Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ


          МОСКОВСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

                 Педагогический институт физической культуры



                               КУРСОВАЯ РАБОТА

                            Тема курсовой работы:

      «Физиологические обоснования нормирования физических нагрузок для
                          детей школьного возраста»


                                                            Выполнил студент
                                                                  3-го курса
                                                           2й группы
                                                                Маркин А. П.


                                                       Научный руководитель:
                                                               Додонова Л.И.



                                 Москва 2001

                                 Содержание

1. Теоретические аспекты нормирования физических
     нагрузок в процессе физического воспитания школьников .

2. Нормирование режима выполнения общеразвивающих упражнений.

3. Экспериментальное обоснование развития выносливости у младших  школьников
   на уроках физкультуры.


4. Физиологическая оценка комплексной системы развития двигательных  качеств
   у подростков и юношей.

5. Исследования функций центральной гемодинамики.


6. Характеристика функциональных показателей  учащихся  с  разными  стадиями
   полового созревания.

7. Вывод.


8. Список использованной литературы.



                                Актуальность


      Школьные годы – один из важнейших этапов в  становлении  человека  как
активного   члена   общества.   В   этот   период    завершается    развитие
физиологических систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот  почему  в
эти годы должна быть  создана  прочная  основа  для  укрепления  здоровья  и
физического совершенствования человека. Формирование  основных  двигательных
качеств и  навыков в  процессе  физического  воспитания   может  быть  более
успешным при условии обоснованного применения средств и  методов  физической
культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих  напряженной
деятельности  всех  физиологических  систем.  Однако  при  этом   необходимо
учитывать   возрастно-половые   и   индивидуальные   особенности   детей   и
подростков, а также резервные возможности  их  организма  на  разных  этапах
развития.  Такой  подход  оградит   практику   физического   воспитания   от
применения недостаточных и наряду с этим чрезмерных  нагрузок,  опасных  для
здоровья. В процессе  физического  воспитания  следует  не  только  повышать
двигательную подготовленность, но и  формировать  психофизические  качества,
обеспечивающие  готовность  к  труду  и  активной  деятельности  в  условиях
автоматизированного   производства.  Вот  почему  для  теории   и   практики
физического  воспитания  учащихся  необходимы  данные  о  переносимости    и
допустимости  физических  нагрузок  с  учетом   адаптационных   возможностей
организма  на  отдельных  возрастных  этапах,   о   степени   функциональной
зрелости физиологических систем, об  уровнях  развития  и  совершенствования
двигательных возможностей в процессе направленной тренировки.

      Цель работы – показать, как  важно  нормирование  нагрузок  на  уроках
физической культуры для детей школьного возраста.

      Задача работы – дать понять,  что  уроки  физической  культуры  только
тогда  будут  нести   оздоровительное   значение,   когда   на   них   будут
нормироваться нагрузки.

      Гипотеза (предположение) – правильное нормирование нагрузок  уменьшает
травматизм на занятиях по физической культуре.

      Задача  исследования  –  выявить,  насколько   правильно   нормируются
нагрузки на уроках физической культуры.

      Метод  исследования  –  анализ  эксперимента  нормирования  физических
нагрузок на основе теоретических данных  с последующими выводами.


      Теоретические аспекты нормирования физических нагрузок в процессе
                     физического воспитания школьников.


