техника

1.ЭМТП. Уравнение тягового баланса трактора при установившемся движении.
Машинно-тракторный  агрегат  представляет   собой   систему   твёрдых   тел,
связанных между собой твёрдыми и упругими элементами.
Действуют движущая сила (Рк) и  сила  сопротивления  движению  (Рс).   dv/dt
=(Рк-(Рс)/Мп;  Мп – приведённая масса агрегата.
Тяговый  баланс:  При  устан.  движении  dv/dt  =0,  следовательно   Рк=(Рс;
(Рс=Ркач(Рпод(Рвозд+Ркрюка. При v<30 км/ч, Рвозд(0. (Рс=Ркач(Рпод+Ркрюка
Рк=Мк/Rк, Рподъём=G*sin(. Ркач=f*G*cos(;
Ркр=Рк-G(f(I)

2.ЭМТП. Интенсивная технология возделывания и уборки льна-долгунца.
Обработка почвы: предшественники  –  мн.  тр.,  зерновые,  пропашные.  Отаву
скашивают,  обработка  БДТ-3   всапшка  с  предплужниками,  после   зерновых
лущение стерни и вспашка. Агротех: лущение, вспашка,  полупаровая  обработка
зяби, вспашка зяби ранняя. Весной раннее закрытие влаги – боронование  ЗБСТ-
1, прикатывание. Сроки посева: лучше раннее, но когда  почва  поспеет,  5-15
мая в наших районах. Норма высева 100 кг/га. При весе 1000  семян  =  4  гр.
Глубина посадки 1-3 см. СЗЛ-3,6. ЧЕЛНОКОМ.  Уход  за  посевами.  Боронование
лёгкими боронами для разрушения почвенной корки, при фазе ёлочки (высота  4-
5 см) проводят хим. обработку гербицидами  (ОПШ).  Уборка  в  стадии  жёлтой
спелости, разбивают на загоны, проходы между загонами делают  льнотеребилкой
ТЛН-1,5. Сноповая технология: теребление, вязка снопов, постановка снопов  в
бабки,  обмолот  МЛ-2,8,  отвозка  на  льнозаводы.  Комбайновая  уборка:  1)
теребление, вязка, очёс, на завод в  виде  льносоломки,  2)теребление,  очёс
расстил льносолома на льнище, вылежка в тресту, подбор тресты, сдача в  виде
тресты. Процесс принятия тресты: вылежка 2,5 – 3 недели, оборачиватель  ОСН-
1, подбор. Рулоны: РПБ-1,5, РПЛ-1. Кипование: ПКП-100.

3.ЭМТП. Уравнение тягового баланса трактора при неустановившемся движении
Тяговый    баланс:    При    устан.    движении    dv/dt    (0,      Рк=(Рс;
(Рс=Ркач(Рпод(Рвозд+Ркрюка+Рj.      При      v<30       км/ч,       Рвозд(0.
(Рс=Ркач(Рпод+Ркрюка+Рj
Рк=Мк/Rк, Рподъём=G*sin(. Ркач=f*G*cos(;
Ркр=Рк-G(f(I)

4.ЭМТП. Технология возделывания картофеля на грядах.
Агротребования: 47-50 тыс. кустов на га.  Масса  клубней  50-60  гр.  Ширина
междурядий  60-70  см.  Глубина  6-8  см.  Клубни  прогреты  или  пророщены,
яровизация клубней, подготовка поля: зяблевая вспашка, внесение  орг.  60-50
т/га, мин. уд. 4-5 т/га, весной – боронование для  закрытия  влаги,  разброс
органики,  весенняя  перепашка  зяби.  Тверская:  перед  посадкой   проводят
нарезку гряд шириной 140 см КРН-4,2  С  ДИСКОВЫМ  РАБОЧИМ  ОРГАНОМ  СТБ-4,2.
Обеспечивается поддержание водно-воздушного режима почвы. для  посадки  СКМ-
3А, клубни в гряды падают 2 строчками. Уборка  переоборудованным  комбайном,
косилки ботвы: УБД-3А, КИР-1,5Б.Комбайн: КЛК-2.

5.ЭМТП. Скорость движения трактора и факторы её определяющие
Это путь, проходимый агрегатом за единицу времени.
Теоретическая скорость – скорость  движ.  агрегата  на  данной  передаче  по
абсолютно твёрдой горизонтальной  поверхности  при  недеформируемых  ведущих
колёсах   и   номинальной   частоте   вращения    кол.    вала    двигателя.
vт=(0*r0/Iтрансм.=0,104nном*r0/iтр
Рабочая скорость отличается от  теоретической  из-за  наличия  буксования  и
извилистого хода трактора, изменения частоты вращения кол.  вала  двигателя,
изменения радиуса качения колеса. vраб=0,104nк (1-()*r0/iтр
Степень использования теоретической скорости:(=vраб/vтеор.
Эксплуатационная скорость: скорость движения в течение всего времени  наряда
или смены. vэ=((Sраб+(Sхол)/Тсмены.
Среднетехническая скорость  –  средняя  скорость  агрегата  за  время  пути.
vтех==((Sраб+(Sхол)/((Траб+(Тхол)
Влияние буксования: чем оно выше, тем меньше v. (=(1-() – коэф. буксования.

6.ЭМТП. Гребневая технология возделывания картофеля.
Подготовка поля: зяблевая вспашка, внесение орг. 50-60т/га, мин.  4-5  т/га,
весной боронование, разбрасывание органики, весенняя перепашка  зяби,  плуги
для углубления пахотного слоя до 28 см. Культивация и  нарезка гребней  КОН-
2,8,  КОН-4,2.  Посадка  сеялкой  СН-4,6,  СКС-4-1.   Уход   за   посадками:
поддерживать почву  в  рыхлом  состоянии,  при  высоте  18-20  см  –  первое
окучивание, второе – через две недели с подкормкой калийными удобр.  Кошение
ботвы УБД-3А,  КИР-1.5Б.Комбайны:  Дружба,  КЛК-2,  КЛК-3.  Способы  уборки:
прямое комбайнирование, комбинированное,  раздельный  способ  уборки,  УКВ-2
–картофелекопатель валкообразователь.

