Роль автомобиля в загрязнении окружающей среды

2. Атмосфера. Её значение для человека.
    Из всех составных частей биосферы для нормальной жизнедеятельности
человека, прежде всего, нужен воздух. Без еды человек может прожить до пяти
дней, без воздуха не более пяти минут. В сутки человек в среднем потребляет
около килограмма пищи, до двух с половиной литров воды и кислород из
двадцати килограммов воздуха. Но потребляемый воздух должен отвечать
определённым санитарным требованиям, иначе он вызовет острые или
хронические заболевания. В результате промышленных выбросов воздух многих
зарубежных городов загрязнен настолько, что днем почти не видно солнца.
Промышленная пыль представляет собой один из основных видов загрязнения
атмосферы. Вред, причиняемый пылью и золой, является глобальным. Запыленная
атмосфера плохо пропускает ультрафиолетовую радиацию, обладающую
бактерицидными свойствами, и препятствующую самоочищению атмосферы. Пыль
засоряет слизистые оболочки дыхательных органов и глаз, раздражает кожные
покровы человека, является переносчиком бактерий и вирусов, снижает
освещенность улиц, заводских зданий, жилищ, вызывая перерасход
электроэнергии. Сажа, являющаяся компонентом пыли и представляющая собой
практически чистый атмосферный углерод, увеличивает заболеваемость раком
легких.
     Атмосферный воздух - это источник дыхания человека, животных и
растительности, сырьё для процессов горения и синтеза химических веществ;
он является материалом, применяемым для охлаждения различных промышленных и
транспортных установок, а также средой, в которую выбрасываются отходы
жизнедеятельности человека, высших и низших животных и растений.
    Важную роль во всех природных процессах играет атмосфера. Она служит
надежной защитой от вредных космических излучений, определяет климат данной
местности и планеты в целом. Воздух атмосферы является одним из основных
жизненно важных элементов окружающей среды, её животворным источником.
Беречь его, сохранять в чистоте - значит сохранять жизнь на Земле.
    Во Вселенной земная атмосфера - уникальное и удивительное явление. Она
состоит из азота, кислорода, аргона, углекислого газа и других элементов. К
бесценным богатствам нашей планеты следует отнести в первую очередь богатую
кислородом и сбалансированную по газовому составу атмосферу.
    Атмосфера является составной частью биосферы и представляет собой
газообразную оболочку Земли, вращающуюся вместе с ней как единое целое. Эта
оболочка слоиста. Каждый слой имеет своё название и характерные физико-
химические особенности. Условно принято атмосферу делить на две большие
составные части: верхнюю и нижнюю. Наибольший интерес представляет для нас
нижняя часть атмосферы, главным образом тропосфера, поскольку в ней
происходят основные метеорологические явления, влияющие на загрязнение
атмосферного воздуха.
    Атмосферный воздух выступает своего рода посредником загрязнения всех
других объектов природы, он способствует распространению больших масс
загрязнений на большие расстояния. Промышленными выбросами, переносимыми по
воздуху, загрязняется Мировой океан, закисляются почва и вода.

