Гоббс

Гоббс


Содержание работы:

Введение.   3
1. Почему возникает государство?  3
 1.1. Естественное состояние и естественные законы.     3
 1.2. Общественный договор. 7
2. Государство: сущность, механизм, функции. 8
 2.1. Права и обязанности суверена.     8
 2.2. Государственные служащие.   12
 2.3. Гражданские законы.   13
3. Что разрушает государство.     15
 3.1. Что разрушает государство?  15
 3.2. Монархия — лучшая форма правления.     18
Заключение. 20
Список литературы:     22

Введение.

Сегодня Россия стоит на перепутье между дорогой на  демократизацию  общества
и государства или обратным путем к  тоталитарной  системе  управления.  Куда
пойдет наша страна? Боюсь, сейчас на этот вопрос  точно  ответить  никто  не
сможет. И поэтому нужно  как  всегда  обратиться  к  историческому  опыту  и
философским теориям, выдвинутым великими философами,  которые  рассматривали
идеальное государство и право каждый в своем представлении. Многие  из  этих
ученых определили дальнейшее развитие многих стран на долгие годы,  но  всё-
таки большинство из них выдвигали утопичные идеи.  И  даже  сейчас  в  эпоху
научно-технического  прогресса  существуют  страны,  в  которых  даже  самые
утопичные идеи стараются воплотить в жизнь.

Россия, несмотря на то, что она уже пережила  семьдесят  лет  тоталитаризма,
может в конце XX века снова вернуться к этому строю. И поэтому  очень  важно
рассмотреть основы идеального тоталитарного государства в  трудах  философов
и, в частности, Томаса Гоббса. Его идеи являются  образцом  представления  о
тоталитарном государстве, его законах, государственных  служащих,  правах  и
обязанностях суверена и гражданина. Но надо отдать должное, что Томас  Гоббс
использовал в своих работах идею общественного договора.


1. Почему возникает государство?


1.1. Естественное состояние и естественные законы.

Итак,  первый  вопрос,  который   логично   было   бы   рассмотреть,   можно
сформулировать  следующим  образом  —  Как  возникает  государство?   Каковы
причины его возникновения?

Томас Гоббс отвечает на  данный  вопрос  следующим  образом.  В  силу  своих
естественных   качеств,   каждый   человек   стремится    к    максимальному
удовлетворению своих потребностей.  В  отсутствии  государства  нет  никаких
правил, которые ограничивали бы индивида, и каждый человек  без  ограничения
имеет право на все, что неизбежно  влечет  такое  состояние,  которое  Гоббс
называет «война всех против всех». Ведь, если каждый человек имеет право  на
все, а изобилие вокруг нас ограничено, то права  одного  человека  неизбежно
столкнутся с такими же правами  другого.  Возникают  насилие  и  притеснение
одних другими — это, и есть  «война  всех  против  всех».  Каждый  стремится
уничтожить другого, чтобы очистить место для себя.  В  этом  состоянии  homo
homini lupus est — человек человеку волк. В этом состоянии преобладают:

 . эгоизм;

 . жажда власти и наживы;

 . вражда по отношению друг к другу.

Гоббс готов  сколько  угодно  спорить  с  теми,  кто  утверждает,  что  люди
—существа общественные и изначально могут жить в мире друг  с  другом,  как,
например, муравьи и пчелы, прекрасно обходящиеся  без  государства.  Дело  в
том, что:

 . Люди беспрерывно соперничают  между  собой,  добиваясь  чинов  и  почета,
   следовательно, возникает зависть и ненависть;

 . У животных (муравьев,  пчел)  общее  благо  совпадает  с  благом  каждого
   индивидуума. Человеку же, самоуслаждение  которого  состоит  в  сравнении