7.ЭМТП. График тягового баланса трактора.
Рк                                                     Fmax


                                                         Рк


                             Ркрюка


                  Ркач
                 Рпод
                                                                (

8.ЭМТП. Особенности голландской технологии возделывания картофеля.
Обработка почвы: фрезерными культиваторами  на  глубину  15  см.  Посадка  –
ровное поле, лучше прогретая почва, ширина  междурядий  –  75  см,  через  2
недели после посадки фрезерными гребнеобразователями  проводят  формирование
гребня до 35 см, а затем  за  2-3  дня  до  появления  всходов  обрабатывают
гербицидами штанговыми опрыскивателя.

9.ЭМТП. Составляющие тягового баланса трактора и их определение.
Рк=Мк/Rк; Мк=Ме*iтр*(м; Ме –  крутящий  момент  двигателя;  Ме=10000*Ne/nдв.
Рк=1000*Ne*iтр*(м/ Rк*nдв.
Ne-эффективная мощность двигателя; Rк  –действительный  радиус  колеса.  (м-
механический КПД.
Ркр=Рк-G(f(i);

10.ЭМТП. Технология заготовки сенажа.
Сенаж- консервированая трава. Скашивание трав КРЛ-4, КРН-2,4; подвяливание
в прокосах или в валках до 50-55%; подбор валков с измельчением и погрузкой
в транспортные средства (Е-280, Е-281, длина резки3-4см); транспортировка к
месту закладки; закладка в яму. Способы определения влажности: взвешивание-
1,4- 1,5 кг/1м, влагомер Чижова.Уплотнение слоя через 30см по пять проходов
трактора ДТ-75. над траншеей должен быть бурт измельченной травы. Всё
закрывают полимерной пленкой можно сверху закрыть соломой. Плотность 3,5-4
кг/м.

11.ЭМТП. Баланс мощности трактора и его составляющие.
Ne=Nтр+Nпередв(Nj+N((Nпод+Nвозд+Nкр
Nтр-  потери  мощности  в  трансмиссии.  Nпередв  -   потери   мощности   на
передвижение. Nj - потери мощности на ускорение. N(  -  потери  мощности  на
буксование. Nпод - потери мощности на подъём. Nвозд  -  потери  мощности  на
преодоление воздушной среды. Nкр  -  потери  мощности  на  крюке.  Nj  =  0,
Nвозд=0.  Ne=Nтр+Nпередв+N((Nпод+Nкр
Nтр=Ne-N0.   N0-мощность   на   ободе   ведущего   колеса.    N0=Ne*(нг    ;
Nпередв=Gfvp/3.6;   N(=N0(=   Ne*(нг(1-(();    ((-коэффициент    буксования;
Nкр=Ркр*vp/3.6= Ne-Nтр-Nпер-N((Nпод.


                               Nтр
                            N(
                                       Nпер


                                   Nкр

                                       Nвозд
                               Nпод

12.ЭМТП. Технология заготовки зероносенажа.
В  1кг  содержытся  0,4   к.   ед.   Уборка   вначале   восковой   спелости,
продолжительность  10  дней,  зерно  ещё  мягкое,  стебли  уже   грубеют   .
Скашивание и  погрузка  Е-280,  Е-281,  длина  резки  2-2,5см,  чтобы  лучше
уплотнить, уплотняют в ямах.

13.ЭМТП. Тяговый коэф. полезного действия трактора.
(т=Nкр/Ne; (т зависит от конструктивных особенностей и почвенного фона.  При
практических расчётах для гус. тракторов и колёсных 4х4  и  4х2  усреднённое
значение составляет соответственно на стерне  0,78    0,7    0,62,  на  поле
подготовленном под посев:0,68    0,62    0,52.
Повышение (т: работа при таких нагрузках и скоростях движения,  при  которых
трактор развивает наибольшую мощность; полнее и  шире  использовать  тягово-
приводные машины.

14.ЭМТП. Технология заготовки сена с досушкой активным вентилированием.
На досушку насыпное сено 40-45%.  Отработанный  воздух  должен  выходить  из
хранилища. Режим вентилирования: 1) не менее  20ч/сут,  2)  12-15  ч/сут.  В
дождь не сушат,но если температура повышается до 36  ,  следует  вентиляторы
включить на 1,5-2 ч.  При  досушке  контролируют  влажность  и  температуру.
Готовность определяют прекращением вентилирования до 10 ч. Потом  вентилятор
полностью выключают и включают еслит сено греется.

15.ЭМТП. Теоретическая производительность агрегата.
Произв.  агр.  –  объём  выполняемой  им  работы   требуемого   качества   в
определённый срок.  В  зависимости  от  типа  агрегата  объём  работы  можно
определить:  1)по  величине   обработанной   площади;   2)   по   количеству
обработанного материала.
Объём работы за несколько  часов  –  выработка.  Объём  работы  за  смену  –
сменная выработка.
Производительность агрегата зависит от множества факторов. Они  определяются
параметрами и режимами работы  самого  агрегата  (мощность,  ширина  захвата
агр.) и природно-произ-водственными условиями ( рельеф, длина гона,  уровень
организации труда,  тип почвы и т.д.)
Теоретическая производительность:
W=0.1*Bk*Vт*Тсм; Вк – конструктивная ширина захвата,  м;  Vт  –теоретическая
скорость, км/ч, Тсм – время смены, ч.

