Основные законы материалистической диалектики

НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                      КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ



                        Р Е Ф Е Р А Т



     На тему:


        ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ



                               - 2 -

           С О Д Е Р Ж А Н И Е   Р Е Ф Е Р А Т А :



     ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ...................


     I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ ......

           1. Единство и борьба противоположностей ......



     ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ .


     I. КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА .............................


    II. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В
        КАЧЕСТВЕННЫЕ ....................................

           1. Понятие о качестве и количесте ............

           2. Переход количественных изменений в
              качественные - закон развития .............

           3. Скачки ....................................



     "ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ"
     ЦИКЛИЧНОСТЬ И ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ ...........

     I. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ .......................


           1. Диалектическое отрицание и его роль в
              развитии ..................................

              а) диалектическое и метафизическое понима-
                 ние отрицание ..........................


           2. Прогрессивный характер развития ...........

              а) развитие как прогресс ..................

              б) спиралевидный характер развития ........



                               - 3 -

               ДИАЛЕКТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ

     Обобщение повседневных жизненных наблюдений, опытных фак-
тов, полученных в различных науках,  а также общественно-исто-
рической практики,  показало,  что  явлениям  действительности
присущ полярный характер,  что в любом из них можно найти про-
тивоположности. В математике - плюс и минус, возведение в сте-
пень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование; в
физике -  положительные  и отрицательные заряды;  в механике -
притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в жимии
- анализ  и синтез химических веществ,  ассоциация и диссоциа-
ция; в биологии - ассимиляция и диссимиляция, наследственность
и изменчивость, жизнь и смерть, здоровье и болезнь; в физиоло-
гии высшей нервной деятельности - возбуждение и  торможение  -
таков беглый перечень противоположностей,  открываемых наукой.
Открытие противоречивых,   взаимоисключающих,   противополжных
тенденций в самых различных явлениях и процессах имело принци-
пиальное значение для формирования диалектико-материалистичес-
кого миропонимания, для осмысления процессов изменения, разви-
тия.
     Противоположными называют такие свойства предметов (явле-
ний, процессов),  которые в некоторой школе занимают "предель-
ные", крайние места.  Примеры противоположностей:  верх - низ,
правое - левое,  сухое - мокрое, горячее - холодное и т.д. Под
диалектическими противоположностями  понимаются такие стороны,
тенденции того или иного  целостного,  изменяющегося  предмета
(явления, процесса),  которые  одновременно  взаимоисключают и
взаимопредполагают друг друга.
     Дилектическим противоположностям присуще единство,  взаи-
мосвязь: они  взаимодополняют  друг  друга,   взаимопроникают,
сложным образом  взаимодействуют  между соой.  Отношение между
диалектическими противоположностями  всегда  носит  динамичный
характер. Они  способны  переходить  одна  в другую,  меняться
местами и т.д.  Их взаимное изменение приводит рано или поздно
к изменению самого предмета,  сторонами которого они являются.
А в результате азрушения их связи они перестают быть  противо-
положностями по отношению друг к другу.  Таким образом, о диа-
лектических противоположностях бессмысленно говорить  порознь,
вне их противоречивого единства в рамках некоторого целого.
     Например, атом представляет собой единство двух его необ-
ходимых составляющих:  положительно заряженного ядра и отраца-
тельно заряженного  электрона  (если  говорить  о   простейшей
структуре атома,  то есть об атоме водорода). Очевидно, что их
единство, взаимосвязь определяют  целостность  атома.  При  ее
разрушении и  ядро  атома,  и электрон превращаются в объекты,
существующие уже иным образом,  в каких-то  связях.  Соответс-
твенно, они  перестают  быть  противоположностями  - сторонами
противоречивого единства атома.
     В столкновении противополоных сил,  тенденций осуществля-
ются процессы изменения, развития как и вобществе (где это об-
наруживается в  достаточно  наглядной форме),  так и в живой и
неживой природе,  если последнюю рассматривать в  процессе  ее
эволюции, возрастания  сложности и организованности.  Сложное,
подвижное отношение между противоположностями было названо ди-
алектическим противоречием.   Иначе   говоря,  термин  "единс-
тво-и-борьба противоположностей" и "диалектическое  противоре-

