Валютное регулирование и валютный контроль в РФ в период с 1987 по 1996 год

Российский Университет Дружбы Народов



                                 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
                                БАКАЛАВРА



" ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
ПЕРИОД С 1987 ПО 1996 ГОД"



Студент: Солодякова С.С.

Страна:  Россия



                                     Научный руководитель: доцент Белов В.А.

                                           Заведующий  кафедрой: канд. юрид.
                                                                       наук,

                                                        доцент Зеленцов А.Б.



                                 Москва 1997



                                 СОДЕРЖАНИЕ

                                  Введение
............................................................................
                 ........................................  3

                      I. Этапы валютного регулирования
             .............................................  4-8

                         1. Валютная монополия государства
             ..............................................  4-6
           2. Становление валютных отношений в условиях рынка ....  7-8

         II. Законодательство о валютном регулировании  .....  9-29

                      1. Понятие валюты и валютных ценностей
                    ..............................  9-16
                              2. Классификация валют
 ....................................................................  17-20
       3. Развитие внутреннего валютного рынка  ............................
                                    21-29

                           III. Валютный контроль
 ......................................................................  30-
                                     42

         1. Органы, осуществляющие валютный контроль  .............  32-33
             2. Развитие валютного контроля на современном этапе 34-38
                         3. Новое в валютном регулировании
               ........................................  39-42

                                 Заключение
............................................................................
                     ............................  43-45

                                Приложение  1
............................................................................
                        ......................  46-47

                                Приложение  2
............................................................................
                       .......................  48-50

                                Приложение  3
............................................................................
                       ...........................  51
                                Приложение  4
............................................................................
                       ..........................  52

                                Библиография
............................................................................
                        .....................  53-54



Введение


      Динамичный процесс формирования и развития валютного рынка в России
невозможен без твердой законодательной базы, регламентирующей в целом
поведение участников валютного рынка.

      В течение многих десятилетий валютная  политика СССР была
непопулярным объектом научных исследований, так как в форме абсолютной
государственной монополии  она практически не имела  характеристик
настоящей политики. Внешнеэкономические связи были традиционно окружены
пеленой секретности, что помогало прятать их хроническую неэффективность и
многочисленные провалы. Для простых советских граждан иностранная валюта
представляла собой нечто запретное и опасное. И только в последние годы
наметились позитивные перемены в этой области. Глава 1 настоящей работы,
посвященная этапам валютного регулирования, раскрывает понятие и значение
государственной валютной монополии, существовавшей в СССР, а также
показывает стадии процесса становления новых валютных отношений в
Российской Федерации.

      Глава П работы посвящена законодательству о валютном регулировании. В
ней дается анализ Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и
валютном контроле" как основы российского валютного законодательства. В
частности, раскрывается понятие валюты и валютных ценностей, приводится
классификация существующих в мире валют, рассматриваются важнейшие черты
современного российского валютного рынка.

      Наконец, внимание уделяется и вопросам валютного контроля, основной
целью которого является защита экономики Российской Федерации от резких
колебаний денежно-кредитной системы и уменьшения валютных резервов,
вызываемых движением капитала, а также обеспечение национальной ( в том
числе экономической ) безопасности страны.
      Также в главе Ш рассматриваются новые положения валютного
законодательства, принятые в последние 1-2 года.



I.1. Валютное регулирование в Российской Федерации прошло в своем развитии
несколько этапов, которые можно обозначить следующим образом:

      Первый этап:
      1917-22 года - период валютного администрирования, включая
конфискации и реквизиции ("валютный военный коммунизм");
      1923-27 года - период валютного регулирования;
      1927-87 года - административная валютная политика государства
(государственная валютная монополия);

      Второй этап:
      1987-91 года - период становления валютных отношений в условиях
рынка.

      Третий этап:
      Март 1991-октябрь 1992 года - действие Закона СССР "О валютном
регулировании".

      Четвертый этап:
      С октября 1992 года - действие Закона Российской Федерации "О
валютном регулировании и валютном контроле"

      Первый этап валютного регулирования, начавшийся с момента образования
РСФСР (а затем СССР), характеризовался полной централизацией валютных
доходов государством, от имени которого на мировых рынках выступали его
представители в лице государственных внешнеторговых объединений.
      Среди первых мероприятий Советской власти была национализация
Государственного банка России, а несколько позднее и всех остальных
банковских и кредитных учреждений с объявлением банковского дела
государственной монополией. Отличительной особенностью становления валютно-
кредитной системы советской России, а затем СССР, являлось, в частности,
введение государственной валютной монополии как основополагающего принципа
организации международных валютно-кредитных отношений стран, относившихся к
социалистическому лагерю.

      Государственная валютная монополия означала исключительное право
государства в лице уполномоченных им органов на совершение операций с
иностранной валютой и другими валютными ценностями, на управление валютными
ресурсами страны, находящимися как в ее пределах, так и за границей. Такая
валютная политика сводилась, главным образом, к перераспределению валютной
выручки и привлеченных иностранных кредитов внутри страны в соответствии с
валютным планом, к переговорам о кредитах и финансовых условиях торговых
сделок, управлению официальными золото-валютными резервами и надзору за
жестко ограниченными валютными операциями физических лиц (у предприятий
таких операций вообще не могло быть). Абсолютно все обязаны были держать
валюту на счетах в Банке внешнеэкономической деятельности СССР
(Внешэкономбанке СССР) - пресловутый принцип концентрации резервов и
"единства валютной кассы". Все важнейшие решения принимались Советом
Министров СССР, и отдельные министерства и ведомства имели ограниченную
свободу действий в данной области даже по техническим и самым мелким
вопросам. Все, что специально не разрешалось, было, как правило, запрещено.
      Являясь составной частью государственной монополии на банковское
дело, то есть сосредоточения в руках государства всех кредитных, расчетных
и других банковских операций, связанных с процессом материального
производства и обращения, а также организации и регулирования денежного
обращения, валютная монополия выполняла ряд специфических функций:
      1. Основная функция валютной монополии - планирование платежного
оборота с зарубежными государствами путем разработки и контроля за
исполнением платежного баланса (сводного валютного плана) и валютных планов
отдельных министерств и ведомств. Как неотъемлемый элемент единой системы
народохозяйственного планирования, валютное планирование составляло одну из
важнейших задач социалистического государства на всем протяжении его
существования.
      2. Другая функция валютной монополии заключалась в накоплении золото-
валютных резервов и обеспечении их сохранности. Практика создания и
регулирования золото-валютных резервов складывалась с учетом внутренних
условий развития экономики страны в целом и ее отдельных отраслей, а также
с учетом влияния ряда внешних факторов экономического и политического
характера, потребностей в валютных ресурсах для покрытия импорта товаров и
услуг, размеров текущих и потенциальных поступлений по экспорту, наличия
дополнительных источников получения иностранной валюты (в частности,
кредитных) и условий доступа к ним, положения на валютных рынках, рынках
золота и других драгоценных металлов и так далее.
      3. Третья функция государственной валютной монополии состояла в
централизованном проведении и регулировании всех международных расчетов,
валютных и кредитных операций в соответствии с государственными планами.
Проведение в конечном счете всех этих операций через банковские учреждения
создавало предпосылки для осуществления единой валютно-кредитной политики,
для координации деятельности в валютно- кредитной сфере различных
министерств и ведомств, участвующих в развитии внешнеэкономических связей.
      4. Четвертая функция валютной монополии - обеспечение надежной защиты
экономики страны, в том числе валютно-кредитной системы, от воздействия
неприемлемых в тот период рыночных отношений, а также от постоянных попыток
монополистических кругов использовать валютно-кредитные инструменты для
подрыва основ социалистического хозяйства.

