Сравнительный анализ

Основы  законодательства  об  охране  труда    устанавливают   гарантии
осуществления  права  трудящихся  на  охрану  труда  и  обеспечивают  единый
порядок регулирования отношений в области охраны труда между  работодателями
и работниками на  предприятиях,  в  учреждениях  и  организациях  всех  форм
собственности   независимо   от   сферы   хозяйственной    деятельности    и
ведомственной  подчиненности  и  направлены  на  создание   условий   труда,
отвечающих требованиям сохранения жизни и  здоровья  работников  в  процессе
трудовой деятельности и в связи с ней.
    В Кодексе Законов о Труде, важнейшем  законодательном  акте  Российской
Федерации,  определяются  основные  направления  и   минимальные   нормативы
деятельности  по  охране  труда  государственных  и   общественных   органов
работодателей  и  работников.  В  целом   же   законодательство   Российской
Федерации по охране труда включает в себя и  другие  нормативно  -  правовые
акты, принимаемые как на федеральном  уровне,  так  и  на  уровне  субъектов
Российской Федерации.
    В этой работе моей задачей  является анализ проекта  Трудового  Кодекса
Российской Федерации (далее Проект) и  действующего Кодекса Законов о  Труде
(далее КЗОТ) в области охраны труда.
    Первое, что  следует  отметить,  это  разделение  Проекта  на  разделы,
которые в свою очередь делятся на  главы.  «Охрана  труда»  является  первой
главой  в раздел «Безопасность, гигиена и охрана труда» .
    В отличие от КЗОТа,  Проект расшифровывает такие понятие как:
    Охрана труда  -  система  обеспечения  безопасности  жизни  и  здоровья
работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые,  социально
- экономические, организационно - технические,  санитарно  -  гигиенические,
лечебно - профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
    Условия  труда  -  совокупность  факторов  производственной   среды   и
трудового процесса, оказывающих  влияние  на  здоровье  и  работоспособность
человека.
    Безопасные условия труда - условия труда, при  которых  воздействие  на
работающих вредных и опасных  производственных  факторов  исключено  или  их
уровни не превышают установленных нормативов.
    Гигиена труда - система обеспечения здоровья работников в  процессе  их
трудовой  деятельности,  включающая  правовые,  социально  -  экономические,
организационно - технические, лечебно -  профилактические,  реабилитационное
и иные мероприятия.
    Рабочее место - все места, где работник должен находиться или куда  ему
необходимо следовать в связи с  выполнением  им  обязанностей  по  трудовому
договору и которые прямо или косвенно находятся под контролем работодателя.
    Средства индивидуальной и коллективной защиты работников -  технические
средства, используемые для  предотвращения  или  уменьшения  воздействия  на
работников опасных и (или) вредных производственных  факторов,  а  также  от
загрязнения.
    Сертификат   соответствия   (паспорт    безопасности)    -    документ,
удостоверяющий, что организация работы на  производственном  объекте  и  его
фактическое состояние соответствуют требованиям  по  охране  труда.  (Статья
185. Основные понятия).
    Следующая статья Проекта (186)  посвящена  государственным  нормативным
требованиям  по  охране  труда,  которая  так  же  отсутствует  в  КЗОТе,  в
соответствии с которой:
    Государственные нормативные требования по охране труда (далее именуются
- требования по охране труда), содержащиеся в  законах  и  иных  нормативных
правовых актах, межотраслевых и  отраслевых  правилах  по  охране  труда,  а
также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и  правилах,
стандартах  Системы  стандартов   безопасности   труда,   организационно   -
методических   документах   и   типовых   инструкциях   по   охране   труда,
устанавливают правила, процедуры и  критерии,  направленные  на  обеспечение
жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
    Требования  по  охране   труда   обязательны   для   исполнения   всеми
организациями независимо от их организационно - правовых форм  и  гражданами
при осуществлении ими любых  видов  производственной  деятельности,  включая
проектирование,  строительство  (реконструкцию)  и  эксплуатацию   объектов,
конструирование    машин,    механизмов    и    оборудования,     разработку
технологических процессов, организацию производства и труда.
    Порядок  разработки  и  утверждения   требований   по   охране   труда,
содержащихся в межотраслевых и отраслевых правилах по охране труда, а  также
в правилах  безопасности,  санитарных  и  строительных  нормах  и  правилах,
стандартах  Системы  безопасности  труда,  организационно   -   методических
документах  и  типовых  инструкциях  по  охране  труда,  а  также  сроки  их
пересмотра устанавливаются Правительством Российской  Федерации  с  участием
общероссийских   объединений   профсоюзов   и   общероссийских   объединений
работодателей.