                               - 4 -
чие" заключают в себе одно и то же содержание.
     Правда, надо учитывать,  что если  в  общественной  жизни
борьба противоположностей  в философском смысле может быть от-
несена и к реальной борьбе социальных групп, людей, столкнове-
нию их реальных интересов и т.д.,  то применительно к природе,
к сознанию (да во многом и к обществу) слово "борьба" не  сле-
дует понимать буквально.  Нелепо быль бы думать, например, что
при решении математических задач "борются" операции сложения и
вычитания, возведения в степень и извлечения корня, что в про-
цессе обмена веществ "борются" процессы ассимиляции и диссими-
ляции веществ и т.д.  Очевидно,  что термин "борьба противопо-
ложностей" по отношению ко всем этим явлениям имеет  специаль-
ный смысл,  что  слово  "борьба" употребляется метафорически и
что, пожалуй,  лучше употреблять его не отдельно,  а в составе
формулы "единство-и-борьба противоположностей".
     В истории культуры издавна существовали концепции,  в ко-
торых признавалась  такая  полярность (борьба противоположнос-
тей), но трактовалась в духе взаимодополнительности,  взаимоу-
равновешенности, нахождения известного баланса противоположных
сил. В частности, это было характерно для мифологического соз-
нания и  для  тесно связанных с ним ранних философских систем.
Основополагающие полярности, так называемые банарные оппозиции
(типа низа и верха, света и тьмы, добра и зла, правого и лево-
го, женского и мужского начал),  являлись для  мифологического
сознания принципами  как  бы некоего вселенского "гомеостаза",
то есть постоянно воспроизводящихся циклов нарушения и восста-
новления равновесия между этими полярностями.
     Английский философ К.Поппер писшет:"Если  мы  приглядимся
немного к этим так называемым противоречивым фактам,  то обна-
ружим, что все примеры, предложенные диалектиками, подтвержда-
ют всего-навсего то,  что в мире, в котором мы живем, проявля-
ется иногда структура,  которую можно,  пожалуй, описать с по-
мощью слова "полярность". Пример такой структуры - существова-
ние положительного и отрицательного электричества".
     Но все дело в том, что диалектика вовсе не ограничивается
фиксацией таких полярностей,  а стремится понять  их  "пульса-
цию", дающую ключ к уяснению сложных,  динамичных,  живых про-
цессов существования, изменения и развития всего сущего. Соот-
ношение противоположностей  подвижно.  Усиление или ослабление
(разрушение) одной из сторон ведет к изменению ее роли, значи-
мости в рамках противоречивого единства изменяющегося,  разви-
вающегося предмета и,  соответственно, влияет на роль и значе-
ние, "удельный вес" другой противоположности,  их напряженного
противоречивого единства в целом,  его баланса,  дисбаланса  и
т.д. Одним словом,  здесь открывается целый комплекс нелегких,
но важных проблем.


        I. ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

     Закон единства и борьбы противоположностей В.И.Ленин наз-
вал сутью,  ядром диалектики. Этот закон раскрывает источники,
действительные причины  вечного движения и развития материаль-
ного мира.  Знание его имеет основополагающее значение для по-
нимания диалектики развития природы,  общества и мышления, для
науки, практической революционной деятельности.
     Анализ противоречий объективной действительности, раскры-

                               - 5 -
тие их природы - важнейшее требование всякого научного  иссле-
дования и практического действия.


           1. Единство и борьба противоположностей

     Каждый из  нас не раз имел дело с самым обыкновенным маг-
нитом и хорошо знает,  что его главным отличительным признаком
является наличие таких взаимоисключающих,  но связанных нераз-
рывно сторон,  как северный и южный полюсы. Как бы мы ни пыта-
лись отделить  северный полюс магнита от южного,  нам это сде-
лать не удастся. Разрезанный пополам, на четыре, восемь и т.д.
частей магнит все же будет обладать теми же двумя полюсами.
     Противоположности и  есть те внутренние стороны,  тенден-
ции, силы предмета,  которые исключают, а вместе с тем и пред-
полагают друг  друга.  Отношение  неразрывной взаимосвязи этих
сторон составляет единство противоположностей.
     Противоречивые стороны  заключены во всех предметах и яв-
лениях. Все они представляют собой органическую связь,  нераз-
рывное едниство  противоположностей.  Противоречивы  не только
элементарные частицы,  но и образованный из них атом. В центре
его находится  положительно  заряженное ядро,  вокруг которого
движутся отрицательно заряженные электроны. Химический процесс
- это противоречивое единство ассоциации (соединения) и диссо-
циации (разъединения) атомов.
     Противоположности имеют место и в живых организмах.  Нас-
ледственность - это тенденция организма сохранять  приобретен-
ные по наследству свойства,  изменчивость же - это его способ-
ность вырабатывать новые свойства,  совершенствоваться, разви-
ваться.
     Психическая деятельность человека характеризуется  проти-
воположными процессами возбуждения и торможения,  концентрации
и иррадиации (распространения) возбуждений в коре больших  по-
лушарий головного мозга.
     Противоречивые стороны присущи и процессу познания. Чело-
век пользуется такими противоположными и взаимосвязанными при-
емами исследования, как индукция и дедукция, анализ и сентез и
др.
     Таким образом,  противоречивость предметов и явлений мира
носит всеобщий,  универсальный  характер.  В мире нет предмета
или явления, которые не раздваивались бы на противоположности.
     Противоположности не  только исключают,  но и обязательно
предполагают одна другую.  Они сосуществуют в едином  предмете
или явлении и друг без друга немыслимы. Мы уже отмечали нераз-
рывное единство противоположных полючов магнита.  Столь же не-
разрывны ассимиляция и диссимиляция в живом организме,  анализ
и сентез - процессе познания.  капиталистическое общество  не-
возможно без притивоположных классов.
     Итак, мы установили, что предметы и явления есть единство
противоположностей. Каков  же  характер этого единства?  Сосу-
ществуют ли противоположности в этом единстве мирно или  всту-
пают  противоречия, в борьбу друг с другом?
     Развитие самых различных предметов и явлений действитель-
ности говорит о том, что противоположные стороны не могут мир-
но сосуществевать в едином предмете: противоречивый, взаимоис-
ключающий характер противоположностей с необходимостью вызыва-
ет борьбу между ними.  Не могут не вступать в противоречия, не