16.ЭМТП. Технология заготовки измельчённого сена с хранением в траншеях.
Сено убирают при 25% и укладывают как и  силос.  Надо  чтобы  вода  туда  не
попала. Длина резки 10-12 см. КСК-100, Е-280,КПИ-2,4.

17.ЭМТП. Удельное сопротивление машин и характер его изменения.
1)для однотипных машин:  К=Rм/В,  Rм-раб.  сопротивление  машины  на  ровной
поверхности, В- ширина захвата агрегата.
2)для машин, отличающихся как шириной захвата,  так  и  глубиной  обработки.
Кпл=Rпл/В*а; а – глубина обработки.
3)уд. сопр. машин, у которых удельное  сопротивление  машин  пропорционально
весу. Кf=Rм*Gм.
4)машин, у которых привод от ВОМ.
Кп=3,6*Nевом/Vр*В;
Если агрегат комплексный,  то  уд.  сопр.  определяют  как  суму  уд.  сопр.
входящих в него машин.
Уд. сопр. навесных машин на 15-20% меньше.
Факторы, влияющие на уд. сопр. машин:
1.Природно-климатические. Тип, состав  почвы,  наличие  в  почве  каменистых
включений, метеорологические условия. Влияние влажности почвы


130



 100
         20. 22
2.Конструктивные факторы.
тип,  форма,  число  раб.   органов,   материал,   наличие   вспомогательных
устройств, вес, тип и устройство ходового аппарата. Техническое состояние  и
эксплуатационный режим работы.



                                                      острота лезвия.
3.Эксплуатационные.
                                    Чем      тяжелее       почва       ивыше
.                                   скорость, тем больше уд.сопр.



Значение уд. сопр. при изменяющейся скорости:
Кv=К[1+(К(Vрс-V0с).  с  -  показатель  степени,  зависит  от  конструктивных
особенностей. с=1…2.



       V0                Vр

18.ЭМТП. Влияние на производительность агрегата коэффициента рабочих ходов.
W=0.1*Bp*Vp*Tp=0.1*Bk*(*Vт*(v*Тсм*(
 (=((1+(2-1)(р; (1=1-Ттехн/Тсм; (2= 1-Тто/Тсм

19.ЭМТП. Действительная производительность агрегата.
Техническая производительность: W=0.1*Bp*Vp*Tp =0.1*Bk*(*Vт*(v*Тсм*(
Bp - действительная ширина захвата, Vp –раб. скорость.
Для     оценки     различных     рекомендаций     используют     фактическую
производительность. Определяется  делением  реально  выполненной  работы  на
промежуток времени, за который она была выполнена.
W=0.36*Nен*(*Тсм*(/Ка

20.ЭМТП. Скоростная  характеристика дизельного двигателя.

                                Мкр
                                Ne
                                Gт
                                ge

      nmin nm nn nxx
Мкр-момент, Ne-эффект. мощность.Gт –  часовой  расход  топлива;  ge-удельный
расход топлива.
Хол. ход, Работа с небольшой нагр, Работа с нагр. близкой к  ном.  Работа  с
перегрузкой.

21.ЭМТП. Полное рабочее сопротивление  машин с учётом рельефа местности.
Rм=Кмv*bк+Gм*(Д*f; Кмv-удельное сопротивление, bк- ширина захвата, Gм –  вес
навесной машины, (Д- отношение внешней нагрузки трактора за счёт  восприятия
веса навесной машины к весу трактора, f-коэф. сопротивл. качению.
Rм=Кмv*bк+Gм -(Д*(f+-i)

22.ЭМТП. Контроль загрузки двигателя трактора при работе агрегата.
Загрузку двигателя можно определить по  крутящему  моменту,  по  перемещению
рейки топливного  насоса,  по  расходу  топлива,  по  температуре  выхлопных
газов, эффективному давлению в цилиндрах. При отсутствии  приборов  проверку
выполняют  переключением  передач.  Фактическую  загрузку  можно  определить
путём подсчёта оборотов ведущих колёс или звёздочек.
(д= (д=(nх- nк*Iтр)/(nх-nн)<1.

23.ЭМТП. Комплектование машинно-тракторного агрегата.
От комплектования агр. зависит: 1.качество работы, производительность,  срок
выполнения работ.
Основные требования при комплектовании: выполнение основных  агротехнических
требований, оптимальное  соотношение  параметров  энергетической  и  рабочей
частей системы, соответствие  скоростного  режима  к  характеру  и  сущности
технологического  процесса,  высокая  манёвренность   и   удовлетворительная
проходимость, внешние производственные условия.
В   производственных   условиях   агрегатирование   производится    тяговыми
ступенями. Тяговая ступень – тяговое сопротивление неделимого элемента.
Методы:  1.Выбор  раб.  машины  для  выполнения   заданной   технологической
операции, 2.допустимые пределы скорости движения. 3.выбор передач,  4.расчёт
(сколько машин в агрегате).