    Статья 187. Основные направления  государственной  политики  в  области
охраны труда
    Государственная  политика  в  области  охраны   труда   предусматривает
совместные  действия  органов  государственной  власти,   органов   местного
самоуправления, объединений работодателей, профессиональных  союзов  и  иных
уполномоченных работниками представительных органов по улучшению  условий  и
охраны  труда,  предупреждению  несчастных   случаев   на   производстве   и
профессиональных заболеваний, возникающих в результате  работы,  в  ходе  ее
или  связанных  с  ней,  сводя  к  минимуму,  насколько  это  обоснованно  и
практически осуществимо, причины опасностей,  свойственных  производственной
среде.
    Основными направлениями государственной политики в области охраны труда
являются:
    признание  и  обеспечение  приоритета  безопасности  жизни  и  здоровья
работников в производственной деятельности организации;
    принятие и реализация законов и  иных  нормативных  правовых  актов  по
охране  труда,  а  также  федеральных  и  региональных   целевых   программ,
способствующих созданию безопасных условий труда, предотвращению  несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    установление  единых  требований  по  охране  труда,   обязательных   к
исполнению всеми организациями независимо от их  организационно  -  правовых
форм;
    государственное управление охраной труда;
    государственный надзор и контроль за соблюдением требований  по  охране
труда;
    содействие  общественному  контролю  за  соблюдением  законных  прав  и
интересов работников в области охраны труда;
    обязательное    расследование    каждого    несчастного    случая     и
профессионального заболевания на производстве;
    защита интересов работников,  пострадавших  от  несчастных  случаев  на
производстве и профессиональных заболеваний путем обязательного  социального
страхования  от  несчастных  случаев  на  производстве  и   профессиональных
заболеваний, а также членов семей погибших на производстве;
    установление компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и  (или)
опасными условиями труда, неустранимыми при современном  техническом  уровне
производства и организации труда.
    Данная статья не нашла своего отражения в КЗОТе.
    В  первые  в  трудовом  законодательстве  указываются  права,  которыми
обладает каждый работник  и законодательством   подтверждена  гарантия  этих
прав.
    Статья  188.  Право   работника   на   труд,   отвечающий   требованиям
безопасности и гигиены труда
    Каждый работник имеет право на:
    рабочее место, соответствующее установленным требованиям охраны труда;
    получение достоверной информации от работодателя о состоянии условий  и
охраны труда на рабочем месте, существующем риске  повреждения  здоровья,  а
также  мерах  по   защите   от   воздействия   вредных   и   (или)   опасных
производственных факторов;
    отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от  выполнения
работ в случае возникновения непосредственной  опасности  для  его  жизни  и
здоровья (кроме случаев,  предусмотренных  федеральным  законом)  с  оплатой
периода  времени  до  устранения  опасности  в  соответствии  со   ст.   142
настоящего Кодекса;
    обеспечение  средствами  индивидуальной   и   коллективной   защиты   в
соответствии с требованиями законов и иных  нормативных  правовых  актов  по
охране труда за счет средств работодателя;
    обучение безопасным методам и приемам труда;
    профессиональную переподготовку за счет средств работодателя  в  случае
прекращения  деятельности  структурного   подразделения   организации   либо
ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий  труда,  а
также в случае потери трудоспособности в  связи  с  несчастным  случаем  или
профессиональным заболеванием;
    требование о проведении инспектирования государственными  надзорными  и
контрольными органами или органами общественного контроля за охраной труда;
    обращение с жалобой в органы государственной власти, а также  профсоюзы
и  иные  уполномоченные  работниками  представительные  органы  по  вопросам
охраны труда;
    участие в рассмотрении вопросов, связанных  с  обеспечением  безопасных
условий труда на его рабочем месте;
    обязательное социальное страхование работодателем от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с  федеральным
законом;
    возмещение вреда, причиненного ему несчастным случаем на производстве и
(или)  профессиональным  заболеванием  либо  иным   повреждением   здоровья,
связанным с исполнением трудовых обязанностей;
    медицинское освидетельствование за счет средств работодателя в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации;
    компенсации и льготы за работу с вредными и  (или)  опасными  условиями
труда в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами.
