Безработица

Комитет     Российской     Федерации     по     Торговле Московский
             Коммерческий     Университет Кафедра макроэкономики
                                   РЕФЕРАТ
       по теме : ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ

                                  ИНФЛЯЦИЯ
      В той или иной форме инфляция   существовала   всегда.  И   все  же  ,
несмотря на то , что об  инфляции  написано  уже  очень  много  ,  по  этому
вопросу по-прежнему нет единства мнений - ни в том , что касается ее  причин
, ни по поводу средств борьбы с нею.
      Существует несколько определений инфляции , одни экономисты считают  ,
что  наиболее  точным определением будет следующее  -инфляция  -  это  такая
ситуация в экономике , при которой " слишком высокий  спрос  сталкивается  с
слишком небольшим предложением товаров " , другие считают , что  можно  дать
более короткое , но вместе с тем более полное , по их мнению  ,  определение
, из которому следует , что " инфляция - это процесс  длительного  повышения
цен " или " инфляция - это процесс продолжительного обесценения денег  ".  С
определённой долей  уверенности  можно   сказать  ,  что  все  перечисленные
определения  достаточно  точно отражают суть этого явления.
      До недавнего времени существовало два глобальных подхода , связанных с
двумя  мировыми  системами.  Социализм  предполагал  прямое  государственное
регулирование , а  капитализм-  использование  рыночных  рычагов  и  методов
косвенного регулирования.
      Но было бы неправильно думать  ,   что  капитализм   исключает  прямое
государственное   регулирование.  Так  ,   например  ,   в  1971   году   по
инициативе администрации Никсона в  США  впервые  в  послевоенные  годы  был
установлен централизованный контроль над ценами.
      Принято считать ,  что  президент  Р.Никсон  был  против  установления
прямого  контроля  над  ценами  и  заработной   платой.   Однако   непростое
экономическое  положение  в стране и давление общественного мнения  вынудили
его пойти на крайние меры.
      Не имея  альтернативной программы косвенного регулирования экономики ,
 Никсон вынужден был пойти на замораживание  цен  и заработной платы.
      Следует отметить ,  что в краткосрочном плане прямое регулирование цен
способствовало  определенной  стабилизации  экономики  США.  Однако  уже   в
ближайшие  годы   выявились   отрицательные   последствия   централизованной
модели  регулирования. Замораживание цен  и  заработной  платы  ограничивало
межотраслевой  перелив  капиталов  ,  тормозило  инвестиционную  политику  ,
снижало уровень де-
      ловой активности ,  сдерживало рост  доходов.  Уже  в  мае  1974  года
администрация Д. Форда отказалась от прямого контроля над ценами.
      Прямое государственное  регулирование  цен  осуществляется в настоящее
  время   лишь  в  высоко  монополизированных  отраслях  ,  подпадающих  под
юрисдикцию антитрестовского регулирования.
      Нынешняя   американская   администрация   ,     ограничивая     прямое
государственное  вмешательство  ,  делает  упор  на  активное  использование
рыночных рычагов. Надо признать ,  что в целом  подобный подход  оказывал  в
последние  годы  стабилизирующее  воздействие   на   развитие   инфляционных
процессов.
      Теоретически инфляция может быть вызвана  или   изменениями  спроса  ,
или изменениями издержек.
      В первом случае ,  когда происходит увеличение  спроса  (денег)  ,   в
начале наблюдается лишь расширение производства ,  а затем -  по  достижении
его предела - изменение уровня  цен. Между двумя  этими   точками  находится
область ,  где одновременно возможны изменения и первого , и второго рода.
      Во втором  случае  толчок  развитию инфляционного процесса может  быть
получен  со  стороны  издержек.  Способность  повышать  цены  независимо  от
колебаний  спроса  основывается  на   обладании   определённой   монополией.
Например , используя  свои  возможности , профсоюзы могут повышать  цену  на
рабочую  силу  ,   промышленность  -  уровень  прибылей  (повысив  цены  без
увеличения заработной платы) , а правительство - налоги.
      После первого толчка ,  полученного со стороны спроса ,  в  результате
воздействия спроса на издержки происходит  увеличение  последних  и   они  в
свою очередь дают толчок инфляции. Начинается инфляция издержек.
