33
Краткая история эволюционной теории до XVIII века.

       Эволюционные представления в древности.

       Идея развития живой природы — идея эволюции — прослеживается в трудах
древних материалистов Индии,  Китая,  Месопотамии,  Египта,  Греции.  Еще  в
начале 1 тысячелетия до  н.  э.  в  Индии  существовали  философские  школы,
которые  отстаивали  идеи  развития  материального  мира  (в  том  числе   и
органического)  из  «праматерии».  В  еще  более  древних  текстах   Аюр-вед
утверждается, что человек произошел от обезьян, живших  около  18  млн.  лет
назад  (при  переводе   на   современное   летоисчисчеление   на   материке,
объединявшем Индостан и  юго-восточную  Азию.  Примерно  4  млн.  лет  назад
предки современных людей, якобы, перешли  к  коллективному  добыванию  пищи,
что  дало  им  возможность  делать  запасы.  Современный  человек,  по  этим
представлениям, появился немного менее 1 млн. лет назад. Конечно,  это  были
лишь гениальные догадки, основанные на прекрасном знании  анатомии  человека
и животных.

       В Китае за 2 тыс. лет до н. э. проводилась селекция крупного рогатого
скота, лошадей и декоративных растений. В конце 1 тысячелетия до н.  э.  там
существовала  классификация  растений  (косточковые,   стручковые,   сочные,
стелющиеся, кустарники и т. п.). В это же время в Китае были  распространены
учения о возможности превращения одних живых существ в процессе  эволюции  в
другие. Тесные связи стран  Древнего  мира  сделали  эти  знания  достоянием
философов стран Средиземноморья, где они  получили  дальнейшее  развитие.  У
Аристотеля (IV в. до н. э.) уже  встречаемся  стройная  система  взглядов  о
развитии живой природы, основанная на анализе общего плана  строения  высших
животных,  гомологии  и  корреляции  органов.  Фундаментальные  произведения
Аристотеля  «О  частях  животных»,  «История  животных»,  «О   возникновении
животных» оказали большое влияние на последующее развитие биологии.

       Однако, несмотря на внешнюю близость древних и  наших  представлений,
взгляды  древних  мыслителей  носили  характер   отвлеченных   умозрительных
доктрин.

       Упадок знаний в Средневековье.

       После почти двухтысячелетнего развития знаний в Древнем мире—  Китае,
Индии,  Египте,  Греции  —  в  Европе  на  много  веков  наступает   мрачное
средневековье, «темная ночь для естествознания». Людей  сжигали  на  кострах
не только за высказывание  идеи  развития  природы,  но  и  за  чтение  книг
древних естествоиспытателей и философов.  Насильственное  внедрение  веры  в
науку превращает последнюю в придаток религии.

       На все развитие мира церковным учением отводилось около 6  тыс.  лет,
столетиями сохраняется  как  официальная  точка  зрения  о  сотворении  мира
господом-богом за 4004 года  до  н.  э.  Изучение  природы  было  фактически
запрещено; сотни талантливых ученых,  тысячи  и  тысячи  древних  книг  были
уничтожены за это  время.  Только  в  Испании  на  кострах  инквизиции  было
сожжено  около  35  тыс.  человек  и  более  300  тыс.  подвергнуты  пыткам.
Последний официальный костер инквизиции горел в 1826 г.  Конечно,  и  в  эти
годы   шло   накопление   естественнонаучных   знаний   (в   монастырях    и
университетах).

       Распространение идей эволюционизма в эпохи Возрождения и Просвещения.

       На смену Средневековью приходит эпоха Возрождения (XV—-XVI вв.). С ее
наступлением   вновь    получают    распространение    сочинения    античных
натуралистов.  Книги  Аристотеля  и  других  античных  авторов  попадают   в
европейские страны из Северной Африки и Испании в переводах с  арабского.  В
результате  развития  торговли  и  мореплавания  быстро  растут   знания   о
многообразии органического мира, происходит инвентаризация флоры и фауны.  В
XVI в. появляются первые  многотомные  описания  животного  и  растительного
мира, блестящих успехов достигает анатомия, В  XVII  в.  У.  Гарвей  создает
учение о кровообращении, а Р. Гук, М.. Мальпиги и другие закладывают  основы
микроскопии   и   изучения   клеточного   строения   организмов.    Растущие
естественнонаучные знания нуждались в  систематизации  и  обобщении.  Первый
этап процесса систематизации биологических знаний  завершается  в  XVIII  в.
работами великого шведского естествоиспытателя К. Линнея (1707—1778).

       Идеи  эволюции  начинают  все  отчетливее  прослеживаться  в   трудах
натуралистов и философов. Еще Г. Лейбниц  (1646—1716)  провозгласил  принцип
градации живых существ и  предсказал  существование  переходных  форм  между
растениями  и  животными.  Принцип  градации  в  дальнейшем  был  развит   в
представлении о «лестнице  существ»,  которая  для  одних  стала  выражением
идеальной  непрерывности  в  строении,  а  для  других   —   доказательством
превращения,  эволюции  живой  природы.  В   1749   г.   начинает   выходить
многотомная «Естественная история» Ж. Бюффона,  в  которой  он  обосновывает
гипотезу о прошлом развитии Земли. По его мнению, она охватывает 80—90  тыс.
лет, но лишь в последние  периоды  на  Земле  появляются  из  неорганических
веществ живые организмы: сначала растения,  потом  животные  и  человек.  Ж.
Бюффон  видел  доказательство  единства  происхождения  в   плане   строения
животных и  объяснял  сходство  близких  форм  их  происхождением  от  общих
предков.