24.ЭМТП. Технологические схемы внесения органических удобрений.
Внесение твёрдых орг. уд. 1)  2-фазная  технолог.  (перевалочный  метод  при
небольшом расстоянии) навоз вывозится на поле и складывается в штабеля на 1-
2 дня. 2) 1-фазная (прямоточный метод: накопление навоза  ,  вывоз  в  поле,
разброс разбрасывателями, требуется много погрузчиков и разбрасывателей.  3)
технолог.  низкорамных  кузовных   разбрасывателей   (навоз   из   хранилища
доставляется  в  поле   тракторами   и   автомоб.,на   поле   перегрузко   в
разбрасыватель и разброс.) РПН-4.
ПРТ-16 ,РОУ-6, МЛГ-1, КСО-9, 1ПТО-4
Внесение жидких уд. 1)  технолог.  внесения  чистых  растворов  –  с  завода
транспортируют ж/д , затем на станцию хранилища, а из них в  хозяйство,  при
внесении доставляют полевым агрегатом,  минимальная  глубина  заделки  10-12
см.  2)   технология   внесения   суспензий-   для   транспортировки   могут
использоваться цистерны, суспензии могут вносится с заделкой в почву  и  при
подкормке. нормы внесения: 3-10 т/га.
Для внесения аммиака АБА-0,5, АБВ-5.Для внесения суспензии РЖТ-8А(16),  РЖО-
3,6,ПЖ-У-2,5(9).

25.ЭМТП. Баланс времени смены и его составляющие.
Тсм=Тр+Тх+Ттехн+Тто+Тпростои+Тпр.орг+Тпр.
Тр-чистое рабочее время смены. Тх- время холостого движения; Ттехн  –  время
технологических остановок; Тто-  время на проведение ТО в борозде;  Тпростои
–  время  на  простои  по  неисправности;  Тпр.орг-  время  на  простои   по
организац. причинам.
(=Тр/Тсм; (движ=Тр/Тдвиж. (=((1+(2-1)(р;
(1=1-Ттехн/Тсм; (2= 1-Тто/Тсм
Тсм=Тео+Тпн+Тер+Тчв+Тт+Ттн+Теп+Тол+Тн+Тр
Тео-продолжительность ежесменного  ТО.  Тпн-  ПОТЕРИ  ВРЕМЕНИ  НА  ПОЛУЧЕНИЕ
НАРЯДА;  Тер-ВРЕМЯ ПЕРЕЕЗДОВ АГРЕГАТА К МЕСТУ РАБОТЫ И ОБРАТНО.    Тхв-время
холостого  хода;  Тт-  время  технологического  обслуживания,  Ттн   –потери
времени на устранение технических и  технологических  отказов;  Теп-  потери
времени на переезд с одного поля на другое; Тол - потери времени на отдых  и
личные надобности. Тн- потери времени по нетеологическим, организационным  и
др. причинам. Тр – время чистой работы.

26.ЭМТП. Посев зерновых с постоянной технологической колеёй.
Осн. задача – равномерное распределение  семян  по  площади  с  определённой
нормой  высева,  заделкой  семян  на  определённую  глубину  и   обеспечение
контакта семян с влажными слоями почвы.
Агротребования: проведение посева  в  лучшие,  сжатые  сроки,  равномерность
высева семян,  отклонение  от  нормы  3%,  равномерность  заделки  семян  на
заданную глубину, прямолинейность рядков посева, равномерность  расположения
междурядий, недопустимость огрехов и пересевов.
Подготовка поля к посеву: поле выравнено, развальных борозд не должно  быть,
не должно быть раст. остатков.  На  концах  загона  должны  быть  поворотные
полосы, движение агрегата поперёк.
Способ  движения  челноком.  Не  требуется  разбивка  на  загоны,   простота
движения,  высокое  качество  сева.  Недостатки:   требуется   двухсторонний
маркер.  Всвал-вразвал:   односторонний   маркер,   удобство   обслуживания,
беспетлевые повороты; недостатки: требуется точная разбивка поля на загоны.
Через 10,8 прокладывается колея, для этого выключают высевающие  аппараты  и
несколько рядков остаётся незасеянными. По ней перемещаются машины.
Контроль качества: ширина стыковых междурядий, глубина заделки.

27.ЭМТП. Коэф. использования времени смены и его определение.
(=Тр/Тсм; (движ=Тр/Тдвиж. (=((1+(2-1)(р;
(1=1-Ттехн/Тсм – учитывает  простои  по  технологическим  причинам;  (2=  1-
Тто/Тсм – учитывает остановки на ТО.

28.ЭМТП. Технология заготовки подвяленного силоса.
Скашивание – подвяливание в прокосах  до  60-65%  -  выгребание  в  валки  –
подбор валков – измельчение.

29.ЭМТП.  Определение  максимальной   ширины   захвата   машинно-тракторного
агрегата.
Простой  непахотный:  Вmax=Ркр.ном/Кмv,  Кмv-  суммарное  удельное   тяговое
сопротивление.
Простой пахотный: Вmax=Ркр.ном/Кмv,  Кмv=Коv*а, а – глубина.
Комплексный: Вmax=Ркр.ном/(Кмv;
Навесной агрегат: Вmax=Ркр.ном/Кн.мv+gн(д f; (д-коэф.  догрузки  колёс.  gн-
удельная масса машины. f – коэф. сопротивления качению трактора.

30.ЭМТП. Технология заготовки силоса.
Из свеже скошенных трав. Скашивание – измельчение – погрузка в  транспортное
средство – транспортировка к месту хранения –  закладывание  траншеи.  Длина
резки – 4-5 см. Срок закладки 3-4 дня.

31.ЭМТП. Аналитический метод расчёта агрегата.
Определение максимальной ширины захвата агрегата.
Простой  непахотный:  Вmax=Ркр.ном/Кмv,  Кмv-  суммарное  удельное   тяговое
сопротивление.
Простой пахотный: Вmax=Ркр.ном/Кмv,  Кмv=Коv*а, а – глубина.
Комплексный: Вmax=Ркр.ном/(Кмv;
Навесной агрегат: Вmax=Ркр.ном/Кн.мv+gн(д f; (д-коэф.  догрузки  колёс.  gн-
удельная масса машины. f – коэф. сопротивления качению трактора.
Определение кол-ва машин в агр.: mм=Вmax/вмаш., округляем в целую сторону.
Выбор сцепки: Фс=(n-1)*в. По фронту сцепки выбирают сцепку.
Определение  фактической  ширины   захвата   агрегата:   В=   m`м*   вкорп..
Определение тягового сопротивления агрегата: Rам=  m`м*  вк*Кам+g*gc  *fc  .
Проверка загрузки трактора: (кр = Rам/Ркр.н<1.

