Шпаргалка к экзамену

|Понятие            |Ист. типы          |Генезис философии  |
|мировоззрения и его|мировоззрения: миф,|Возникновение ф.   |
|структура          |религия, философия |относится к        |
|Человек всегда     |Мифология(“миф”-лег|глубокой древности.|
|задумывался над    |енда)-продукт      |Зачатки ф. знаний  |
|тем, каково его    |воображения,       |отчетливо          |
|места в мире, зачем|попытка людей      |обнаруживаются в   |
|он живет, что      |объяснить мир,     |6-5 в. до н. э. В  |
|является смыслом   |происхождение      |Китае, индии и     |
|его жизни, почему  |земли, рек, озер,  |наиболее развитых  |
|существует жизнь и |тайны рождения и   |странах            |
|смерть.Каждая эпоха|смертии т. д.      |Среднеземноморского|
|и общественная     |Психика человека   |бассейна. Генезису |
|группа имеют       |требует мифа.Это   |ф. послужила: в    |
|какое-либо         |основной способ    |мифологии стихийная|
|представление о    |понимания мира в   |постановка основных|
|решении этих       |первобытном        |мировоззренч.      |
|вопросов. Сумма    |обществе(мироощущен|вопросов, а в      |
|всех этих вопросов |ие. Миф игнорирует |начатках           |
|и ответов образуют |различия между     |наук-развитие      |
|М.. Оно играет     |субъектом и        |мышления и самого  |
|особую, очень      |объектом, также    |научного духа и    |
|важную роль во всей|игнорирует различия|метода т. е. ф.    |
|деятельности людей.|между человеком и  |возникает как      |
|М.-это такая       |природой.          |разрешение         |
|совокупность       |Религия-культ      |противоречий между |
|образов и          |богов. Осн.        |мифологической     |
|представлений или  |элементы Р.:       |картиной           |
|система категорий и|мировоззрение(в    |мира(построенной на|
|понятий, кот.      |виде мифа),        |воображении) и     |
|подчинена основным |религиозные        |новым знанием и    |
|вопросам М-я,      |чувства(в виде     |мышлением.   Важным|
|определяющем место |мистических        |фактором           |
|людей в природе и  |настроений) и      |содействовамшим    |
|их ист. происхожд-е|культ-обрядов. Р.- |появлению ф. и     |
|и назначение.      |это вера в         |зарождению нового  |
|Существует два     |сверхестественное, |мировоззрения  было|
|способа освоения   |базируется на вере.|возникновоние      |
|мироздания: 1)путем|Философия-“любовь к|древнегреческой    |
|психолог.          |мудрости” или      |демократии. Чтобы  |
|ассоциаций, через  |“мудрость в        |добиться власти    |
|образы и           |идеале”. Ф.        |нужно было         |
|представления;2)пут|предстает (с       |опровергнуть       |
|ем логической      |момента своего     |противника, т.е.   |
|системы понятий и  |рождения) как      |доказать правоту,  |
|категорий.Сущ. 2   |единство:          |так возникла особая|
|уровня             |содержание, метода |форма обмена       |
|М.:1)эмоционально-о|и цели. По         |информацией-док-во.|
|бразный-связан с   |содержанию Ф.      |                   |
|миром              |объясняет          |                   |
|ощущений(искусство,|тотальность. Вопрос|                   |
|мифология и        |первого философа:  |                   |
|религия);          |Что есть началом   |                   |
|2)логико-рассудочны|всех  вещей? С     |                   |
|й ( философия и    |точки зрения       |                   |
|науки образующие   |метода ф. стремится|                   |
|мировоззрение).    |к рациональному    |                   |
|                   |объяснению         |                   |
|                   |всеобщего как      |                   |
|                   |объкта. Цель Ф.    |                   |
|                   |состоит в чистом   |                   |
|                   |созерцании истины, |                   |
|                   |в желании достичь  |                   |
|                   |ее.                |                   |
|4. Особенности     |5.Специфика        |6. Античная        |
|древнеиндийской    |древнекитайской    |философия:этапы    |
|философии          |философии          |развития, их       |
|Инд. Ф-я мысль     |В Китае процесс    |особенности        |
|–древнейшая в      |зарождения         |начало 6 в до      |
|мире.Осн.школы:    |философии наз”     |н.э.-6 век н. э.   |
|джайнизм, буддизм, |эпохой борющихся   |с милецкой школы:  |
|адживика. ЕЕ       |царств”. Первые    |(Фалес, Гераклит,  |
|история начинается |философы бродяги   |Димоктрит) Главная |
|с                  |критиковали        |идея-космоцентризм,|
|Вед(“ведение,знание|мифологию.         |пытались объяснить |
|”), возникших, по  |Знаменитые         |мир, первопричину) |
|видемому, между 1-2|древнекитайские    |рассвет (Платон,   |
|тысячилетиями до   |ф-фы : Конфуций и  |Аристотель).       |
|н.э. .Веды состоят |Лао-дзы.В этот     |Создание           |
|из 4 сборников     |период сложилисось |классических       |
|гимнов, песнопений,|6 школ:            |философских систем |
|магич.заклинаний,  |конфуцианство,     |III.Упадок.        |
|молитв и т.        |моизм, легизм,     |Эллинизм. Период   |
|п(санхиты,         |даосизм, инь янь,  |Римской республики |
|брахманы, араняки и|имён. Для др.Китая |IV.Гибель(римской  |
|упанишады).Собствен|характерна опора на|империи).          |
|но полное влззрение|священные          |См. вопрос 7.      |
|Др.Индии наиболее  |книги-“пятикнижие”.|                   |
|полное отражение   |Уже в наиболее     |                   |
|получили в         |ранней из книг     |                   |
|Упанишадах, но     |упоминается два    |                   |
|первые проблески   |принципа ЯНЬ и ИНЬ |                   |
|фил.подхода        |олицетворяют два   |                   |
|прослеживаются уже |взаимодополняющие  |                   |
|в сборниках        |начала(муж. и      |                   |
|ведических гимнов. |жен.). Лао-дзы     |                   |
|По форме Упанишады |учил, что каждая   |                   |
|обычно представляют|вещь, достигнув    |                   |
|диалог             |определенной       |                   |
|мудреца-учителя с  |степени развития,  |                   |
|учеником, либо с   |превращается в свою|                   |
|человеком ищущим   |противоположность: |                   |
|истину. Среди      |неполное-полным,   |                   |
|многих вопросов о  |кривое –прямым).   |                   |
|природе, человеке и|Эта смена          |                   |
|познании в         |протиположностей   |                   |
|Упанишадах         |рассматривалась как|                   |
|доминирует проблема|всеобщая           |                   |
|первопричины,      |закономерность     |                   |
|первоначала бытия, |движения вещей, как|                   |
|с помощью которого |единый поток, как  |                   |
|объясняется        |вечное             |                   |
|происхождение всех |возникновение и    |                   |
|явлений природы и  |исчезновение.      |                   |
|человека.          |                   |                   |
|Центральный вопрос |                   |                   |
|в теории познания  |                   |                   |
|Упанишад-разделение|                   |                   |
|знания нана 2 вида:|                   |                   |
|низшее и высшее.   |                   |                   |
|Низшее зн-е- это   |                   |                   |
|зн-е эмпирической  |                   |                   |
|действительности,  |                   |                   |
|которое считается  |                   |                   |
|з-ем отрывочным,   |                   |                   |
|фрагментарным=>неис|                   |                   |
|тинным. Высшее зн-е|                   |                   |
|–это зн-е духовного|                   |                   |
|абсолюта,          |                   |                   |
|кот.рассматривается|                   |                   |
|как восприятие     |                   |                   |
|бытия в его        |                   |                   |
|целостности и      |                   |                   |
|главным средством  |                   |                   |
|приобретением      |                   |                   |
|которого служит    |                   |                   |
|мистическая        |                   |                   |
|интуиция;Именно это|                   |                   |
|зн-е дает власть   |                   |                   |
|над миром.Осн-м    |                   |                   |
|источником         |                   |                   |
