Франческо Петрарка

Я – пока еще один из многих, хоть и всеми
                                    силами стараюсь стать одним из немногих.

                                                          Франческо Петрарка



      Итальянский мыслитель и поэт Франческо Петрарка родился 20  июля  1304
года в городе Ареццо,  где  некоторое  время  жил  его  отец,  по  профессии
нотариус, в свое время изгнанный из Флоренции. В 1312 году, когда  Франческо
было восемь лет, его семья переехала в Авиньон, где тогда находился  папский
двор. В Авиньоне Петрарка провел все свое детство.
      Будучи девятилетним мальчиком,  Петрарка  заинтересовался  изречениями
Цицерона, музыкой его слова, с которым его познакомил  учитель,  Конвеневоле
да Прато. Позже он говорил об этом: «Такая ладность и  звучность  слов  сама
собой захватывала меня,  так  что  все  другое,  что  я  читал  или  слышал,
казалось мне грубым и  далеко  не  таким  стройным».  Несомненно,  сочинения
Цицерона запомнились ему на всю жизнь.
      В 1326 году Петрарка принимает духовный  сан.  Его  учителями,  мыслям
которых он неотступно следовал  в  религиозном  деле,  были  только  древние
авторы и основатели ранней церкви (больше всего Иероним и  Августин).  Тогда
же, в 1326 году Петрарка поступает на юридический факультет в  Болоньи,  где
посещал занятия вместе со своим младшим братом, Герардо Петраркой.
      Пожалуй, один день – 6  апреля  1327  года  стал  переломным  в  жизни
Франческо Петрарки. Тогда он встретил женщину, которую  он  полюбил  на  всю
жизнь. В историю она вошла под именем Лауры. Кто  она  была  –  до  сих  пор
достоверно не известно. Вдохновленный своим чувством, Петрарка написал  свои
первые сонеты, которые не только вошли в  золотой  фонд  «поэтической  науки
любви», но и стали великолепным образцом для последователей  и  подражателей
Петрарки и остаются ими по сей день. Известно, что  Франческо  Петрарка  был
не только гениальным мыслителем и  философом,  но  и  поэтом;  он  считается
родоначальником итальянской национальной поэзии.
      В 1330 году  Петрарка  заканчивает  учебу  и  поступает  на  службу  к
кардиналу Джованни Колонне, что дало ему, сыну  изгнанника,  и  определенное
общественное  положение,  и  возможность  играть  заметную  роль   в   жизни
современного ему мира.
      В начале 1337 года Петрарка впервые посетил Рим.  Позже  он  писал  об
этом так: «Рим показался мне еще более великим, чем я предполагал,  особенно
великими мне  показались  его  развалины».  Можно  подумать,  что  мыслитель
говорил так шутя, но это совсем не так. Скорее, Петрарка говорил  о  великом
прошлом  тогдашней  Римской  империи.  Затем  философ  поселился  в  городке
Воклюзе, близ Авиньона,  где  фактически  начался  расцвет  его  творчества.
Поэтические творения Петрарки приносили свои плоды, и уже  1  сентября  1340
года он получил сразу  два  предложения  венчаться  лаврами  первого  поэта:
первое поступило от Парижского университета, второе  –  из  Рима.  Петрарка,
поразмыслив, отдал предпочтение  Риму.  В  апреле  1341  года  Петрарка  был
увенчан лаврами на Капитолии.
      Петрарка был свидетелем страшной  чумы,  которая  в  XIV  веке  унесла
жизни более чем трети населения Европы. Только в итальянских  городах  Сиене
и Пизе умерло больше половины жителей. Однако самого  Петрарку  чума  обошла
стороной.
      В 1351  году  флорентийская  коммуна  направила  к  Петрарке  Джованни
Боккаччо
(известного мыслителя, впоследствии  ставшего  близким  другом  Петрарки)  с
официальным посланием, приглашавшим поэта  вернуться  во  Флоренцию,  откуда
были изгнаны его  родители,  и  возглавить  созданную  специально  для  него
университетскую кафедру. Петрарка сделал вид, что польщен  и  готов  принять
это предложение, однако, покинув в 1353 году Воклюз и вернувшись  в  Италию,
он поселился не во Флоренции, а в Милане.
      Летом 1356 года Петрарка был с посольством к чешскому королю Карлу  IV
от государя Милана Галеаццо Висконти.
      Весной 1362 года Франческо Петрарка, «уставший от мира, от  людей,  от
дел, уставший до крайности от самого себя», отправился из  Милана  в  Прагу,
следуя  троекратному  приглашению  Карла  IV,  но  по  дороге  был  задержан
хозяйничавшими в Ломбардии отрядами наемников и повернул в  Венецию,  где  и
поселился.
      В Венеции Петрарка был почетным  гостем.  В  решении  Большого  совета
Венеции  от  4  сентября  1362  года,  когда  Республика  приняла  его  план
устроения публичной библиотеки, говорилось, что «на человеческой  памяти  не
было в христианском мире философа или поэта, которого можно было сравнить  с
ним».  В  своем  завещании  Петрарка  дарил  все  свои  книги   Венецианской
республике  с  условием,  что  они  станут  основой  публичной   библиотеки,
устроенной по его плану.
      По словам самого Петрарки, его жизнь  складывалась  нелегко.  О  своей
судьбе он говорил так: «Почти вся моя жизнь прошла в скитаниях. Я  сравниваю
