Электроснабжение

СОДЕРЖАНИЕ

                      1. Задание.
                      2. Расчетно-пояснительная записка.
                      3. Аннотация.
                      4. Ведение.
                      5. Теория.
                      6. Алгоритмы.
                      7. Программы.
                      8. Инструкция пользователя.
                      9. Результаты экспериментов.
                     10. Заключение.
                                   ЗАДАНИЕ
A. Выписать систему конечно-разностных уравнений.
B. Оценить вычислительные затраты, требуемые  для  выполнения  аналитических
  решений с шестью десятичными цифрами  в  100  и  1000  точках  интервала.
  Определить и использовать разложение в ряд Тейлора для этих вычислений.
C.  Оценить  до  проведения  любых  вычислений  те  вычислительные  затраты,
  которые потребуются для решения конечно-разностных уравнений в 100 и 1000
  точках при помощи:
4. Исключения Гаусса,
5. Итерационного метода Якоби,
6. Итерационного метода Гаусса-Зейделя.
G. Вычислить решения конечно-разностных  уравнений  при  помощи  каждого  из
  трех методов из задания C.
H. Оценить применимость различных  методов  приближен-ного  решения  краевых
  задач для дифференциальных уравнений.


                                  АННОТАЦИЯ

    В данной работе по исследованию прямых и итерационных  методов  решения
линейных  систем,  возникающих  в  краевых  задачах   для   дифференциальных
уравнений было  составлено  шесть  программ  непосредственно  по  алгоритмам
Гаусса, Якоби, Гаусса-Зейделя. Каждый из  методов  был  представлен  в  виде
самостоятельной  программы,  которая  имеет  инструкцию  для   пользователя.
Каждая программа работает  по  определенному  управлению,  причем  программа
Гаусса формирует  матрицу  сама,  а  в  программах  Якоби  и  Гаусса-Зейделя
вводится только количество точек на интервал,  исходя  из  чего  формируется
столбец  неизвестных  членов.  Начальные   значения   неизвестных   задаются
автоматически на основе результатов, полученных  в  ходе  исследования  были
сделаны соответствующие выводы.



                                  ВВЕДЕНИЕ

    Персональные  компьютеры  являются  одним  из  самых  мощных   факторов
развития человечества. Благодаря универсальности,  высокому  быстродействию,
неутомимостью в работе, простоте в управлении PC нашли широкое применение  в
различных сферах деятельности человека.

    С развитием  научно-технического  прогресса  все  большая  часть  задач
требует решения на ЭВМ, поэтому наш курсовой проект  направили  на  развитие
не только  определенных  навыков  логического  мышления,  но  и  способность
развивать и закреплять эти навыки.


                                   ТЕОРИЯ

  Дискретизация   обыкновенных   дифференциальных    уравнений    конечными
разностями приводит к  линейным уравнениям;  если  рассматривается   краевая
задача, то уравнения образуют совместную линейную систему.
  Прямым методом решения линейной системы  [pic]  называется  любой  метод,
который позволяет получить решение с помощью  конечного  числа  элементарных
арифметических операций: сложения, вычитания,  деления  и  т.д.  Этот  метод
основан на сведении  матрицы,  системы  A  к  матрице  простой  структуры  -
диагональной  (и  тогда  решение  очевидно  )  и  треугольной  -  разработка
эффективных методов решения таких систем. Например, если А является  верхней
треугольной матрицей:
                                   [pic];
  решение  [pic]   отыскивается   с   помощью   последовательных   обратных
подстановок.  Сначала  из  последнего  уравнения  вычисляется  [pic],  затем
полученные значения  подставляются  в  предыдущие  уравнения  и  вычисляется
[pic] и т.д.
  [pic];   [pic];
  или в общем виде:
   [pic], i=n, n-1, ..., 1.