      Все эти функции на протяжении всего периода существования советского
государства и валютно-кредитной монополии, несмотря на все внешние факторы
и субъективные трудности, строго и четко осуществлялись на практике,
защищая сложившуюся и действующую в тот момент экономическую систему и
полностью ей соответствуя.

      Валютная монополия приводила к тому, что использование валютных
доходов и обслуживание международных расчетов страны осуществлялось одним
банком-монополистом - Внешторгбанком (позднее Внешэкономбанком). Верховный
Совет СССР утверждал народохозяйственные планы страны, в которых
устанавливались также источники и объемы валютных поступлений, накопления
золото-валютных резервов, направление и суммы расходов. Государство в лице
Госплана , Минфина , Госбанка СССР определяло потребности регионов и
отраслей, а министерства, ведомства, предприятия и местные органы власти
расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им
лимитов.
      Фактически валютное регулирование осуществлялось в форме прямого
государственного администрирования, "командования", что проявлялось в
установлении жесткого курса рубля к иностранным валютам, ограничении числа
участников внешнеэкономической деятельности, монопольного положения одного
банка в валютной сфере.

      До начала проведения реформ валютная монополия государства (как и
монополия внешней торговли) была одной из самых популярных  догм, так как с
ее помощью якобы укреплялась эффективность внешних связей страны, экономика
защищалась от неблагоприятных воздействий извне. Советский ученый
И.П.Айзенберг по этому поводу писал: "Государственная валютная монополия
защищает и обеспечивает самостоятельность и независимость валюты
социалистических стран, ограждает ее курс, покупательную способность и
внутренние цены на товары от влияния стихийных колебаний товарных цен и
валют капиталистических государств" *.   Примерно то же самое писалось в
Финансово-кредитном словаре 1984 года издания, рассматривающем "планово-
регулирующую" и "защитную" функции монополии **.

      Валютная монополия государства не является неотъемлемой
характеристикой социалистической экономики и была "изобретена" в недрах
сталинской административной системы в 30-х годах (Приложение 1)*** . В этот
период власти почти не уделяли внимания проблемам валютного регулирования,
действуя главным образом административными мерами. Любимой формой валютной
политики были конфискации, которые в чуть измененной форме применялись к
предприятиям до 1987 года. Так в декабре 1921 года были введены реквизиции
и конфискации, поставившие валютные ценности, по выражению Д.А.Лоевецкого,
"почти в одинаковые условия с оружием и взрывчатыми веществами" ****.

      Вместе с тем, в начале  20-х годов правительство страны действовало
достаточно гибко и быстро, и уже 15 февраля 1923 года вышел декрет, который
современники охарактеризовали "хартией валютных вольностей". Так, этот
декрет давал самые широкие права по проведению валютных операций и
одновременно санкционировал изъятие иностранной валюты из внутренного
обращения. Это наглядно демонстрирует тот факт, что валютная политика
понималась как неразрывная часть экономической политики. Упор в тот период
делался на валютное регулирование, на "овладение" валютным рынком, а термин
"валютная монополия" просто отсутствовал.

      Уже к концу 20-х годов от "валютных вольностей" не осталось и следа,
а вся валюта сосредоточилась в руках государства. После сворачивания НЭПа
валютная и в целом внешнеэкономическая сфера были надолго отделены от
предприятий и населения, что привело к известным результатам. Окончательно
валютная монополия оформилась в 1930-37 годах (Приложение 2)*****.

      И только в 1987 году правительство предоставило предприятиям более
или менее реальные права оставлять себе часть валютной выручки от экспорта
и только в 1988 году появились первые признаки того, что власти готовы
ликвидировать государственную валютную монополию.
----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------

      * Айзенберг И.П. "Валютная политика СССР".- М.: Соцэкгиз, 1962.

       ** Финансово-кредитный словарь, т.1.- М.: Финансы и статистика,
1984.

      *** См. с.46-47.

     ****Юровский Л.Н.  "Денежная политика Советской власти (1917-27 года).-
М, 1920.

   ***** См. с.48-50.

I.2. На втором этапе развития валютного регулирования, начавшегося в 1987
году, практически все участники хозяйственной деятельности получили право
самостоятельно выступать на внешнем рынке. Предприятия, учреждения,
организации, наряду с государством, стали получать в свое распоряжение
иностранную валюту от участия во внешнеэкономической деятельности. В это же
время началась широкомасштабная реформа банковской системы, выразившаяся, в
частности, в создании большого числа независимых от государства
коммерческих банков, имевших право открывать и вести валютные счета
клиентов и проводить валютные международные расчеты.
      Отражением своеобразия этого этапа являлось отсутствие специального
органа валютного регулирования (существовавшая при Совете Министров СССР
Государственная внешнеэкономическая комиссия выполняла и другие функции).
Кроме того, источником валютного регулирования являлись решения Совета
Министров СССР и нормативные акты министерств и ведомств. Все это
настоятельно требовало разработки специального законодательства по вопросам
регулирования валютных отношений.

