Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Педагогический институт физической культуры
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема курсовой работы:
«Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для
детей школьного возраста»
Выполнил студент
3-го курса
2й группы
Маркин А. П.
Научный руководитель:
Додонова Л.И.
Москва 2001
Содержание
1. Теоретические аспекты нормирования физических
нагрузок в процессе физического воспитания школьников .
2. Нормирование режима выполнения общеразвивающих упражнений.
3. Экспериментальное обоснование развития выносливости у младших школьников
на уроках физкультуры.
4. Физиологическая оценка комплексной системы развития двигательных качеств
у подростков и юношей.
5. Исследования функций центральной гемодинамики.
6. Характеристика функциональных показателей учащихся с разными стадиями
полового созревания.
7. Вывод.
8. Список использованной литературы.
Актуальность
Школьные годы – один из важнейших этапов в становлении человека как
активного члена общества. В этот период завершается развитие
физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в
эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и
физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных
качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более
успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической
культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной
деятельности всех физиологических систем. Однако при этом необходимо
учитывать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и
подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах
развития. Такой подход оградит практику физического воспитания от
применения недостаточных и наряду с этим чрезмерных нагрузок, опасных для
здоровья. В процессе физического воспитания следует не только повышать
двигательную подготовленность, но и формировать психофизические качества,
обеспечивающие готовность к труду и активной деятельности в условиях
автоматизированного производства. Вот почему для теории и практики
физического воспитания учащихся необходимы данные о переносимости и
допустимости физических нагрузок с учетом адаптационных возможностей
организма на отдельных возрастных этапах, о степени функциональной
зрелости физиологических систем, об уровнях развития и совершенствования
двигательных возможностей в процессе направленной тренировки.
Цель работы – показать, как важно нормирование нагрузок на уроках
физической культуры для детей школьного возраста.
Задача работы – дать понять, что уроки физической культуры только
тогда будут нести оздоровительное значение, когда на них будут
нормироваться нагрузки.
Гипотеза (предположение) – правильное нормирование нагрузок уменьшает
травматизм на занятиях по физической культуре.
Задача исследования – выявить, насколько правильно нормируются
нагрузки на уроках физической культуры.
Метод исследования – анализ эксперимента нормирования физических
нагрузок на основе теоретических данных с последующими выводами.
Теоретические аспекты нормирования физических нагрузок в процессе
физического воспитания школьников.
Физиолого-гигиеническому нормированию подлежат все основные факторы,
определяющие состояние и развитие организма. И естественно ни у кого не
возникает сомнений в необходимости обоснования физиологических норм
физических нагрузок в процессе физического воспитания детей и подростков.
Для решения этих задач необходимо разработать критерии нормирования
нагрузок для детей различных возрастных групп. При обосновании и градации
физических нагрузок, адекватных функциональным возможностям исследуемых,
как правило, подходят с тех позиций:
1. градация физических нагрузок по отдельным физиологическим
показателям, в частности по ЧСС, потреблению кислорода, легочной
вентиляции и др.;
2. дозировки интенсивности физической нагрузки в зависимости от
максимальной скорости передвижения;
3. оценки интенсивности нагрузки, исходя из максимальных
энергетических возможностей организма.
В физиологии спорта чаще всего используются две классификации
интенсивности физических нагрузок. Согласно одной из них, интенсивность
физических нагрузок оценивается величиной потребления кислорода и
затраченной энергии. В другом случае весь диапазон интенсивности физических
нагрузок делится на зоны в зависимости от показателей механической работы,
которую выполняет человек. В. С. Фарфель (1960), анализируя рекорды в
различных видах спорта с циклическим характером движений, обратил внимание
на четкую закономерность между скоростью преодоления дистанций и
предельным временем, в течение которого эта скорость может поддерживаться.
Им описаны четыре временные зоны. К первой зоне отнесены рекорды,
укладывающиеся в отрезок времени до 20-30 секунд, ко второй – рекорды,
время которых находится в диапазоне от 20-30 секунд до 4-5 минут, к третьей
– рекорды от 5 минут до 30-40 минут и к четвертой зоне – все рекорды, время
которых превышает 30-40 минут. Классифицируют и физические упражнения и с
учетом силы, скорости и продолжительности мышечного сокращения, подразделяя
их на:
1. силовые, выполняемые с максимально возможным напряжением мышц в
динамическом или статистическом режимах при малой скорости
движения;
2. скоросто-силовые, выполняемые в динамическом режиме одновременно с
большой скоростью и силой мышечного сокращения, что обеспечивает
большую мощность;
3. упражнения на выносливость, при выполнении которых мышцы
сокращаются с меньшей силой и скоростью, но при этом во много раз
возрастает во времени их способность выполнять работу.