  Стоимость такого решения составляет  [pic]сложений  умножений(а  также  и
делении, которыми можно пренебречь).
  Сведение матриц А к одному из двух указанных выше видов осуществляется  с
помощью ее умножения на специально подобранную матрицу М,  так  что  система
[pic] преобразуется в новую систему [pic].
  Во многих случаях матрицу М подбирают таким  образом,  чтобы  матрица  МА
стала верхней треугольной.
  Прямые методы решения СЛУ  нельзя  применять  при  очень  больших,  из-за
нарастающих ошибок, округлениях,  связанных  с  выполнением  большого  числа
арифметических  операций.  Устранить  эти  трудности  помогают  итерационные
методы. С их помощью можно получить, начиная с  вектора  [pic],  бесконечную
последовательность [pic] векторов, сходящихся к решению  системы(  m-  номер
итерации )
          [pic].
Метод является сходящимся, если это состояние справедливо для  произвольного
начального вектора [pic].
  Во всех методах, которые рассмотрены ниже,  матрица  А  представляется  в
виде А=М-N (  ниже  показано,  как  это  наполняется   )  и  последовательно
решаются системы
[pic].
  Формально решением системы является:
  [pic]
  где - [pic]обратная матрица. Решение итерационным методом упрощается  еще
и потому, что на каждом  шагу  надо  решать  систему  с  одними  и  теми  же
матрицами. Очевидно, что матрица М  должна  быть  легко  обращаемой,  а  для
получения желаемой точности надо выполнить определенное число итераций.
  Критерием   окончания   итерационного   процесса   является    соблюдение
соотношения:
  [pic] или  [pic],
  где [pic]- вектор невязок  уравнений  [pic],  и[pic]и[pic]  -  допустимая
погрешность СЛУ по неувязке или приращению вектора неизвестных на итерации.
                            РАЗНОСТНЫЕ УРАВНЕНИЯ

  Многие физические системы  моделируются  дифферинци-альными  уравнениями,
например :
  [pic]
  которые не могут быть решены  аналитически.  Приближение  этих  уравнений
конечными разностями основано на дискредитации интервала [0,1] как  показано
на рис.1 и замене производной.
 [pic]    [pic]    [pic]    [pic]    [pic]    [pic]     [pic]
простой разностью, например :
                               [pic]
где, 0,2=1/5=X4-X3.
  Тогда аппроксимирующее разностное уравнение имеет вид:
  [pic]
  В каждой точке дискретизации справедливо одно  такое  уравнение,  которое
приводит   к   линейной   системе   для   приближенных   значений    решения
дифференциального уравнения.
  Уравнения такого вида можно решить с помощью разложения в ряд Тейлора.  В
нашем случае уравнения решенные разложением в ряд Тейлора имеют вид;
  [pic]
  Найти
y’(0); y’’(0)=1; y’’’(0)=1; [pic]
  обозначим у’(0) как С.
      Решение:
  [pic]
  Решение:
  [pic]
[pic]
  [pic]
                       Система конечно-разностных уравнений

  [pic]
  интервал [0,2] разделим на 10 точек
  [pic]


  -2   1   0   0   0   0   0   0   0   0       [pic]         0.04
   1  -2   1   0   0   0   0   0   0   0       [pic]         0.04
   0   1  -2   1   0   0   0   0   0   0       [pic]         0.04
     0   0   1  -2   1   0   0   0   0   0       [pic]       0.04
   0   0   0   1  -2   1   0   0   0   0       [pic]         0.04
  0   0   0    0   1  -2   1   0   0   0       [pic]         0.04
  0   0   0    0   0   1  -2   1   0   0       [pic]         0.04
  0   0   0    0   0   0   1  -2   1   0       [pic]         0.04
  0   0   0    0   0   0   0   1  -2   1       [pic]         0.04
  0   0   0    0    0   0   0   0   1  -2      [pic]    -2+0.04

  [pic]
  5 точек.