    Статья 189. Гарантии реализации права  работника  на  труд,  отвечающий
требованиям безопасности и гигиены труда
    Защита прав работников на труд, отвечающий требованиям  безопасности  и
гигиены труда, гарантируется государством.
    Для  реализации   установленных   гарантий   государство   обеспечивает
организацию  и  осуществление  государственного  надзора   и   контроля   за
соблюдением законов и иных нормативных правовых актов  по  охране  труда,  а
также применение предусмотренных федеральными законами  мер  ответственности
за их нарушение к лицам, отвечающим за обеспечение безопасных условий  труда
работников организации.
    Условия трудового договора должны соответствовать требованиям законов и
иных нормативных правовых актов по охране труда.
    В случае приостановки работ государственными надзорными и  контрольными
органами вследствие нарушения работодателем законов и  иных  правовых  актов
об охране труда за работником за все время  приостановки  работ  сохраняется
место работы с оплатой, предусмотренной  для  случаев  простоя  не  по  вине
работника (ст. 142).
    При  отказе  работника  от  выполнения  работ  в  случае  возникновения
непосредственной  опасности  для  его  жизни  и  здоровья  (кроме   случаев,
предусмотренных федеральными законами),  а  также  при  не  обеспечении  его
средствами  индивидуальной  и  коллективной  защиты,   работодатель   обязан
предоставить работнику  другую  работу  на  время  устранения  опасности.  В
случае,  если  предоставление  другой   работы   по   объективным   причинам
невозможно, время до устранения опасности для жизни и здоровья работника,  в
течение которого он не работает, оплачивается работодателем как  простой  не
по вине работника (ст. 142).
    В случаях причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им
трудовых обязанностей  осуществляется  возмещение  вреда  в  соответствии  с
федеральным законом.
    За отказ от выполнения работ в  случае  возникновения  непосредственной
опасности для жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ  и  работ  с
вредными и (или)  опасными  условиями  труда,  не  предусмотренных  трудовым
договором,   работник   не   может   быть   привлечен    к    дисциплинарной
ответственности.
      По Проекту нового законодательства государственное управление охраной
труда осуществляет Правительство Российской  Федерации  непосредственно  или
через специально уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти.
    Федеральные органы исполнительной  власти,  которым  в  соответствии  с
федеральными законами и иными нормативными  правовыми  актами  предоставлено
право  осуществлять  специальные  разрешительные,  надзорные  и  контрольные
функции в  области  охраны  труда,  обязаны  согласовывать  принимаемые  ими
нормативные правовые акты по  охране  труда,  а  также  координировать  свою
деятельность  в  области   охраны   труда   со   специально   уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти.
    Распределение полномочий федеральных органов  исполнительной  власти  в
области охраны труда осуществляется Правительством Российской Федерации.
    Государственное  управление  охраной  труда  на  территориях  субъектов
Российской Федерации осуществляют  органы  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации в пределах их полномочий (статья 190).
    По КЗОТу, в соответствии со статьей 139   «  На  всех  предприятиях,  в
учреждениях, организациях создаются здоровые и безопасные условия труда.
    Обеспечение  здоровых  и  безопасных  условий  труда   возлагается   на
администрацию предприятий, учреждений, организаций.
    Администрация   обязана   внедрять   современные    средства    техники
безопасности, предупреждающие производственный  травматизм,  и  обеспечивать
санитарно   -   гигиенические   условия,    предотвращающие    возникновение
профессиональных заболеваний работников.
    Трудовые коллективы обсуждают и одобряют  комплексные  планы  улучшения
условий,  охраны  труда  и  санитарно  -   оздоровительных   мероприятий   и
контролируют выполнение этих планов. (в ред. Указа Президиума  ВС  РСФСР  от
18.01.1985)». По Проекту же « Для обеспечения соблюдения требований  законов
и иных нормативных правовых актов по охране  труда,  осуществления  контроля
за выполнением норм по охране труда  в  каждой  организации  с  численностью
более  100  работников  создается  служба  охраны  труда   или   назначается
специалист по  охране  труда,  имеющий  соответствующую  подготовку  и  опыт
работы.
    Решение о необходимости создания службы  охраны  труда  или  назначении
специалиста  по  охране  труда  в  организациях  с  численностью  менее  100
работников принимается работодателем после консультаций  с  представительным
органом работников организации.
    Структура и численность  работников  службы  охраны  труда  организации
определяется работодателем.
    В организациях с численностью работников  более  50  человек  создаются
комиссии  по  охране  труда.  В  их  состав  на  паритетной  основе   входят
представители   работодателя,   профсоюзов   или    иного    уполномоченного
работниками представительного органа.» (Статья 191. Органы  охраны  труда  в
организациях).