       Идея  эволюции  заложена  и  в   трудах   энциклопедиста   Д.   Дидро
(1713—1784):  мелкие  изменения  всех   существ   и   длительность   времени
существования   Земли    могут    объяснить    возникновение    разнообразия
органического мира. П. Мопертюи (1698—1759) высказывает  гениальные  догадки
о корпускулярной природе  наследственности,  эволюционной  роли  уничтожения
форм, не -приспособленных к  существованию,  значении  изоляции  в  развитии
новых форм. Дед Ч. Дарвина  Э.  Дарвин  (1731  —1802)  в  поэтической  форме
утверждает принцип единства происхождения  всех  живых  существ,  указывает,
что органический мир развивался миллионы лет. К.  Линней  в  последние  годы
жизни также приходит к признанию эволюции, считая, что близкие  виды  внутри
рода развились естественным путем, без участия божественной силы.

       Во второй половине XVIII в. эпоха Просвещения доходит и до России:  в
той   или   иной   форме   эволюционные   взгляды   характерны   для   таких
естествоиспытателей, как М. В. Ломоносов, К. Ф. Вольф, П. С. Паллас,  А.  Н.
Радищев. М. В.  Ломоносов  в  трактате  «О  слоях  земных»  (1763)  писал  —
«...напрасно  многие  думают,  что  все  как  мы  видим,   сначала   творцом
создано...».

       Характеризуя развитие эволюционной мысли в эту эпоху, можно  сказать,
что  в  это  время  происходит  интенсивное  накопление  естественнонаучного
материала. Наиболее прозорливые исследователи пытаются перейти  от  простого
описания  имеющегося  в  природе  материала   к   объяснению   возникновения
разнообразных форм. В XVIII в. наблюдается все обостряющаяся  борьба  старых
идей креационизма (как концепции сотворения мира)  и  новых  —  эволюционных
идей.
Карл Линней

       К XVIII в. учёные и любители природы проделали  огромную  работу,  по
всему свету собирая и описывая растения и  животных.  Но  ориентироваться  в
накопленном ими океане сведений становилось всё труднее. Обобщил и привёл  в
систему эти знания  шведский  натуралист  Карл  Линней.  Он  заложил  основы
современной систематики.

       Родился Карл Линней 23 мая 1707  г.  в  семье  сельского  священника.
Мать Карла с детства воспитала в нем любовь ко всему живому,  особенно  —  к
цветам.

       Но к школьным  занятиям  будущий  президент  Шведской  академии  наук
оставался весьма равнодушен. Никак не давался ему  латинский  язык.  Учителя
говорили, что образование, видно, мальчику не по плечу — лучше  обучить  его
какому-нибудь ремеслу. Разгневанный отец решил  отдать  Карла  на  выучку  к
сапожнику.

       И ждала бы Лийнея карьера сапожных дел мастера, если бы знакомый врач
не уговорил отца мальчика позволить ему изучать  медицину.  Кроме  того,  он
помог Карлу закончить гимназию.

       Медицину и биологию Карл изучал в университетах шведских городов Лунд
и Упсала. Жил он в студенческие годы бедно.

       Когда Карлу исполнилось 25 лет, руководство Упсальского  университета
предложило ему отправиться в научное путешествие по северной  Скандинавии  —
Лапландии, чтобы исследовать её природу. Весь свой багаж он нёс  на  плечах.
Во время этого путешествия  он  питался  чем  придётся,  едва  выбирался  из
болотных топей, сражался с комарами. А один  раз  столкнулся  с  противником
посерьёзнее — разбойником,  который  чуть  не  убил  его.  Невзирая  на  все
препятствия, Линней собирал образцы растений Лапландии.

       На родине  Линнею  не  удавалось  найти  себе  постоянной  работы  по
специальности, и на несколько лет он переехал  в  Голландию,  где  заведовал
одним из лучших ботанических садов страны.

       Здесь он получил учёную степень доктора, здесь в 1735 г. вышла в свет
его самая известная работа «Система природы».  При  жизни  Линнея  вышло  12
изданий этой книги. Всё это время Линней постоянно дополнял  её  и  увеличил
её объём с 14 страниц до 3 томов.

       Система Карла Линнея:

       Понятие о виде.

       Чтобы «разложить по полочкам» огромное количество описаний растений и
животных, необходима была  какая-то  единица  систематики.  Такой  единицей,
общей для всего живого, Линней  считал  вид.   Видом  Линней  назвал  группу
особей сходных между собой, как дети одних родителей и их дети. Вид  состоит
из множества похожих особей, дающих плодовитое потомство.  Например,  лесная
малина - это один вид, костяника другой, морошка третий  вид  растений.  Все
кошки домашние составляют один вид,  тигры  -  другой,  львы  -  третий  вид
животных. Следовательно, Весь органический мир состоит  из  различных  видов
растений и животных. Вся живая природа состоит как бы из  отдельных  звеньев
- видов.

       Линней открыл и описал  около 1500 видов растений и свыше  400  видов
животных, он распределил все виды растений и животных по крупным  группам  -
классам, каждый класс он разбил на отряды, каждый отряд на роды. Каждый  род
Линней составил из сходных видов.

       Номенклатура.

       Давать названия видам Линней стал на той самой  латыни,  которая  так