Лекции по философии

1. Ф.: ее предназначение, смысл, функции. Категориальный инструментарий Ф.
Ф.  -  особая  система  знаний  предназначенная   для   решения   целого
ряда
взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном исследовании
и  в
историческом  познании,  и  в  повседневной  производственной  и
политической
деятельности.
Основные  ф-ции:  1)  синтез   знаний   и   создание   единой   картины
мира,
соответствующей определенному уровню развития наки,  культуры  и
исторического
опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3)  разработка
общей
методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.
Каждая наука изучает свой круг  проблем.  Для  этого  вырабатывает
собственные
понятия, к-рые применяются в строго определенной области для  более  или
менее
ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф.,  не
занимается
специальным вопросом, что такое "необходимость", "случайность", etc. хотя
может
использовать их в своей области. Такие  понятия  являются  предельно
широкими,
всеобщими и универсальными.  Они  отражают  всеобщие  связи,
взаимодействия  и
условия существования любых вещей и называются категориями (см. глоссарий).

Основной вопрос: Основные задачи  или  проблемы  касаются  выяснения
отношений
между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим
нас
бытием.

2. Ф. как теоритическая основа мировоззрения. Культурно-исторические типы
М.
Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он
живет,чем,
смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть etc.  Каждая  эпоха и
каждая
общественная группа или класс имеют какое-либо представление  о  решениии
этих
вопросов. Сумма всех таких решений  и  ответов  образуют  М.,  к-ая
вырыжается
посредством  категорий.  Оно  играет  особую,  очень  важную   роль   во
всей
деятельности людей или как говорят обладает  особой  методологической  ф-ей
 от
греч. methods-способ,путь logos-учение.В центре ф-их проблем стоят вопросы
о М.
Одной из основных ф-ий Ф.  является  обоснование  оправдание  и  анализ  М.
 Ф.
теоритическое ядро М.
Исторические типы М.: Обусловленные той или иной исторической  эпохой  тем
или
иным  общественным  классом, определенные  нормы  и  принципы  сознания
стили
мышления. и в зависимости от того,  совпадают  ли  интересы  данного
класса  с
объективной тенденцией общественного развития, является ли он  носителем
более
прогрессивного способа пр-ва или нет, его М. по своему  содержанию  может
быть
научным или ненаучным, материалистическим  или  идеалистическим,
революционным
или реакционным. Например: М. буржуазии когда она противотояла феодализму
было
сначала прогрессивным, после утверждения у власти буржуазия и ее М.
становится
консервативным или реакционным.

3. Генезис Ф., ее основные ист. типы.
Возникновение Ф. относится к глубокой древности. Зачатки  Ф.  знаний
отчетливо
обнаруживаются в VI-V вв. до н.э. в Китае, Индии и  наиболее  развитых
странах
Средиземноморского бассейна.
Важным фактором содействовавшим появлению Ф. и зарождению нового
мировоззрения
было возникновение древнегреческой рабовладельческой демократии. Чтобы
добится
власти необходимо было опровергнуть  противника,  т.е.  доказать  правоту,
так
возникла особая форма обмена информацией  -  док-во.  В  итоге
систематическое
мышление + математика наехали на мифологию, и  возникновение  нового  М.
стало
ист. необходимостью.
Итак, разложение мифологического М. стимулировало поиск новых  форм
объяснения
мира => развивается логика (Аристотель). Переход к феодальному обществу
привел
к упадку самостоятельного значения античной Ф.  Господствующей  формой
религии
стало христианство. Ф. почти на 1 тыс. лет становится служанкой богословия,
 но
полного  застоя  в  средневековье  не  было.  Освобождаясь  от  пут
феодальных
отношений человек -> к самоутверждению, к более верному пониманию своего
места
в мире. С  этим  стремлением  связана  эпоха  Возрождения.  С  развитием
науки
возникают гносеоцентрические программы (gnosis - знание).  Одна  -
рационализм
(ratio - разум) - выдвигает на первый план логическое основание науки,
другая -
эмпиризм (emperia - опыт) - знания возникают  из  опыта  и  наблюдений,
внутри
каждого борятся материалисты и идеалисты.
Развитие науки в общественной жизни  XVIII-XIX  вв.  обнаруживает  узость
всех
прежних Ф. систем.  Рабочий  класс  ->  к  своему  освобождению  не  может
его
осуществить без нового рев. М., без новой Ф. Ее  создают  Маркс  и
Энгельс.  В
первой четверти XX в. развитие Ф. марксизма было связано с Лениным.
XX в. в своей культурно-ист. эволюции вызвал к жизни множество Ф. течений
таких
как: неопозитивизм  (задача  о  логическом  анализе  языка  науки),
неотомизм,
прагматизм (принцип практичности), etc.