      Физиолого-гигиеническому нормированию подлежат все  основные  факторы,
определяющие состояние и развитие организма. И  естественно  ни  у  кого  не
возникает  сомнений  в  необходимости   обоснования   физиологических   норм
физических нагрузок в процессе физического воспитания  детей  и  подростков.
Для  решения  этих  задач  необходимо  разработать   критерии   нормирования
нагрузок для детей различных возрастных групп. При  обосновании  и  градации
физических нагрузок,  адекватных  функциональным  возможностям  исследуемых,
как правило, подходят с тех позиций:
     1.  градация  физических   нагрузок   по   отдельным   физиологическим
        показателям, в частности по ЧСС,  потреблению  кислорода,  легочной
        вентиляции и др.;
     2.  дозировки  интенсивности  физической  нагрузки  в  зависимости  от
        максимальной скорости передвижения;
     3.   оценки    интенсивности   нагрузки,   исходя   из    максимальных
        энергетических возможностей организма.
      В  физиологии  спорта  чаще  всего  используются   две   классификации
интенсивности физических нагрузок.  Согласно  одной  из  них,  интенсивность
физических  нагрузок   оценивается   величиной   потребления   кислорода   и
затраченной энергии. В другом случае весь диапазон интенсивности  физических
нагрузок делится на зоны в зависимости от показателей  механической  работы,
которую выполняет человек.  В.  С.  Фарфель  (1960),  анализируя  рекорды  в
различных видах спорта с циклическим характером движений,  обратил  внимание
на  четкую  закономерность  между   скоростью   преодоления   дистанций    и
предельным временем, в течение которого эта скорость  может  поддерживаться.
Им  описаны  четыре  временные  зоны.  К  первой  зоне   отнесены   рекорды,
укладывающиеся в отрезок времени до  20-30  секунд,  ко  второй  –  рекорды,
время которых находится в диапазоне от 20-30 секунд до 4-5 минут, к  третьей
– рекорды от 5 минут до 30-40 минут и к четвертой зоне – все рекорды,  время
которых превышает 30-40 минут. Классифицируют и физические  упражнения  и  с
учетом силы, скорости и продолжительности мышечного сокращения,  подразделяя
их на:
     1. силовые, выполняемые с максимально  возможным  напряжением  мышц  в
        динамическом  или  статистическом  режимах   при   малой   скорости
        движения;
     2. скоросто-силовые, выполняемые в динамическом режиме одновременно  с
        большой  скоростью и силой мышечного сокращения,  что  обеспечивает
        большую мощность;
     3.  упражнения  на  выносливость,   при   выполнении   которых   мышцы
        сокращаются с меньшей силой и скоростью, но при этом во  много  раз
        возрастает во времени их способность выполнять работу.
      При   выполнении   физических    упражнений    разной    мощности    и
продолжительности вклад данных систем, как правило, неодинаков.  В  связи  с
этим физические упражнения подразделяются на группы с  явным   преобладанием
анаэробного  или  аэробного  путей  энергопродукции,  а   также   смешанного
анаэробно-аэробного энергообеспечения. В  спортивной  физиологии  приводятся
соотношения  трех  систем  энергообеспечения  при  выполнении  анаэробных  и
аэробных циклических упражнений.

      При нормировании нагрузок рекомендуется учитывать пять компонентов:

     1. продолжительность упражнения;
     2. интенсивность;
     3. продолжительность интервалов отдыха между упражнениями;
     4. характер отдыха;
     5. число повторений упражнения.
      При нормировании выполнения  циклических  упражнений  особое  внимание
заслуживают процессы возрастного развития  двигательной  системы.  Изменения
физиологических процессов  в  связи  с  выполнением   тренировочных  занятий
обусловлены воздействием на организм  повторяющихся  движений.  При  этом  в
первую очередь происходят изменения функционального  состояния  двигательной
системы. Вегетативные процессы  перестраиваются  под  влиянием  раздражений,
сигнализирующих о возможной гипоксии, но  главным  образом  –  под  влиянием
моторно-висцеральных  рефлексов.  Поэтому  при  планировании   тренировочных
занятий и выборе нагрузок важно учитывать не только обменные процессы, но  и
возрастные  особенности  регуляции  движений  и  освоения  техники  моторных
навыков.


                       Нормирование режима выполнения

                         общеразвивающих упражнений.

      Одна из целей физиологически обоснованного  нормирования  нагрузок  на
уроках физической культуры заключается в том,  что  затраты  энергии,  число
повторений упражнений и продолжительность  выполнения серий упражнений  были
оптимальными. Если затраты энергии  и число повторений упражнений  малы,  то
эффект от упражнений  будет  понижен  вследствие  недостаточной  мобилизации
физиологических функций. Если  же  затраты  энергии  и  число  повторений  и
продолжительность упражнений  чрезмерно  велики,  то  эффект  от  упражнений
будет понижен вследствие ослабления  физиологических  процессов  в  связи  с
истощением  веществ,  богатых  энергией,  и  ферментов,  а   также   нервных
механизмов регуляции движений. При выполнении медленного  равномерного  бега
школьниками 10-11 лет  потребление  кислорода  составляет  771,4  мл/мин.  В
условиях  относительного  покоя  у  исследуемых  школьников  этого  возраста
потребление кислорода равняется  193,0  мл/мин.  Следовательно,  потребление
кислорода нетто на  выполнение работы медленного  бега  составляет  771,4  –
193,0 = 578,4 мл/мин. В пересчете на  кг  веса  тела  потребление  кислорода
нетто на выполнение работы медленного бега будет равным 578,4 :  35  =  16,5
мл/мин · кг.
      Созданы  необходимые  предпосылки  для  физиологически   обоснованного
планирования физических нагрузок при  разработке  структуры  урока.  Так,  у
детей  7-8  лет  потребление  кислорода  при  ходьбе  120  шагов  в   минуту
составляло 407,3 мл/мин, а а относительном покое – 156,8 мл/мин.



