Банковское дело

Лекция 1.


Вопрос 1.6. Критерии оценки качества работы банковского менеджера.

Основные  финансовые  характеристики ,  по  которым  акционеры  Банка  могут
определить  результативность  и  эффективность   работы   его   менеджмента,
являются  в  первую  очередь  показатели   прибыльности,   т.е.   финансовые
показатели, расчиты-
ваемые  в  отношении к прибыли Банка.

К ключевым показателям прибыльности Банка относят в первую очередь:

Прибыль на собственный                 Чистая прибыль после налогообложения
( акционерный ) капитал (ROE) =     Акционерный капитал
Return on Equity (чистый доход)

Прибыль на                   Чистая прибыль после налогообложения
единицу активов (ROA)  =          Совокупные активы
Return on Assets
(чистый доход на активы)
Чистая процентная маржа =    Процентный доход - Процентный расход
                                        Активы

Чистая непроцентная маржа =  Непроцентный доход - Непроцентный расход
                                        Активы


                            Операционные доходы -
Чистая маржа операционной =  - Операционные расходы
 прибыли банка                    Активы


Многие банки предпочитают  использовать  при  расчете   при  расчете  чистой
процентной и непроцентной маржи  в  качестве  знаменателя  доходные  активы.
Доходные активы -  это  активы,  приносящие  доход  в  форме  процентов  или
комиссии.

Основной  смысл  показателей  прибыльности  заключается   в   количественной
характеристике   определенного   аспекта   прибыльности   банка.    Например
показатель ROA - определяет прежде всего  эффективность  работы  менеджмента
банка., так как он  показывает,  насколько  менеджеры  банка  справляются  с
задачей извлечения прибыли из активов банковского учреждения.

С другой стороны показатель  ROE  -  измеритель  доходности  для  акционеров
банка,  так  как  он  показывает   приблизительный  размер  чистой  прибыли,
получаемый  акционерами  от  инвестирования  своего  капитала,  а  значит  ,
соответственно  и  уровня  риска,  на  который  они  идут,  предоставляя   в
управление менеджменту банка свои средства.)

В зависимости от выбранной стратегии организации  менеджментом  банка  могут
устанавливаться другие дополнительные цели и параметры, такие  как  например
увеличение валюты баланса ( как в национальной валюте , так и  в  долларовом
эквиваленте  ),      или  ориентированные  на  число  клиентов  определенной
группы
( например, физических лиц).



Лекция 2.

Наше время - это время  интенсивного  развития  банковского  бизнеса,  время
активного внедрения и распространения принципиально новых банковских  услуг,
финансовых новшеств и  экспериментов.  Среди  причин  ,  влияющих  на  столь
значительное расширение и обновление ассортимента банковских услуг ,  прежде
всего можно назвать следующие:
n постоянно усиливающаяся  конкуренция между банками и прочими  финансовыми
  организациями,
n делигилирование банковского финансового сектора
n дальнейшее «размывание»  национальных  границ финансовых рынков,
n международные нормы  регулирования  капитала  и  поиск  новых  источников
  доходов от банковских услуг. Новые стандарты побуждают банки  увеличивать
  свой капитал и одновременно с этим снижать долю рисковых активов в  своих
  балансах.
n постоянное совершенствование  и обновление  банковских технологий
n влияние размеров банка. Первое, что может сделать банк по  мере  роста  -
  это расширить  свое  сервисное  меню.  Тем  более,  что  цель  менеджеров