4. Ф. древнего Востока.
ФДВ на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем
центрам:
древнеиндийская, древнекитайская цивилизации  и  древняя  цивилизация
Среднего
Востока. ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций.
Причины возникновения: 1.социально-экономическая (переход  от  меди  к
железу)
2.товарно-ден. отнош. 3.ослабление родо-племенных  связей  4.первое  гос-во
 5.
духовная жизнь.
В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов".
Ф. возникает в Индии как  критика  брахманизма.  Основные  ф-ие  школы:
аджика
(адживика) (фатально-натуралистическое  учение),  джайнизм   (познание
мира),
буддизм (попытка осознать духовное и  телесное).  Индийская  Ф.
систематически
излагалась в сутрах Веды - первые священные книги  древней  Индии,
результатом
дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э.
ритуальные
тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина  I  тыс.  до
н.э.),
упанишады ("знания  полученные  у  ног  учителя"  до  II  тыс.  до  н.э.).
Для
древнеиндийской школы хар-ны:1.внимание  к  вопросам  поиска  сущности
чел.  и
окружающего мира 2.признание тождества между микро- и макрокосмосом
3.признание
существование 4-х уровней бытия:  телесный,  уровень  сост.  из  жизненного
 я,
уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня -
"атман"
В Китай процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств".
Первые ф-ы бродяги критиковали мифологию. Ф-ы крутые Конфуций  и  Лао-дзы.
Для
древнего Китая хар-на опора на священные книги - "пятикнижие". Аскеты,
бродячие
мудрецы - первые критики мифологиии, подготовили эпоху борющихся царств.
Уже  в
наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь  и  инь  олицитворяют
два
взаимодополняющих  начала  (муж.  и  жен.).  Позже  включена  категории  ци
  -
нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет  приходится
 на
время существования 6 классических школ.
Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв. до н.э., видит освобождение от
страданий
на пути нравственого совершенствования, удаления от  мира  и  достижения
путем
особых духовных медитаций и физических упражнений  состояния  нирваны. В
первых
веках нашей эры буддийская религия терпевает поражение.

5. Космологизм ранней древнегреческой Ф.
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет
культуры  и
Ф. За этот период были созданы новое немиф. М., новая картина мира,
центральным
элементом к-рой стало учение о  космосе.  Космос  охватывает  Землю,
человека,
небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму
и  в
нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет  и  изменяется.
 Из
чего возникает,  к  чему  возвращается  никто  не  знает.  Одни  греческие
ф-ы
(натурф-ы)  считают,  что  основой  вещей  является  чувственно
воспринимаемые
элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон;
другие
(пифагорейцы) видели ее в математических атомах;  третьи  (элеаты)
усматривали
основу  мира  в  едином,  незримом  бытии;  четвертые  считали  такой
основой
(Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа  Платона)  -  земной  шар  лишь
тень,
результат воплощения царства чистой мысли.
Разумеется все  эти  Ф.  направления  были  во  многих  отношениях
наивными  и
противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией,  они
отводили
богам, сверхестественным силам второстепенное, а то  и  третьестепенное
место,
пытались познать мир из него самого.
На первых порах древнегерческие ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф.
может
иметь разное значение, но уже в V в. до  н.э.  (esp.  Платон,  Демокрит)
четко
обозначились две противоборствующие линии, борьба между к-рыми  проходит
через
всю дальнейшую историю Ф.

6. Материалистическая линия в древнегреч. Ф.
Особое место  в  Ф.  античности  занимает  материалистическое  направление.
Его
представители полагали, что все вещи произошли из какого-то  одного,  и
притом
вещественного начала. Материализм Ф. античности развивали Эмпедокл,
Анаксагор,
Левкипп, Демокрит, а позднее Эпикур. Они пришли к выводу, что Сущ. материал
 из
к-го сост. все вещи, что  значительно  позднее  назвали  субстанцией.
Согласно
Фалесу это вода, Анаксимел -> воздух, Гераклит -> огонь, Эмпедокл  ->
земля  +
вода + огонь + воздух. Из того, что хотя все вещи возникают они не из
ничего, а
из других вещей и хотя они гибнут они превращаются не в ничего а в другие
вещи
следует, что вечных вещей нет, а есть нечто лежащее в их основе.
Демокрит  считал,  что  атомы  это  твердые, абсолютно   непроницаемые
тельца
(угловатые, крючкоподобные, шарообразные). 1.атомы  сущ. вне нашего
сознания  и
независимо от него 2.они обладают определенными физ. хар-ми 3.они не
состоят из
более мелких частиц 4.атомы вечны и неизменны 5.все явления природы
объясняются
св-ми атомов.
Хотя  большинство  этих  положений  было  переосмысленно, значение
древнегреч.
атомистических идей  оказалось  исключ.  большим  и  предопределило
дальнейшее
развитие в этой области.