               Рисунок (таблица): потребление кислорода в ЧСС
       у детей 7-10 лет при выполнении различных физических упражнений
                        (ходьба, бег игра, ОРУ и др.)



      На рисунке прослежена зависимость величины  потребления  кислорода  от
величены ЧСС при выполнении  школьниками  7-8-  лет  и  9-10  лет  различных
упражнений.  Наглядно видно, что с увеличением  ЧСС  возрастает  потребление
кислорода при переходе от исходного положения к ходьбе и от ходьбы  к  бегу.
Однако при переходе  от  ходьбы  к  игре  потребление   кислорода  почти  не
изменяется, а ЧСС заметно  увеличивается,  а  от  ходьбы  к  общеразвивающим
упражнениям потребление кислорода уменьшается, а ЧСС возрастает.



 Экспериментальное обоснование развития выносливости у младших школьников на
                         уроках физической культуры.

      Поиск    наиболее   эффективных   тренировочных    режимов    развития
двигательных  качеств  –  одна  из  главных  задач  физического   воспитания
школьников. К настоящему времени накапливается все  больше  денных   о  том,
что физические качества учащихся следует  как можно полнее развивать  уже  в
первые годы обучения в школе.  Подчеркивается возможность  целенаправленного
развития выносливости у детей младшего школьного возраста.  Для  обоснования
тренировочного режима развития выносливости  у  детей  7-10  лет  на  первом
этапе исследования  мы изучили возрастную  картину  вегетативных  реакций  и
ряда биомеханических параметров работы  при  выполнении  велоэргометрических
нагрузок разной интенсивности.  Было  выявлено,  что  от  7-8  до  9-10  лет
выносливость повышается только к нагрузкам, выполняемым в  режиме  аэробного
энергообеспечения, т.е. к таким, предельная продолжительность которых  более
2,5  минут.  Максимальная  продолжительность   работы   при   70%   нагрузке
увеличивается за этот период в среднем на 2,5 минут, а при  50%  нагрузке  –
на 4 минуты. Анализ естественного прироста выносливости к нагрузкам   разной
интенсивности  к  9-10  годам  свидетельствует  о  том,  что   у   мальчиков
рассматриваемого   возраста   выносливость   интенсивнее   увеличивается   к
физическим нагрузкам большой мощности и меньше – к умеренным нагрузкам. В 7-
8  лет   отмечена   несколько   более   напряженная   деятельность   систем,
обеспечивающих транспорт кислорода, и менее эффективная  его  утилизация  из
вентилируемого  воздуха  при  нагрузках  аэробной  направленности.   Меньшая
предельная продолжительность работы у школьников 7-8 лет при выполнении  70%
нагрузки сочетается  с  менее  эффективной  кислородной  производительностью
дыхательного   и  сердечного  циклов.  Таким  образом,  результаты  изучения
возрастной динамики  естественного  развития  показателей  работоспособности
школьников 7-8 и 9-10 лет и особенностей  адаптации   их  систем  дыхания  и
кровообращения дают основание считать, что использование нагрузок большой  и
умеренной интенсивности позволит повысить  эффективность  уроков  физической
культуры, направленных на развитие выносливости младших школьников.



                     Физиологическая оценка комплексной

                        системы развития двигательных
                       качеств у подростков и юношей.

