Тема любви в истории становлении философии

Содержание:


         Введение.

Глава 1. Многообразие видов и форм любви.
         Их классификации.

Глава 2. Становление понимания любви от античности
           через средневековье к эпохе Возрождения.

Глава 3. Философия любви в Новом времени.

      Заключение.



 Введение.

  В повседневной речи мы часто встречаемся со словами «высшие человеческие
чувства», «любовь», как правило употребляя их в достаточно узком смысле, не
подозревая о всем богатом разнообразии эмоций, которые скрываются за этим
словом. Необычайно по своему количеству многообразие вариаций проявления
любви, однако наиболее часто мы говорим об эротической любви, под которой
здесь и далее будем понимать любые
(как духовные, так и физические) отношения между мужчиной и женщиной, как
наиболее характерном проявлении этого чувства. Суть и значимость этих
отношений пытались раскрыть многие философы на протяжении всей истории
существования человеческой мысли: начиная с античности и по сей день.
Однако ни одна эпоха не смогла дать полного определения понятия любви,
приоткрывая лишь отдельные грани этого феномена человеческой души.


  Заинтересовавшись этой проблемой, в своей работе я поставила для себя
целью ознакомиться с тем, как менялось понимание и восприятие любви между
мужчиной и женщиной в различных исторических условиях, в различных эпохах.
А для этого необходимо осуществить целый ряд задач. И прежде всего,
определить любовь между противоположными полами как один из наиболее важных
аспектов ее понимания и выделить этот вид человеческих отношений среди
других многообразных форм и видов любви. И кроме того, ознакомиться с
концепциями философов античности, средневековья, эпохи Ренессанса и Нового
времени с тем, чтобы выяснить основные характерные черты философии
эротической любви каждой из эпох.



                             Глава 1.
             Многообразие видов и форм любви.
                       Их классификации.

  Духовный мир человека, его эстетическая сущность - это, пожалуй, одна из
наименее познанных наукой сфер жизни на Земле. И именно поэтому практически
невозможно дать четкого определения высшим человеческим чувствам, одним из
которых является любовь. Сложность и важность любви обусловлены тем, что в
ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и
социальное , личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Нет такого
развитого общества, и нет такого человека, который был бы не знаком с
любовью. Более того, без любви не может формироваться моральный облик
человека, не происходит нормального развития. Она может быть в разной
степени развита, но ее не может не быть.

  «Любовь - единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме
существования человека,»[1]- говорит Э.Фромм. Однако, что же такое любовь?
Достаточно четкого определения еще не удалось дать никому. И эта трудность
появляется прежде всего из-за многообразия видов и форм любви, ибо любовью
отмечена вся человеческая деятельность во всех ее проявлениях. Можно
говорить об эротической любви и любви к самому себе, любви к человеку и
богу, любви к жизни и к родине, любви к истине и к добру, любви к свободе и
власти...Выделяются также любовь романтическая, рыцарская, платоническая,
братская, родительская...Существуют любовь-страсть и любовь-жалость, любовь-
нужда и любовь-дар, любовь к ближнему и любовь к дальнему, любовь мужчины и
любовь женщины. При перечислении разновидностей любви создается
впечатление, что между ними нет ничего общего и нет той общей точки, в
которой все эти чувства пересеклись бы.

  Что соединяет до крайностей разнообразные страсти, влечения,
привязанности под общим названием «любовь»? Как они соотносятся? На все эти
вопросы о сущности и видах любви пытались ответить многие философы, начиная
с античности. Однако никаких общепринятых ответов не найдено и по сей день.

  Для того, чтобы попытаться объяснить феномен любви, в разное время были
предприняты попытки создания классификации различных видов проявлений этого
чувства, однако все они оказались неполными и не охватывали всех ее
разновидностей.

  Вот некоторые примеры, дающие представление о сложности деления любви на
виды.

  Древние греки выделяли две основные категории:
 любовь-страсть (эрос), граничащую с безумием, и
 более спокойную любовь (филиа).
Любовь-страсть, как и всякая страсть, редка, порывиста и  непродолжительна.
Обычно сюда относится половая любовь. Филиа же более устойчива и
разнообразна: сюда относится любовь к родителям,  к детям, родственникам,
любовь к человеку, родному городу или стране. Это также любовь к власти,
славе, свободе, богатству, добру. Предметами данной любви могут быть даже
порок, ложь и корыстолюбие.

  Широкое истолкование древними философами понятия любви в средние века во
многом утрачивается. Область ее проявления суживается только до человека и
бога, а иногда и вообще только до представителя противоположного пола.

  В связи с этим классификации видов любви, предлагаемые средневековыми
философами, основываются прежде всего не  на различных формах ее
проявления, а на «ранговых» отношениях между людьми.

  Так, например, флорентский неоплатоник XV в.  Фичино говорил о
возможности существования трех видов любви:
  .  любовь высших существ к низшим (одно из проявлений - опекунство)
  .  любовь низших существ к высшим (например, почитание) и
  .  любовь равных существ, которая и составляет основу гуманизма.

  Новое время принесло в философскую трактовку понятия любви новые идеи.
Сфера определения влияния этого чувства расширяется и классификация его
становится более разветвленной.

