Трудовые споры

Министерство науки и образования Республики Казахстан
                        Международная Академия Труда



                                                        № 113
                        Кабанчук  Николай  Сергеевич

               2-ой курс
                                                                Юридический
факультет

       Группа – 00-2

                       К У Р С О В А Я     Р А Б О Т А

   По предмету:
                               Трудовое Право
   Т Е М А:
                              «Трудовые  споры»



|                            |Рецензент – ст. преподаватель                 |
|                            |Мухтарова Ираида Вахитовна                    |



                             г. Актау   2001 год



                                  П Л А Н.


Введение                                                      -  3

1.  Трудовые споры: причины, классификация               -  4

2.  Индивидуальные трудовые споры
     и порядок их рассмотрения.                               -  9

3.  Коллективные трудовые споры.                         -  13

4.  Забастовки                                                -  16

Заключение                                               -  19



Введение.


               Данная курсовая работа «Трудовые споры» взята мною по
причине ее актуальности именно на кануне десятилетия независимости
Республики Казахстан, потому что понятие «трудовые споры» не может
существовать в таком государстве, где права человека, свобода слова и
возможность восстановления своих нарушенных прав ставятся на второе место,
если и вообще не ставятся ни на какое место. То, что фактически
вышеперечисленные условия существуют в Республике Казахстан – это
бесспорно, но о реальном соблюдении (речь не идет полном соблюдении)
остается мечтать (к глубокому сожалению).  Как говорил один из Великих:
«Мечтать - значит иметь цель, иметь цель – половина победы, а остальная
половина – действия».
               Я считаю, что построение в дальнейшем высокоразвитого
государства это в первую очередь – соблюдение прав и свобод человека, а
тема моей курсовой работы «Трудовые споры» - это первый шаг соблюдения прав
в сфере трудовой деятельности. Поэтому человек, который уделит внимание
моей курсовой работе и поймет ее суть – сделает для себя большое открытие и
положительные знания, так как любой человек за свою жизнь хотя бы раз
«столкнется» с трудом, а трудовые споры возникают именно в процессе труда и
о труде.



                             I. Трудовые споры:
                   условия возникновения и классификация.

               Постановление Президента Республики Казахстан от 19 декабря
1994 г. № 1987 «О социальном партнерстве в области социально-экономических
и трудовых отношений» ориентирует субъектов трудового права на создание
системы  социального партнерства в области трудовых отношений,
предупреждения и разрешения трудовых конфликтов. В то же время в условиях
перехода к рыночной экономике с ее разнообразием форм собственности и
хозяйствования, организацией производства и распределением полученных
доходов ясно обозначаются противоречивые интересы собственников
(работодателей, предпринимателей) и наемного персонала, составляющие
объективную основу для возможных разногласий и споров (конфликтов) в
области социально-экономических и трудовых отношений. В силу этого
Конституцией Республики Казахстан (ст. 24 п.3) признается право на
индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных
законом способов их разрешения, включая право на забастовку.[1]
               Впервые в Конституции Республики Казахстан провозглашается
право на индивидуальные и коллективные трудовые споры. Ранее трудовым
законодательством регулировался порядок разрешения в основном только
индивидуальных споров. К коллективным спорам было отнесено рассмотрение
разногласий между профсоюзным комитетом предприятия, учреждения,
организации и администрацией по вопросам установления или изменения условий
труда. Остальные трудовые споры являются индивидуальными спорами между
работником и администрацией предприятия, учреждения, организации.2
               При заключении трудовых договоров, в процессе их действия,
при прекращении трудовых правоотношений нередко возникают разногласия между
работниками и представителями работодателя (администрацией). Эти
разногласия чаще всего связаны с недовольством работников действиями
администрации, нарушением, по их мнению, трудовых прав и связанных с трудом
отношений.
               Трудовыми спорами являются разногласия между работником
(работниками) и работодателем (администрацией), не урегулированные путем
непосредственных переговоров сторон или с участием профсоюзов (профкома),
по вопросам установления или изменения условий труда и их применения;
заключения, изменения и выполнения коллективного договора, соглашения по
социально-трудовым вопросам.
               Под условиями труда понимаются совокупность социально-
правовых, производственных факторов, в которых работник осуществляет свою
деятельность.
               Под социально-правовыми факторами понимается размер оплаты
руда, продолжительность рабочего времени, отпуска и другие условия,
устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами, а также
соглашением сторон.
               Под производственными факторами понимаются технические,
санитарные, гигиенические, производственно-бытовые и другие условия,
устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами.1
               В другой литературе можно заметить некоторые различия в
формулировке трудовых споров, но все же суть остается одной и той же.
               Под трудовыми спорами понимаются разногласия между
субъектами трудового права по поводу применения законодательства и иных
нормативных актов о труде, коллективных договоров и других соглашений о
труде, а также установления новых или изменения существующих условий труда,
не урегулированных трудовым законодательством.2
               Очевидно, что разногласия, возникшие между субъектами
трудового права, возможно урегулировать в ходе непосредственных переговоров
путем взаимных уступок и соглашений. Однако если такого соглашения не
произошло, то разногласие переносится в соответствующие органы по
рассмотрению трудовых споров.
               Источники, вызывающие трудовые споры разнообразны. В одних
случаях это могут быть факторы объективного характера. Они вытекают, прежде
всего, из социально-экономической обстановки в Республике, вызванной
переходом к рыночной экономике, приватизацией государственной
собственности, остановкой производства на отдельных предприятиях и
высвобождением в связи с этим работников и так далее.
               Также источниками трудовых споров могут быть факторы
субъективного характера. Разногласия подобного рода связаны с ошибками и
некомпетентностью лиц административно-управленческого аппарата,
обеспечивающих организацию производства, совместную деятельность работника
в процессе труда без учета их интересов. К этому следует добавить
недостаточную правовую подготовку руководящего состава предприятий
(учреждений, организаций), в том числе в области трудового
законодательства. С другой стороны, недостатки в правовом сознании
характерны и работникам наемного труда. Это проявляется, нередко, в
необоснованных притязаниях работников к администрации предприятия
(учреждения, организации), основанных на заблуждении относительно своих
трудовых прав и обязанностей.1

