Политические взгляды Платона

Политические взгляды
Платона.


Платон  (427-347до  н.э.),  ученик  Сократа,   изложил   свои   взгляды   на
государство , демократию, политические режимы  и  формы  правления  в  своем
известном произведении “Государство”.
Чтобы понять политические взгляды Платона,неоходимо сделать краткий  экскурс
в его философские воззрения. Мир ,  с  точки  зрения  Платона  ,двойствен  и
состоит  из  идей  (эйдосов)  и  вещей(прагм).Идеи  представляют  собой   не
мыслительные    конструкции,но    сверхреальность,или    образцы    вещей,их
отвлеченные сущности.В товремя как эйдосы  являются  истинными,вещи  в  силу
своей  материальности  неистенны,поскольку,как   указывал   Платон,сама   их
материальность извещает их сущьность.Лишь идеи истинны,так как  не  отвечает
своей сущности.
В своих воззрениях на государство Платон исходил  из  того  ,что  существует
идеальное государство,идеальный  образец  и  его  многократные  повторения--
искажения в реальном мире вещей.
По мнению Платона,высказанному им в трактате  “Государство”,главной  основой
идеального государства является  справедливость.Она  состоит  в  том  ,чтобы
каждому гражданину было  отведено  особое  занятие,наиболее  соответствующее
его  натуре,т.е.  справедливость  есть  соответствие  реальной  вещи   своей
идее,ведь   государство   тогда   является   идеальным   (отвечающим    идее
государства),когда  каждый  гражданин  действует   в   согласии   со   своей
собственной сущностью.А поскольку  между  людьми  существуют  индивидуальные
различия,Платон  предлагает  деление  общества  на   сословия:   философов--
правителей, воинов--стражей и  ремесленников--производителей.  Эти  сословия
Платон  отождествляет  с  тремя  началами  в  человеческой  душе,а   именно:
разумным,яростным и вожделяющим. В  подкрепление  своего  аристократического
идеала Платон предлагал внушать гражданам мифы о том,  как  бог  примешал  в
души людей частицы металлов: в души тех  из  них,  что  способны  править  и
потому наиболее ценны, он примешал золота, в души их помошников--  серебра,а
в души земледельцев и ремесленников--железа и  меди.  Если  же  у  последних
родится ребенок с примесью благородных металлов, то  его  перевод  в  высшие
разряды возможен только по инициативе правителей.
Для Платона идеальный строй--тот,где каждый  гражданин  тождествен  в  своих
интересах  общественному  целому,не   представляет   собой   еще   личности,
претендующей на индивидуальнуу самоценность и полную автономию в  поступках.
У него государство и гражданское общество представлены в едином,  гомогенном
, целостном , нерасчлененном понятии.
Для сохранения сословий Платон предлагает создать особую систему  воспитания
для  потомков  правителей  и  стражей.  В  основу  этой   системы   положены
мусическое   и   гимнастические   искусства.Мусическое   укрепляет   дух   и
воспитывает  любовь  к  родине,  гимнастическое  укрепляет  тело  и  готовит
граждан  к  защите  своего  государства.  После  окончания   обучения   этим
дисциплинам показавших  себя  наиболее  знающими  и  добродетельными  юношей
начинают  готовить  к  деятельности  правителей.   Они   изучают   искусство
рассуждения и ведения споров,  а  затем  философию,  венчающую  всю  систему
знаний.
Целью государства, которое  Платон считал идеальным ,  как  раз  и  является
обеспечение для максимального числа их граждан условий  для  добродеятельной
жизни.
Платон  выделяет  следующие  формы  правления:  царский  строй   (монархия),
аристократия,  тимократия  ,  олигархия  ,  демократия  ,   тирания.   самым
правильным и разумным он считает царский  строй  и  аристократию.  Остальные
формы  правления  являются  последовательным   отклонением   от   идеального
государства.  Сперва  аристократия   как   власть   лучших   вырождается   в
тимократию.
Аристократия --это правлениелучших с одобрением народа. Властью  обладает  и
правит тот , кто слывет доблестным и мудрым. В основе такой формы  правления
лежит равенство по рождению. По мнению Платона , на роль правителя  идеально
подходит лишь тот,кто добровольно не захочет быть  правителем  и  заниматься
исправлением чужих  пороков.  Наименее  подходят  люди  ,  руководствующиеся
честолюбием , деньгами , почетом.
Чтобы  достигнуть  единомыслия  и   сплоченности   двух   высших   сословий,
образующих вместе класс стражей  государства,Платон  устанавливает  для  них
общность имущества и бюта. “Прежде всего никто не  должен  обладать  никакой
частной собственностью,если в том нет крайней необходимости.Затем ни у  кого
не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел  бы  доступа  всякий
желающий” . Стражам запрещается иметь семью , для них вводится общность  жен
и детей.