  Кемпер, например, в основу своей теории о возможных видах любви кладет
два независимых фактора: власть (способность силой заставить партнера
сделать то, что ты хочешь) и статус (способность вызвать желание другого
человека пойти навстречу вашим требованиям). И в связи с уровнем проявления
того или иного качества философ выделяет семь видов любви:
  .  романтическая любовь, в которой оба партнера обладают высокой властью
    и статусом;
  .  родительская любовь к маленькому ребенку, в которой родитель обладает
    высокой властью и низким статусом, а ребенок наоборот;
  .  братская любовь, при которой оба члена пары имеют малую власть дуг над
    другом, но идут навстречу один другому;
  .  харизматическая любовь, например, в паре учитель-ученик, когда учитель
    обладает и высоким уровнем власти и статуса, ученик же, не обладая
    властью, охотно идет навстречу учителю;
  .  «поклонение» литературному или какому-либо другому герою, с которым
    нет реального взаимодействия и у которого нет власти, но есть статус, а
    у его поклонника нет ни власти, ни статуса;
  .  влюбленность или односторонняя любовь, когда один обладает и властью и
    статусом, другой же их лишен;
  .  «измена», когда один обладает и властью и статусом, а другой - только
    властью. Как в случае с супружеской изменой.

  Эта интересная типология любви, отличающаяся простотой и ясностью,
является тем не менее абстрактной и неполной. Два фактора - власть и статус
- очевидно, недостаточны для выявления всех тех многообразных отношениях,
которые покрываются словом «любовь»: так, например, если попытаться ввести
в рассматриваемую схему любовь к богу, то ее можно будет отождествить
только с «влюбленностью», безответной любовью.

  Таким образом очевидно, что простые классификации, которые опираются на
ясное основание, обладают только тем достоинством, что могут быть проверены
на практике, а поэтому полезны лишь в психологии, а не при философском
анализе любви.

  Опираясь на эти выводы, современные философы приходят к заключению, что
любовь разнородна: она включает в себя не только различные виды и их
подвиды, но и различные ее формы или так называемые «модусы». К видам любви
можно отнести, например, любовь к ближнему. Формами проявления ее является
любовь к детям, к родителям, братская любовь; модусы ее - это любовь
мужчины и женщины, любовь северянина и южанина, любовь средневековая и
современная. Конкретизация может идти и дальше, и все эти разнообразные
проявления человеческих чувств относятся к одному категориальному понятию -
любовь.

   Модусов любви  можно выделить огромное количество, а поэтому обратим
внимание на более конкретные виды любви. В этой связи рассмотрим теорию
одного из современных исследователей  А.Ивина, который представляет все
поле любви в виде девяти «ступеней» или «кругов». Рассмотрим эту теорию
более подробно.

  К «первому кругу»  можно отнести эротическую (половую) любовь и любовь к
самому себе. Эти два вида - парадигмы всех видов любви, независимо от ее
предмета. Примечательно, что когда слово «любовь» встречается вне
контекста, оно практически всегда подразумевает именно эротическую любовь.

  В определенном смысле, по мнению многих философов, этот вид любви делает
человека полноценным: он сообщает ему такую полноту и остроту бытия, какую
не способно дать ему ничто другое. Так К.Маркс писал своей жене: «Не любовь
к фейербаховскоу «человеку», к молешотовскому «обмену веществ», к
пролетариату, а любовь к любимой, именно к тебе, делает человека снова
человеком в полном смысле этого слова,»[2]- и таким образом определяет этот
вид любви, как основополагающую черту моральной стабильности человека.

  В.Соловьев также возводит эротическую любовь на вершину иерархической
лестницы и говорит о том, что «и у животных, и у человека половая любовь
есть высший расцвет индивидуальной жизни.»[3]

  Но если у Соловьева эротическая любовь, при всей ее значимости, не
распространяется на другие виды любви, то З.Фрейд максимизирует это понятие
и во всех формах дружеских и любовных отношений, во всех привязанностях,
будь-то к себе, к родителям или к родине, видит один и тот же сексуальный
источник. Учение Фрейда способствовало распространению упрощенного понятия,
будто всякая любовь - это эротическая любовь.

  Любовь человека к самому себе является важной предпосылкой его
существования как личности и, значит, условием всякой любви. Кроме того,
«если кто-то любит ближнего, но не любит себя, это доказывает, что любовь к
ближнему не является подлинной,»-пишет Э.Фромм. А так как любовь «основана
на утверждении и уважении, то если человек не испытывает этих чувств в
отношении к самому себе, то их и вовсе не существует.»[4]

  Мысль о первостепенной важности любви к самому себе прочитывается и в
трудах Эразма Роттердамского: «Никто не может полюбить другого, если до
этого он не полюбил себя - но только праведно. И никто не может
возненавидеть другого, если он до этого не возненавидел себя.»[5] Таким
образом, в философском понимании любовь к себе противопоставлена эгоизму, с
которым ее нередко отождествляют. Эгоизм, себялюбие - это внимание лишь к
самому себе и предпочтение собственных интересов интересам других.
Проистекая из недостатка любви к себе, эгоизм является попыткой
компенсировать такой недостаток. Неслучайно В.Соловьев оценивал любовь как
«действительное упразднение эгоизма» и «действитель-ное оправдание и
спасение индивидуальности»

  Второй «круг любви» - это любовь к ближнему: к детям, к родителям, к
братьям, к сестрам, а также к людям, которые прочно связаны с нашей
жизнью... Многие философы подчеркивали важность этого явления. Так С.Франк
считал любовь к ближнему «зачатком истинной любви»; а русский мыслитель
Н.Фролов считал любовь к родителям высшим видом любви и основой
человеческого сообщества. Особое место здесь занимают родительские чувства.
Причем материнская и отцовская любовь - два существенно противоположных
модуса. И если любовь матери к своим детям безусловна, заложена в ее