  [pic]

|[pic]   |1       |0       |0       |0       |[pic]   |0       |
|1       |[pic]   |1       |0       |0       |[pic]   |0       |
|0       |1       |[pic]   |1       |0       |[pic]   |0       |
|0       |0       |1       |[pic]   |1       |[pic]   |0       |
|0       |0       |0       |1       |[pic]   |[pic]   |0       |

                               АЛГОРИТМ ГАУССА
  Назначение: Решить [pic]относительно Х.
  Входные параметры: masheps [pic] R, n[pic] Z,
  Вектор правых частей [pic].
  Входно - выходные параметры [pic],
  после   разложения   в   А    сохраняются    ее    верхние    треугольные
сомножители[pic],[pic].
  Код возврата retcode=0 при успешном решении и  retcode=1  при  вырождении
матрицы.
  Выходные параметры: [pic].
                                  Алгоритм
 1. retcode=0
 2. if n=1 then
 3  if A[1,1]=0 then retcode=1
 4  return
(*Гауссово исключение с частичным выбором ведущего элемента*)
 3. for k=1 to n do (*найти ведущий элемент*)
 4  Amax <= |A[k,k]|
 5  Imax <= k
 6  for  i=k+1 to n do
 7  if |[i,k]| > Amax then
 8. Amax <= |A[i,k]|
 9. Imax <= 1
  (*проверка на вырожденность*)
 4. if Amax < masheps*n then
 5. retcode<=1
 6. return
 7. if Imax<> k then
 8. Amax <= A[Imax,k]
 9. A[Imax,k] <= A[k,k]
10. A[Imax,k] <= Amax
11. for i=k+1 to n do A[i,k] <= A[i,k]/Amax
  (*перестановка и исключение по столбцам*)
 8. for j=k+1 to n do
  3.8.1. Amax<=A[Imax,j]
 2. A[Imax,j]<=A[k,j]
 3. A[k,j]<=Amax
 4. if Amax<>0 then
      for i=k+1 to n do
      A[i,j]<=A[i,j]-A[i,k]*Amax
 4. if retcode=0 then (*разложение успешно*)
  (*решить СЛУ Ly=b и Vx=y *)
 5. for i=2 to n do [pic]

 6. for k=n downto 1 do [pic]
  return
  end.
                               АЛГОРИТМ ЯКОБИ
  Входные параметры: [pic]- вектор начальных значений  Х,  после  окончания
решения с заданной точностью.
  Код возврата: retcode=0 при успешном решении u=1, при не успешном решении
превышение допустимого числа итераций.
  Память: Требуется дополнительный массив [pic]для хранения невязок.
                                  Алгоритм
  retcode=1
  for Iter=1 to maxiter do (*расчет вектора невязок*)
  rmax=0
  for i=1 to n do [pic]
  [pic]
  (*проверка на окончание итерационного процесса*)
  if rmax<eps then do retcode=0
  return
  (*найти улучшенное решение*)
  for i=1 to n do
  x[i]=x[i]+r[i]/A[i,j]