|фил.мысли более    |                   |                   |
|позднего           |                   |                   |
|–эпического периода|                   |                   |
|явл. Обширная      |                   |                   |
|эпическая поэма    |                   |                   |
|“Махабхарат”,      |                   |                   |
|кот.состоит из 18  |                   |                   |
|книг, повествующих |                   |                   |
|о борьбе за власть |                   |                   |
|между двумя родами.|                   |                   |
|Особо важную роль в|                   |                   |
|становлении ф.     |                   |                   |
|сыграла            |                   |                   |
|математика(в       |                   |                   |
|несколько меньшей  |                   |                   |
|степени            |                   |                   |
|астрономия). Мат-ка|                   |                   |
|в др.Индии ,       |                   |                   |
|особенно такие ее  |                   |                   |
|разделы, как       |                   |                   |
|арифметика,        |                   |                   |
|алгебра, достигла  |                   |                   |
|очень больших      |                   |                   |
|результатов(достато|                   |                   |
|чно указать на     |                   |                   |
|появление здесь    |                   |                   |
|позиционной системы|                   |                   |
|счиления и введения|                   |                   |
|нуля)              |                   |                   |
|7. Становление     |8. Учения об идеях |9. Антология       |
|античной философии |Платона.           |Аристотеля         |
|Характерная        |Был учеником       |А. выявляет типы   |
|особенность др-грч.|Сократа, впервые   |бытия  в           |
|Ф. состоит прежде  |организовал учебное|соответствии с     |
|всего              |заведение          |типами             |
|протипоставление   |“академию”.Платон-и|суждений:»оно      |
|фил. размышлений   |деалист,           |есть». Но бытие им |
|практической       |характеризует бытие|понимается как     |
|деятельности, в ее |как вечное,        |всеобщий предикат, |
|свеобразном        |неизменное,        |котрый относится ко|
|отношении к        |познаваемое лишь   |всем категориям, но|
|мифологии. Духовное|разумом . Чтобы    |не является родовым|
|развитие шло от    |объяснить явление  |понятием. Опираясь |
|мифологии и религии|нужно найти его    |на проводимый им   |
|к науке и          |идею т. е. понятие:|принцип взаимосвязи|
|философии.Важным   |то постоянное и    |формы и материи, а.|
|звеном и условием  |устойчивое что не  |преодолевает       |
|этого развития     |дано чувственному  |присущее прежней   |
|оказалось усвоение |восприятию.Тело    |философии          |
|греками научных и  |человека-временное |противопоставление |
|философских        |вместилище души,   |сфер бытия,        |
|понятий,           |кот. состоит из    |поскольку форма для|
|выработанных в     |огня, земли воды и |него есть          |
|странах            |воздуха. Душа      |неотъемлемая хар-ка|
|Востока-Вавилоне,  |сотворена богом:   |бытия. Он признает |
|Иране, Египте.     |делится на разумную|также              |
|Многие гр. Ф-ы     |(мышление) и       |нематериальную     |
|получили           |неразумную         |форму всех форм    |
|образование именно |(чувства). Суть    |т.е. бога. Для     |
|там . Основные     |теории             |объяснения того,   |
|школы:             |познания:”зн-е-это |что существует, А. |
|миленская:главный  |вспоминание” того, |принимал 4 причины:|
|которой был        |что когда-то знала |                   |
|Фалес.,он          |душа. Создал образ |-сущность и суть   |
|предполагал началом|идеального гос-ва, |бытия, в силу      |
|всего воду т.е.    |в кот. 3 группы    |которой всякая вещь|
|жидкость,          |людей:             |такова, какова она |
|текучесть.         |правителей-фил-ф,  |есть(формальная    |
|Гераклит(«книга о  |воинов,            |причина)           |
|природе») открывает|земледельцев и     |-материя и         |
|противоположности и|рамесленников) все |подлежащее         |
|делает вывод, что  |они должны         |(субстрат)- то, из |
|только чередование |заниматься своим   |чего что-либо      |
|противоположностей |делом, не          |возникает          |
|дает специфический |вмешиваясь в дела  |(материальная      |
|смысл. Но также    |других.            |причина)           |
|понимает, что      |                   |-движущая причина, |
|противоположности  |                   |начало движения;   |
|гармоничны: «всё   |                   |-целевая           |
|есть одно, а из    |                   |причина-то, ради   |
|одного происходит  |                   |чего что-либо      |
|все». Считал что   |                   |осуществляется     |
|началом всего был  |                   |Хотя А. признавал  |
|огонь, а все       |                   |материю одной из   |
|остальное          |                   |первых причин и    |
|–транформация огня.|                   |считал ее некоторой|
|Пифогорейская      |                   |сущностью, он видел|
|школа: для         |                   |в ней только       |
|пифагорейцев       |                   |пассивное начало   |
|началом всего было |                   |(возможность стать |
|число, которое     |                   |чем-либо), всю же  |
|понималось как     |                   |активность         |
|начало образующее  |                   |приписывал         |
|вещи. Филолай      |                   |остальным трем     |
|представитель      |                   |причинам, причем   |
|пифогор-в.он       |                   |сути               |
|соеденил 4 первых  |                   |бытия-форме-приписа|
|элемента:          |                   |л вечность и       |
|земля-куб,         |                   |неизменность, а    |
|огонь-пирамида,    |                   |источником всякого |
|вода-гексоэдр,     |                   |движения считал    |
|воздух-актаэдр. Они|                   |неподвижное, но    |
|пытались с         |                   |движущее           |
|пом.чисел описать  |                   |начало-бога. Бог   |
|весь мир. Эллейская|                   |Аристотеля-«перводв|
|школа (Левкипп и   |                   |игатель» мира,     |
|его ученик         |                   |высшая цель всех   |
|Димокрит) началом  |                   |развивающихся по   |
|явл. атом т. е .   |                   |собственным законам|
|неделимость.       |                   |форм и образований.|
|Постепенно в Ф     |                   |                   |
|возникает 2осн типа|                   |                   |
|фил.               |                   |                   |
|мировоззрения-матер|                   |                   |
|иализм и идеализм. |                   |                   |
|Их борьба          |                   |                   |
|составляет основное|                   |                   |
|содержание фил.    |                   |                   |
|развития во все    |                   |                   |
|последующие        |                   |                   |
|времена.           |                   |                   |
|Одновременно       |                   |                   |
|возникает          |                   |                   |
|противоположность  |                   |                   |
|двух основных      |                   |                   |
|методов мышления:  |                   |                   |
|диалектики и       |                   |                   |
|метафизики         |                   |                   |
|10. Философия эпохи|11. Проблема       |12. Формирование   |
|Эллинизма (304-323)|человека в античной|христианской       |
|                   |философии          |философии          |
|1)школа эпикурейцев|Протогор(рассм. Чел|Эта Ф получила     |
|Эпикур-написал     |через его ощущения)|название           |
|большую работу о   |                   |схоластика.Испытыва|
|природе(37 книг)   |Сократ (душа       |ла влияние         |
|отстаивает и       |разуму), Платон    |священного писания |
|развивает          |делит на разумную и|библии. Наиболее   |
|материалистический |вожделеющую),      |влиятельный из     |
|сенсуализм. Все что|Аристотель-человек-|отцов церкви       |
|мы ощущаем,        |политическое       |–Августин.Доказывал|
|истинно, ощущения  |животное)          |, что бог явл.     |