    Проект расширил обязанности работодателя  (статья 192) , по которой:
    Обязанность по обеспечению охраны труда работников несет работодатель.
    Работодатель    обязан:    обеспечить     безопасность     эксплуатации
производственных   зданий,   сооружений,    оборудования,    технологических
процессов  и  применяемых  в  производстве  сырья  и  материалов,  а   также
применение в соответствии с установленными нормами средств индивидуальной  и
коллективной защиты;
    организовать  эффективный  контроль  за  состоянием  условий  труда  на
рабочих местах и их соответствие  требованиям  законов  и  иных  нормативных
правовых актов по охране труда;
    организовать  санитарно  -  бытовое  и   лечебно   -   профилактическое
обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
    проводить обучение, инструктаж и  проверку  знаний  работниками  правил
охраны труда;
    не допускать к работе лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку
знаний по охране труда;
    информировать работников о состоянии условий и охраны труда на  рабочем
месте,  о  существующем  риске  повреждения  здоровья  и   полагающихся   им
средствах индивидуальной защиты, льготах и компенсациях за тяжелые работы  и
работы с вредными или опасными условиями труда;
    обеспечивать работников необходимой документацией по охране труда;
    принимать меры по обеспечению сохранения жизни  и  здоровья  работников
при возникновении аварийных ситуаций, в том числе по оказанию первой  помощи
пострадавшим;
    вести  расследование  всех  несчастных  случаев   на   производстве   и
профессиональных заболеваний;
    организовать  беспрепятственный  допуск  в  организацию  представителей
органов государственного надзора  и  контроля,  государственного  управления
охраной  труда,  внутриведомственного  и  общественного  контроля,  а  также
органов, осуществляющих обязательное социальное  страхование  от  несчастных
случаев на  производстве  и  профессиональных  заболеваний,  для  проведения
проверок состояния  условий  и  охраны  труда  в  организации  и  соблюдения
законов и иных нормативных правовых актов  по  охране  труда,  а  также  для
расследования  несчастных  случаев  на   производстве   и   профессиональных
заболеваний, предоставление им  информации  о  состоянии  условий  и  охраны
труда,  выполнении  предписаний,  а  также  о  всех  несчастных  случаях   и
повреждениях здоровья работников на производстве;
    страховать  работников  в   связи   с   временной   нетрудоспособностью
вследствие заболевания, а также от  несчастных  случаев  на  производстве  и
профессиональных заболеваний;
    проводить аттестацию рабочих  мест  по  условиям  труда  с  последующей
сертификацией  производственных  объектов  на  соответствие  требованиям  по
охране труда в порядке, устанавливаемом федеральным законом;
    в  случаях,  предусмотренных  настоящим  Кодексом,  законами  и   иными
нормативными правовыми актами, организовывать за  счет  собственных  средств
проведение предварительных (при приеме  на  работу),  а  также  внеочередных
медицинских осмотров работников;
    не допускать работника к выполнению трудовых обязанностей в  случае  не
прохождения им обучения по охране труда и соответствующей  проверки  знаний,
при уклонении его от прохождения обязательных медицинских осмотров, а  также
находящегося  в  состоянии  алкогольного,  наркотического  или  токсического
опьянения;
    информировать работника о предстоящих или прошедших производственных  и
технологических изменениях, а также изменениях в условиях и охране труда,  в
размерах льгот и компенсаций,  в  том  числе  предоставляемых  работодателем
дополнительно.
В эту статью были объединены существовавшие  ранее  отдельно  статьи  КЗОТа:
статья 143. Правила по охране труда, обязательные для администрации;  статья
144.  Инструктаж  работников  по  технике  безопасности  и  производственной
санитарии; статья 146. Контроль  за  соблюдением  требований  инструкций  по
охране труда; статья  147.  Обязанности  администрации  по  расследованию  и
учету несчастных случаев на производстве (следует  отметить  тот  факт,  что
данная статья еще представлена  в Проекте в виде  отдельной  главы  -  Глава
XXXI. РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ); статья  154.
Медицинские осмотры  работников некоторых категорий.
