Дефицит бюджета и государственный долг в переходной экономике России

ОГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ    3


ГЛАВА 1     4


БЮДЖЕТНАЯ  СИСТЕМА  ГОСУДАРСТВА   4


ФОРМИРОВАНИЕ  БЮДЖЕТА  В  СТРАНАХ  С  РАЗВИТОЙ  РЫНОЧНОЙ


ЭКОНОМИКОЙ  И  В  РОССИИ    5


ГЛАВА 2     9


ПОНЯТИЕ  И  ФОРМЫ  БЮДЖЕТНОГО  ДЕФИЦИТА, его основные виды   9

  ЦИКЛИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА     9
  СТРУКТУРНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА     12
  ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА    14
  ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14
  КВАЗИФИСКАЛЬНЫЙ  ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА     15

ГЛАВА 3     18


способы финансирования дефицита государственного бюджета     18


Проблема финансирования дефицита государственного


бюджета в переходной экономике    24


ГЛАВА 4     31


ДВЕ  ТОЧКИ  ЗРЕНИЯ  НА  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ     31

  БЮДЖЕТНОЕ  ОГРАНИЧЕНИЕ  ГОСУДАРСТВА   33
  ПОТРЕБИТЕЛИ  И  БУДУЩИЕ  НАЛОГИ 34

внешний ДОЛГ России    36


ЗАКЛЮЧЕНИЕ  41


СПИСОК  использованной ЛИТЕРАТУРЫ 43



ВВЕДЕНИЕ


         Значительное  общественное  внимание  в  последние  годы  уделялось
изменениям дефицита государственного  бюджета.  Правительство  нашей  страны
всеми силами старалось уменьшить его и ликвидировать вообще. Что же  это  за
понятие и почему оно так влияет на экономику?  В  своей  курсовой  работе  я
постараюсь ответить на этот вопрос. Россия считается  страной  с  переходной
экономикой,  т.к. до сих пор окончательно не перешла к рыночной экономике.
        Целью моей курсовой работы является рассмотрение причин  образования
дефицита   государственного   бюджета,   его   зависимость    от    величины
государственного долга, его влияние на экономику страны, а  также  выявление
путей его уменьшения и устранения вообще.
    В моей курсовой работе шесть глав. В первой главе я попыталась  описать
бюджетную систему государства, ее структуру и формирование  государственного
бюджета как в странах с развитой рыночной экономикой, так и у нас в  России.
Во второй главе  я  характеризую  основные  виды  дефицита  государственного
бюджета  и  причины  их  возникновения.   В   данной   главе   анализируются
циклический   дефицит   государственного   бюджета,   структурный   дефицит,
операционный, первичный и квазифискальный дефицит государственного  бюджета.
Наряду с теоретическим  анализом  даются  статистические материалы, а  также
связанные с этим допустимые  меры  бюджетно-налоговой  политики.  В  третьей
главе «Проблемы и способы финансирования дефицита  государственного  бюджета
в переходной экономике» рассматриваются  такие   пути  преодоления  дефицита
государственного  бюджета  как  монетизация  бюджетного  дефицита,   внешнее
долговое финансирование,  внутреннее  долговое  финансирование.  Оцениваются
положительные и отрицательные стороны каждого из них.  Эта  глава  посвящена
проблемам  переходной  экономики,  связанным  с  дефицитом  государственного
бюджета. В ней рассматриваются долгосрочная и краткосрочная напряженность  в
бюджетно-налоговой сфере и ее причины, проблемы увеличения уровня  налоговых
поступлений   и   обслуживания    государственного   долга,    аннулирования
квазифискальных операций, а  также  утверждается  необходимость  структурной
бюджетной реформы. В четвертой главе рассматриваются  две  точки  зрения  на
государственный долг, а также влияние существования как внутреннего,  так  и
внешнего долга на бюджет страны в целом. А также идет  речь  о  существующем
внешнем  долге  России  и  о  влиянии  его  на  экономику  страны  в  целом,
перспективы его сокращения и погашения. И  последним  разделом  моей  работы
является заключение, содержащее выводы  по  всей  работе  с  заключительными
выводами.
      Я   выбрала  эту тему   курсовой   работы,  во-первых,    потому   что
она  близка  и  интересна  мне  как  будущему   экономисту,   а   во-вторых,
потому  что  я  считаю  ее    жизненно   важной    для    экономики    любой
страны.  По   моему   мнению,   без    сбалансированного    государственного
                   бюджета трудно достичь макроэкономической стабильности  и
примером этому являются практически все страны бывшего Союза. Если же  нашей
стране удастся принять доходный бюджет и добиться снижения  государственного
долга, то это поможет выйти из кризиса не только  нам,  но  и  всем  странам
СНГ.