|никогда нас не     |                   |высшим бытием, бог |
|обманывают.Считал, |                   |сотворил мир из    |
|что неободимо,     |                   |ничего по своей    |
|чтобы перевоначала |                   |доброй воле, а не  |
|были субстанциями. |                   |по необходимости.  |
|Атомы движутся     |                   |Считалось, что     |
|непрерывно, и это  |                   |истина еже дана в  |
|связано с внутр.   |                   |библейских текстах |
|св-ми              |                   |и необходимо       |
|атома.Бесконечно   |                   |правильно          |
|лишь количество    |                   |истолковать их. Так|
|атомов, количество |                   |как библ. тексты   |
|же их форм         |                   |отличались         |
|ограничено,        |                   |иносказательным    |
|поскольку атомы не |                   |хар-м, то для их   |
|могут обладать     |                   |толкования         |
|большой тяжестью,  |                   |требовалась        |
|приэтом атомы могут|                   |изощренная логика. |
|самопроизвольно    |                   |Бог един, но       |
|отклоняться.       |                   |троичен в трех     |
|Удовольствие это   |                   |лицах: отец, сын и |
|отсутствие         |                   |святой дух. Фома   |
|телесного          |                   |Аквинский:осн. цель|
|страдания.         |                   |отработка основных |
|Школа              |                   |догматов христ.    |
|стоицизма.основопол|                   |вероучения в формах|
|ожник Зенон,       |                   |здравого смысла.   |
|главное с стоицизме|                   |                   |
|это этика, кот.    |                   |                   |
|заключалась в      |                   |                   |
|спокойствии,       |                   |                   |
|невозмутимости, в  |                   |                   |
|умении стойко      |                   |                   |
|переносить удары   |                   |                   |
|судьбы.            |                   |                   |
|(Пасейдоний,       |                   |                   |
|Аврелий, Сенека,   |                   |                   |
|)сторонники        |                   |                   |
|аристотеля и       |                   |                   |
|Гераклита.         |                   |                   |
|Школа скептицизма  |                   |                   |
|провозглашала      |                   |                   |
|умение человека    |                   |                   |
|наслождаться малым,|                   |                   |
|быть независимым от|                   |                   |
|гос-ва, общества,  |                   |                   |
|даже от культуры и |                   |                   |
|семьи.             |                   |                   |
|                   |                   |                   |
|13. Религиозный    |14. Основные       |Учения о методе    |
|характер           |направления        |Бэкона и Декарта.  |
|философской мысли  |философии эпохи    |Главным своим      |
|средневековья      |Возраждения и их   |заданием Ф нового  |
|Эта Ф получила     |характеристика     |времени            |
|название           |Официальной        |предусматривает в  |
|схоластика.Испытыва|философией в эту   |разработке и       |
|ла влияние         |эпоху оставалась   |обоснования методов|
|священного писания |схоластика, но     |научного познания. |
|библии. Наиболее   |возникновение      |Формируются в этот |
|влиятельный из     |культуры гуманизма,|период два         |
|отцов церкви       |значительные       |противоположных    |
|–Августин.Доказывал|достижения  в      |направления в      |
|, что бог явл.     |области            |философии: эмпиризм|
|высшим бытием, бог |естествознания     |и рационализм.     |
|сотворил мир из    |привели к тому, что|Эмпиризм           |
|ничего по своей    |философия перестала|предусматривает,   |
|доброй воле, а не  |играть роль        |что основное       |
|по необходимости.  |служанки богословия|содержание научного|
|Считалось, что     |и перспектива ее   |познания получается|
|истина еже дана в  |развития приобрела |с чувственного     |
|библейских текстах |антисхоластическую |опыта, а           |
|и необходимо       |направленность.    |рационализм-через  |
|правильно          |Главной идеей      |деятельность       |
|истолковать их. Так|средневековья был  |разума. Основателем|
|как библ. тексты   |теоцентризм. Прежде|эмпиризма был англ.|
|отличались         |всего возраждение  |философ Френсис    |
|иносказательным    |проявилось в этике.|Бэкон.(«Новый      |
|хар-м, то для их   |Возобновление      |органон»). Главным |
|толкования         |этических учений   |заданием считал:   |
|требовалась        |стоицизма и        |познание природы и |
|изощренная логика. |эпикуризма,        |овладение ее       |
|Бог един, но       |направленных против|силами; основные   |
|троичен в трех     |христианской       |методы-индукция и  |
|лицах: отец, сын и |морали. Стремление |эксперимент.       |
|святой дух. Фома   |всего живого к     |Представителем     |
|Аквинский:осн. цель|избежанию          |рационализма был   |
|отработка основных |страданий. Душа    |франц. ф-ф  Рене   |
|догматов христ.    |есть единое и      |Декарт-своей       |
|вероучения в формах|неделимое,         |методологией строит|
|здравого смысла.   |способности есть   |на принципах       |
|                   |ощущения, и это    |рационалистической |
|                   |единственный       |дедукции, а        |
|                   |источник познания. |эксперимент считает|
|                   |Наслождение –      |как предпосылку    |
|                   |высшее благо. Дж.  |познания, которая  |
|                   |Бруно провозглашал |должна подчиняться |
|                   |существование      |рационально-математ|
|                   |безчисленных миров.|ическому мышлению. |
|                   |Небесные тела      |                   |
|                   |составляют         |                   |
|                   |бесчисленные миры и|                   |
|                   |образуют           |                   |
|                   |бесконечную        |                   |
|                   |вселенную в        |                   |
|                   |бесконечном        |                   |
|                   |пространстве., был |                   |
|                   |противником        |                   |
|                   |схоластических     |                   |
|                   |методов осмысления |                   |
|                   |природы.           |                   |
|Французский        |Кант-родоначальник |18. Особенности    |
|материализм Х111   |немецкой           |философвской       |
|века.              |классической       |диалектики Гегеля  |
|Французский        |философии          |В основе диалектики|
|материализм-новая  |В его философии    |Гегеля лежит       |
|историческая       |выделяют два этапа:|идеалистическое    |
|ступень в развитии |докритический и    |представление о    |
|материалистической |критический.       |том, что источник  |
|философии,         |Докритический      |всякого            |
|существенно        |этап-развитие      |развития-как       |
|отличающейся от    |стихийногоматериали|природы, так и     |
|предшествующих     |зма. Занимается    |общества, и        |
|материалистических |вопросами природы. |человеческого      |
|учений. Англ.      |Критический этап   |мышления-заключен в|
|матер-м имел в     |начинается с 1770  |саморазвитии       |
|значительной мере  |года.Выделяет два  |понятия, а значит  |
|аристократический  |свола познания-    |имеет логическую,  |
|характер, его      |чувственность и    |духовную природу.  |
|учение             |рассудок. Он       |Согласно Гегелю,   |
|предполагалось для |преодалевает       |«только в понятии  |
|избранных, а фр-е  |крайности эмпиризма|истина обладает    |
|материлисты несут  |и рационализма.    |стихией своего     |
|свои идеи в широкие|Выделяет два       |существования», и  |
|круги городского   |понятия:           |поэтому диалектика |
|общества. Они      |вещь в себе-мир,   |понятий определяет |
|излагают свои      |существующий       |собой диалектику   |
|философские взгляды|независимо от нас; |вещей-процессов в  |
|преимущественно в  |вещь для нас-то,   |природе и обществе.|
|форме              |что мы знаем об    |Диалектика вещей по|
|широкодоступных    |этом мире.         |Гегелю, есть,      |
|изданий. Они       |Вещь для нас       |отраженная,        |