32.ЭМТП. Производительность транспортных средств.
W=0.0036*m*V*(=0.0036*П*(
m-масса  перевозимого  груза,  кг.  V  –  скорость  агрегата.  (   -   коэф.
использования времени смены. П – чистая производительность.
Wm=W/(0.001*l)=3.6*П*(/l
(=(hw-aw*П)/(1+Kw*П); hw,aw,Kw- коэф. зависящие от  класса  груза  и  группы
дорог.

33.ЭМТП. Расчёт состава навесного пахотного агрегата.
Простой пахотный: Вmax=Ркр.ном/Кмv,  Кмv=Коv*а, а – глубина;  Коv-  удельное
тяговое сопротивление с учётом скорости.
Определение числа  корпусов:  mм=Вmax/вкорп.,  округляем  в  целую  сторону.
Определение  фактической  ширины   захвата   агрегата:   В=   m`м*   вкорп..
Определение тягового сопротивления агрегата: Rам= m`м*  вкорп*Кам.  Проверка
загрузки трактора: (кр = Rам/Ркр.н<1.
34.ЭМТП. Методы расчёта погектарного расхода топлива.
(=Gт.см/Wсм=(Gтр*Тр+Gтх*Тх+Gто*То)/W*Тсм
G-часовой расход топлива, Т – продолжительность работы  двигателя  в  данном
режиме.
Тр=Тсм*(; Тх=Sх/Vх; То-из баланса времени смены.
(=gе *PN(1+(T)/0,36; (T-коэф. увеличения расхода топлива (0,03-0,08).

35.ЭМТП. Расчёт состава комплексного агрегата.
Определение max ширины (культиватор +каток):
Вmax=Ркр/Км; Км=Ккульт + Ккатка; Определение числа машин: nм=Вmax/bк;  Выбор
сцепки: Ф=(n-1)*Вм; Определение тягового  сопротивления:  Rа=Rм+Rсц=nм*bк*Км
+ g*gм*f; Проверка загрузки трактора: (=Rа/Ркр<1.
К=Ко[1+(vp-vo)*(C/100]

36.ЭМТП.    Использование    тяговой    характеристики     тракторов     для
эксплуатационных расчётов.
По тяговой характеристике трактора с достаточной для  практических  расчётов
точностью можно определить: 1)основные эксплуатационные  свойства  трактора;
2)Режим   нагрузки   двигателя   на   каждой   передаче;   3)Режимы   работы
соответствующие максимальному тяговому КПД и минимальному удельному  расходу
топлива. 4)Можно установить оптимальный режим работы по критерию  (т.max  на
той передаче, где мы имеем  максимальное  значение  тяговой  мощности.  5)По
значению  допустимой  величины  буксования  можно   установить   исп.   тяг.
характеристику Ркр.доп, Vр.доп, gдоп.

37.ЭМТП. Производительность комбайна.
W=36qк/q(1+(к);  qк-пропускная  способность  комбайна;  q-урожайность,   (к-
отношение массы соломы и половы к массе зерна.

38.ЭМТП. Мероприятия по снижению удельного сопротивления машин.
1)Конструктивные:   применение   навесных   машин,   машин,    оборудованных
пневматическими шинами, улучшение качества раб. органов за  счет  применения
спец. покрытий поверхностей, уменьшение веса машин.
2)Технологические:  совершенствование  раб.   органов   в   соответствии   с
требованиями   рационализации    технологического    процесса,    применение
комбинированных агрегатов.
3)Эксплуатационные: своевременное ТО, выбор наиболее  рациональных  способов
движения агрегатов, работа при  оптимальном  состоянии  почвы,  выравнивание
полей, ликвидация закустаренности.



39.ЭМТП. Расчёт количества  транспортных  средств  для  работы  с  силосными
комбайнами.
Необходимое   кол-во    машин    для    отвозки    массы:    nтр=tp    /tзк;
tр=tзагр+tдвиж+tразгр; tдвиж=2S/v;
tзагр =Vк*(*10/Вр*vр*I; tразгр=0.1 ч.
объём*плотность/раб. ширина зачв.*раб. скорость*урожай. Кол-во  бульдозеров:
n=М/Qб;
М – масса заложенного силоса за смену, Qб- производительность бульдозера.

40.ЭМТП. Пути повышения производительности машинно-тракторных агрегатов.
1)На стадии проектирования:  должны  быть  заложены  прогрессивные  принципы
высокопроизводительной работы  (выбраны  оптимальные  параметры,  обеспечена
высокая  надёжность  машин,  созданы  благоприятные   условия   для   работы
обслуживающего персонала)
2)В   процессе   эксплуатации:   оптимальное    комплектование    агрегатов,
обеспечение быстрой доставки агрегатов и  механизаторов  к  месту  работы  и
обратно, правильная  настройка  раб.  органов,  выбор  оптимальных  способов
движения, соответственная  подготовка  полей,  обеспечение  высокого  уровня
технического,  технологического  и  других  видов  обслуживания  в  процессе
работы  агрегата,  применение  прогрессивных  организационных  форм   работы
агрегата.

41.ЭМТП. Расчёт количества  транспортных  средств  для  работы  с  зерновыми
комбайнами
Отвозка      зерна:      n=tp/(tзагр      +tразгр       );       tзагр=V*(1-
(c)*(/3600*q;tp=tpазгр*nб+tзагр(nб-1)+2L/vсред.техн+t р.м.
Отвозка соломы: nп =tp/tпогр; tпогр=(см*Qп/W
n=Wп*nп/(см*Qп; (см- статич. коэф. использования грцзоподъёмности.