      Однако инфляция - это процесс ,  на  который  можно  воздействовать  ,
используя различные инструменты экономической политики.
      Полностью отказаться от инфляции нельзя ,  т.к. избавление от инфляции
потребовало  бы  отказа  от  краткосрочного  регулирования  экономики  ,   в
частности ,  отказа  от  использования  инструментов  денежной  политики   в
целях  воздействия  на  процентные ставки  ,   курс  акций  ,  инвестиции  и
производство , без  которого  не  обходится  ни  одно  современное  рыночное
хозяйство. В передовых странах продолжают  проводить краткосрочную  денежную
политику , а следовательно остаются ее инфляционные эффекты.
      Основной целью  антиинфляционной   политики   является   цель  сделать
инфляцию управляемой ,  а ее уровень достаточно умеренным.
      Проблема контроля  над  инфляцией сводится к использованию  механизмов
,  способных ослабить  и  в  конечном  итоге   прекратить  действие  силы  ,
способствующей дальнейшему развитию инфляции.
      Существует два возможных пути :  использование  жесткой  политики  или
проведение определённой  политики  в  области   доходов.  Если  избран  путь
жесткой политики ,  то  нет  особой  разницы  в  том  ,   что  именно  будет
предприниматься  ,   как   будут   называться   конкретные   мероприятия   :
ограничение спроса или денежный контроль. Практически это  означает  одно  и
то же.
      Одно из  этих  направлений политики не исключает другого :  если  речь
идёт о контроле над инфляцией , то  нет  никаких  причин  препятствующих  их
совместному использованию.
      Питер Браунинг в своей книге "ECONOMIC IMAGES" пишет : "Рациональность
жесткой политики заключается в том  ,  что  вызванная  сдвигами  в  величине
издержек  инфляция  не  будет  развиваться слишком далеко  ,  если  политика
правительства в области  спроса  не  будет  этому  попустительствовать  ,  а
количество денег в обращении будет разумно регулироваться".
      Политика  в  области  доходов  нацелена  на  то  ,   чтобы   объяснить
работникам (профсоюзам) , определяющим инфляционный спрос, что  традиционная
линия  поведения  в  отношении   заработной   платы  способствует   развитию
инфляции и ,  как следствие ,  негативно сказывается на их положении.
      Сотрудничество профсоюзов  могло бы свести трудности к  минимуму.  Чем
скорее профсоюзы осознают , что жесткий контроль над денежным  обращением  -
это "всерьёз и надолго" и что чрезмерные требования о  повышении  заработной
платы могут лишь вызвать безработицу , тем легче будет решить эту проблему.
      Рассматривая эти направления надо заметить ,  что  не  обязательно  их
раздельное использование ,  напротив ,  быть может их совместное  применение
даст наибольший эффект.
      Выбрав антиинфляционную политику необходимо  выбрать  методы  ,  через
которые  она  будет  реализована   и   ее   долгосрочную   и   краткосрочную
перcпективу.
      Антиинфляционная стратегия - соединяет цели и методы   долговременного
характера ,  антиинфляционная тактика -  на  относительно  небольшой  период
времени.
      Одним из  основных   факторов  ,  влияющих  на  инфляционные  процессы
являются инфляционные ожидания. Таким  образом  одной   из  важнейших  задач
будет задача переломить инфляционные ожидания .  Эта  задача  выполнима  при
соблюдении следующих условий :
      1. Укрепление  механизмов  рыночной  системы  (рациональная  налоговая
политика ,  ослабление таможенных и  иных   ограничений  на  ввоз  импортной
продукции , поощрение малого бизнеса , диверсификации производства и  т.  д.
)
      2. Существование  правительства  ,   исповедующего   твердый  курс  на
переход  к  управляемой  инфляции  и  пользующегося  поддержкой  большинства
населения.
      Кроме того  может  проводиться  долгосрочная  денежная  политика.  Она
предполагает введение жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы.
      Чтобы  политика   была   действительно   антиинфляционной   необходимо
удерживать эти лимиты в течении   продолжительного   периода  времени.  Даже
при  временном  отходе от  антиинфляционного  курса  -  происходит  усиление
инфляционных ожиданий  и  ее  эффект  резко снижается.