      В плане поиска более эффективных форм и средств физического воспитания
нами в течение ряда лет  апробировался  экспериментальный  режим  урочных  и
внеклассных  занятий  с  подростками  и  юношами  7-10  классов.  С   учетом
возрастных  закономерностей  развития  моторики  и  ведущих  физиологических
систем,  обеспечивающих  мышечную   деятельность,   в   содержание   занятий
включались  упражнения  для   формирования   скоростных,   скоростно-силовых
возможностей, мышечной силы и выносливости  в  условиях  более  напряженного
учебно-тренировочного процесса. Помимо двух еженедельных  уроков  физической
культуры дополнительно вводили один час внеурочных занятий,  акцент  которых
был сделан   на  развитие  силы  и   выносливости.  Экспериментальный  режим
обусловил  интенсификацию   процесса   физического   воспитания,   повышение
моторной плотности занятий и, естественно, усиление напряжения у  школьников
физиологических  функций.  Поэтому,  для  того,  чтобы  объективно  оценить,
насколько  адекватны  использованные  нагрузки  функциональным  возможностям
учащихся  7-10   классов.   параллельно   с   педагогическим   экспериментом
проводились комплексные методико-физиологические  исследования.  Для  оценки
физической работоспособности  подростков  и  юношей  7-10  классов  ежегодно
проводились 2 серии обследований. В  1-й,  осенней  серии  определяли  общую
физическую  работоспособность   мальчиков   при   двух   велоэргометрических
нагрузках – 7 и 3  Вт/кг.  Отказ  от  работы  регистрировался  при  снижении
частоты педалирования на 10% ниже заданной. В процессе работы, в  течение  5
минут регистрировалась ЧСС.  Аналогичная  серия  проводилась  весной.  Затем
данные обеих серий сопоставлялись соответственно по  экспериментальной  (ЭГ)
и  контрольной  (КГ)  группам  школьников.  Еще  одна  серия  –  в  середине
учебного года была  направлена  на  выявление  особенностей  гемодинамики  у
мальчиков при критической мощности на уровне МПК. В ней  участвовали  только
те испытуемые, которые успешно справились  с нагрузками 1-й серии.



               Исследования функций центральной гемодинамики.

      Анализ динамики ЧСС показал, что у  школьников  от  13  до  17  лет  в
состоянии  относительного  физического  покоя   величина   этого   параметра
кровообращения постепенно уменьшается. Наибольшее снижение ЧСС отмечается  к
16-17 годам. Возрастных различий  и  различий  между  КГ  и  ЭГ  в  процессе
выполнения  вышеуказанных  нагрузок   по   ЧСС   выявить   не   удалось.   В
восстановительном периоде после нагрузок 3 и 7 Вт/кг исследуемые  группы  по
этому показателю практически также не различаются.



      [pic]

      На  рисунке  показана  физическая  работоспособность  и  интенсивность
накопления пульсового долга у школьников 10 класса.
      Вывод:
      Исследование ИНПД  показало,  что  чем  выше  мощность  нагрузки,  тем
быстрее она накапливается. Существенный сдвиг в сторону уменьшения ИНПД  при
исследуемых нагрузках происходит к 15-17 годам.  Представляется  интересным,
что у мальчиков контрольной группы при  задаваемых  нагрузках  интенсивность
накопления пульсового долга в большинстве случаев выше (р<0,05) (рисунок).
      В  состоянии  относительного  физического  покоя   ЧСС   с   возрастом
постепенно уменьшается, а УО, наоборот, увеличивается. Существенный сдвиг  в
сторону увеличения УО крови происходит к 14-15 годам.
      У школьников ЭГ 8 класса УО существенно больше, чем  в  КГ.  Очевидно,
что в  связи  с  противоположной  возрастной  динамикой   ЧСС  и  УО  МОК  в
состоянии  относительного   физического   покоя   в   возрасте   13-17   лет
увеличивается  незначительно.  У  школьников  КГ  МОК  меньше,  чем   у   их
сверстников ИЗ ЭГ.



                        Характеристика функциональных
                   показателей учащихся с разными стадиями
                            полового созревания.