                           АЛГОРИТМ ГАУССА-ЗЕЙДЕЛЯ
  Входные параметры:  [pic]
( релаксационный коэффициент )
[pic]- точность решения,
maxiter- максимальное число итераций.
  Входно- выходные параметры: [pic]- вектор  начальных  значений  X,  после
  окончания; решение с заданной точностью.
                                  Алгоритм
  retcode=1
  for iter=1 to maxiter do
  rmax=0
  (*улучшить решение*)
  for i=1 to n do
  [pic]
  (*проверка на окончание итерационного процесса*)
  if rmax<eps then
      retcode=0
  return
  [pic]
program GAUS1(input,output);
type
      matrix=array[1..100,1..100] of real;
      vektor=array[1..100] of real;
var
      a:matrix;
      x,b,y:vektor;
      n:integer;
ret_code:integer;
procedure geradlini(var a:matrix;var b,y:vektor;var n:integer);
var
      s:real;j,i:integer;
begin
      for i:=1 to n do
      begin
            s:=0;
            for j:=1 to (i-1) do
            s:=s+a[i,j]*y[j];
            y[i]:=b[i]-s;
      end;
end;
procedure ruckgang(var a:matrix;var y,x:vektor;var n:integer);
var
      s:real;i,j:integer;
      begin
            s:=0;
            for i:=n downto 1 do
            begin
                 s:=0;
                 for j:=(i+1) to n do
                 s:=s+a[i,j]*x[j];
                 x[i]:=(y[i]-s)/a[i,i];
            end;
      end;
procedure vvod(var a:matrix;var b:vektor;var n:integer);
var
      i,j:integer;
      q:real;
begin
      writeln('Введите количество точек на интервал: ');
      readln(n);
      for i:=1 to n do
      begin
            for j:=1 to n do
            a[i,j]:=0;
            a[i,i]:=(-2);
      end;
      for i:=1 to (n-1) do
      a[i,i+1]:=1;
      for i:=2 to n do
      a[i,i-1]:=1;
      q:=sqr(2/n);
      for i:=1 to n do
      if i<>n then b[i]:=q else b[i]:=(q-2);
end;
procedure triangul(var a:matrix;var b:vektor;
var ret_code:integer;n:integer);
label 1;
var
      eps,buf,max,c:real;
      k,imax,i,j:integer;
begin
      ret_code:=1;
      eps:=1;
      buf:=1+eps;
      while buf>1.0 do
      begin
            eps:=eps/2;
            buf:=1+eps;
      end;
      buf:=n*eps;
      for k:=1 to (n-1) do
      begin
            max:=a[k,k];
            imax:=k;
            for i:=k to n do
            if a[i,k]>max then
            begin
                 max:=a[i,k];
                 imax:=i;
            end;
            if a[imax,k]>buf then
            begin
                 for j:=1 to n do
                 begin
                       c:=a[imax,j];
                       a[imax,j]:=a[k,j];
                       a[k,j]:=c;
                 end;
                 c:=b[imax];
                 b[imax]:=b[k];
                 b[k]:=c;
                 for i:=(k+1) to n do
                 begin
                       a[i,k]:=a[i,k]/a[k,k];
                       for j:=(k+1) to n do
                       a[i,j]:=a[i,j]-a[i,k]*a[k,j];
                 end;
            end
            else
            begin
                 ret_code:=0;
                 goto 1
            end;
      1: end;
end;
procedure vivod(var x:vektor;var n:integer);
var
      i:integer;
begin
      for i:=1 to n do
      writeln('x',i:1,'=',x[i],' ');
end;
begin
      vvod(a,b,n);
      triangul(a,b,ret_code,n);
      if ret_code=1 then
      begin
            geradlini(a,b,y,n);
            ruckgang(a,y,x,n);
            vivod(x,n);
      end
      else
            writeln('Матрица вырожденна');
end.