                               - 6 -
бороться старое и новое,  нарождающееся и отживающее в предме-
тах. Противоречие,  борьба противоположностей и составляет ос-
новной источник развития материи и сознания.
     Утверждение о том, что решающим в развитии является борь-
ба потивоположностей,  вовсе  не умаляет значения их единства.
Единство противоположностей  составляет  необходимое   условие
борьбы, так как борьба имеет место только там,  где противопо-
ложные стороны существуют в едином предмете или явлении.
     Весь опыт развития науки и общественно-исторической прак-
тики людей необпоримо свидетельствует, что источником развития
является борьба противоположностей. В то же время надо иметь в
виду, что борьба эта по-разному проявляется в различных облас-
тях материальной действительности.
     В неорганической природе  имеет  широкое  распространение
борьба (взаимодействие) таких противоположных сил,  как притя-
жение и отталкивание. Взаимодействие механических, электричес-
ких, ядерных и других сил притяжения и отталкивания играет ог-
ромную роль в возникновении и существовании атомных ядер, ато-
мов и молекул. Борьба этих сил, как это следует из современных
космогонических теорий, явилась важнейшим источником возникно-
вения Солнечной системы.
     Современная астрономия показала также, что взаимодействие
сил притяжения  и отталкивания является одним из важных источ-
ников тех разнообразных процессов,  которые совершаются в нас-
тояще время  в космическом пространстве.  В различных областях
Вселенной не существует абсолютного равновесия этих сил,  одна
из них обязательно преобладает.  Там, где преобладает отталки-
вание, материя и энергия рассеиваются, звезды угасают. Там же,
где верх берет притяжение,  материя и энергия концентрируются,
в рзультате вспыхивают новые звезды.  Таким  образом,  в  ходе
борьбы, взаимодействия этих противоположных сил осуществляется
вечное движение материи и энергии в космосе.
     Выше уже отмечалось,  что живым организмам присущи проти-
воречивые процессы ассимиляции и диссимиляции. Их борьба, вза-
имодействие и представляют собой специфический источник разви-
тия живого.  Эти противоречивые процессы не могут находиться в
абсолютном равновесии,  один из них обязательно преобладает. В
молодом организме ассимиляция берет  верх  над  диссимиляцией,
что обусловливает  его рост,  развитие.  Когда же диссимиляция
преобладает над ассимиляцией,  организм стареет,  разрушается.
Однако в  любом  организме,  молодом или старом,  эти процессы
взаимодействуют. Их взаимодействие, противоречие и есть жизнь.
С прекращением этого противоречия жизнь прекращается, наступа-
ет смерть.
     Прогресс общественного  развития  также осуществляется на
основе едниства и борьбы противоположностей.  Среди противоре-
чий общественного развития особенно большую роль играют проти-
воречия в материальном производстве, и прежде всего между про-
изводительными силами и производственными отношениями. Послед-
нее в классово антагонистических обществах находит свое  выра-
жение в борьбе враждебных классов, которая приводит к социаль-
ной революции, замене старого общественного строя новым.
     Итак, предметы и явления раздваиваются на противоположные
стороны, они представляют собой  единство  противоположностей.
Противоположности не просто существуют,  а находятся в состоя-
нии постоянного противоречия,  борьбы между собой. Борьба про-
тивоположностей составляет   внутреннее  содержание,  источник

                               - 7 -
развития действительнеости.
     Такова суть диалектического закона единства и борьбы про-
тивоположностей.



      ДИАЛЕКТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

     Еще в древности греческие философы обратили  внимание  на
то, что незначительные, до поры до времени остающиеся незамет-
ными изменения того или иного  предмета,  накапливаясь,  могут
приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление чис-
ла песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или
поздно приводит  к  тому,  что куча песка исчезает,  а человек
становится лысым.  причем граница перехода одного состояния  в
другое здесь размыта,  неуловима, в других же случаях она про-
черчивается резко.
     Такого рода  жизненных,  практических,  а затем и научных
примеров можно привести великое множество.  По крупицам накап-
ливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное
и профессиональное мастерство,  образованность мудрость. Неза-
метно подкрадывается к человеку старость.  коварна граница пе-
рехода от случайных,  разовых употреблений алкоголя или нарко-
тика к алкоголизму,  наркомании. Постепенно суммируются многие
вредные воздействия производства на окружающую среду.  Начина-
ясь с безобидных доз, загрязнение воздуха, водоемов, нарастая,
достигает со временем катастрофического уровня. Нагревание или
охлаждение тел до опеделенной температуры меняет их агрегатные
состояния.
     Гегель увидел  в  таких  изменениях  не просто любопытные
случаи, а всеобщую закономерность,  получившую название закона
перехода количественных изменений в качественные.  В марксист-
ской философии этот  закон  получил  научно-материалистическое
осмысление и  был применен для объяснения всевозможных явлений
в природе и обществе.