свои блуждания с Одиссеевыми; будь блеск его имени  и  подвигов  одинаковым,
его странствия не оказались  бы  ни  дольше,  ни  длиннее  моих…  мне  легче
пересчитать морской песок и небесные  звезды,  чем  все  препятствия,  какие
ставила завидующая моим трудам фортуна».
      Петрарка как-то обмолвился: «Я хочу, чтобы  смерть  застала  меня  или
молящимся, или пишущим». Так оно и  случилось.  Франческо  Петрарка  умер  в
Аркве в ночь на 19 июля 1374 года, не дожив до своего  семидесятилетия  лишь
одного дня.
      Все сочинения Петрарки были  пропитаны  необыкновенным  романтизмом  и
гуманизмом,  любовью  к  окружающему  миру.  Среди   его   самых   известных
сочинений: комедия «Филология», «Канцоньере», то есть книга стихов и  песен,
героическая поэма «Африка», «Лекарства от  превратностей  судьбы»,  сборники
сонетов «На жизнь Лауры» и «На смерть Лауры», «Книга достопамятных вещей»  и
неоконченная поэма «Триумфы».
        Франческо  Петрарка   был  первым  великим  гуманистом,   поэтом   и
гражданином, который сумел прозреть  цельность  предвозрожденческих  течений
мысли и объединить их в поэтическом  синтезе,  ставшей  программой  грядущих
европейских поколений. Своим творчеством  он  сумел  привить  этим  грядущим
разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание  -  пусть  не
всегда четкое, но такое, которое  стало  как  бы  верховодящим  в  разуме  и
вдохновении для них.
      Петрарка - родоначальник новой современной  поэзии.  Его  «Канцоньере»
надолго определила  пути  развития  европейской  лирики,  став  своего  рода
непререкаемым образцом. Если на первых порах для современников  и  ближайших
последователей у себя  на  родине  Петрарка  являлся  великим  реставратором
классической  древности,  провозвестником  новых   путей   в   искусстве   и
литературе, то, начиная с 1501 года,  когда  стараниями  типографщика  Альдо
Мануцио  Ватиканский  кодекс  «Канцоньере»  был  предан  широкой  гласности,
началась эпоха т. н. петраркизма, причем не только в поэзии, но и в  области
эстетической и  критической  мысли.  Петраркизм  вышел  за  пределы  Италии.
Свидетельством тому – творчество таких  известных  поэтов,  как  Гонгора  (в
Испании),  Камоэнс  в  (Португалии),  Шекспир  (в  Англии),  Кохановский  (в
Польше). Без Петрарки их лирика была бы не только непонятной для нас,  но  и
попросту невозможной.
      Мало того, Петрарка проторил  своим  поэтическим  наследникам  путь  к
познанию задач и сущности  поэзии,  познанию  нравственного  и  гражданского
призвания поэта.
      В невольно возникающем при чтении Петрарки  автопортрете  бросается  в
глаза черта: потребность в любви. Это и желание любить, и  потребность  быть
любимым. Предельно четкое выражение эта черта нашла в любви поэта  к  Лауре,
главному   предмету   сонетов   и   других    стихотворений,    составляющих
«Канцоньере». Любви  Петрарки  к  Лауре  посвящено  неисчислимое  количество
ученых произведений. Лаура - фигура вполне реальная. Любовь к ней,  как  это
часто бывает в  настоящей  поэзии,   романтическая  и  стремительная,  концу
жизни поэта несколько приутихшая и едва ли не слившаяся с  представлением  о
любви райской, идеальной.
      Еще одна черта, которую обнажил в себе  сам  поэт,  за  которую  порой
(особенно на склоне лет) себя бичевал – это любовь к  славе.  Не  в  смысле,
однако, простого тщеславия. Желание славы у Петрарки было теснейшим  образом
связано  с  творческим  импульсом.  Оно-то  в  большей  степени  и  побудило
Петрарку заняться писательством. С годами и  эта  любовь,  любовь  к  славе,
стала умеряться. Достигнув  славы  беспримерной,  Петрарка  понял,  что  она
вызывает в окружающих куда больше  зависти,  чем  добрых  чувств.  В   своем
«Письме к потомкам» он с грустью пишет о своем увенчании  в  Риме,  а  перед
смертью даже готов признать триумф Времени над Славой.
      Начало знакомству русской общественности с Петраркой  положил  русский
поэт Константин Батюшков,  едва  ли  не  первый  в  России  приверженец  так
называемого итальянизма, автор статей о  Петрарке.  Батюшков  также  перевел
один из самых его известных сонетов – 269-й, и  написал  переложение  его  I
канцоны,  названной  им  «Вечер».  Огромнейшая  заслуга  в  ознакомлении   с
творчеством Петрарки принадлежит поэту Вячеславу Иванову. Пожалуй,  основная
заслуга Иванова как переводчика Петрарки в том, что он,  первый  из  крупных
русских  литераторов  подошел  к  Петрарке  не  “вдруг”,  а   во   всеоружии
основательнейших филологических и  историко-культурных  познаний,  оставаясь
при этом изрядным стихотворцем.
      Несомненно,  Франческо  Петрарка  внес  огромный  вклад   в   развитие
философии   и  литературы  в  целом,  прежде  всего  –  как   основоположник
истинного гуманизма, который,  возможно,  и  оказался  тем,  что  привлекало
последователей    и    подражателей    Петрарки    в     его     творчестве.



