Бухгалтерский учет 2003 лекции

Лекция 1

                        Методы бухгалтерского учёта.

      Методы ведения бухгалтерского учёта  на  предприятии  регламентируются
положениями  по  ведению  бухгалтерского  учёта,  утвержденными  Федеральным
законом № 129 от 21.11.96 г. и № 123 от 23.07.98 г.

   1. Строгое документирование хозяйственных операций.
      Основаниями для  записи  в  регистрах  бух  учета  являются  первичные
      документы, фиксирующие факт свершения хозяйственной операции.
   2. Стоимостная оценка хозяйственных средств.
      Оценка  имущества,  источников   его   формирования   и   обязательств
      предприятия в бух учете осуществляется в денежном выражении  в  валюте
      РФ (руб., коп)
      Методы оценки устанавливаются законодательством РФ.
   3. Инвентаризация, которая заключается в сверке  фактического  наличия  к
      оприходованному количеству имущества и денежных обязательств  в  целях
      обеспечения достоверности данных бух учета.
      Количества инвентаризации и сроки их проведения устанавливаются  самим
      предприятием,   кроме   тех   случаев,   когда   оно   устанавливается
      законодательством.
      Перед составлением  в  договоре  отчетности,  при  смене  материально-
      ответственных лиц, при установлении факторов  хищения  или  недостатке
      материальных  ценностей,  в  случае  стихийного  бедствия,  в   случае
      ликвидации или реорганизации предприятия.
      Выявленные  при  инвентаризации  расхождения  фактического  наличия  с
      данными бух учета регулируются следующим образом:
             Материальные   ценности,   оказавшиеся   в   излишке   подлежат
      оприходованию,  их  стоимость  относится  на   финансовые   результаты
      предприятия, т.е. в данном случае на увеличение прибыли.
            Убыль ценностей в пределах установленных норм убыли  списывается
      по письменному  распоряжению  руководителей  предприятия  на  издержки
      производства и обращения. Недостача ценностей сверх установленных норм
      убыли или если нормы  убыли  отсутствуют  –  относятся  на  возмещение
      виновными лицами. В тех случаях, когда виновные лица не установлены  –
      убытки от  недостачи  или  порчи  имущества  относятся  на  финансовые
      результаты предприятия, но уже на увеличение убытка.
   4. Калькуляция себестоимости выпускаемой продукции, т.е. за счёт  затрат,
      связанных  с  производством  и  реализацией  продукции.  Себестоимость
      калькулирует как по всему предприятию в  целом,  так  и  по  отдельным
      видам  продукции,  в  том  числе  на  единицу  продукции.  Калькуляция
      себестоимости составляется по отдельным статьям затрат.
   5.  Составление  баланса,  который  заключается  в  учете   имущества   и
      источников его формирования на определенную дату.
      Баланс представляет собой таблицу, состоящую из 2-х  частей.  В  левой
      части,  которая  называется  активной  (А),  учитывается    имущество,
      находящееся в собственности предприятия по его видам. В правой  части,
      которая называется пассивной (П),  отражаются  источники  формирования
      имущества. Итог (валюта) актива и пассива баланса равна  между  собой.
      Баланс является методом контроля правильности  ведения  бух  учета  на
      предприятии.
   6. Метод двойной записи по счетам бух учета.
      С  помощью  него  отражается  движение  имущества  и  источников   его
      формирования одновременно на 2-х счетах. Счет бух учета – это  элемент
      данного  метода,  представляющий  собой  способ   текущего   отражения
      экономической группировки  и  оперативного  контроля  за  имуществом.,
      источниками его формирования и хозяйственными  операциями.  На  каждый
      вид имущества и источниками открывается отдельный счет. Открыть счет –
      это, значит, дать ему наименование по виду объекта  учёта  и  записать
      (если оно есть) сальдо (остаток) на начало отчетного периода. Перечень
      счетов, используемых в бух учете предприятий всех  видов  деятельности
      не зависимо от организационно-правовой формы и формы собственности  за
      исключением бюджетных и кредитных учреждений приводятся в плане счетов
      бух учета, утвержденным приказом Минфин РФ от 21 октября 2000 г. за  №
      94 Н. План счетов представляет собой схему регистрации  и  группировки
      фактов хозяйственной деятельности. В нем приведены наименования и коды
      синтетических счетов 1-го порядка и субсчетов или счетов 2-го порядка.
      Графически счет представляет собой таблицу, состоящую из  2-х  частей:
      левой, которая называется дебет и правой – кредит.

              Д – т                      К – т

      Сальдо н. 50



        Оборот
      Сальдо к.


Все счета, указанные в плане м/о подразделить на 2-е основные группы:
        1. Активные счета, предназначенные для учета имущества, находящиеся
           в
           собственности предприятия по его составу и размещению (счет 01 –
           осн средства, 04 -  нематериальные активы)
        2. Пассивные счета, предназначенные для учета источников
           формирования имущества и обязательств предприятия по их целевому
           назначению ( 68 – расчеты по налогам и сборам, 70 – расчеты с
           персоналом по оплате труда, 80 – уставной капитал, 83 –
           добавочный капитал)
Кроме этих 2-х групп в бух учете выделяются:
        1. Активно – пассивные  счета, которые в зависимости от
           учитываемого объекта и записи остатка по дебету и кредиту м/т
           принимать как активный так и пассивный характер
        2. Результатные счета – отражают фин результат производственно-
           хозяйственной деятельности. Эти счета Никогда не имеют остатка.

                                90 – продажа

      К активно – пассивным счетам относятся:
            60 – расчеты с поставщиками и подрядчиками
            62 – расчет с покупателями и заказчиками
            71 – расчет с подотчетными лицами

        3. Забалансовые счета предназначены для обобщения информации о
           наличии и движении имущества не принадлежащего предприятию, но
           временно находящемуся в его распоряжении. Отражение в балансе
           остатка по этим счетам не производится. Учет на них ведется не
           двойной, а простой записью. Хотя все счета имеют одинаковое
           графическое строение, назнач-е дебитовой и кредитовой сторон в А
           (активной) и П (пассивной) различны.



                                      А

|Д-т                                 |К-т                                 |
|Сальдо начальное показывает остаток |                                    |
|имущества на начало отчетного       |                                    |
|периода.                            |                                    |
|По дебету отражаются хозяйственные  |По кредиту отражаются операции,     |
|операции вызывающие увеличение      |вызывающие уменьшение имущества в   |
|данного вида имущества в отчетном   |отчетном периоде                    |
|периоде. (операции связанные с      |                                    |
|поступлением)                       |                                    |
|Дебитовый оборот – это сумма всех   |Кредитовый оборот – это сумма всех  |
|хозяйственных операций за отчетный  |операций по кредиту за отчетный     |
|период                              |период.                             |
|Сальдо конечное показывает наличие  |                                    |
|имущества на конец отчетного периода|                                    |