                    I. КАЧЕСТВО И СВОЙСТВА

     Мир многообразен. Он предстает перед человеком не скопле-
нием одинаковых предметов, а как множество предметов, явлений,
процессов, наделенных различными  свойствами.  Каждый  предмет
обладает не  каким-то  одним,  а  целым рядом свойств и потому
имеет не одну, а множество разнообразных характеристик.
     Свойства бывают существенные и несущественные.  Скажем, с
деловой точки зрения существенные не цвет глаз, рост человека,
стиль его одежды;  важно, какой он специалист, высок или низок
уровень его профессионализма. Предметы, по тем или иным причи-
нам утатившие существенные свойства, не просто переходят в но-
вое состояние, но становятся другими предметами. Например, по-
терпевший аварию самолет перестает быть машиной,  превращается
в металлолом.
     Различают также специфические и неспецифические свойства.
Определенное значение атомного веса специфично для данного хи-
мического элемента, вес же вообще - общая характеристика любых

                               - 8 -
материальных тел,  находящихся в поле тяготения. Специфические
свойства, присущие данному явлению, характерные для него, час-
то называют признаками или симптомами. Они позволяют обнаружи-
вать тот  или иной предмет среди многих других,  не обладающих
такими признаками (отпечатки пальцев в ситуации  преступления,
характерная для  данного  заболевания  сыпь и др.).  Некоторые
свойства предмета могут видоизменяться, их можно приобретать и
утрачивать. Однако есть также неотёемлемые свойства. В филосо-
фии их называют атрибутами. Так, предметы немыслимы без харак-
теристик пространства,  времени,  движения.  Для  человеческой
личности атрибутивным свойством является, в частности, память.
Человек, утративший  память,  теряет вместе с нею человеческий
облик. Различаются также актуальные и потенциальные  свойства.
Первые уже  реализованы  и наблюдаются в данное время.  Вторые
(их называют диспозиционными) носят как бы скрытый характер  и
развертываются, выявляются  постепенно  при  различных взаимо-
действиях данного предмета  с  другими.  Такие  свойства,  как
электропроводность, растворимость, человеческая отзывчивость и
др., проявляются именно таким образом.
     Предметы -  это  не  механический набор или простая сумма
свойств, но их  взаимосвязь,  единство.  Вот  почему  познание
предметов требует усилия мысли - синтеза их многообразных про-
явлений. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в
философии понятием качество. А множественность различных пред-
метов характеризуется как качественное многообразие.  Свойства
обнаруживаются как проявления тех или иных черт,  сторон пред-
метов в их отношениях с другими предметами.
     Каждый предмет  многогранен.  Он  может  поворачиваться к
другим предметам и к людям разными сторонами,  входить в  раз-
личные связи с другими предметами, по-разному использоваться в
человеческой практике.
     Соходства и различия свойств определяют существование ка-
чественно однотиных и  разнотиных  групп  предметов,  явлений,
процессов. Под качеством понимают целостную,  интегральную ха-
рактеристику предмета (единства его  свойств)  в  системе  его
связей и отношений с другими предметами. При размышлении о ка-
честве и свойствах предметов возникает философский вопрос: но-
сят ли  они  обёективный характер или же зависят от точки зре-
ния, практических  целей,  особенностей  восприятия  человека.
Этот вопрос (один из многочисленных вариантов основного вопро-
са философии) встал перед философами давно.  Вспомните  харак-
терный для  XVII-XVIII  веков  спор  о "первичных" (плотность,
протяженность, движение, вес) и "вторичных" (звук, цвет, вкус,
запах) "качествах" вещей.  Мыслители того времени были склонны
относить к объективным лишь первую группу свойств,  вторые  же
рассматривались как  субъективные,  возникающие  в  результате
воздействия предметов на человеческие органы чувств. Это соот-
ветствовало механистическому  взгляду  на материю как совокуп-
ность протяженных тел,  частиц,  движущихся в пространстве и в
разных сочетаниях - по законам притяжения и отталкивания - об-
разующих свевозможные вещественные предметы.
     Дальнейшие размышления  о реальности или иллюзорности ка-
чественного многообразия мира приели к выводу,  что и "первич-
ные" качества воспринимаются людьми посредством органов чувств
(с добавлением к ним все более совершенных приборов). И в этом
смысле тяжесть,  скорость перемещения, шероховатость или глад-
кость поверхности и все другие свойства, учитываемые в механи-

                               - 9 -
ке, в  случае их чувственного восприятия людьми не менее субъ-
ективны, чем восприятие звуков,  цветов и  других  "вторичных"
свойств. Иначе говоря, люди телесно (а не только мысленно, ду-
ховно) включены в сложные взаимодействия предметов,  участвуют
в них. Они имеют возможность судить о свойствах, качествах ве-
щей по тому, как они представлены в их опыте. кант называл это
"явлениями" -  в  отличие от характеристик "вещей самих по се-
бе". Приходится признать, что все свойства вещей познаются на-
ми в форме "субъективных образов объективного мира".  Но чело-
веческий опыт заключает в себе реальные возможности нарастания
объективных знаний о мире,  о различных свойствах и качествен-
ном многообразии предметов.  Такая возможность  обеспечивается
многократными контактами  с  предметами,  притом  каждый раз в
иных условиях, на другой основе. Делу помогают также различные
процедуры перекрестных  практических  проверок получаемых зна-
ний, их историческое накопление,суммирование усилий  множества
людей.
     Понятие качества выражает специфику,  своеобразие больших
и малых  групп  предметов.  Оно помогает уяснению качественных
границ между природой и обществом,  живой и неживой  природой,
твердыми телами,  жидкостями и газами, растительным и животным
миром и т.д.  Установление качественных границ лежит в  основе
классиикаций минералов,  растений,  животных, технических уст-
ройств, профессий,  наций и народностей.  Вместе с тем качест-
венное многообразие  мира не является застывшим,  раз навсегда
данным. Оно весьма подвижно.  Чем же определяются качественные
характеристики предметов,  явлений,  процессов?  Для ответа на
этот вопрос необходимо понятие качества соотнести с противопо-
ложным ему понятием количества.