      Статья 193. Регламентирует обязанности работника по  охране  труда,  в
них входит:
    Работник обязан:
    соблюдать  нормы  по  охране  труда,   а   также   исполнять   указания
работодателя по безопасному ведению работ;
    проявлять заботу о собственной безопасности и безопасности других  лиц,
жизнь и здоровье которых могут  быть  поставлены  под  угрозу  в  результате
несоблюдения им необходимых мер предосторожности во время работы;
    правильно пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
    немедленно извещать работодателя о любой ситуации, угрожающей  жизни  и
здоровью людей, а также о любом несчастном случае или повреждении  здоровья,
происшедших на производстве, и признаках профессионального заболевания;
    проходить обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда;
    проходить предварительные (при поступлении на работу)  и  периодические
(в  период   трудовой   деятельности)   медицинские   осмотры   в   случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами  и  иными  нормативными
правовыми актами.
    Данная статья расширяет обязанности работника,  которые  в  КЗОТе  были
представлены в  виде  обязанности  соблюдать  инструкции  по  охране  труда,
устанавливающие правила выполнения  работ  и  поведения  в  производственных
помещениях и на строительных площадках; соблюдать  установленные  требования
обращения с машинами и механизмами, пользоваться выдаваемыми  им  средствами
индивидуальной защиты (статья 145). То есть, Проект  исключил такое  понятие
как «инструкция» заменив его на  «нормы»,  к  тому  же  в  обязанности  были
включены прохождение инструктажа и медицинского осмотра.
        Статья  194  Проекта.  Соответствие  производственных  объектов   и
продукции требованиям по охране труда
    Проекты строительства и  реконструкции  объектов,  предназначенных  для
осуществления любых видов  производственной  деятельности,  создания  машин,
механизмов, технологических процессов должны соответствовать требованиям  по
охране труда.
    Запрещается  строительство,  реконструкция,  техническое  переоснащение
производственных объектов, выпуск и внедрение новой техники, технологий  без
заключения  государственной  экспертизы   условий   труда   о   соответствии
проектной документации требованиям охраны труда, а  также  без  испытаний  и
разрешений, выданных соответствующими государственными  органами  надзора  и
контроля.
    Новые или реконструируемые  объекты  (организации  или  их  структурные
подразделения)  не  могут  быть  приняты  в  эксплуатацию   без   заключения
специально уполномоченных на то государственных органов надзора  и  контроля
по направлениям их деятельности.
    Запрещается применение в  производстве  опасных  и  вредных  химических
веществ и материалов, продукции, товаров и услуг, на которые не  разработаны
методики,  средства   метрологического   контроля   и   которые   не   имеют
токсикологической  (санитарно  -  гигиенической,  медико  -   биологической)
оценки.
    В случае поступления в организацию новых опасных и вредных веществ  или
наличия  в  организации  веществ,  требующих  принятия  дополнительных   мер
безопасности, работодатель обязан до начала их  использования  уведомить  об
этом специально  уполномоченные  на  то  государственные  органы  надзора  и
контроля, разработать и согласовать с ними меры по защите здоровья  и  жизни
работников.
    Машины,  станки,  механизмы,   оборудование,   транспортные   средства,
технологические  процессы,  материалы  и   химические   вещества,   средства
индивидуальной  и  коллективной  защиты,  в  том  числе   приобретенные   за
границей, должны соответствовать требованиям по охране труда,  установленным
в  Российской  Федерации,   и   иметь   сертификат   соответствия   (паспорт
безопасности).
      Эта статья  заменила   три  статьи   КЗОТа:  Статья  140.  Соблюдение
требований охраны труда при строительстве  и  эксплуатации  производственных
зданий,  сооружений  и  оборудования;  Статья  141.   Запрещение   ввода   в
эксплуатацию предприятий, не отвечающих  требованиям  охраны  труда;  Статья
142. Запрещение передачи в серийное  производство  образцов  новых  машин  и
другого оборудования, не отвечающего требованиям охраны труда
    Статья 195  Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты
    На работах с вредными и (или) опасными  условиями  труда,  а  также  на
работах,   связанных   с   загрязнением,   работодатель   обязан   бесплатно
обеспечить:
    выдачу сертифицированных средств  индивидуальной  защиты,  смывающих  и
обезвреживающих средств по  нормам,  утвержденным  в  порядке,  определяемом
Правительством Российской Федерации;
    хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию и обезвреживание  средств
индивидуальной защиты.
    Статья 196. Выдача молока и лечебно - профилактического питания
    На работах с вредными условиями  труда  работникам  бесплатно  выдается
молоко или другие равноценные пищевые  продукты,  а  в  необходимых  случаях
предоставляется  бесплатно  лечебно  -  профилактическое  питание.  Нормы  и
условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов  а
также  лечебно  -  профилактического  питания  утверждаются   Правительством
Российской Федерации.