При выполнении физических упражнений разной мощности и
продолжительности вклад данных систем, как правило, неодинаков. В связи с
этим физические упражнения подразделяются на группы с явным преобладанием
анаэробного или аэробного путей энергопродукции, а также смешанного
анаэробно-аэробного энергообеспечения. В спортивной физиологии приводятся
соотношения трех систем энергообеспечения при выполнении анаэробных и
аэробных циклических упражнений.
При нормировании нагрузок рекомендуется учитывать пять компонентов:
1. продолжительность упражнения;
2. интенсивность;
3. продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;
4. характер отдыха;
5. число повторений упражнения.
При нормировании выполнения циклических упражнений особое внимание
заслуживают процессы возрастного развития двигательной системы. Изменения
физиологических процессов в связи с выполнением тренировочных занятий
обусловлены воздействием на организм повторяющихся движений. При этом в
первую очередь происходят изменения функционального состояния двигательной
системы. Вегетативные процессы перестраиваются под влиянием раздражений,
сигнализирующих о возможной гипоксии, но главным образом – под влиянием
моторно-висцеральных рефлексов. Поэтому при планировании тренировочных
занятий и выборе нагрузок важно учитывать не только обменные процессы, но и
возрастные особенности регуляции движений и освоения техники моторных
навыков.
Нормирование режима выполнения
общеразвивающих упражнений.
Одна из целей физиологически обоснованного нормирования нагрузок на
уроках физической культуры заключается в том, что затраты энергии, число
повторений упражнений и продолжительность выполнения серий упражнений были
оптимальными. Если затраты энергии и число повторений упражнений малы, то
эффект от упражнений будет понижен вследствие недостаточной мобилизации
физиологических функций. Если же затраты энергии и число повторений и
продолжительность упражнений чрезмерно велики, то эффект от упражнений
будет понижен вследствие ослабления физиологических процессов в связи с
истощением веществ, богатых энергией, и ферментов, а также нервных
механизмов регуляции движений. При выполнении медленного равномерного бега
школьниками 10-11 лет потребление кислорода составляет 771,4 мл/мин. В
условиях относительного покоя у исследуемых школьников этого возраста
потребление кислорода равняется 193,0 мл/мин. Следовательно, потребление
кислорода нетто на выполнение работы медленного бега составляет 771,4 –
193,0 = 578,4 мл/мин. В пересчете на кг веса тела потребление кислорода
нетто на выполнение работы медленного бега будет равным 578,4 : 35 = 16,5
мл/мин · кг.
Созданы необходимые предпосылки для физиологически обоснованного
планирования физических нагрузок при разработке структуры урока. Так, у
детей 7-8 лет потребление кислорода при ходьбе 120 шагов в минуту
составляло 407,3 мл/мин, а а относительном покое – 156,8 мл/мин.
Рисунок (таблица): потребление кислорода в ЧСС
у детей 7-10 лет при выполнении различных физических упражнений
(ходьба, бег игра, ОРУ и др.)
На рисунке прослежена зависимость величины потребления кислорода от
величены ЧСС при выполнении школьниками 7-8- лет и 9-10 лет различных
упражнений. Наглядно видно, что с увеличением ЧСС возрастает потребление
кислорода при переходе от исходного положения к ходьбе и от ходьбы к бегу.
Однако при переходе от ходьбы к игре потребление кислорода почти не
изменяется, а ЧСС заметно увеличивается, а от ходьбы к общеразвивающим
упражнениям потребление кислорода уменьшается, а ЧСС возрастает.
Экспериментальное обоснование развития выносливости у младших школьников на
уроках физической культуры.
