Происхождение и сущность глобальных проблем

План



Введение    3


Происхождение и сущность глобальных проблем  4


Глобальные проблемы    6


Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности.  9


Заключение  11


Литература  12



                                  Введение


      К концу 60-х годов в головах ученых, организованных в  порядке  личной
инициативы А. Печчеи в «Римский  клуб»,  стала  вырисовываться  угроза  роду
Homo sapiens не  менее  страшная  чем  атомная.  Она  связана  с  характером
начавшейся в мире НТР и  также  грозит  качественно  изменить  всю  биосферу
Земли, сделав её непригодной для существования людей.
      Появившаяся в XVIII веке и быстро прогрессировавшая в XIX веке в  ширь
и глубь «машинная цивилизация» перевернула во II- ой половине,  но  особенно
к концу XX  столетия,  в  «постиндустриальной»  фазе,  весь  уклад  жизни  в
развитых  странах.  Она  непомерно  расширяла  круг  потребностей  человека,
обогатила массой нужных и ненужных вещей всё население. Но так же  «машинная
цивилизация» нарушила органическую связь человека со  средой  его  обитания,
нанесла и наносит ей колоссальный ущерб,  загрязняя  сушу  и  реки,  моря  и
океаны, вызывая опасные изменение  климата  на  планете,  истончения  высших
слоёв атмосферы, отравляя химическими отходами промышленные зоны, а  поля  –
пестицидами.
      Но среди множества институтов,  посвятивших  себя  анализу  Глобальных
проблем, особое место  занимает  Римский  клуб.  Именно  римскому  клубу  мы
обязаны самим термином «мировая (глобальная)  проблематика»  и  обозначением
основных  характеристик  «мировых  затруднений».  К  таким   характеристикам
относятся повсеместность,  значимость  для  будущего  всего  человечества  и
вместе с тем неразрешимость в рамках отдельных государств или регионов.



