Дефицит бюджета и государственный долг в переходной экономике России
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 4
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА 4
ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКОЙ И В РОССИИ 5
ГЛАВА 2 9
ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, его основные виды 9
ЦИКЛИЧЕСКИЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 9
СТРУКТУРНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 12
ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14
ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 14
КВАЗИФИСКАЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА 15
ГЛАВА 3 18
способы финансирования дефицита государственного бюджета 18
Проблема финансирования дефицита государственного
бюджета в переходной экономике 24
ГЛАВА 4 31
ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 31
БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 33
ПОТРЕБИТЕЛИ И БУДУЩИЕ НАЛОГИ 34
внешний ДОЛГ России 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ 43
ВВЕДЕНИЕ
Значительное общественное внимание в последние годы уделялось
изменениям дефицита государственного бюджета. Правительство нашей страны
всеми силами старалось уменьшить его и ликвидировать вообще. Что же это за
понятие и почему оно так влияет на экономику? В своей курсовой работе я
постараюсь ответить на этот вопрос. Россия считается страной с переходной
экономикой, т.к. до сих пор окончательно не перешла к рыночной экономике.
Целью моей курсовой работы является рассмотрение причин образования
дефицита государственного бюджета, его зависимость от величины
государственного долга, его влияние на экономику страны, а также выявление
путей его уменьшения и устранения вообще.
В моей курсовой работе шесть глав. В первой главе я попыталась описать
бюджетную систему государства, ее структуру и формирование государственного
бюджета как в странах с развитой рыночной экономикой, так и у нас в России.
Во второй главе я характеризую основные виды дефицита государственного
бюджета и причины их возникновения. В данной главе анализируются
циклический дефицит государственного бюджета, структурный дефицит,
операционный, первичный и квазифискальный дефицит государственного бюджета.
Наряду с теоретическим анализом даются статистические материалы, а также
связанные с этим допустимые меры бюджетно-налоговой политики. В третьей
главе «Проблемы и способы финансирования дефицита государственного бюджета
в переходной экономике» рассматриваются такие пути преодоления дефицита
государственного бюджета как монетизация бюджетного дефицита, внешнее
долговое финансирование, внутреннее долговое финансирование. Оцениваются
положительные и отрицательные стороны каждого из них. Эта глава посвящена
проблемам переходной экономики, связанным с дефицитом государственного
бюджета. В ней рассматриваются долгосрочная и краткосрочная напряженность в
бюджетно-налоговой сфере и ее причины, проблемы увеличения уровня налоговых
поступлений и обслуживания государственного долга, аннулирования
квазифискальных операций, а также утверждается необходимость структурной
бюджетной реформы. В четвертой главе рассматриваются две точки зрения на
государственный долг, а также влияние существования как внутреннего, так и
внешнего долга на бюджет страны в целом. А также идет речь о существующем
внешнем долге России и о влиянии его на экономику страны в целом,
перспективы его сокращения и погашения. И последним разделом моей работы
является заключение, содержащее выводы по всей работе с заключительными
выводами.
Я выбрала эту тему курсовой работы, во-первых, потому что
она близка и интересна мне как будущему экономисту, а во-вторых,
потому что я считаю ее жизненно важной для экономики любой
страны. По моему мнению, без сбалансированного государственного
бюджета трудно достичь макроэкономической стабильности и
примером этому являются практически все страны бывшего Союза. Если же нашей
стране удастся принять доходный бюджет и добиться снижения государственного
долга, то это поможет выйти из кризиса не только нам, но и всем странам
СНГ.
Глава 1.
Бюджетная система государства
Бюджетная система страны представляет собой сложный механизм,
характеризующий особенности взаимоотношений государства и местных
органов власти.
Структура бюджета страны зависит от её государственного
устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная
система имеет как бы двухъярусное построение - государственный и
местный бюджеты. В странах с федеративным государственным
устройством (США, ФРГ к ним относится и Россия) имеется промежуточное
звено - бюджеты штатов, земель, регионов и соответствующих им
административных образований.
Бюджет любого уровня представляет собой централизованный фонд
денежных ресурсов, которыми располагает и распоряжается правительство
страны или администрация конкретной территории. К бюджетам
территории относятся: бюджеты крупных регионов - штатов, земель,
департаментов; бюджеты местных органов управления - городов,
графств, районов и т. д.
Структурно, любой бюджет включает две части: доходы субъекта и
его расходы.
Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. По
своей структуре расходные статьи, например государства,
подразделяются на расходы по государственному управлению, на военные
расходы, расходы на социально-экономические цели, расходы на
хозяйственную деятельность государства, расходы на осуществление
внешнеэкономической деятельности.
Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы
государственных расходов увеличиваются темпами, значительно
превышающими темпы роста ВНП. Например, в США государственные
расходы в ХХ столетии выросли более чем в 350 раз. Только за
период с 1980 по 1989 годы расходы федерального бюджета
увеличились в два с лишним раза (с 433,5 млрд. дол. до 877,2
млрд. дол.).
К числу важнейших статей государственных расходов относятся
затраты, связанные с созданием наиболее благоприятных предпосылок
для функционирования производственных секторов экономики. Всё более
значительное место занимают и расходы на создание объектов
социальной инфраструктуры, в первую очередь - на образование и
здравоохранение.
Значительный удельный вес продолжают занимать военные расходы.
Рассматривая военные расходы, необходимо учитывать не только прямые,
но и косвенные затраты, к числу которых относятся выплаты
процентов по военным долгам, пенсии и пособия инвалидам войны,
ветеранам и т. д.
Важной составной частью финансовой системы государства являются
местные бюджеты. За счёт их расходов финансируются, в первую
очередь, объекты коммунальной собственности, строительство дорог,
школ, развитие средств связи, а также жилищное строительство.
Бюджеты местных органов власти используются также на социально-
культурные нужды, содержание объектов здравоохранения, поддержания
экологического равновесия.
Доходы государственного бюджета состоят, в первую очередь, из
налогов, собранных как центральными, так и местными органами власти,
государственных займов, а также поступлений так называемых
внебюджетных и целевых фондов. Создание такого рода фондов
обусловлено необходимостью мобилизации крупных финансовых расходов
для конкретных целей, прежде всего, социально-экономического
характера. К числу их относятся социальное страхование,
строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и
переподготовка рабочей силы и многое другое. Число их постоянно
растет, примером этому может служить, к сожалению, не наш бюджет, а
федеральный бюджет США, в рамках которого насчитывается свыше 800
подобных фондов.
ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ И В
РОССИИ
Государственные финансы, в которые входят бюджеты центрального
правительства, местных органов власти всех уровней, а в ряде стран
и некоторые внебюджетные фонды, - важнейшая составная часть
хозяйственного механизма развитых стран. Это тот рычаг, с помощью
которого правительство оказывает огромное воздействие на весь
процесс производства и распределения. Бюджетная система выполняет
при этом три функции:
1. фискальную - через изъятие налогов обеспечивает необходимые
ресурсы для правительственной деятельности, то есть для
покрытия расходов на военные, экономические и социальные
программы, а также на существование аппарата управления;
2. экономического регулирования - налоги и расходы
используются как рычаги управления хозяйственной
деятельностью и осуществления определённых целей
экономической политики (стабилизации экономики, стимулирования
её роста, структурных сдвигов и т. п.);
3. выравнивания доходов - то есть перераспределения доходов,
благодаря прогрессивной системе налогообложения и системе
трансфертных платежей, мало обеспеченным и безработным
гражданам, инвалидам, детям, отсталым регионам и т. п.
Главная особенность стран с рыночной экономикой состоит в
том, что с помощью бюджета финансируются по преимуществу только те
общественные потребности или сферы народного хозяйства, где частное
предпринимательство и рыночные отношения не работают или работают
плохо, а также те сферы, где требуется защита интересов отдельных
слоёв общества или населения в целом.
Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как:
содержание вооружённых сил и государственного аппарата;
финансирование социальной инфраструктуры (социальное обеспечение,
здравоохранение, просвещение, наука и пр.); финансирование хозяйства;
выплата процентов по государственному долгу.
Соотношение между этими глобальными категориями определяется
многими факторами: социальной и экономической структурой в
конкретной стране, долей государственного сектора, историческими и
политическими традициями, общей стратегией регулирования экономики.
Сравнительная характеристика структуры бюджетных расходов в США,
Японии, ФРГ и Англии в конце 80-х - начале 90-х годов
представлена в таблице (т.к. некоторые виды расходов опущены, то
приведенные суммы отличаются от показателя «все расходы»).
Таблица 1 (15, с.44)
Государственные расходы по функциям в % к ВВП