42.ЭМТП. Виды и способы движения агрегата.
Классификация:
1)по  характеру  разбивки  поля   на   загоны;   2)по   числу   одновременно
обрабатываемых загонов; 3)по направлению раб. ходов; 4) по виду поворота.
1.Загонные  и  беззагонные.3.гоновые,  круговые,  диагональные.  На   основе
различных сочетаний гоновых способов могут быть  получены  комбинации.  4.по
виду поворота: петлевые и беспетлевые.
Способы: челночный, всвал, вразвал, чередование всвал -  вразвал  (нечётные-
всвал, чётные - вразвал, при этом количесво свальных  гребней  и  развальных
борозд уменьшается в 2 раза), комбинированный(  все  повороты  беспетлевые),
перекрытием, круговой, диагональный.
Челночный          всвал               вразвал



  Комбинированный      Круговой    Перекрытием
    беспетлевой



Челночный  способ   при   культивации   дисковании,   бороновании,   посеве,
прикатывании,  вспашке   оборотными   плугами.   Способы   всвал,   вразвал,
чередование – при вспашке отвальными  плугами.  Комбинированный  беспетлевой
эффективен при  вспашке  отвальными  плугами.  Желательно  применять,  когда
нежелательны петлевые повороты из-за больших масс агрегата. Способ  движения
перекрытием  на  сплошной  культивации,  на  междурядной  обработке,   когда
агрегат широкозахватный и нужны беспетлевые повороты. Ширина  загона  кратна
ширине захвата агрегата. Круговой способ  движения  целесообразно  применять
для движения жатвенных агрегатов, косилок.

43.ЭМТП. Движущая сила агрегата при достаточном сцеплении ходового  аппарата
с почвой и её определение.
Движущая сила – направленная  вперёд  внешняя  сила  создаваемая  двигателем
агрегата при наличии гориз. реакции почвы равной  сумме  сопротивления  всех
внешних сил действующих на агрегат в направлении его движения.



Наибольшая величина движ. силы ограничивается двумя независимыми  факторами:
вел-ной касат. силы тяги  и  вел-ной  силы  сцепления  ведущего  аппарата  с
почвой.
Основные причины, влияющие на сцепление  аппарата  с  почвой:  1)физико-мех.
свойства почвы, 2)растительный  покров,  3)  вес,  приходящийся  на  ведущий
аппарат, 4)конструкция вед. аппарата.
На слабых почвах движущую силу ограничивает максимальная сила  сцепления,  а
на плотных - Рк.
Коэф.  сцепления  (()  можно  увеличить   понижением   давления   в   шинах,
увеличением числа ведущих  колёс,  заливкоё  в  шины  воды,  мех.  и  гидро.
увеличителями сцепного веса.
При допустимом буксовании: (=Рк.max/Gc.
При  допустимых  сцепных  свойствах  наибольшая  величина   Рк   принимается
численно равной касат. силе тяги.
Рк=Мк/Rк=10000*Ne*iтр*(м/Rк*nдв.;

44.ЭМТП. Определение местонахождения пункта ТО.
По потере производительности при расположении пункта в одном из отделений.
Wм=n*m*(*2S/v; n=Qсм/tTO-1; (- коэф.;
Qсм=(*Тсм*Gт; Gт- расход топлива.

45.ЭМТП.   Единицы   учёта   механизированных    работ    (перевод    объёма
механизированных работ в условные эталонные гектары).
Ус.эт.га. – объём работ, соответствующий 1 га вспашки в  эталонных  условиях
(Ко=50кН/м, а=20 см, L=800 м, W=20%,) Wуэ  –  часовая  эталонная  выработка,
Wуэ=(уэ, Wсм.уэ=Wуэ*Тсм;
Перевод: (уэ=Wсм.уэ*Н, Н-кол-во нормосмен.

46.ЭМТП. Способы  движения  агрегата.  Факторы  определяющие  выбор  способа
движения.
Классификация:
1)по  характеру  разбивки  поля   на   загоны;   2)по   числу   одновременно
обрабатываемых загонов; 3)по направлению раб. ходов; 4) по виду поворота.
1.Загонные  и  беззагонные.3.гоновые,  круговые,  диагональные.  На   основе
различных сочетаний гоновых способов могут быть  получены  комбинации.  4.по
виду поворота: петлевые и беспетлевые.
Способы: челночный, всвал, вразвал, чередование всвал - вразвал (нечётные  -
всвал, чётные - вразвал, при этом количесво свальных  гребней  и  развальных
борозд уменьшается в 2 раза), комбинированный(  все  повороты  беспетлевые),
перекрытием, круговой, диагональный.
Челночный          всвал               вразвал



  Комбинированный      Круговой    Перекрытием
    беспетлевой



Челночный  способ   при   культивации   дисковании,   бороновании,   посеве,
прикатывании,  вспашке   оборотными   плугами.   Способы   всвал,   вразвал,
чередование – при вспашке отвальными  плугами.  Комбинированный  беспетлевой
эффективен при  вспашке  отвальными  плугами.  Желательно  применять,  когда
нежелательны петлевые повороты из-за больших масс агрегата. Способ  движения
перекрытием  на  сплошной  культивации,  на  междурядной  обработке,   когда
агрегат широкозахватный и нужны беспетлевые повороты. Ширина  загона  кратна
ширине захвата агрегата. Круговой способ  движения  целесообразно  применять
для движения жатвенных агрегатов, косилок.