Глава 1.


Бюджетная система государства


    Бюджетная  система  страны   представляет   собой   сложный   механизм,
характеризующий   особенности   взаимоотношений   государства   и    местных
органов  власти.
    Структура   бюджета   страны    зависит    от    её    государственного
устройства.   В   странах,   имеющих   унитарное    устройство,    бюджетная
система  имеет  как  бы   двухъярусное  построение   -   государственный   и
местный    бюджеты.    В    странах    с    федеративным     государственным
устройством  (США,  ФРГ к ним относится и  Россия)   имеется   промежуточное
звено   -   бюджеты   штатов,   земель,  регионов  и   соответствующих    им
административных  образований.
    Бюджет  любого  уровня   представляет   собой   централизованный   фонд
денежных  ресурсов,  которыми  располагает  и  распоряжается   правительство
  страны   или    администрация    конкретной    территории.   К    бюджетам
территории  относятся:   бюджеты   крупных   регионов  -   штатов,   земель,
департаментов;   бюджеты   местных    органов    управления    -    городов,
графств,  районов  и  т.  д.
    Структурно,  любой  бюджет  включает  две  части:  доходы  субъекта   и
его  расходы.
    Расходы  показывают  направление  и  цели  бюджетных  ассигнований.  По
   своей    структуре    расходные     статьи,     например     государства,
подразделяются  на  расходы  по  государственному  управлению,  на   военные
  расходы,   расходы   на   социально-экономические   цели,    расходы    на
хозяйственную   деятельность   государства,   расходы    на    осуществление
внешнеэкономической  деятельности.
    Расширение  функций  государства  сопровождается  тем,   что   масштабы
государственных     расходов     увеличиваются     темпами,      значительно
превышающими   темпы   роста   ВНП.   Например,   в   США    государственные
расходы  в  ХХ  столетии  выросли  более  чем   в   350   раз.   Только   за
период   с   1980   по    1989    годы    расходы    федерального    бюджета
увеличились  в  два  с  лишним  раза  (с   433,5   млрд.   дол.   до   877,2
млрд.  дол.).
    К   числу   важнейших   статей   государственных   расходов   относятся
затраты,  связанные   с   созданием   наиболее   благоприятных   предпосылок
для  функционирования  производственных  секторов   экономики.   Всё   более
значительное   место   занимают   и    расходы    на    создание    объектов
социальной  инфраструктуры,  в   первую   очередь   -   на   образование   и
здравоохранение.
    Значительный  удельный  вес  продолжают   занимать   военные   расходы.
Рассматривая  военные  расходы,  необходимо  учитывать  не  только   прямые,
  но   и   косвенные   затраты,   к   числу   которых   относятся    выплаты
процентов  по  военным   долгам,   пенсии   и   пособия   инвалидам   войны,
ветеранам  и  т.  д.
    Важной  составной  частью  финансовой  системы   государства   являются
местные   бюджеты.   За   счёт   их   расходов   финансируются,   в   первую
очередь,   объекты   коммунальной   собственности,   строительство    дорог,
школ,   развитие   средств   связи,   а   также   жилищное    строительство.
Бюджеты  местных   органов   власти   используются   также   на   социально-
культурные   нужды,   содержание   объектов   здравоохранения,   поддержания
экологического  равновесия.
    Доходы  государственного  бюджета  состоят,   в   первую   очередь,  из
налогов, собранных как  центральными,  так  и  местными   органами   власти,
государственных    займов,    а    также    поступлений    так    называемых
внебюджетных   и   целевых   фондов.    Создание    такого    рода    фондов
обусловлено   необходимостью   мобилизации   крупных   финансовых   расходов
для    конкретных    целей,    прежде    всего,     социально-экономического
характера.    К    числу    их     относятся     социальное     страхование,
строительство    дорог,    охрана    окружающей    среды,    подготовка    и
переподготовка  рабочей  силы   и   многое   другое.   Число  их   постоянно
растет,  примером  этому  может  служить, к  сожалению,  не  наш  бюджет,  а
федеральный  бюджет  США,  в  рамках  которого   насчитывается   свыше   800
подобных  фондов.


