Бухгалтерский учет 2003 лекции
Лекция 1
Методы бухгалтерского учёта.
Методы ведения бухгалтерского учёта на предприятии регламентируются
положениями по ведению бухгалтерского учёта, утвержденными Федеральным
законом № 129 от 21.11.96 г. и № 123 от 23.07.98 г.
1. Строгое документирование хозяйственных операций.
Основаниями для записи в регистрах бух учета являются первичные
документы, фиксирующие факт свершения хозяйственной операции.
2. Стоимостная оценка хозяйственных средств.
Оценка имущества, источников его формирования и обязательств
предприятия в бух учете осуществляется в денежном выражении в валюте
РФ (руб., коп)
Методы оценки устанавливаются законодательством РФ.
3. Инвентаризация, которая заключается в сверке фактического наличия к
оприходованному количеству имущества и денежных обязательств в целях
обеспечения достоверности данных бух учета.
Количества инвентаризации и сроки их проведения устанавливаются самим
предприятием, кроме тех случаев, когда оно устанавливается
законодательством.
Перед составлением в договоре отчетности, при смене материально-
ответственных лиц, при установлении факторов хищения или недостатке
материальных ценностей, в случае стихийного бедствия, в случае
ликвидации или реорганизации предприятия.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия с
данными бух учета регулируются следующим образом:
Материальные ценности, оказавшиеся в излишке подлежат
оприходованию, их стоимость относится на финансовые результаты
предприятия, т.е. в данном случае на увеличение прибыли.
Убыль ценностей в пределах установленных норм убыли списывается
по письменному распоряжению руководителей предприятия на издержки
производства и обращения. Недостача ценностей сверх установленных норм
убыли или если нормы убыли отсутствуют – относятся на возмещение
виновными лицами. В тех случаях, когда виновные лица не установлены –
убытки от недостачи или порчи имущества относятся на финансовые
результаты предприятия, но уже на увеличение убытка.
4. Калькуляция себестоимости выпускаемой продукции, т.е. за счёт затрат,
связанных с производством и реализацией продукции. Себестоимость
калькулирует как по всему предприятию в целом, так и по отдельным
видам продукции, в том числе на единицу продукции. Калькуляция
себестоимости составляется по отдельным статьям затрат.
5. Составление баланса, который заключается в учете имущества и
источников его формирования на определенную дату.
Баланс представляет собой таблицу, состоящую из 2-х частей. В левой
части, которая называется активной (А), учитывается имущество,
находящееся в собственности предприятия по его видам. В правой части,
которая называется пассивной (П), отражаются источники формирования
имущества. Итог (валюта) актива и пассива баланса равна между собой.
Баланс является методом контроля правильности ведения бух учета на
предприятии.
6. Метод двойной записи по счетам бух учета.
С помощью него отражается движение имущества и источников его
формирования одновременно на 2-х счетах. Счет бух учета – это элемент
данного метода, представляющий собой способ текущего отражения
экономической группировки и оперативного контроля за имуществом.,
источниками его формирования и хозяйственными операциями. На каждый
вид имущества и источниками открывается отдельный счет. Открыть счет –
это, значит, дать ему наименование по виду объекта учёта и записать
(если оно есть) сальдо (остаток) на начало отчетного периода. Перечень
счетов, используемых в бух учете предприятий всех видов деятельности
не зависимо от организационно-правовой формы и формы собственности за
исключением бюджетных и кредитных учреждений приводятся в плане счетов
бух учета, утвержденным приказом Минфин РФ от 21 октября 2000 г. за №
94 Н. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки
фактов хозяйственной деятельности. В нем приведены наименования и коды
синтетических счетов 1-го порядка и субсчетов или счетов 2-го порядка.
Графически счет представляет собой таблицу, состоящую из 2-х частей:
левой, которая называется дебет и правой – кредит.
Д – т К – т
Сальдо н. 50
Оборот
Сальдо к.
Все счета, указанные в плане м/о подразделить на 2-е основные группы:
1. Активные счета, предназначенные для учета имущества, находящиеся
в
собственности предприятия по его составу и размещению (счет 01 –
осн средства, 04 - нематериальные активы)
2. Пассивные счета, предназначенные для учета источников
формирования имущества и обязательств предприятия по их целевому
назначению ( 68 – расчеты по налогам и сборам, 70 – расчеты с
персоналом по оплате труда, 80 – уставной капитал, 83 –
добавочный капитал)
Кроме этих 2-х групп в бух учете выделяются:
1. Активно – пассивные счета, которые в зависимости от
учитываемого объекта и записи остатка по дебету и кредиту м/т
принимать как активный так и пассивный характер
2. Результатные счета – отражают фин результат производственно-
хозяйственной деятельности. Эти счета Никогда не имеют остатка.
90 – продажа
К активно – пассивным счетам относятся:
60 – расчеты с поставщиками и подрядчиками
62 – расчет с покупателями и заказчиками
71 – расчет с подотчетными лицами
3. Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о
наличии и движении имущества не принадлежащего предприятию, но
временно находящемуся в его распоряжении. Отражение в балансе
остатка по этим счетам не производится. Учет на них ведется не
двойной, а простой записью. Хотя все счета имеют одинаковое
графическое строение, назнач-е дебитовой и кредитовой сторон в А
(активной) и П (пассивной) различны.
А
|Д-т |К-т |
|Сальдо начальное показывает остаток | |
|имущества на начало отчетного | |
|периода. | |
|По дебету отражаются хозяйственные |По кредиту отражаются операции, |
|операции вызывающие увеличение |вызывающие уменьшение имущества в |
|данного вида имущества в отчетном |отчетном периоде |
|периоде. (операции связанные с | |
|поступлением) | |
|Дебитовый оборот – это сумма всех |Кредитовый оборот – это сумма всех |
|хозяйственных операций за отчетный |операций по кредиту за отчетный |
|период |период. |
|Сальдо конечное показывает наличие | |
|имущества на конец отчетного периода| |