program GAUS2(input,output);
type
      matrix=array[1..100,1..100] of real;
      vektor=array[1..100] of real;
var
      a:matrix;
      x,b,y:vektor;
      n:integer;
      ret_code:integer;
procedure geradlini(var a:matrix;var b,y:vektor;
var n:integer);
var
      s:real;j,i:integer;
begin
      for i:=1 to n do
      begin
            s:=0;
            for j:=1 to (i-1) do
            s:=s+a[i,j]*y[j];
            y[i]:=b[i]-s;
      end;
end;
procedure ruckgang(var a:matrix;var y,x:vektor;
var n:integer);
var
      s:real;i,j:integer;
begin
      s:=0;
      for i:=n downto 1 do
      begin
            s:=0;
            for j:=(i+1) to n do
            s:=s+a[i,j]*x[j];
            x[i]:=(y[i]-s)/a[i,i];
      end;
end;
procedure vvod(var a:matrix;var b:vektor;
var n:integer);
var
      i,j:integer;
      q:real;
begin
      writeln('Введите количество точек на интервал: ');
      readln(n);
      q:=(-2+sqr(0.5/n)*(sqr(4*arctan(1))/4));
      for i:=1 to n do
      begin
            for j:=1 to n do
            a[i,j]:=0;
            a[i,i]:=(q);
      end;
      for i:=1 to (n-1) do
      a[i,i+1]:=1;
      for i:=2 to n do
      a[i,i-1]:=1;
      for i:=1 to n do
      if i<>n then b[i]:=0 else b[i]:=(-sqr(2)/2);
end;
procedure triangul(var a:matrix;var b:vektor;var ret_code:integer;
n:integer);
label 1;
var
      eps,buf,max,c:real;
      k,imax,i,j:integer;
begin
      ret_code:=1;
      eps:=1;
      buf:=1+eps;
      while buf>1.0 do
      begin
            eps:=eps/2;
            buf:=1+eps;
      end;
      buf:=n*eps;
      for k:=1 to (n-1) do
      begin
            max:=a[k,k];
            imax:=k;
            for i:=k to n do
            if a[i,k]>max then
            begin
                 max:=a[i,k];
                 imax:=i;
            end;
            if a[imax,k]>buf then
            begin
                 for j:=1 to n do
                 begin
                       c:=a[imax,j];
                       a[imax,j]:=a[k,j];
                       a[k,j]:=c;
                 end;
                 c:=b[imax];
                 b[imax]:=b[k];
                 b[k]:=c;
                 for i:=(k+1) to n do
                 begin
                       a[i,k]:=a[i,k]/a[k,k];
                       for j:=(k+1) to n do
                       a[i,j]:=a[i,j]-a[i,k]*a[k,j];
                 end;
            end
            else
            begin
                 ret_code:=0;
                 goto 1
            end;
1:    end;
end;
procedure vivod(var x:vektor;var n:integer);
var i:integer;
begin
      for i:=1 to n do
      writeln('x',i:1,'=',x[i]);
end;
begin
      vod(a,b,n);
      triangul(a,b,ret_code,n);
      if ret_code=1 then
      begin
            geradlini(a,b,y,n);
            ruckgang(a,y,x,n);
            vivod(x,n);
      end
      else
            writeln('Матрица вырождена ');
end.
program jakobi1(input,output);
type
      vektor=array[1..100] of real;
var
      r,y:vektor;
      z,ret_code,maxiter:integer;
      eps:real;

procedure vvod(var z,maxiter:integer;var eps:real);
begin
      writeln('Введите кол-во точек на интервал');
      readln(z);
      writeln('Введите точность');
      readln(eps);
      writeln('Введите кол-во итераций');
      readln(maxiter);
end;

procedure ren(var r,y:vektor;var z,ret_kode,maxiter:integer;var eps:real);
label 1;
var
      iter,i:integer;
      rmax,q:real;
begin
      q:=sqr(2/z);

      for i:=1 to z do
            y[i]:=1;
      ret_code:=0;

      for iter:=1 to maxiter do {c.1}
      begin
            rmax:=0;
            for i:=1 to z do {c.2}
            begin
                 if i=1 then
                 begin
                       r[i]:=q-(-2*y[1]+y[2]);
                       if rmax<abs(r[i]) then
                            rmax:=abs(r[i]);
                 end;
                 if i=z then
                 begin
                       r[z]:=(-2+q)-(y[z-1]-2*y[z]);
                       if rmax<abs(r[i]) then
                            rmax:=abs(r[i]);
                 end;
                 if(i<>1)and(i<>z) then
                 begin
                       r[i]:=q-(y[i-1]-2*y[i]+y[i+1]);
                       if rmax<abs(r[i]) then
                            rmax:=abs(r[i]);
                 end;
            end;{c.2}
            if rmax<=eps then
                 goto 1
            else
                 for i:=1 to z do
                       y[i]:=y[i]+r[i]/(-2);
      end; {c.1}
      ret_code:=1;
1:
end;

procedure vivod(var y:vektor;var z:integer);
var
      i:integer;
      ch:char;
begin
      for i:=1 to z do
      writeln('y',i:1,y[i]);
end;

