Контрольная по финансам

Содержание:

I. Cоциально-экономическая сущность и роль бюджета государства. Состав и
 структура доходов и расходов федерального
 бюджета._____________________________________________стр. 2

1. Социально-экономическая сущность бюджета
 государства____________________________________________стр. 2

2. Состав и структура доходов и расходов федерального
 бюджета_______________________________________________стр. 5

II. Денежные доходы предприятий, и финансовые результаты их
   деятельности_________________________________________стр. 8

III. Расчётно-аналитическое задание _______________________стр. 11

IV. Список литературы ___________________________________стр. 12



I. Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства. Состав и
   структура доходов и расходов федерального бюджета.

    1.1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства.

      В любой стране  государственный  бюджет  –  ведущее  звено  финансовой
системы. Он объединяет главные доходы и  расходы  государства.  Бюджет  есть
единство основных финансовых категорий (налогов,  государственного  кредита,
государственных расходов) в их действии, т.е.  через  бюджет  осуществляются
постоянная мобилизация ресурсов и их расходов.
            Государственный бюджет представляет  собой  основной  финансовый
план государства на текущий год, имеющий силу  закона.  Бюджет  утверждается
законодательным органом власти – парламентом.
             Республиканский бюджет РФ (или  федеральный  бюджет  России)  –
главное  звено  бюджетной  системы.  Он  выражает   экономические   денежные
отношения,   опосредствующие    процесс    образования    и    использования
централизованного  фонда  денежных  средств  государства,   и   утверждается
Федеральным Собранием Российской Федерации  как  закон.  Через  этот  бюджет
мобилизуются средства предприятий различных форм  собственности  и  частично
доходы населения. Они направляются на  финансирование  народного  хозяйства,
социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности  страны,  на
содержание  органов  государственного   управления,   финансовую   поддержку
бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга,  создание
государственных материальных и финансовых резервов и другие.
                Централизация   средств   имеет   важное   экономическое   и
политическое  значение,  поскольку  мобилизуемые  доходы  служат  одним   из
главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий.  Это
даёт возможность  маневрировать  ресурсами,  сосредоточить  их  на  решаящих
участках  экономического  и  социального   развития,   осуществлять   единую
экономическую и финансовую политику на территории страны.
      Основными функциями бюджета являются:
- перераспределение национального дохода и ВВП;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
-        финансовое         обеспечение         социальной         политики;

      - контроль за образованием и  использованием  централизованного  фонда
денежных средств.
          Федеральный   бюджет   –   основное    орудие    перераспределения
национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется  около  30%
ВВП.  Бюджет  широко  используется  для  межотраслевого  и  территориального
перераспределения  финансовых  ресурсов   с   учётом   требований   наиболее
рационального размещения производительных сил, подъёма экономики и  культуры
на всей территории России, включая республики, края, области, районы.
          Через  расходы  и  налоги  бюджет  выступает  важным  имструментом
регулирования   и   стимулирования   экономики   и   инвестиций,   повышения
эффективности производства. Государственная поддержка оказывается  передовым
отраслям  хозяйства  –   авиастроению,   космическим   программам,   атомной
промышленности, энергомашиностроению и  некоторым  другим.  Такая  поддержка
связана также с реализацией высокоэффективных  и  быстроокупаемых  проектов.
Для  регулирования  экономики  должна   активно   использоваться   налоговая
политика путём применения соответствующего налогового механизма.
           Важное  значение  имеет   социальная   направленность   бюджетных
средств. Культура  в  широком  смысле  –  один  из  центральных  компонентов
экономического развития. Ускоренное  развитие  человеческих  способностей  –
главный двигатель человеческого прогресса. В социальной политике  приоритеты
– поддержка наименее защищённых  слоёв  населения  (пенсионеров,  инвалидов,
студентов, малообеспеченных  семей),  а  также  функционирование  учреждений
здравоохранения, образования и культуры.  Должны  быть  существенно  усилены
гарантии  социальных  и  экономических  прав  граждан   России,   проводится
активная  социальная  политика,  обеспечивающая  адресную  защиту  социально
слабых  слоёв  населения,  обеспечено  эффективное  использование   денежных
средств, выделяемых на социальные цели, на решение жилищной проблемы.
           В условиях углубления рыночных реформ основные  задачи  бюджетной
политики состоят в следующем:
   1) удержать экономику от спада производства;
   2) обеспечить финансовую стабилизацию;
   3) стимулировать инвестиционную активность,  добиваться  увеличения  доли
      накопления в национальном доходе;
   4)  сократить  непроизводительные  расходы  бюджета  на   государственные
      дотации отдельным отраслям сферы материального производства;
   5)   укрепить   доходную   базу   бюджета   за   счёт   совершенствования
      налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;
   6) создать  систему  действенного  финансового  контроля  за  эффективным
      использованием государственных расходов;
   7) усилить контроль за величиной государственного долга.[1]



   2. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета.