Поиск наиболее эффективных тренировочных режимов развития
двигательных качеств – одна из главных задач физического воспитания
школьников. К настоящему времени накапливается все больше денных о том,
что физические качества учащихся следует как можно полнее развивать уже в
первые годы обучения в школе. Подчеркивается возможность целенаправленного
развития выносливости у детей младшего школьного возраста. Для обоснования
тренировочного режима развития выносливости у детей 7-10 лет на первом
этапе исследования мы изучили возрастную картину вегетативных реакций и
ряда биомеханических параметров работы при выполнении велоэргометрических
нагрузок разной интенсивности. Было выявлено, что от 7-8 до 9-10 лет
выносливость повышается только к нагрузкам, выполняемым в режиме аэробного
энергообеспечения, т.е. к таким, предельная продолжительность которых более
2,5 минут. Максимальная продолжительность работы при 70% нагрузке
увеличивается за этот период в среднем на 2,5 минут, а при 50% нагрузке –
на 4 минуты. Анализ естественного прироста выносливости к нагрузкам разной
интенсивности к 9-10 годам свидетельствует о том, что у мальчиков
рассматриваемого возраста выносливость интенсивнее увеличивается к
физическим нагрузкам большой мощности и меньше – к умеренным нагрузкам. В 7-
8 лет отмечена несколько более напряженная деятельность систем,
обеспечивающих транспорт кислорода, и менее эффективная его утилизация из
вентилируемого воздуха при нагрузках аэробной направленности. Меньшая
предельная продолжительность работы у школьников 7-8 лет при выполнении 70%
нагрузки сочетается с менее эффективной кислородной производительностью
дыхательного и сердечного циклов. Таким образом, результаты изучения
возрастной динамики естественного развития показателей работоспособности
школьников 7-8 и 9-10 лет и особенностей адаптации их систем дыхания и
кровообращения дают основание считать, что использование нагрузок большой и
умеренной интенсивности позволит повысить эффективность уроков физической
культуры, направленных на развитие выносливости младших школьников.
Физиологическая оценка комплексной
системы развития двигательных
качеств у подростков и юношей.
В плане поиска более эффективных форм и средств физического воспитания
нами в течение ряда лет апробировался экспериментальный режим урочных и
внеклассных занятий с подростками и юношами 7-10 классов. С учетом
возрастных закономерностей развития моторики и ведущих физиологических
систем, обеспечивающих мышечную деятельность, в содержание занятий
включались упражнения для формирования скоростных, скоростно-силовых
возможностей, мышечной силы и выносливости в условиях более напряженного
учебно-тренировочного процесса. Помимо двух еженедельных уроков физической
культуры дополнительно вводили один час внеурочных занятий, акцент которых
был сделан на развитие силы и выносливости. Экспериментальный режим
обусловил интенсификацию процесса физического воспитания, повышение
моторной плотности занятий и, естественно, усиление напряжения у школьников
физиологических функций. Поэтому, для того, чтобы объективно оценить,
насколько адекватны использованные нагрузки функциональным возможностям
учащихся 7-10 классов. параллельно с педагогическим экспериментом
проводились комплексные методико-физиологические исследования. Для оценки
физической работоспособности подростков и юношей 7-10 классов ежегодно
проводились 2 серии обследований. В 1-й, осенней серии определяли общую
физическую работоспособность мальчиков при двух велоэргометрических
нагрузках – 7 и 3 Вт/кг. Отказ от работы регистрировался при снижении
частоты педалирования на 10% ниже заданной. В процессе работы, в течение 5
минут регистрировалась ЧСС. Аналогичная серия проводилась весной. Затем
данные обеих серий сопоставлялись соответственно по экспериментальной (ЭГ)
и контрольной (КГ) группам школьников. Еще одна серия – в середине
учебного года была направлена на выявление особенностей гемодинамики у
мальчиков при критической мощности на уровне МПК. В ней участвовали только
те испытуемые, которые успешно справились с нагрузками 1-й серии.
Исследования функций центральной гемодинамики.
Анализ динамики ЧСС показал, что у школьников от 13 до 17 лет в
состоянии относительного физического покоя величина этого параметра
кровообращения постепенно уменьшается. Наибольшее снижение ЧСС отмечается к
16-17 годам. Возрастных различий и различий между КГ и ЭГ в процессе
выполнения вышеуказанных нагрузок по ЧСС выявить не удалось. В
восстановительном периоде после нагрузок 3 и 7 Вт/кг исследуемые группы по
этому показателю практически также не различаются.