  II. ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ

     Качество - такая определенность предмета (явления, проце-
са), котоая  характеризует его как данный предмет,  одбадающий
совокупностю присущих ему свойств и принадлежащий к классу од-
нотипных с ним предметов.

     Количество - характеристика явлений, предметов, процессов
по степени развития или интенсивности присущих им свойств, вы-
ражаемая в величинах и числах.

     Закон перехода количественных  изменений  в  качественные
говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития,
каков механизм этого процесса.
     Чтобы понять существо этого закона,  следует прежде всего
выяснить, что такое качество и количество.


              1. Понятие о качестве и количестве

     Вокруг нас очень многсамых различных предметов и явлений,
причем все они постоянно движутся,  изменяются. Но, несмотя на
это, мы  не путает эти предметы,  а различаем,  определяем их.
Они не сливаются для нас в какую-то серую,  безликую массу,  а
каждый из  них  отличается отдругих своеобразными,  только ему
присущими особенностями и свойствами.

                               - 10 -
     Возьмем, наприме,  такой металл, как золото. Оно обладает
характерным желтым цветом, тягучестью и ковкостью, имеет опре-
деленную плотность и теплоемкость, температуру плавления и ки-
пения. Золото не растворяется ни в целочах, ни в целом рде ки-
сот, химически оно малоактивно,  на воздухе не окисляется. все
это, вместе взятое, и отличает золото от других металлов.
     Все то,  что  делает  предмет именно данным,  а не другим
предметом, что отличает его от бесчисленного множества других,
и есть его качество.
     Качеством обладают все предметы и явления. Это и позволя-
ет нам определять, различать их. Чем отличается, например, жи-
вое от неживого?  Способностью вступать в обмен  с  окружающей
средой, целесообразно отвечать на внешние воздействия, размно-
жаться. Эти и некоторые другие черты и являются его качеством.
     Качественно различаются и общественные явления.  Так, ка-
питализм отличает от феодализма  господство  товарного  произ-
водства, наличие   капиталистической  собственности,  наемного
труда и другие признаки.
     Качество проявляется в свойствах.  Свойство характеризует
вещь с какой-либо  одной  стороны,  тогда  как  качество  дает
представление о предмете в целом. Желтый цвет, ковкость, тягу-
честь и другие пизнаки холота,  взятые в отдельности, являются
его свойствами,  а эти же свойства в их совокупности - его ка-
чеством.
     Кроме определенного  качества  каждый  предмет обладает и

количеством. В отличие от  качества  количество  характеризует
предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих
ему свойств,  а также его величины, объема и т.п. как правило,
количество выражается числом. Численное выражение имеют разме-
ры, вес,  объем предметов,  интенсивность присущих им  цветов,
издаваемых ими звуков и т.д.
     Количественная характеристика присуща и общественным  яв-
лениям. Каждый  общественно-экономический строй обладает соот-
ветствующим уровнем, степенью развития производства. Государс-
тво располагает  определенными  производственными  мощностями,
людскими, сырьевыми,, энергетическими ресурсами.
      Количество и качество едины,  поскольку они представляют
собой стороны одного и того же предмета. Но между ними имеются
и серьезные различия.  Изменение качества приводит к изменению
предмета, к превращению его в другой предмет; изменение же ко-
личества в известных пределах не приводит к заметному преобра-
зованию предмета.
     Единство количества и  качества называется мерой.  Мера -
это своего рода граница, рамке, в которых предмет остается са-
мим собой. "Нарушение" меры, этого определенного сочетания ко-
личественной и качественной сторон, приводит к изменению пред-
мета, к превращению его в другой предмет. Так, мерой для ртути
в жидком состоянии является температура от -39 гр. до +357 гр.
При температуре -39 гр. ртуть затвердевает, а при +357 гр. на-
чинает кипеть, переходит в парообразное состояние.

     Мера - диалектическое единство качества и количества  или
такой интервал  количественных изменений,  в пределах которого
сохраняется качественная определенность предмета.

     Количественная и  качественная  определенности  присущи и
общественным явлениям.

                               - 11 -
     В познании и практической деятельности исключительно важ-
но учитывать единство количественной и качественной сторон яв-
ления.