      Третий этап развития  валютного регулирования в стране начался с
принятия в марте 1991 года Закона СССР "О валютном регулировании", который
впервые ввел в юридическую практику такие важные понятия как "валютные
ценности", "валюта СССР", "иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты",
"валютные операции" и многие другие. По Закону основным органом валютного
регулирования стал Государственный банк СССР, что принято в мировой
практике. Государственный  банк  СССР  разработал  письмо   от 24 мая 1991
года  № 352 "Основные положения о регулировании валютных операций на
территории СССР", в котором подробным образом были урегулированы важнейшие
стороны валютных отношений участников валютных операций. В этот период
ускоренное развитие получает валютный рынок. Только в течение двух лет
(начало 1991 года - начало 1993 года) Центральный банк Российской Федерации
выдал лицензии на организацию и проведение операций по купле-продаже
иностранной валюты шести специализированным межбанковским валютным биржам:
Московской  , Санкт-Петербургской, Уральской региональной, Сибирской,
Азиатско-Тихоокеанской и Ростовской. В дальнейшем межбанковский и биржевой
валютный рынок развивался еще более бурными темпами и стал важнейшим и
самым ликвидным сегментом финансового рынка страны.

      Развал Союза ССР и провозглашение суверенитета Российской Федерации
поставил задачу скорейшей разработки и принятия собственного валютного
законодательства. 9 октября 1992 года после повторного рассмотрения в
Верховном Совете был принят Закон Российской Федерации "О валютном
регулировании и валютном контроле". С принятием этого Закона начался новый
этап валютного регулирования в Российской Федерации.
      Назначение данного Закона, как следовало из его названия, состояло в
том, чтобы определить основные правовые параметры валютного регулирования и
контроля на территории России. Сохраняя преемственность с аналогичным
союзным Законом, российский Закон не являлся копией союзного документа и
воспроизводил лишь те юридические нормы, которые согласуются с
суверенитетом Российской Федерации и отвечают требованиям эффективного
управления валютно-финансовой сферой в условиях реформ. С учетом
накопленного опыта в новом Законе значительно изменена  структура, уточнены
и развиты основные понятия валютного регулирования, впервые дано понятие
"валюта Российской Федерации", введена новая статья "Защита валюты
Российской Федерации" (ст.2), с важнейшим положением о том, что расчеты
между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации без
ограничений.
      Значительно изменился в новом Законе раздел о валютном контроле
(раздел III Закона), органами которого назывался Центральный банк
Российской Федерации, ставший преемником Государственного банка СССР как
орган валютного контроля, и Правительство Российской Федерации. Также
впервые в юридический оборот введен институт "агентов валютного контроля".
Центральный банк приступил к подготовке и изданию нормативных актов по
отдельным направлениям валютного регулирования и валютного контроля.

      Итак, с принятием Закона Российской Федерации "О валютном
регулировании и валютном контроле" в 1992 году было положено начало
развитию собственного валютного законодательства суверенной России.

      Завершая данную главу, хотелось бы подчеркнуть, что до 1989-90 годов,
"при старом порядке", валютный режим затрагивал непосредственно лишь узкий
круг лиц и организаций, в основном советских граждан, выезжающих за рубеж
(и командирующие их организации), и приезжающих в СССР иностранцев (а также
оплачивающие их расходы фирмы , ведомства и так далее). Во внешней
торговле, в условиях ее государственной монополии, все разницы, возникавшие
за счет различного уровня внутренних и внешнеторговых цен (при данном
валютном курсе) поглощались государственным бюджетом, вследствие чего
производители экспортной продукции и потребители импортных товаров могли
совершенно не интересоваться курсом рубля. Теперь эта система ушла в
прошлое вместе со всеобъемлющей государственной собственностью, Госпланом и
валютной монополией государства. "Значительная  свобода цен, либерализация
внешней торговли для предприятий с различной формой собственности,
увеличение движения физических лиц через границы и другие факторы в рамках
происходящих изменений системы делают курс рубля одним из важнейших
экономических параметров. Он складывается в условиях значительных размеров
фактической внутренней конвертируемости *, то  есть свободы обмена рублей
на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке по меняющемуся курсу.
Это в общем соответствует принципам рыночной экономики".**

      Вместе с тем, думается, что надежды, возлагаемые на либерализацию
внешнеэкономической деятельности, в полной мере не оправдались.
Дерегулирование внешнеэкономических отношений на рубеже 1980-90 годов было
преждевременным, в частности потому, что оно разрушило одну из основных
возможностей концентрации финансовых ресурсов в целях проведения
структурной перестройки экономики. Сейчас Россия оказалась в противоречивой
ситуации: с одной стороны - развал финансов и спад экономики в целом, а с
другой - либерализация международных валютно-финансовых отношений и
принятые на себя обязательства перед Международным валютным фондом.

      Однако возврат к государственной монополии внешней торговли и
валютной монополии был бы еще большей ошибкой. Сейчас требуется на иных,
рыночных, принципах проводить внешнеэкономическую и валютную политику
государства.

----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------

        * Подробнее о внутренней конвертируемости см. с.19.

      ** Аникин А. "Валютный курс рубля и экономические интересы России" //
Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 5.


II.1.  Валютное законодательство представляет собой "совокупность правовых
норм, регулирующих порядок и принципы осуществления валютных операций в
Российской Федерации, сделок с валютными ценностями между организациями и
гражданами Российской Федерации и организациями и гражданами другой страны,
порядок ввоза, вывоза, перевода и пересылки из-за границы и за границу
национальной и иностранной валюты и иных валютных ценностей, а также
полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля и
ответственность за нарушение валютного законодательства".*

      Источниками валютного законодательства Российской Федерации являются:
Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О валютном
регулировании и валютном контроле"; другие федеральные Законы; подзаконные
акты, издаваемые Президентом и Правительством Российской Федерации;
Инструкции и письма Центрального банка и Государственного таможенного
комитета; международные договоры и соглашения Российской Федерации,
касающиеся вопросов валютного регулирования и валютного контроля.
      В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года,
содержатся  лишь самые общие положения,касающиеся валютной политики в
целом. Так, статьи 71 (ж), 106, 114 (б) устанавливают, что, во-первых,
валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации, во-вторых,
федеральные Законы по вопросам валютного регулирования, принятые
Государственной Думой Российской Федерации, подлежат обязательному
рассмотрению в Совете Федерации и, в-третьих, проведение в Российской
Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики обеспечивается
Правительством Российской Федерации.**
      Основу же валютного законодательства составляет Закон Российской
Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992
года, который определил четкую шкалу приоритетов валютного регулирования в
современных условиях. Одна из важнейших задач, решаемых на уровне данного
Закона, состоит в защите  валюты Российской Федерации.

