Государство Платона

Нижегородский Государственный Университет
                              им. Лобачевского.



                            КОНСПЕКТ ПО ФИЛОСОФИИ
                                   Платон
                                   8 глава
                                «ГОСУДАРСТВО»



                                                    Выполнил студент 1 курса
                                                     Финансового  факультета
                                                                    Гр. 1315
                                                                 Емелин Пётр



                               Нижний Новгород
                                   1999 г.


V Как считал Платон,  в  образцово  устроенном  государстве  царями  должны
  быть люди, наиболее отличившиеся в философии и в военном  деле.  В  таком
  государстве не должно быть частной собственности, а «все у всех общее»:
   жёны, дети, да и их воспитание тоже. Никто не должен ничего  приобретать.
   Военные за свою службу должны   получать  вознаграждение  в  виде  запаса
   продовольствия на год, их  обязанность  –  заботиться  о  государстве.  А
   царями надо всем этим должны быть наиболее  отличившиеся  в  философии  и
   военном деле…
 V У всех всё общее, ни у кого нет ничего собственного.


            Четыре вида извращённого государственного устройства.



 V По мнению Платона, существует  четыре  вида  порочного  государственного
   устройства. Это те виды,  которые  пользуются  известностью  во  времена
   Платона.  Большинство  одобряет  критско-лакедемонское  устройство.   На
   втором месте, менее  одобряемая  стоит  олигархия:  это  государственное
   устройство, преисполненное множество зол. Из неё возникает  отличная  от
   неё  демократия.  Прославленная  тирания  отлична  от  них  всех  –  это
   четвёртое и крайнее заболевание государства.  Может  быть,  есть  какая-
   нибудь иная идея государственного устройства, которая  ясно  проявлялась
   бы в каком—либо виде? Ведь  наследственная  власть  и  приобретаемая  за
   деньги царская власть, а также  другие,  подобные  этим  государственные
   устройства занимают среди указанных устройств  промежуточное  положение.
   Государственные  устройства  рождаются  от   тех   нравов   людей,   что
   наблюдаются в государствах. У  различных  людей  существует  столько  же
   видов духовного склада, сколько существует государственного устройства.


    Ещё о соответствии пяти складов характера пяти видам государственного
                                 устройства.


 V Раз видов государств пять,  то  и  у  разумных  людей  должно  быть  пять
   различных устройств души:
1. Человек, соответствующий правлению лучших – аристократическому – хороший
   и справедливый.
2. Худшие люди, соперничающие между собой и честолюбивые – соответственно
   принадлежат лакадемонскому строю, демократическому, олигархическому и
   тираническому.


Тимократический строй.


V Государственный строй,  основывающийся  на  честолюбии,  назван  Платоном
  «тимократией» или «тимархией».  Изменения  в  государстве  обязаны  своим
  происхождением раздорам, возникающим внутри той части,  которая  обладает
  властью. Трудно пошатнуть  государство  с  аристократическим  правлением.
  Однако, раз всему, что возникло, бывает конец, то даже и такой  строй  не
  сохраниться вечно, но подвергается  разрушению.  Означать  же  это  будет