Курсовая работа - виды стопорения крепёжных деталей

Содержание.



1. Виды стопорения………………………………………………..2

2. Стопорение контргайками……………………………………...4

3. Стопорение шплинтами………………………………………...5

4. Стопорение шайбами………………………………………….. 6

     4.1. Отгибные шайбы…………………………………………. 6

     4.2. Упругие шайбы…………………………………………….7

     4.3. Храповые шайбы…………………………………………..8

5. Вязка проволокой……………………………………………… 9

6. Самоконтрящиеся гайки……………………………………10-11

7. Стопорение покрытиями………………………………………12

8. Литература……………………………………………………...13



                             1.Виды стопорения.

Все нарезные крепежные детали  машин  должны  быть  надежно  застопорены  от
самоотвертывания. Несоблюдение этого  правила  приводит  к  самым  серьезным
последствиям; известны случаи, когда отвернувшиеся  внутри  механизма  гайка
или  болт  вызывали  тяжелые  аварии  и  выводили  из  строя   дорогостоящие
агрегаты.
Различают  два  основных  способа  стопорения.  Позитивное   (или   жесткое)
стопорение  заключается  в  том,  что  стопоримая  деталь   соединяется   со
стопорящей  деталью  жесткой  связью  —  стопором;  отвертывание  стопоримой
детали невозможно без среза, разрушения  или  деформации  стопора.  К  этому
способу относится  стопорение  шплинтами,  отгибными  шайбами,  пластинками,
вязочной проволокой и т. д.
Другой способ заключается в создании повышенного трения между  стопоримой  и
стопорящей деталями; этот способ называют фрикционным  стопорением.  К  нему
относится   стопорение   контргайками,   упругими    подкладными    шайбами,
самоконтрящимися гайками и т. д. Фрикционное стопорение менее  надежно,  чем
позитивное; всегда  существует  опасность  уменьшения  силы  трения  и,  как
следствие, ослабление соединения. По  этой  причине  во  всех  ответственных
соединениях и в соединениях, расположенных внутри машины,  применяют  только
позитивное  стопорение  (главным  образом  шплинтами).  Менее  ответственные
соединения, ослабление которых не  может  вызвать  аварии  машины,  а  также
наружные  (доступные  для  наблюдения)  соединения   допускается   стопорить
фрикционным способом. Однако в этом случае необходим периодический  контроль
с подтяжкой ослабевших соединений.
Разновидностью  фрикционного   стопорения   является   упругое   стопорение,
заключающееся в том, что в  соединение  вводят  упругий  элемент,  постоянно
поддерживающий натяжение в системе. Чем  больше  податливость  системы,  тем
надежнее фрикционное стопорение: сила трения между стопоримой  и  стопорящей
деталью будет поддерживаться при появлении некоторых остаточных  деформаций,
вибрациях, пульсациях нагрузки и т. д. При стопорении  контргайками  система
почти не обладает упругостью, при  стопорении  шайбами  Гровера  (пружинными
шайбами)   обладает   незначительной   упругостью;   при   некоторых   видах
фрикционного стопорения обеспечивается весьма большая упругость.
Существуют и смешанные способы стопорения,  в  которых  сочетаются  принципы
позитивного и фрикционного  стопорения.  Таков,  например,  случай  храповых
шайб. Здесь стопорение осуществляется отчасти повышенным трением в резьбе  в
результате упругой деформации шайбы при затяжке и отчасти созданием  жесткой
связи между гайками и корпусом в результате врезания зубьев  шайбы  в  торец
гайки и опорную поверхность корпуса.
Гайку можно стопорить на болт и на корпус  (стягиваемую  деталь).  Различают
следующие случаи.
1.  Гайка удерживается за резьбу болта. При  этом  способе   между   нитками
резьбы  гайки и болта теми или иными  приемами  создают  повышенное  трение,
увеличивающее сцепление между гайкой и болтом. К  данному  способу  относят,
например, стопорение за счет натяга в соединении,   контргайками,   упругими
подкладными шайбами, самоконтрящимися упругими гайками и т. д.