[pic]
На рисунке показана физическая работоспособность и интенсивность
накопления пульсового долга у школьников 10 класса.
Вывод:
Исследование ИНПД показало, что чем выше мощность нагрузки, тем
быстрее она накапливается. Существенный сдвиг в сторону уменьшения ИНПД при
исследуемых нагрузках происходит к 15-17 годам. Представляется интересным,
что у мальчиков контрольной группы при задаваемых нагрузках интенсивность
накопления пульсового долга в большинстве случаев выше (р<0,05) (рисунок).
В состоянии относительного физического покоя ЧСС с возрастом
постепенно уменьшается, а УО, наоборот, увеличивается. Существенный сдвиг в
сторону увеличения УО крови происходит к 14-15 годам.
У школьников ЭГ 8 класса УО существенно больше, чем в КГ. Очевидно,
что в связи с противоположной возрастной динамикой ЧСС и УО МОК в
состоянии относительного физического покоя в возрасте 13-17 лет
увеличивается незначительно. У школьников КГ МОК меньше, чем у их
сверстников ИЗ ЭГ.
Характеристика функциональных
показателей учащихся с разными стадиями
полового созревания.
При анализе у подростков с разными стадиями полового созревания
параметров центральной гемодинамики при выполнении нагрузки ступенчато
возрастающей мощности отмечена разнонаправленность изменений. ЧСС в
процессе полового созревания уменьшается. Однако существенные различия
выявляются только при работе предельной и околопредельной мощности (4 и 5
ступени нагрузки) между школьниками на 1 и 4, а также 1 и 5 стадиях
полового созревания.
Таким образом, процесс полового созревания не оказывает
существенного влияния на хронотропную функцию центрального кровообращения
при нагрузках умеренной и большой мощности. При нагрузке в зоне
максимальной мощности, соответствующей уровню МПК, ЧСС ниже, чем у
подростков с начальными стадиями полового созревания. УО крови по мере
полового созревания нарастает. Его различия более выражено отличаются при
работе в зоне большой мощности у подростков с 3-й стадией полового
созревания. Однако при работе критической мощности эти различия
сглатываются из-за снижения УО при увеличении мощности нагрузки.
У подростков с 4-5 стадиями полового созревания УО становится
достоверно выше (р<0,001) во время выполнения нагрузок всех диапазонов.
(таблица).
Изучение кинетики КО крови в процессе выполнения различных физических
нагрузок свидетельствует о том, что максимальные значения его
регистрируются при работе умеренной и большой мощности. При выполнении
предельных нагрузок УО крови у подростков имеет тенденцию в уменьшению.
Причем с увеличением стадии полового созревания степень и число случаев
уменьшения УО крови снижается. Вопреки сложившемуся представлению о том,
что наибольшие значения УО крови наблюдаются при ЧСС 110-140 уд/мин, мы
регистрировали увеличение УО крови при значительно большей ЧСС. В процессе
выполнения подростками нагрузки ступенчато возрастающей мощности наибольшие
значение УО крови нередко отличались при ЧСС более 170 уд/мин.
Интегральный параметр центральной гемодинамики МОК изменяется в
процессе полового созревания в состоянии относительного физического покоя
мало. При работе в зонах умеренной и большой мощности у подростков с 3
стадией полового созревания он больше, чем у подростков с 1 и 2 стадиями.