|опирались на       |является стороной  |«отчужденная»,     |
|широкое развитие   |вещи в себе.       |форма подлинной    |
|свободомыслие в    |Выделяет два мира: |диалектики,        |
|Англии. Другим     |1)мир феноменов или|присущей только    |
|важным источником  |явлений (познаваем |жизни понятия»,    |
|были для них       |наукой, границ     |или, иначе говоря, |
|физический мате-м  |познания нет)      |жизни бога, как он |
|Декарта, а также   |2)мир ноуменов     |существует сам по  |
|мат-е учение       |(вещей в себе,     |себе, как бы в его |
|Спинозы о природе, |сущностей)непознава|мышлении. Сам бог  |
|субстанциях и ее   |ем.Осн. вопросы    |мыслится Гегелем не|
|атрибутах, о       |Канта: 1)Что я могу|как личный бог     |
|человеке, о душе и |знать? 2)На что я  |христианской       |
|ее отношению к     |могу надеяться?    |религии, а как     |
|телу. Джон Локк не |3)Что я должен     |безличный          |
|исключает роль     |делать? Выделяет   |процесссамодвижения|
|разума, но         |два вида априорных |понятия, с         |
|ограничивает       |знаний: 1)         |неуклонной         |
|простыми           |чувственные (мы    |необходимостью     |
|эмпирическими      |видем мир через    |развивающего свои  |
|суждениями. Он     |сетку времени и    |определения в      |
|отрицает           |пространства (это  |диалектическом     |
|существование      |субъективные формы |процессе-через     |
|вражденных идей    |нашего бытия, они  |развертывание      |
|(принципов). Душа  |живут в нас, а мы  |исходного          |
|ребенка-табула     |не в них);         |противоречия и его |
|расса (чистая      |2)рациональные     |последующее        |
|доска, лист        |(логические) –     |преодоление.       |
|бумаги), на кот.   |категории,         |                   |
|природа записывает |суждения,          |                   |
|свои письмена.     |умозаключения. Как |                   |
|                   |мы мыслим? Пришел к|                   |
|                   |выводу что все     |                   |
|                   |мыслят по всеобщим |                   |
|                   |правилам и законам.|                   |
|                   |В основе знания    |                   |
|                   |лежат понятия, они |                   |
|                   |даны априорно.     |                   |
|                   |Только человек     |                   |
|                   |способен  к        |                   |
|                   |суждениям, на      |                   |
|                   |основе их мы делаем|                   |
|                   |умозаключения.     |                   |
|19. Философия      |20. Идентичная     |21. Марксистская   |
|Фейербаха          |философия Шеллинга |философия          |
|Одним из           |Представитель      |Маркс и Энгельс    |
|представителей     |объективного       |критически         |
|немецкой           |идеализма и задача |использовали       |
|классической       |его философии в    |немецкую           |
|философии был      |изучении природы.  |классическую       |
|Фейербах. Он       |Пытался изучить    |философию,         |
|приходил к выводу, |природу с точки    |материализм        |
|что вопрос об      |зрения развития от |Фейербаха и        |
|отношении бытия к  |простого к         |диалектику Гегеля. |
|мышлению есть      |сложному. У него   |В Ф марксизма было |
|вопрос о сущности  |природа-не просто  |показано, что чо не|
|человека, ибо      |объект, а носитель |общественная жизнь |
|мыслит лишь        |бессознательной    |связана  с         |
|человек.           |жизни разума. У    |деятельностью      |
|Следовательно,     |него природа       |человека.          |
|философия должна   |развивается от     |Общество-это       |
|быть антропологией |неорганического    |обработка людей    |
|т.е. учением о     |мира к             |людьми. Общество   |
|человеке, в        |органическому.     |развивается по     |
|существовании, в   |Ставит задачу      |законам, носителем |
|деятельности       |познания           |которых был        |
|которого этот      |натурфилософии. Он |человек. Бытие     |
|вопрос находит свое|опирается на       |определяет         |
|фактическое,       |диалектический     |сознание. Особое   |
|реальное           |метод познания и   |внимание уделялось |
|решение.Существенны|разрабатывает      |практике,          |
|м содержанием и    |диалектическую     |практика-критерий  |
|назначением        |картину мира. Он   |истины, истина-    |
|антропологического |подчеркивает       |основа познания.   |
|принципа является  |целесообразность в |Центральное место  |
|научное            |основе жизни, По   |занимает проблема  |
|истолкование       |мнению Шеллинга,   |познания и         |
|общественного      |мировая душа       |преобразование     |
|сознания, в котором|обеспечивает       |мира. Важной       |
|Фейербах видит     |единство природы и |заслугой является  |
|отражение сущности |ее целесообразность|развитие           |
|человека. Эта      |в развитии. В      |диалектики,        |
|сущность, прежде   |природе происходит |соединение ее с    |
|всего, чувственная |борьба             |материализмом. В   |
|жизнь ума и сердца,|противоположных    |основу             |
|многообразие       |сил.               |моровоззрения      |
|переживаний        |                   |кладуться не       |
|индивида. Сводит   |                   |религиозно-мистичес|
|сверхъестественное |                   |кие, а выводы      |
|к естественному,   |                   |современного       |
|нереальное к       |                   |естествознания;    |
|реальному – в этом |                   |Мышление стало     |
|основная черта его |                   |рассматриваться не |
|антропологического |                   |как  продукт       |
|метода..Природа    |                   |развития природы,  |
|является           |                   |но как результат   |
|единственной       |                   |сложной            |
|реальностью, а     |                   |исторической       |
|человек ее высшим  |                   |общественно-трудово|
|продуктом. В       |                   |й деятельности т.е.|
|человеке и         |                   |практики  .        |
|благодаря ему      |                   |                   |
|природа ощущает    |                   |                   |
|себя, созерцает    |                   |                   |
|себя, мыслит о     |                   |                   |
|себе. Природа      |                   |                   |
|вечна. Он          |                   |                   |
|отстаивает         |                   |                   |
|положение о        |                   |                   |
|неразрывной связи  |                   |                   |
|материи и движения.|                   |                   |
|Многообразие       |                   |                   |
|человеческих       |                   |                   |
|ощущений. Признает |                   |                   |
|важную             |                   |                   |
|познавательную     |                   |                   |
|функцию            |                   |                   |
|теоретического     |                   |                   |
|мышления и его     |                   |                   |
|способности достичь|                   |                   |
|более глубокого    |                   |                   |
|познания           |                   |                   |
|действительности.  |                   |                   |
|Задача мышления-   |                   |                   |
|собирать,          |                   |                   |
|сравнивать,        |                   |                   |
|различать,         |                   |                   |
|классифицировать   |                   |                   |
|чувств данные,     |                   |                   |
|осознавать,        |                   |                   |
|понимать,          |                   |                   |
|обнаруживать их    |                   |                   |
|скрытое,           |                   |                   |
|непосредственно не |                   |                   |
|являющееся         |                   |                   |
|содержание.        |                   |                   |
|Чувственное        |                   |                   |
|созерцание- есть   |                   |                   |
|критерий истинности|                   |                   |
|мышления.          |                   |                   |
|22.                |23. Философские    |24. Философские    |