      Валюта - это денежная единица страны, используемая для измерения
величины стоимости товаров.
      Понятие валюты применяется в трех значениях:
      1) денежная единица данной страны, используемая во
внешнеэкономических связях и международных расчетах с другими странами
(национальная валюта) - рубль Российской Федерации, доллар США, французский
франк и так далее, выраженная в том или ином ее типе (золотая, серебряная,
бумажная);
      2) денежные знаки иностранных государств (иностранная валюта), а
также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных
единицах и применяемые в международных расчетах;
      3) международная (региональная) денежная расчетная единица и
платежное средство ( СДР, арабский расчетный динар, андское песо и другие).

      В период металлического обращения в качестве денег использовалось
золото и серебро. На современном этапе в качестве валюты применяются
бумажные деньги. Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и
валютном контроле" в статье 1 (п.1) так определяет впервые введенное в
оборот понятие " валюта Российской Федерации ":
----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------
      * Федоров М.В."Валюта,валютные системы и валютные курсы".-
М.:ПАИМС,1995
        ** Конституция Российской Федерации 1993 года.
      - находящиеся в обращении или изымаемые из обращения, но обмениваемые
на рубли банковские билеты Банка России и монеты;
      - средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях
России;
      - средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в
других государствах, с которыми заключены соответствующие соглашения.

      К валютным ресурсам также относятся:
      - ценные бумаги, выраженные в рублях, платежные документы (чеки,
векселя, аккредитивы), фондовые ценности (акции, облигации) и другие
долговые обязательства;
      - иностранная валюта - денежные знаки в виде банкнот, казначейских
билетов, монет, находящихся в обращении в других государствах, средства на
счетах в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных
единицах;
      - валютные ценности:
         а) иностранная валюта;
         б) ценные   бумаги   (чеки,   векселя,   аккредитивы),    фондовые

              ценности   и   другие  долговые  обязательства,    выраженные

              в иностранной валюте;
         в) драгоценные металлы - золото, серебро,  платина  и   металлы
              платиновой  группы  (палладий,  иридий,   радий,  рутенний
и
              осмий)    в    любом     виде   и   состоянии,      за
исключением
              ювелирных  и  других   бытовых   изделий,  а  также  лома
этих
              изделий;
      г)  природные драгоценные   камни - алмазы,  рубины,  изумруды,
              сапфиры  и  александриты  в  сыром  и  обработанном  виде, а
           также жемчуг, за исключением ювелирных и других изделий  из
           из этих камней и лома таких изделий.

      Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и
природных драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому
по Закону устанавливает Правительство Российской Федерации.*

      К валютным ценностям также относятся облигации внутреннего
государственного валютного займа, которые могут покупаться и продаваться за
рубли и иностранную валюту в стране, но свободный вывоз их из России
запрещен.

      Как уже указывалось выше, одной из важнейших задач, решаемых данным
Законом, является защита валюты Российской Федерации, для чего закреплены
значительные полномочия за Центральным банком Российской Федерации. В
частности, Банк России определяет порядок приобретения и использования
российской валюты иностранными фирмами. Кроме того, Банком совместно с
таможенными органами устанавливаются правила ввоза (вывоза) и пересылки
российских рублей через границу, обязательные для всех предприятий и фирм.


      Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" определил
основные принципы осуществления валютных операций.
      К валютным операциям относятся операции, связанные:
      - с переходом права собственности на валютные ценности;
      - с использованием в качестве средства платежа валюты, а также рублей
при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------
      * Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном
контроле" 1992 года.
      - с вывозом и пересылкой в Россию (и обратно) валютных ценностей;
      - с осуществлением международных денежных переводов.

      Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной
валюте подразделяются на текущие операции и операции, связанные с движением
капитала.
      К текущим операциям относятся переводы в Россию и обратно валюты для
осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров,
работ и услуг, а также переводы для осуществления расчетов, связанных с
кредитованием внешнеторговых операций на срок не более 180 дней.
      Текущие операции также включают получение и предоставление кредитов
на срок не более 180 дней, переводы из России и в Россию процентов,
дивидендов и других доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим
операциям, связанным с движением капитала.
      Переводы в Россию и из России неторгового характера (заработная
плата, пенсия, наследство, алименты) также относятся к текущим операциям.*
      Валютные операции, связанные с движением капитала, включают:
      - прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия
с целью извлечения доходов и получения прав на участие в управлении
предприятием;
      - портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;
      - предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 180 дней
по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
      - предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180
дней;
      - переводы  и оплату права собственности на здания, сооружения и иное
имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны
его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на
недвижимость;
      - открытие счетов в банках за пределами Российской Федерации;
      - регистрацию компаний в странах с льготным налогообложением (сюда
отнесены и "оффшорные зоны");
      - внесение взносов в уставные  капиталы иностранных предприятий;
      - все иные валютные операции, не являющиеся текущими операциями.**

      Другая приоритетная задача связана с обеспечением права собственности
на валюту и валютные ценности. Собственниками валюты и валютных ценностей
на территории Российской Федерации признаются и  резиденты, и нерезиденты.
Понятие "резиденты" и "нерезиденты" достаточно четко определено в статье 1
(п.5) Закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
      Так, "резидентами являются:
      - физические лица, имеющие постоянное место жительства в Российской
Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской
Федерации;
      - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством
Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации, а также
находящиеся за пределами Российской Федерации их филиалы и
представительства;
      - предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами,
созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с
местонахождением в Российской Федерации, а также находящиеся за пределами
Российской Федерации их филиалы и представительства;

----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------
      * Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" 1992 года.
        ** Письмо Банка России от 25 октября 1994 года.
      - дипломатические и иные официальные представительства Российской
Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

      Нерезидентами считаются:
      - физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами
Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской
Федерации;
      - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством
иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской
Федерации, а также их филиалы и представительства, находящиеся в Российской
Федерации;
      - предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами,
созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с
местонахождением за пределами Российской Федерации, а также их филиалы и
представительства, находящиеся в Российской Федерации;
      - находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и
иные официальные представительства, а также международные организации, их
филиалы и представительства".*