begin
      vvod(z,maxiter,eps);
      ren(r,y,z,ret_code,maxiter,eps);
      if ret_code=0 then
            vivod(y,z)
      else
            writeln('Превышено допустимое число итераций');
end.
program jakobi2(input,output);
type
      vektor=array[1..100] of real;
var
      r,y:vektor;
      z,ret_code,maxiter:integer;
      eps:real;
procedure vvod(var z,maxiter:integer;var eps:real);
begin
      writeln('Введите кол-во точек на интервал');
      readln(z);
      writeln('Введите точность');
      readln(eps);
      writeln('Введите кол-во итераций');
      readln(maxiter);
end;
procedure ren(var r,y:vektor;var z,ret_kode,maxiter:integer;var eps:real);
label 1;
var
      iter,i:integer;
      rmax,q:real;
begin
      q:=sqr(2/z);
      for i:=1 to z do
      y[i]:=1;
      ret_code:=0;
      for iter:=1 to maxiter do
      begin
            rmax:=0;
            for i:=1 to z do
            begin
                 if i=1 then
                 begin
                       r[i]:=q-(-2*y[1]+y[2]);
                       if rmax<abs(r[i]) then
                       rmax:=abs(r[i]);
                 end;
                 if i=z then
                 begin
                       r[z]:=(-2+q)-(y[z-1]-2*y[z]);
                       if rmax<abs(r[i]) then
                       rmax:=abs(r[i]);
                 end;
                 if(i<>1)and(i<>z) then

                 begin
                       r[i]:=q-(y[i-1]-2*y[i]+y[i+1]);
                       if rmax<abs(r[i]) then rmax:=abs(r[i]);
                 end;
            end;
            if rmax<=eps then goto 1
            else
                 for i:=1 to z do
                 y[i]:=y[i]+r[i]/q;
      end;
      ret_code:=1;
1:end;
procedure vivod(var y:vektor;var z:integer);
var
      i:integer;
begin
      for i:=1 to z do
      writeln('y',i:1,y[i]);
end;

begin
      vvod(z,maxiter,eps);
      ren(r,y,z,ret_code,maxiter,eps);
      if ret_code=0 then vivod(y,z)
      else
            write('Превышено допустимое число итераций');
end.

program zeidel1(input,output);
type
      vector=array[1..1000] of real;
var
      y:vector;
      z,retcode,maxiter:integer;
      eps:real;
procedure wod(var z,maxiter:integer;var eps:real);
begin
      writeln;
      writeln('введите количество точек на интервал ');
      readln(z);
      writeln('введите точность ');readln(eps);
      writeln('введите количество итераций ');readln(maxiter);
      writeln('коофицент релаксации W,принят равный 1');
end;
procedure reshen(var y:vector;var z,retcode,maxiter:integer;var eps:real);
label 1;
var
      Iter,I:integer;R,Rmax,Q:real;
begin
      Q:=sqr(2/z);
      for i:=1 to z do y[i]:=1;
      retcode:=1;
      for Iter:=1 to maxiter do
      begin
            Rmax:=0;
            for i:=1 to z do
            begin
                 if i=1 then
                 begin
                       R:=Q-(-2*y[1]+y[2]);
                       if Rmax<Abs(R) then Rmax:=abs(R);
                       y[i]:=y[i]+R/(-2);
                 end;
                 if i=z then
                 begin
                       R:=(-2+Q)-(y[z-1]-2*y[z]);
                       if Rmax<ABS(R) then Rmax:=ABS(R);
                       y[i]:=y[i]+r/(-2);
                 end;
                 if (I<>1) and (i<>z) then
                 begin
                       r:=Q-(y[i-1]-2*y[i]+y[i+1]);
                       if Rmax<abs(r) then Rmax:=abs(r);
                       y[i]:=y[i]+R/-2;
                 end;
            end;
            if Rmax<=eps then
            begin
                 retcode:=0;
                 goto 1;
            end;
      end;
1: end;
procedure vivod(var y:vector;var z:integer);
var
      i:integer;
begin
      for i:=1 to z do
      write('y',i:2,'=',y[i]);
end;
begin

