Ответы на вопросы по русской философии философского факультета СПбГУ

Вопросы к экзамену по Русской философии.

Основные направления идеологии философии декабризма.
Идеология раскола, Аввакум Петров.
Чернышевский, антропологический принцип.
Основные направления и идейно-политическая теория революционного
народничества.
Религиозная философия раннего славянства (Хомяков, Киреевский, Аксаков).
Нил Сорский и русское нестяжательство.
Теория культурно-исторических типов Данилевского.
Русское богоискательство конца 19 - начала 20 веков.
Достоевский, легенда о Великом инквизиторе.
Религиозно-политическая философия, Иосиф Волоцкий.
Толстой, “В чем моя вера?”.
Легальный марксизм и веховство.
Радищев, “О человеке, его смерти и бессмертии”.
Духовная дидактика Галича.
Белинский, “Письмо к Гоголю” (1847).
Герцен “Письма об изучении природы”.
Историософия Чаадаева, “Философские письма”.
Идеология масонства.
Гоголь, выбранные места из переписки с друзьями.
Учение о Софии в русской мысли (Соловьев, Флоренский, Булгаков)
Федотов, “Сталинократия”.
Философия профес-в Киево-Мог. Академии.
Раннепросветительская идеология в России (Полоц., Крижанич)
Историософия русской философии (Введенский, Шпет, Зеньковский и др.)
Франк, “Духовные основы общества, введение в социальную философию”.
Историософия, Гумилев.
Вернадский, “Научная мысль как планетное явление”.
Философия диалогизма Бахтина.
Леонтьев, “Византизм и славянство”.
Флоренский “Предполагаемое государственное устройство в будущем”.
Философия языка в России, основные направления.
Философия Бердяева.
Развитие неофициальной философии в советский период (Любищев, Ильенков).
Этические учения Ухтомского.
Основные идеи евразийства, Трубецкой “Европа и человечество”.
Киреевский, “О характере просвещения Европы и его отношение к просвещению
России”.
Философия русского зарубежья, сменовеховство, европейский, христианский
социализм.
Философия космизма, Федоров, Циолковский.
Идеология сталинизма (Ленин “О диалектическом и историческом
материализме”).
Лосский, “Мир как ограниченное целое”.
Эмпириомонизм А.А.Богданова.
Шестов, “Апофеоз беспочвенности”.
Ильин, “Философия Гегеля как учение …”.
Соловьев, “Чтение о богочеловечестве”.
Духовноакадемическая философия в России (Голубинский, Карпов, Кудрявцев,
Платонов, Несмелов, Тареев).
Мировоззрение Франциска Скорины.
Ленин, “Материализм и эмпириокритицизм”.
Плеханов

   Историософия русской философии.
   А. И. Введенский “Судьбы философии в России”.
Постановка вопроса.
   А.В. утверждает, что вопреки всякого рода мнениям,  в  России
существует философия, она не искусственное явление, а  следствие
глубокой потребности русского ума. И прошлое  русской  философии
позволяет предположить, что в будущем она “и  у  нас  непременно
достигнет такой же высоты развития и такой же силы влияния,  как
и в наиболее культурных странах, разумеется, если не  встретятся
какие-нибудь   непреодолимые    препятствия    чисто    внешнего
характера”.
   Относительно  заимствованного  характера  русской  философии,
А,В, говорит о том, что это вполне понятно  и  естественно,  так
как  большее  или  меньшее  заимствование  и  подчинение   чужим
влияниям  -  “это  общий   закон   развития   философии   любого
европейского народа”.  “Чуткость к  чужим  учениям  -  наилучший
залог  успешного  развития  философии”.  Что  касается   русской
философии, то смотреть надо  на  то,  как  давно  произошло  это
заимствование,   при   каких   условиях   оно   совершалось    и
распространялась и что именно успела сделать у нас философия при
этих условиях.
Первый период - подготовительный.
   Время появления философии в России - 1775 год, время открытия
Московского университета. До этого, в духовных академиях  Москвы
и  Киева  под  именем   философии   преподавалась   безжизненная
схоластика.