Таким образом, на территорию России ежегодно через западные границы вместе
с воздушными массами поступает около 2 млн. тонн двуокиси серы и около 10
млн. тонн сульфатов.
     Сжигание таких видов топлива, как уголь, нефть, сланцы, ведет к
загрязнению воздуха сернистым газом - источником закисления почв и
водоемов. Высвободившиеся при этом тепло рассеивается в окружающую среду и
служит источником теплового загрязнения атмосферы.
    Степень вредности загрязняющих природу веществ зависит от многих
факторов окружающей среды и от самих веществ. Научно-технический прогресс
ставит задачу разработать объективные и универсальные критерии вредности.
Это основополагающая проблема защиты биосферы на сегодняшний день
окончательно ещё не решена. Анализ накопленных по этому вопросу данных,
приведенный в исследовательских работах, показывает, что метод рассеивания,
и разбавления загрязнителей не обеспечивает защиту биосферы
             3. Источники загрязнения атмосферного воздуха.
    Источники загрязнения многочисленны и разнообразны и по своей природе.
Различают естественное и антропогенное загрязнение атмосферы. Естественное
загрязнение возникает, как правило, в результате природных процессов вне
всякого влияния человека, А антропогенное - в результате деятельности
людей.
    Естественное загрязнение атмосферы обусловлено поступлением в неё
вулканического пепла, космической пыли (до 150-165 тыс. т ежегодно),
растительной пыльцы, морских солей и т.п. Основными источниками природной
пыли являются пустыни, вулканы и оголенные участки земель.
    К антропогенным источникам загрязнения атмосферного воздуха относятся
энергетические установки, сжигающие ископаемое топливо, промышленные
предприятия, транспорт, сельскохозяйственное производство. Из всего
количества загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферу, около 90 %
составляют газообразные вещества и около 10 % — частицы, т.е. твердые или
жидкие вещества.
    В таблице №1 приведены экспертные оценки выделения некоторых вредных
веществ как природными, так и антропогенными источниками-
Таблица №1
Выделение (105 т/сут) некоторых газообразных веществ
|ВЕЩЕСТВО           |ИСТОЧНИК                    |
|                   |Природный   |Антропогенный |
|Диоксид серы       |—           |0,4           |
|Сероводород        |0,3         |0,01          |
|Оксиды азота       |2           |0,2           |
|Аммиак             |3           |0,01          |
|Углеводороды       |2           |0,2           |
|Оксид углерода     |10          |1             |
|Диоксид углерода   |3000        |50            |


    Согласно приведенной таблице, природные источники выделяют больше
вредных веществ, тем не менее, самым опасным являются антропогенное
поступление. Это связано с тем, что вредные вещества антропогенного
происхождения накапливаются в зоне обитания человека. Кроме того, вредные
специфические вещества, не существовавшие ранее в природных условиях, в
настоящее время становятся составной частью атмосферного воздуха, его
микроэлементами.
    К основным источникам промышленного загрязнения атмосферного воздуха
относятся предприятия энергетики, металлургии, стройматериалов, химической
и нефтеперерабатывающей промышленности, производства удобрений.
     От предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности в
воздух в больших количествах поступают углеводороды, диоксид серы, оксиды
азота, сероводород, аммиак, хлор, фенол, формальдегид, ацетон, бензол,
толуол и другие вещества. Значительные потери углеводородов (CnHn) и других
веществ на нефтеперерабатывающих и нефтехимических промышленных
предприятиях, приводящие к загрязнению атмосферного воздуха, -
свидетельство необходимости разработки и реализации мероприятий по снижению
выбросов и выделений.
    Основными источниками антропогенного загрязнения атмосферы химическими
веществами, поступающие в воздух в газообразном, жидком или твердом
состоянии, являются промышленность и транспорт.
    В последнее десятилетие поступление загрязняющих веществ от отдельных
отраслей производства и транспорта распределилось в порядке, приведенном в
таблице №2.
Таблица №2
Оценка участия отраслей производства и транспорта в загрязнении атмосферы
Земли
|Отрасли производства                             |Доля         |
|                                                 |загрязнения  |
|                                                 |в %          |
|Металлургия черная и цветная                     |35           |
|Теплоэлектростанции                              |27           |
|Нефтедобывающая и химическая промышленность      |17           |
|Автомобильный транспорт                          |13           |
|Остальные отрасли                                |8            |


