Конфуцианская социальная утопия

МГТУ  имени  Н.Э.Баумана



                               ДОМАШНЕЕ   ЗАДАНИЕ
                                 ПО  ПОЛИТОЛОГИИ


                   ''Конфуцианская  социальная  утопия''



                                                           Cтудент:

Группа:
                                           Преподаватель:Волкова  И.В.



                                      МОСКВА  1996год.



                                                                     Да
будет  сохранен   великий  человек
                                                    от  тех,кто  никогда
не сможет   объять
                                                    всего  учения  и  кто
,дробя  его  на  параграфы,
                                                   разрушает   гармонию
,высший  дар  живой
                                                  души.

                          Ромен   Ролан

            Имя    Конфуций -латинизированная  форма  китайского  имени
Кун-
-цзы (Учитель  Кун).Вопросы   веры  занимали   самое  незначительное
место  в  мировоззрении  Конфуция ,однако  его  имя   очень  часто  упоми-
нается  в  одном  ряду  с  именами  Будды,Заратустры,пророка  Мухаммеда.
Не  был  он  и  умозрительным  философом :теория  познания  и  загадки
бытия   также   оставались  вне  его  поля  зрения .Несмотря   на  всё
это
Конфуций  оставил   широкий  и  неизгладимый   след  в  духовном   развитии
целого   культурного  региона .Сверх  того , его  общественные  и
нравствен-
ные  идеалы  стали  впоследствии  предметом  повышенного   внимания   и
на  Западе  и  в России .
      Этого  мыслителя  древности  , в  отличии  от  многих   других , не
скры-
вает    завеса  ,сотканная   воображением   последователей .Наоборот - бла
-
годаря  им  мы  можем  узнать  о  его  привычках,характере,манёрах , о   со-

бытиях  его  жизни ,услышать  его  подлинные   слова.Оказывается , в  его
облике  нет  ничего  сверхчеловеческого , он  удивительно  прост , даже
про-
заичен.
      Однако  Конфуций   не  оставил  цельного   письменного   изложения
своих   идей . Ему  приписывают   составление  и   редактирование   зна-
менитого   ''Пятикнижия''  , которое  издавна  рассматривалось  в  Китае
как  исходный  пункт  всей  китайской   литературы . Особое  место  среди
этих  источников   занимает  книга  ''Лунь-юй''--
''Изречения'',составленная
учениками  Конфуция   уже  после  его  смерти . Она  состоит  главным
образом  из  отдельных  афоризмов  ,которые  начинаются  словами  ''Учитель
 сказал ...''.
       В   этих  афоризмах  мы  можем  найти  мысли  сходные  с  мыслями
ан-
тичных  философов,например  мысли  об  идеальном   правителе   и  идеальном
 государстве : какими    они  должны   быть?
      2.1  ...Кто  правит  согласно  добродетели,
                Подобен   северной   звезде:
                Стоит   на  своем  месте
                В  кругу  других   созвездий.
     4.10 ...Благородный   муж
                Ничего  не  разрешает
                И  не  запрещает  в  Поднебесной
                А  соизмеряется  со  справедливостью
      Правление -- это:
    12.11 ...когда  будет  государем  государь,
                 Слугой  слуга,
                 Отцом  отец,
                 И  сыном  сын.
     12.17  ...есть  исправление.
                Кто  же  посмеет  не  исправиться,
                Когда   исправитесь  вы  сами?
      13.6   ...Когда  ведешь  себя  ты  правильно,
                   То  за  тобой  пойдут   и  без  приказа;
                   Когда   же  ты  ведешь  себя   неправильно,
                   То  не  послушают,хоть и  прикажут.
      13.10  ... Когда  бы  власть  в  стране  принадлежала   добрым

                             людям,
                     Они   в  течении   ста  лет   могли  бы  победить
жестоких
                     И  отринуть    казни.
     Т.е  идеальный   правитель  должен  быть  справедливым , стремиться
к  добру   ,тогда  и  народ  пойдет  за  ним ,как  ''...склоняется  трава
вслед ветру .'' .По  словам  Конфуция ,на  месте  государя  должен  стоять
человек ,
которому  от  рождения  положено  править.Правитель  должен  быть  та-
кой , чтобы  ''...были  рады те,что  близко ,и  приходили  те,что
далеко.''
       Также  мы  можем  встретить  мысли  об  идеальном  государстве:
''...Если  богатство  распределить  равномерно,то  не  будет  бедных , если
  в    стране  установить  гармонию  , то население  не  будет  казаться
малочисленным .Если  же  народ  будет  находиться  в  состоянии  покоя ,то
государству  не  будут  грозить  никакие  опасности ''. Но  самое  главное
,по
мнению  Конфуция , это  то, что  народ  должен  верить  своим  ''управляю-
щим,иначе  государству  не  устоять''.
      Большая   часть  афоризмов , приведенная  в  хрестоматии, относится
к
очень  интересным   жизненным  поучениям  и  правилам:
           8.13  ...Всегда  будь  искренним , люби  учиться,
                       Стой  насмерть,совершенствуй  путь...
                       Стыдись  быть  бедным  и  убогим,когда  в  стране
есть  путь;
                       Стыдись  быть  знатным  и  богатым,когда  в  ней
нет  пути.
           4.14  ...Не  печалься  о  том  ,что  нет  места,
                       А  заботься  о  том ,чем  себя  утвердить;
                       Не  печалься  о  том,что  никто  не  знает  тебя ,
                       А  стремись  быть  тем, кого  могут  знать.
           15.29 ... Человек  может  сделать  путь  великим  ,
                         Не  путь  делает  великим  человека.
     Представляют  большой   интерес  некоторые   философские  афоризмы

Конфуция,которые  имеют  жизненную  ценность  вплоть  до  настоящего
времени:
          15.28 ...Что  ненавидят  все,то  требует  проверки.
                       Что  любят  все, то  требует  проверки.
          15.30 ...Лишь  та -- ошибка ,что  не  исправляется.
          17.3   ...Не происходит  изменений  лишь  с  высшей  мудростью
                       И  низшей  глупостью.
     Все   эти  афоризмы  дают  некоторое  представление  о характере миро-
восприятия  Конфуция , становиться  ясно,почему   его  учение  нашло
столько   много  последователей.Однако  они  не  могут  дать  полное
представле-ние  об  этом  , влиятельнейшем  учении  древности .