Закон и вера

“ Всякая религия содержит в себе и открывает некоторую систему
  ценностей ; иначе говоря , устанавливает некоторое этическое учение . ” *
     С приходом Иисуса Христа мир познает совершенно новую этику — этику
              Царствия Божия . ” Приблизилось Царствие   Божие”
 (Мк.1:14,15;Мф.3:2,4:17,23). Вот она — высшая ценность , абсолютно желанная
     , ради которой необходимо отдать все остальное . Это и есть предел
                           человеческих исканий .
         Новая этика — новая система ценностей . Новый Завет со всею силою
   противополагается старому . ” Закон есть высшая ценность ветхозаветной
  религиозной этики , а может быть , и всей дохристианской этики вообще . ”
    Книжники и фарисеи — самые праведные люди Израиля , но их праведности
 противопоставляется другая , истинная праведность , без которой недосягаемо
 Царство Небесное . Праведность их состояла в неотступном исполнении Закона.
    НО...”Закон и пророки до Иоанна — отныне Царство Божие возвещается ”
                           (Лк.16:16;Мф.11:12,13).
         То , что Иисусом противопоставляется Закону — есть ”облегчение ,
      освобождение , приглашение на пир , радость и блаженство . ” Эти
 противопоставления проходят через все Евангелие— ” Закон дан чрез Моисея ;
 благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа ” (Ин.1:16,17). Христос
  проповедует , что нет спасения Законом : праведность от Закона затворяет
     вход в Царствие Божие (Мф.23:13). Закон разделяет людей на чистых и
   нечистых , в зависимости от соблюдения ими внешних норм :  о времени и
  месте , где , как и когда поклоняться Богу . Иисус проповедует поклонение
  Отцу в духе и истине . Проблема религии Закона , разделяющая людей — это
    проблема неистинных поклонников и неистинной религии .  Она снимается
    Иисусом в силу ее недуховности . ” Бог есть дух , и поклоняющиеся Ему
              должны поклоняться в духе и истине ” (Ин.4:7-27).
           ____________________________________________________________
        * Все дальнейшие цитаты,кроме цитат из БИБЛИИ,взяты из работы
               Б.П.Вышеславцева “Этика преображенного эроса”.



   Закон Моисея , получивший религиозное значение — это ,  прежде всего ,
 норма внешнего поведения : ” не прикасайся ” , ” не вкушай ” ... Весь Закон
   , лишь заповеди человеческие , ” Закон заповеди плотской ” (Евр.7:16).
    Надеющиеся на Закон лишь на плоть надеются . ” Ритуальные законы всех
 религий , а особенно еврейской , поражают своим мелочным материализмом : ”
       желающие быть под Законом ” ” порабощают себя немощным и бедным
  вещественным началом ” (Гал.4:21,9,10)... решают вопрос о том , где и на
 какой горе молиться ; и в конце концов думают о ” стихиях мира ” , о земном
  . Это суетная религия , ” суеверие ” . Всем таким , на плоть надеющимся ,
      противопоставлены живущие духом , водимые духом , возрожденные и
  обновленные Святым Духом . По проповеди Христа , они и есть те , которых
 ищет Себе Отец . ” Дух Святой есть благодать , радость , красота , утешение
  , исходящее от Отца и даруемое Отцом лишь тому , кто верит в Отца и идет
  путем Сына ” . Религии Закона противопоставляется религия Веры . Плотским
                   ценностям противопоставляется ценность
     ” непосредственного мистического общения с Абсолютом , с Богом... ”
     Противопоставляется и как  непосредственное отношение между Богом и
  человеком , не через посредство приказов и запретов Закона , а в интимно-
 сердечном соприкосновении любви ; с нею связанно ответное воздействие Бога
  ” . Закон — ” покрывало , лежащее на сердце ” (2Кор.3:14-15). Бог закрыт
     для сердца человека , отделен завесой Закона . В Законе невозможны
 отношения дружбы и сыновства , только отношение Законодателя и подданного .
 ” Покрывало Закона снимается с сердца Христом . Сердце начинает жить в Духе
    и дышать духом свободы : ” но когда обращается к Господу , тогда это
 покрывало снимается . Господь есть Дух ;  а где Дух Господень , там свобода
   ” . Таким образом , пребывание под Законом определяется как рабство , а
                     благодать Христова , как свобода .
             Закон Моисея касается всех сфер человеческого поведения и
   деятельности , и самое ценное в нем —  это борьба со злом и запрещение
   преступления . Но борьба эта постоянно терпит неудачу . ” Закон не есть
 высшая творческая сила . Высшая творческая сила есть любовь . Больше того ,
 любовь есть высшая ценность и святость , венец достижений , ибо ” Бог есть
  любовь ” . Христом нарушались строгости Закона и это ставилось ему в вину
 фарисеями . Он не соблюдал омовений , постов , присутствовал на пирах , пил
      вино , общался с нечистыми , мытарями , грешниками , блудницами .
 Он не осудил женщину , которая по Закону должна была быть осуждена и побита
         камнями .  Но все это не ради беззакония , а во имя любви .
        Ни один человек не творит по Закону . История творится Верою , а не
  Законом : ” верою Ной создал ковчег спасения ,  верою Авраам повиновался
  идти в страну обетованную , верою Моисей страдал со своим народом , верою
  он вывел народ из Египта , верою перешли евреи Черное море , ... ” Вера —
 это всегда стремление к лучшему , к небесному . Бесполезно искать спасение
   в Законе , оно лежит только в Вере : ” вера есть творческая сила , она
      творит жизнь , ” животворит ” , указует конкретное деяние в своих
 угадываниях и предвосхищениях . Напротив , закон ” есть ” мертвая буква ” ,
   он не может ”животворить”, созидать жизнь ... ” Законодательство Моисея
                           есть акт Веры Моисея .
         Христианская этика вырастает и раскрывается в противопоставлении
  Закона —  и Царства Божия , благодати , Духа , любви и Веры . Чтобы жить
   для Бога —  нужно умереть для Закона . Закон преходящ , и Христос есть
  конец Закона . Предметом несовместимости является распятие Христа : ” мы
 имеем закон , и по нашему закону Он должен умереть , ибо сделал Себя Сыном
 Божьим ” (Ин.19:7). Но зато Христос освободил нас , искупил нас , спас нас
         . Несовместимость Закона и Веры  —  это жизненная трагедия,
  развертывающаяся в истории и , может быть , повторяющаяся в жизни каждого
                                  из нас .