      Ещё  одной   задачей  является  сокращение   бюджетного   дефицита   с
перспективой его полной ликвидации. Эта  задача  решается   двумя  основными
путями  :  увеличение доходов или сокращение расходов государства ,   однако
предпочтительнее второе. Дело в том ,  что усиление налогового пресса  может
лишь  усилить  инфляцию  ,  хотя  и  принесет   сиюминутный   антидефицитный
результат.
      Без устранения дефицита бюджета любые   попытки   установить  контроль
над  инфляцией  нереальны  ,   поскольку  ,  как  в  большинстве   стран   ,
сталкивающихся с проблемой инфляции  ,  так  и  в  нашей  стране   одним  из
наиболее существенных факторов развития инфляции является дефицит бюджета.
      Кроме того ,  одним  из  наиболее  важных  элементов  антиинфляционной
стратегии  является  совершенствование    налоговой    системы.   Так    как
чрезмерный  налоговый пресс не  только  способствует  постоянному  повышению
цен ,   но  и  снижает  деловую  активность   ,  что  влияет  на  сокращение
предложения и в итоге влечёт ещё больший рост цен.
      Разрабатывая  стратегию   необходимо  уделить  внимание  и  тактике  ,
позволяющей   проводить   регулирование   в   краткосрочной  перспективе.  К
методам краткосрочного регулирования относятся :
      - регулирование учётной ставки Центрального Банка ;
      - регулирование нормы федеральных резервов ;
      - проведение приватизации - появление  на  рынке  большого числа акций
отвлечёт часть инфляционного  спроса  ,  приватизация  кроме  того  облегчит
напряжение в расходной части бюджета ;
      - выпуск государственных займов и т.д.
      Надо заметить ,  что в нашей стране  инфляция  усиливается  некоторыми
специфичными факторами , среди которых , кроме дефицита бюджета  ,   который
характерен практически для любой страны , высокий уровень неплатежей.
      Кризис  неплатежей  сужает  предъявляемый  спрос  ,    что   вынуждает
производителей замедлять рост цен на свою продукцию ,   однако  несмотря  на
это  он  не  может  являться  положительным   фактором  ,  т.  к.  усиливает
промышленный спад , который в свою очередь создаёт дефицит и  поощряет  рост
цен.
      Одним из  методов  борьбы  с  этим  фактором  может  быть  введение  ,
развитие  и  совершенствование  системы  взаимозачёта  и  вексельной  оплаты
платёжных обязательств , а  также  совершенствование  банковской  системы  ,
введение жестких санкций по отношению  к  банкам  ,  задерживающим  переводы
платежей. Что касается предприятий не имеющих необходимых  денежных  средств
(если  отсутствие  таковых  не   является   причиной  неплатежей)  ,   то  в
отношении их необходимо применять меры предусмотренные законодательством.
      Кроме того одним  из  специфических  факторов  является  задолженность
государства перед отдельными отраслями ,  что  напрягает  бюджет  и  создает
неблагоприятную социальную атмосферу.
      Решить эту и другие проблемы не просто ,  практически  невозможно  без
оздоровления   экономики   ,    без   создания   условий   для   нормального
функционирования рынка.


                                 БЕЗРАБОТИЦА

      В современном рыночном хозяйстве   обязательно   должен   существовать
определенный оптимальный резерв  работников  ,  поддерживаться  естественная
норма   безработицы.  При   этом   исключаются  как  арифметически    полная
занятость  ,   так  и  чрезмерно  высокий  уровень  безработицы  ,   имеющие
отрицательные последствия.
      В  первом  случае  экономике  грозит   инфляция   спроса   ,    низкая
эффективность  производства  ,   стагфляция  и  т.д.  Во  втором   -   явное
недоиспользование трудового фактора  производства  ,   нарушение  социально-
экономических прав человека ,  негативное влияние на финансы  государства  ,
связанное с необходимостью  содержания  большого  количества  безработных  ,
что в значительной мере напрягает бюджет и т.п.
