Инфляция

ИНСТИТУТ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ


                                   предмет


                           "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ"

                                    тема
                                  инфляция



                               1997/98 уч. Год


                                  ИНФЛЯЦИЯ.



    Инфляция - явление связанное с движением денег. Она не  приносит  ничего
положительного  экономике.  Инфляция  понижает   производительность   труда,
вынуждает государство проводить  принудительные  мероприятия  по  подавлению
или  хотябы  уменьшению  инфляции.  Иногда,  преднамеренно  спровоцированная
инфляция  может   вызвать   активность   на   товарном   рынке,   расширение
производства и т.д. Но это имеет краткосрочный эффект.
    В общем  виде  инфляция  -  это  обесценивание  денег.  Она  может  быть
например  денежная  (обесценивание  денег  по  весу  и  качеству),  монетная
(например когда  в  России  были  выпущены  в  обращение  медные  деньги  по
номиналу серебряных). В настоящее время под инфляцией понимается  наличие  в
обращении избыточной денежной  массы.  Главной  формой  проявление  инфляции
является  длительное,  устойчивое  неравновесие  рынка,  которое  становится
макроэкономическим.  Обычно  сопровождается  ростом  цен.  У  экономики  нет
врожденной защиты от инфляции также как нет и механизма ее подавления.
     Антиинфляционное  регулирование   -   постоянно   действующая   функция
государства.

Причин инфляции множество, их можно разделить на внутренние и внешние.
внутренние причины:
1. Нарушение законов денежного обращения, когда общая сумма денежной и
  товарной массы не сбалансирована. Эту зависимость можно описать при
  помощи уравнения (Ирвина Фишера):
МО=РеQ,      где
М - денежная масса;
О - скорость оборота денежной единицы;
Р - уровень цен товаров (услуг);
еQ - сумма цен товаров (услуг).
2. Деформация экономической структуры, которая выражается в отставании
  отраслей производства потребительских товаров от развития тяжелой
  промышленности.
3. Монополизм экономики, позволяющий накручивать затраты, увеличивать цены
  при снижении качества товара.
4. Психологические факторы. Если инфляционная политика сформировалась, то
  она действует устойчиво и длительно.
внешние причины:
 1. Сокращение поступления от внешней торговли;
 2. Отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного баланса;
 3. Падение мировых цен на ресурсы;
 4. Неблагоприятная конъюктура на рынке зерновых;
 5. Увеличение внешнего долга;
 6. Импорт превышает экспорт.

    Для количественного подсчета инфляции используют следующие, основные
показатели:
количество лет необходимое для удвоения уровня цен, которое определяется по
«правилу величины 70: Т=70/Р,  где
  Т - приблизительное количество лет, необходимое для удвоения темпов
инфляции;
  Р  - темп ежегодного увеличения уровня цен ( в %%).
индекс - относительный показатель, характеризующий соотношение цен во
времени (ИПЦ - индекс потребительских цен).
ВНП-дефлятор - расчитывается как отношение номинального к реальному ВНП.

    По формам проявления различают два основных вида инфляции: открытую и
подавленую.
    В условиях открытой инфляции имеет место рост цен. Открытая инфляция
проявляется прежде всего в форме адаптивных ожиданий, которые связаны с
деформацией психологии потребителей и производителей. Также открытой
инфляции свойственна взаимосвязь издержек и цен (инфляция издержек).
Формой проявления открытой инфляции выступает инфляция спроса (увеличение
совокупного спроса).
    Подавленая инфляция возникает в условиях административного подавления
цен. Например:
временное замораживание темпов роста цен и зарплаты;
установление высших верхних пределов роста цен и доходов;
поддерживание пропорций между темпами роста зарплаты и производительности
труда;
тотальное планировае цен.
При таком регулировании происходит разрушение рыночного механизма.
     Таким образов, если главное проявление открытой инфляции - рост цен,
то подавленой - скрытый товарный дефицит.
    Высокая и неконтролируемая инфляция оказывает отрицательное воздействие
на всю социально-экономическую ситуацию в стране.

Цель антиинфляционной политики в стране заключается в том чтобы снизить
темпы роста цен и сделать инфляцию управляемым процессом.

                     Долгосрочная политика государства.

     Среди мер антиинфляционного воздействия государства на экономику
важнейшим выступает гашение инфляционных ожиданий. Другим неотьемлимым
компонентом антиинфляционной стратегии выступает долгосрочная денежная
политика, которая предполагает введение жестких лимитов на ежегодные
приросты денежной массы.
    Задачей антиинфляционной стратегии является также сокращенеи бюджетного
дефицита с перспективой его полной ликвидации путем увеличения налогов,
сокращения расходов государства или сочетания первого и второго способа.

                  Краткосрочная антиинфляционная политика.

     Антиинфляционная тактика дает два варианта воздействия на экономику:
либо увеличить предложение на товарном рынке при постоянном спросе, либо
сократить спрос без соответствующего падения предложения.
    Первый вариант предполагает:
1. повышение уровня товарности экономики;
2. формирование новых рынков;
3. приватизация государственной собственности;
4. массированый потребительский импорт и частичная реализация
  государственных стратегических запасов.
    Второй вариант антиинфляционной тактики ставит целью повышения нормы
сбережений и уменьшение уровня их ликвидности.
    Также можно провести и денежную реформу, но это нежелательно поскольку
она сама по себе требует значительных финансовых средств.
                                 Литература.


Г.К. Трофимова «Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица»,
Москва - 1995.