      При анализе  у  подростков  с  разными  стадиями  полового  созревания
параметров  центральной  гемодинамики  при  выполнении  нагрузки  ступенчато
возрастающей  мощности  отмечена  разнонаправленность   изменений.   ЧСС   в
процессе  полового  созревания  уменьшается.  Однако  существенные  различия
выявляются только при работе предельной и околопредельной мощности  (4  и  5
ступени нагрузки) между школьниками на  1  и  4,  а  также  1  и  5  стадиях
полового созревания.
      Таким   образом,   процесс   полового   созревания     не    оказывает
существенного  влияния на хронотропную функцию  центрального  кровообращения
при  нагрузках  умеренной  и  большой  мощности.   При   нагрузке   в   зоне
максимальной  мощности,  соответствующей  уровню  МПК,  ЧСС  ниже,   чем   у
подростков с начальными стадиями  полового  созревания.  УО  крови  по  мере
полового созревания нарастает. Его различия более  выражено  отличаются  при
работе  в  зоне  большой  мощности  у  подростков  с  3-й  стадией  полового
созревания.  Однако   при   работе   критической   мощности   эти   различия
сглатываются из-за снижения УО при увеличении мощности нагрузки.
      У  подростков  с  4-5  стадиями  полового  созревания   УО  становится
достоверно выше (р<0,001) во  время  выполнения  нагрузок  всех  диапазонов.
(таблица).
      Изучение кинетики КО крови в процессе выполнения различных  физических
нагрузок   свидетельствует   о   том,   что   максимальные   значения    его
регистрируются при работе  умеренной  и  большой  мощности.  При  выполнении
предельных нагрузок УО крови у  подростков  имеет  тенденцию  в  уменьшению.
Причем с увеличением стадии полового  созревания  степень  и  число  случаев
уменьшения УО крови снижается. Вопреки  сложившемуся  представлению  о  том,
что наибольшие значения УО крови наблюдаются  при  ЧСС  110-140  уд/мин,  мы
регистрировали увеличение УО крови при значительно большей ЧСС.  В  процессе
выполнения подростками нагрузки ступенчато возрастающей мощности  наибольшие
значение УО крови нередко отличались при ЧСС более 170 уд/мин.
      Интегральный  параметр  центральной  гемодинамики   МОК  изменяется  в
процессе полового созревания в состоянии  относительного  физического  покоя
мало. При работе в зонах умеренной и  большой  мощности  у  подростков  с  3
стадией полового созревания он больше, чем у подростков с 1  и  2  стадиями.
Во  время  работы  в  зоне  критической  мощности  достоверных  различий  не
выявлено.  Наиболее  выраженные  изменения  в  кинетике  МОК  при  работе  в
различных зонах мощности определяются  к концу периода  полового  созревания
(таблица)



                                                                     Таблица
|Показа |Ступени |Стадии полового созревания                                    |
|тели   |нагрузки|                                                              |
|       |        |1-я        |2-я        |3-я        |4-я        |5-я        |
|ЧСС,   |Исходн. |83,7(2,9   |87,7(4,9   |82,6(3,7   |84,1(2,5   |75,9(4,9   |
|уд/мин |I       |118,5(2,1  |120,9(4,9  |117,5(3,7  |118,6(2,8  |114,7(6,5  |
|       |II      |133,1(4,5  |133,2(4,4  |140,9(4,0  |135,7(3,8  |138,5(7,9  |
|       |III     |161,3(3,6  |160,4(3,6  |160,5(5,2  |154,5(2,5  |152,2(6,1  |
|       |IV      |179,4(2,6  |174,2(3,4  |155,7(4,8  |171,0(1,8  |170,1(3,5  |
|       |V       |192,9(1,2  |188,8(3,1  |189,9(3,4  |182,7(1,6  |180,8(3,5  |
|УО     |Исходн. |52,9(5,6   |56,3(5,2   |60,0(3,5   |68,8(3,5   |74,3(4,4   |
|крови, |I       |72,5(8,8   |75,7(6,7   |80,4(4,1   |94,6(2,8   |97,0(6,8   |
|мл/мин |II      |73,1(7,5   |79,9(8,8   |88,0(7,2   |98,0(3,1   |104,3(7,3  |
|       |III     |70,3(4,3   |82,3(7,6   |86,6(6,2   |99,6(2,99  |109,4(8,6  |
|       |IV      |68,9(5,2   |84,5(7,3   |87,1(5,4   |98,9(3,6   |110,7(7,8  |
|       |V       |72,0(4,8   |68,0(6,5   |83,2(4,2   |98,4(4,0   |108,0(4,6  |
|МОК,   |Исходн. |4,7(0,9    |4,7(0,5    |4,99(0,3   |5,9(0,3    |5,7(0,3    |
|л/мин  |I       |8,5(0,97   |89,6(0,8   |9,5(0,05   |11,1(0,4   |11,3(0,7   |
|       |II      |9,6(0,8    |10,5(1,1   |12,4(1,0   |13,5(0,5   |14,2(0,6   |
|       |III     |11,2(0,6   |12,8(1,0   |13,8(0,98  |15,5(0,5   |16,5(0,8   |
|       |IV      |12,3(0,8   |14,4(0,9   |15,2(0,99  |17,0(0,7   |18,7(1,3   |
|       |V       |13,8(0,95  |13,96(0,8  |15,7(0,8   |18,1(0,6   |19,8(1,1   |