      Для того ,  чтобы верно оценить ситуацию в сфере занятости  необходимо
знать  не   только   уровень   безработицы   ,   т.   е.   долю   официально
зарегистрированных полностью  безработных  в   численности  работоспособного
населения , но и то , сколько времени они пребывают в таком состоянии.
      Поэтому  и   исследования    проблем   занятости   ,    и   разработка
соответствующей государственной политики ведутся на основе анализа уровня  и
продолжительности безработицы.
      Но нередки ситуации ,  когда текущая  безработица  ниже   естественной
нормы или наоборот превышает естественную отметку.
      Искусственно низкая  безработица  как   правило   является  следствием
ошибочной политики  государства  ,   его  стремления  любой  ценой  добиться
полной занятости. Но цена эта  может  оказаться  слишком  высокой.  Применяя
средства макроэкономического регулирования ,  государство действует  вопреки
естественному ходу событий  на  рынке   труда.  Конечно  в  его  обязанности
входит помогать каждому ,  кто хочет и может работать  ,   реализовать  свое
право на труд. А это совершенно не означает  наделение  чуть  ли  не  любого
человека гарантированным рабочим местом. В современном  рыночном   хозяйстве
занятость становится по-настоящему полной и эффективной лишь тогда  ,  когда
текущий уровень безработицы близок к естественной норме  ,  которая  никогда
не может быть равной нулю. И пытаться  сделать  обратное  -  значит  нанести
экономике ущерб.
      Как   пример   неверной   политики   государства   можно   рассмотреть
краткосрочное денежное регулирование , когда   государство , не  считаясь  с
тяжелыми инфляционными последствиями , систематически  оказывает  понижающее
давление на процентные ставки  ,  намереваясь  таким  образом  стимулировать
расширение  производства  и  занятости.  Богата  такими  примерами  и   наша
экономика.
      Можно  выделить   массированные  государственные  капиталовложения   ,
дотации и субсидии , приводящие к росту  дефицита  бюджета   ,   вызывающему
дополнительную  денежную  эмиссию  (декабрьский   эмиссионный   выброс   был
купирован январским  изъятием  денег  из наличного  обращения ,   но  уже  в
феврале объем наличной эмиссии вновь составил весьма приличную сумму  -  1,6
трлн. рублей) , что провоцирует  новый  виток  инфляции.  Все  эти  действия
носят  сугубо  инфляционный  характер  ,   ведут  к  сохранению  в  сущности
излишних рабочих мест , поддержанию неестественно низкой безработицы.
      Если государство поступает именно так , степень использования ресурсов
становится слишком высокой. В этом случае в  соответствии с кривой  Филлипса
весьма вероятна инфляция спроса.
      Стремление работников  сохранить  свои  реальные  доходы   приводит  к
увеличению  заработной платы ,  но это повышение носит  сугубо  инфляционный
характер  так  как  становится  фактором  не  потому  ,   что,   например  ,
увеличился спрос на рабочую силу или сработали иные механизмы рынка труда  ,
а потому , что произошел очередной  скачёк   цен.  Возрастут  издержки  и  ,
следовательно , не все рабочие смогут  продолжать  работу.  Произойдёт  рост
безработицы.
      Таким образом ,  пытаясь установить полную занятость ,  государство  в
состоянии  добиться лишь кратковременного снижения уровня безработицы ,   за
которым обязательно следует  его   рост.  При  этом  продолжается  раскрутка
инфляционных процессов.
      В  целом  можно  сказать  ,  что  в  каких  бы  формах  не   выступала
государственная политика , направленная на поддержание  искусственно  низкой
безработицы  ,   достижение  полной  занятости  ,   она   в   конце   концов
оканчивается стагфляцией.
      Если же уровень безработицы слишком велик  ,   то  это  значит  ,  что
правительство уделяет  слишком  много  внимания  снижению темпов инфляции  и
стремится к ее минимизации ,   что  также  носит  отрицательный  характер  и
плохо сказывается на экономике.