Во время работы в зоне критической мощности достоверных различий не
выявлено. Наиболее выраженные изменения в кинетике МОК при работе в
различных зонах мощности определяются к концу периода полового созревания
(таблица)
Таблица
|Показа |Ступени |Стадии полового созревания |
|тели |нагрузки| |
| | |1-я |2-я |3-я |4-я |5-я |
|ЧСС, |Исходн. |83,7(2,9 |87,7(4,9 |82,6(3,7 |84,1(2,5 |75,9(4,9 |
|уд/мин |I |118,5(2,1 |120,9(4,9 |117,5(3,7 |118,6(2,8 |114,7(6,5 |
| |II |133,1(4,5 |133,2(4,4 |140,9(4,0 |135,7(3,8 |138,5(7,9 |
| |III |161,3(3,6 |160,4(3,6 |160,5(5,2 |154,5(2,5 |152,2(6,1 |
| |IV |179,4(2,6 |174,2(3,4 |155,7(4,8 |171,0(1,8 |170,1(3,5 |
| |V |192,9(1,2 |188,8(3,1 |189,9(3,4 |182,7(1,6 |180,8(3,5 |
|УО |Исходн. |52,9(5,6 |56,3(5,2 |60,0(3,5 |68,8(3,5 |74,3(4,4 |
|крови, |I |72,5(8,8 |75,7(6,7 |80,4(4,1 |94,6(2,8 |97,0(6,8 |
|мл/мин |II |73,1(7,5 |79,9(8,8 |88,0(7,2 |98,0(3,1 |104,3(7,3 |
| |III |70,3(4,3 |82,3(7,6 |86,6(6,2 |99,6(2,99 |109,4(8,6 |
| |IV |68,9(5,2 |84,5(7,3 |87,1(5,4 |98,9(3,6 |110,7(7,8 |
| |V |72,0(4,8 |68,0(6,5 |83,2(4,2 |98,4(4,0 |108,0(4,6 |
|МОК, |Исходн. |4,7(0,9 |4,7(0,5 |4,99(0,3 |5,9(0,3 |5,7(0,3 |
|л/мин |I |8,5(0,97 |89,6(0,8 |9,5(0,05 |11,1(0,4 |11,3(0,7 |
| |II |9,6(0,8 |10,5(1,1 |12,4(1,0 |13,5(0,5 |14,2(0,6 |
| |III |11,2(0,6 |12,8(1,0 |13,8(0,98 |15,5(0,5 |16,5(0,8 |
| |IV |12,3(0,8 |14,4(0,9 |15,2(0,99 |17,0(0,7 |18,7(1,3 |
| |V |13,8(0,95 |13,96(0,8 |15,7(0,8 |18,1(0,6 |19,8(1,1 |
Таким образом, изучение динамики параметров кровообращения при
мышечной деятельность показано, что в процессе полового созревания
адаптация функций центрального кровообращения к физическим нагрузкам
происходит главным образом за счет увеличения УО крови. Переход на более
экономичную форму адаптации кровообращения к физическим нагрузкам в
процессе полового созревания сказывается и на физической
работоспособности. Так, подростки с 5-1 стадией полового созревания по
показателям мощности работы в зоне большой мощности работы превосходят
подростков с 1-й стадией в 1,7 раза, а в зоне субмаксимальной - в 1,4
раза. Обращает на себя внимание отсутствие в процессе полового созревания
прироста времени работы в зоне большой мощности, что, по-видимому, связано
с недостаточным развитием способности удержания стабильного уровня
кровообращения при переходе на новый уровень функционирования.
Вывод
Изучение адаптации физиологических систем к физическим нагрузкам
разной мощности у детей школьного возраста имеет большое значение для
понимания возрастно-половых закономерностей функционирования регуляторных
систем при мышечной деятельности и нормирования нагрузок. В результате
проведенного комплексного исследования удалось выяснить и выявить
возрастные особенности ряда приспособительных реакций двигательной системы,
центрального, регионального кровообращения и дыхания, обеспечивающих
повышение в процессе индивидуального развития физической работоспособности
человека.
В период от 7-8 лет к подростковому возрасту значительно
увеличиваются функциональные возможности двигательного аппарата. Об этом
свидетельствуют повышение мощности и объема выполняемых нагрузок, рост
величины максимального темпа движений, предельной продолжительности работы,
быстрое восстановление после нагрузок функционального состояния
нейромоторного аппарата.
Отмечено, что с уменьшением интенсивности, но одновременно с
увеличением времени выполнения физической нагрузки и объема работы у
мальчиков и девочек увеличивается период восстановления функционального
состояния нервно-мышечного аппарата. Однако и по данному показателю у
мальчиков после большинства нагрузок период восстановления величины ЛВ ЧМП
короче, чем у девочек. Анализ показателей центральной гемодинамики при
физической работе свидетельствует о том, что у всех исследованных детей с
возрастанием мощности нагрузки происходит увеличение МОК, который достигает
своих максимальных значений при нагрузке 50% и при дальнейшем повышении
мощности работы меняется незначительно. У мальчиков 7-10 лет ЧСС равномерно
растет от нагрузки 20 до 50%, а у девочек, наоборот, реакция ЧСС менее
дифференцирована. Пульс достигает у них высоких величин при выполнении
умеренных по интенсивности нагрузок уже к 13-14 годам.