      Таким  образом,  изучение  динамики  параметров   кровообращения   при
мышечной  деятельность   показано,  что  в  процессе   полового   созревания
адаптация  функций  центрального  кровообращения  к   физическим   нагрузкам
происходит главным образом за счет увеличения УО  крови.  Переход  на  более
экономичную  форму  адаптации  кровообращения   к  физическим  нагрузкам   в
процессе    полового     созревания    сказывается    и    на     физической
работоспособности. Так, подростки  с  5-1  стадией  полового  созревания  по
показателям мощности работы  в  зоне  большой  мощности  работы  превосходят
подростков с 1-й стадией в 1,7 раза, а  в  зоне  субмаксимальной   -  в  1,4
раза. Обращает на себя внимание отсутствие в  процессе  полового  созревания
прироста времени работы в зоне большой  мощности, что, по-видимому,  связано
с  недостаточным  развитием   способности   удержания   стабильного   уровня
кровообращения при переходе на новый уровень функционирования.


                                    Вывод

      Изучение  адаптации  физиологических  систем  к  физическим  нагрузкам
разной мощности у  детей  школьного  возраста  имеет  большое  значение  для
понимания возрастно-половых  закономерностей  функционирования  регуляторных
систем при мышечной  деятельности  и  нормирования  нагрузок.  В  результате
проведенного  комплексного   исследования   удалось   выяснить   и   выявить
возрастные особенности ряда приспособительных реакций двигательной  системы,
центрального,  регионального  кровообращения   и   дыхания,   обеспечивающих
повышение в процессе индивидуального развития  физической  работоспособности
человека.
      В  период  от  7-8   лет   к   подростковому   возрасту    значительно
увеличиваются функциональные возможности  двигательного  аппарата.  Об  этом
свидетельствуют повышение  мощности  и  объема  выполняемых  нагрузок,  рост
величины максимального темпа движений, предельной продолжительности  работы,
быстрое   восстановление   после    нагрузок    функционального    состояния
нейромоторного аппарата.
      Отмечено,  что  с  уменьшением  интенсивности,   но   одновременно   с
увеличением  времени  выполнения  физической  нагрузки  и  объема  работы  у
мальчиков и  девочек  увеличивается  период  восстановления  функционального
состояния нервно-мышечного  аппарата.  Однако  и  по  данному  показателю  у
мальчиков после большинства нагрузок период восстановления величины  ЛВ  ЧМП
короче, чем у девочек.  Анализ  показателей  центральной  гемодинамики   при
физической работе свидетельствует о том, что у всех  исследованных  детей  с
возрастанием мощности нагрузки происходит увеличение МОК, который  достигает
своих максимальных значений при нагрузке  50%  и  при  дальнейшем  повышении
мощности работы меняется незначительно. У мальчиков 7-10 лет ЧСС  равномерно
растет от нагрузки 20 до 50%, а  у  девочек,  наоборот,  реакция  ЧСС  менее
дифференцирована. Пульс достигает  у  них  высоких  величин  при  выполнении
умеренных по интенсивности нагрузок уже к 13-14 годам.
      Выявленные возрасто-половые особенности  центральной гемодинамики  при
мышечной деятельности можно связать с разными факторами. Более  ограниченные
 пределы возрастания  МОК  у  женского  организма  при  физической  нагрузке
объясняют меньшими объемами сердца и крови у них по сравнению  с  мужчинами.
В возрасте от 7-8  до  13-14  лет  происходит  совершенствование  механизмов
адаптации системы кровообращения к физическим нагрузкам. Однако  в  процессе
становления гемодинамических реакций в рассматриваемый возрастной  период  у
мальчиков и девочек  наблюдаются  существенные  различия.  К  9-10  годам  у
мальчиков расширяются адаптационные возможности центральной гемодинамики,  в
то время,  как  у  девочек  в  большей  степени  выражено  совершенствование
регионарных  сосудистых реакций в ответ  на  физическую  нагрузку.  К  13-14