    Две статьи представленные  выше  не  изменены  относительно  содержания
тех, что представлены в КЗОТе:  Статья  149.  Выдача  специальной  одежды  и
других средств индивидуальной защиты; Статья 151. Выдача молока и лечебно  -
профилактического питания.
    Статья 197. Обучение и профессиональная  подготовка  в  области  охраны
труда
    Для всех поступающих на работу, а также переводимых  на  другую  работу
лиц работодатель или уполномоченное им лицо обязан проводить  инструктаж  по
охране труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения  работ  и  по
оказанию первой помощи пострадавшим.
    Для лиц, поступающих  на  производство  с  вредными  и  (или)  опасными
условиями  труда,  где  в  соответствии  с  законами  и  иными  нормативными
правовыми   актами   требуется    профессиональный    отбор,    работодатель
обеспечивает предварительное обучение по  охране  труда  со  стажировкой  на
рабочем месте и сдачей экзаменов,  а  в  процессе  трудовой  деятельности  -
проведение периодического обучения и проверки знаний по охране труда.
    Все работники обязаны проходить обучение и проверку  знаний  по  охране
труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
    Государство содействует организации обучения по охране труда в  учебных
заведениях начального общего, основного общего,  среднего  (полного)  общего
образования и начального профессионального  образования,  а  также  среднего
профессионального,   высшего   профессионального    и    после    вузовского
профессионального   образования.   Государство    обеспечивает    подготовку
специалистов в области охраны труда в образовательных учреждениях высшего  и
среднего профессионального образования.
    Данное положение в КЗОТе представлено скудной статьей 144, которая лишь
устанавливает    лишь   ответственность    администрации    за    проведение
инструктажа.
    Одна из самых важных на мой взгляд тем – финансирование, представлена в
Проекте статьей 198. Финансирование охраны труда
    Финансирование  охраны  труда  осуществляется  в  рамках   федеральных,
отраслевых  и  региональных  программ  из  средств   федерального   бюджета,
бюджетов субъектов  Российской  Федерации,  местных  бюджетов,  внебюджетных
источников  в  порядке,  предусмотренном  федеральными  законами   и   иными
нормативными  правовыми  актами,  а  также  законами  и  иными  нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации.
    На  финансирование  мероприятий  по  охране  труда  используются  также
средства, полученные от:
    добровольных отчислений организаций и взносов физических лиц;
    штрафов, взыскиваемых за нарушения законов и иных нормативных  правовых
актов о  труде  и  охране  труда,  распределение  которых  осуществляется  в
порядке установленном Правительством Российской Федерации.
    Финансирование   работодателями   мероприятий   по   охране   труда   в
организациях осуществляется в  размерах,  обеспечивающих  условия  и  охрану
труда в соответствии с требованиями по охране труда.
    План мероприятий по охране труда в организации, размер средств и  смета
их  расходования   определяются   коллективным   договором   или   локальным
нормативным актом организации после консультаций.
    В статье 148 КЗОТа , по поводу средств на мероприятия по  охране  труда
сказано:  Для  проведения  мероприятий  по   охране   труда   выделяются   в
установленном порядке средства и необходимые  материалы.  Расходование  этих
средств и  материалов  на  другие  цели  запрещается  (данное  положение  не
закреплено в Проекте).
    Порядок использования указанных средств  и  материалов  определяется  в
коллективных договорах или в соглашениях по охране труда, заключаемых  между
администрацией и соответствующим выборным профсоюзным  органом  предприятия,
учреждения, организации.
    Трудовые коллективы контролируют использование средств, предназначенных
на охрану труда( данное положение не закреплено в Проекте).
    В КЗОТе в главе «Охрана туда»  содержатся такие  статьи  как  :  Статья
150.  Выдача  мыла  и  обезвреживающих  средств;  Статья  152.   Обеспечение
работников горячих цехов газированной соленой водой; Статья  153.  Перерывы,
включаемые в рабочее время; Статья 155.  Перевод  на  более  легкую  работу;
Статья 156. Оплата труда работников, переведенных на  более  легкую  работу;
Статья 157.  Применение  труда  инвалидов;  Статья  159.  Возмещение  вреда,
причиненного  работникам  повреждением  их  здоровья.  В  Проекте  Трудового
Кодекса данные  положения  представлены  в  других  главах,  либо  исключены
совсем.