             Франческо Петрарка. LXI сонет (перевод В. Иванова)



                   Благословен тот край, и дол тот светел,
                    Где пленником я стал прекрасных глаз!
                    Благословенна боль, что в первый раз
                       Я ощутил, когда и не приметил,
                   Как глубоко пронзен стрелой, что метил
                   Мне в сердце бог, тайком  разящий нас!

                        Благословенны жалобы и стоны,
                        Какими оглашал я сон дубрав,
                        Будя отзвучья именем Мадонны!
                     Благословенны вы, что столько слав
                       Стяжали ей, певучие канцоны, -
                      Дум золотых о ней, единой, сплав!



                    Мысли и изречения Франческо Петрарки



      V Жизнь человеческая на земле – не просто воинское служение, а бой.
      V Личное присутствие вредит славе.
      V У всех одно правило: гнушаться читать что бы то ни было, если  хоть
        раз в жизни видел автора.
      V Любовь великолепно умеет побеждать.
      V Чтить сильных – дешевая услуга, настоящее величие души -  оказывать
        помощь слабым.
      V Раз человек желает избавиться от своего жалкого  состояния,  желает
        искренне и вполне – такое желание не может быть безуспешным.
      V  Природа  установила  неопределенный  конец  жизни,  чтобы   всегда
        верилось в настоящее и ближайшее будущее.
      V Часто зло известнее  добра,  и  страшный  ураган  знаменитее  ясной
        погоды.
      V Убогие и темные люди почти все делают в тайне – для счастливых  нет
        укрытия, нет умолчания.
      V Нет ничего настолько исправного, чтобы в нем не было ошибок.
      V Раз нельзя быть внешне тем, кем хочешь быть, стань внутренне таким,
        каким должен стать.
      V Вообще обычное прискучивает, а редкостное захватывает.
      V Все становится весомей, тяготея к  концу,  самая  гибельная  ошибка
        последняя, и один смертный час выносит приговор всем годам жизни.
      V Многословие спорщика обычно сродни гневу.
      V Я понял, что не только людям, но и писаниям выдающаяся форма иногда
        вредит и надо во всех вещах стремиться к умеренности.
      V Всякий скорее извинит себя, чем другого, и, наоборот, каждый скорее
        утешит другого, чем себя.
      V Всякий век должен довольствоваться своими талантами.
      V Мир гибнет, и  осталось  утешаться  только  тем,  что  не  пришлось
        родиться позже, когда его состояние будет хуже.
      V Нас сбивает с пути то, что мы упрямо держимся стародавних мнений  и
        с трудом отрываемся от них.
      V Для человека нет ничего  естественней  труда,  человек  рожден  для
        него, как птица для полета и рыба для плавания.



                             Список литературы:


     1. П.  С.  Таранов.  «Анатомия  мудрости:  120  философов».  1997  г.,
        издательство «Таврия», г. Симферополь.
     2. П. С. Таранов. «Эмоции ума». 1997  г.,  издательство  «Реноме»,  г.
        Симферополь
     3. Большая Советская энциклопедия