Гражданам третьего сословия разрешалось иметь частную собственность,  деньги
, торговать на рынках ...
Гениально  предугадав  значение  разделения  труда  в  экономической   жизни
общества ,  Платон  тем  не  менее  выступал  за  ограничение  хозяйственной
активности и сохранение аграрно замкнутого, “самодостаточного “  государства
.
Вырождение аристократии мудрых,по его словам, влечет  за  собой  утверждение
частной собственности и  обращение  в  рабов  свободных  землевладельцев  из
третьего сословия. Так возникает  критско-спартанскй  тип  государства,  или
тимократия ( “ тиме “- честь), господство сильнейших воинов.  Государство  с
тимократическим правлением будет вечно воевать.
Следующий  вид  государственного  устройства--  олигархия--   появляется   в
результате скопления богатства  у  частных  лиц  .  Этот  строй  основан  на
имущественном чензе. Власть захватывают немногие богатые,тогда  как  бедняки
не участвуют в управлении.Олигархическое  государство,  раздираемое  враждой
богачей и бедняков ,будет постоянно воевать само с собой.
Следующей формой  государственного  правления,  является  демократия,которая
логически вытекает из  олигархии.Победа  бедняков  приводит  к  установлению
демократии--власти  народа.Здесь  царят  своеволие  и  безналичие.  Наконец,
чрезмерная   свобода   обращаеся   в   свою    противоположность--чрезмерное
рабство.Устанавливается тирания ,наихудший вид государства.  Власть  тиранов
держится  на  вероломстве  и  насилии.  Главной  причиной  смены  всех  форм
государства  Платон  считал  порчу  человеческих  нравов.Выход  из  порочных
состояний общества он связывал с возвратом к  изночальному  строю--правлению
мудрых.
Диалог “Законы” является последним сочинением Платона. В нем  он  изображает
“второй по достоинству” государственный  строй,  приближая  его  к  реальной
действительности греческих полисов.
Основные отличия диалога “Законы” от диалога “Государство” таковы.
Во-первых,Платон отказывается  от  коллективной  собственности  философов  и
воинов и устанавливает для граждан единый  порядок  пользования  имуществом.
Земля  является  собственностью  государства.Она  делится   на   равные   по
плодородию  участки.Каждый  гражданин  получает  земельный  надел  и  дом  ,
которыми  пользуется  на  правах  владения.  Все  остальные  виды  имущества
граждане  могут  приобретать  в  частную  собственность  ,  но  ее   размеры
ограничены.
Во-вторых,   деление   граждан   на   сословия   заменяется   градацией   по
имущественному цензу.Политические права граждане приобретают  в  зависимости
от размеров имущества, звписавшись в один  из  четырех  классов.  Разбогатев
или обеднев, они переходят  в  другой  класс.Все  вместе  граждане  образуют
правящую верхушку. Помимо занятий в собственном  хозяйстве  им  вменяется  в
обязанность служба  в  войске,  отправление  тех  или  иных  государственных
должностей, участие в совместных трапизах, жертвоприношения...
В-третьих, производственные  потребности  земледелия  предполагается  теперь
полностью обеспечить за счет рабского труда. Вместе с признанием  рабства  у
Платона появляется и ипренебрежительное отношение к производительному  труду
.   Предвидя   выступления   невольников,Платон   советует   землевладельцам
приобретатькак можно меньше рабов одной национальности  и  не  провоцировать
их недовольство жестоким обращением.
В-четвертых,   Платон   подробно    описывает    в    диалоге    организацию
государственной власти и законы наилучшего строя.
Идеальным  государственным   устройством  Платон  называет  правление,   где
совмещены  начала  демократии  и  монархии.  К  таким   началам   относятся:
демократический принцип арифметического  равенства  (выборы  по  большенству
голосов)  и  монархический  принцип   геометрического   равенства(выбор   по
заслугам и достоинству). Демократические  начала  государства  находят  свое
выражение в деятельности народного собрания.
Все  выборные государственные  органы  и  правители  обязаны  действовать  в
точном соответствии с законом.
В  диалоге  “Законы”  Платон  писал:  “   Я   вижу   близкую   гибель   того
государства,где закон не имеет силы и находится под чьей-то  властью.Там  же
,где закон--владыка над правителями, а они--его рабы, я усматриваю  спасение
государства и все блага,какие только могут даровать государствам боги”.
Изложенные в диалогах Платона социально-политические  программы  являлись  с
точки зрения консервативными.