47.ЭМТП.  Движущая  сила  агрегата  при  недостаточном  сцеплении   ходового
аппарата трактора с почвой и её определение.
Движущая сила – направленная  вперёд  внешняя  сила  создаваемая  двигателем
агрегата при наличии гориз. реакции почвы равной  сумме  сопротивления  всех
внешних сил действующих на агрегат в направлении его движения.



Наибольшая величина движ. силы ограничивается двумя независимыми  факторами:
вел-ной касат. силы тяги  и  вел-ной  силы  сцепления  ведущего  аппарата  с
почвой.
Основные причины, влияющие на сцепление  аппарата  с  почвой:  1)физико-мех.
свойства почвы, 2)растительный  покров,  3)  вес,  приходящийся  на  ведущий
аппарат, 4)конструкция вед. аппарата.
На слабых почвах движущую силу ограничивает максимальная сила сцепления.
( можно увеличить понижением давления в  шинах,  увеличением  числа  ведущих
колёс, заливкоё в шины воды, мех. и гидро. увеличителями сцепного веса.

48.ЭМТП. Диагностирование агрегатов гидросистемы трактора.
Техническое состояние гидросистемы  наиболее  точно  характеризует  объёмный
КПД насоса.
(=Qд/Qт   (действительная   производительность   на    теоретическую).    Он
характеризует потери производительности насоса  из-за  утечек  масла  внутри
насоса. Qт=q*n/1000; q-теоретическая подача за 1 оборот  вала  насоса.  Если
(<0,6 – насос необходимо снимать с трактора.
Диагностирование   распределителя:   предохранительный   клапан,   механизма
автоматического возвращения золотника, корпус золотника.
Диагностирование клапана регул. хода поршня силового цилиндра.

49.ЭМТП. Планирование технического обслуживания МТП. Система ТО, принятая  в
стране.
Число кап. рем. : nкап=вп*nм/вк; вп-планируемая среднегодовая наработка; nм-
 ожидаемое число машин, вк- средняя наработка до кап. ремонта.
Число тек. рем: nтек=вп*nм/втек- nкап
Число тек. рем: nто-3=вп*nм/вто-3- nкап- nтек
Число тек. рем: nто-2=вп*nм/вто-2- nкап- nтек- nто-3
Число тек. рем: nто-1=вп*nм/вто-1- nкап- nтек- nто-3- nто-2

50.ЭМТП. Как определить подачу насоса гидросистемы трактора.
Подачу определяют на стенде КИ-4815М сняв насос с  трактора.  qа=Qg/(n;  qа-
объёмная подача; Qg  –  объём  рабочей  жидкости  (из  пасп),  (n  –  кол-во
оборотов вала по счётчику стенда.
Qт=q*n/100; Qт-теор. производит.
Подачу можно определить прибором КИ-1097Б не снимая насос. Схема подключ.
                          насос+бак+КИ-1097Б


На приборе заворачивают винт до давления 100 кг/см  и  определяю  подачу  по
шкале прибора.

51.ЭМТП. Коэф. использования времени движения.
(ДВ=Тр/(Тр+Тх)=1/(1+Sх*Vр/Vр*Vх)=
1/(1+(Vр/Vх)*((1-(р)/ (р; (р-коэф. раб. ходов.

52.ЭМТП. Дать порядок проверки момента начала подачи топлива и  правильность
установки топливного насоса на МТЗ-82
Поршень первого цилиндра при такте сжатия приводят в ВМТ, отводят  кол.  вал
назад на 25-270;  на  первую  секцию  насоса  вместо  штуцера  устанавливают
моментоскоп. Ключом проворачивают вал насоса, пока в трубке моментоскопа  не
появится топлива. Отводят вал на 30-600; стряхивают топливо из  трубки,  так
чтобы был виден  его  уровень-мениск.  После  этого  осторожно  вращают  вал
насоса по ходу вращения. Как только мениски  дрогнет,  вращение  прекращают.
Насос подготовлен.

53.ЭМТП. Разработка плана графика технического обслуживания МТП.
План график ТО составляется на основе плана  тракторных  и  механизированных
работ, установленной периодичности ТО и ремонта и данные о  техн.  состоянии
каждой машины к началу планируемого периода (наработка от начала экспл.  или
поседнего ремонта).
кол-во                    Q

Способы  корректировки   графика:   замена   агрегатов,   изменение   сроков
выполнения работ, изменение продолжительности работ в теч. дня.
.
54.ЭМТП.  Диагностирование  и   ТО   гидроусилителей   рулевого   управления
колёсного трактора.
Зазор в паре  червяк-сектор  регулируется  прокладками,  осевое  перемещение
вала – болтом, соединить нагнетательный трубопровод  насоса  с  дросселем  –
расходомером насоса ДР-70, другой трубопровод –  в  сливной  бак  с  маслом.
Установить максимальную  подачу.  Установить  на  ДР-70  50кг/см  на  лимбе.
Стрелка покажет подачу насоса на лимбе. Умножить её на 0,71 – это  действит.
подача.
Нагнетательный трубопровод соединить с клапаном, а сливную – в  бак.  Колёса
поворачиваем до упора и удерживаем, на дросселе установить  50кг/см  и  лимб
покажет  подачу,  умножить  на  0,71.   Разница   между   подачами   покажет
отклонение. Смотрим таблицу и определяем отклонение от наработки.

55.ЭМТП.  Буксование  ходового  аппарата  трактора   (   определение,   пути
уменьшения)
(=(nр –nх)/ nр, nр- число оборотов ведущих колёс на раб. ходу.  Неточно:  не
учитывается буксование на холостом ходу, не учитывается извилистость.
(=С*Ркn/Ссц; С- коэф. пропорциональности,  Рк-  касательная  сила  тяги,  n-
показатель степени. Ссц- сцепной вес трактора.
Коэф. использования эксплуатационного веса:
(кр=Ркр/G; G- эксплуат. вес трактора.  (=f((кр)
(
                                              (=а*(кр/(в-(кр);
                                      а и в – эксплуатационные коэф.