     2. Переход количественных изменений в качественные -
                        закон развития

     Как было сказано, изменение количества в известных преде-
лах не приводит к изменению качественного состояния  предмета.
Но стоит только выйти за эти пределы, "нарушить" меру, как ра-
нее казавшиеся несущественными количественные изменения обяза-
тельно приведут  к  коренным качественным превращениям.  Коли-
чество перейдет  в  качество.  В  процессе   развития,   писал
К.Маркс, "чисто  количественные изменения на известной ступени
переходят в качественные различия".
     Переход количественных  изменений в качественные - всеоб-
щий закон развития материального мира.
     Мало того,  само развитие и есть прежде всего переход ко-
личественных изменений в качественные, поскольку именно в про-
цессе этого  перехода  происходит движение предметов и явлений
от низшего к высшему, от старого к новому.
     Чтобы раскрыть  всеобщий  характер этого закона,  покажем
его действие в различных областях действительности.
     Современной физикой  установлено,  что  одни элементарные
частицчы способны превращаться в другие,  качественно  от  них
отличные. При  этом процесс превращения их всегда связан с из-
вестными количественными накоплениями:  он протекает только  в
том случае, если частицы обладают определенным, достаточно вы-
соким уровнем энергии.
     Широко распространенным  появлением закона перехода коли-
чественных изменений в  качественные  являются  многочисленные
превращения вещества  из одного агрегатного состояния в другое
(из твердого в жидкое,из жидкого в газообразное и т.д.).  Так,
при нагревании  воды  свыше 100 град.  она превращается в иное
качество - пар.  Пар имеет отличные от воды свойства. Он, нап-
ример, не обладает способностью растворять соли,  сахар, тогда
как в воде эти вещества растворяются.
     Закон перехода  количественных  изменений  в качественные
особенно ярко проявляется в химических процессах.  Периодичес-
ких закон  химических  элементов Д.И.Менделеева устанавливает,
что качество химических элементов зависит от количества  поло-
жительного заряда  ядра их атома.  До известных пределов коли-
чественное изменение заряда ядра не вызывает качественных  из-
менений химического  элемента,  но на определенной ступени эти
количественные изменения приводят к образованию нового элемен-
та. Так,  при  радиоактивном распаде с потерей атомного веса и
заряда ядра уран превращается в конечном счете  в  качественно
иной элемент - свинец.
     Химия вообще  представляет  собой  науку  о  качественных
превращениях веществ,  являющихся  результатом  количественных
изменений. Молекула кислоода, например, содержит два атома, но
стоит только присоединить к этой молекуле ще еодин атом кисло-
рода, как она превращается в качественно новое химическое  ве-
щество - озон.
     В объективной действительности имеет место не только  пе-
реход количественных  изменений в качественные,  но и обратный

                               - 12 -
процесс - возрастание количества под влиянием качественных из-
менений.
     Количественные и качественные изменения,  таким  образом,
взаимосвязаны и обусловливают друг друга.


                          3. Скачки

     Качественное изменение, в отличие от количественного, вы-
ажается понятием скачка. Скачок - переход количественных изме-
нений в качественные или переход из одного качественного  сос-
тояния в другое (в результате превышения меры).

     Примеры скачков:  образование звезд и планет, в частности
Солнечной системы,  возникновние жизни на Земле,  формирование
новых видов растений и животных, человека и его сознания, воз-
никновение и смена общественно-экономических формаций в  исто-
рии человеческого общества, социальные революции.
     Один из примеров того, как накапливающиеся количественные
изменения со  временем привдят к скачку (качественному измене-
нию), - поломка детали машины из-за "усталости металла".  Мик-
роскопические изменения  структуры  находящейся  под нагрузкой
металлической детали в конце концов приводят  к  излому.  Если
микротрещины возникают  одна  за другой,  их количество растет
постепенно, то разрыв металлического стержня, выкрашивание зу-
ба шестеренки  в  зубчатой передаче происходит практически мо-
ментально, по наступлении некоторого предельного состояния ме-
талла. В  результате  нарастания  температуры наступает момент
свертывания белка - перехода его из жидкого в твердое  состоя-
ние. Можно постепенно наращивать количество ядерного горючего,
но при достижении определенной массы плутония происходит  цеп-
ная ядерная  реакция,  взрывное  высвобождение энергии.  Это -
примеры скачков с резко выраженной границей перехода из одного
качественного состояния в другое, с довольно быстрой интенсив-
ной, целостной перестройкой всей исходной системы.  Но  бывают
скачки и другого типа,  когда наблюдается не резкий качествен-
ный переход, а происходит постепенное накопление элементов но-
вого качества  и  отмирание элементов старого качества;  такие
"скачки" длительны, постепенны.


                    "ОТРИЦАНИЕ ОТРИЦАНИЯ"
           ЦИКЛИЧНОСТЬ И ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ

     В философии Гегеля,  согласно принципу тождества бытия  и
мышлений, ритм  разрешения диалектических противоречий мысли и
связанных с ними диалектических отрицаний был перенесен  и  на
бытие. В  материалистической диалектике также были предприняты
попытки осмыслить диалектические "противоречия" и  "отрицания"
в бытийных (онтологических) понятиях.
     "Отрицание" как  реальный аналог логического,  мысленного
отрицания (антитезиса) при этом было истолковано как непремен-
ный момент,  многократно  повторяющийся в любом процессе,  где
имеет место смена фаз,  периодов,  этапов изменения  того  или
иного объекта.
     В отличие от метафизически толкуемого  "отрицания",  под-
черкивающего разрыв, противоположность черт предыдущего и пос-

                               - 13 -
ледующего этапов изменений, диалектическое "отрицание" предпо-
лагнает связь, переход от одного этапа к другому. Диалектичес-
кое "отрицание" включает в себя триединый процесс:
     деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего,
     комуляции (его  частичного  сохранения,  преемственности,
               трансляции) и
     конструкции (формирования, созидания нового).