               Условия возникновения споров – это та обстановка,
обстоятельства, которые непосредственно или опосредованно влияют на
трудовые отношения, вызывая неурегулированные разногласия между работниками
и администрацией.
               Причины возникновения трудовых споров – те юридические
факты, которые непосредственно вызвали разногласия между работником
(работниками) и администрацией. Даже общие для трудовых споров причины
носят конкретный характер в конкретном правоотношении по разрешению
трудового спора. Это – нарушения тех или иных прав работника или его
обязанностей перед предприятием (например, при его материальной
ответственности за причиненный ущерб).
               Условия возникновения трудовых споров становятся конкретными
причинами в конкретном трудовом споре. Нередко трудовые споры возникают в
результате сочетания несколько причин. Одни из них носят экономический,
другие – социальный, третьи – юридический характер.
               К условиям экономического характера относятся, в частности,
финансовые трудности организаций, препятствующие полной и своевременной
выплате заработной платы, предоставлению полагающихся работникам гарантий и
льгот (например, молока на работах во вредных для здоровья условиях,
лечебно-профилактического питания), отсутствие или недостаточность средств
на охрану труда. Условия возникновения трудовых споров экономического
характера порождают серьезные социальные последствия, которые, в свою
очередь или в сочетании с экономическими последствиями, вызывают трудовые
споры. Так, недостаток средств приводит к сокращению численности работников
или ликвидации организации, ко все растущей безработице. Высвобождаемые
работники, отстаивая свое право на работу (рабочее место), нередко
обращаются за разрешением трудового спора и защитой своих прав в судебные
органы.
               К условиям социального характера относится, например,
растущий разрыв в уровне доходов низко- и высокооплачиваемых работников.
               К условиям юридического характера относятся, в частности,
сложность, противоречивость, а также недостаточная доступность трудового
законодательства для администрации и особенно для работников, в результате
– слабое знание работниками своих трудовых прав и обязанностей
работодателей (администрацией), способов защиты своих прав; нежелание
соблюдать трудовое законодательство многими руководителями организаций,
должностными лицами администрации; слабая подготовленность профсоюзных
лидеров, профсоюзных активистов к защите работников на основе трудового
законодательства.1