|Сковорода-выдающийс|вззрения Юркевича  |идеи Чаадаева      |
|я украинский       |Один из известных  |Основоположник     |
|философ и          |укр.  философоф    |русской религиозной|
|просветитель       |прошлого столетия. |философии. Природу |
|Философская        |Истину, природу,   |человека           |
|концепция –пантеизм|человека, ее       |рассматривал в трех|
|(человек и бог     |духовность можно   |основных формах:   |
|составляют единое  |постич через более |чувства (красота), |
|целое, каждый      |усовершенствованнйе|мышление           |
|человек имеет в    |, высшие формы     |(объективная       |
|себе бога, он не   |познания, чем      |истина), деятельная|
|существует где-то  |рационалистические.|воля (объективные  |
|вне его). Главная  |Сложился под       |блага). Бог как    |
|проблема его       |влиянием Платона и |абсолютное есть    |
|философии-проблема |Канта,б хотя       |нечто              |
|человека, его      |предпочтение       |сверхъестественное.|
|счастья. Он        |отдавал Платону.   |Бог свободен от    |
|интересуется       |Для него дело      |существования, хотя|
|моральной          |философии связано с|существует в трех  |
|проблематикой, она |жизнью духа.       |лицах образующих   |
|имеет              |Разграничивает дух |единство. Каждые из|
|религиозно-философс|и сознание.”Дух    |сторон есть        |
|кий характер.      |нечто большее чем  |абсолютная ценность|
|Считает, что       |сознание”, так как |в себе и для       |
|счастье доступно   |дух-это сущий      |вселенной. 3       |
|для всех .         |предмет, реальная  |абсолютные         |
|Философские идеи:  |субстанция=>философ|ценности: благо,   |
|1)идея трех миров и|ия – познание идеи.|истина и           |
|двух натур(мир     |Выделяет 3 формы   |красота-соответству|
|природный-макромир,|познания: через    |ет трем ипостасям  |
|мир                |представление,     |Святой Тройцы.     |
|человека-микромир, |через понятие,     |Абсолют            |
|мир библейский     |через идею.        |осуществляет благо |
|–символический,    |                   |через истину в     |
|видимая-телесная   |                   |красоте.           |
|натура ,           |                   |                   |
|невидемая-духовная(|                   |                   |
|приоритет).        |                   |                   |
|Философия его-     |                   |                   |
|“философия сердца”.|                   |                   |
|2)Идея самопознания|                   |                   |
|и смысла жизни     |                   |                   |
|человекаи “сродный |                   |                   |
|труд”-связан с     |                   |                   |
|самореализацией    |                   |                   |
|человека. 3)Идея   |                   |                   |
|искренности как    |                   |                   |
|принципа жизни.    |                   |                   |
|Божественность     |                   |                   |
|сущности           |                   |                   |
|человека=сущности  |                   |                   |
|бога. 4)Идея       |                   |                   |
|неравного          |                   |                   |
|равенства.         |                   |                   |
|25. Сознание,      |26. Структура      |27. Эмпирический и |
|сущность, проблема,|знания.Рациональное|теоретический      |
|происхождение.     |и чувствительное   |уровни познания    |
|Сознание, высшая,  |знание             |В науке различают  |
|свойственная лишь  |Гносеология-теория |эмп. и теор. ур.   |
|человеку форма     |познания о формах и|п-я. Для           |
|отражения          |закономерностях    |эмпирического      |
|объективной        |познания.          |познания хар-на    |
|действительности.  |Чувственное        |фатофиксирующая    |
|Оно представляет   |познание (при      |деятельность.      |
|собой              |помощи чувств) 3   |Теоритическое      |
|единствопсихических|формы:             |познание-это       |
|процессов,         |-ощущение-чувств.  |сущьное познание,  |
|участвующих в      |образ, в котором   |осуществляемое на  |
|осмыслении         |воспроизводится    |уровне абстракций  |
|человеком          |одно свойств       |высоких порядков.  |
|объективного мира и|(кислый);          |Оба эти уровни     |
|своего собственного|-Восприятие-       |связаны,           |
|бытия. С самого    |чувстр. образ, в   |предполагают друг  |
|рождения человек   |котором            |друга, хотя        |
|попадает в мир     |воспроизводится    |исторически        |
|предметов,         |несколько свойств  |эмпирическое       |
|созданный          |(кислый и круглый) |предшествовало     |
|предыдущим         |;                  |теоретическому.    |
|покалением. Любое  |-Представление-восп|Наюлюдение и       |
|ощущение или       |роятие при         |эксперимент        |
|чувство является   |отсутствии         |важнейшие методы   |
|частью сознания так|контакта.          |эмпирического      |
|как обладает       |Рациональное       |познания.          |
|значением и        |познание (при      |Наблюдение-преднаме|
|смыслом. Однако    |помощи понятий,    |ренное,            |
|сознание  не есть  |суждений,          |целенаправленное   |
|только знание или  |умозаключений):    |восприятие, имеющее|
|языковое мышление. |-  понятие-это     |целью выявления    |
|С другой стороны   |мысль, в которой   |существенных       |
|нельзя             |содержится наиболее|свойств и отношений|
|оттождествлять     |существенные       |объектов познания. |
|сознание и психику,|признаки ,  хар-ки |Исследование       |
|т.к. не все        |чего-либо (напр,   |требует также и    |
|психические        |“капитализм”-      |эксперимента,      |
|процессы включаются|частная            |ставящего лбъкт в  |
|в данный момент в  |собственность,     |определенные       |
|сознание. Оно      |принцып выгоды и   |заданные условия,  |
|возникло в         |пользы)            |отвечающие целям   |
|общественно-произво|суждение-это       |исследования. В    |
|дственной          |высказывание, в    |процессе научного  |
|деятельности       |ктором содержится  |познания           |
|человека и         |утверждение или    |применяется так    |
|непрерывно связано |отрицание чего-либо|называемый         |
|с языком. Сознание |(Киев-столица      |мысленный          |
|существует в 2-х   |Украины S-P        |эксперимент, когда |
|формах-общественном|(субъект-предикат))|ученые в уме       |
|и индивидуальном.  |                   |оперируют          |
|Сознание           |Умозаключение-это  |определенными      |
|формируется        |система суждений, в|образами и         |
|деятельностью,     |которой на основе  |понятиями, мысленно|
|чтобы потом влиять |суждений (посылок) |создает нужные     |
|на эту             |выводится новое    |условия.           |
|деятельность,      |знание.(бывает     |Эксперимент        |
|определяя и        |индуктивные и      |позволяет проверить|
|регулируя ее.      |дедуктивные)       |и подтвердить      |
|                   |В рельном процессе |гипотезу и дает    |
|                   |познания           |данные для новых   |
|                   |чувственные и      |гипотез. Теория-это|
|                   |рациональные формы |высшая ,           |
|                   |взаимопереплетены. |обоснованная,      |
|                   |                   |логическая,        |
|                   |                   |непротиворечимая   |
|                   |                   |система научного   |
|                   |                   |знания, дающая     |
|                   |                   |целостный взгляд на|
|                   |                   |существенные       |
|                   |                   |свойства,          |
|                   |                   |закономерности и   |
|                   |                   |т.д.  В серцевину  |
|                   |                   |научной теории     |
|                   |                   |составляют входящие|
|                   |                   |в нее законы.      |
|                   |                   |Многообразию форм  |
|                   |                   |современного       |
|                   |                   |теоретического     |
|                   |                   |знания             |
|                   |                   |соответствует и    |
|                   |                   |многообразие типов |
|                   |                   |теорий, а также    |
|                   |                   |многобразие их     |
|                   |                   |классификаций.     |