   В М.  У.  Философия  преподавалась  по  учебникам  и  в  духе
вольфианской школы. Идеи этой школы оказали определенное влияние
на некоторых русских мыслителей, но в  меньшей  степени,  нежели
французская философия, которая при Екатерине 2  распространилась
ак при дворе, так и во всем грамотном обществе. Появилась  масса
переводов сочинений  французских  мыслителей:  Вольтера,  Руссо,
Монтескье,  Гельвеция,  Кондильяка  и   многих   других.   (фил.
энциклопедистов)Среди воспринятых от французов идей было  и  так
называемое   “вольтерианство”   -   материализм   и    этический
сенсуализм. (отриц. стороны фр. фил.)Однако А. В. отмечает,  что
для большинства русских  сочинения  французских  философов  были
лишь  чтением  -  глубокомысленным  или   остроумным;   но   оно
принималось поверхностно,  как  бы  “анекдотически”  (невежество
русского общества).  А.  Н.  Пыпин  -  среди  русских  читателей
распространялось не столько понимание, сколько слава французских
писателей. Господство фр. философии в начале  19  века  исчезло,
пробудив стремление к философскому мышлению, подготовив к  более
глубокому усвоению западной фил.
   Весь первый  пятидесятилетний  период  был  подготовительным.
Даже появление Григория Саввича Сковороды (укр.) не противоречит
этому.  Вполне  справедливо  считать  Сковороду  первым  русским
философом и высоко ценить не только его оригинальность и глубину
мысли, а также и услуги, оказанные им для просвещения слободской
Украины, однако, по мнению А. В. его влияние имело чисто местный
характер (он не напечатал ни одного своего  произведения)  и  не
нарушало господства французов.
   Скорее  почувствовав,  чем  поняв  односторонность  фр.  фил.
русские мыслители обратились к немецкому идеализму. Его  влияние
было гораздо глубже.
   В итоге, “усвоение западной фил.  продолжается  у  нас  менее
столетия - срок значительно меньший сравнительно  с  тем,  какой
был истрачен на Западе на попытки перейти от возрождения древней
фил. к самостоятельной новой, возникшей впервые в лице Декарта и
Бэкона.Разве одно это обстаятельство  уже  не  было  достаточной
причиной  для  объяснения   сравнительно   невысокого   развития
современной русской философии?
Второй период - господство германского идеализма.
   В этот период преподавание философии было  широко  поставлено
не только в  университетах  и  духовных  академиях,  но  даже  в
семинариях и  гимназиях.   В  семинариях  преподавалась  логика,
метафизика, психология, нравственная философия, а с 1813 года  -
и история философии. Таким образом помимо светской фил, в России
начинает развиваться и духовная фил. Однако в  этот  период  она
развивалась без всякого влияния на  светскую  и  даже  почти  не
имела значения для “общего хода  нашего  умственного  развития”.
Она развивалась при неблагоприятных условиях, которые коренились
в общей организации духовенства  и  в  том  строе,  который  она
определяла.  Духовная  фил.  рассматривалась   начальством   как
служанка богословия.
   Начиная с 1805  года  в  светской  фил.  началась  пропаганда
учений Канта, Фихте и Шеллинга. Этот период также длился 50 лет,
до  вступления  на  престол  Александра  2.  Наименьшим  успехом
пользовалась философия Фихте (первый харьковский профессор Шад -
в 1813 году  появился  его  перевод  сочинения  Фихте  “Яснейшее
изложение, в чем состоит существенная сила  новейшей  философии.
Опыт принудить читателей к разумению”). Кантом интересовались  в
большей степени,  особенно  в  Казани,  его  больше  переводили,
немало  писали  онем,  “правда  больше   опровергая   его,   чем
соглашаясь  с  ним”.  Главным  образом  распространялось  учение
Шеллинга (только в конце 30 годов оно  уступило  место  Гегелю).
Первый, кто стал распространять  натурфилософию  в  России,  был
профессор  анатомии   и   физиологии   С.-Петербургсой   медико-
хирургической  академии  Велланский.  Его  лекции   пользовались
большой популярностью. В Петербурге идеи Шеллинга  распространял
и  Галич,  профессор  Педагогического   университета,   так,   в
частности,  изложение  системы  Шеллинга  он  поместил  в   виде
приложения в свою работу “История фил. систем”.