     Однако  по  отдельным  регионам   это   распределение   отличается   от
приведенного в таблице №2 и зависит в первую очередь от  состава  и  степени
концентрации в них промышленности и транспорта.
    В  России  основное  загрязнение  атмосферы   создают   пять   отраслей
промышленности, автотранспорт  и  энергетика.  Их  относительное  участие  в
загрязнение атмосферы распределяется следующим  образом:  теплоэнергетика  -
27,0 %; металлургия (черная, цветная) - 25,8  %;  нефтедобыча  и  нефтехимия
15,5  "/о,  автотранспорт  -13,3%;  предприятия  стройматериалов   -8,1   %;
химическая промышленность -1,3%.
    Роль пыли в атмосферном воздухе  неоднозначна.  Частицы  пыли,  являясь
ядрами конденсации при  образовании  облаков  и  туманов,  выполняют  важную
положительную роль в круговороте воды и  других  веществ  в  окружающей  нас
природе. Без частиц пыли не было бы ни облаков, ни  туманов.  С  увеличением
запыленности  атмосферы,   особенно   за   счет   аэрозолей   искусственного
происхождения,  очевидны  и  негативные  последствия.   Снижение   солнечной
энергии, проникающей через увеличившуюся облачность, отрицательно влияет  на
климат планеты, а повышение концентрации активных соединений -  на  флору  и
фауну, а также на здоровье человека.
     Не  исключено,  что  при  сохранении   темпов   загрязнения   атмосферы
продуктами деятельности  человека  ситуация  в  ближайшие  годы  существенно
ухудшится  и  к  2000  году  концентрация   пыли   увеличится   до   уровня,
оказывающего постоянное негативное воздействие на климат планеты.
    В результате хозяйственной деятельности человека в атмосфере появляются
большое  количество  загрязняющих   веществ.   Взаимодействие   атмосферного
воздуха  с  водой  и  почвой  приводит  к  качественным   и   количественным
изменениям  всей  биосферы  в  целом,  усиливая  и   ускоряя   нежелательные
изменения состава и структуры атмосферного воздуха, климата Земли.  Наиболее
сильные изменения климата и  качества  атмосферного  воздуха  наблюдается  в
крупных городах. Если кислород в  атмосферном  воздухе  будет  очень  сильно
загрязнён всевозможными веществами, то постепенно у всего  живого  на  Земле
будет сокращаться срок жизни, пока  не  уменьшится  до  истребления  всех  и
всего.
     Стремительное  развитие  всех  отраслей   промышленности,   энергетики,
транспорта, увеличение численности населения и урбанизация,  химизация  всех
сфер деятельности человека  привели  к  определённым  изменениям  окружающей
природной среды, в том числе неблагоприятным, заключающимся главным  образом
в  загрязнении  биосферы.   Воздействие   вредных   веществ   антропогенного
происхождения на природную среду, а так же отклик среды на  эти  воздействия
становятся глобальными всеобъемлющими. Поэтому вопросы наблюдений, охраны  и
контроля природной среды в условиях  научно-технической  революции  являются
составной и неотъемлемой частью социального развития общества.
    В  нашей  стране  хорошо  осознаётся  опасность  возможных   негативных
последствий воздействия человека на природу (хотя мы и не  разделяем  мнения
о   неизбежности   наступления   экологического   кризиса)   и   принимаются
действенные меры по регулированию взаимодействия человека с  окружающей  его
средой.  Конечно,  решение  этой  проблемы  заключается  не  в   ограничении
развития человеческого общества, а в оптимизации его отношений  с  природой,
в разумном преобразовании природы, рациональном использовании её ресурсов  в
интересах нынешнего и будущих поколений.
     4. Автотранспорт как основной источник загрязнения атмосферного
     воздуха.
    Я решил выбрать тему «Роль автомобиля в загрязнении окружающей среды»,
чтобы ещё раз подчеркнуть и дать возможность задуматься над проблемой,
которая должна тревожить каждого жителя города, в котором есть
автотранспорт.
    К мобильным источникам относятся автомобили и транспортные механизмы,
передвигающиеся по земле, по воде и по воздуху. В больших городах к числу
основных источников загрязнения атмосферного воздуха относится
автотранспорт. Отходящие газы двигателей содержат сложную смесь, их более
чем двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов. Наземные
транспортные средства - это механизмы, передвигающиеся по шоссейным и
железным дорогам, а также строительное, сельскохозяйственное и военное
оборудование. В соответствии с различиями в количествах и видах
выбрасываемых загрязняющих веществ целесообразно рассматривать в
отдельности двигатели внутреннего сгорания (особенно двух- и
четырехтактные) и дизели и, аналогичным образом, паровые и дизельные
локомотивы. В таблице №3 указаны выбросы от мобильных источников.
    Таблица №3
    Основные виды выбросов загрязняющих веществ от мобильных источников
|ТИП ДВИГАТЕЛЯ          |ТОПЛИВО    |ОСНОВНЫЕ ВИДЫ      |ПРИМЕРЫ           |
|                       |           |ЗАГРЯЗНЕНИЙ        |                  |
|Четырехтактный         |Бензин     |Углеводороды, оксид|Автомобили,       |
|двигатель внутреннего  |           |углерода, оксиды   |автобусы,         |
|сгорания               |           |азота              |самолеты,         |
|                       |           |                   |мотоциклы         |
|Двухтактный двигатель  |Бензин (с  |Углеводороды, оксид|Мотоциклы         |
|внутреннего сгорания   |добавлением|углерода, оксид    |вспомогательные   |
|                       |масла)     |азота, твердые     |моторы            |
|                       |           |вещества           |                  |
|Дизель                 |Лигроин    |Оксиды азота,      |Автобусы,         |
|                       |           |твердые вещества   |трактора, машины, |
|                       |           |                   |поезда            |
|Газовая турбина        |Бензин     |Оксиды азота,      |Самолеты, корабли,|
|                       |           |твердые вещества   |поезда            |
|Паровой котел          |Уголь,     |Оксиды азота,      |Корабли, паровозы |
|                       |нефть      |диоксид серы,      |                  |
|                       |           |твердые вещества   |                  |