                 Происхождение и сущность глобальных проблем


      В  настоящее  время  все  большее  количество  философов,  социологов,
историков  склоняется  к  мысли,   что   на   современном   этапе   развития
человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Ускорение  этой
идеи в науке и общественном сознании способствовало  осознанию  глобализации
социальных и культурных процессов в современном мире.
       Что  следует  понимать  под  термином   глобализация   социальных   и
культурных  процессов?  Этимологический  термин  «глобализация»   связан   с
латинским  термином  «глобус»  –  то  есть  Земля,  Земной  шар  и  означает
общепланетарный  характер  тех  или  иных  процессов.  Однако   глобализация
процессов –  это  не  только  их  повсеместность,  не  только  то,  что  они
охватывают  весь  земной  шар.  Глобализация  связана,   прежде   всего,   с
интернационализацией  всей   общественной   деятельности   на   Земле.   Эта
интернационализация означает,  что  в  современную  эпоху  все  человечество
входит в единую систему социально–культурных, экономических, политических  и
иных связей,  взаимодействий  и  отношений.  Таким  образом,  в  современную
эпоху, по сравнению с прошлыми  историческими  эпохами,  неизмерно  возросло
общепланетарное   единство   человечества,   которое   представляет    собой
принципиально  новую  суперсистему,  связанную   общей   судьбой   и   общей
ответственностью. Поэтому ученые и философы считают правомерным  говорить  о
становлении единой цивилизации и  необходимости  нового  планетарного  стиля
мышления.
      Такой глобалистический подход ярко обнаруживается в  концепциях  «пост
индустриального общества», «технологической эры» американских социологов  Д.
Белла, З. Бжезинского, А. Тоффлера и др. Эти концепции  акцентирую  внимание
на  том факте,  что всякий технологический  переворот  приводит  к  глубоким
изменениям не только в производительных силах общества, но и во всем  образе
жизни  людей.  Особенностью  же  современного  технологического  переворота,
связанного  с  информацией  общества,  состоит  в  том,   что   он   создает
принципиально  новые  предпосылки   для  универсализации   и    глобализации
человеческого взаимодействия. Благодаря широкому развитию  средств  массовой
информации и коммуникаций,  углублению  разделения  труда  и  специализации,
человечество   объединяется   в    единую    социокультурную    целостность.
Существование такого единства диктует  свои  требования  к  человечеству,  в
целом, и к отдельной личности.
       Чем  выше  уровень  технического  производства  и  всей  человеческой
деятельности, тем выше должна быть степень  развития  самого  человека,  его
взаимодействия с окружающей средой, отсюда и новые требования к личности:  в
ней  должны  гармонически  сочетаться   высокая   квалификация,   виртуозное
овладение  техникой,  предельная  компетенция  в   своей   специальности   с
социальной ответственностью и нравственными общечеловеческими ценностями.
       Однако   глобализация   социальных,   культурных,   экономических   и
политических процессов в современном мире, наряду с  позитивными  сторонами,
породила  ряд  серьезных  проблем,  которые  получили  название  «глобальных
проблем современности»:
Экологических, демографических, политических и т.п. Все эти  проблемы  важны
для настоящего и будущего человечества.  Конкретный  анализ  каждой  из  них
входит  в  компетенцию  специальных  наук:  социологии,  демографии  и  т.д.
Философы  же  концентрируют   внимание   мировоззренческих   смысложизненных
вопросах,  рассматривают  эти  проблемы  под  углом  зрения  возможностей  и
перспектив выживания  человечества.  И  в  этом  аспекте  на  передний  план
выходит экологическая проблема.
      В чем сущность  экологической  проблемы?  Обобщенно  говоря,  сущность
экологической проблемы состоит в отчетливо  обнаружившемся  и  углубляющемся
противоречии   между   производительной    деятельности    человечества    и
стабильностью  природной  среды  его  обитания.   Как   отмечал   основатель
международного  исследовательского  центра  «Римского   клуба»,   изучающего
перспективы человечества перед  лицом  современных  глобальных  проблем,  А.
Печчеи:  «Истинная  проблема  человеческого  вида  на  данной  ступени   его
эволюции состоит в том, что он оказался полностью не способным в  культурном
отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем  изменениям,  которые
сам внес в этот мир»[1].
      Эти изменения являются  плодом  всей  культурно-преобразовательной  и,
прежде  всего,  производительной  деятельности  человека.   Расчеты   ученых
показывают,  что  техномасса,  производимая  человечеством  за   один   год,
составляет [pic]-[pic], а биомасса, производимая  на  суше  [pic].  Из  этих
расчетов следует, что уже сейчас человечество создало  искусственную  среду,
которая в десять раз продуктивней естественной  среды.  Искусственная  среда
постепенно и неотвратимо наступает на естественную и   поглощает  ее  и  это
один из важнейших факторов, обуславливающий постановку перед  человечеством,
экологической проблемы.
       В  этой  связи  особую  остроту  для   людей   приобретает   проблема
повсеместного распространения в окружающей среде производств и продукций,  в
первую очередь, радиационных и токсичных видов.  В  год  на  каждого  жителя
Земли приходится более 20 тонн промышленных и других  отходов.  В  атмосферу
попадает более 200 миллионов тонн окислов  серы  и  азота  и  миллионы  тонн
углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу. И это уже в обозримом  будущем
может вызвать повышение температуры атмосферы, а вслед за  этим,   повышение
уровня морей и затопление значительных участков  суши.  В  результате  сотни
миллионов людей рискуют превратиться в «экологических беженцев».
      Глобальные проблемы современности и, прежде всего,  резкое  обострение
экологической проблемы, поставило перед человечеством  задачу  поиска  новых
путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой.