      В соответствии с Законом российские предприятия (резиденты)
располагают широкими правами в валютной области. Для них беспрепятственно
открываются валютные счета в уполномоченных банках. Допускается открытие
аналогичных счетов за пределами России, хотя, как и прежде, на это
требуется разрешение Центрального Банка.
      Предприятия-резиденты осуществляют текущие валютные операции без
ограничений, прочие валютные операции - в порядке, устанавливаемом
Центральным банком. За этими предприятиями закреплено право продавать и
покупать валюту на рынке, осуществлять иную валютную деятельность в
соответствии с законодательством. С правами предприятий увязываются их
обязанности участвовать в формировании государственных валютных резервов, а
также продавать валюту на внутреннем рынке.
      Согласно Закону, Центральный банк России может устанавливать особые
правила для иностранных фирм (нерезидентов). С учетом этих правил они
вправе иметь валютные и рублевые счета в российских банках, участвовать в
операциях на валютном рынке, свободно ввозить валюту и вывозить ее в
пределах ранее ввезенных или приобретенных на рынке сумм.
      На территории России расчеты между юридическими лицами-резидентами и
юридическими лицами-нерезидентами могут проводиться как в свободно
конвертируемых валютах, так и в российских рублях, но в порядке,
устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.
      Покупка и продажа иностранной валюты производится через банки,
получившие лицензию Банка России на совершение валютных операций.
      Порядок открытия и ведения валютных счетов в России устанавливает
Центробанк Российской Федерации.
      Для открытия счета предприятия и организации представляют в банк
определенный набор документов ( см. Приложение 3 ).** Банк оформляет
открытие счета клиента на основе договора о расчетно-кассовом обслуживании
по валютным счетам.
      Поступления в иностранной валюте в пользу предприятия, включая
выручку от реализации за иностранную валюту на российской территории
товаров и услуг, зачисляются на счета предприятий в банке. Для  этого
параллельно открывается два счета:
----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------
      * Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" 1992 года.
        ** См. с.51.
      - транзитный валютный счет для зачисления поступлений в иностранной
валюте в полном объеме;
      - текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении
предприятий после обязательной продажи части экспортной выручки.

      На текущий валютный счет могут зачислятся суммы в иностранной валюте,
поступившие в качестве:
      - экспортной выручки;
      - перечисления с текущих валютных счетов других российских
предприятий;
      - перечисления с текущих валютных счетов предприятий с иностранным
участием, зарегистрированных на российской территории, в оплату купленных у
владельцев счетов товаров;
      - взносов и паев на оплату доли участников в капитале акционерного
общества или совместного предприятия;
      - других сумм, используемых и получаемых в рамках валютных операций,
разрешенных банку лицензией.

      Суммы, числящиеся на текущих валютных счетах, могут быть по
распоряжению владельца счета:
      - переведены за границу в принятой банковской форме по экспортно-
импортным  операциям владельца счета;
      - перечислены на счета внешнеторговых организаций для последующего
перевода за границу в оплату импортируемых товаров;
      - перечислены на текущие счета других российских и совместных
предприятий за оплату товаров и услуг, производимых этими предприятиями;
      - использованы на оплату задолженности по кредиту в иностранной
валюте, на оплату банковских комиссий и почтово-телеграфных расходов,
командировочных расходов и другие цели, не противоречащие лицензии банка.

      Правила открытия и ведения рублевых счетов нерезидентов российскими
банками регулируются Инструкцией Центрального банка России "О порядке
открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте
Российской Федерации" от 16 июля 1993 года № 16, а также дополнениями,
содержащимися в телеграмме Банка России от 03 августа 1993 года № 49,
письмах от 13 апреля 1994 года № 87, от 27 мая 1994 года № 92, от 5
сентября 1994 года № 109, телеграмме от 28 ноября 1994 года № 204-94,
приказе от 28 мая 1996 года № 02-196, письмах Центрального Банка России от
8 июля 1996 года № 295 и от 30 августа 1996 года № 320.
      Российские банки могут открывать нерезидентам на основании договора
рублевые счета - текущие типа "Т" и инвестиционные типа "И", у  которых
различный режим использования.
      Рублевые счета типа "Т" открываются нерезиденту для обслуживания его
импортно-экспортных операций, а также для целей содержания в Российской
Федерации различных представительств и их филиалов. Это касается
нерезидентов, которые ведут на российской территории "предпринимательскую
деятельность в соответствии с их  учредительными документами, документами
об их регистрации, разрешениями, выданными российскими уполномоченными
органами, и другими документами, определяющими их юридический статус".*

----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------

        * Письмо Банка России от 5 сентября 1994 года № 109.


      К такой категории нерезидентов могут относиться:
      - производственно-торговые фирмы и другие хозяйствующие субъекты,
имеющие на российской территории представительства и филиалы;
      - банки и иные кредитные учреждения, имеющие на территории России
представительства;
      - международные организации, имеющие на российской территории
представительства и филиалы;
      - иностранные дипломатические, торговые и иные официальные
представительства.

      "На рублевые счета типа "Т", а также на рублевые корреспондентские
счета банков-нерезидентов могут зачисляться;
      - поступления от резидентов за поставляемые в Российскую Федерацию
товары, а также за проводимые нерезидентом-владельцем счета работы
(оказываемые услуги);
      - выручка в рублях от продажи иностранной валюты на внутреннем
валютном рынке России в порядке, устанавливаемом Центральным банком
Российской Федерации;
      - суммы привлекаемых кредитов в рублях, а также суммы, поступающие на
погашение ранее предоставленных кредитов в рублях;
      - суммы штрафных санкций, взыскиваемых с резидентов по договорам,
заключенным с нерезидентом-владельцем счета;
      - поступления от резидентов в виде переводов неторгового характера,
включая суммы, поступающие в качестве арендной платы";*
      - "суммы страховых выплат по обязательным и добровольным видам
страхования;
      - суммы возврата от резидентов средств в рублях в случае расторжения
(изменения) договоров;
      - суммы консульских сборов дипломатических представительств
иностранных государств, а также другие поступления".**