|                   |                   |Различают          |
|                   |                   |описательные,      |
|                   |                   |математизированные,|
|                   |                   |интерпритационные и|
|                   |                   |дедуктивные.       |
|28. Основные       |29. Методы научного|30. Философские    |
|характеристики     |познания           |понятия            |
|научного познания  |1)метод восхождение|пространства и     |
|В научном познании |от абстрактного к  |времени            |
|главная роль       |конкретному.       |Важнейшими формами |
|принадлежит        |2)метод            |бытия являются     |
|рациональному      |моделирования и    |время и            |
|мышлению, которое  |принцип системности|пространство.Сущ. 2|
|взаимодействует с  |состоит в тогм, что|основные точки     |
|чувственным        |объект недоступный |зрения на время и  |
|познанием. В       |непосредственному  |пространство:      |
|научном познании   |исследованию       |1)субстанциональная|
|выделяют такие     |заменяют его       |концепция. Время и |
|формы:             |моделью.           |пространство есть  |
|Идея-отображает    |3)Наблюдение-целена|самостоятельные    |
|связи,             |правленное         |сущности,          |
|закономерности     |восприятие         |существующие наряду|
|действительности и |предметов          |с материей и       |
|направлена на ее   |действительности   |независимо от ее.  |
|превращение , а    |для получения      |Отношение между    |
|также соеденяет    |непосредственных   |ними как между     |
|истинное знание про|чувственных данных |самостоятельными   |
|действительность и |об объекте познания|субстанциями.Незави|
|субъективную цель  |                   |симость свойств    |
|ее превращения     |4)Эксперимент-это  |пространства и     |
|(идея про          |способ             |времени от         |
|материальность     |чувственно-действит|протекающих в них  |
|мира)              |ельной             |мат процессов.     |
|Проблема-отображает|действительности,  |2)реляционная.     |
|противоположность  |когда явления      |Пространство и     |
|между знанием и    |изучают с помощью  |время не сами      |
|действительностью  |специальных        |сущности, а суть   |
|или противоречия в |условий, которые   |системы отношений, |
|самом познании.    |обеспечивают       |которые образуют   |
|Развитие           |переход в чистом   |между собой        |
|познания-это       |виде тех процессов.|материальные       |
|переходот          |                   |объекты. Вне       |
|постановки одних   |5)Анализ-расчленени|системы            |
|проблем до их      |е предмета на его  |взаимодействий     |
|решения, а потом   |составные части с  |пространство и     |
|постановки других  |целью их           |время не           |
|проблем и их       |всестороннего      |существуют.        |
|дальнейшего        |изучения           |Демокрит (античн): |
|решения.           |6)синтез-противопол|пространство       |
|Гипотеза-форма     |ожный анализу      |оттождествляется с |
|научного познания  |7)индукция-метод,  |пустотой, считается|
|истинность которой |когда на основании |абсолютным и       |
|еще не доказана, с |об отдельном       |вечным, его св-во  |
|помощью Г.         |делается вывод об  |изотопно,          |
|формируется        |общем              |однородно. Галилей |
|возможные варианты |8)дедукция-противоп|: время однородно и|
|решения проблемы,  |оложный индукции   |необратимо.Гегель  |
|после доказания    |                   |пространство       |
|гипотезы она       |                   |рассматривал как   |
|превращается в     |                   |форму              |
|научную теорию. На |                   |индивидуального    |
|основе этих трех   |                   |сознания, как      |
|форм формируется   |                   |априорные формы    |
|научная концепция, |                   |чувственного       |
|которая            |                   |созерцания.        |
|обосновывает       |                   |                   |
|основную идею      |                   |                   |
|теории.            |                   |                   |
|Теория- основа     |                   |                   |
|достоверных знаний |                   |                   |
|, дает целостное   |                   |                   |
|представление о    |                   |                   |
|закономерностях и  |                   |                   |
|существенных       |                   |                   |
|хар-ках объкта.    |                   |                   |
|Имеет 2 функции:   |                   |                   |
|обьяснение и       |                   |                   |
|предусмотрение.    |                   |                   |
|31. Философское    |32. Основные       |33.                |
|понятие движения   |концепции развития |Экзистенциональная |
|Д-е – в узком      |Развитие, также    |философия          |
|смысле-всякое      |эволюция,          |Экзистенциолизм-фил|
|изменение, в узком |генезис-закономерно|ософия             |
|смысле- изменение  |е изменение материи|существования.     |
|положения тела в   |и сознания, их     |Иррационалистическа|
|пространстве. Об   |универсальное      |я философия.       |
|абсолютном движении|свойство; выявление|Наиболее крупным   |
|можно говорить     |, обнаружение      |представителем был |
|только в           |вещей, частей,     |Альберт Камю       |
|соотнесении с      |состояний, свойств,|(1913-1960         |
|какой-либо точкой, |которые имелись и  |Франция).          |
|которая мыслится   |прежде, уже были   |Экзистенциолисты   |
|находящейся в      |подготовлены, но не|поставили вопрос о |
|мировом            |были доступны      |смысле жизни, о    |
|пространстве в     |восприятию.        |судьбе чел, о      |
|состоянии покоя.   |Развитие бывает    |выборе личной      |
|Дейтвительное      |экстенсивным, т.е. |ответственности.   |
|движение всегда    |проявлением и      |Исходный пункт экз |
|относительно, оно  |увеличением уже    |Ф-изолированный,   |
|есть движение в    |имевшегося, или    |одинокий индивид,  |
|соотнесении с      |интенсивным        |все интересы       |
|какой-либо точкой  |(эпигенез), т.е.   |которого           |
|пространства,      |возникновением     |сосредоточены на   |
|находящейся в      |качественно новых  |нем же самом, на   |
|(относительном)    |форм. Также        |его собственном    |
|движении или в     |развитие бывает или|ненадежном и       |
|(относ-м) покое. В |экзогенным, т.е.   |бренном            |
|мире все находится |ненастоящим,       |существовании. Экз |
|в движении, от     |неподлинным        |проблемы- это такие|
|атомов до          |развитием,         |проблемы, которые  |
|вселенной. Все     |определяемым только|возникают из самого|
|пребывает в вечном |извне, или         |факта существования|
|стремлении к иному |эндогенным, т.е.   |человека. Имеет    |
|состоянию, и не по |настоящим          |значение только его|
|принуждению, а по  |развитием, источник|собственное        |
|собственной        |которого находится |существование и    |
|природе. Движение  |внутри самого      |движение к небытию.|
|заключено в самой  |развивающегося.    |Предмет экз        |
|природе материи.   |Кант развитие      |Ф-бытие. Среди     |
|Одни формы движутся|употребляет для    |всех способов бытия|
|превращаясь в      |объяснения космоса,|существования ищут |
|другие и ни один   |Гердер-для         |такой, в котором   |
|вид не берется ни  |объяснения истории |существование      |
|от куда.           |культуры, Ламарк   |раскрылось бы      |
|                   |–специально для    |наиболее полно-это |
|                   |объяснения истории |страх. Страх-это   |
|                   |живых существ. В   |исходное           |
|                   |философии нем.     |переживание,       |
|                   |идеализма развитие |лежащее в основе   |
|                   |означало           |всего              |
|                   |саморазвертывание  |существования. Это |
|                   |божественного  в   |страх перед        |
|                   |мире,              |смертью.           |
|                   |саморазвертывание  |                   |
|                   |живого в           |                   |
|                   |божественное.      |                   |
|34. Философия      |35. Философия      |36.Философские идеи|
|всеединства        |свободы Бердяева   |Фихте (1762-1814)  |
|Соловьева.         |Русский религиозный|                   |
|Один из выдающихся |философ(1874-1948) |Исходный пункт     |
|русских            |Теоретической      |философской системы|
|философоф(1853-1900|основой стал       |представляет собой |