                             Глобальные проблемы


      Из всех глобальных проблем проблема войны и мира до недавнего  времени
представлялась самой жгучей проблемой современности. По некоторым  подсчетам
за последние 55 веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6  млрд.
человек. За 50 с лишним послевоенных лет в мире произошло 250  войн,  в  них
участвовало 90 государств, чьи общие потери превысили 35 млн. человек.   Это
свидетельствует о том, что мировое сообщество еще  не  созрело  для  полного
предотвращения войн, хотя объективные  условия  настоятельно  требуют  такой
зрелости. Но усилия народов и  государств  должны  быть  направлены,  прежде
всего,  на  преодоление  причин,  порождающих  войны.  Для  этого  требуется
ограничить, а затем и прекратить гонку  вооружений  –  своеобразную  раковую
опухоль человечества. Милитаризация  стала  невыносимым  бременем  для  всех
государств,  поскольку  лишает  их  ресурсов,  необходимых  для  преодоления
отсталости и нищеты.
      Проблема разоружения, прекращения войн не нова. Она издавна  волновала
мыслителей и гуманистов разных стран.  В  официальном  порядке  она  впервые
обсуждалась на Гаагских мирных конференциях 1899 и  1907  годов,  на  многих
конгрессах II  интернационала,  в  Лиге  Нации  (создана  в  1919  году).  В
современных  условиях  в  ООН  (создано  в  1945  году),  на  многочисленных
международных региональных  конференциях  общественности.  На  рубеже  80-90
годов   достигнуты   определенные   результаты   в   области   практического
разоружения,  о  чем   свидетельствует   советско-американский   Договор   о
ликвидации ракет меньшей и средней дальности (Вашингтон 1987  год),  Договор
об  обычных  вооруженных  силах  в  Европе   (Париж   1990   год),   решение
международной конференцией по химическому оружию (Париж 1989  год),  Договор
между Россией и  США  по  СНВ-2  по  дальнейшему  сокращению  стратегических
наступательных вооружений (Москва 1993 год).
      Однако на  пути  разоружения  стоят  еще  многочисленные  трудности  и
препятствия: огромная инерционность гонки вооружений,  т.к.  создана  мощная
база  военно-промышленного  комплекса  с  десятками  миллионов   работников;
высокий уровень военных расходов; крупные  масштабы  международной  торговли
оружием; нерешённость многих социальных проблем,  особенно  в  развивающихся
странах; существенные  геополитические  амбиции,  территориальных  споров  и
т.д.
      Разоружение - это острая необходимость, но это не  одномоментный  акт,
а  тяжелый  и  длительный  процесс,  где  неприменимо  требование  «все  или
ничего». Решение этой проблемы  должны  быть  посвящены  нарастающие  усилия
народов и государств.
      Экологическая проблема. В её современном виде возникла  в  60-х  годах
текущего столетия. С того времени стали проявляться и  усиливаться  симптомы
экологического кризиса, в которые в  наши  дни  характерен  практически  для
всех континентов Земли, всех государств. Экологический кризис –  это  резкое
ухудшение состояния  естественной  среды   обитания  человека  (биосферы)  в
результате нарастающего отравления и  загрязнения  земли,  воды,  атмосферы.
Одно из проявлений системного кризиса современной цивилизации.
      Составные элементы экологического  кризиса:  разрушение  естественного
баланса газового состава атмосферы.
      Наблюдается устойчивая тенденция повышения удельного веса  углекислого
газа ([pic]) в атмосфере планеты. С 1860 года, т.е. за 130 лет,  доля  [pic]
в атмосфере выросла на 30%, причем особенно быстрыми темпами  она  растет  в
последние десятилетия. Последствия нарушения газовой  оболочки  Земли  могут
быть катастрофическими в связи с  так  называемым  «парниковым  эффектом»  и
обусловленным им потеплением  климата  на  Земле.  Считается,  что  примерно
через 50 лет средняя температура на планете может повыситься на  1,5  –  4,5
[pic], что приведет к таянию ледников, айсбергов, горных шапок, к  нарушению
геологических структур вечной мерзлоты. Уровень мирового океана (70%  земной
поверхности) может подняться на 1,5 метра,  произойдет  затопление  огромных
территорий,  в  т.ч.  крупных   многомиллионных   городов.   Будет   нанесен
колоссальный  ущерб  промышленности,  с/х,  рыбному  и  лесному   хозяйству,
природным экосистемам в целом.
      Разрушение озонового слоя атмосферы  озона  ([pic])  предохраняет  все
живое  на  планете  от  губительного  ультрафиолетового  излучения   солнца.
Разрушение  этого  слоя  равносильно  гибели   человечества,   животного   и
растительного мира. Согласно данным Института изучения  политики  в  области
окружающей среды (США) сокращение плотности слоя озона на 20% и более  можно
сравнить только с прогнозируемыми последствиями всеобщей ядерной войны.
      Исследования показывают, что за  1977-1987  гг.  по  всему  миру  слой
озона стал тоньше примерно на 3%. Есть предположение, что к 2000 году  может
быть уничтожено 16% озонового покрова Земли.
       Мировое  сообщество,  озабоченное  данной  проблемой,  приступило   к
разработке мер по её совместному разрешению. В 1985 году  подписана  Венская
конвенция об охране озонового слоя, 1987 году  –  Монреальский  протокол  по
веществам, разрушающий озоновый слой.
      Состояние живой и неживой природы. Оно весьма негармонично  и  внушает
серьёзные опасения  ввиду  неблагоприятных  тенденций  дальнейшей  эволюции.
Председатель президиума Сибирского отделения  РАН,  ныне  покойный  академик
В.А. Коптюг (один из авторов концепции устойчивого развития)  отмечает,  что
ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню  6  млн.  га
плодородных земель.
      Сейчас приобрела взрывоопасный характер  демографическая  ситуация  на
Земле. На переломе XIX  –  XX  веков  население  удваивалось  за  75  лет  и
возросло с 1 до 2 млрд. Третий млрд. прибавился к началу  60-х  годов  –  за
половину этого срока. К 1975 году –  уже  через  13  лет  население  планеты
возросло до 4 млрд. Ныне, увеличиваясь каждое десятилетие  почти  на  млрд.,
население превысило цифру 5,5 млрд. и грозит  через  три-четыре  десятилетия
дойти до 8-10-12 (подсчеты разнятся млрд. человек)
      При  этом  крайне  неблагоприятным  фактором  является  то,  что  рост
населения наблюдается прежде всего в развивающихся  странах,  где  проживает
до 80% жителей планеты, а многие государства вообще не  обладают  средствами
для поддержания прожиточного уровня своих граждан. Для  характеристики  того
разрыва бедности и богатства, которое  существует  между  разными  регионами
Земли, экологи приводят  следующие  данные:  каждый  ребенок,  родившийся  в
стране развитой части мира, потребляет в 20-30 раз больше ресурсов  планеты,
чем ребенок в стране «третьего мира».


  Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности.


      Решение глобальных  проблем  современности  –  это  общее  дело  всего
человечества.   Человечество    должно    выработать    эффективные    формы
сотрудничества,  которые  позволил  бы  всем  странам  действовать   сообща,
несмотря на различия социально –  политических,  религиозных,  этнических  и
иных мировоззренческих ориентаций.  А для  этого  оно  должно  опираться  на
определенные базисные ценностные  ориентации.  Многие  современные  философы
считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.
      Гуманизм как определенная система ценностных ориентаций  и  установок,
доведения до логического конца, получает значение общего идеала.  При  таком
подходе человек рассматривается как высшая цель  общественного  развития,  в
процессе которого обеспечивается создание  необходимых  условий  для  полной
реализации всех его потенций, достижения гармонии в  социально-экономической
и  духовной  сфере  жизни,  наивысшего  расцвета   конкретной   человеческой
личности. Другими словами, высшая цель человечества  заключается,  очевидно,
в  достижении  полного  осуществления  принципов  гуманизма  как   торжества
человеческого  начала.  Гуманизм  в  этом   смысле   не   следует   понимать
односторонне, только как полную реализацию человеческого начала  в  духовной
сфере, морально-нравственных отношениях. Гуманистическое  начало  неразрывно
связано со  всеми  сферами  жизни  людей,  в  том  числе  и  с  общественным
производством,  и  с  системой  производственных  отношений,  поскольку  без
удовлетворения материальных потребностей общества и  человека,  ни  о  каком
духовно-нравственном развитии личности не может быть и речи.
      Наряду с этими подходами, в современной  философской  литературе  чаще
всего  подчеркивается,   что   реализация   принципов   гуманизма   означает
проявление  общечеловеческого  начала.  Гуманизм,  в  соответствии  с  таким
подходом,  определяется  как  система   идей   и   ценностей,   утверждающих
универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности  в
частности.  Общечеловеческое  в  таком  подходе  рассматривается  как  нечто
значимое не для какого-то ограниченного круга людей,  а  как-то,  что  имеет
значение для всего человечества. Это  могут  быть  те  или  иные  конкретные
ценности  и  материальные  объекты,  от  достаточного  количества,   которое
зависит существование человечества. Или, наоборот, избыток  таких  объектов,
отсутствие должностного контроля над ними  составляют  угрозу  человечеству.
Таким образом, глобальные проблемы  современности  –  осознание  трагических
перспектив человечества перед лицом ядерной угрозы, угрозы  голодной  смерти
и экологической катастрофы   -  вынуждают  человечество  преодолевать  узкий
горизонт локальных, партикулярных, относительных ценностей  и  обратиться  к
поиску ценностей общечеловеческих. К этому человечество побуждает не  только
стремление к выживанию, инстинкт самосохранения, но и  глубокая  потребность
человека в органической связи с другими людьми,  которое  стало  ныне  более
осознанной и более настоятельной, что выражается в  таком,  еще  очень  мало
исследованном явлении как рост планетарного  сознания.  На  неизменно  более
высоком уровне,  при  сохранении  богатства  индивидуального  самовыражения,
человечество как бы обращается к времени, когда в индивиде видели не  только
представителя  рода,   племени,   общины,   а   представителя   всего   рода
человеческого. Данный круг общечеловеческих  ценностей  является  следствием
исторической необходимости, он носит приземлённый  характер  и  способствует
лишь внешнему объединению людей в  борьбе  за  выживание.  Однако  наряду  с
данным значением термин  «общечеловеческие  ценности»  имеет  более  широкий
характер.