      Средства с рублевых счетов типа "Т", а также с рублевых
корреспондентских счетов банков-нерезидентов по распоряжению владельцев
счетов могут быть использованы для:
      -  платежей в пользу резидентов в оплату поставляемых из России
товаров (кроме товаров, в отношении которых применяются нетарифные меры
внеэкономического регулирования, по перечню, устанавливаемому
Правительством Российской Федерации), а также платежей в пользу резидентов
за производимые ими работы (оказываемые услуги) нерезидентам;
      -  "платежей, связанных с размещением средств со счета в банковские
депозиты и депозитные сертификаты банков с последующим возвратом этих
средств и процентов, начисленных по ним на рублевый счет типа "Т" владельца
счета, а также платежей по сделкам купли-продажи ценных бумаг с номиналом в
рублях, за исключением акций и облигаций, должником по которым является
Российская Федерация";**
      -  выплаты штрафных санкций по договорам, заключенным с резидентами;
      -  платежей в пользу резидентов в виде переводов неторгового
характера;
      -  оплаты налогов, пошлин, сборов, других обязательных платежей
подобного характера, а также взносов на социальное страхование;

----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------
      * Письмо Банка России от 5 сентября 1994 года № 109.
        ** Письмо Банка России от 8 июля 1996 года № 295

      - оплаты текущих расходов на содержание на российской территории
представительств, филиалов нерезидента, платежей за коммунальные и другие
подобные услуги, приобретения товарно-материальных ценностей для
обеспечения текущей деятельности представительств, филиалов, оплаты аренды
каналов связи, оплаты пересылки и доставки грузов, почтовых отправлений и
периодических изданий, выплаты заработной платы и других вознаграждений
работникам по трудовым и гражданско-правовым договорам, командировочных
расходов работников, переводов страховых взносов по обязательным и
добровольным видам страхования, оплаты лечения работников при несчастных
случаях и заболеваниях;
      -  выплаты комиссионного вознаграждения банку, осуществляющему
обслуживание по счету, а также сумм в погашение основного долга и процентов
по привлеченным кредитам в рублях и другие платежи.

      Хозяйствующие субъекты-нерезиденты, международные организации, не
имеющие на территории России филиалов и представительств, могут
осуществлять расчеты в рублях по операциям через корреспондентские счета
банков-нерезидентов в российских банках. Банки-нерезиденты могут открывать
на свое имя в банках России только такие рублевые корреспондентские счета,
через которые осуществляются расчеты, предусмотренные режимом рублевых
счетов типа "Т".

      Средства в рублях, находящиеся на счетах типа "Т", могут быть
использованы для покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, а
также для осуществления инвестиционной деятельности на территории
Российской Федерации только после перевода средств, находящихся на
указанных счетах, на счета типа "И", открытые на имя того же нерезидента.

      Для осуществления инвестиционной деятельности в Российской Федерации
нерезиденты открывают специальные инвестиционные рублевые счета типа "И" в
российских банках.
      Эти счета открываются на имя нерезидентов-хозяйствующих субъектов,
банков и иных кредитных учреждений, международных организаций, граждан.
Через счета типа "И" осуществляются все инвестиции и реинвестиции на
территории России в рублях, а также покупка иностранной валюты за рубли в
связи с репатриацией доходов, полученных в результате инвестиционной
деятельности на российской территории.
      На имя одного нерезидента может быть открыт только один рублевый счет
типа "И" в одном из российских банков.
      На данные счета могут зачисляться;
      - выручка в рублях от продажи иностранной валюты на внутреннем рынке
России в порядке, устанавливаемом Банком России;
      - поступления в виде дивидендов по акциям, процентов по паевым и
долевым вкладам, а также иных доходов, полученных в результате распредения
прибыли (доходов) резидента - предприятия, учреждения, организации;
      - суммы возврата из федерального и местных бюджетов, а также от
резидентов-продавцов объектов приватизации и иных объектов иностранных
инвестиций, средств по расчетам по сделкам купли-продажи вышеуказанных
объектов и средств, ранее перечисленных в качестве задатка по этим сделкам;
      - суммы штрафных санкций, взыскиваемых по сделкам купли-продажи
объектов приватизации и иных объектов иностранных инвестиций;
      - поступления сумм, оставшихся от реализации активов ликвидированных
предприятий после удовлетворения требований кредиторов;
      - суммы от реализации акций, паевых и долевых вкладов, являющихся
объектами иностранных инвестиций на российской территории;
      - поступления сумм компенсаций стоимости объектов, принадлежащих
нерезиденту-владельцу счета и национализированных либо реквизированных в
случае и порядке, предусмотренном российским законодательством, а также
убытков, причиненных нерезиденту - владельцу счета в результате принятия
законодательных актов России или в результате действий органов
государственной власти, прекращающих право собственности на принадлежащие
ему объекты иностранных инвестиций или препятствующих осуществлению этого
права;
      - другие поступления.
      На рублевые счета типа "И" средства зачисляются только в безналичном
порядке. Запрещается зачисление на эти счета средств, полученных в кредит в
рублях, начисление и выплата процентов по остаткам на счетах типа "И",
переводы с рублевых счетов типа "Т" на счета типа "И", а также на рублевые
корреспондентские счета  банков-нерезидентов и на счета типа "Т", открытые
на имя других владельцев-нерезидентов.
      Средства с рублевых счетов типа "И" по распоряжению владельцев счетов
могут использоваться для:
      -  покупки иностранной валюты на внутреннем российском рынке, после
уплаты налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
      -  платежей по сделкам купли-продажи объектов иностранных инвестиций
( в том числе объектов приватизации );
      - платежей по сделкам купли-продажи ценных бумаг с номиналом в
иностранной валюте; акций с номиналом в рублях; ценных бумаг с номиналом в
рублях (кроме акций с номиналом в рублях), выпущенных резидентами со сроком
до погашения от даты заключения соответствующей сделки более одного года;
государственных ценных бумаг с номиналом в рублях со сроком до погашения от
даты заключения соответствующей сделки более одного года;
      -  переводов сумм задатка на счет продавца ( том числе на счет
соответствующего фонда имущества для участия в конкурсе ( аукционе ) по
приобретению объектов приватизации ) в связи со сделками купли-продажи
объектов иностранных инвестиций;
      -  уплаты штрафных санкций, предусмотренных договорами купли-продажи
объектов иностранных инвестиций и российским законодательством;
      -  выплаты комиссионного вознаграждения банку, осуществляющему
обслуживание по счету типа "И";
      -  переводов на рублевый счет типа "Т", открытый на имя того же
владельца-нерезидента.
      Расчеты по счетам типа "И" по сделкам приватизации могут вестись
всеми нерезидентами, кроме юридических лиц-нерезидентов с российским
участием, в уставном капитале которых доля России, местных органов
российской государственной власти, общественных организаций-резидентов
превышает 25%.
      Банки-нерезиденты не могут осуществлять расчеты в рублях по
операциям, связанным с иностранными инвестициями в России ( в том числе
связанным с приватизацией ), через  свои рублевые корреспондентские счета в
банках России как за счет и по поручению их клиентов-нерезидентов, так и за
счет собственных средств.
      Российские банки могут также "открывать рублевые счета физическим
лицам-нерезидентам для зачисления их личных доходов и оплаты текущих
рублевых расходов во время проживания в России. С рублевых счетов
физические лица-нерезиденты не могут оплачивать расходы, связанные с
инвестиционными операциями, в том числе со сделками по приватизации".* В
целом режим рублевых счетов физических лиц-нерезидентов аналогичен режиму
рублевых счетов физических лиц-резидентов России.
----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------
      * Письмо Банка России от 28 мая 1996 года № 02-196.
II.2.   Валюту можно подразделять, конечно с определенной долей условности,
на различные виды по следующим основаниям.