   Однако  после  наполеоновских  войн,  в  русле   изменившихся
настроений  Александра  1  философия  подверглась   беспощадному
гонению и сильно пострадала от  “реформ”  русских  воспитанников
иезуитов.  Первое  нападение  на  нее  произошло  в  Харьковском
университете - в 1816 году фихтеанец Шад признается  виновным  в
том, что он явно придерживается  системы  Шеллинга  (!),  и  был
выслан  из  России.  Но  самому  сильному  разгрому  подверглись
Казанский С.-Петербургский университеты. В Казани по  инициативе
Магницкого были  уволены  несколько  лучших  профессоров:  проф.
естественного права  Солнцев  (его  система  носила,  по  мнению
Магницкого, явные следы философии Канта, вседствие чего  Солнцев
смешал божественное учение с мнениями человеческими)  был  лишен
права  преподавания  даже  в  частных  уч.  заведениях.  В   С.-
Петербурге по инициативе Рунича,  друга  и  протеже  Магницкого,
Было уволено около 12 профессоров, некоторые уходили и  сами.  В
числе уволенных были и два философа - Куницын и Галич. Последний
обвинялся  в  том,  что  своей  книге  “История  филос.  систем”
проводит начала, противные  вере  и  властям,  установленным  от
Бога, и отдает явное предпочтение философии  Шеллинга,  излагает
противные учению веры понятия индийской философии и т.д.  Галичу
около десяти лет не позволяли читать даже и частные лекции в его
собственной квартире.
   Все три распространявшиеся у  нас  системы  нового  идеализма
одновременно и повсюду  подвергались  преследованию.  Однако  не
смотря ни на что,  идеалистическая  философия  все  же  устояла.
Философское  движение  поддерживалось  самым  неожиданным    для
обскурантов  способом.  В  распространении  новой  фил.  приняли
участие натуралисты, она проводилась в виде естествознания: 1820
год  -  из-за  границы  вернулся  Павлов,  проф.  минерологии  и
сельского хозяйства, по  словам  Герцена,  он  взамен  физики  и
сельского хозяйства в  связи  с  ними,  на  самом  деле  излагал
главным образом фил. Шеллинга и Окена; 1826  год  -  Максимович,
проф.  ботаники,  известный  собиратель  малороссийских   песен,
считал, что “в естествознании его неотлучной спутницей и  верной
помошницей  была  философия”.  В  Москве  30-х  и   40-х   годов
идеалистическая   фил.   распространялась   также    посредством
литературных  кружков,  кот.  возникли  под  влиянием  оживления
университетской жизни,  наступившего  в  20-х  годах  вследствие
появления там целого ряда талантливых  преподавателей.  С  этими
кружками связано очень  много  известных  имен:  Вл.  Одоевский,
Веневитинов;  Киреевские,  Аксаковы   (“Общество   любомудрия”),
Хомяков, Станкевич, Белинский, Герцен и многие др. В рамках этих
кружков   обсуждались   всевозможные   философские    положения,
деятельность их членов возбуждала интерес к философии  во  всех,
кто только  соприкасался  с  ними.  Эти  кружки,  начав  с  фил.
Шиллинга, в 30-х годах, постепенно перешли к  тому,  что  у  них
наиболее господствующим направлением сделалось гегльянство в той
или другой, но всегда в более или менее своеобразной окраске. “И
как известно под влиянием этого  шеллинго-гегелевского  движения
выработались два направления, ясно определившиеся в 40-х  годах:
славянофилы и западники”. Но эти два направления не ограничились
пассивным усвоением германской философии, а  внесли  в  нее  то,
чего не было ни у кого из немецких философов. ”Это - фил. взгляд
на прошлое и будущее русского народа, на его роль в семье европ.
народов, фил. освещение с двух разных точек зрения  всех  сторон
его жизни”.
    “Таким образом уже во  второй  период  своего  существования
русская фил. успела оказать  неоспоримое  и  самое  благотворное
влияние на ход русской культуры”(славянофилы  и  западники).  Ее
услуги распространяются и на весь  цивилизованный  мир  (Николай
Иванович Лобачевский).