2.  Гайка удерживается за тело болта.  При  этом  способе  применяют  стопор
той или иной формы, который одновременно входит в  отверстия  или  выемки  в
теле  болта  и  гайки.  К     данному     способу     относят     стопорение
шплинтами, шайбами с отгибными  лапками  и  т.  д.  Этот  способ  стопорения
позитивный.
3.  Гайка удерживается за корпус.  При  этом  способе  создают  жесткую  или
упругую  связь  между  гайкой   и   стягиваемой   деталью   (корпусом)   или
установленными на ней
элементами.  К  данному   способу   относят,   например,   стопорение   гаек
лепестковыми шайбами с отгибом лепестков на гайку и  на  корпус,  стопорение
привертными шайбами с вырезами под гайку, вязку гаек проволокой и т. д.  При
этом  способе  обязательна  одновременная  фиксация  болта   от    проворота
относительно       корпуса;       иначе     возможно        самопроизвольное
вывертывание болта из гайки. Для болтов и  шпилек  применимы  все  возможные
способы стопорения: фрикционного, позитивного  с  фиксацией  гайки  на  тело
болта или шпильки, позитивного с фиксацией гайки на.  корпус.  Для  ввертных
болтов  возможно фрикционное и позитивное стопорение болта на корпус.
Во всех случаях целесообразно увеличивать податливость болта.  Это  повышает
надежность  стопорения,  способствуя   сохранению   постоянного   натяга   в
соединении.
Соединения с короткими жесткими болтами быстро  ослабевают  в  эксплуатации,
так как остаточные деформации, неизбежно возникающие со временем в резьбе  и
на  опорных  поверхностях,  соизмеримы  с  удлинением  болта  при   затяжке;
поддерживать  постоянный  натяг  в  соединениях  такого   типа   невозможно,
особенно в условиях тряски, вибраций и пульсации  нагрузки.  Не  помогает  в
данном случае и позитивное стопорение,
 шплинты только предупреждают  потерю  болта  или  гайки,  соединение  же  с
течением времени все равно ослабевает и делается неработоспособным.
В  тех  случаях,  когда  применение  коротких  жестких  болтов  продиктовано
необходимостью (например, случай крепления отъемных листовых элементов  рам,
облицовок и т.д.), приходится прибегать к периодическому осмотру и  подтяжке
ослабевших соединений (регулярная подтяжка всех болтовых соединений шасси  и
корпуса автомашин). Шплинтовку гаек в данном случае не  применяют,  так  как
она только затруднила бы подтяжку.
Рациональное решение  задачи  состоит  в  увеличении  податливости  системы.
Длинные тонкие упругие болты  могут удерживать  гайку  от  самоотвертывания;
шплинтовка в данном случае является дополнительной  мерой  предосторожности.
Применение  длинных  болтов,  однако,  далеко  не  всегда   возможно   из-за
габаритных  условий;  в  этих  случаях  прибегают  к  установке  специальных
упругих элементов.
Аналогичный  результат  дает  и  повышение  упругости  стягиваемых  деталей.
Подобные конструкции, разумеется, применимы  только  в  случае  если  детали
изготовлены из прочного материала  с  высоким  модулем  упругости.  В  целях
исключения перетяжки соединения  вводят  ограничители.  Величина  затяжки  в
данном случае определяется размером зазора, выбираемого при затяжке.
Гайки,  работающие  под  постоянным  натягом  сильных   пружин    испытывают
фрикционное стопорение. Однако  при  работе  в  условиях  вибраций  или  под
динамической нагрузкой целесообразно дополнительно стопорить гайку  тем  или
иным способом.
      Глухое  стопорение  применяют  в  случаях,  когда   гайку   на   болте
устанавливают навсегда. Существуют  различные  способы  глухого  стопорения:
полной  или  частичной   сваркой  (пайкой)  гайки  и  болта,  раскерновкой),
расклепкой  или развальцовкой,
обжатием  удлиненного  «воротника»   гайки,   расклиниванием   конца   болта
коническим штифтом), прошпиливанием гайки и болта штифтом.