      По принципу принадлежности валюта делится на:
      - национальную ( золотая, серебряная, бумажная );
      - иностранную ( золотая, серебряная, бумажная );
      - международную ( региональная ) коллективную ( СДР, арабский динар,
андское песо и другие );
      - резервную ( иностранная валюта в Центральных банках стран как
резерв платежа ).
      В настоящий период выпускаемые в некоторых странах ( или выпущенные
ранее)  золотые или серебряные монеты  имеют в основном значение для
коллекционирования, так как в качестве валюты используются только бумажные
деньги.
      Особо следует выделить резервную ( ключевую ) валюту - иностраннную
валюту, в которой Центральные банки других государств накапливают и хранят
резервы для международных расчетов по внешнеторговым операциям и
иностранным инвестициям.
      Первоначально в роли резервной валюты выступал английский фунт
стерлингов, игравший господствующую роль в международных расчетах.
Решениями конференции в Бреттон-Вудсе ( США, 1944 год ) наряду с фунтом
стерлингов в качестве международной платежной и резервной валюты стал
использоваться доллар США, который занял вскоре доминирующее положение в
международных расчетах. К резервной валюте относятся также марка Германии,
швейцарский франк, японская иена. Тем не менее, на долю доллара США
приходится более половины валютных резервов.
      Резервная валюта означает конвертируемость соответствующей
национальной валюты, достаточную устойчивость ее курса, благоприятствующий
правовой режим использования этой валюты в других странах и в международном
обмене. Страны, валюта которых используется как резервная, получают
определенные выгоды при получении внешних займов, импорте товаров,
располагают предпочтительными условиями для осуществления
внешнеэкономической экспансии. Однако, использование национальных валют
отдельных стран в качестве резервных приходит в противоречие с
интернационализацией хозяйственной жизни, закономерным услилением
экономической взаимозависимости. Это создает объективные предпосылки для
превращения в резервную валюту международных коллективных валютных единиц.
      Важнейшую часть валютных резервов государства составляют
централизованные запасы золота и иностранной валюты, международных валютно-
платежных средств, резервной валюты страны, помещенные в Международном
валютной фонде.
      Составной частью валютных резервов государства являются запасы
золота, хранящиеся в банковской системе страны и в иностранных банках. Они
пополняются прежде всего за счет добычи золота. Данные о добыче и запасах
золота являются важной экономической информацией, представление которой
предусмотрено правилами Международного валютного фонда для стран-участниц.
      В настоящее время официальные валютные резервы Российской Федерации
представлены валютными резервами Цетрального  банка и Правительства России.
И та и другая части валютных резервов находятся в основном на счетах и в
оперативном управлении Банка России. Источниками формирования валютных
резервов России являются как внешние источники, то есть заемные средства
правительства, полученные от международных финансовых организаций и
иностранных государств, так и внутренние. Последние представляют собой
средства, полученные ранее Банком России от российских экспортеров в виде
обязательной продажи экспортной валютной выручки на внутреннем валютном
рынке Российской Федерации, а также в результате операций  Банка России на
открытом рынке. Следует отметить особо то обстоятельство, что все имеющиеся
официальные валютные резервы были созданы и накоплены в России за период с
1992 года, поскольку, являясь правопреемником Госбанка СССР, Банк России
стал обладателем отрицательных валютных резервов.
      Резервная политика Центрального банка Российской Федерации
определяется в основном регулированием валютного курса рубля. С этих
позиций достаточно легко выделить "направления и цели управления валютными
резервами:
      - объем валютных резервов, находящихся в распоряжении Банка России,
должен быть адекватен ситуации на внутреннем валютном рынке. Учитывая
значительные конъюнктурные колебания рынка, их возможную продолжительность,
а также исходя из накопленного опыта Центрального банка в области
регулирования обменного курса рубля, критическим показателем общего объема
валютных резервов Банка России может быть цифра, близкая к 1 миллиарду
долларов США;
      - большая часть валютных резервов Банка России должна поддерживаться
в ликвидной и сверхликвидной формах. Валютные интервенции на межбанковском
рынке и валютных биржах могут состояться только при условии их
обеспеченности необходимыми наличными средствами.*

      Международная валюта, включая также региональные валюты, используется
при расчетах среди членов международных союзов, международных фондов или
региональных союзов.