    Министерство финансов Российской  Федерации  и  Министерство  Российской
Федерации по налогам  и  сборам  в  целях  обеспечения  полноты  поступлений
доходов от уплаты налогов и сборов в бюджетную систему Российской  Федерации
разъясняют следующее.
    Доходы бюджетов разных уровней бюджетной  системы  Российской  Федерации
формируются  в  соответствии  с  бюджетным  и  налоговым   законодательством
Российской Федерации.
    Налоговым    законодательством    Российской    Федерации    установлена
исключительно денежная форма исполнения  налогоплательщиком  обязанности  по
уплате налогов и сборов.
Согласно  бюджетному  законодательству  Российской  Федерации   формирование
доходов бюджетов  разных  уровней  бюджетной  системы  Российской  Федерации
осуществляется за счет денежных средств, зачисленных в доходы бюджетов.[2]

    Виды доходов бюджетов:

    1. Доходы бюджетов образуются за  счет  налоговых  и  неналоговых  видов
доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
    2.   К   налоговым   доходам   относятся    предусмотренные    налоговым
законодательством Российской Федерации федеральные, региональные  и  местные
налоги и сборы, а также пени и штрафы.
    3. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек  и  рассрочек  по
уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет  полностью  учитывается
в доходах соответствующего бюджета.
    4. К неналоговым доходам относятся:
    доходы от использования имущества, находящегося  в  государственной  или
муниципальной собственности;
    доходы  от   платных   услуг,   оказываемых   бюджетными   учреждениями,
находящимися в ведении  соответственно  федеральных  органов  исполнительной
власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской   Федерации,
органов местного самоуправления;
    средства, полученные в результате  применения  мер  гражданско-правовой,
административной  и  уголовной  ответственности,   в   том   числе   штрафы,
конфискации, компенсации, а также средства, полученные в  возмещение  вреда,
причиненного   Российской   Федерации,   субъектам   Российской   Федерации,
муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
    доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов  других  уровней
бюджетной системы Российской Федерации,  за  исключением  бюджетных  ссуд  и
бюджетных кредитов;
иные неналоговые доходы.[3]

           Расходы бюджета - денежные средства, направляемые  на  финансовое
обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
             Расходы федерального бюджета РФ классифицируются:
         - по своей роли в процессе воспроизводства – на затраты, связанные
           с  финансированием  материального  производства  и   содержанием
           непроизводственной сферы;
         - по функциональному назначению –  на  расходы  на  финансирование
           народного хозяйства, социально-культурных  мероприятий,  обороны
           страны, содержание аппарата  управления,  на  правоохранительную
           деятельность  и  обеспечение  безопасности,  на  фундаментальные
           исследования  и  содействие  научно-техническому  прогрессу,  на
           расходы по обслуживанию государственного долга. Каждая из  групп
           расходов делится по ведомственному признаку.
            Все  расходы  бюджета  состоят  из  текущих  расходов  и  затрат
капитального  характера.  Основная  часть  средств  приходится  на   текущие
расходы, включающие закупки товаров и услуг,  оплату  труда  государственных
служащих, начисления на заработную плату, платежи  по  внутренним  займам  и
государственному внешнему  долгу  и  другие.  Капитальные  расходы  включают
капитальные  вложения  в  основные  фонды,   капитальное   строительство   и
капитальный ремонт.
          В условиях  перехода  на  рыночные  отношения  структура  расходов
федерального   бюджета   претерпевает   существенные   изменения   –   резко
сокращаются бюджетные ассигнования на народное хозяйство,  прежде  всего  на
централизованные капитальные вложения.

       Расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета:

 - Общегосударственное управление (обеспечение  деятельности   Президента
РФ, федеральных органов власти и их территориальных органов);