     Вредные вещества при эксплуатации подвижных транспортных средств
поступают в воздух с отработавшими газами, испарениями из топливных систем
и при заправке, а так же с картерными газами. На выбросы оксида углерода
значительное влияние оказывает рельеф дороги и режим движения автомашины.
Так, например, при ускорении и торможении в отработавших газах
увеличивается содержание оксида углерода почти в 8 раз. Минимальное
количество оксида углерода выделяется при равномерной скорости автомобиля
60 км/ч.
    В таблице №4 приведены значения концентрации основных примесей
карбюраторного двигателя при различных режимах его работы.



Таблица №4
Концентрация веществ в зависимости от режима работы карбюраторного
двигателя

|Режим работы двигателя         |Оксид      |Углеводоро|Оксиды  |
|                               |углерода, %|ды, мг/л  |азота,  |
|                               |по объёму  |          |мг/л    |
|Холостой ход                   |4-12       |2-6       |—       |
|Принудительный холостой ход    |2-4        |8-12      |—       |
|Средние нагрузки               |0-1        |0,8-1,5   |2,5-4,0 |
|Полные нагрузки                |2          |0,7-0,8   |4-8     |


    Выбросы оксидов азота максимальны при отношении воздух - топливо 16:1.
Таким образом, значения выбросов вредных веществ в отработавших газах
автотранспорта зависят от целого ряда факторов: отношения в смеси воздуха и
топлива, режимов движения автотранспорта, рельефа и качества дорог,
технического состояния автотранспорта и др. Состав и объёмы выбросов
зависят также от типа двигателя. В таблице №5 показаны выбросы ряда вредных
веществ карбюраторного и дизельного двигателей.
    Таблица №5
Выбросы (% по объёму) веществ при работе дизельных и карбюраторных
двигателей
|ВЕЩЕСТВО           |ДВИГАТЕЛЬ                       |
|                   |Карбюраторный  |Дизельный       |
|Оксид углерода     |0,5-12,0       |0,01-0,5        |
|Оксид азота        |0,005-0,8      |0,002-0,5       |
|Углеводороды       |0,2-0,3        |0,009-0,5       |
|Бенз(а)пирен       |До 20 мкг/м3   |До 10 мкг/м3    |