|). Из добра он     |апреоризм Канта.   |«Я»-это непростой  |
|выводит понятие    |Разрешение любой   |субъект, так как   |
|бога. Любовь-это   |мировоззренческой  |субъект может      |
|самопожертвование. |проблемы следует   |существовать только|
|Высшая форма       |выявить через      |в соотношении  с   |
|любви-божественная.|противоположность  |объектом, это «я»  |
|Человек ставший на |духа и природы.    |носит абсолютнюй   |
|этот путь          |Дух-субъкт,        |характер, оно ничем|
|–богочеловек. Через|воплощающий в себе |не ограничено.     |
|божественную любовь|свободу,           |Более того, «я» это|
|осуществляется     |творчество.        |не факт, не нечто, |
|соединение  с      |Природа-объект,    |которое действует, |
|богом-всеединство. |вещь,              |а само это         |
|Центральная идея   |необходимость,     |действие-это не    |
|учения-идея        |пассивная          |бытие, а действие. |
|положительного     |деятельность. Бог  |Первый акт         |
|всеединства. Это   |есть дух.Также он  |«абсолютного Я»,   |
|всеединство являет |рассматривает      |полагание самого   |
|собой совершенный  |свободу как идею.  |себя. Его второй   |
|синтез истины добра|Выделяет три вида  |акт заключается в  |
|и красоты. “Полное |свободы:           |полагании «Не-Я».  |
|определение истины |иррациональную     |Но «не-я» как      |
|выражается в трех  |(неразумную),      |объект положен в   |
|предметах: сущее,  |рациональную       |«Я», так как «Я»   |
|единое, все” Истина|(исполнение        |абсолютное         |
|для него есть      |морального долга), |представляет собой |
|абсолютная         |свобода проникнутая|всю реальность.    |
|ценность,          |любовью к богу.    |Внутри             |
|принадлежащая      |Человеческая иррац.|«Я»абсолютного     |
|самому всеединству,|свобода коренится в|противопоставлены  |
|а не нашим         |ничто, из которого |«Я»-эмпирическое/т.|
|суждениям или      |бог сотворил мир.  |е. человек/и       |
|выводам.           |Главную идею он    |«Не-Я»/реальность, |
|Человечество       |заимствовал у Якова|то есть субъект и  |
|посредник между    |Бене. Из           |объект.            |
|природой и         |божественного ничто|Человеческому «Я»  |
|божеством.         |рождается Святая   |противостоят       |
|                   |Тройца-бог творец=>|реальные вещи,     |
|                   |сотворение мира    |«не-я». Процесс    |
|                   |богом творцом есть |построения системы |
|                   |вторичный акт. Т.о.|категорий и теории |
|                   |приходит в выводу, |научного знания    |
|                   |что и бог и свобода|происходит         |
|                   |выступают из       |диалектическим     |
|                   |“ингрун”           |путем, именно      |
|                   |(первичного        |полагания-тезиса,  |
|                   |хаоса)Коль свобода |противополагания-ан|
|                   |богом не создается,|титезисом и их     |
|                   |а рождается из     |синтеза.           |
|                   |хаоса, то бог не   |                   |
|                   |несет              |                   |
|                   |ответственность за |                   |
|                   |то, что он не      |                   |
|                   |создавал=> если    |                   |
|                   |человек выберет    |                   |
|                   |зло, то бог –отец  |                   |
|                   |не отвечает.       |                   |
|                   |Свобода первична по|                   |
|                   |отношению к добру и|                   |
|                   |злу. Зло появляется|                   |
|                   |тогда, когда       |                   |
|                   |иррациональная     |                   |
|                   |свобода приводит к |                   |
|                   |нарушению          |                   |
|                   |божественной       |                   |
|                   |иерархии бытия. Это|                   |
|                   |возникает из-за    |                   |
|                   |гордыни духа, из-за|                   |
|                   |желания, что       |                   |
|                   |приводит к распаду |                   |
|                   |в сфере бытия и к  |                   |
|                   |рабству вместо     |                   |
|                   |свободы.           |                   |
|37. Герменевтика:  |38. Сущность и     |39. Проблема бытия |
|проблема метода.   |этапы развития     |в философии        |
|Наука о понимании, |философии          |Платон под истинным|
|истолковании       |позитивизма        |бытием имел в виду |
|текстов, особый    |1)позитивизм.30-40 |«царчство чистых   |
|классический метод |гг 19в, во Франции |мыслей и красоты»  |
|науки о языке,     |образовалась школа,|как нечто          |
|позволяющий        |основоположником   |умопостигаемое в   |
|осмысленно         |позитивизма был    |отличии от мира    |
|толковать памятники|Конт. Высказывал   |чувственных вещей. |
|древней литературы.|убеждения в        |По Аристотелю,     |
|Франс Гадамер-нем  |способности науки к|бытие-это живая    |
|ф-ф, один из       |бесконечному       |субстанция, хар-ся |
|главных            |развитию и в       |следующими         |
|представителей     |неограниченности   |принципами:каждая  |
|философии          |предметной области.|вещь есть          |
|герменевтики 220   |Ф нужна для        |самостоятельный    |
|в., создал теорию  |объединения всех   |факт, на который мы|
|понимания.В 19 в   |знаний.            |обращаем свое      |
|начинается развитие|2)эмпириокритицизм.|внимание(принцип   |
|т.н. свободной     |Пред-ми были       |материальности);   |
|герменевтики, не   |Авенариус, мах.    |каждый объект      |
|ограниченной       |Сводили всю        |обладает           |
|предметом,         |философию к        |структурой, части  |
|границами смысла   |субъектно-идеалисти|которой соотнесены |
|текста.            |ческому познанию.  |друг с другом      |
|Превращается в     |Основа знания:     |(концепция активной|
|специфический метод|чувства и ощущения.|формы); она        |
|общих наук,        |Материя-это то, что|указывает на свое  |
|призванных         |мы чувствуем.      |происхождение      |
|обеспечить         |3)неопозитивизм 20 |(принцип           |
|понимание общих    |гг ХХв  (надо найти|причинности); она  |
|событий, исходя из |логический         |имеет свое         |
|субъективных       |атом-научный язык, |определенное       |
|намерений          |проблема, значение,|назначение (принцип|
|исторических       |метода,            |цели)В средние века|
|деятелей. При этом |верификация{провере|оформилось так     |
|понимание          |но на опыте}).     |называемое         |
|противопоставляется|Самая влиятельная  |онтологическое     |
|объяснению в       |из этих            |доказательство     |
|естествознании,    |направлений-философ|бытия Бога,        |
|связываемому с     |ия лингвистического|состоящее в выводе |
|абстрагированием и |анализа (все       |Абсолютного Бытия  |
|установления       |проблемы связаны с |из понятия бытия, а|
|общего, закона. В  |засорением нашего  |именно: то, больше |
|20 в г постепенно  |языка) Хотели      |чего нельзя        |
|оформляется в одну |включить науку в   |помыслить, не может|
|из основных        |философскую        |существовать только|
|методологических   |истину-то, что     |в уме. В эпоху     |
|процедур философии,|наблюдаем…опыт->осм|Возражденияи       |
|сначала в рамках   |ысление-> истина.  |,особенно, в Новое |
|экзистенциализма,  |4)постпозитивизм   |время происходит   |
|затем собственно в |Наука как целая    |разделение         |
|философии          |динамическая,      |философии и        |
|герменевтики.Г-связ|развивающаяся      |естественной науки.|
|ующее звено между  |система. Научный   |В связи с этим     |
|философскими и     |метод-предположител|хар-на             |
|историческими      |ьная догадка или   |«объективизация»   |
|науками.           |опровержение.      |понятия бытия и    |
|                   |Отвергают          |одновременно       |
|                   |чувсвенность,      |развитие           |
|                   |переживания.       |субъективистских   |
|                   |                   |концепций. Бытие   |
|                   |                   |осмысливается как  |
|                   |                   |нечо телесное,     |
|                   |                   |вещественное, как  |
|                   |                   |объктивная         |
|                   |                   |реальность         |