Выявленные возрасто-половые особенности центральной гемодинамики при
мышечной деятельности можно связать с разными факторами. Более ограниченные
пределы возрастания МОК у женского организма при физической нагрузке
объясняют меньшими объемами сердца и крови у них по сравнению с мужчинами.
В возрасте от 7-8 до 13-14 лет происходит совершенствование механизмов
адаптации системы кровообращения к физическим нагрузкам. Однако в процессе
становления гемодинамических реакций в рассматриваемый возрастной период у
мальчиков и девочек наблюдаются существенные различия. К 9-10 годам у
мальчиков расширяются адаптационные возможности центральной гемодинамики, в
то время, как у девочек в большей степени выражено совершенствование
регионарных сосудистых реакций в ответ на физическую нагрузку. К 13-14
годам уже у девочек более выражено совершенствуются функции центральной
гемодинамики. Это особенно четко проявляется в реакциях на нагрузки,
энергетическое обеспечение которых осуществляется за счет аэробно-
анаэробных процессов.
Особенности координационной структуры и регуляции движений
предопределяли методический подход к нормированию соответствующих
упражнений. Нормирование нагрузок при упражнениях типа ходьбы и бега
обычно очновывается на оптимизации процессов энергообеспечения и процессов
кислородного режима. Факторы, ограничивающие нагрузку для упражнений
подобного типа, - развитие гипоксии и процессов, затрудняющих доставку
кислорода и богатых энергией веществ к месту их потребления в организме. По
этим физиологическим параметрам классифицируются нагрузки ходьбы и бега в
зависимости от возраста. При таком нормировании допустимо применение
показателя ЧСС. Для нормирования циклических упражнений, используемых на
уроке физической культуры, важно выделить такую умеренно напряженную
мышечную деятельность, которая может поддерживаться в течение
продолжительного времени без значительного увеличения кислородного долга.
Нагрузка 50% от максимальной может поддерживаться длительное время. Для
оценки влияния физических нагрузок на организм школьников можно
пользоваться классификацией нагрузок, включающей 5 зон:
1. Зона низкой интенсивности (20-30%).
Здесь работа может выполняться очень длительное время. При этом все
физиологические функции организма не испытывают напряжения, ЧСС не
превышает 100-120 уд/мин. Сюда относятся режимы выполнения упражнений с
низкой интенсивностью и малой скоростью (ходьба, велосипед, прогулки на
лыжах и т.д.)
2. Зона умеренной интенсивности (50% от максимальной нагрузки).
Режим выполнения физических упражнений в этой зоне способствует развитию
общей выносливости. Величина пульса при выполнении нагрузок достигает 130-
160 уд/мин. Работа в этой зоне способствует установлению взаимодействия
между функциями сердечно-сосудистой системы, дыхания и двигательного
аппарата.
3. Зона большой интенсивности (70%).
Вызывает напряжение физиологических функций в организме школьников при
мышечной работе. Выполнение нагрузки в этой зоне не превышает 4-5 минут у
младших школьников, и 10 минут – у старших.
4. Зона субмаксимальной или высокой интенсивности (80%).
Соответствует режиму выполнения упражнений (бег на короткие дистанции,
скоростно-силовые упражнения, статические нагрузки и др.), при котором
работа мышц, сердца и др. Органов и тканей обеспечивается в основном
анаэробными источниками энергии. Предельная продолжительность выполнения
циклических нагрузок у младших школьников – 50 с., а у старших – 1 мин. и
более.
5. Зона максимальной интенсивности (100%).
Соответствует выполнению физических упражнений с максимальной скоростью,
предельным темпом и усилением предельного времени выполнения нагрузок до 10
сек. За столь малое время функциональные сдвиги сердечно-сосудистой
системы, дыхания и других функций не достигают высоких величин.
Список используемой литературы
1. “Нормирование нагрузок в физическом воспитании школьников» под
ред. Л. Е. Любомирского; научно-исследовательский институт
физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР.
2. «Основа ТМФК», учебник для технической физкульиуры.
3. «Теоретические основы методики физического воспитания». Ч. Т.
Иванков.
4. «Спорт и личность» под ред. А. В. Дмитриевой.
5. «Физкультура в школе» под ред. М. А. Семенова.
6. Курс лекций В.И.Ковалёва.