 - Функционирование федеральной судебной системы


 - Осуществление международной деятельности


 - Национальная оборона и обеспечение безопасности государства

 - Фундаментальные научные исследования

 - Исследование и использование космического пространства

 - Обслуживание и погашение государственного долга

 - Проведение выборов и референдумов РФ

 - Прочие расходы



II. Денежные доходы предприятий и финансовые результаты их деятельности.

    Четкая классификация доходов и  расходов  является  базой  обоснованного
определения чистого  результата  деятельности  предприятия  за  определенный
период. Помимо этого, классификация необходима для:
определения, из какого источника получена основная часть доходов  и  прибыли
отчетного периода;
разделения производственной  себестоимости  продукции  и  непроизводственных
расходов, в том числе расходов по управлению и реализации, а также  расходов
по финансовой деятельности;
разделения постоянных  и  переменных  расходов  в  целях  управленческого  и
финансового анализа.
    Для  определения   источников   получения   доходов   вся   деятельность
предприятия разделяется на:
основную  или   операционную   деятельность   (производство   и   реализация
продукции, работ и услуг предприятия);
финансовую   деятельность   (получение   кредитов   и   выдача   их   другим
предприятиям; участие предприятия в деятельности других  кампаний;  операции
предприятия на финансовых рынках, курсовые разницы и др.);
чрезвычайные статьи (операции, не являющиеся характерными  для  деятельности
предприятия).
    Такое деление весьма важно, поскольку оно  позволяет  определить,  каков
удельный вес доходов, полученных как от основной  деятельности  предприятия,
так и из других источников,  в  особенности  из  таких,  которые  вообще  не
являются характерными  для  деятельности  данного  предприятия  и  не  могут
рассматриваться как постоянный источник получения его доходов.
    Таким  образом,  в  системе  финансового  управления  необходимо   иметь
следующие показатели:
    Показатели доходов и прибыли:
чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) – это валовая  выручка
от  реализации  за  вычетом  налога  на  добавленную   стоимость,   акцизов,
возвращенных товаров и  ценовых  скидок.  Именно  этот  показатель  является
реальной  базой  для  последующего  расчета  показателей  прибыли  и  оценки
рентабельности предприятия;
валовая прибыль от реализации – чистая  выручка  от  реализации  за  вычетом
производственных  расходов  на  реализованную  продукцию.  Этот   показатель
позволяет   анализировать   эффективность   производственной    деятельности
предприятия;
прибыль  (убыток)  от  основной  деятельности  (операционная   прибыль   или
операционный убыток) – валовая прибыль от реализации за вычетом расходов  по
управлению и расходов по сбыту. Этот показатель  отражает  влияние  расходов
по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации;
прибыль  от  финансовой  деятельности  –  сальдо  доходов  и   расходов   по
финансовой деятельности. Этот показатель необходим, для того чтобы  отделить
прибыль от производственно-хозяйственной деятельности предприятия  от  таких
источников прибыли,  как  получение  процентов  и  дивидендов  предприятием,
операции с иностранной валютой и др.
прибыль от обычной хозяйственной деятельности – сумма прибылей  от  основной
хозяйственной деятельности и прибылей от финансовой деятельности;
чрезвычайные прибыли;
прибыль (убыток) до уплаты налога. Этот показатель является точкой  перехода
от бухгалтерской прибыли  к  налогооблагаемой  прибыли.  Бухгалтерская  (или
отчетная) прибыль – это прибыль, рассчитанная в соответствии с  требованиями
бухгалтерского учета. Основная  цель  определения  бухгалтерской  прибыли  –
показать  эффективность  деятельности  предприятия   за   отчетный   период.
Бухгалтерский учет  для  того  и  существует,  чтобы  собрать  и  обработать
информацию о доходах и расходах предприятия, а  также  о  чистом  результате
его деятельности для принятия управленческих  решений  на  будущие  периоды.
После того как этой цели добились полученный результат  (прибыль  до  уплаты
налога)    должен    корректироваться    в    соответствии    с    налоговым
законодательством страны. Таким  образом,  налогооблагаемая  прибыль  –  это
бухгалтерская прибыль, пересчитанная согласно налоговым требованиям;
чистая прибыль (чистый убыток) – прибыль после  уплаты  налога.  В  условиях
рыночной  экономики  это  важнейший  показатель  деятельности   предприятия.
Именно он находится в центре внимания управляющих предприятия  и  финансовых
рынков. От его динамики  зависит  само  существование  предприятия,  рабочие
места для его работников, выплата дивидендов в акционерной компании.



III. Рассчитать налогооблагаемую и чистую прибыль предприятия и  направления
   её использования.

        Расчётно-аналитическое  задание  выполнено  в  виде  аналитического
   отчёта о прибылях и  убытках  на  примере  ОАО  «Уренгоймонтажпромстрой»,
   сотрудником  которого  я  являюсь.  Основная  деятельность   общества   –
   промышленное строительство.



    IV. Список литературы:
   1. П.р. Дробозиной Л.А. –  «Финансы,  денежное  обращение,  кредит»,  М.,
      «ЮНИТИ», 1997 г.
   2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ.
   3. Мазур И.И. – «Реструктуризация предприятий  и  компаний»,  М.:  Высшая
      школа, 2000 г.
   4. Терехин  В.И.,  Моисеев  С.В.  –  «Финансовое  управление  фирмой»,М.:
      «Экономика», 1998 г.
   5. П.р. Дробозиной Л.А. – « Общая теория финансов», М.: «ЮНИТИ», 1995 г.
-----------------------
[1] П.р. Дробозиной Л.А. – «Финансы, денежное обращение, кредит», М.,
«ЮНИТИ», 1997 г.
[2] Письмо Минфина РФ и МНС РФ от 25 августа, 08 сентября 2000 г.№№ 83н, БГ-
6-09/723 «О не денежных формах исполнения обязанности по уплате налогов и
сборов»
[3] Статья № 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998
года № 145-ФЗ.