|                   |                   |противостоящая     |
|                   |                   |человеку и его     |
|                   |                   |разуму. Декарт: «я |
|                   |                   |мыслю следовательно|
|                   |                   |существую» это     |
|                   |                   |значит, что бытие  |
|                   |                   |субъекта постигаемо|
|                   |                   |только в акте      |
|                   |                   |самосознания.      |
|39. Познание как   |40. Природа        |41. Сущности и     |
|предмет            |человеческого бытия|контуры социальной |
|философского       |                   |сферы общества     |
|анализа            |В Ф. ХХв , в       |сферный подход:    |
|Сознание всегда    |отличии от         |контурами соц сферы|
|есть осознанное    |традиционной       |общества являются  |
|бытие, выражение   |онтологии, не мир, |контуры и границы  |
|отношения человека |не природа, а      |между              |
|к бытию.           |человек становится |материально-произво|
|Знание-объективная |проблемной точкой  |дственной сферой и |
|реальность, данная |отчета. В          |духовной сферой.   |
|в сознании         |противовес         |Сущность           |
|человека, которая в|классическому      |заключается в      |
|своей деятельности |онтологизму        |процессе           |
|отражает идеально  |игносеологизму     |материального      |
|воспроизводит      |представители      |производства.      |
|объективные        |анализируемых      |                   |
|закономерные связи |направлений считали|                   |
|реального мира.    |необходимым сделать|                   |
|Познание           |человека центром   |                   |
|обусловленно прежде|философии. Ведь сам|                   |
|всего              |человек есть,      |                   |
|общеисторической   |является бытием,   |                   |
|практикой , процесс|при том бытием     |                   |
|приобретения и     |особым. Ценром     |                   |
|развития знания,   |новой онтологии    |                   |
|его постоянное     |становится не      |                   |
|углубление,        |изолированное      |                   |
|расширение и       |сознание человека, |                   |
|совершенствование. |а сознание, точнее,|                   |
|                   |духовное , взятое в|                   |
|                   |неразрывном        |                   |
|                   |единстве с         |                   |
|                   |человеческим       |                   |
|                   |бытием. В концепции|                   |
|                   |нем                |                   |
|                   |экзистенциалиста   |                   |
|                   |Хайдеггера         |                   |
|                   |критикуется        |                   |
|                   |традиционный подход|                   |
|                   |к бытию, основанный|                   |
|                   |на рассмотрении    |                   |
|                   |бытия как сущего,  |                   |
|                   |субстанции. Для    |                   |
|                   |него проблема бытия|                   |
|                   |имеет смысл лишь   |                   |
|                   |как проблема       |                   |
|                   |человеческого      |                   |
|                   |бытия, проблема    |                   |
|                   |предельных         |                   |
|                   |оснований          |                   |
|                   |человеческого      |                   |
|                   |существования.     |                   |
|                   |Самым важным       |                   |
|                   |выражением         |                   |
|                   |общечеловеческого  |                   |
|                   |способа бытия      |                   |
|                   |является страх     |                   |
|                   |перед ничто.Основу |                   |
|                   |человеческого      |                   |
|                   |существования      |                   |
|                   |составляет его     |                   |
|                   |конечность,        |                   |
|                   |временность.       |                   |
|                   |Поэтому время      |                   |
|                   |должно быть        |                   |
|                   |рассмотрено как    |                   |
|                   |самая существенная |                   |
|                   |хар-ка бытия.      |                   |
|                   |Французский        |                   |
|                   |экзистенциалист ЖП |                   |
|                   |Сартр,             |                   |
|                   |противопоставляя   |                   |
|                   |бытие в себе,      |                   |
|                   |разграничивает     |                   |
|                   |материальное бытие |                   |
|                   |и чеолвеческое     |                   |
|                   |бытие.             |                   |
|42. социальные     |43. Понятие истины |44. Философские    |
|общности и их      |Истина есть знание,|взгляды Прокоповича|
|характеристики.    |мысль,             |                   |
|Народ, нация,      |высказывание,      |Его мировоззрение  |
|классы, слои.      |соответсвующее     |носит теософский   |
|Народ-вся та часть |действительности   |х-р (божественная  |
|которая участвует в|или предмету.      |мудрость) теизм и  |
|процессе           |Истина-образ.      |пантеизм-(бог во   |
|производства. В нем|Предмет-корреспонде|всем). Ф как       |
|сущность и         |нт.Существует 4    |самостоят наука    |
|существование не   |момента истины:    |должна иметь дело с|
|совпадают=>        |объективность,     |естественной       |
|эмпирически        |абсолютность,      |истиной,т.е.       |
|существуют.Под     |относительность,   |подчеркнутой из    |
|этносом понимается |конкретность.      |природы, а не из   |
|общность територии,|                   |божественных книг. |
|языка, культуры, эк|                   |Влияние Аквинского.|
|отношений,         |                   |"«атерия есть      |
|особенности        |                   |незавершенная      |
|психологии.        |                   |субстанция"»1)под  |
|Этический          |                   |субстанцией        |
|вопрос-большой,    |                   |понимается тело,   |
|трудоемкий вопрос. |                   |2)материя не       |
|Для нации хар-но:  |                   |сводится к         |
|общность языка,    |                   |чувственно         |
|тер-рии, эк жизни, |                   |понимаемым         |
|образ жизни. Классы|                   |качествам, 3) видит|
|возникли в  связи с|                   |основное св-во     |
|общественным       |                   |материи в          |
|разделлем          |                   |геометрически      |
|общественного      |                   |измеряемой         |
|труда., это группы |                   |протяженности,     |
|людей, которые     |                   |постигаемой по     |
|различаются по     |                   |средствам рассудка |
|месту в системе    |                   |и разума.Выделяет 3|
|общественного      |                   |вида движения:     |
|пр-во, по их       |                   |количественное,    |
|отношению к        |                   |качественное(измене|
|средствам пр-ва, по|                   |ние), движение как |
|их роли общ труда и|                   |перемещение.       |
|той доли общ       |                   |Отрицает сущ вне   |
|багатства, кот они |                   |тела.В теории      |
|получают.          |                   |познания его       |
|                   |                   |позиция между      |
|                   |                   |сенсуализмом и     |
|                   |                   |рационализмом.     |
|                   |                   |Истиность-согласие |
|                   |                   |суждения со своим  |
|                   |                   |предметом, а       |
|                   |                   |ложность не        |
|                   |                   |согласие. Критерием|
|                   |                   |естеств. истины    |
|                   |                   |понимает           |
|                   |                   |человеческий разум.|