ФОРМИРОВАНИЕ  БЮДЖЕТА  В  СТРАНАХ  С  РАЗВИТОЙ  РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКОЙ  И  В
РОССИИ


    Государственные  финансы,  в  которые   входят   бюджеты   центрального
правительства,  местных  органов  власти  всех  уровней,  а  в  ряде   стран
  и   некоторые    внебюджетные   фонды,   -   важнейшая   составная   часть
хозяйственного  механизма  развитых  стран.  Это  тот   рычаг,   с   помощью
которого   правительство   оказывает   огромное    воздействие    на    весь
процесс  производства   и   распределения.   Бюджетная   система   выполняет
при  этом  три  функции:
      1.  фискальную  -  через  изъятие  налогов  обеспечивает  необходимые
          ресурсы  для  правительственной   деятельности,   то   есть   для
         покрытия  расходов  на   военные,   экономические   и   социальные
         программы,  а  также  на  существование  аппарата  управления;
      2.    экономического    регулирования    -    налоги    и     расходы
         используются     как     рычаги      управления      хозяйственной
         деятельностью     и     осуществления      определённых      целей
         экономической  политики  (стабилизации  экономики,  стимулирования
          её  роста,  структурных  сдвигов  и  т.  п.);
      3.   выравнивания  доходов  -  то  есть  перераспределения   доходов,
             благодаря  прогрессивной  системе  налогообложения  и  системе
           трансфертных   платежей,   мало   обеспеченным   и   безработным
         гражданам,  инвалидам,  детям,  отсталым  регионам  и  т.  п.
    Главная   особенность   стран   с   рыночной   экономикой   состоит   в
том,  что  с  помощью  бюджета  финансируются  по  преимуществу  только   те
 общественные  потребности  или  сферы  народного  хозяйства,  где   частное
 предпринимательство  и  рыночные  отношения  не   работают   или   работают
плохо,  а  также  те  сферы,  где  требуется  защита   интересов   отдельных
слоёв  общества  или  населения  в  целом.
    Бюджетные   расходы   идут   на    такие    основные    статьи,    как:
содержание     вооружённых     сил     и     государственного      аппарата;
финансирование   социальной    инфраструктуры    (социальное    обеспечение,
здравоохранение,  просвещение,  наука  и  пр.);  финансирование   хозяйства;
 выплата  процентов  по  государственному  долгу.
    Соотношение   между   этими   глобальными   категориями    определяется
многими    факторами:    социальной    и    экономической    структурой    в
конкретной  стране,  долей   государственного   сектора,   историческими   и
политическими  традициями,   общей   стратегией   регулирования   экономики.
Сравнительная   характеристика   структуры   бюджетных   расходов   в   США,
Японии,   ФРГ   и   Англии   в   конце   80-х   -    начале    90-х    годов
представлена   в   таблице  (т.к.  некоторые  виды  расходов   опущены,   то
приведенные    суммы    отличаются    от    показателя    «все    расходы»).

                                                        Таблица 1 (15, с.44)

                Государственные расходы по функциям в % к ВВП