7. Ф. Платона и Аристотеля.
Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению  Платона  лишь
мир
идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это  нечто
среднее
между бытием и  небытием,  они  только  тени  идей.  Платон  объявил  мир
идей
божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает  его
бессмертная
душа. За тем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел.
теле,
как узник в темнице она вспоминает  о  мире  идей.  Познание  по  Платону
есть
воспоминание  душой  своего  доземного  существования.  Считал,   что
чувства
обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть
глаза  и
заткнуть ушы" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом
душе
Аристотель  -  создатель  логики,  был  учеником   Платона,   но   отверг
его
идеалистическую теорию идей.  По  мнению  Аристотеля  Платон  создал
идеальный
сверхчувственный мир наряду с  миром  реальным.  In  his  humble  opinion
идея
("форма") неразрывна с вещью, каждая вещь состоит изз двух начал  -
материи  и
формы. В  основе  мироздания  находится  неопределенный  пассивный
субстрат  -
"первая материя". Однако, в таком виде материя  сущ.  только  в
абстракции.  В
действительности она определяется  активностью  самих  по  себе
нематериальных
форм. Материя это возможность, способность вещи, форма -  ее
действительность.
Возможность   переходит   в   действительность   благодаря   движению.
Форма
материализуется, материя формируется. Бог играет  роль  неподвижного
двигателя
мира, к-рый един и вечен.

8. Этическое учение в Ф. Сократа, Эпикура, стоиков.
Этика - (греч. ethos -  привычка,  обычай)  одна  из  древнейших
теоретических
дисциплин, объектом изучения к-рой является мораль.
Сократ - древнегреч. ф-ф учение к-рого знаменует поворт от
материалистического
натурализма к идеализму. Об учении С., к-рый ничего не писал, можно судить
лишь
на основании свидетельств Платона и Аристотеля. "Познай себя" - гл. тезис.
Дал
образцы определения  и  обобщения  этических  понятий,  например
"доблести"  и
"справедливости".  В  споре  старался  обломать  собеседника  кучей
невтемных
вопросов  дабы  ум  начал   искать   истинное   решение   вопроса.   Этика
 С.
рационалистична. По С. дурные поступки порождаются только незнанием, и
никто не
бывает злым по доброй воле.
Эпикур - греч. ф-ф, материалист. Отрицал вмешательства  богов  в  дела
мира  и
исходил  из  признания  вечности  материи,  обладающей  внутренним
источником
движения. В этике Э. обосновывает разумное наслаждение, в основе  к-рого
лежит
индивидуалистический идеал уклонения  от  страданий,  достижения
спокойного  и
радостного  состояния  духа.  Наиболее  разумным  для  человека   является
 не
деятельноть, а покой (атараксия).
Стоики - представители Ф. учения конца IV в. до н.э.  на  базе
эллинистической
культуры в связи с распространинием  космополитических  и
индивидуалистических
идей и развитием  техники,  на  основе  матем.  знаний.  Представители:
Зенон,
Хрисипп. Считали, что главная задача Ф.  в  этике,  знание  -  лишь  ср-во
для
приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно  природе.  Таков
идеал
истинного мудреца. Счастье  в  свободе  от  страстей,  в  спокойствии
духа,  в
равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой: того, кто хочет судьба
ведет
за собой, сопротивляющегося - ведет насильственно.

9.Основные проблемы средневековой Ф. Теоцентризм.
1)  Главная  тема  -  теоцентризм,  т.е.  центр  внимания  бог.  2)
связана  с
феодализмом  (см. генезис) 3)  связана  с  монотеизмом  (один  бог).
Теология
систематизированное учение о боге.
Идеи СФ. 1) природа и человек - творения бога, все зависит от  его воли.
Такая
точка зрения креоционизм. Творящее начало сверхестественно.  Природа
пассивна.
Ф. оптимистична (миром правит добро). 2) отличие бытия от сущности вещей в
том
что только в боге сущность и бытие совпадают.  Сущность  можно  познать
только
разумом.
Задача СФ.- логически док-ть истинность веры. Поскольку требовалось
рационально
объяснить религиозные догматы была принята позиция Фомы Аквинского.- считал
все
мироздание рассматривается им как универсальный и иерархический порядок
внутри
бытия, порядок установленный богом. Ф. Фомы - попытка приспособить
Аристотеля к
учению католической церкви.
Наиболее влиятельным течением Ф. XIII в. явился номинализм - реально сущ.
лишь
отдельные вещи с их индивидульными качествами. Общие понятия не только не
сущ.
независимо от вещей, но даже не отражают их св-в и качеств.
Идейная борьба СФ. не исчерпывается борьбой  между  школами  внутри
схоластики.
Самой схоластике противостоят мистика  и  оккультизм,  к-ые  ставили
авторитет
церкви и ее учения еще ниже, чем свидетельства личного чувства и
субъективного
сознания.