               Трудовые споры (конфликты) можно классифицировать по
различным основаниям: по субъективному составу, по характеру (предмету
споров), по подведомственности их рассмотрения.
               По субъективному составу трудовые споры принято делить на
индивидуальные и коллективные.
Индивидуальные трудовые споры возникают по инициативе отдельных работников,
выдвигающих требование к администрации (работодателю) о признании или
восстановлении их нарушенных трудовых прав. Данная категория споров
возникает по поводу применения норм трудового законодательства,
коллективного договора и соглашения о труде.
Коллективные трудовые споры (конфликты) возникают между трудовыми
коллективами (коллективами подразделений), профсоюзом либо иным
уполномоченным работниками представительным органом и администрацией
предприятия или отраслевыми (межотраслевыми) органами управления по
вопросам применения действующего законодательства о труде, заключения и
исполнения условий коллективных договоров и соглашений в части установления
новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и
быта работников.
               По своему характеру трудовые споры могут быть исковыми и
неисковыми.
Трудовые споры искового характера связаны  с разрешением разногласий по
поводу применения законодательства о труде. В этом случае спорящий работник
предъявляет иск о признании или восстановлении его нарушенного права.
К неисковым относятся трудовые споры по поводу изменения действующих либо
установления новых условий труда.
               Рассмотренная классификация трудовых споров позволяет
установить подведомственность их разрешения. Каждой категории трудовых
споров законодательством определен порядок и система органов, наделенных
полномочиями рассматривать эти споры.
Трудовые споры искового характера преимущественно являются индивидуальными.
Это объясняется тем, что трудовые права работника (как субъекта
индивидуального трудового правоотношения) являются персонифицированными, в
связи с чем их защита осуществляется в индивидуальном порядке.
Трудовые споры неискового характера могут быть индивидуальными и
коллективными. Согласно действующему законодательству споры, возникающие
между работниками, с одной стороны, и администрацией предприятия
(учреждения, организации), с другой – по поводу установления новых или
изменения существующих условий труда, не урегулированных законодательством
или иными нормативными положениями о труде (т.е. индивидуальные споры
неискового характера), разрешаются администрацией предприятия (учреждения,
организации) и соответствующим профсоюзным комитетом в пределах
предоставленных им прав.1



                      II. Индивидуальные трудовые споры
                          и порядок их разрешения.

               Рассмотрение индивидуальных трудовых споров основывается на
общих положениях разбирательства споров, сложившихся в гражданско-
процессуальной практике: доступность обращения работника, трудовые права
которого нарушены, в органы по рассмотрению трудовых споров; равное
положение для всех категорий работников на защиту своих трудовых прав;
сокращенные сроки разрешения трудовых споров; объективность, полнота и
гласность рассмотрения споров; система гарантий исполнения решений органов
по трудовым спорам. При этом работники при обращении в органы по
рассмотрению трудовых споров освобождаются от уплаты расходов по трудовым
делам.1
               Если разногласия не были урегулированы заинтересованными
работниками при непосредственных переговорах с работодателем, они могут
стать предметом разбирательства органов по рассмотрению трудовых споров.
Разногласия чаще всего связаны с недовольством работников действиями
работодателя, нарушением, по их мнению, трудовых прав и связанных с трудом
интересов.2
               В разрешении разногласий между работником и работодателем
различают две стадии:
1 – непосредственные переговоры сторон, с их обоюдного согласия, в
согласительной комиссии.
2 – рассмотрение трудовых споров в суде.
Индивидуальные споры могут рассматриваться согласительной комиссией вне
зависимости от того, является ли работник штатным, временным,
совместителем, вне зависимости от членства в профсоюзе.3
               Согласительные комиссии организуются в организациях из
равного числа представителей работников и представителей работодателей.
Число представителей и срок действия комиссии устанавливается по соглашению
между представителями работников и работодателей. Многие вопросы
организации и деятельности согласительной комиссии нуждаются в
дополнительном регулировании актами работодателя. С этой целью в
организациях должны быть  разработаны положения о согласительной комиссии,
в которых закрепляются принципы создания и работы, порядок ее формирования,
численный состав, сроки полномочий, компетенция, порядок избрания
председателя и секретаря, порядок работы, порядок внесения решения и его
обжалования, формы участия в профсоюзной работе комиссии и другие вопросы.
Согласительная комиссия является обязательным первичным органом по
рассмотрению трудовых споров, за исключением случаев, когда
законодательными актами устанавливается иной порядок их рассмотрения.
               Представители работников избираются общим собранием
организации, а представители работодателя назначаются руководителем
организации. Работодатель и трудовой коллектив вправе досрочно отозвать из
состава комиссии своих представителей, не оправдавших доверия, и назначить
(избрать) новых представителей на срок, оговоренный сторонами.
               Предметом индивидуального трудового спора, подлежащего
рассмотрению в согласительной комиссии, является право и законные интересы
работника, нарушенные, по его мнению, работодателем при применении