      Другим основанием классификации валюты является сфера и режим
применения, в зависимости от  которого валюта подразделяется на свободно
конвертируемую, частично конвертируемую и неконвертируемую ( замкнутую).
      Свободно конвертируемая валюта - это денежные единицы, свободно и
неограниченно обмениваемые на другие иностранные валюты и международные
платежные средства, в любой форме и во всех видах операций.
      В период действия золотого стандарта конвертируемой автоматически
становилась та валюта, которая могла свободно обмениваться на золото. После
отмены золотого содержания всех валют  в начале 70-х годов конвертируемость
понимается как способность свободно продаваться и покупаться, обмениваться
по действующему валютному курсу, использоваться для создания различного
рода финансовых активов.
      Международный валютный фонд одобряет и дает согласие на использование
валюты той или  иной страны в качестве свободно конвертируемой. Это
означает, что свободно конвертируемая валюта может быть использована во
всех видах международных банковских и финансовых операций как резидентами,
так и нерезидентами. В настоящее время 10 валют признаны полностью
конвертируемыми, причем пяти из них Международный валютный фонд в 1976 году
присвоил квалификацию "свободно используемые валюты", подчеркивая тем
самым, как бы высший уровень их конвертируемости. В эту категорию входят :
доллар США, немецкая марка, фунт стерлингов Великобритании, японская
иена,французский франк. Эти валюты наиболее активно используются в
международных расчетах,  всегда   имеются   в   достаточном    количестве
на   мировом   валютном   рынке    и накапливаются в валютных резервах
стран мира. Режим функционирования свободно конвертируемой валюты на
практике означает отсутствие каких-либо валютных ограничений.
----------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------
      * Рышков Д.А. "Управление государственными валютными резервами" //
Деньги и кредит. 1995. № 10.
      Степень конвертируемости валюты находится в прямой зависимости от
экономического потенциала страны, масштабов ее внешнеэкономической
деятельности, устойчивости внутреннего денежного обращения, степени
развития национальных товарных и денежных рынков и рынков капитала. Кроме
того, необходимым условием поддержания конвертируемости является постоянное
участие Центрального банка страны в валютных интервенциях для удержания
курса своей национальной валюты к доллару США или к какой-то определенной
"корзине" иностранных валют на оптимальном уровне.

      Частично конвертируемая валюта - это национальная валюта стран,
конвертируемость которых в той или иной степени ограничена для определенных
держателей, а также и по отдельным видам обменных операций. Этот вид валюты
обменивается только на некоторые иностранные валюты и используется не во
всех внешнеторговых сделках. В эту группу входят валюты большинства
развитых и развивающихся стран. Степень конвертируемости определяется
государством в специальных законодательных актах. Законом устанавливается
порядок и перечень иностранных валют, на котрые может обмениваться
национальная валюта, а также количественное выражение такого обмена,
разрешается купля-продажа валюты на валютных рынках, указывается круг
субъектов таких сделок. Закон также регулирует круг и степень ограничения
валютообменных операций, условия и порядок их осуществления. Прежде всего
это касается внешнеторговых сделок, купли-продажи валюты, открытия валютных
счетов.
      В зависимости от широты круга лиц и операций, связанных с
использованием валюты, выделяют также понятие внешней конвертируемости
(ограниченной), которая распространяется только на иностранных физических и
юридических лиц и только в текущих ( а чаще всего - лишь во внешнеторговых
) расчетах .
      Существует также понятие  внутренней конвертируемости национальной
валюты, под которым подразумевают возможность для граждан и организаций
страны - резидентов производить покупку иностранной валюты за национальную
и оплачивать внешнеторговые сделки без ограничений. Без солидных инвестиций
в иностранной валюте, особенно на начальной стадии внедрения, внутренняя
конвертируемость невозможна.

      Неконвертируемая ( замкнутая ) валюта - это национальная валюта,
функционирующая в пределах одной страны и не подлежащая обмену на другие
иностранные валюты. К замкнутым валютам относятся валюты стран, которые
устанавливают различные ограничения и запреты на покупку и продажу
иностранной валюты, на ввоз и вывоз национальной и иностранной валюты, а
также применяют иные меры валютного регулирования. Основные причины
валютных ограничений - нехватка валюты, давление внешней задолженности,
тяжелое состояние платежных балансов. Нужно отметить, что в большинстве
стран-членов Международного валютного фонда распространены некоторые
валютные ограничения, связанные прежде всего с международными расчетами по
текущим операциям, а также с движением инвестиций. Еще более  широкое
применение валютные ограничения получили в странах, вступивших в МВФ
недавно. Это, в первую очередь, страны Восточной Европы , государства СНГ.

      При осуществлении валютных операций возникла необходимость выделения
определенных терминов, характеризующих положение и функциональную роль той
или иной валюты, используемой в этих операциях. С этой точки зрения в
валютных отношениях используют следующие термины: валюта цены ( валюта
сделки ), валюта платежа, валюта кредита, валюта погашения кредита, валюта
векселя, валюта клиринга и другие.

      Валюта цены ( также называется валютой сделки ) - это одно из
условий, наряду с валютой платежа, которые обычно согласовываются между
экспортером и импортером и фиксируются во внешнеторговом контракте, и
обозначает денежную единицу, в которой выражена цена товара во
внешнеторговом контракте. Валютой цены может быть валюта экспортера или
кредитора, а также валюта третьих стран или какая-либо международная
расчетная единица. Соглашение о валюте цены контракта осуществляется с
целью страхования риска изменения курса валюты платежа.

      Валюта платежа - это валюта, в которой происходит фактическая оплата
товара во внешнеторговой сделке или погашение международного кредита. В
этом качестве может выступать любая валюта, согласованная между
контрагентами.

      Валюта кредита указывает денежную единицу, в которой предоставляются
экспортные кредиты. Выбор валюты кредита является предметом переговоров
сторон.

      Валюта кредита может не совпадать с валютой погашения. При таком
несовпадении в кредитном договоре предусматривается порядок пересчета одной
валюты в другую.

      Валюта клиринга используется при осуществлении межправительственных
соглашений об обязательном зачете встречных требований и обязательств,
вытекающих из стоимостного равенства товарных поставок и оказываемых услуг
(клиринг). При расчетах по клирингу валюта платежа совпадает с валютой
клиринга.

      Еще один термин - валюта векселя означает денежную единицу, в которой
выставлен вексель. Обычно во внутреннем обороте векселя выставляются в
валюте данной страны, а в международном обороте - в валюте страны должника,
кредитора либо третьей страны.

      Наконец, можно отметить еще одно основание, по которому можно
подразделять валюты. Речь идет о взаимосвязи валютного курса и положения
валюты на валютном рынке.

      В валютообменных операциях и международных сделках часто используется
такое определение валюты, как "слабая" и "сильная" валюта. Причем эти
термины применяются часто к валютам, которые никак не назовешь слабыми на
международном уровне. Так, традиционно, в Европейском Союзе "сильными"
валютами признанно считаются: германская марка, английский фунт стерлингов,
швейцарский франк, голландский гульден, а "слабыми" - французский франк,
итальянская лира, бельгийский франк. На мировом валютном рынке расстановка
валют несколько иная: "сильными" валютами считаются американский доллар,
германская марка, английский фунт стерлингов, японская иена, швейцарский
франк, голландский гульден, а все остальные валюты по отношению к ним
рассматриваются как "слабые".*
      Часто в валютных отношениях применяют термин "мягкая" и "твердая"