     Первый момент - преодоление пройденного,  его  "сбрасыва-
ние" изживание  - обеспечивает необходимую почву для следующей
фазы данного процесса.  Но сама по себе деструкция, возобладай
она, отбрасывала  бы процесс вспять,  разрушала бы предпосылки
продвижения к последующим фазам.  Нормальное продолжение  про-
цесса, его связь,  единство, целостность обеспечиваются вторым
моментом - сохраняемостью, преемственностью. Без этого условия
процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке, а потому в
целом напоминал бы некое "топтание на месте",  а то  и  вообще
становился бы невозможным.  Нарастание процесса движение его к
новым фазам требует также третьего момента - новаций (формиро-
вание качественно новых связей, функций, черт).

     Реальным аналогом "отрицания отрицания" и в природе,  и в
обществе служат,  в частности, "спиралевидные" процессы, соче-
тающие в себе цикличность,  относительную повторяемость и пос-
тупательность. Циклических поцессов - различных циклов, круго-
оборотов -  существует  в мире великое множество.  Цикличность
формирования и гибели,  рождения и смерти, обновления и старе-
ния и  т.д.  проявляется во всех процессах природных и общест-
венных изменений.  Глубокие дгадки заключены и в мыслях и про-
тивоборстве противоположностей,   ритмическом  чередовании  их
сбалансированности, гармонизации и  нарушении  равновесия  как
постоянно воспоизводящихся  циклах.  Эти высказывавшиеся еще в
древности догадки в дальнейшем развитии диалектики были  уточ-
нены, получили свое развитие.  идея цикличности была дополнена
идеей поступательности прорыва,  преодоления исходного  уровня
бытия, выхода  за  рамки того,  что существовало на предыдущем
уровне, формирования качественно новых уровней бытия.  В мате-
риалистической диалектике  отношение противоположностей толку-
ется не просто как чередование нарушений и  восстановлений  их
равновесия, но и как их ассиметрия, приводяцая к направленному
поступательному изменению, развитию.


                 I. ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ

     Закон отрицания  отрицания  раскрывает общее направление,
тенденцию развития материального мира.
     Чтобы понять  сущность  и  значение  этого закона,  нужно
прежде всего выяснить,  что такое диалектическое  отрицание  и
каково его место в развитии.



                               - 14 -

      1. Диалектическое отрицание и его роль в развитии

     В любой области материальной  действительности  постоянно
происходит процесс  отмирания  старого,  отжившего  свой век и
возникновения нового,  передового. Замена старого новым, отми-
рающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление ста-
рого новым,  возникающим на основе старого, и называется отри-
цанием.
     Термин "отрицание" в философию ввел Гегель, но он вклады-
вал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе
отрицания лежит развитие идеи, мысли.
     Маркс и Энгельс, сохранив термин "отрицание", истолковали
его материалистически. Они показали, что отрицание представля-
ет собой неотъемлемый момент развития самой материальной дейс-
твительности. "Ни в одной области,  - указывал Маркс, - не мо-
жет происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм су-
ществования". Развитие земной коры, например, прошло через ряд
геологических эпох,  причем  каждая новая эпоха,  возникшая на
базе предыдущей, есть известное отрицание старой. В органичес-
ком мире каждый новый вид растения или животного,  возникая на
основе старого, является в то же время и его отрицанием. Исто-
рия общества также есть цепь отрицаний старых общественных по-
рядков новыми:  первобытного общества - рабовладельческим, ра-
бовладельческого - феодальным,  феодализма - капитализмом. От-
рицание присуще и развитию познания,  науки. Каждая новая, бо-
лее совершенная научная теория преодолевает старую,  менее со-
вершенную.

     Отрицание не  есть нечто привнесенное в предмет или явле-
ние извне.  Оно результат его собственного, внутреннего разви-
тия. Предметы  и явления,  как мы уже знаем,  противоречивы и,
развиваясь на основе внутренних противоположностей,  сами соз-
дают условия для собственного уничтожения,  для перехода в но-
вое, высшее качество.  Отрицание и есть преодоление старого на
основе внутренних противоречий, результат саморазвития, самод-
вижения предметов и явлений.