    Как видно из данных таблицы №5, выбросы основных загрязняющих веществ
значительно ниже в дизельных двигателях. Поэтому принято считать их более
экологически чистыми. Однако дизельные двигатели отличаются повышенными
выбросами сажи, образующейся вследствие перегрузки топлива. Сажа насыщена
канцерогенными углеводородами и микроэлементами; их выбросы в атмосферу
недопустимы.
    В связи с тем, что отработавшие газы автомобилей поступают в нижний
слой атмосферы, а процесс их рассеяния значительно отличается от процесса
рассеяния высоких стационарных источников, вредные вещества находятся
практически в зоне дыхания человека. Поэтому автомобильный транспорт
следует отнести к категории наиболее опасных источников загрязнения
атмосферного воздуха вблизи автомагистралей.
    В соответствии с формулой для среднего удельного выброса  (коэффициента
выброса)


    _        суммарный годовой выброс загрязняющих веществ
    Ем =
              сумма годовых транспортных показателей

       В таблице №6 приведены эти величины для автомобильных выбросов
Таблица №6 Средние удельные выбросы (коэффициенты выбросов) автотранспорта
|ВИД ЗАГРЯЗНЯЮЩЕГО ВЕЩЕСТВА |СРЕДНИЙ УДЕЛЬНЫЙ ВЫБРОС (ПРИ СРЕДНЕЙ    |
|                           |СКОРОСТИ ТРАНСПОРТА 31,7 КМ/Ч)          |
|                           |В час               |На километр        |
|Оксид углерода             |752 г/ч             |23,7 г/км          |
|Несгоревшие углеводороды   |29,4 г/ч            |0,93 г/км          |
|Оксиды азота               |33,2 г/ч            |1,05 г/км          |
|Свинец                     |1,11 г/ч            |0,035 г/км         |
|Суммарное количество       |28,95 м3/ч          |0,914 м3/км        |
|выхлопных газов (при 00 С) |                    |                   |
|Средний расход топлива     |2,75 кг/ч           |0,087 кг/км        |


   5. Состояние атмосферного воздуха в Свердловской области.
   Содержание работ по анализу состояния атмосферы и  выработке  мер  по  её
защите  включает  несколько  этапов.  На  первом  -  на  основе  мониторинга
выявляются  основные  загрязнители,  представляющие  угрозу   для   здоровья
населения,  жизни  фауны  и  состояния  флоры.  Следующий  этап   связан   с
установлением  источников  твердых   и   газообразных   выбросов,   вносящих
существенный вклад  в  загрязнение  атмосферного  воздуха.  И,  наконец,  на
последнем этапе осуществляются меры,  связанные  с  разработкой  способов  и
методов, а также устройств для борьбы с загрязняющими атмосферу выбросами.
    В разделе Государственного доклада главное внимание сосредоточено на
первых двух этапах, а именно оценке состояния атмосферы, как важнейшей
части окружающей среды с точки зрения жизнедеятельности человека,
тенденциях ее изменения в наиболее крупных городах области и выявлении
основных источников загрязнений. Выводы и рекомендации этого раздела могут
быть использованы на третьем этапе работ по защите воздушного бассейна.
    Наблюдения за загрязнением воздушного бассейна в Свердловской области
осуществляется Лабораторией мониторинга загрязнения атмосферного воздуха и
комитетом охраны природы
    Эта лаборатория проводит мониторинг загрязнения воздушного бассейна на
18 стационарных постах, которые находятся в следующих городах: Екатеринбург
(8), Нижний Тагил (4), Первоуральск (2), Каменск-Уральск(2) и Краснотуринск
(2).
    На указанных постах проводятся 4-разовые суточные отборы проб
атмосферного воздуха. Контролируется содержание в атмосфере 34 вредных
веществ. При составлении программы наблюдений, для каждого поста учитывая
качественный и количественный состав выбросов в атмосферу предприятиями
города.
    Оценка загрязнения воздушного бассейна проводятся сопоставлением
измеренных концентраций с величиной предельно допустимой концентрации