      Стандартные  подходы  к  решению  проблемы  безработицы  ,  такие  как
создание   или   стимулирование   создания   рабочих   мест   ,     массовая
переподготовка  кадров  не теряют своей актуальности нельзя  забывать  также
и о социальной защите населения   ,   иначе   может  последовать  социальный
взрыв  непредсказуемых  масштабов ,   но  вместе  с  тем  необходимо  искать
новые  пути  ,  использовать  опыт  ,  накопленный  странами    с   развитой
экономикой. Такими путями могут  быть :
      Перераспределение  имеющегося  спроса  на  труд  путём  стимулирования
перехода предприятий на неполный рабочий день ,  неполную рабочую  неделю  и
т.п. Предприятия ,   сделавшие   шаги   такого  рода  ,   должны  поощряться
налоговыми льготами : им следует снижать ставки налога на прибыль - хотя  бы
в той мере , чтобы  компенсировать  их  затраты  на  включение  в  коллектив
дополнительного числа работников.
      Бюджетное субсидирование  дополнительной  рабочей  силы на действующих
предприятиях. Оно может выглядеть  как  кредитование зарплаты  дополнительно
нанятых рабочих. Предприятия ,  расширяющие  занятость  по  отношению  к  ее
уровню  в предшествующем году ,
      могут получить льготный кредит ,  соразмерный зарплате  ,   уплаченной
дополнительно занятым на производстве.
      Снижение фактического  предложения  рабочей  силы   за  счет  снижения
установленного законом пенсионного возраста ;  этой же цели послужит  и  как
можно более широкое  развитие  государственных  переподготовки  и  повышения
профессиональной квалификации.
      Предоставление временных рабочих мест ,  которые не  ориентированы  на
получение прибыли  ,  а  связаны  с  работами  ,  выполняемыми  в  интересах
общества , например  санация  бывших  промышленных  территорий  ,  работы  в
области охраны окружающей среды и т.д.
      Кардинальное реформирование  переговорного  процесса  по  установлению
уровня заработной  платы.  Имеется  в  виду  создание   механизма  выработки
трехсторонних   соглашений   (работодатели   -профсоюзы  -  государство)   ,
имеющих целью разумное  ограничение роста заработной платы.
      Использование   зарубежного   опыта   ,несмотря   на   прокламирование
отдельными политиками и экономистами "своего пути"  необходимо ,   при  этом
анализируя и адаптируя его к безусловно специфическим российским условиям.
      К примеру ,  упомянутое выше кредитование  государством  дополнительно
нанятых рабочих с первого  взгляда  носит   расточительный  характер  ,  так
как это должно увеличить дефицит бюджета и сказаться  на  увеличении  темпов
инфляции. Однако  такая  схема применялась в США в 1977 - 1978 и  результаты
были положительны. Кредитовалась  заработная  плата  не  более  ,  чем  2  %
прироста численности работников  ,  причем  абсолютная  величина кредита  не
могла превышать $ 100 тыс. И при  этом  многим  корпорациям  столь  скромное
вспомоществование дало возможность создать до 50 новых рабочих мест.
      Нельзя упускать из виду , что и сама безработица ,  и  борьба  с   ней
вещи очень дорогие. В США в 1980-х годах "цена"  одного  процентного  пункта
роста безработицы составляла , по данным комиссии Конгресса , примерно $  75
млрд.  недополученного  ВНП  и
      $ 25 млрд. дополнительного бюджетного дефицита. Аналогичных данных  по
нашей стране пока нет ,  зато уже примерно  известно  чего  стоит  борьба  с
безработицей. По оценкам  специалистов  Минэкономики  ,  возвращение  одного
безработного в ряды работающих  обходится  в  нынешней  России  в  1,5  млн.
рублей , а в Москве - в 2 млн.
      Средств на борьбу с безработицей жалеть не следует по многим причинам.
По  крайней  мере  потому  ,   что  ,  как  показывает  мировая  практика  ,
предотвратить её разрастание можно с  помощью затрат гораздо меньших  ,  чем
она потребует потом.


         СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ , ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ НАПИСАНИИ РЕФЕРАТА :
      1. "Современные экономические теории - буржуазные концепции  (ECONOMIC
IMAGES)"  Питер Браунинг , Москва "Экономика" 1987
      2. "США : государство и рынок" , Москва "Наука" 1991
      3. Журнал "КоммерсантЪ" N 4,13,15 1994
      4. "Введение в рыночную экономику" Лившиц А. Я.