     Диаликтическое и метафизическое понимание отрицания

     Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущ-
ности отрицаний.  Метафизика, искажая процесс развития матери-
альной действительности,  понимает отрицание как отбрасывание,
обсолютное уничтожение старого.
     Диалектическое понимание  отрицания исходит из того,  что
новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее,
что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает,
поднимает на новую,  более высокую ступень.  Так, высшие орга-
низмы, отрицая низшие,  на основе которых они возникли, сохра-
нили присущее им клеточное  строение,  избирательный  характер
отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая
старый, сохраняет его производительные силы,  достижениянауки,
техники, культуры.  Связь  нового со старым осуществляется и в
познании, науке.
     Т.о., для  максистского  понимания  отрицания  характерно

                               - 15 -
признание преемственности,  связи нового со старым в  процессе
развития. Но следует иметь в виду,  что новое никогда не восп-
ринимает старое полностью,  в его прежнем виде.  Оно берет  из
старого только его отдельные элементы,  стороны, причем не ме-
ханически присоединяет их к себе,  а ассимилирует, преобразует
их соответственно своей собственной природе. Марксистская диа-
лектика требует критического отношения к прошлому опыту  чело-
вечества, указывает на необходимость творческого использования
этого опыта, строгого учета изменившихся условий и новых задач
революционной практики.  Марксистская философия,  например, не
просто восприняла достижения философской мысли пошлого, а кри-
тически пререработала,  обогатила их новыми достижениями науки
и практики,  подняла философскую науку на  качественно  новую,
высшую ступень.


              2. Прогрессивный характер развития

                    Развитие как прогресс

     Итак, мы выяснили, что в результате отрицания разрешается
то или  иное противоречие,  уничтожается старое и утверждается
новое. Но прекращается ли на этом развитие? Нет, с возникнове-
нием нового развитие не прекращается. Всякое новое не остается
вечно новым.  Развиваясь, оно готовит предпосылки, условия для
возникновения еще более нового и передового.  И как только эти
предпосылки и условия созреют,  снова наступает отрицание. Это
уже отрицание  отрицания,  то есть отрицание того,  что раньше
само преодолело старое, замена нового еще более новым - новей-
шим. Результат этого второго отрицания снова отрицается, прео-
долевается, и так без конца.  Развитие выступает,  таким обра-
зом, как бесчисленное множество следующих друг за другом отри-
цаний, как бесконечкая замена, преодоление старого новым.
     Поскольку всякая  высшая ступень развития отрицает в низ-
ших только то,  что устарело,  воспринимая и умножая в  то  же
время достижения предыдущих ступеней,  развитие в целом приоб-
ратает прогрессивный, поступательный характер. Прогресс и есть
то общее  направление,  которое характерно для диалектического
развития.
     Прогресс осуществляется  во всех областях действительнос-
ти. Рассмотрим, хотя бы в общих чертах, прогрессивное развитие
на нашей планете.
     Как мы уже говорили,  исходным материалом для образования
планет Солнечной системы, в том числе и Земли, послужила газо-
пылевая материя,  содержащая простейшие химические вещества. В
ходе развития  природы  эти вещества становились все сложнее и
сложнее. В результате возникла  живая,  органическая  природа.
Живые организмы  также развивались от простого к сложному:  от
доклеточных форм - к клетке,  из одноклеточных - к более слож-
ным животным, эволюция которых привела к появлению человекопо-
добных существ, а поднее и человека. С возникновением человека
начинается процесс  общественного развития.  Последовательными
этапами прогрессивного развития общества явились первобытнооб-
щинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй.
     Важнейшей особенностью прогресса в обществе является  на-
растание темпов  развития.  Процесс возникновения человека на-
чался примерно миллион лет назад. Если учесть, что современный

                               - 16 -
человек существует всего несколько десятков тысяч лет, то мож-
но представить себе,  какими медленными  темпами  шел  процесс
становления человека.  Более  быстро  шло становление рабовла-
дельческого и феодального обществ,  хотя и оно  затянуловь  на
тысячелетия. В дальнейшем строй меняется еще быстрее.



               Спиралевидный характер развития

     Утверждение прогрессивного характера развития представля-
ет собой главную, но не единственную черту закна отрицания от-
рицания. Этот закон характеризует развитие не как  прямолиней-
ное движение,  а как чрезвычайно сложный, как бы спиралеобраз-
ный процесс с определенным повторением пройденных ступеней,  с
известным возвратом к прошлому.  "Развитие, как бы повторяющее
пройденные уже ступени, но повторяюще их иначе, на более высо-
кой базе ("отрицание отрицания"),  развитие,  так сказать,  по
спирали, а не по прямой лянии..." - писал В.И.Ленин,  указывая
на эту черту диалектики.
     Спиралевидный характер развития присущ различным областям
действительности. Одним из самых ярких проявлений этой особен-
ности развития в неживой природе является периодический  закон
химических элементов, открытый Д.И.Менделеемым.
     Спиралеобразное развитие имеет  место  и  в  общественной
жизни. Певой формой общественной организации был первобытнооб-
щинный строй.  Это было бесклассовое общество,  основанное  на
общем владении  крайне  примитивными  средствами производства.
Дальнейшее развитие производства  привело  к  отрицанию  этого
строя классовым рабовладельческим обществом и т.д.
     Итак, развитие осуществляется посредством отрицания  ста-
рого новым,  нижшего высшим.  Поскольку новое,  отрицая строе,
сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приоб-
ретает прогрессивный  характер.  Вместе с тем развитие идет по
спирали с посторением в высших стадиях отдельных сторон и черт
низших.
     Такова суть диалектического закона отрицания отрицания.



                               - 17 -



    ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТА:



     1. "Ведение в философию" 2 т., Москва, 1989 г.



     2. В.Г.Афанасьев "Основы философских знаний",

        Москва, "Мысль", 1987 г.


     3. Квасова И.И. "Учебное пособие по курсу "Введение

        в философию", Москва - 1990 г.