      wod(z,maxiter,eps);
      reshen(y,z,retcode,maxiter,eps);
      if retcode=0 then vivod(y,z)
      else
            write('число итераций');
end.
program zeidel2(input,output);
type
      vector=array[1..1000] of real;
var
      y:vector;
      z,retcode,maxiter:integer;
      eps:real;
procedure wod(var z,maxiter:integer;var eps:real);
begin
      writeln;
      writeln('введите количество точек на интервал ');
      readln(z);
      writeln('введите точность ');readln(eps);
      writeln('введите количество итераций ');readln(maxiter);
      writeln('коофицент релаксации W,принят равный 1');
end;
procedure reshen(var y:vector;var z,retcode,maxiter:integer;var eps:real);
label 1;
var
      Iter,I:integer;R,Rmax,Q:real;
begin
      Q:=(-2+sqr(0.5/z)*sqr(4*arctan(1))/4);
      for i:=1 to z do y[i]:=1;
      retcode:=1;
      for Iter:=1 to maxiter do
      begin
            Rmax:=0;
            for i:=1 to z do
            begin
                 if i=1 then
                 begin
                       r:=-(q*y[1]+y[z]);
                       if Rmax<Abs(R) then Rmax:=abs(R);
                       y[i]:=y[i]+R/q;
                 end;
                 if i=z then
                 begin
                       r:=-sqrt(z)/2-(y[z-1]+q*y[z]);
                       if Rmax<ABS(R) then Rmax:=R;
                       y[i]:=y[i]+r/q;
                 end;
                 if (I<>1) and (i<>z) then
                 begin
                       r:=-(y[i-1]+q*y[i]+y[i+1]);
                       if Rmax<abs(r) then Rmax:=r;
                       y[i]:=y[i]+R/q;
                 end;
            end;
            if Rmax<=eps then
            begin
                 retcode:=0;
                 goto 1;
            end;
      end;
1: end;
procedure vivod(var y:vector;var z:integer);
var
      i:integer;
begin
      for i:=1 to z do
      writeln (i:1,'=',y[i],);
end;
begin
      wod(z,maxiter,eps);
      reshen(y,z,retcode,maxiter,eps);
      if retcode=0 then vivod(y,z)
      else
            write('число итераций');
end.
                         ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
      Программа Jacobi1 предназначена для решения уравнений [pic].  Jacobi2
для решения уравнений [pic] ,методом  конечных  разностей  находят  значение
[pic] в точках интервала (0.2) максимальное  количество  точек  на  интервал
1000. Используется массив для хранения значений  вектора  невязок  [pic].  В
процедуре reshen находится вектор невязок r [ i ]. Для первого и  последнего
уравнения  системы  находят  вектора  невязок  различными   способами.   Для
остальных  уравнений  системы  вектор  невязок  находится  одинаково.   Сама
матрица не формируется , т.е. для нахождения вектора невязок  ее  не  нужно,
это видно из текста программы.
  Программы Zeidel1 и Zeidel2, также  решают  уравнения  [pic]  и  [pic]  .
Отличия от Jacobi состоит только в том, что отсутствует массив  для  вектора
невязок. Программы Gaus1 и Gaus2 также решают эти уравнения, только  методом
Гаусса. В процедурах vvod задается количество точек на  интервал(max=100)  и
формируются  матрицы  в  зависимости  от   уравнения.   Процедура   triangul
разлагает матрицу А на две  треугольные.  Процедура  geradlini-  прямой  ход
метода Гаусса. Процедура ruckgang- обратный ход.  Процедура  vivod-  выводит
значения [pic] .
Вычисление уравнений с помощью итерационного метода  Якоби  требует  времени
t=0(maxiter Z), где Z- количество точек на интервал, а  maxiter-  количество
итераций.
  Вычисление уравнений с помощью метода Гаусса требует времени t=0(   [pic]
), где N- количество точек на интервал.
  Решение с помощью  метода  Гаусса  требует  больше  времени  чем  решения
другими двумя приведенными способами.