   За весь второй период для русской фил.  было  лишь  несколько
относительно легких лет в конце 30-х годов. Однако закончился он
самым тяжелым образом. После него  фил.  была  вынуждена  начать
свое  развитие  заново,  так  что  вступила  в   период   своего
вторичного развития заново. В 1848 году началась такая  реакция,
которой равной ,кажется, еще не  было,  она  никогда  раньше  не
обращалась с такой силой против философии.  Чудовищная  цензура,
запрет на выезд за границу для всех служащих  министерства  нар.
просвещения,   возник   и   даже   серьезно   обсуждался    план
преобразования  всех  университетов  в   высшие   военно-учебные
заведения (к счастью он не был исполнен, зато в университете был
установлен комплект студентов 300 человек для всех факультетов и
курсов, взятых вместе, кроме мед.  факультета),  университетские
советы были  лишены  права  избирать  ректора,  и  усилена  роль
попечителя, преподавание было связано неподвижными программами и
т.д. В 1850  году  фил.  факультет  был  разделен  на  историко-
филологический и физико-математический,  кафедра  фил.  закрыта,
преподавание ее ограничено логикой и психологией и  поручено  не
особому  проф.,  а  обязательно  законоучителю.  “Положен  конец
обольстительным мудрованиям философии”, - с торжеством восклицал
Ширинский-Шихматов (сменивший Уварова) во всеподданнейшем отчете
за 1850 год.
Третий период - период вторичного развития.
   Изгнание  философии  из  русских  университетов  продолжалось
тринадцать  лет,  вплоть  до  введения  устава  1863  года.  Как
следствие - сильный упадок фил. мышления. В итоге оно  вынуждено
развиваться заново. Между развитием русской философии в  третьем
периоде и в двух предшествующих во  некоторых  отношениях  много
сходства  (хотя  бес  сомнения  весь  этот  процесс  совершается
гораздо быстрее, чем прежде, и, конечно, теперь русская  научная
жизнь уже никогда не может быть так стеснена и тяжела,  как  это
бывало прежде).
   По уставу 1863 г.  возобновляется  преподавание  философии  в
университетах. Нужно было время для  того,  чтобы  упрочиться  и
организоваться. Поэтому долгое время фил. воззрения возникали  и
распространялись в нашем  обществе  как  бы  сами  собой,  почти
независимо от воздействия со стороны универ. преодавателей  фил.
Естественно, что первоначально распространились такие воззрения,
которые не только были наиболее доступны в зависимости от упадка
фил. мышления, но еще в это же  время  распространились  и  там,
откуда они заимствовалась русская фил.  В  Германии  же  в  50-х
годах  распространился  материализм  в  следствие  упадка   фил.
мышления в  кругах,  заинтересованных  естествознанием.  Эта  же
причина была и  в  России.  Материализм  в  50-х  и  60-х  годах
исповедовали с необычайным увлечением, чисто догматически и чуть
не с фанатизмом, ни на  минуту  не  задумываясь  ни  над  какими
возражениями    против    него.    Аналогично    распространению
вольтернианства в Екатерининские времена. Материализм исыез  как
бы само собой. После материализма или одновременно с  ним  легко
можно увлечься и  позитивизмом,  “кот.  в  своей  первоначальной
контовской форме лишь с трудом отличается  от  материализма”.  С
половины  60-х  годов  к  позитивизму  стали  присоединяться   и
некоторые рьяные материалисты, напр. Д.И. Писарев.  Начало  70-х
- главенствующее господство контовских идей. Значение Конта  для
развития русской мысли - укрепление под его влиянием интереса  к
социологии. Отрицательные стороны влияния Конта - его  отрицание
самонаблюдения,   полное   отсутствие   у   него    мало-мальски
разработанной теории познания, при неизбежно  вытекающем  отсюда
чисто  догматическом  отношении  к  исторически   установившимся
принципам точных наук, его ограничение  сотава  философии  одной
лишь систематизацией их общих выводов. Все это  повлекло  упадок
фил. мышления. В 1872 году Кавелин так характеризовал  положение
современной ему философии: “Что мы видим в наше  время?  Фил.  в