                                 Заключение


      Каждая из стран боролась со  своими  трудностями,  не  осознавая  того
факта, что мир вступил в полосу  гигантского  всеобщего  кризиса,  выйти  из
которого  вообще  нельзя,  не  поняв  глобальный  характер   опасности,   не
мобилизовав  людей   Земли   на   преодоление   её   «затруднений».   Только
качественный сдвиг во  всем  человеческом  мышлении  и  поведении  могло  бы
разорвать этот порочный круг проблем.
      Так остается ли у человека хоть проблеск надежды на то, что оно когда-
нибудь распрощается с Глобальными проблемами?
      Представитель «Римского клуба» А. Печчеи ещё в 70-х  годах  уповал  на
некую «человеческую революцию», которая должна  была  приобщить  всех  людей
Земли к глобальному видению проблем, мобилизовать их силы на борьбу за  свое
«выживание». Но можно ли рассчитывать на подобную просветительскую утопию  в
мире,  где  насчитывается  свыше  1  млрд.  неграмотных  и  голодающих,  где
политики, озабочены сохранением собственной власти,  не  слушают  ученых,  а
«массы» заняты своими заботами?
        Таким   образом,   глобальные   проблемы   современности    являются
комплексными  и  всеобъемлющими.  Они  тесно  переплетены  между  собой,   с
региональными и  национально-государственными  проблемами.  В  их  основе  –
противоречия  глобального  масштаба,  затрагивающие   основы   существования
современной цивилизации. Обострение этих противоречий в одном звене ведет  к
деструктивным  процессам  в  целом,  порождает  новые  проблемы.  Разрешение
глобальных проблем осложняется также и  тем,  что  пока  еще  низок  уровень
управления глобальными процессами со стороны международных  организаций,  их
осознания и  финансирования  со  стороны  суверенных  государств.  Стратегия
выживания  человека  на  основе  решения  глобальных  проблем  современности
должна вывести народы на новые рубежи цивилизованного развития.



                                 Литература


1. Вестник Московского Университета. –1996. - №2. – серия 6.
2. Основы политологии: Учебник для вузов. – М.: ИТРК РСПП,1997. –480 с.
3. Радугин А.А. Философия курс лекций. – М,: Изд-во «Центр», 1996.
4. Свободная мысль. –1996. -№8.
5. Энциклопедический словарь.
-----------------------
[1] Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985 с. 42.