                                   (кр
Способы уменьшения (: 1)работа на более высоких скоростях,  так  как  меньше
будет тяговое усилие; 2)меры по повышению сцепного веса трактора.

56.ЭМТП. Места,  виды  и  способы  хранения  техники.  Перечислить  основные
операции при постановке зерновых комбайнов  на хранение.
Большинство с/х  машин  80-90%  в  году  не  используются,  а  находятся  на
хранении. Величина  износа  машин  за  неработающий  период  пропорциональна
длительности этого периода. Чтобы уменьшить это,  машины  нужно  готовить  к
хранению.
Способы  хранения  машин:   1)межсменное   хранение   (перерыв   10   дней),
2)кратковременное (для машин, которые  не  используются  не  более  2  мес.)
3)длительное (ставят после окончания  сезона  работ,  а  так  же  перерыв  в
использовании более 2 мес.)
Машины   к   межсменному   и   кратковременному   хранению    подготавливают
непосредственно после окончания их работы, к длительному  –  не  позднее  10
дней, кроме машин работающих с ядохимикатами.
На межсм. и кратк. тракторы ставят комплектными.
Способы: закрытый (в помещении, куда  не  поступают  осадки  и  тд.,  хранят
сложные дорогостоящие машины,  хранят  снятые  с  машины  отдельные  узлы  и
агрегаты.);  открытый (на открыты площадках, машины следует  располагать  по
маркам, видам в соответствии со сроками их  использования);  комбинированный
(сочетание закр. и откр.)
Комбайн: Агрегаты, узлы, детали, подверженные коррозии,  снять  и  сдать  на
склад. Очищают от грязи и т.д. Разгружают рессоры, давление в шинах  до  70-
80%. В масло в картере 3-5% присадки ингибитора АКОР, дать поработать  10-15
мин. В цилиндры залить это же масло, провернуть коленвал  на  5-6  оборотов.
Форсунки промыть, смазать, поставить обратно.
В  топливо  добавить  АКОР,  залить  полный  топливный  бак,   запустить   и
заглушить. В  гидросистему  добавить  моющую  присадку.  Систему  охлаждения
промыть, удалить накипь,  слить  воду,  продуть  сжатым  воздухом.  Провести
дефектацию приводных ремней и цепей, годные ремни проваривают в масле.

57.ЭМТП. Определение состава звена мастеров-наладчиков.
Определить среднемесячные затраты труда за период
Нсм=(Нм/nмес.Нсм – среднемес. затр. труда. Нм – наибольшие затраты труда; n-
 кол-во мес. с макс. затратами труда.
Фонд рабочего времени мастера наладчика: Тф=t*(*Др.
t- время смены, ( - коэф. исп. времени смены, Др –  кол-во  рабочих  дней  в
мес. Кол-во мастеров наладчиков: n=0,6*Нсм/Тф

58.ЭМТП. Диагностирование цилиндропоршневой группы дизелей
Методы: прогрев двигателя до 30-600. Метод ослушивания: сначала  со  стороны
противоположной системе газораспределения. При ослушивании изменять  обороты
коленвала,  использовать  метод  исключения.  Ослушивают  хорошо   прогретый
двигатель. Метод субъективен, нужен  опыт.  По  дымлению:  при  этом  методе
можно установить достаточно  ли  совершенно  горение,  не  выбрасывается  ли
часть  несгоревших   продуктов.   3   способа   оценки   степени   дымления:
а)визуальный, б)осаждение несгоревших частиц на  бумагу,  в)фотометрический.
Визуальный: по интенсивности дымления 3 стадии: бездымный, лёгкий  дым  (при
лёгких изменениях режимов работы), густой  дым  (неисправность);  по  цвету:
белый(  вода  в  топливе,  неполное  сгорание),  светло  или   тёмно   синий
(неисправность форсунок, повышенный расход  масла),  чёрный  или  коричневый
(избыток  топлива,   нарушение   момента   подачи   топлива,   неисправность
форсунок). б) держать 10-15 сек, 1000 выхлопов на  расстоянии  0,5  диаметра
выхлопной трубы и сравнить с эталоном. t=30*В*(/i*n. В=1000,  (-  тактность,
I – количество цилиндров.

в)



по угару масла в картере.
Ne=Рт*n*0,736/1000*(; (=0,96, Рт - показание силового ; n –по тахометру.
Gт=3,6Gon/Топ



59.ЭМТП. Пути улучшения эксплуатационных свойств трактора.
1)Конструктивные:   применение   навесных   машин,   машин,    оборудованных
пневматическими шинами, улучшение качества раб. органов за  счет  применения
спец. покрытий поверхностей, уменьшение веса машин.
2)Технологические:  совершенствование  раб.   органов   в   соответствии   с
требованиями   рационализации    технологического    процесса,    применение
комбинированных агрегатов.
3)Эксплуатационные: своевременное ТО, выбор наиболее  рациональных  способов
движения агрегатов, работа при  оптимальном  состоянии  почвы,  выравнивание
полей, ликвидация закустаренности

60.ЭМТП. Уравнение движения машинно-тракторного агрегата.
Машинно-тракторный  агрегат  представляет   собой   систему   твёрдых   тел,
связанных между собой твёрдыми и упругими элементами.
Действуют движущая сила (Рк) и  сила  сопротивления  движению  (Рс).   dv/dt
=(Рк-(Рс)/Мп;  Мп – приведённая масса агрегата.