годам уже у девочек  более  выражено  совершенствуются  функции  центральной
гемодинамики.  Это  особенно  четко  проявляется  в  реакциях  на  нагрузки,
энергетическое  обеспечение  которых  осуществляется    за   счет   аэробно-
анаэробных процессов.
      Особенности    координационной   структуры   и   регуляции    движений
предопределяли   методический   подход    к   нормированию   соответствующих
упражнений. Нормирование  нагрузок  при   упражнениях  типа  ходьбы  и  бега
обычно очновывается на оптимизации процессов энергообеспечения  и  процессов
кислородного  режима.  Факторы,  ограничивающие  нагрузку   для   упражнений
подобного типа, -  развитие  гипоксии  и  процессов,  затрудняющих  доставку
кислорода и богатых энергией веществ к месту их потребления в организме.  По
этим физиологическим параметрам классифицируются нагрузки ходьбы  и  бега  в
зависимости  от  возраста.  При  таком  нормировании  допустимо   применение
показателя ЧСС. Для нормирования  циклических  упражнений,  используемых  на
уроке  физической  культуры,  важно  выделить  такую  умеренно   напряженную
мышечную   деятельность,   которая   может    поддерживаться    в    течение
продолжительного времени без значительного  увеличения  кислородного  долга.
Нагрузка 50% от максимальной  может  поддерживаться  длительное  время.  Для
оценки  влияния   физических   нагрузок   на   организм   школьников   можно
пользоваться классификацией нагрузок, включающей 5 зон:
     1. Зона низкой интенсивности (20-30%).
Здесь  работа  может  выполняться  очень  длительное  время.  При  этом  все
физиологические  функции  организма  не  испытывают   напряжения,   ЧСС   не
превышает 100-120 уд/мин. Сюда  относятся  режимы  выполнения  упражнений  с
низкой интенсивностью и малой  скоростью  (ходьба,  велосипед,  прогулки  на
лыжах и т.д.)
     2. Зона умеренной интенсивности (50% от максимальной нагрузки).
Режим выполнения физических упражнений в  этой  зоне  способствует  развитию
общей выносливости. Величина пульса при выполнении нагрузок  достигает  130-
160 уд/мин. Работа в  этой  зоне  способствует  установлению  взаимодействия
между  функциями  сердечно-сосудистой   системы,  дыхания  и   двигательного
аппарата.
     3. Зона большой интенсивности (70%).
Вызывает напряжение  физиологических  функций  в  организме  школьников  при
мышечной работе. Выполнение нагрузки в этой зоне не превышает  4-5  минут  у
младших школьников, и 10 минут – у старших.
     4. Зона субмаксимальной или высокой интенсивности (80%).
Соответствует режиму  выполнения  упражнений  (бег  на  короткие  дистанции,
скоростно-силовые упражнения,  статические  нагрузки  и  др.),  при  котором
работа мышц, сердца  и  др.  Органов  и  тканей  обеспечивается  в  основном
анаэробными источниками  энергии.  Предельная  продолжительность  выполнения
циклических нагрузок у младших школьников – 50 с., а у старших –  1  мин.  и
более.
     5. Зона максимальной интенсивности (100%).
Соответствует выполнению физических  упражнений  с  максимальной  скоростью,
предельным темпом и усилением предельного времени выполнения нагрузок до  10
сек.  За  столь  малое  время  функциональные   сдвиги   сердечно-сосудистой
системы, дыхания и других функций не достигают высоких величин.

                       Список используемой литературы

      1. “Нормирование  нагрузок в  физическом  воспитании  школьников»  под
         ред.  Л.   Е.   Любомирского;   научно-исследовательский   институт
         физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР.

      2. «Основа ТМФК», учебник для технической физкульиуры.


      3. «Теоретические  основы  методики  физического  воспитания».  Ч.  Т.
         Иванков.

      4. «Спорт и личность» под ред. А. В. Дмитриевой.


      5. «Физкультура в школе» под ред. М. А. Семенова.

      6.  Курс лекций В.И.Ковалёва.